Методическое сообщение на тему "Диктант как форма работы на уроках сольфеджио над развитием музыкального слуха и памяти учащихся".

Мережко Елена Владимировна

Диктант как одна из форм работы по сольфеджио над музыкальной памятью и слухом учащихся.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Городовиковская детская школа искусств»

Городовиковского районного муниципального образования

Республики Калмыкия

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

 на тему:

«Диктант как форма работы на уроках сольфеджио над развитием музыкального слуха и памяти учащихся»»

Выполнила Мережко Е.В.

Преподаватель теоретических дисциплин

Г. Городовиковск

2018г

Музыкальный слух это способность чисто петь, это способность осознавать и воспринимать музыку, это любовь к музыке и способность эмоционально воспринимать её.

Н.А.Римский – Корсаков в своей книге «Статьи и заметки о музыкальном образовании» говорил о том, что музыкальный слух -  сложное явление, состоящее из целого ряда особенностей, которые в комплексе образуют музыкальные способности. Он отличает следующие особенности музыкального слуха.

1.Мелодический слух – это способность отличать правильность от неправильности в одноголосной мелодии и способность воспроизвести чисто и правильно данную мелодию.

2. высшая стадия или высший уровень музыкального слуха – это. Так называемый архитектонический слух, т. е. способность не только чисто повторять звуки. Но и понять логику построения мелодии или музыкального произведения, уметь расчленить её на отдельные построения: фразы, периоды, части в крупном произведении. Это как именно лад, т. е. взаимоотношение звуков, создаёт в нашем сознании музыкальный образ.

Одна из главных задач сольфеджио является развитие музыкальной памяти.

 Музыкальное развитие учащийся не сможет запомнить. Если не способен воспринимать высоту и длительность звуков.

Формирование музыкальной памяти начинается практически вместе с формированием музыкального слуха. Поэтому работу над музыкальной памятью на занятиях сольфеджио необходимо сочетать с развитием чувства ритма. Слуховых и Вокально – ансамблевых навыков.

Вместе с тем, в любой форме работы  по сольфеджио необходимо использовать возможность «упражнения» музыкальной памяти, будь то интонационные упражнения сольфеджирования, слуховой анализ или диктант.

Для того. Чтобы написать музыкальный диктант, нужно обладать навыками слухового анализа, иметь хороший музыкальный слух, развитое чувство метра и ритма, музыкальную память.

 Работу над музыкальным диктантом необходимо проводить систематически, начиная с небольших отрывков, несложных интонационно и ритмически, постепенно доводя диктуемый материал до периода. В качестве диктанта полезно также использовать знакомые или заранее выученные мелодии. Весь процесс записи диктанта охватывает три стадии от общего впечатления к анализу – детализации и – вновь к цельному образу. Но уже  чётко осознанному.

Разновидности диктантов:

  1. «Диктант молния». Запись такого диктанта в форме мотива или фразы происходит сразу после одного прослушивания на основе первичного слухового образа. Что заставляет сосредоточивать до предела слуховое внимание и вызывает доверие учащегося к своему слуху. «Диктанты – молнии» постепенно увеличивающиеся в размерах , способствуют расширению объёма запоминания, под которым понимается максимальная величина мелодии, запоминаемая учеником при восприятии её без разделения на части.
  2.  Зрительный диктант.  Учащимся предлагается пропеть мелодию по нотам «про себя» и запомнить её, а затем записать по памяти.

Запоминание должно быть, прежде всего, слуховым. Зрительная память, которая здесь имеет место и помогает запоминанию, должна играть вспомогательную роль. Чтобы избежать чисто зрительного запоминания, учащиеся записывают, играют на фортепиано или сольфеджируют мелодию не только в данной тональности. Но и в какой-либо другой. Если мелодия интонируется по памяти, верно, значит, запоминание не было чисто зрительным, и внутренний слух сыграл свою роль.

  1. Устный диктант. Материалом могут служить мелодии с текстом или без него. Особенностью такого диктанта является то, что он не записывается, а пропевается с дирижированием на какой- либо слог или со словами после двух – трёх проигрываний, затем сольфеджируется или исполняется на фортепиано каждым учеником. Устный диктант, как правило, проводится с предварительным анализом, активизирующим слух и память учащихся.
  2. Метроритмический диктант. Используется для развития чувства ритма, играющего важную роль в музыкальной памяти. Запоминание интонационной стороны, в этой форме диктанта отходит на второй план. Мелодии даются интонационно несложные, но с разнообразным ритмом. Учащиеся должны запомнить и воспроизвести выстукиванием только ритм. Возможна и другая форма метроритмического диктанта, учащиеся записывают мелодию, исполняемую в медленном темпе, звук за звуком, без ритма. Затем эта мелодия исполняется с определённым ритмическим рисунком, который учащиеся должны запомнить и зафиксировать в нотном тексте, оформив данную мелодию ритмически. На следующем этапе к этим же звукам даётся другой ритмический рисунок, с иным размером, и снова запоминается, прежде всего ритм.
  3. Диктант с текстом. Небольшая песня исполняется педагогом или учеником с хорошими Вокально-слуховыми данными (можно также использовать пластинки, магнитофонные записи). После предварительного анализа записывается мелодия и текст, при этом надо учитывать правила вокальной группировки, записи текста по слогам. Такая форма работы должна проводиться уже на первом этапе работы над музыкальной памятью и продолжаться с постепенным усложнением песенного материала.
  4. Аналитический диктант. Как и слуховой анализ, приучает учащихся к прослушанному восприятию и запоминанию музыкальных произведений. И хотя предварительный анализ мелодии является необходимой составной частью всех диктантов, здесь сводится более подробный и тщательный разбор всех элементов музыкальной речи. Для начала необходимо использовать диктанты с чёткой и ясной структурой. После первого исполнения диктанта учащимся предлагается определить характер мелодии, лад. Размер, после второго. Третьего – строения музыкального примера особенности развития (повторение, варьирование, секвенцирование), характерные интонационные и ритмические обороты.

 Далее учащиеся поют мелодию, на какой либо слог или сразу приступают к записи по памяти. Как и диктанты с текстом. Такие мелодии должны исполняться не только на фортепиано. но и на других инструментах, а также воспроизводиться голосом, как вокализ или со словами. При этом также используются диски, магнитофонные записи. Полезно в конце урока попросить учащихся вспомнить диктант, написанный в начале урока, а также дать задание на дом записать его по памяти с транспонированием.

  В результате проведённой подготовительной работы, увеличивается объём памяти учащихся и скорости запоминания музыкального материала, повышается прочность его сохранения в памяти. Это создаёт предпосылки для записи по памяти более сложных диктантов с меньшим количеством проигрываний.

  Освоение диктантов начинается с освоения определённых тем.

 Поступенное движение и повторность звуков;

 Ходы по звукам тонического трезвучия;

 Минорный лад и минорные тональности с одним знаком при ключе;

Опевание ступеней лада, терцовость, тональность с двумя знаками при ключе;

Разновидности минорного лада.

      Скачки в мелодии на диатонические ступени тональности;

Ритмические группы с шестнадцатыми в размерах: 2/4, 3/4, 4/4.

Движение мелодии по звукам аккордов;

    Повторность в периоде;

     Усложнение ритма и метра. Переменные лады. Периоды контрастного строения.

     Модулирующий хроматизм.

На начальном этапе написания диктанта даём много коротких устных диктантов, добиваясь воспроизведения с первого раза, позднее письменные диктанты, но записываем лишь после того, как запоминаем и можем воспроизвести диктант целиком и безошибочно.

   Кроме обычного можно применять следующие формы диктанта:

  1. Один из учеников читает нотный текст про себя, затем воспроизводит его на память на нейтральный слог, что одновременно развивает навыки чтения с листа, внутреннего слуха и музыкальной памяти, остальные, после того как запомнят и смогут повторить мелодию на инструменте и записывают.
  2.  Диктант на предслышание – педагог играет мелодию, ученики одновременно с проигрыванием поют её на нейтральный слог (такой диктант развивает способность предугадать,  предслышать дальнейшее развитие музыкального материала, что так необходимо каждому музыканту).

« Методика преподавания музыкального диктанта».

Давыдова Е.В. определяет его основные задачи:

  1. Создавать и закреплять связь видимого и слышимого, т.е. научиться слышимое делать видимым.
  2.  Развивать память и внутренний слух.
  3. Служить средством для закрепления теоретических навыков, полученный в результате других форм работы по сольфеджио и другим музыкальным дисциплинам.

Работа над диктантом предполагает следующие требования (Островский А.Л.).

  1. Каждый новый материал вводится в диктант после прочного освоения его в других формах работы по сольфеджио: интонационных и ритмических упражнений, сольфеджировании, слуховом анализе. Новые интонационные элементы даются сначала в простых мелодиях с несложным ритмом, а новые ритмические фигуры в сочетании с хорошо усвоенными интонациями.
  2. Так как диктант способствует формированию эстетического вкуса, следует использовать высокохудожественный музыкальный материал.
  3. Для преодоления слуховой инерции, а также для расширения слуховых представлений необходимо широко применять произведения разных жанров, стилей, эпох. С этой же точки зрения полезны диктанты в разных регистрах и тембрах с голоса, на различных инструментах. К качестве тембровых диктантов можно использовать мелодии из произведений. Изучаемых в курсе музыкальной литературы. .Например темы из 1 и 2 частей симфонии №1 П.И.Чайковского, где очень ярко звучат кларнет и гобой, романс А.С.Даргомыжского «Мне минуло 16 лет».
  4. Для осознания учащимися художественной значимости диктанта его следует играть в нужном характере и темпе. А в некоторых случаях и с аккомпанементом, который помогает более точному выявлению функциональных и метроритмических особенностей мелодии.

При исполнении следует обращать внимание на штрихи, которые нужно фиксировать при записи, а также на инструментальную и вокальную группировку.

  1. Работу над диктантом лучше проводить в начале урока, когда учащиеся более внимательны. Что для диктанта особенно важно. Подготовительную работу к данному диктанту можно провести на предыдущем уроке и дать в качестве домашнего задания. Это может быть пение каких-либо мелодических оборотов, анализ элементов в данном упражнении, ритмические творческие задания.
  2. Диктант писать только по памяти. Для этого необходимо:

1) в момент исполнения учащиеся должны только слушать и запоминать, но не писать;

2) время написания диктанта строго регламентировать (младшие классы 10-15 мин., старшие 20-25мин.).

3)ограничить число проигрываний  (8-10 в зависимости от уровня группы). Не следует играть. Пока не напишут все.

Стремиться е тому, чтобы учащиеся имели возможность предельно  использовать всё, что запомнили. Это способствует концентрации внимания, воли, развитию памяти.

Перед тем как приступить к записи. Учащиеся должны прослушать диктант 3 раза. Иногда целесообразно увеличить количество проигрываний (5-6 раз) до того, как учащиеся приступят к записи, и сократить соответственно качество проигрываний в процессе записи. Таким образом, письменному диктанту предшествует устный.

  1. Любому диктанту должен предшествовать подробный анализ. Который проводится с помощью педагога или самостоятельно вслух.

Анализ: форма в целом и её составные разделы, границы фраз, функциональное значение каденций, типы мелодического движения, наличие секвенций, интонационные элементы, пройденные ритмы.

При анализе педагог должен направлять мысль учащихся, указывая, что следует определять при каждом прослушивании.

Первое прослушивание: стиль, характер, жанр, форма в целом, лад;

Второе прослушивание границы предложений, фраз, размер такта;

Третье прослушивание – интонационные и ритмические особенности.

Контролировать и направлять учащихся следует и в процессе записи. Помогая понять и исправлять ошибки, учитывая индивидуальные особенности, обращая внимание на слабые стороны учащихся.

  1. Запись диктанта производится эскизно, отмечая наиболее запоминающиеся части. Обороты, для чего ещё до записи следует определить количество тактов и нанести их на нотную строчку.

Высоту звука следует записывать вместе с ритмическим рисунком, так как ритм не отделим от интонационной выразительности, и способствует лучшему осознанию и запоминанию мелодических оборотов.

  1.   Чтобы диктант способствовал развитию внутреннего слуха, пропевать его нужно мысленно, а не вслух.
  2. При прослушивании диктанта нужно обязательно дирижировать. В момент записи Дирижирование можно заменить тактированием.
  3. Так как состав группы  обычно бывает «пёстрый», то трудные диктанты нужно чередовать с более лёгкими, чтобы слабые учащиеся тоже могли полностью произвести запись, тогда как в сложных диктантах для них это не всегда доступно (можно давать задание записать только отдельные части диктанта).
  4.  Все диктанты выучиваются наизусть, чтобы накапливался слуховой багаж, и транспонируются устно, за фортепиано и письменно.

Выученные наизусть диктанты полезно снова записать по памяти, восстановив весь процесс анализа и записи.

Транспонировать нужно, не механически перенося звуки мелодии на тон или иной интервал, а на основе анализа, ладового осмысления ступеней. Полезно это делать по памяти.

Основные формы диктанта:

 1. устный

 2.письменный

 3.зрительный

 4. самодиктант

1. Устный диктант - одна из важнейших форм, с которой начинается работа  над диктантом в младших классах. Устный диктант - наиболее действенное средство развития музыкальной памяти. Это:

1) диктант- молния или «минутка». Небольшая попевка в размере одной фразы, которая проигрывается только один раз. За урок можно дать 2-3 таких диктанта. Материалом может служить сборник Н.Ладухина «1000 примеров музыкального диктанта»

  Такие же диктанты может сочинять сам педагог, используя пройденные обороты.

 2) диктант – «по памяти», имеющий форму периода, но простой, по интонациям и ритму. Эта форма предлагается в методических пособиях как письменный диктант, который записывается после трёх проигрываний.

Такого рода диктанты предлагаются в сборнике Ж.Металлиди.

Цель этих диктантов – не только развитие памяти и внутреннего слуха, но и повторение элементов, пройденных в предыдущие годы.

  3) Устный диктант «полнометражный» - по степени трудности равный письменному, проигрывается 8-10 раз.

 В процессе обдумывания устных диктантов можно следить за ходом мысли учащихся, проверяя их по столбице или на немой клавиатуре, чтобы не отвлекать от работы всю группу. Любой устный диктант можно потом записать либо в классе. Либо дома в качестве домашнего задания.

2. Письменный диктант имеет разновидности. Показательный диктант проводится учителем на доске. Такой тип диктанта полезен при переходе к записи новых элементов.

Но показательный диктант должен быть одновременно и диктантом с предварительным анализом и эскизным.

Одной из разновидности эскизного диктанта является диктант по фразам, когда учащимся предлагается записать выборочно какую либо фразу, представляющую наибольший интерес или наибольшую трудность. Есть также проверочные диктанты, которые разбираются учащимися самостоятельно (обычно на контрольных уроках).

3.Зрительный диктант – вижу- слышу – пишу (визуально – сенсорно – моторная связь).

   В качестве материала для зрительного диктанта могут быть использованы любые мелодии, прочитанные с листа, а так же ранее выученные песни, упражнения. А в старших классах темы из произведений, изучаемых по музыкальной литературе.

      4. Самодиктант – это прежде всего форма домашней работы. Учащиеся записывают по памяти знакомые мелодии  в произвольных тональностях. Это могут быть песни, выученные в классе, или мелодии популярных песен. исполняемых по радио.

Диктант следует записывать, не прибегая к помощи инструмента. Эту форму в старших классах можно усложнить: сначала учащиеся сольфеджируют мелодию, играя при этом аккомпанемент; затем мелодия анализируется с точки зрения интонации и тонального плана, анализируется и аккомпанемент (функциональное значение аккордов);

После этого учащимся предлагается транспонировать мелодию, сольфеджируя её (спеть нотами), вместе с аккомпанементом. В классе можно записывать мелодии произведений, пройденных по специальности. Эта форма диктанта воспитывает у учащихся более точное слуховое внимание к интонационной стороне музыкальных произведений, изучаемых в классах по специальности.

       Своеобразной формрй самодиктанта являются и различного рода творческие задания, которые очень полезны и в младших и в старших классах.

  1. Сочинение ответных фраз;
  2. Сочинение мелодии на текст;
  3. Сочинение мелодии на заданный ритмический рисунок;
  4.  Сочинение в определённом жанре (вальс, марш, народная песня и т.п.);
  5. Вариации;
  6. Сочинение второго голоса;
  7. Подбор аккомпанемента с различными типами фактуры;

   Существуют и другие виды диктанта: ритмический, интервальный, аккордовый, но они являются не основными, а вспомогательными формами диктанта.

1.Если в младших классах темп работы довольно медленный и новый материал вводится с большой постепенностью, то в старших классах даётся значительно больше нового материала, и нет возможности подолгу задерживаться на каком -  либо разделе;

2. В старших классах завершается работа над чистой диатоникой, и вводятся внутритональные хроматизмы, модуляции и отклонения, значительно усложняется ритм (сложные виды синкоп, группы со слигованными нотами, сложные и смешанные размеры и т.д.).

3. Начиная с 5 класса, усложняется форма диктанта и его размеры (от 4 до 8-10 тактов).

Н. Долматов предлагает до середины 5 класса писать 4-х тактовые диктанты, так как музыкальная память у детей ещё не достаточно развита и им трудно направлять внимание одновременно на интонационные, ритмические и формообразующие элементы. И только с 5 класса он считает целесообразным расширить объём диктанта.

                    Таким образом, основные задачи диктанта:

1.Создавать и закреплять связь видимого и слышимого.

2. Развивать память и внутренний слух.

3.Служить средством для закрепления теоретических и практических навыков. Полученных в результате других форм работы по сольфеджио и другим музыкальным дисциплинам.

                   Использованная литература:

  1. Давыдов  Е. Методика преподавания сольфеджио. – М.: Музыка, 1993.
  2. Жакович В. Готовимся к музыкальному диктанту. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
  3. Кондратьева И. Одноголосный диктант: Практические рекомендации. – СПб: Композитор, 2006.
  4. Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. – М.: Музыка, 1989.
  5. Оськина С. Музыкальный слух: теория и методика развития и совершенствования. – М.: АСТ, 2005.