Программы по Хоровому классу
Программы по Хоровому классу для учащихся музыккального отделения ( 1,3,8 лет обучения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программы по Хоровому классу | 1.81 МБ |
30-01-2019_10-29-31_1.zip | 1.81 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Хоровой класс» разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые инструменты», «Народные инструменты» и «Положения о порядке и формам проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программа в области искусств» (утверждено Министерством культуры Российской Федерации от 09.02.2012 №86).
Программа является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты», «Духовые инструменты». Учебный предмет «Хоровой класс» относится к обязательной части образовательной программы.
Возраст поступающих в первый класс - с девяти лет. Срок освоения программы – 1 год.
Программа составлена с учётом возрастных особенностей обучающихся и направлена на:
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение обучающимися знаний, умений и навыков в области хорового пения, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
Цель программы – создание условий для формирования яркой творческой личности, всестороннего развития начинающего музыканта через вокально-хоровое искусство.
Задачи программы:
- сформировать у обучающегося интерес к музыкальному искусству, коллективному хоровому исполнительству;
- развить музыкальную память, мелодический, тембровый слух;
- сформировать и развить навыки владения различными видами вокально-хоровой техники, использования средств музыкальной выразительности;
- ознакомить с хоровым репертуаром, включающим произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями, художественно-исполнительскими возможностями хорового коллектива;
- сформировать представление о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
- научить читать с листа несложные музыкальные произведения;
Программа предполагает индивидуальный подход к обучающимся.
Форма проведения аудиторного занятия – групповой урок 40 минут. Продолжительность занятия определяется учебным планом.
Объём учебного времени, предусмотренный на реализацию учебного предмета
Самостоятельная работа обучающегося включает в себя следующие виды внеаудиторной деятельности: выполнение домашнего задания, посещение концертов, участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности МАОУДОД «ДШИ №1» .
Максимальная учебная нагрузка -49,5 ч. Аудиторные занятия - 33 ч.
Самостоятельная работа - 16,5 ч.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам.
Необходимое техническое оснащение занятий заключается в наличии учебной аудитории для групповых форм работы с необходимым количеством стульев для хора, роялем или пианино, музыкальным центром, наличие нотной и методической литературы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | |||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторныезанятия | ||||
1. | Формирование вокально-хоровых навыков: Певческая установка, дыхание, звуковедение, ансамбль и строй, дикция | Групповой урок | 23 ч. | 8 ч. | 15 ч. | |
2. | Учебно-художественная работа над репертуаром -примение освоенных навыков; -работа над произведением; -накопление репертуара; -концертная деятельность. | Групповой урок | 23,5 ч. | 8,5 ч. | 15 ч. | |
3. | Музыкально-теоретическая подготовка. | Групповой урок | 3ч. | 3 ч. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа учебного предмета «Хоровой класс» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков в области хорового искусства:
- знания характерных особенностей хорового пения.
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах хорового и вокального коллективов;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
- навыков чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
- навыков публичных выступлений;
Содержание программы по учебному предмету «Хоровой класс» соответствует федеральным государственным требованиям к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые инструменты», «Народные инструменты» и направлено на:
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации,
- приобретение навыков творческой деятельности,
- формирование умения планировать свою домашнюю работу,
- осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью,
- формирование умения давать объективную оценку своему труду, навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе,
- формирование уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, понимания причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности,
- формирование навыков определения наиболее эффективных способов достижения результата.
1 год обучения
Приобретение навыков певческой установки. Умение делать короткий, спокойный, бесшумный вдох и экономный выдох. Петь ясно, округлым звуком, четко и коротко произносить согласные. Научиться добиваться активного унисона, ритмической устойчивости, соблюдения динамической ровности и одинакового произношения текста.
Ознакомиться с пониманием дирижерского жеста: «внимание», «дыхание», «начало», «окончание пения».
В течение года обучающиеся должны освоить 8-10 одноголосных песен – различных по содержанию и характеру
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения программы учебного предмета «Хоровой класс» является:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, коллективному музыкальному исполнительству;
- знание профессиональной терминологии;
- умение читать с листа несложные музыкальные произведения;
- развитие исполнительской культуры путем накопления музыкально-слуховых представлений, исполнительского репертуара, интеллектуального, эмоционального, технического и художественного совершенствования участников школьного хорового коллектива;
– наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
– наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
– наличие навыков репетиционной работы на уроке и концертных выступлений.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Виды контроля и учёта успеваемости: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.
Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в целях оперативного контроля за успехами обучающихся.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств и проводится с целью определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
- уровня знания, умений и навыков, сформированных у обучающегося на определённом этапе обучения.
Основными формами промежуточной аттестации является контрольный урок. На контрольном уроке осуществляется сдача партий концертного репертуара и допуск к участию в концерте.
В соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ промежуточная аттестация проходит в виде выступлений на академических концертах, исполнения концертных программ. Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на академическом концерте.
Итоговая аттестация проводится в форме концерта.
График промежуточной и итоговой аттестации
Класс | Вид контрольного прослушивания | Месяц проведения | Программные требования |
1 год обучения | Контрольный урок | май | Четыре разнохарактерных произведения наизусть. |
Критерии оценок текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
Оценка «5» («отлично»):
- артистичное поведение на сцене;
- увлечённость исполнением;
- художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;
- слуховой контроль собственного исполнения;
- понимание чувства формы;
- выразительность интонирования;
- единство темпа;
- ясность ритмической пульсации;
- яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» («хорошо»):
- незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;
- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
- стабильность воспроизведения нотного текста;
- выразительность интонирования;
- попытка передачи динамического разнообразия;
- единство темпа.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- неустойчивое психологическое состояние на сцене;
- формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
- слабый слуховой контроль собственного исполнения;
- темпо-ритмическая неорганизованность;
- однообразие и монотонность звучания.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- частые «срывы» и остановки при исполнении;
- отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
- ошибки в воспроизведении нотного текста;
- низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
- отсутствие выразительного интонирования;
- метро-ритмическая неустойчивость.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Предмет «Хоровой класс», наряду с другими предметами учебного плана дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Народные инструменты», «Духовые инструменты» ставит перед собой цель - создание условий для формирования яркой, творческой личности, всестороннего развития начинающего музыканта через вокально-хоровое искусство.
За время обучения в школе искусств обучающийся приобретает определённый программой объем знаний и практических навыков коллективного хорового исполнительского творчества, которые дают ему возможность понимать и выявлять художественную идею, стилистические и жанровые особенности исполняемой музыки.
Одним из современных направлений музыкальной педагогики является развивающее обучение. Работая в этом направлении, преподаватель должен выбрать главной целью своей деятельности - развитие музыкального мышления обучающегося. В начальный период обучения необходимо учить обучающегося чувствовать и понимать краски и смысл отдельного звука, интонации, фразы, мелодического оборота темы, отдельной части музыкального произведения и т.д., а затем, со временем – учить передавать средствами музыкальной выразительности различные настроения, образы, чувства.
Вокальная работа в хоре имеет свои особенности, которые включают в себя: единую манеру звукообразования и звуковедения, чистое интонирование, ансамбль, строй, организацию певческого дыхания и округлости звучания голосов, четкую дикцию. Качество ансамбля, умение петь вместе, добиваться единства поставленных задач при раскрытии образа произведения - всё это всегда должно быть в центре внимания работы педагога.
Серьезное отношение к вокально-хоровому воспитанию обязательно основывается на знании руководителем певческих возможностей детей разных возрастных групп. Так, в младшем школьном возрасте (7-10 лет) механизм голосообразования совсем другой, чем у старших детей. Многообразие индивидуальных различий детского голоса (тембр, диапазон, динамические возможности) обуславливают индивидуальный подход в выборе принципов и методов обучения.
Прежде чем приступить к работе над воспитанием вокально-хоровых навыков, необходимо приучить детей принимать правильную певческую установку, следить, чтобы они держались свободно, не напряженно. При пении стоя или сидя, корпус и шея выпрямлены, плечи опущены, голова держится прямо, подбородок слегка приподнят. Такая установка обеспечит удобное положение всего дыхательного и звукообразующего аппарата.
Известно, что подвижность и гибкость голоса нужно все время развивать и поддерживать, так как эти качества легко теряются при наличии перерыва в занятиях. В этой связи становится очевидной значимость самостоятельной работы хористов как важной части целостной системы обучения. Чтобы повысить эффективность самостоятельных занятий, педагог помогает обучающемуся спланировать распорядок дня, а также объясняет ему, как правильно распоряжаться временем. Методы правильной, рациональной работы необходимо постоянно демонстрировать обучающемуся в классе, чтобы убедить в их пользе и необходимости. Урок - самостоятельная работа обучающегося - концертное выступление являются той необходимой триадой музыкального образования, на которой базируется учебно-воспитательный процесс.
Каждый урок начинается с проверки домашнего задания, а заканчивается объяснением задания к следующему уроку. Рациональность и дисциплина самостоятельной работы могут быть выработаны только тогда, когда обучающийся понимает цель задания, знает, что он должен сделать, сколько времени на это потребуется, а также как необходимо заниматься, чтобы преодолеть трудности. Результаты своей работы обучающийся должен осознавать и уметь оценивать. Для реализации этого требования необходимо, чтобы домашнее задание соответствовало уровню развития ученика на данном этапе.
Как показывает практика, у каждого преподавателя в процессе педагогической деятельности формируются свои методы работы, однако важно, чтобы результатом обучения было развитие умений и навыков обучающихся, повышение их музыкальной культуры и образованности, накопление музыкальных впечатлений, формирование таких качеств, как творческая активность, фантазия, воображение, впечатлительность. Кроме того, специфика хорового пения, как коллективной формы исполнительства, способствует развитию таких человеческих качеств, как уверенность в себе, раскованность, коммуникабельность, дружелюбие, ответственность, справедливость.
Постоянная тесная связь преподавателя с родителями, его информированность об условиях жизни каждого обучающегося, о «климате» в семье являются одной из составляющих работы педагога. В беседах с родителями очень важно подчёркивать необходимость уважительных отношений к занятиям музыкой, поддержки стремления ребёнка к прекрасному, к духовности и культуре.
Основой учебно – творческого процесса в обучении хоровому пению является репертуар, который должен быть разнообразным по жанру, стилю, эпохам. Его планомерное, последовательное освоение от простого к сложному, с учетом основных дидактических принципов - важный фактор, как обучения, так и воспитания хористов. Музыкальное произведение должно быть, прежде всего, доступным для исполнения, подразумевается доступность диапазона и образного строя. Очень важно, чтобы обучающимся было понятно и интересно то, о чем они поют.
Репертуарный план составляется в начале каждого полугодия. В процессе обучения в репертуар могут быть внесены изменения.
Педагог должен интересоваться, что изучается по другим предметам, чтобы содействовать осуществлению комплексного подхода к обучению.
Хоровой коллектив целесообразно формировать таким образом, чтобы в совместном музицировании участвовали дети, обладающие примерно равными вокальными возможностями и навыками:
- хор первого класса
В программе предлагается примерный перечень произведений, различных по уровню сложности, и рекомендуемых для исполнения на академических концертах, концертах.
Очень важна работа по воспитанию сценического самочувствия обучающихся. Дело педагога – сформировать увлеченный коллектив единомышленников, для которых хоровое пение является важной духовной потребностью. Ясность исполнительского замысла, отточенность текста и выразительных средств, глубокая сосредоточенность – залог успешного концертного выступления.
СПИСОК НОТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Аверина Н. «Русская духовная музыка в репертуаре детских хоров». М., «Владос» 2001г.
- Адлер Е. «Детские и юношеские хоры». М., «Музыка» 1986г.
- «Аве Мария» - сборник произведений для детского и женского хоров. М. 1990г.
- Гладков Г. «После дождичка в четверг» издательство «Дрофа» 2001г.
- «Детские хоры» хоры на «бис»- американская тетрадь. Выпуск С.-П. 2004г.
- «Западные классики – детям» М. «Советский композитор» 1999г.
- «Зарубежная хоровая музыка» - хрестоматия для детского хора
- Ионова О. «Поет «Дубна»». М., «Музыка»1980г.
- «Композиторы-классики детям», М., 1963г.
- «Композиторы классики для детского хора» М. Ипполитов-Иванов выпуск 6 М. Музыка 2007г.
- «Композиторы улыбаются» сборник полифонической музыки для детей Ленинград.1997г.
- Крыжановский С. «Произведения для детского хора». Киев, «Музична Украина» 1974г.
- Куликов Б. «Хоры зарубежных композиторов. М., «Музыка» 1974г.
- Локтев В. «Дети мира поют» Музгиз 1959г.
- Марисова И. «Детский хор». Выпуск 9. М., «Музыка» 1990г.
- Очаковская О. «Зарубежные песни». М., «Музыка» 1964г.
- Парцхаладзе «Весна» М., «Советский композитор» 1986г.
- «Полифонические произведения для детского хора» М. издательство «Советский композитор» 1983 г
- Рахманинов С. «Избранные хоры» М., «Музыка» 1968г.
- Репертуар детских и юношеских хоров. Выпуск 16. М., «Советский композитор» 1988г.
- Русская хоровая литература. Выпуск 3. Музгиз 1961г.
- Свешников А. «Песни и хоры западноевропейских композиторов». Выпуск 1. Музгиз 1961г.
- Славкин М. «Поет детский хор «Преображение»» М, «Владос» 2001г.
- Соколов В. «Край родной и любимый» М., «Советский композитор» 1960г.
- Соколов В., Попов В., Абелян Л. «Школа хорового пения» Выпуск 2. М., «Музыка» 1978г.
- Струве Г. «Школа хорового пения» Москва 2000
- «Советские композиторы для детского хора». Выпуск 1,2. М., «Музыка» 1986г.
- «С песней весело шагать» популярные песни для детей (Выпуск 3) М., издательство «Советский композитор», 1989.
- «Сборник русских народных песен». М. 1987 г.
- Федорова О. «Пташка – ласточка». М., «Музыка» 1977г.
- Хрестоматий по хоровой литературе. Выпуск 3. Музгиз 1961г.
- Хрестоматия для хорового класса. Выпуск 3. Составитель В. Минин.М., «Музыка» 1980г.
- Хоры без сопровождения для начинающих хоровых коллективов, вып. 1, Музгиз, М., 1965г.
- Шереметьев В. «Поет «Мечта»». Томск, ТОУМЦКИ 2006г.
- Школа хорового пения, вып. 1, Музыка, М., 1973г.
СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Виноградов К. П. Работа над детским хором.— М., 1967.
- Вопросы вокальной педагогики.— М.. 1962.— Вып.1; М., 1964.— Вып.2; М., 1967.—Вып.3; И, 1969.— Вып.4; И, 1976.—Вып.5; М., 1982.—Вып.6.
- Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете: Межвузовский сборник научных трудов МГПИ им. В. И. Ленина.— М., 1985.
- Голубе в П. Советы молодым Педагогам-вокалистам. - М., 1963.
- Детский голос/Под ред. В. Н. Шацкой.— М., 1970.
- Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики.— М., 1968.
- Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М., 1972.
- Здабович А. П. Некоторые вопросы вокальной методики.— М., 1965.
- Кочнева И. С., Яко А. С. Вокальный словарь—Л., 1986.
- Львов М.Л. Русские певцы. - М. 1965.
- Львов М. Л. Из истории вокального искусства.— М., 1964.
- Луканин А Перепедкива А. Вокальные упражнения на уроках в общеобразовательной школе—М., 1964.
- Мализина Е.М. Вокальное воспитание детей.— М.— Л., 1967.
- Менабени А.Г. Методическая подготовка студента при обучении в классе сольного пения на музыкальном факультете//Музыкально-педагогическая подготовка учителя. - М., 1973.
- Менабени А.Г. Учебный материал при индивидуальной вокальной подготовке учителя музыки общеобразовательной школы//Теория и практика вокально-хоровой подготовки учителя музыки общеобразовательной школы.— М., 1980.
- Морозов К.П. Тайны вокальной речи—М., 1967.
- Морозов В. П. Вокальный слух и голос. - М.— Л., 1965.
- Морозов В. П. Биофизические основы вокальной речи.— Л., 1977.
- Музыкальное воспитание. В 1976 г.— Вып.11; М., 1978.— Вып.13; М., 1982.— Вып.15.
- О детском голосе/Под ред. Н. д. Орловой. - М., 1966.
- Пашкина Л.Я. К вопросу об активизации профессиональной направленности обучения в классе постановки голоса на музыкально-педагогическом факультете//Теория и практика вокально-хоровой подготовки учителя музыки общеобразовательной школы.— М., 1980.
- Пашкина Л.Я. Вокально-педагогическая практика как средство совершенствования профессиональной подготовки студентов//Вопросы теории и практики музыкального воспитания школьников.— М., 1982.
- Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе.— Саратов, 1985.
- Совершенствование подготовки учителя музыки и пения. - Свердловск, 1975.— Вып.1.
- Чишко О. Певческий голос и его свойства.— М, 1966.
- Ярославаева Л. К. Зарубежные вокальные школы,— М., 1981.
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Хоровой класс» разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые инструменты», «Народные инструменты» и «Положения о порядке и формам проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программа в области искусств» (утверждено Министерством культуры Российской Федерации от 09.02.2012 №86).
Программа является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты», «Духовые инструменты». Учебный предмет «Хоровой класс» относится к обязательной части образовательной программы.
Возраст поступающих в первый класс - с девяти лет. Срок освоения программы – 1 год.
Программа составлена с учётом возрастных особенностей обучающихся и направлена на:
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение обучающимися знаний, умений и навыков в области хорового пения, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
Цель программы – создание условий для формирования яркой творческой личности, всестороннего развития начинающего музыканта через вокально-хоровое искусство.
Задачи программы:
- сформировать у обучающегося интерес к музыкальному искусству, коллективному хоровому исполнительству;
- развить музыкальную память, мелодический, тембровый слух;
- сформировать и развить навыки владения различными видами вокально-хоровой техники, использования средств музыкальной выразительности;
- ознакомить с хоровым репертуаром, включающим произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями, художественно-исполнительскими возможностями хорового коллектива;
- сформировать представление о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
- научить читать с листа несложные музыкальные произведения;
Программа предполагает индивидуальный подход к обучающимся.
Форма проведения аудиторного занятия – групповой урок 40 минут. Продолжительность занятия определяется учебным планом.
Объём учебного времени, предусмотренный на реализацию учебного предмета
Самостоятельная работа обучающегося включает в себя следующие виды внеаудиторной деятельности: выполнение домашнего задания, посещение концертов, участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности МАОУДОД «ДШИ №1» .
Максимальная учебная нагрузка -49,5 ч. Аудиторные занятия - 33 ч.
Самостоятельная работа - 16,5 ч.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам.
Необходимое техническое оснащение занятий заключается в наличии учебной аудитории для групповых форм работы с необходимым количеством стульев для хора, роялем или пианино, музыкальным центром, наличие нотной и методической литературы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | |||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторныезанятия | ||||
1. | Формирование вокально-хоровых навыков: Певческая установка, дыхание, звуковедение, ансамбль и строй, дикция | Групповой урок | 23 ч. | 8 ч. | 15 ч. | |
2. | Учебно-художественная работа над репертуаром -примение освоенных навыков; -работа над произведением; -накопление репертуара; -концертная деятельность. | Групповой урок | 23,5 ч. | 8,5 ч. | 15 ч. | |
3. | Музыкально-теоретическая подготовка. | Групповой урок | 3ч. | 3 ч. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа учебного предмета «Хоровой класс» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков в области хорового искусства:
- знания характерных особенностей хорового пения.
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах хорового и вокального коллективов;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
- навыков чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
- навыков публичных выступлений;
Содержание программы по учебному предмету «Хоровой класс» соответствует федеральным государственным требованиям к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые инструменты», «Народные инструменты» и направлено на:
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации,
- приобретение навыков творческой деятельности,
- формирование умения планировать свою домашнюю работу,
- осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью,
- формирование умения давать объективную оценку своему труду, навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе,
- формирование уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, понимания причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности,
- формирование навыков определения наиболее эффективных способов достижения результата.
1 год обучения
Приобретение навыков певческой установки. Умение делать короткий, спокойный, бесшумный вдох и экономный выдох. Петь ясно, округлым звуком, четко и коротко произносить согласные. Научиться добиваться активного унисона, ритмической устойчивости, соблюдения динамической ровности и одинакового произношения текста.
Ознакомиться с пониманием дирижерского жеста: «внимание», «дыхание», «начало», «окончание пения».
В течение года обучающиеся должны освоить 8-10 одноголосных песен – различных по содержанию и характеру
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения программы учебного предмета «Хоровой класс» является:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, коллективному музыкальному исполнительству;
- знание профессиональной терминологии;
- умение читать с листа несложные музыкальные произведения;
- развитие исполнительской культуры путем накопления музыкально-слуховых представлений, исполнительского репертуара, интеллектуального, эмоционального, технического и художественного совершенствования участников школьного хорового коллектива;
– наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
– наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
– наличие навыков репетиционной работы на уроке и концертных выступлений.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Виды контроля и учёта успеваемости: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.
Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в целях оперативного контроля за успехами обучающихся.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств и проводится с целью определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
- уровня знания, умений и навыков, сформированных у обучающегося на определённом этапе обучения.
Основными формами промежуточной аттестации является контрольный урок. На контрольном уроке осуществляется сдача партий концертного репертуара и допуск к участию в концерте.
В соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ промежуточная аттестация проходит в виде выступлений на академических концертах, исполнения концертных программ. Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на академическом концерте.
Итоговая аттестация проводится в форме концерта.
График промежуточной и итоговой аттестации
Класс | Вид контрольного прослушивания | Месяц проведения | Программные требования |
1 год обучения | Контрольный урок | май | Четыре разнохарактерных произведения наизусть. |
Критерии оценок текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
Оценка «5» («отлично»):
- артистичное поведение на сцене;
- увлечённость исполнением;
- художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;
- слуховой контроль собственного исполнения;
- понимание чувства формы;
- выразительность интонирования;
- единство темпа;
- ясность ритмической пульсации;
- яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» («хорошо»):
- незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;
- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
- стабильность воспроизведения нотного текста;
- выразительность интонирования;
- попытка передачи динамического разнообразия;
- единство темпа.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- неустойчивое психологическое состояние на сцене;
- формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
- слабый слуховой контроль собственного исполнения;
- темпо-ритмическая неорганизованность;
- однообразие и монотонность звучания.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- частые «срывы» и остановки при исполнении;
- отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
- ошибки в воспроизведении нотного текста;
- низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
- отсутствие выразительного интонирования;
- метро-ритмическая неустойчивость.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Предмет «Хоровой класс», наряду с другими предметами учебного плана дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Народные инструменты», «Духовые инструменты» ставит перед собой цель - создание условий для формирования яркой, творческой личности, всестороннего развития начинающего музыканта через вокально-хоровое искусство.
За время обучения в школе искусств обучающийся приобретает определённый программой объем знаний и практических навыков коллективного хорового исполнительского творчества, которые дают ему возможность понимать и выявлять художественную идею, стилистические и жанровые особенности исполняемой музыки.
Одним из современных направлений музыкальной педагогики является развивающее обучение. Работая в этом направлении, преподаватель должен выбрать главной целью своей деятельности - развитие музыкального мышления обучающегося. В начальный период обучения необходимо учить обучающегося чувствовать и понимать краски и смысл отдельного звука, интонации, фразы, мелодического оборота темы, отдельной части музыкального произведения и т.д., а затем, со временем – учить передавать средствами музыкальной выразительности различные настроения, образы, чувства.
Вокальная работа в хоре имеет свои особенности, которые включают в себя: единую манеру звукообразования и звуковедения, чистое интонирование, ансамбль, строй, организацию певческого дыхания и округлости звучания голосов, четкую дикцию. Качество ансамбля, умение петь вместе, добиваться единства поставленных задач при раскрытии образа произведения - всё это всегда должно быть в центре внимания работы педагога.
Серьезное отношение к вокально-хоровому воспитанию обязательно основывается на знании руководителем певческих возможностей детей разных возрастных групп. Так, в младшем школьном возрасте (7-10 лет) механизм голосообразования совсем другой, чем у старших детей. Многообразие индивидуальных различий детского голоса (тембр, диапазон, динамические возможности) обуславливают индивидуальный подход в выборе принципов и методов обучения.
Прежде чем приступить к работе над воспитанием вокально-хоровых навыков, необходимо приучить детей принимать правильную певческую установку, следить, чтобы они держались свободно, не напряженно. При пении стоя или сидя, корпус и шея выпрямлены, плечи опущены, голова держится прямо, подбородок слегка приподнят. Такая установка обеспечит удобное положение всего дыхательного и звукообразующего аппарата.
Известно, что подвижность и гибкость голоса нужно все время развивать и поддерживать, так как эти качества легко теряются при наличии перерыва в занятиях. В этой связи становится очевидной значимость самостоятельной работы хористов как важной части целостной системы обучения. Чтобы повысить эффективность самостоятельных занятий, педагог помогает обучающемуся спланировать распорядок дня, а также объясняет ему, как правильно распоряжаться временем. Методы правильной, рациональной работы необходимо постоянно демонстрировать обучающемуся в классе, чтобы убедить в их пользе и необходимости. Урок - самостоятельная работа обучающегося - концертное выступление являются той необходимой триадой музыкального образования, на которой базируется учебно-воспитательный процесс.
Каждый урок начинается с проверки домашнего задания, а заканчивается объяснением задания к следующему уроку. Рациональность и дисциплина самостоятельной работы могут быть выработаны только тогда, когда обучающийся понимает цель задания, знает, что он должен сделать, сколько времени на это потребуется, а также как необходимо заниматься, чтобы преодолеть трудности. Результаты своей работы обучающийся должен осознавать и уметь оценивать. Для реализации этого требования необходимо, чтобы домашнее задание соответствовало уровню развития ученика на данном этапе.
Как показывает практика, у каждого преподавателя в процессе педагогической деятельности формируются свои методы работы, однако важно, чтобы результатом обучения было развитие умений и навыков обучающихся, повышение их музыкальной культуры и образованности, накопление музыкальных впечатлений, формирование таких качеств, как творческая активность, фантазия, воображение, впечатлительность. Кроме того, специфика хорового пения, как коллективной формы исполнительства, способствует развитию таких человеческих качеств, как уверенность в себе, раскованность, коммуникабельность, дружелюбие, ответственность, справедливость.
Постоянная тесная связь преподавателя с родителями, его информированность об условиях жизни каждого обучающегося, о «климате» в семье являются одной из составляющих работы педагога. В беседах с родителями очень важно подчёркивать необходимость уважительных отношений к занятиям музыкой, поддержки стремления ребёнка к прекрасному, к духовности и культуре.
Основой учебно – творческого процесса в обучении хоровому пению является репертуар, который должен быть разнообразным по жанру, стилю, эпохам. Его планомерное, последовательное освоение от простого к сложному, с учетом основных дидактических принципов - важный фактор, как обучения, так и воспитания хористов. Музыкальное произведение должно быть, прежде всего, доступным для исполнения, подразумевается доступность диапазона и образного строя. Очень важно, чтобы обучающимся было понятно и интересно то, о чем они поют.
Репертуарный план составляется в начале каждого полугодия. В процессе обучения в репертуар могут быть внесены изменения.
Педагог должен интересоваться, что изучается по другим предметам, чтобы содействовать осуществлению комплексного подхода к обучению.
Хоровой коллектив целесообразно формировать таким образом, чтобы в совместном музицировании участвовали дети, обладающие примерно равными вокальными возможностями и навыками:
- хор первого класса
В программе предлагается примерный перечень произведений, различных по уровню сложности, и рекомендуемых для исполнения на академических концертах, концертах.
Очень важна работа по воспитанию сценического самочувствия обучающихся. Дело педагога – сформировать увлеченный коллектив единомышленников, для которых хоровое пение является важной духовной потребностью. Ясность исполнительского замысла, отточенность текста и выразительных средств, глубокая сосредоточенность – залог успешного концертного выступления.
СПИСОК НОТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Аверина Н. «Русская духовная музыка в репертуаре детских хоров». М., «Владос» 2001г.
- Адлер Е. «Детские и юношеские хоры». М., «Музыка» 1986г.
- «Аве Мария» - сборник произведений для детского и женского хоров. М. 1990г.
- Гладков Г. «После дождичка в четверг» издательство «Дрофа» 2001г.
- «Детские хоры» хоры на «бис»- американская тетрадь. Выпуск С.-П. 2004г.
- «Западные классики – детям» М. «Советский композитор» 1999г.
- «Зарубежная хоровая музыка» - хрестоматия для детского хора
- Ионова О. «Поет «Дубна»». М., «Музыка»1980г.
- «Композиторы-классики детям», М., 1963г.
- «Композиторы классики для детского хора» М. Ипполитов-Иванов выпуск 6 М. Музыка 2007г.
- «Композиторы улыбаются» сборник полифонической музыки для детей Ленинград.1997г.
- Крыжановский С. «Произведения для детского хора». Киев, «Музична Украина» 1974г.
- Куликов Б. «Хоры зарубежных композиторов. М., «Музыка» 1974г.
- Локтев В. «Дети мира поют» Музгиз 1959г.
- Марисова И. «Детский хор». Выпуск 9. М., «Музыка» 1990г.
- Очаковская О. «Зарубежные песни». М., «Музыка» 1964г.
- Парцхаладзе «Весна» М., «Советский композитор» 1986г.
- «Полифонические произведения для детского хора» М. издательство «Советский композитор» 1983 г
- Рахманинов С. «Избранные хоры» М., «Музыка» 1968г.
- Репертуар детских и юношеских хоров. Выпуск 16. М., «Советский композитор» 1988г.
- Русская хоровая литература. Выпуск 3. Музгиз 1961г.
- Свешников А. «Песни и хоры западноевропейских композиторов». Выпуск 1. Музгиз 1961г.
- Славкин М. «Поет детский хор «Преображение»» М, «Владос» 2001г.
- Соколов В. «Край родной и любимый» М., «Советский композитор» 1960г.
- Соколов В., Попов В., Абелян Л. «Школа хорового пения» Выпуск 2. М., «Музыка» 1978г.
- Струве Г. «Школа хорового пения» Москва 2000
- «Советские композиторы для детского хора». Выпуск 1,2. М., «Музыка» 1986г.
- «С песней весело шагать» популярные песни для детей (Выпуск 3) М., издательство «Советский композитор», 1989.
- «Сборник русских народных песен». М. 1987 г.
- Федорова О. «Пташка – ласточка». М., «Музыка» 1977г.
- Хрестоматий по хоровой литературе. Выпуск 3. Музгиз 1961г.
- Хрестоматия для хорового класса. Выпуск 3. Составитель В. Минин.М., «Музыка» 1980г.
- Хоры без сопровождения для начинающих хоровых коллективов, вып. 1, Музгиз, М., 1965г.
- Шереметьев В. «Поет «Мечта»». Томск, ТОУМЦКИ 2006г.
- Школа хорового пения, вып. 1, Музыка, М., 1973г.
СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Виноградов К. П. Работа над детским хором.— М., 1967.
- Вопросы вокальной педагогики.— М.. 1962.— Вып.1; М., 1964.— Вып.2; М., 1967.—Вып.3; И, 1969.— Вып.4; И, 1976.—Вып.5; М., 1982.—Вып.6.
- Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете: Межвузовский сборник научных трудов МГПИ им. В. И. Ленина.— М., 1985.
- Голубе в П. Советы молодым Педагогам-вокалистам. - М., 1963.
- Детский голос/Под ред. В. Н. Шацкой.— М., 1970.
- Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики.— М., 1968.
- Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М., 1972.
- Здабович А. П. Некоторые вопросы вокальной методики.— М., 1965.
- Кочнева И. С., Яко А. С. Вокальный словарь—Л., 1986.
- Львов М.Л. Русские певцы. - М. 1965.
- Львов М. Л. Из истории вокального искусства.— М., 1964.
- Луканин А Перепедкива А. Вокальные упражнения на уроках в общеобразовательной школе—М., 1964.
- Мализина Е.М. Вокальное воспитание детей.— М.— Л., 1967.
- Менабени А.Г. Методическая подготовка студента при обучении в классе сольного пения на музыкальном факультете//Музыкально-педагогическая подготовка учителя. - М., 1973.
- Менабени А.Г. Учебный материал при индивидуальной вокальной подготовке учителя музыки общеобразовательной школы//Теория и практика вокально-хоровой подготовки учителя музыки общеобразовательной школы.— М., 1980.
- Морозов К.П. Тайны вокальной речи—М., 1967.
- Морозов В. П. Вокальный слух и голос. - М.— Л., 1965.
- Морозов В. П. Биофизические основы вокальной речи.— Л., 1977.
- Музыкальное воспитание. В 1976 г.— Вып.11; М., 1978.— Вып.13; М., 1982.— Вып.15.
- О детском голосе/Под ред. Н. д. Орловой. - М., 1966.
- Пашкина Л.Я. К вопросу об активизации профессиональной направленности обучения в классе постановки голоса на музыкально-педагогическом факультете//Теория и практика вокально-хоровой подготовки учителя музыки общеобразовательной школы.— М., 1980.
- Пашкина Л.Я. Вокально-педагогическая практика как средство совершенствования профессиональной подготовки студентов//Вопросы теории и практики музыкального воспитания школьников.— М., 1982.
- Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе.— Саратов, 1985.
- Совершенствование подготовки учителя музыки и пения. - Свердловск, 1975.— Вып.1.
- Чишко О. Певческий голос и его свойства.— М, 1966.
- Ярославаева Л. К. Зарубежные вокальные школы,— М., 1981.