Методические рекомендации по работе над артикуляцией в детских вокальных коллективах
Предназначены для педагогов дополнительного образования и учителей музыки школ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации | 23.26 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ ПО РАБОТЕ НАД АРТИКУЛЯЦИЕЙ В ДЕТСКИХ ВОКАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ
Автор: Алехина Наталья Васильевна
Рекомендации предназначены педагогам дополнительного образования, преподающим эстрадное пение, учителям музыки общеобразовательных учреждений.
Несмотря на существенные различия с классическим вокалом, эстрадный вокал основывается на тех же принципах в работе голосового аппарата и является предметом вокальной педагогики.
«У всех звуков, из которых складывается слово, своя душа, своя природа, своё содержание, которые должен почувствовать говорящий», - говорил К. С. Станиславский.
Пение является единственным видом музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное воплощение органически сочетается с выразительным донесением речевого текста, где происходит процесс интеграции музыки и слова. Перед голосовым аппаратом ставится задача не только формирования красивого певческого тона, но и одновременно ясного и четкого произношения поэтического текста. Поэтому вопросы дикции и артикуляции на сегодняшний день являются одними из самых актуальных в вокально-исполнительской работе.
В своих рекомендациях я опиралась на различные методики вокально-исполнительской работы голосового аппарата: на методику развития голоса, созданную В.В. Емельяновым, на методику преподавания эстрадного вокала педагога Л.В.Романовой, на методику развития вокальных способностей педагога И.Исаевой, на технические и художественные приёмы работы с самодеятельными хорами В. Н. Краснощёкова.
Терминология:
Дикция - четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков с правильной их артикуляцией, при четком и внятном произнесении слов и фраз. В свою очередь ясное произнесение слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука. Дикция является средством донесения текстового содержания до слушателей и одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа.
Артикуляция – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав, – артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных) называется артикуляцией.
Артикуляционный аппарат фактически является главным настройщиком голоса. С его помощью поющий и создает наиболее благоприятные, выгодные условия работы гортани – так называемый оптимальный импеданс, позволяющий значительно увеличивать коэффициент полезного действия всего голосового аппарата, а также управлять динамикой звучания голоса. В конечном счете, вся вокальная техника определяется техникой артикуляции. Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов или дикцию.
Упражнения для развития подвижности мышц нижней челюсти
1. Свободно опускать нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в 2 пальца,
2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произносить гласные звуки:
Ааааааа,
Яяяяяяя,
Ооооооо – расстояние в 2 пальца
Ёёёёёёёё – расстояние в 1 палец,
Иииииии – рот слегка прикрыт
3. Произносить эти же гласные звуки с голосом.
В отличие от речи в пении пользуются всем имеющимся диапазоном голоса, а не частью его. Кроме того певческий голос отличается от разговорного не только диапазоном и силой, но и тембром. Певческая дикция зависит от формирования гласных, а в обычной речи произношение гласных и согласных почти равно по времени и речевая дикция зависит целиком от четкого произношения согласных.
Процесс овладения певческой артикуляцией гласных и согласных звуков – один из самых трудоёмких в вокальной педагогике.
При певческом голосообразовании работа артикуляционного аппарата активизируется во много раз. Согласные в пении и в речи формируются почти одинаково, но в пении произносятся четче и легче, максимально укорачиваются. Гласные в пении являются «носителями» вокального звука, они занимают почти всю длительность его звучания. От правильного формирования вокальных гласных зависит художественная ценность певческого голоса.
В своей работе «Фонопедический метод развития голоса» В. Емельянов пишет: «Важным обстоятельством, способствующим выработке непринуждённой манеры пения, является активная свободная артикуляция. Гласные А и О можно произнести при разной форме рта (закреплённого положения для каждой гласной нет). Но всё же в артикулировании отдельных гласных есть что-то специфическое. Гласный У – глубокий, губы – мягкие, расслабленные – вытянуть вперёд дудочкой, но при этом оттянуть вниз подбородок, увеличив ротовое отверстие. Гласный О лучше всего образуется из самого У, только надо ещё ниже опустить подбородок («открыть рот широко вниз»). На А представить, что рот широко открывается вверх, хотя верхняя челюсть на самом деле неподвижна. В этом случае А получится светлым и радостным. Гласные И и Е петь как можно тише на начальном этапе. Е приближен к И.»
Упражнения для развития мышц языка
Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит отчетливость речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости отработать следующие движения:
- Высунуть язык наружу и произвести им движения влево, вправо, вверх, вниз;
- Произвести круговые движения языком слева направо и наоборот;
- Упереться кончиком языка в верхнюю губу, затем - в нижнюю;
- При открытом рте и слегка высунутом языке сделать его широким, узким, «чашечкой», слегка приподнятым, напряженным;
- Побить кончиком языка (твердым как молоточек) по зубам изнутри. Энергично произнести: ДА-ДА-ДА; Т-Д, Т-Д, Т-Д.
- Для освобождения языка и гортани взять быстрый вдох носом, затем полностью выдохнуть резко через рот со звуком «ФУ» (щеки «опадают»);
- Для укрепления мышц гортани энергично произносить: К-Г, К-Г, К-Г;
- Для активизации мышц губ надуть щеки, сбросить воздух резким хлопком через сжатые губы, энергично произнося: П-Б, П-Б, П-Б
Эти упражнения развивают, совершенствуют артикуляционный аппарат, повторять их нужно до момента легкой усталости.
Упражнения для развития подвижности губ
Губы принимают участие в окончательном образовании гласных и являются основными формирователями губных согласных. Положение губ влияет на тембр певческого звука. Улыбка способствует осветлению тембра.
При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения звуков. Так для произнесения звуков У, Ю требуется вытянуть губы трубочкой, для звуков О, Ё - округлить губы, для звуков С, З - растянуть губы в улыбке.
Упражнения:
Растянуть губы в улыбке без обнажения (с обнажением) зубов;
Вытянуть губы трубочкой.
Чередовать эти упражнения.
Вдохнув, задержав дыхание и на выдохе произнести следующие слоги: ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ
БУ БО БА БЭ БИ БЫ
КУ КО КА КЭ КИ КЫ
ГУ ГО ГА ГЭ ГИ ГЫ и т.д.
Следить, чтобы гласная звучала коротко и резко, а согласная – длинно.
Более сложные упражнения:
ПКТУ-ТПКУ ПКТО-ТПКО ПКТА-ТПКА
РЛУ РЛО РЛА РЛЭ РЛИ РЛЫ
ЛРУ ЛРО ЛРА ЛРЭ ЛРИ ЛРЫ
При выполнении этих упражнений тренируется весь речевой аппарат, постепенно развиваются мышцы органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок), необходимых для произнесения звуков.
Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию. И наоборот, вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции.
Предлагаю несколько распевок, используемых в работе с ансамблем. Конечно, они решают не только артикуляционные и дикционные задачи. Это вопросы дыхания, опоры, различных приёмов звуковедения, атаки звука, расширения певческого диапазона, чистоты интонирования и т.д.
Распевка №1 - помогает формированию гласного звука У, исполняемого приёмами legatoи staccatoc последующим выдохом в конце звучания.
Распевка №2 - на развитие подвижности голоса и близкой подачи звука. Исполняется на одном дыхании.
Распевки №3 - на освоение различных приёмов звуковедения (legato,staccato),ощущения дыхательной опоры и формирование гласных Е,И,Я с твёрдым произнесением согласных Л,М,; выравнивание певческого диапазона.
Распевки №4 - на выравнивание гласных звуков и выработку длительного дыхания: МА-МЭ-МИ-МО-МУ – на одном звуке,
Распевка №5 - Распевка №7 - на отработку твёрдой атаки звука с последующим переходом на облегчённое фальцетное звучание штрихом staccato.
Распевки №6 - на выработку чёткой дикции и выравнивание гласных с применением различных слогов: БРА-БРЭ-БРИ-БРО-БРУ; МА-МЭ-МИ-МО-МУ; ДА-ДЭ-ДИ-ДО-ДУ и т.д.
Распевка №7 - на активизацию звуковой подачи голоса с определённым и чётким произнесением слогов и их звуковым выбросом.
Все распевки исполняются вверх и вниз по полутонам с различной динамической подачей, вариантами звуковедения, атакой звука, фразировкой.
Обычно, достаточно 10-15 минут для распевания, «разогрева» голосового аппарата и готовности его к основной работе.
Для примера мною была выбрана песня «MuskatRamble» (муз. E. Ory, сл.R . Gilbert) из репертуара Л. Армстронга.
Песня исполняется на английском языке. Это создает дополнительные трудности в произношении, передаче текста и содержания песни. Исполнение песен на иностранном языке существенно отличается от песен звучащих на родном языке.
Заключение
Таким образом, хотелось бы вновь заострить внимание на важности артикуляционных органов и дикции в плане художественной выразительности, передаче характера и эмоционального настроя исполняемых вокальных произведений. Исполнение будет качественным, если воедино будут представлены все виды вокальной работы: дыхание и его опора; звукообразование и звуковедение; чистота интонирования; ясная дикция и чёткая артикуляция; умение показать широкий и ровный диапазон голоса; ритмическая точность; ансамблевая слитность (умение петь в единой певческой манере); владение фразировкой и верной расстановкой акцентов. Кроме того важной составляющей является сценическое воплощение песни (умение двигаться, регулировать свою мимику и жесты).