Методическое сообщение на тему "Работа над развитием памяти и слуха на уроках сольфеджио".

Мережко Елена Владимировна

Методы работы на уроках сольфеджио.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Городовиковская детская школа искусств»

Городовиковского районного муниципального образования

Республики Калмыкия

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

 на тему:

«Работа над развитием памяти и слуха на уроках сольфеджио»

Выполнила Мережко Е.В.

Преподаватель теоретических дисциплин

Г. Городовиковск

2019г.

      Сольфеджио ошибочно относят к предметам «теоретическим», хотя его теоретическая часть играет роль грамматики в сольфеджио, а предмет сольфеджио является предметом сугубо «практическим», как и игра на каком-либо  музыкальном инструменте.

Сольфеджио способствует развитию слуха, музыкальной памяти, ритма и общей музыкальной грамотности.

Основой сольфеджио является слух. Следовательно, начиная с первых уроков в 1 классе до выпускного, необходимо особое внимание уделять развитию слуховых навыков.

  Слуховой аппарат, как и всякий человеческий орган способен развиваться в том случае, если его систематически подвергать активной тренировке. Успешней всего музыкальный слух развивается при помощи пения, поэтому с первых уроков необходимо добиваться чистоты интонирования исполнения упражнений.

     На первом этапе обучения предмету сольфеджио очень важно вызвать у детей интерес к этому предмет, чем в значительной степени облегчится воспитание их внимания и сосредоточенности во время занятий.

   Развитие музыкального слуха у детей на уроках сольфеджио важная задача, но не единственная. На уроках сольфеджио ученик должен развиваться многосторонне. Он должен научиться: слушать, слышать, думать, запоминать, анализировать свои впечатления передать их.

        Начиная с первых же уроков в 1 классе и до конца учебного года необходимо развивать у учащихся ясное представление о движении мелодии вверх и вниз, о её постепенном и скачкообразном движении.

Необходимо эту работу проводить и на уроках по специальности, обращая внимание учащихся во время игры на движение мелодии вверх, когда рука движется вверх и наоборот. Это быстрее помогает ученику правильно ассоциировать движения мелодии с движением руки.

       Полезно также проделывать такое упражнение: пропевая гамму в медленном темпе вверх и вниз. Одновременно производить запись нот. Этот способ хорош тем, что не только движение руки будет совпадать с направлением мелодии, но это единство действия закрепиться ещё и зрительным впечатлением. В дальнейшем такие же упражнения можно будет проделывать с записью не сложных мелодий.

       При пении мажорных гамм. А затем минорных, для выработки чистоты интонирования и осмысленного пения, следует обратить внимание на расположение в них полутонов и объяснить, что нижний звук полутона нужно петь с напряжением к повышению. Обратить внимание на сильное тяготение 7 ступени к тонике. При изучении устойчивых и неустойчивых ступеней гаммы и их взаимосвязи, очень полезно пропевать неустойчивые ступени с разрешением в устойчивые, а затем петь их в разбивку.

      Пропевание устойчивых ступеней в разбивку должно основываться на звуках тонического трезвучия. Пропевание тех или иных ступеней вразбивку должно быть осознанным, следовательно, прежде чем спеть ту или иную ступень, нужно её услышать в уме, а затем уже петь вслух.

       Такие ладовые упражнения очень развивают внутренний слух, вырабатывают внимание  и являются ключом для чтения с листа и правильной записи диктанта. Кроме того, они ускоряют развитие координации слуха с голосом.

       При обучении сольфеджирования с листа учеников 1-го и 2-го классов необходимо сделать предварительный разбор сольфеджируемой мелодии: разобрать её мелодический и ритмический рисунок, скачки в мелодии и их направление, пропеть ступени, между которыми образовались скачки, чтобы ученики при сольфеджировании мелодии заранее знали какие именно трудности и в каких местах мелодии их ожидают.

   Необходимо детям такого метода сольфеджирования придерживаться и при домашнем сольфеджировании.

      Позволить себе проиграть мелодию на инструменте можно только тогда. Когда она пропета учеником раза 3-4 и понята им. И чтобы убедиться в правильности её интонирования и исправить ошибки в интонировании.

      Такой метод сольфеджирования мелодии с листа развивает в учениках умение анализировать мелодию, которую они должны воспроизвести голосом и устраняет причины пения наобум. Кроме осознанного ладового представления нот мелодии как определённых ступеней данной тональности и умения быстрого воспроизведения их звуковысотности, необходимо воспитать в учениках умение видеть и охватывать мысленно весь мотив, т.е. научить его видеть и слышать мелодию в перспективе, что даёт ученику возможность не просто воспроизводить голосом записанные на нотной бумаге знаки, но и петь её выразительно, осмысливая её художественную ценность.

     Борьба за ладовое воспитание слуха должна распространяться также и на интонирование интервалов и аккордов, как и тональности, так и от нот.

Если вы даёте задание пропеть в данной тональности, какие – либо интервалы или аккорды, ученики, сначала зрительно представив себе их расположение в данной гамме, должны осознать какие ступени, входят в данное созвучие, уметь расслышать в уме звучание этих ступеней и только тогда они смогут правильно пропеть данные интервалы или аккорды.

            Каждый аккорд, взятый в арпеджированном виде уже, представляет собой музыкальный мотив. И всё-таки, если ученик не будет представлять себе его строение, а при пении диссонирующих аккордов и их разрешения, то запомнить их звучание тоже чрезвычайно трудно. Всё это лишний раз подтверждает необходимость ладового воспитания слуха, как основы всего музыкального воспитания будущих музыкантов.

      Наряду с развитием мелодического слуха, необходимо вырабатывать у учеников и хороший гармонический слух. Начиная со звучания 1- 2  звуков, взятых в гармонической форме и постепенно увеличивая количество звуков и созвучий.

  1. Способ. Брать на инструменте 1-2 звука, далее и больше, дав задание определять количество звуков одновременно.
  2.  Способ. Не только отвечать, сколько звуков звучит, но и пропевать их, начиная с нижнего.
  3. Способ. Преподаватель играет подряд 2-3 различных созвучий, а ученики, восстанавливая в памяти их звучания, должны определить из скольких звуков состояло каждое из этих созвучий.

    При определении на слух разного рода созвучий необходимо дать понятие ученикам о характере звучания этих созвучий.

   Для этого, прежде всего, следует разделить их на диссонирующие и консонирующие и обратить внимание детей на качественную сторону звучания того или иного созвучия.

 Для развития внимания гармонического слуха и памяти интересно проделать и такие упражнения:

  1. проиграв несколько созвучий дать задание ученикам определить место звучания какого-либо интервала или аккорда
  2. один ученик тянет какой-нибудь звук, а другой должен  к этому звуку найти и пропеть терцию или квинту, или какой – либо другой интервал.
  3. Такие упражнения особенно хорошо вырабатывают представление о характере звучания того или иного созвучия. А также в значительной степени способствует развитию внутреннего слуха мелодического и гармонического.

      Внутренний слух – это способность слышать мелодию, аккорд или интервал в уме, без помощи внешних звучаний, т.е. без пропевания вслух и без проигрывания на инструменте.

       После пропевания гаммы До мажор вслух всей группой можно:

1- пропевать её цепочкой по одной – две или три ноты. Такое пение заставит всех учеников всё время петь гамму в уме вместе с другими пока не дойдёт его очередь спеть вслух.

2- Можно пропевать гамму с пропущенными нотами, а также выученную мелодию.  Чрезвычайно активизирует внутренний слух пение мелодии «цепочкой» по одному такту, и не только слух, но и внимание.

      Пение мелодии по фразам одну вслух, а другую в уме или в виде переклички между двумя группами.

    Более сложные упражнения:

  1. пение незнакомой мелодии про себя, а потом вслух.
  2. Поётся мелодия, а затем из пропетых мелодий проигрываются отдельные такты или мотивы. Ученики должны найти проигранный такт, пропеть ноты и продолжить мелодию.
  3. Петь незнакомую мелодию про себя, а затем записать её в другой тональности.

    Очень активным средством развития музыкальной памяти, внутреннего слуха, внимания, ладового ощущения является мелодический диктант.

    Но прежде чем приступить к записи мелодических диктантов необходимо, чтобы у ученика накопился некоторый опыт звуковысотных ладовых и ритмических представлений:

1- понимание направления мелодии, которое бы ассоциировалось с движением нот на нотном стане,

2- умение отличить Поступенное движение звуков от скачкообразного, умение воспроизвести мелодию голосом на память,

3 – проанализировать в ней движение звуков и услышать её в уме,

4- умение отличить сильные доли от слабых и при помощи их чередования определить размер такта,

5- уметь с помощью дирижирования понять длительности звуков, т.е. сколько взмахов тянется данная нота или сколько звуков приходится на один взмах и на какой счёт.

     Очень полезно для воспитания сосредоточенности внимания и ясного представления направления мелодии написать диктанты с пропущенными нотами, обозначенными условными знаками, и по мере проигрывания диктанта вписать недостающие ноты.

     При переходе к самостоятельной части диктанта лучше, прежде всего настроиться в данной тональности, т.е. пропеть гамму, в ней неустойчивые звуки с разрешением и закрепиться на устойчивых ступенях, выучить мелодию диктанта наизусть, определить размер, проанализировать движение мелодии, её ритмический рисунок, определить с какой ступени начинается.

       При записи выученной мелодии по слуху одни ученики напевают её, таким образом, при помощи звуковой передачи своим голосом они усиливают свои слуховые впечатления, которые помогают им слышать последовательное движение различных ступеней данной тональности.

   Огромную роль в развитии мелодического и гармонического слуха играет и умение подбирать по слуху выученную мелодию или знакомую песню. Такая работа очень развивает и координирует представление о расстояниях между звуками лада, а также воспитывает слуховое ощущение ступеней лада.

        Подбору мелодии по слуху можно обучать двумя методами:

1 – Подбирание мелодии от заданной ноты.

2 – Перед тем как подбирать мелодию  определить её тематику, а, следовательно, и тональность, произвести ладовую настройку, а затем, подбирая, слушать ступени.

Перед преподавателем сольфеджио с самого начала стоит задача воспитания у детей осознанного отношения ко всему, что входит в сольфеджио: понимания того, что они поют или слушают.

Использованная литература:

  1. Давыдова Е. «Методика преподавания сольфеджио», М.,1995.
  2. Калугина М., Халабузарь «Воспитание творческих навыков на сольфеджио», М., 1989.
  3. Калинина Г.Ф. «Музыкальные занимательные диктанты для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ», М., 2004.
  4. Лежнёва О.Ю. «Практическая работа на уроках сольфеджио», М., «Владос»., 2003.