«Инклюзивное обучение на уроках фортепиано в ДШИ»

хапаева юлия петровна

В любом обществе есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это люди, имеющие отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. В разные времена в зависимости от конкретных культурно исторических условий отношение к этой категории людей было самым различным. Сегодня отношения между государством, обществом и людьми с ограниченными возможностями меняются на глазах. Дорога в ВУЗы, среднеспециальные учебные заведения и общеобразовательные школы становится более открыта. В прямом и переносном смысле. В поисках новых подходов к образованию лиц с ограниченными возможностями может стать развитие инклюзивной модели образования в ДШИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inklyuzivnoe_obuchenie_na_urokah_fortepiano_v_dshi.doc65.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Инклюзивное обучение на уроках фортепиано в ДШИ»

Преподаватель по классу фортепиано

МАУДО «Детская школа искусств» городского округа Кашира» .

Хапаева Юлия Петровна

В любом обществе есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это люди, имеющие отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. В разные времена в зависимости от конкретных культурно исторических условий отношение к этой категории людей было самым различным. Сегодня отношения между государством, обществом и людьми с ограниченными возможностями меняются на глазах. Дорога в ВУЗы, среднеспециальные учебные заведения и общеобразовательные школы становится более открыта. В прямом и переносном смысле. Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся посещать не только общеобразовательные школы, но также получать дополнительное образование в школах искусств, художественных школах. В последнее время заметно вырос интерес к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Музыка оказывает большое эмоциональное воздействие, способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия. Занятия музыкой способны помочь детям-инвалидам увидеть, услышать, почувствовать все многообразие музыки, помочь им раскрыть свои творческие способности.

В поисках новых подходов к образованию лиц с ограниченными возможностями может стать развитие инклюзивной модели образования в ДШИ. На сегодняшний день с принятием федеральных государственных требований в отрасли «Культура» есть такая строка – «Реализация учебного процесса по индивидуальному творческому маршруту». С появлением в классе ребенка с ограниченными возможностями у преподавателя возникает необходимость поиска более эффективных способов организации процессов обучения и воспитания. Воспитывая ребенка с ОВЗ, преподаватель должен быть уверен в своих действиях, уверен в том, что каждое слово (или показ) дойдет до ученика и даст нужный результат. Работа с ребенком-инвалидом связана с обостренной наблюдательностью и чуткостью: необходимо не только предельно ясно слышать игру ребенка и замечать движения рук, но и видеть все изменения выражения его лица, поведения, самочувствия. Сочетание большой чуткости и симпатии к ученику, умение мобилизовать волю ученика, сочетание терпения и выдержки является основой успешного воспитательного воздействия.

 Основной формой организации образовательного процесса является индивидуальное занятие, продолжительность которого 35-40 минут в зависимости от состояния здоровья ребенка. Особенность организации образовательного процесса – индивидуальный подход к ребенку, учитывая его эмоциональное и физическое состояние, настроение, отношение к предмету и преподавателю. Задача преподавателя – приобщить ребенка к миру музыки.

В начале работы разрабатывается коррекционно-развивающий маршрут, определяемый тремя основными взаимосвязанными компонентами:

- систематическим отслеживанием динамики психического развития учащего в процессе обучения;

- созданием социально-психологических условий для развития и успешности обучения учащегося; - созданием специальных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии учащегося (в рамках специального образовательного компонента).

 Отметим основные направления коррекционно-развивающего маршрута.

1. Диагностика (индивидуальная) – выявление наиболее важных особенностей развития, поведения и психического состояния ребенка, которые должны быть учтены в процессе сопровождения, с целью выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития.

2. Профилактика – разработка конкретных рекомендаций родителям по оказанию помощи в вопросах обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

3. Развивающая работа – формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

 4. Психологическое просвещение (детей и родителей) – формирование потребностей в психологических знаниях, желание использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития. Каждый ребенок с ОВЗ имеет свои специфические отклонения в развитии. Поэтому, прежде чем приступить к планированию работы, необходима консультация родителей. Именно мама подскажет, что ребенок в данный момент испытывает при необходимости совершить тот или иной комплекс движений, укажет границы физических возможностей. Только после этого становится реальным определить цель учебного процесса и выбор средств ее достижения.

 Целый ряд рефлексов и навыков, являющихся для здорового ребенка стандартными и незаметными для выполнения, для ребенка с ОВЗ становятся сложно выполнимыми. Ребенок с серьезным поражением рук в первое время занятий не может привести в движение необходимый палец, не пошевелив, прежде всего всеми остальными и не рассмотрев их. Это влияет, в свою очередь:

 -на крайне медленный темп исполнения;

 - мышечная память развита очень слабо, поэтому уже разученный нотный текст достаточно долго может исполняться в самых разных аппликатурных комбинациях;

- игра попеременно двумя руками тормозится во время перехода мелодии от одной руки к другой, так как скорость переключения внимания и сигнал к отдыхающей руке весьма заторможен.

В первые годы обучения оказывается невозможным исполнение музыкальных произведений двумя руками одновременно даже в самых примитивных вариантах, поскольку сигнал принимает та рука, на которую ребенок в данный момент смотрит. Одновременное нажатие любых клавиш двумя руками порой вызывает напряжение всех мышц рук, плечевого пояса, спины. Становится ясным, что такой ребенок, скорее всего не сможет играть на фортепиано и одновременно смотреть в ноты. В связи со сниженным темпом работоспособности ребенка изучение программного материала не может укладываться в общие сроки, определенные для здоровых детей. Этот фактор существенно влияет как на структурное построение занятий, так и на выбор методов обучения, на их оптимальное сочетание на уроке.

Таблица структурного построения урока и объема программного материала (в сравнении для здорового ребенка и ребенка с ОВЗ в % соотношении)

Виды деятельности (начальный этап обучения)

Здоровый ребенок

Ребенок с ОВЗ

1

Слушание музыки (развитие музыкального слуха)

10%

10%

2

Пение песен (под аккомпанемент педагога)

10%

10%

3

Словесное объяснение, рассказ, исполнение произведений педагогом

10%

10%

4

Игра на инструменте

50%

20%

5

Музыкально-ритмические игры

10%

20%

6

Дидактические игры

10%

30%

7

Количество освоенных произведений

12-14 произведений

6-7 произведений

В таблице приводится примерное распределение видов деятельности в течение урока. Любой фактор может внести свои коррективы, как то: плохое самочувствие ребенка, усталость, неприятность, случившаяся в школе, семье, с друзьями. Тем не менее, из таблицы видно, что основными видами деятельности на уроке с детьми с ОВЗ являются дидактические игры, музыкально ритмические игры и игра на инструменте (фортепиано). В сравнении со здоровыми детьми, у которых основной вид деятельности – игра на инструменте, а остальное – дополняющее и развивающее.

Музыкальные занятия с ребенком с серьезным поражением кистей рук включают следующие разделы:

  • -логопедические упражнения на развитие речи;
  • - пение;
  • обучение музыкальной грамоте,
  • слушание музыки,
  • музыкально - ритмические упражнения и игры,
  • обучение игре на фортепиано,
  • пальчиковые игры.

Во время пения идет работа над развитием артикуляционного аппарата: проводится артикуляционная гимнастика, дидактические игры на развитие голоса, органов дыхания, мимических групп мышц. Эти упражнения стабилизируют нервную деятельность, способствуют решению проблем в речевом плане. Пение обогащает ребёнка новыми впечатлениями, развивает инициативу, самостоятельность и одновременно корректирует активность психических процессов. Пение на уроке учит организации дыхания, тренирует и разрабатывает артикуляционный аппарат, переносит внимание с трудновыполнимого движения, несколько облегчая его.

Слушание музыки обогащает внутренний мир ребенка - инвалида, пробуждает в нем способность к сопереживанию, сочувствию, действует успокаивающе, расслабляюще или наоборот, - побуждает к действию и активности в зависимости от настроения и характера музыкального произведения, учит ребенка мыслить, фантазировать, творить.

Присутствует в занятиях и игра на фортепиано, которая способствует развитию мелкой моторики, координации движений, слуха ритмического, тембрового, звуковысотного, а также укреплению памяти.

Маленький объем мышечной памяти компенсируется за счет логической, зрительной, тактильной видами памяти. На уроках фортепиано наряду с объяснением, показом, используется такесика - невербальный способ общения с помощью прикосновений – как будто играю на спине или руке обучающегося, тем самым подсказывается направление, сила, характер звукоизвлечения.

Очень сложно организовать такого ребенка в вопросах аппликатуры: что удобно обычному ребенку, неудобно именно его рукам. И хотя он готов пойти навстречу пожеланиям педагога, основанным на здравом смысле и проверенным опытом, но, в конечном счете, употребляет свою, одному ему удобную аппликатуру. Поэтому возникает необходимость адаптировать буквально каждую новую пьесу к его рукам, упрощать аккомпанемент, придумывать новую аппликатуру. Для знакомства и исполнения гамм тоже подбирается удобная (а не стандартная) аппликатура.

Регулярные занятия на фортепиано способствуют положительные сдвигам в формировании движений рук и пальцев, что отражается на улучшении почерка учащегося, развитии его навыков самообслуживания. Применение методов, описанных ниже, способствует также разработке артикуляционного аппарата и развитию речи в целом: она становится более эмоциональной и выразительной. Работа на клавиатуре и с нотным текстом способствует развитию абстрактного мышления, улучшению пространственной координации, увеличению объема произвольной памяти, что, в свою очередь, влияет на качество учебы по общеобразовательной программе:

 - Метод проблемного обучения – перед учеником ставится проблема, развивая его мыслительную активность, находчивость, смекалку и воображение.

- Метод «От музыки к технике» - сначала ребенок представляет музыкальный образ, а потом совместно с педагогом решает, какими способами и приемами раскрыть его на инструменте.

 - Метод активизации логического мышления – педагог задает наводящие вопросы, используя сравнения, обобщения. Помогает ученику сформировать понятия, научить выражать свои мысли в словах. Цель работы – достичь наиболее ясного осознания получаемой словесной и звуковой информации.

 - Метод ассоциации – это один из действенных методов развития воображения. Опора на зрительные образы предполагает сравнения, связанные с произведениями других видов искусства, картинами природы, окружающей жизни, природы. На уроках фортепиано полезно слушать звучание других музыкальных инструментов, оркестра, выразительной человеческой речи.

Детям с ОВЗ требуется особый, щадящий режим, поэтому наряду с основными формами музыкальной работы используются дополнительные методы:

 - Дыхательная гимнастика – надежное средство борьбы с усталостью, напряжением и раздражительностью. Часто усталость приходит так быстро из-за того, что организм ребенка недостаточно хорошо снабжается кислородом. Существует простой метод снятия напряжения: несколько глубоких вздохов выдохов (вздох носом, выдох ртом) дыхательная гимнастика активизирует иммунную систему и защитно-приспособленческие механизмы организма, способствуют преодолению стрессовых состояний.

 Пальчиковые игры – этот метод работы очень важный и полезный для детей с ОВЗ, поэтому остановимся на нем более подробно. Известному педагогу В.С.Сухомлинскому принадлежат слова «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые упражнения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Ценность пальчиковых игр заключается в том, что они представляют собой первый опыт исполнительского артистизма, (ребенок инсценирует рифмованные потешки, истории, сказки, стихи при помощи пальцев). В ходе игры ребенок, повторяя движения преподавателя, активизирует моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Конечно же, не обойдены на уроке ни эстетический, ни эмоциональный компоненты. Последнему отводится первостепенная роль. Современные психологи утверждают, что матерью учения является отнюдь не повторение, а эмоциональное подкрепление. Многократный механический повтор может снизить или "убить" интерес и инициативу и в результате сделать весь процесс обучения малоэффективным. Положительные эмоции, радость  и удовлетворение от происходящего творческого процесса поддерживают интерес к занятиям, коррекционный компонент урока проходит для ребенка незаметным.

Для создания на уроке атмосферы эмоционального удовольствия очень важны личностные качества преподавателя: доброжелательность, соучастие, оптимизм, чувство юмора, искренность — все то, что не может быть проявлено формально.

Длительное, терпеливое и систематическое использование представленных в работе приемов, разнообразных методик со временем приводит к реальным результатам.

Доказано, что музыка как фактор сильного эмоционального возбуждения благотворно влияет на организм в целом, ведь 12 звуков гаммы гармонично связаны с двенадцатью системами нашего организма. Так как музыка включает в себя и звуки, которые можно услышать, и колебания звуковых волн, которые можно почувствовать, то звуковые сигналы, приходя в состояние сильной вибрации (резонанса), соответствующие физическим характеристикам какого-либо  органа, оказывают стимулирующее действие на него. Работать с детьми-инвалидами очень трудно. Собирая по крупицам малые успехи ребенка, педагог и родителями от души радуются им как большим невероятным достижениям. Но самое главное - повышается степень свободы ребенка по отношению к окружающему миру, растет его оптимизм, вера в свои силы, и таким образом происходит его адаптация в обществе.

Хочется ещё сказать, эти дети всё могут и всё умеют, но делают это по-своему. И это нужно понять, принять, подстроиться... И тогда совсем не будет страха в обучении таких детей.

ЛИТЕРАТУРА

 1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М.:Музыка, 2012. – 288 с.

2. Алехина С.В., Семаго Н.Я., Фадина А.К. Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.

3. Баренбойм Л. Путь к музицированию. – СПБ: Советский композитор, 1979. 352 с.

4. Дубровина И., Андреева А. Психокоррекционная развивающая работа с детьми. – М.: Академия, 2003. – 144 с.

 5. Как научить играть на рояле. Первые шаги/ сост. С.Грохотов. – М.: Классика-XXI. 220 с.

6. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты-XXI век, 2004. – 496 с.

 7. Скрыпник И. Логоритмические занятия // Дошкольное воспитание. – 1996. - №5-9.

 8. Сорокина Н. Коррекционные речевые игры, упражнения и сценки. Издательство: Институт общегуманитарных исследований, 2010. – 256 с.

9. Тургенева Э.Ш., Малюков А.Н. Развитие музыкально-творческих навыков. Пианист-фантазер. Часть 1 – М.: Владос, 2002. – 96 с.

10.Фатеева Е. Пальчиковые игры. – Тольятти, 2008. 11. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе. – М., Классика XXI. 2009. – 176 с.