Программы по Хоровому классу

Портнова Ирина Михайловна

Программы по Хоровому классу для учащихся музыккального отделения  ( 1,3,8 лет обучения)

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета «Хоровой класс» разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые инструменты», «Народные инструменты» и «Положения о порядке и формам проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программа в области искусств» (утверждено Министерством культуры Российской Федерации  от 09.02.2012 №86).

Программа является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты», «Духовые инструменты». Учебный предмет «Хоровой класс» относится к обязательной части образовательной программы.

Возраст поступающих в первый класс - с  девяти лет. Срок освоения программы – 1 год.

Программа составлена с учётом возрастных особенностей обучающихся и направлена на:

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение обучающимися знаний, умений и навыков в области хорового пения, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

Цель программы – создание условий для формирования яркой творческой личности,  всестороннего развития начинающего музыканта через вокально-хоровое искусство.  

Задачи программы:

- сформировать у обучающегося интерес к музыкальному искусству, коллективному хоровому исполнительству;

- развить музыкальную память, мелодический, тембровый слух;

- сформировать и развить навыки владения различными видами вокально-хоровой техники, использования средств музыкальной выразительности;

- ознакомить с хоровым репертуаром, включающим произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями, художественно-исполнительскими возможностями хорового коллектива;

- сформировать представление  о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

 - научить  читать с листа несложные музыкальные произведения;

Программа предполагает индивидуальный подход к обучающимся.

        Форма проведения аудиторного занятия – групповой урок 40 минут.  Продолжительность занятия определяется учебным планом.

Объём учебного времени, предусмотренный на реализацию учебного предмета

                 

Самостоятельная работа обучающегося включает в себя следующие виды внеаудиторной деятельности: выполнение домашнего задания, посещение концертов, участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности МАОУДОД «ДШИ №1» .  

Максимальная учебная нагрузка -49,5 ч. Аудиторные занятия -  33 ч.

Самостоятельная работа - 16,5 ч.

Консультации проводятся с целью подготовки  обучающихся к контрольным урокам.

Необходимое техническое оснащение занятий заключается в наличии учебной аудитории для групповых форм работы с необходимым количеством стульев для хора, роялем или пианино, музыкальным центром, наличие нотной и методической литературы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№№

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторныезанятия

1.

Формирование вокально-хоровых навыков:

Певческая установка, дыхание, звуковедение, ансамбль и строй, дикция

Групповой урок

23 ч.

8 ч.

15 ч.

2.

Учебно-художественная работа над репертуаром

-примение освоенных навыков;

-работа над произведением;

-накопление репертуара;

-концертная деятельность.

Групповой урок

23,5 ч.

8,5 ч.

15 ч.

3.

Музыкально-теоретическая подготовка.

Групповой урок

3ч.

3 ч.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа учебного предмета «Хоровой класс» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе  освоения образовательной программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков в области хорового искусства:

- знания характерных особенностей хорового пения.

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах хорового и вокального коллективов;

- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

- навыков чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений;

Содержание программы по учебному предмету «Хоровой класс» соответствует  федеральным государственным требованиям к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые инструменты», «Народные инструменты» и направлено на:

- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации,

- приобретение навыков творческой деятельности,

- формирование умения планировать свою домашнюю работу,

- осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью,

- формирование умения давать объективную оценку своему труду, навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе,

- формирование уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, понимания причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности,

- формирование навыков определения наиболее эффективных способов достижения результата.

        

1 год обучения 

Приобретение навыков певческой установки. Умение делать короткий, спокойный, бесшумный вдох и экономный выдох. Петь ясно, округлым звуком, четко и коротко произносить согласные. Научиться добиваться активного унисона, ритмической устойчивости, соблюдения динамической ровности и одинакового произношения текста.

Ознакомиться с пониманием дирижерского жеста: «внимание», «дыхание», «начало», «окончание пения».

В течение года обучающиеся должны освоить 8-10 одноголосных песен – различных по содержанию и характеру

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результатом освоения программы учебного предмета «Хоровой класс» является:

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, коллективному музыкальному исполнительству;

- знание профессиональной терминологии;

- умение читать с листа несложные музыкальные произведения;

- развитие исполнительской культуры путем накопления музыкально-слуховых представлений, исполнительского репертуара, интеллектуального, эмоционального, технического и художественного совершенствования участников школьного хорового коллектива;

– наличие творческой  инициативы, сформированных представлений  о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

– наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

– наличие навыков репетиционной работы на уроке и концертных выступлений.

        

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Виды контроля и учёта успеваемости: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.

Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в целях оперативного контроля за успехами обучающихся.

Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств и проводится с целью определения:

- качества реализации образовательного процесса;

- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;

- уровня знания, умений и навыков, сформированных у обучающегося на определённом этапе обучения.

Основными формами промежуточной аттестации является  контрольный урок. На контрольном уроке осуществляется сдача  партий концертного репертуара и допуск к участию в концерте.

В соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ промежуточная аттестация проходит в виде выступлений на академических концертах,  исполнения концертных программ. Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на академическом концерте.

Итоговая аттестация проводится в форме концерта.

График промежуточной и итоговой аттестации

Класс

Вид контрольного прослушивания

Месяц проведения

Программные требования

1 год обучения

Контрольный урок

май

Четыре разнохарактерных произведения наизусть.

Критерии оценок текущего контроля успеваемости,  промежуточной и итоговой аттестации  обучающихся

Оценка «5» («отлично»):

- артистичное поведение на сцене;

-  увлечённость исполнением;

-  художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;

-  слуховой контроль собственного исполнения;

-  понимание чувства формы;

-  выразительность интонирования;

-  единство темпа;

-  ясность ритмической пульсации;

-  яркое динамическое разнообразие.

Оценка «4» («хорошо»):

-  незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;

- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;

-  недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;  

-  стабильность воспроизведения нотного текста;

-  выразительность интонирования;

-  попытка передачи динамического разнообразия;

-  единство темпа.

Оценка «3» («удовлетворительно»):

-  неустойчивое психологическое состояние на сцене;

-  формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;

-  слабый слуховой контроль собственного исполнения;

-  темпо-ритмическая неорганизованность;

-  однообразие и монотонность звучания.

Оценка «2» («неудовлетворительно»):

-  частые «срывы» и остановки при исполнении;

-  отсутствие слухового контроля собственного исполнения;

-  ошибки в воспроизведении нотного текста;

-  низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;

-  отсутствие выразительного интонирования;

-  метро-ритмическая неустойчивость.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Предмет «Хоровой класс», наряду с другими предметами учебного плана дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Народные инструменты», «Духовые инструменты» ставит перед собой цель - создание условий для формирования яркой, творческой личности,  всестороннего развития начинающего музыканта через вокально-хоровое искусство.

За время обучения в школе искусств обучающийся приобретает определённый программой объем знаний и практических навыков коллективного хорового исполнительского творчества, которые дают ему возможность понимать и выявлять художественную идею, стилистические и жанровые особенности исполняемой музыки.

Одним из современных направлений музыкальной педагогики является развивающее обучение. Работая в этом направлении, преподаватель должен выбрать главной целью своей деятельности - развитие музыкального мышления обучающегося. В начальный период обучения необходимо учить обучающегося чувствовать и понимать краски и смысл отдельного звука, интонации, фразы, мелодического оборота темы, отдельной части музыкального произведения и т.д., а затем, со временем – учить передавать средствами музыкальной выразительности различные настроения, образы, чувства.

Вокальная работа в хоре имеет свои особенности, которые включают в себя: единую манеру звукообразования и звуковедения, чистое интонирование, ансамбль, строй, организацию певческого дыхания и округлости звучания голосов, четкую дикцию. Качество ансамбля, умение  петь вместе, добиваться единства поставленных задач при раскрытии  образа произведения - всё  это всегда должно быть в центре внимания работы педагога.

Серьезное отношение к вокально-хоровому воспитанию обязательно основывается на знании руководителем певческих возможностей детей разных возрастных групп. Так, в младшем школьном возрасте (7-10 лет) механизм голосообразования совсем другой, чем у старших детей. Многообразие индивидуальных различий детского голоса (тембр, диапазон, динамические возможности) обуславливают индивидуальный подход в выборе принципов и методов обучения.

Прежде чем приступить к работе над воспитанием вокально-хоровых навыков, необходимо приучить детей принимать правильную певческую установку, следить, чтобы они держались свободно, не напряженно. При пении стоя или сидя, корпус и шея выпрямлены, плечи опущены, голова держится прямо, подбородок слегка приподнят. Такая установка обеспечит удобное положение всего дыхательного и звукообразующего аппарата.

Известно, что подвижность и гибкость голоса нужно все время развивать и поддерживать, так как эти качества легко теряются при наличии перерыва в занятиях. В этой связи становится очевидной значимость самостоятельной работы хористов как важной части целостной системы обучения. Чтобы повысить эффективность самостоятельных занятий, педагог помогает обучающемуся спланировать распорядок дня, а также объясняет ему, как правильно распоряжаться временем. Методы правильной, рациональной работы необходимо постоянно демонстрировать обучающемуся в классе, чтобы убедить в их пользе и необходимости. Урок - самостоятельная работа обучающегося - концертное выступление являются той необходимой триадой музыкального образования, на которой базируется учебно-воспитательный процесс.

Каждый урок начинается с проверки домашнего задания, а заканчивается объяснением задания к следующему уроку. Рациональность и дисциплина самостоятельной работы могут быть выработаны только тогда, когда обучающийся понимает цель задания, знает, что он должен сделать, сколько времени на это потребуется, а также как необходимо заниматься, чтобы преодолеть трудности. Результаты своей работы обучающийся должен осознавать и уметь оценивать. Для реализации этого требования необходимо, чтобы домашнее задание соответствовало уровню развития ученика на данном этапе.

Как показывает практика, у каждого преподавателя в процессе педагогической деятельности формируются свои методы работы, однако важно, чтобы результатом обучения было развитие умений и навыков обучающихся, повышение их музыкальной культуры и образованности, накопление музыкальных впечатлений, формирование таких качеств, как творческая активность, фантазия, воображение, впечатлительность. Кроме того, специфика хорового пения, как коллективной формы исполнительства,  способствует развитию таких человеческих качеств, как уверенность в себе, раскованность, коммуникабельность, дружелюбие, ответственность, справедливость.

Постоянная тесная связь преподавателя с родителями, его информированность об условиях жизни каждого обучающегося, о «климате»  в семье являются одной из составляющих работы педагога. В беседах с родителями очень важно подчёркивать необходимость уважительных отношений к занятиям музыкой, поддержки стремления ребёнка к прекрасному, к духовности и культуре.

Основой учебно – творческого процесса в обучении хоровому пению является репертуар, который должен быть  разнообразным по жанру, стилю, эпохам. Его планомерное, последовательное освоение от простого к сложному, с учетом основных дидактических принципов - важный фактор, как обучения, так и воспитания хористов. Музыкальное произведение должно быть, прежде всего, доступным для исполнения, подразумевается доступность диапазона и  образного строя. Очень важно, чтобы   обучающимся было понятно и интересно то, о чем они поют.

Репертуарный план составляется в начале каждого полугодия. В процессе обучения  в репертуар могут быть внесены изменения.

Педагог должен интересоваться, что изучается по другим предметам, чтобы содействовать осуществлению комплексного подхода к обучению.

Хоровой коллектив целесообразно формировать таким образом, чтобы в совместном музицировании участвовали дети, обладающие примерно равными вокальными возможностями и навыками:

  1.  хор первого класса

В программе предлагается примерный перечень произведений, различных по уровню сложности, и  рекомендуемых для исполнения на академических концертах, концертах.

Очень важна работа по воспитанию сценического самочувствия обучающихся. Дело педагога – сформировать увлеченный коллектив единомышленников, для которых хоровое пение является важной духовной потребностью. Ясность исполнительского замысла, отточенность текста и выразительных средств, глубокая сосредоточенность – залог успешного концертного выступления.  

СПИСОК НОТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Аверина Н. «Русская духовная музыка в репертуаре детских хоров». М., «Владос» 2001г.
  • Адлер Е. «Детские и юношеские хоры». М., «Музыка» 1986г.  
  • «Аве Мария»  - сборник произведений для детского и женского хоров. М. 1990г.
  • Гладков Г.  «После дождичка в четверг»    издательство  «Дрофа»  2001г.
  • «Детские хоры»  хоры на  «бис»-  американская тетрадь.  Выпуск С.-П.  2004г.
  • «Западные классики – детям» М.  «Советский композитор»  1999г.      
  • «Зарубежная хоровая музыка» - хрестоматия  для детского  хора
  • Ионова О. «Поет «Дубна»». М., «Музыка»1980г.
  • «Композиторы-классики детям», М., 1963г.
  • «Композиторы классики для детского хора»  М. Ипполитов-Иванов  выпуск 6  М.  Музыка  2007г.
  • «Композиторы улыбаются»  сборник полифонической музыки для детей Ленинград.1997г.
  • Крыжановский С. «Произведения для детского хора». Киев, «Музична Украина» 1974г.
  • Куликов Б. «Хоры зарубежных композиторов. М., «Музыка» 1974г.
  • Локтев В. «Дети мира поют» Музгиз 1959г.
  • Марисова И. «Детский хор». Выпуск  9. М., «Музыка» 1990г.
  • Очаковская О. «Зарубежные песни». М., «Музыка» 1964г.
  • Парцхаладзе «Весна» М., «Советский композитор» 1986г.
  • «Полифонические произведения для детского хора» М.  издательство «Советский  композитор»  1983 г
  • Рахманинов С. «Избранные хоры» М., «Музыка» 1968г.
  • Репертуар детских и юношеских хоров. Выпуск 16. М., «Советский композитор» 1988г.
  • Русская хоровая литература. Выпуск 3. Музгиз 1961г.
  • Свешников А. «Песни и хоры западноевропейских композиторов». Выпуск 1. Музгиз 1961г.
  • Славкин М. «Поет детский хор «Преображение»» М, «Владос» 2001г.
  • Соколов В. «Край родной и любимый» М., «Советский композитор» 1960г.
  • Соколов В., Попов В., Абелян Л. «Школа хорового пения» Выпуск 2. М., «Музыка» 1978г.
  • Струве Г. «Школа хорового пения»    Москва  2000
  • «Советские композиторы для детского хора». Выпуск 1,2. М., «Музыка» 1986г.
  • «С песней весело шагать» популярные песни для детей (Выпуск 3) М., издательство «Советский композитор», 1989.
  • «Сборник русских народных песен». М. 1987 г.
  • Федорова О. «Пташка – ласточка». М., «Музыка» 1977г.
  • Хрестоматий по хоровой литературе. Выпуск 3. Музгиз 1961г.
  • Хрестоматия для хорового класса. Выпуск 3. Составитель В. Минин.М., «Музыка» 1980г.
  • Хоры без сопровождения для начинающих хоровых коллективов, вып. 1, Музгиз, М., 1965г.
  • Шереметьев В. «Поет «Мечта»». Томск, ТОУМЦКИ 2006г.
  • Школа хорового пения, вып. 1, Музыка, М., 1973г.

СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Виноградов К. П. Работа над детским хором.— М., 1967.
  2. Вопросы вокальной педагогики.— М.. 1962.— Вып.1; М., 1964.— Вып.2; М., 1967.—Вып.3; И, 1969.— Вып.4; И, 1976.—Вып.5; М., 1982.—Вып.6.
  3. Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете: Межвузовский сборник научных трудов МГПИ им. В. И. Ленина.— М., 1985.
  4. Голубе в П. Советы молодым Педагогам-вокалистам. - М., 1963.
  5. Детский голос/Под ред. В. Н. Шацкой.— М., 1970.
  6. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики.— М., 1968.
  7. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М., 1972.
  8. Здабович А. П. Некоторые вопросы вокальной методики.— М., 1965.
  9. Кочнева И. С., Яко А. С. Вокальный словарь—Л., 1986.
  10. Львов М.Л. Русские певцы. - М. 1965.
  11. Львов М. Л. Из истории вокального искусства.— М., 1964.
  12. Луканин А Перепедкива А. Вокальные упражнения на уроках в общеобразовательной школе—М., 1964.
  13. Мализина Е.М. Вокальное воспитание детей.— М.— Л., 1967.
  14. Менабени А.Г. Методическая подготовка студента при обучении в классе сольного пения на музыкальном факультете//Музыкально-педагогическая подготовка учителя. - М., 1973.
  15. Менабени А.Г. Учебный материал при индивидуальной вокальной подготовке учителя музыки общеобразовательной школы//Теория и практика вокально-хоровой подготовки учителя музыки общеобразовательной школы.— М., 1980.
  16. Морозов К.П. Тайны вокальной речи—М., 1967.
  17. Морозов В. П. Вокальный слух и голос. - М.— Л., 1965.
  18. Морозов В. П. Биофизические основы вокальной речи.— Л., 1977.
  19. Музыкальное воспитание. В 1976 г.— Вып.11; М., 1978.— Вып.13; М., 1982.— Вып.15.
  20. О детском голосе/Под ред. Н. д. Орловой. - М., 1966.
  21. Пашкина Л.Я. К вопросу об активизации профессиональной направленности обучения в классе постановки голоса на музыкально-педагогическом факультете//Теория и практика вокально-хоровой подготовки учителя музыки общеобразовательной школы.— М., 1980.
  22. Пашкина Л.Я. Вокально-педагогическая практика как средство совершенствования профессиональной подготовки студентов//Вопросы теории и практики музыкального воспитания школьников.— М., 1982.
  23. Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе.— Саратов, 1985.
  24. Совершенствование подготовки учителя музыки и пения. - Свердловск, 1975.— Вып.1.
  25. Чишко О. Певческий голос и его свойства.— М, 1966.
  26. Ярославаева Л. К. Зарубежные вокальные школы,— М., 1981.


Предварительный просмотр:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета «Хоровой класс» разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые инструменты», «Народные инструменты» и «Положения о порядке и формам проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программа в области искусств» (утверждено Министерством культуры Российской Федерации  от 09.02.2012 №86).

Программа является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты», «Духовые инструменты». Учебный предмет «Хоровой класс» относится к обязательной части образовательной программы.

Возраст поступающих в первый класс - с  девяти лет. Срок освоения программы – 1 год.

Программа составлена с учётом возрастных особенностей обучающихся и направлена на:

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение обучающимися знаний, умений и навыков в области хорового пения, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

Цель программы – создание условий для формирования яркой творческой личности,  всестороннего развития начинающего музыканта через вокально-хоровое искусство.  

Задачи программы:

- сформировать у обучающегося интерес к музыкальному искусству, коллективному хоровому исполнительству;

- развить музыкальную память, мелодический, тембровый слух;

- сформировать и развить навыки владения различными видами вокально-хоровой техники, использования средств музыкальной выразительности;

- ознакомить с хоровым репертуаром, включающим произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями, художественно-исполнительскими возможностями хорового коллектива;

- сформировать представление  о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

 - научить  читать с листа несложные музыкальные произведения;

Программа предполагает индивидуальный подход к обучающимся.

        Форма проведения аудиторного занятия – групповой урок 40 минут.  Продолжительность занятия определяется учебным планом.

Объём учебного времени, предусмотренный на реализацию учебного предмета

                 

Самостоятельная работа обучающегося включает в себя следующие виды внеаудиторной деятельности: выполнение домашнего задания, посещение концертов, участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности МАОУДОД «ДШИ №1» .  

Максимальная учебная нагрузка -49,5 ч. Аудиторные занятия -  33 ч.

Самостоятельная работа - 16,5 ч.

Консультации проводятся с целью подготовки  обучающихся к контрольным урокам.

Необходимое техническое оснащение занятий заключается в наличии учебной аудитории для групповых форм работы с необходимым количеством стульев для хора, роялем или пианино, музыкальным центром, наличие нотной и методической литературы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№№

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторныезанятия

1.

Формирование вокально-хоровых навыков:

Певческая установка, дыхание, звуковедение, ансамбль и строй, дикция

Групповой урок

23 ч.

8 ч.

15 ч.

2.

Учебно-художественная работа над репертуаром

-примение освоенных навыков;

-работа над произведением;

-накопление репертуара;

-концертная деятельность.

Групповой урок

23,5 ч.

8,5 ч.

15 ч.

3.

Музыкально-теоретическая подготовка.

Групповой урок

3ч.

3 ч.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа учебного предмета «Хоровой класс» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе  освоения образовательной программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков в области хорового искусства:

- знания характерных особенностей хорового пения.

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах хорового и вокального коллективов;

- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

- навыков чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений;

Содержание программы по учебному предмету «Хоровой класс» соответствует  федеральным государственным требованиям к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые инструменты», «Народные инструменты» и направлено на:

- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации,

- приобретение навыков творческой деятельности,

- формирование умения планировать свою домашнюю работу,

- осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью,

- формирование умения давать объективную оценку своему труду, навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе,

- формирование уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, понимания причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности,

- формирование навыков определения наиболее эффективных способов достижения результата.

        

1 год обучения 

Приобретение навыков певческой установки. Умение делать короткий, спокойный, бесшумный вдох и экономный выдох. Петь ясно, округлым звуком, четко и коротко произносить согласные. Научиться добиваться активного унисона, ритмической устойчивости, соблюдения динамической ровности и одинакового произношения текста.

Ознакомиться с пониманием дирижерского жеста: «внимание», «дыхание», «начало», «окончание пения».

В течение года обучающиеся должны освоить 8-10 одноголосных песен – различных по содержанию и характеру

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результатом освоения программы учебного предмета «Хоровой класс» является:

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, коллективному музыкальному исполнительству;

- знание профессиональной терминологии;

- умение читать с листа несложные музыкальные произведения;

- развитие исполнительской культуры путем накопления музыкально-слуховых представлений, исполнительского репертуара, интеллектуального, эмоционального, технического и художественного совершенствования участников школьного хорового коллектива;

– наличие творческой  инициативы, сформированных представлений  о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

– наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

– наличие навыков репетиционной работы на уроке и концертных выступлений.

        

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Виды контроля и учёта успеваемости: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.

Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в целях оперативного контроля за успехами обучающихся.

Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств и проводится с целью определения:

- качества реализации образовательного процесса;

- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;

- уровня знания, умений и навыков, сформированных у обучающегося на определённом этапе обучения.

Основными формами промежуточной аттестации является  контрольный урок. На контрольном уроке осуществляется сдача  партий концертного репертуара и допуск к участию в концерте.

В соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ промежуточная аттестация проходит в виде выступлений на академических концертах,  исполнения концертных программ. Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на академическом концерте.

Итоговая аттестация проводится в форме концерта.

График промежуточной и итоговой аттестации

Класс

Вид контрольного прослушивания

Месяц проведения

Программные требования

1 год обучения

Контрольный урок

май

Четыре разнохарактерных произведения наизусть.

Критерии оценок текущего контроля успеваемости,  промежуточной и итоговой аттестации  обучающихся

Оценка «5» («отлично»):

- артистичное поведение на сцене;

-  увлечённость исполнением;

-  художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;

-  слуховой контроль собственного исполнения;

-  понимание чувства формы;

-  выразительность интонирования;

-  единство темпа;

-  ясность ритмической пульсации;

-  яркое динамическое разнообразие.

Оценка «4» («хорошо»):

-  незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;

- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;

-  недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;  

-  стабильность воспроизведения нотного текста;

-  выразительность интонирования;

-  попытка передачи динамического разнообразия;

-  единство темпа.

Оценка «3» («удовлетворительно»):

-  неустойчивое психологическое состояние на сцене;

-  формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;

-  слабый слуховой контроль собственного исполнения;

-  темпо-ритмическая неорганизованность;

-  однообразие и монотонность звучания.

Оценка «2» («неудовлетворительно»):

-  частые «срывы» и остановки при исполнении;

-  отсутствие слухового контроля собственного исполнения;

-  ошибки в воспроизведении нотного текста;

-  низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;

-  отсутствие выразительного интонирования;

-  метро-ритмическая неустойчивость.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Предмет «Хоровой класс», наряду с другими предметами учебного плана дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Народные инструменты», «Духовые инструменты» ставит перед собой цель - создание условий для формирования яркой, творческой личности,  всестороннего развития начинающего музыканта через вокально-хоровое искусство.

За время обучения в школе искусств обучающийся приобретает определённый программой объем знаний и практических навыков коллективного хорового исполнительского творчества, которые дают ему возможность понимать и выявлять художественную идею, стилистические и жанровые особенности исполняемой музыки.

Одним из современных направлений музыкальной педагогики является развивающее обучение. Работая в этом направлении, преподаватель должен выбрать главной целью своей деятельности - развитие музыкального мышления обучающегося. В начальный период обучения необходимо учить обучающегося чувствовать и понимать краски и смысл отдельного звука, интонации, фразы, мелодического оборота темы, отдельной части музыкального произведения и т.д., а затем, со временем – учить передавать средствами музыкальной выразительности различные настроения, образы, чувства.

Вокальная работа в хоре имеет свои особенности, которые включают в себя: единую манеру звукообразования и звуковедения, чистое интонирование, ансамбль, строй, организацию певческого дыхания и округлости звучания голосов, четкую дикцию. Качество ансамбля, умение  петь вместе, добиваться единства поставленных задач при раскрытии  образа произведения - всё  это всегда должно быть в центре внимания работы педагога.

Серьезное отношение к вокально-хоровому воспитанию обязательно основывается на знании руководителем певческих возможностей детей разных возрастных групп. Так, в младшем школьном возрасте (7-10 лет) механизм голосообразования совсем другой, чем у старших детей. Многообразие индивидуальных различий детского голоса (тембр, диапазон, динамические возможности) обуславливают индивидуальный подход в выборе принципов и методов обучения.

Прежде чем приступить к работе над воспитанием вокально-хоровых навыков, необходимо приучить детей принимать правильную певческую установку, следить, чтобы они держались свободно, не напряженно. При пении стоя или сидя, корпус и шея выпрямлены, плечи опущены, голова держится прямо, подбородок слегка приподнят. Такая установка обеспечит удобное положение всего дыхательного и звукообразующего аппарата.

Известно, что подвижность и гибкость голоса нужно все время развивать и поддерживать, так как эти качества легко теряются при наличии перерыва в занятиях. В этой связи становится очевидной значимость самостоятельной работы хористов как важной части целостной системы обучения. Чтобы повысить эффективность самостоятельных занятий, педагог помогает обучающемуся спланировать распорядок дня, а также объясняет ему, как правильно распоряжаться временем. Методы правильной, рациональной работы необходимо постоянно демонстрировать обучающемуся в классе, чтобы убедить в их пользе и необходимости. Урок - самостоятельная работа обучающегося - концертное выступление являются той необходимой триадой музыкального образования, на которой базируется учебно-воспитательный процесс.

Каждый урок начинается с проверки домашнего задания, а заканчивается объяснением задания к следующему уроку. Рациональность и дисциплина самостоятельной работы могут быть выработаны только тогда, когда обучающийся понимает цель задания, знает, что он должен сделать, сколько времени на это потребуется, а также как необходимо заниматься, чтобы преодолеть трудности. Результаты своей работы обучающийся должен осознавать и уметь оценивать. Для реализации этого требования необходимо, чтобы домашнее задание соответствовало уровню развития ученика на данном этапе.

Как показывает практика, у каждого преподавателя в процессе педагогической деятельности формируются свои методы работы, однако важно, чтобы результатом обучения было развитие умений и навыков обучающихся, повышение их музыкальной культуры и образованности, накопление музыкальных впечатлений, формирование таких качеств, как творческая активность, фантазия, воображение, впечатлительность. Кроме того, специфика хорового пения, как коллективной формы исполнительства,  способствует развитию таких человеческих качеств, как уверенность в себе, раскованность, коммуникабельность, дружелюбие, ответственность, справедливость.

Постоянная тесная связь преподавателя с родителями, его информированность об условиях жизни каждого обучающегося, о «климате»  в семье являются одной из составляющих работы педагога. В беседах с родителями очень важно подчёркивать необходимость уважительных отношений к занятиям музыкой, поддержки стремления ребёнка к прекрасному, к духовности и культуре.

Основой учебно – творческого процесса в обучении хоровому пению является репертуар, который должен быть  разнообразным по жанру, стилю, эпохам. Его планомерное, последовательное освоение от простого к сложному, с учетом основных дидактических принципов - важный фактор, как обучения, так и воспитания хористов. Музыкальное произведение должно быть, прежде всего, доступным для исполнения, подразумевается доступность диапазона и  образного строя. Очень важно, чтобы   обучающимся было понятно и интересно то, о чем они поют.

Репертуарный план составляется в начале каждого полугодия. В процессе обучения  в репертуар могут быть внесены изменения.

Педагог должен интересоваться, что изучается по другим предметам, чтобы содействовать осуществлению комплексного подхода к обучению.

Хоровой коллектив целесообразно формировать таким образом, чтобы в совместном музицировании участвовали дети, обладающие примерно равными вокальными возможностями и навыками:

  1.  хор первого класса

В программе предлагается примерный перечень произведений, различных по уровню сложности, и  рекомендуемых для исполнения на академических концертах, концертах.

Очень важна работа по воспитанию сценического самочувствия обучающихся. Дело педагога – сформировать увлеченный коллектив единомышленников, для которых хоровое пение является важной духовной потребностью. Ясность исполнительского замысла, отточенность текста и выразительных средств, глубокая сосредоточенность – залог успешного концертного выступления.  

СПИСОК НОТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Аверина Н. «Русская духовная музыка в репертуаре детских хоров». М., «Владос» 2001г.
  • Адлер Е. «Детские и юношеские хоры». М., «Музыка» 1986г.  
  • «Аве Мария»  - сборник произведений для детского и женского хоров. М. 1990г.
  • Гладков Г.  «После дождичка в четверг»    издательство  «Дрофа»  2001г.
  • «Детские хоры»  хоры на  «бис»-  американская тетрадь.  Выпуск С.-П.  2004г.
  • «Западные классики – детям» М.  «Советский композитор»  1999г.      
  • «Зарубежная хоровая музыка» - хрестоматия  для детского  хора
  • Ионова О. «Поет «Дубна»». М., «Музыка»1980г.
  • «Композиторы-классики детям», М., 1963г.
  • «Композиторы классики для детского хора»  М. Ипполитов-Иванов  выпуск 6  М.  Музыка  2007г.
  • «Композиторы улыбаются»  сборник полифонической музыки для детей Ленинград.1997г.
  • Крыжановский С. «Произведения для детского хора». Киев, «Музична Украина» 1974г.
  • Куликов Б. «Хоры зарубежных композиторов. М., «Музыка» 1974г.
  • Локтев В. «Дети мира поют» Музгиз 1959г.
  • Марисова И. «Детский хор». Выпуск  9. М., «Музыка» 1990г.
  • Очаковская О. «Зарубежные песни». М., «Музыка» 1964г.
  • Парцхаладзе «Весна» М., «Советский композитор» 1986г.
  • «Полифонические произведения для детского хора» М.  издательство «Советский  композитор»  1983 г
  • Рахманинов С. «Избранные хоры» М., «Музыка» 1968г.
  • Репертуар детских и юношеских хоров. Выпуск 16. М., «Советский композитор» 1988г.
  • Русская хоровая литература. Выпуск 3. Музгиз 1961г.
  • Свешников А. «Песни и хоры западноевропейских композиторов». Выпуск 1. Музгиз 1961г.
  • Славкин М. «Поет детский хор «Преображение»» М, «Владос» 2001г.
  • Соколов В. «Край родной и любимый» М., «Советский композитор» 1960г.
  • Соколов В., Попов В., Абелян Л. «Школа хорового пения» Выпуск 2. М., «Музыка» 1978г.
  • Струве Г. «Школа хорового пения»    Москва  2000
  • «Советские композиторы для детского хора». Выпуск 1,2. М., «Музыка» 1986г.
  • «С песней весело шагать» популярные песни для детей (Выпуск 3) М., издательство «Советский композитор», 1989.
  • «Сборник русских народных песен». М. 1987 г.
  • Федорова О. «Пташка – ласточка». М., «Музыка» 1977г.
  • Хрестоматий по хоровой литературе. Выпуск 3. Музгиз 1961г.
  • Хрестоматия для хорового класса. Выпуск 3. Составитель В. Минин.М., «Музыка» 1980г.
  • Хоры без сопровождения для начинающих хоровых коллективов, вып. 1, Музгиз, М., 1965г.
  • Шереметьев В. «Поет «Мечта»». Томск, ТОУМЦКИ 2006г.
  • Школа хорового пения, вып. 1, Музыка, М., 1973г.

СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Виноградов К. П. Работа над детским хором.— М., 1967.
  2. Вопросы вокальной педагогики.— М.. 1962.— Вып.1; М., 1964.— Вып.2; М., 1967.—Вып.3; И, 1969.— Вып.4; И, 1976.—Вып.5; М., 1982.—Вып.6.
  3. Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете: Межвузовский сборник научных трудов МГПИ им. В. И. Ленина.— М., 1985.
  4. Голубе в П. Советы молодым Педагогам-вокалистам. - М., 1963.
  5. Детский голос/Под ред. В. Н. Шацкой.— М., 1970.
  6. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики.— М., 1968.
  7. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М., 1972.
  8. Здабович А. П. Некоторые вопросы вокальной методики.— М., 1965.
  9. Кочнева И. С., Яко А. С. Вокальный словарь—Л., 1986.
  10. Львов М.Л. Русские певцы. - М. 1965.
  11. Львов М. Л. Из истории вокального искусства.— М., 1964.
  12. Луканин А Перепедкива А. Вокальные упражнения на уроках в общеобразовательной школе—М., 1964.
  13. Мализина Е.М. Вокальное воспитание детей.— М.— Л., 1967.
  14. Менабени А.Г. Методическая подготовка студента при обучении в классе сольного пения на музыкальном факультете//Музыкально-педагогическая подготовка учителя. - М., 1973.
  15. Менабени А.Г. Учебный материал при индивидуальной вокальной подготовке учителя музыки общеобразовательной школы//Теория и практика вокально-хоровой подготовки учителя музыки общеобразовательной школы.— М., 1980.
  16. Морозов К.П. Тайны вокальной речи—М., 1967.
  17. Морозов В. П. Вокальный слух и голос. - М.— Л., 1965.
  18. Морозов В. П. Биофизические основы вокальной речи.— Л., 1977.
  19. Музыкальное воспитание. В 1976 г.— Вып.11; М., 1978.— Вып.13; М., 1982.— Вып.15.
  20. О детском голосе/Под ред. Н. д. Орловой. - М., 1966.
  21. Пашкина Л.Я. К вопросу об активизации профессиональной направленности обучения в классе постановки голоса на музыкально-педагогическом факультете//Теория и практика вокально-хоровой подготовки учителя музыки общеобразовательной школы.— М., 1980.
  22. Пашкина Л.Я. Вокально-педагогическая практика как средство совершенствования профессиональной подготовки студентов//Вопросы теории и практики музыкального воспитания школьников.— М., 1982.
  23. Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе.— Саратов, 1985.
  24. Совершенствование подготовки учителя музыки и пения. - Свердловск, 1975.— Вып.1.
  25. Чишко О. Певческий голос и его свойства.— М, 1966.
  26. Ярославаева Л. К. Зарубежные вокальные школы,— М., 1981.