ДООП в области музыкального искусства "Фортепиано", учебный предмет "Музыка и окружающий мир"
Данная программа составлена на основе методических разработок по предмету «Слушание музыки» Е.Г.Кругликовой и Н.А.Царевой, многие идеи программы созвучны с методикой Л.Ю.Акимовой и О.А.Владимировой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_i_okruzhayushchiy_mir.docx | 41.32 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ им.А.В.ЛИВНА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАМА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»
Учебный предмет «МУЗЫКА И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Срок реализации программы: 4 года
(возраст обучающихся 10 – 12 лет)
Автор составитель Сутыркина О.А. преподаватель теоретических дисциплин МАОДО «ДШИ им.А.В.Ливна»
п.г.т. Излучинск 2018г.
Информационная карта программы
Название программы | «Музыка и окружающий мир» |
Автор – составитель программы | Сутыркина Ольга Александровна |
Уровень программы | Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа |
Подуровень программы | Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа |
Тип программы | Адаптированная. Данная программа составлена на основе методических разработок по предмету «Слушание музыки» Е.Г.Кругликовой и Н.А.Царевой, многие идеи программы созвучны с методикой Л.Ю.Акимовой и О.А.Владимировой. |
Образовательная область программы | Профильная |
Направленность программы | Художественная |
Возрастной уровень реализации программы | 10 – 12 лет |
Форма реализации программы | Групповая |
Продолжительность реализации программы | 4 года |
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Одной из дисциплин, способствующих музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, является «Музыка и окружающий мир». Этот предмет вводит учащихся в тайны музыкального творчества и окружающий мир, направлен на изучение навыков художественного мышления, позволяющих в дальнейшем самостоятельно анализировать услышанную музыку. Предмет «Музыка и окружающий мир» даёт возможность узнать больше классической музыки с раннего возраста, позволяет развить эмоциональность, отзывчивость на музыкальные звуки, способность выразить свои впечатления от музыки словами, что в конечном итоге способствует духовному совершенствованию ребенка и развитию его интеллекта.
Принимая во внимание особенности эмоционального восприятия музыки детьми, а именно – непроизвольное сопровождение музыкального произведения различными телодвижениями, процесс обучения был дополнен играми, объединяющими музыку, движение и речь (или пение). Игровой характер музыкально-двигательных упражнений (этюдов) сделал процесс обучения непроизвольным, более естественным, и, конечно, интересным для детей. Музыкально-релаксационные «минутки» позволили практически освоить новый материал в ненавязчивой и психологически комфортной форме.
Данная программа составлена на основе методических разработок по предмету «Слушание музыки» Е.Г.Кругликовой и Н.А.Царевой, многие идеи программы созвучны с методикой Л.Ю.Акимовой и О.А.Владимировой.
Срок реализации учебного предмета «Музыка и окружающий мир» и форма проведения учебных аудиторных занятий
Программа четырёхлетнего курса обучения рассчитана на 35 часов в год, что соответствует образовательным стандартам по преподаванию предмета «Музыка и окружающий мир» в ДШИ. Урок проводится один раз в неделю с учащимися 1-4 класса всех специальностей, в форме групповых занятий численностью от 4 до 10 человек. Продолжительность урока – 40 минут (1 час).
Преобладающая форма уроков – это уроки-беседы. В зависимости от содержания темы, уроки могут проводиться в виде: урок-сказка, урок-воспоминание, урок-исследование и т.д.
Цель и задачи учебного предмета
- приобщать и развивать у детей интерес к шедеврам мировой классики; к музыкальным занятиям; развивать музыкальный слух, музыкальную память, образное и ассоциативное мышление, воображение
- формировать эмоциональную отзывчивость и интеллектуальный отклик в процессе слушания
- освоить круг теоретических понятий
- создать базу для последующего освоения и приобщения к музыкальному искусству
- воспитывать музыкальный вкус; нравственных и эстетических чувств: любви к человеку, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству
Методическое обеспечение рабочей программы и учебного процесса
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации данной программы необходимо следующее материально-техническое обеспечение:
-телевизор; видеомагнитофон; музыкальный центр;
-фортепиано; доска.
Наглядные пособия:
-портреты зарубежных композиторов (комплект)
-портреты русских композиторов (комплект)
-репродукции картин русских художников
- использование видеозаписей
- использование фонохрестоматии
II. Содержание учебного предмета
I год обучения
№ темы | Название темы | Количество часов |
I четверть | ||
1. | Вводная беседа о музыке. Что такое музыка? | 1 |
2. | Композиторы, писавшие музыку для детей. В.Я. Шаинский | 1 |
Е.П.Крылатов | 1 | |
Г.И. Гладков«Бременские музыканты» | 1 | |
Б.Савельев «Кот Леопольд» | 1 | |
С.А.Губайдулина «Маугли» | 1 | |
М. И. Дунаевский «Мэри Поппинс» | 1 | |
Контрольный урок | 1 | |
II четверть | ||
3. | Понятие о выразительных возможностях элементов музыкальной речи: звуки шумовые и музыкальные; динамика; регистр; темп; лад | 3 |
4. | Мелодия и её выразительные свойства. | 2 |
5. | Голоса музыкальных инструментов: а) скрипка и виолончель; б) альт и контрабас, | 2 |
Контрольный урок | 1 | |
III четверть | ||
5. | Голоса музыкальных инструментов: а) флейта и фагот; б) гобой и кларнет; в) валторна и труба; г) литавра и барабан; д) фортепиано и клавесин | 3 |
6. | Музыкальные инструменты – герои сказки С .Прокофьева «Петя и волк» | 1 |
7. | Фантастические, сказочные персонажи в музыке | 2 |
8. | Сказочные образы в творчестве Н.А.Римского-Корсакого «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане» | 4 |
Контрольный урок | 1 | |
IV четверть | ||
9. | Сказочные образы в творчестве П.И.Чайковского «Щелкунчик», «Спящая красавица» | 2 |
10. | Человеческий голос - самый первый музыкальный инструмент. | 1 |
11. | Жанры вокальной музыки. | 3 |
Контрольный урок. Устный опрос. | 1 | |
Контрольный урок. Музыкальная викторина. | 1 | |
ИТОГО | 35 часов |
II год обучения
№ темы | Название темы | Количество часов |
I четверть | ||
1. | Музыкальные жанры: песня, танец, марш | 2 |
2. | Марш. Различные виды маршей. | 2 |
3. | Танцевальная музыка. Танец старинный, народный | 3 |
4. | Жанры песни, марша, танца в характеристике образа: а) А.Рыбников «Волк и семеро козлят»; б) Л. Половинкин «Золотой ключик» | 2 |
Контрольный урок | 1 | |
II четверть | ||
5. | Детский фольклор | 2 |
6. | Времена года в народном календаре. | 2 |
7. | Зима. Обряды и песни. Масленица. | 2 |
Контрольный урок | 1 | |
III четверть | ||
8. | Весна. Народные обряды и песни. Веснянки. | 2 |
9. | Лето. Летние праздники, обряды и песни. | 2 |
10. | Осень. Народные обряды и песни. Жатва. | 2 |
11. | Народные музыкальные инструменты | 1 |
12. | Народная песня в творчестве русских композиторов, Н.А.Римский –Корсаков, М.П.Мусоргский, М.И.Глинка | 2 |
Контрольный урок | 1 | |
IV четверть | ||
13. | Программно-изобразительная музыка: А. Вивальди «Времена года», М.П. Мусоргский «Картинки с выставки», Э. Сен – Санс «Карнавал животных», П. Бородин «Половецкие пляски» из оп. «Князь Игорь», Э. Григ музыка к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт» | 7 |
Контрольный урок. Музыкальная викторина. | 1 | |
ИТОГО | 35 часов |
III год обучения
№ темы | Название темы | Количество часов |
I четверть | ||
1. | Музыкальная форма. 1,2,3-х частная; вариация, сюита, рондо, сонатная форма | 7 |
Контрольный урок | 1 | |
II четверть | ||
2. | Жанр инструментальной музыки. Цикл. П.И.Чайковский « Времена года», Р.Шуман «Детский альбом», Р. Шуман «Карнавал», Ф. Шопен «Концерт для фортепиано с оркестром», С.В. Рахманинов «Второй концерт для фортепиано с оркестром», Л. ван Бетховен «Соната №14 «Лунная»», И.С. Бах ХТК. | 7 |
Контрольный урок | 1 | |
III четверть | ||
3. | Оперный жанр: М.И.Глинка «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин», А.П.Бородин «Князь Игорь», М.П. Мусоргский «Борис Годунов», Н.А. Римский – Корсаков «Царская невеста», П.И. Чайковский «Евгений Онегин», В.А.Моцарт «Свадьба Фигаро», Ж.Бизе «Кармен». | 10 |
Контрольный урок | 1 | |
IV четверть | ||
4. | Симфонический жанр: Й. Гайдн «Симфония №103», В.А. Моцарт «Симфония №40», Л. ван Бетховен «Симфония №5», А.П. Бородин «Богатырская симфония», П.И.Чайковский «Симфония №4», «Симфония №6». | 7 |
Контрольный урок. Музыкальная викторина. | 1 | |
ИТОГО | 35 часов |
IV год обучения
№ темы | Название темы | Количество часов |
I четверть | ||
1. | Зарубежная музыкальная культура XVII – начало XX веков. | 7 |
Контрольный урок | 1 | |
II четверть | ||
2. | Русская музыкальная культура конец XVIII – начало XIX века. | 7 |
Контрольный урок | 1 | |
III четверть | ||
3. | Музыкальная культура России первой половины XX века. | 10 |
Контрольный урок | 1 | |
IV четверть | ||
4. | Русская музыкальная культура второй половины XX века. | 7 |
Контрольный урок. Музыкальная викторина. | 1 | |
ИТОГО | 35 часов |
Содержание тем учебного курса
I год обучения
Тема 1. Вводная беседа о музыке. Что такое музыка? Сказки, легенды о музыке и музыкантах
Когда появилась музыка? Как возникла музыка? Для чего музыка нужна человеку и в чём она ему помогает? Кто такой музыкант? Кого называют исполнителем, а кого композитором? Легенды о музыкантах-исполнителях, которые усмиряли звуками музыки стихии, злых духов, приносили радость исполняемой музыкой (Садко, Орфей).
Примерный музыкальный материал:
Е.Крылатов «Откуда музыка берёт начало?»
К.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвредика»
Русская духовная музыка
Н.А.Римский-Корсаков опера «Садко»
Тема 2. Композиторы, писавшие музыку для детей.
Краткие биографические сведения о композиторах.
Примерный музыкальный материал:
В.Я. Шаинский Е.П.Крылатов Г.И. Гладков«Бременские музыканты Б.Савельев «Кот Леопольд» С.А.Губайдулина «Маугли» М. И. Дунаевский «Мэри Поппинс»
Тема 3. Понятие о выразительных возможностях элементов музыкальной речи: звуки шумовые и музыкальные; динамика; регистр; темп; лад
На первых уроках необходимо анализировать пьесы с одним главным определяющим элементом музыкальной речи. Важно не только констатировать элементы музыкального языка, но и выявлять их роль в создании музыкального образа.
Умение различать свойства звука – основа развития музыкальных способностей. Разделить все окружающие нас звуки на две важные группы: звуки шумовые и звуки музыкальные. Необходимо использовать живописные иллюстрации и стихотворения ( например, «Разные звуки» Е.Королевой). Возможно проведение игры «Звучащие картинки», в ходе которой небольшая группа детей, избегая использования слов, озвучивает сюжет предложенной иллюстрации. Задача «зрителей» - восстановить ход изображаемых событий в форме рассказа.
Динамические оттенки – музыкальные краски, один из важных секретов превращения звука. Для того чтобы развить у детей умение различать разные по силе звуки, рекомендуется выполнять специальные, развивающие эту способность игры.
«Читаем сказку»
Читать сказку (например, «Про кота Василия») с динамическими оттенками, меняя силу голоса. Заменить произношение слов «тихо», «громко», «чуть потише» и т.д. на цветное изображение («громко» - красный, «тихо» - «розовый). Вместо русских слов произносить итальянские «пиано», «форте», меняя при этом силу голоса.
«Цветное эхо». Необходимо превратить звуковое эхо в краски с помощью набора оттенков одного цвета.
«Ветерок и волны». (Лендлер. Л.Бетховен). Дети свободно располагаются по классу. Руками и телом они изображают движение волн: небольших – на piano и больших – на forte. Движения импровизированные.
Выразительные возможности регистра. Прочитать сказку Р.Кончаловской «Девочка Нина». Умение различать звуки низкого, среднего и верхнего регистров закрепляется в процессе игры «Подумай и отгадай». Ход игры: детям раздаются карточки с изображением животных (медведь, заяц, птичка). Необходимо определить, кому принадлежит мелодия.
Выразительные возможности лада рекомендуется изучать на основе сказки «О братьях Мажоре и Миноре»
Примерный музыкальный материал: М.Старокадомский «Зайчик» В.Ребиков «Медведь» М.Красев «Воробышки» Р.Ромм «Птичка» Г.Левкодимов «Тихая и громкая музыка» Э.Григ «Шествие гномов» С.Майкапар «Мотылёк» Н.Римский-Корсаков «Полёт шмеля» Л.Бетховен «Лендлер» П.Чайковский «Новая кукла», «Болезнь куклы»
Тема 4. Мелодия и её выразительные свойства
Как мелодия помогает понять характер музыкального произведения, с помощью чего она это делает (использование штрихов, регистров). В зависимости от исполнения одна и та же мелодия может показать совершенно разные характеры. Как мелодия помогает выразить чувства человека.
Примерный музыкальный материал:
А.Вивальди «Лето» из цикла «Времена года»
К.Дебюсси «Лунный свет»
С.Прокофьев «Гавот» из балета «Золушка»
Тема 5. Голоса музыкальных инструментов
Знакомство с музыкальными инструментами – важный этап на пути к музыке. Самый эффективный способ освоения инструментальных тембров – сравнение. Целесообразно сопоставлять звучания контрастных тембров: скрипка – виолончель, флейта – фагот, фортепиано – клавесин. Истории возникновения музыкальных инструментов. Желательно использование доступного интересного материала. Возможен вариант построения уроков в виде сказочного путешествия в страну Музыкальных инструментов.
Примерный музыкальный материал: К.Сен-Санс «Рондо каприччиозо» - скрипка;
К.Сен-Санс «Лебедь» - виолончель; И.С.Бах «Шутка» - флейта; П.Чайковский «Симфония №6» - соло фагота; П.Чайковский Сцена из балета «Лебединое озеро» - соло гобоя; П.Чайковский «Старинная французская песенка» - соло кларнета;
П.Чайковский «Вальс цветов» - соло валторны;
Д.Верди «Марш» из оперы «Аида» - труба; М.Равель «Болеро» - барабан; И.С.Бах «Прелюдия C-dur» - клавесин; В.А.Моцарт « Соната №11» - фортепиано.
Тема 6. Музыкальные инструменты – герои сказки С.Прокофьева
«Петя и волк»
Сопоставление героя сказки и инструментального тембра. Повторение изученных музыкальных тембров. Полезно провести игру «Чей голос звучит?» (определить звучание, подобрать необходимую иллюстрацию)
Тема 7. Фантастические, сказочные персонажи в музыке
Разговор о сказочных персонажах. Характер этих персонажей, их образ в музыке. Делать сравнительный анализ произведений с одинаковым названием.
Примерный музыкальный материал:
П.Чайковский «Баба-Яга»
А. Лядов «Баба-Яга»
М.Мусоргский «Избушка на курьих ножках»
Э.Григ «Кобольд»
М.Мусоргский «Гном»
Тема 8. Сказочные образы в музыке Н.А.Римского-Корсакова
Краткие биографические сведения о композиторе. Рассказ о музыкальном спектакле – опера. Знание сюжетов прослушанных сказок, запоминание наиболее ярких музыкальных номеров. Знать имена главных героев.
Примерный музыкальный материал:
Н.А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка».
Тема 9. Сказочные образы в музыке П.И Чайковского
Краткие биографические сведения о композиторе. Рассказ о музыкальном спектакле – балет. Знание сюжетов прослушанных сказок, запоминание наиболее ярких музыкальных номеров. Знать имена главных героев.
Примерный музыкальный материал:
П.И.Чайковский «Щелкунчик», «Спящая красавица».
Тема 10. Человеческий голос – самый первый музыкальный инструмент
Голос – самый простой инструмент, с помощью которого человек может создавать музыку. Четыре основных певческих голоса. Хоровое пение, виды хоров.
Примерный музыкальный материал:
Записи р.н.п. звучащих a capella.
В.А.Моцарт «Лакримоза»
М.П.Мусоргский «Блоха»
А.Алябьев «Соловей»
Р.н.п «Ой, да ты, калинушка»
Тема 11. Жанры вокальной музыки
Знакомство с жанрами сольной вокальной музыки – песня, романс, баллада, ария, вокализ.
Примерный музыкальный материал:
Ф.Шуберт «Лесной царь», «Форель»
А.Алябьев «Соловей»
Н.А.Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы»
С.В.Рахманинов «Вокализ»
М.И.Глинка «Попутная песня»
II год обучения
Тема 1. Музыкальные жанры
Понятие жанра. Жанр – вид музыкального искусства с определенными исторически сложившимися чертами. Первичные жанры: песня, танец, марш. Их выразительные особенности и значение. Разнообразие музыкальных жанров. Деление музыки по способу исполнения – голосом или на инструменте. Условное деление музыки на вокальную, инструментальную, вокально-инструментальную и театральную.
Примерный музыкальный материал: Марш Преображенского полка С. Прокофьев «Детская музыка» Марш, Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» Н.Римский-Корсаков Шествие царя Берендея из оперы «Снегурочка» Н.Римский-Корсаков Песни Леля из оперы «Снегурочка» Р.Паулс Колыбельная и др.
Тема 2. Марш. Различные виды маршей
При изучении темы внимание детей фиксируется на предназначении музыки в повседневной жизни и роли бытовых жанров, таких как марши, танцы. Необходимо показать разные виды маршей – детский, игрушечный, военный, траурный, сказочный. При прослушивании необходимо обратить внимание детей на жанровые признаки марша (размер, темп, ритм).
Примерный музыкальный материал: С.Прокофьев «Марш» П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков» М.Глинка «Марш Черномора» Н.Римский-Корсаков «Шествие царя Берендея» Ф.Шопен III ч. сонаты b-moll Ф.Мендельсон «Свадебный марш»
Тема 3. Танцевальная музыка. Танцы (народные, старинные, современные)
Изучая танцы, можно познакомить детей с наиболее известными европейскими танцами, такими как менуэт, вальс, полька, показать наиболее яркие образцы национальных танцев – русских (камаринская, трепак, барыня), украинских (гопак), кавказских (лезгинка), польских (полонез, мазурка). Рекомендуется показ картинок, изображающих национальные костюмы и движения. Можно разучить некоторые движения. При прослушивании необходимо обратить внимание детей на жанровые признаки танца (размер, темп, ритм).
Примерный музыкальный материал: П.Чайковский «Камаринская», «Полька» из «Детского альбома» В.А.Моцарт «Менуэт» Я.Сибелиус «Грустный вальс» Л.Боккерини «Менуэт» М.Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка» Ф.Шопен «Мазурка», «полонез A-dur» А.Рубинштейн «Лезгинка» из оперы «Демон».
Тема 4. Жанры песни, марша, танца в характеристике образа
Примерный музыкальный материал: А.Рыбников «Волк и семеро козлят» А.Половинкин «Золотой ключик»
Тема 5. Детский фольклор
(Изучая с детьми фольклор, следует вспомнить знакомые им народные праздники, обычаи, обряды. Обязательно использовать изображения народных костюмов. Рекомендуется разыгрывание обряда. Знакомство с фольклором можно предложить как путешествие по народному календарю.)
Колыбельные. Прибаутки. Потешки. Считалки. Дразнилки.
Примерный музыкальный материал: на выбор педагога.
Тема 6. Времена года в народном календаре.
Календарные даты, песни.
Примерный музыкальный материал:
на выбор педагога.
Тема 7. Зима. Обряды и песни. Масленица
Святки. Разыгрывание святочных обрядов. Рождество. Масленица. Обычаи, гадания. Особые приготовления к праздникам.
Примерный музыкальный материал: колядки подблюдные песни масленичные песни. Н.Римский-Корсаков Проводы масленицы из оперы «Снегурочка»
Тема 8. Весна. Народные обряды и песни. Веснянки
Встреча весны. Образы птиц. Весенние заклички. Описание подготовки к полевым работам.
Примерный музыкальный материал: песни-веснянки.
Тема 9. Лето. Летние праздники, обряды и песни
Егорьев день, семик, Иван Купала. Обряды и ход праздников. Семицкие и купальские песни. Завивание березки, кумование, гадание на венках. Различные виды хороводов: круговые и замкнутые.
Примерный музыкальный материал: «Ай, во поле липенька» (семицкая) «Около сырова дуба» (егорьевская) «Во поле береза стояла» «Ходила младешенька» «Бояре».
Тема 10. Осенние народные обряды и песни. Жатва.
Календарные даты, начало жатвы и её ход, песни.
Примерный музыкальный материал: песни, связанные с обрядами и праздниками матушки Осенины. Дожинки, обжинки, жнивные песни, «Осень пришла».
Тема 11. Народные музыкальные инструменты
Балалайка. Домра. Гусли. Свирель. Гармонь. Трещотка. Коробочка. Возникновение оркестра. В.В.Андреев. Особенности звучания русских народных инструментов.
Примерный музыкальный материал: возможно использование серии «Фонохрестоматии по инструментоведению».
Тема 12. Народная песня в творчестве русских композиторов, Н.А.Римский-Корсаков, М.П.Мусоргский, М.И.Глинка
Знакомство с произведениями композиторов, использовавших подлинные народные мелодии в своём творчестве.
Примерный музыкальный материал:
Н.А.Римский-Корсаков «Снегурочка», «Садко», М.П.Мусоргский «Борис Годунов», «Хованщина», М.И.Глинка «Иван Сусанин», «Камаринская»
Тема 13. Программно - изобразительная музыка.
Знакомство с понятием «программная музыка». Как программно - изобразительная музыка выражает чувства, настроения, переживания человека.
Примерный музыкальный материал:
А.Вивальди «Времена года»
М.П.Мусоргский «Картинки с выставки»; «В детской» (вокальный цикл)
Э.Сен-Санс «Карнавал животных»
П.Бородин «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Э.Григ музыка к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»
III год обучения
Тема 1. Музыкальная форма. 1,2-х,3-х частные произведения. Вариация, сюита, рондо, соната
Что такое форма? Зачем нужны разные музыкальные формы? Простая музыкальная форма – период. Развитие музыкальной мысли в различных музыкальных формах.
Примерный музыкальный материал:
П.И.Чайковский «Детский альбом» (пьесы по выбору); «Щелкунчик» (сюита) С.С.Прокофьев «Прогулка»
В.А.Моцарт «Турецкое рондо»; соната №5
Л.Бетховен соната F-dur; «К Элизе»
Н.А.Римский-Корсаков «Три чуда» (опера «Сказка о царе Салтане»)
М.И.Глинка «Среди долины ровныя» (вариации)
Тема 2. Жанр инструментальной музыки. Цикл. П.И.Чайковский « Времена года», Р.Шуман « Детский альбом», Р.Шуман «Карнавал» , Ф. Шопен «Концерт для фортепиано с оркестром», С.В. Рахманинов «Второй концерт для фортепиано с оркестром», Л. ван Бетховен «Соната №14 «Лунная»», И.С. Бах ХТК
Что такое цикл? Его роль в музыке.
Примерный музыкальный материал:
П.И.Чайковский « Времена года» Р.Шуман « Детский альбом» Р.Шуман «Карнавал» Ф. Шопен «Концерт для фортепиано с оркестром» С.В. Рахманинов «Второй концерт для фортепиано с оркестром» Л. ван Бетховен «Соната №14 «Лунная»» И.С. Бах ХТК
Тема 3. Оперный жанр. М.И.Глинка «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин», А.П.Бородин «Князь Игорь», М.П. Мусоргский «Борис Годунов», Н.А. Римский – Корсаков «Царская невеста», П.И. Чайковский «Евгений Онегин», В.А.Моцарт «Свадьба Фигаро», Ж.Бизе «Кармен».
Что такое опера? История появление оперы? Строение оперы.
Примерный музыкальный материал: М.И.Глинка «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин» А.П.Бородин «Князь Игорь» М.П. Мусоргский «Борис Годунов» Н.А. Римский – Корсаков «Царская невеста»
П.И. Чайковский «Евгений Онегин» В.А.Моцарт «Свадьба Фигаро» Ж.Бизе «Кармен»
Тема 4. Симфонический жанр. Й. Гайдн «Симфония №103», В.А. Моцарт «Симфония №40», Л. ван Бетховен «Симфония №5», А.П. Бородин «Богатырская симфония», П.И.Чайковский «Симфония №4», «Симфония №6».
Что такое симфония? Строение симфонии.
Примерный музыкальный материал: Й. Гайдн «Симфония №103» В.А. Моцарт «Симфония №40» Л. ван Бетховен «Симфония №5» А.П. Бородин «Богатырская симфония» П.И.Чайковский «Симфония №4», «Симфония №6»
IV год обучения
Тема 1. Зарубежная музыкальная культура XVII – начало XX веков.
Краткая историческая справка. Знакомство с творчеством композиторов живших в это время.
Примерный музыкальный материал: на выбор педагога.
Тема 2. Русская музыкальная культура конец XVIII – начало XIX века.
Краткая историческая справка. Знакомство с творчеством композиторов живших в это время.
Примерный музыкальный материал: на выбор педагога.
Тема 3. Музыкальная культура России первой половины XX века.
Краткая историческая справка. Знакомство с творчеством композиторов: С.С. Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, А.Хачатуряна, Р.Щедрина.
Примерный музыкальный материал: на выбор педагога.
Тема 4. Русская музыкальная культура второй половины XX века.
Краткая историческая справка. Знакомство с творчеством композиторов: А.Шнитке, Э.Денисова, Б.Тищенко, В.Артемова. разговор о джазе, электронной музыке.
Примерный музыкальный материал: на выбор педагога.
Методы обучения на уроках «Музыка и окружающий мир»
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративные (объяснение материала происходит в ходе знакомства с конкретным музыкальным примером);
- поисково-творческие (творческие задания, участие детей в обсуждении);
- игровые (разнообразные формы игрового моделирования);
- метод размышления о музыке ( Д.Б.Кабалевский);
- метод создания художественного контекста (Л.В.Горюнова) (обращение к смежным видам искусства, истории, окружающей природе, к тем или иным жизненным ситуациям и т.д.);
- метод «забегания» вперёд и «возвращения» к пройденному на новом уровне (Д.Б.Кабалевский), способствует формированию в сознании учащихся целостной картины музыкального искусства, последовательному и всё более глубокому познанию той или иной темы, того или иного значительного произведения искусства, более эффективному усвоению умений и навыков и т.д.;
- метод музыкального обобщения (Э.Б.Абдуллин) нацелен на усвоение учащимися ключевых знаний, заключённых в тематизме программы и направленных на развитие музыкального мышления.
III. Требования к уровню подготовки учащихся (1-4 класс), прослушавших курс предмета «Музыка и окружающий мир»
В результате изучения предмета «Музыка и окружающий мир» ученик должен: знать/понимать:
- смысл понятий: динамика, регистр, темп, лад, звук, тембр, мелодия,
программно – изобразительная музыка, электронная музыка, фольклор, музыкальный цикл, музыкальная форма (вариация, сюита, рондо, сонатная);
- название изученных жанров и форм музыки;
- народные песни, музыкальные традиции России (праздники и обряды);
- название изученных произведений и их авторов;
- музыкальные инструменты симфонического оркестра, русские народные инструменты;
- электронная музыка;
- певческие голоса, виды хоров;
уметь:
- узнавать музыкальные произведения и называть имена их авторов;
- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);
- определять форму музыкального произведения;
- определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности ( мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад) в музыкальных произведениях фрагментов;
- различать звучание музыкальных инструментов, певческие голоса;
- исполнять несколько народных песен (по выбору учащегося и педагога);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
- исполнения знакомых песен;
- передачи музыкальных впечатлений изобразительными средствами;
- размышления о музыке, выражения собственного впечатления о прослушанной музыки;
- музыкального самообразования: слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных телепередач и др.); выражение своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях.
IV. Форма и методы контроля, система оценок
Основными принципами организации всех видов контроля успеваемости является систематичность и учёт индивидуальных особенностей обучаемого.
Текущий контроль знаний, умений и навыков происходит на каждом уроке условии непосредственного общения с учащимися и осуществляется в следующих формах:
- беседа, устный опрос, викторины по пройденному материалу;
- обмен мнениями о прослушанном музыкальном примере;
- представление творческих работ (рисунки, таблицы)
Программа «Музыка и окружающий мир» предусматривает промежуточный контроль успеваемости учащихся в форме итоговых контрольных уроков, которые проводятся в конце каждой четверти, на последнем уроке, в виде устного опроса или музыкальной викторины (на усмотрении преподавателя). По окончанию каждого года обучения контрольный урок проводится в один этап – музыкальная викторина. Устный опрос – проводится проверка знаний в виде беседы по пройденному материалу (согласно календарно – тематическому плану).Музыкальная викторина – проводится в виде письменного задания по пройденному музыкальному материалу (согласно КТП).
Критерии оценки
«5» - учащийся ориентируется в пройденном (устном и музыкальном) материалах не допуская ошибок
«4» - учащийся ориентируется в пройденном (устном и музыкальном) материалах допускает ошибки (например: «Музыкальная викторина» из 10 – 12 номеров угадано 7-8)
«3» - учащийся часто ошибается, плохо ориентируется в пройденном материале.
Домашние задания должны быть нетрудными, увлекательными и разнообразными. Выполнение некоторых работ предполагает участие родителей.
- Методическое обеспечение учебного процесса, рекомендации
Основа методики состоит в том, чтобы процесс слушания музыки вызывал желание у детей говорить, высказывать свои мысли по поводу прослушанного. Педагогу необходимо заинтересовать ребёнка, добиться от него ярких эстетических переживаний, которые способствуют превращению музыкальных впечатлений в личный опыт.
Список литературы для учащихся
- Березовчук Л. Музыка и мы. С-П., 1995.
- Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки. М. «Музыка», 2001.
- Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии. 1 класс, 2 класс, 3 класс. М.
2002
- Энциклопедический словарь юного музыканта. М., 1985.
Список использованной литературы
- Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973.
- Асафьев Б. Путеводитель по концертам: словарь наиболее необходимых терминов и понятий. М., 1978.
- Березовчук Л. Музыка и мы. С-П., 1995.
- Бернстайн Л. Музыка всем. М., 1978.
- Бернстайн Л. Концерты для молодежи. Л., 1991.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.
- Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. М., 1981.
- Картавцева М.Т. Школа русого фольклора., М. 1999.
- Кирнарская Д. Классическая музыка для всех. М., 1997.
- Науменко Г. «Жаворонушки». Русские народные песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Вып.4. М., 1986.
- Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей, М.1999.
- Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Летние праздники, игры и забавы для детей, М.2001.
- Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники, игры и забавы для детей, М.2000.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997.
- Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество. Вып. 1,2.,М.1956.
- Португалов К. Серьезная музыка в школе. М., 1980.
- Рыцарева М.Г. Музыка и я. М., 1998.
- Святки. Сборник – М. : ЗАО РИФМЭ, 1997.
- Терещенко А.В. История культуры русского народа М.2007.
- Холопова В. Музыка как вид искусства. С-П., 2000.
- Царева Н.А. Слушание музыки: Методическое пособие. – М., 2002.
- Энциклопедический словарь юного музыканта. М., 1985.