Доклад на тему: "Формирование духовной культуры школьников средствами музыкального искусства"
Актуальнейшей проблемой современности является сохранение и преумножение духовности русского народа.
Учитель музыки ставит перед собой единственную цель: затронуть те струны души, которые впоследствии зазвучат прекрасной музыкой и будут звучат всю жизнь – в минуты радости и печали, в минуты нравственного выбора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_formirovanie_duhovnoy_kultury_shkolnikov_sredstvami_muzykalnogo_iskusstva.docx | 20.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Доклад
на тему:
«Формирование духовной культуры школьников
средствами музыкального искусства»
Автор: Животова О. С.,
учитель музыки.
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением
отдельных предметов № 7»,
городской округ Кашира.
План
Введение
- Музыкальное искусство Древней Руси.
- Русская духовная музыка.
2.1 Профессиональная церковная музыка.
2.2 Молитва.
2.3 Колокольный звон.
2.4 Святые, в земле русской просиявшие. Стихиры, тропари.
3. Музыкальные картины природы.
4. Исторический подвиг как фактор формирования духовности.
4.1 Творческий проект «Битва хоров»
Вывод
Введение
(песня в сопровождении гитары)
Музыкант играл на скрипке, я в глаза ему глядел,
Я не то чтоб любопытствовал - я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять,
Как умеют эти руки эти звуки извлекать
Из какой-то деревяшки, из каких-то бледных жил,
Из какой-то там фантазии, которой он служил.
А еще ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь.
А чего с ней церемониться, чего ее беречь.
Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь.
И вселяет в нас надежду; остальное - как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
По чьему благословению я по небу лечу.
Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,
Музыкант, соорудивший из души моей костер.
А душа, уж это точно, ежели обожжена,
Справедливей, милосерднее и праведней она.
Актуальнейшей проблемой современности является сохранение и преумножение духовности русского народа.
Учитель музыки ставит перед собой единственную цель: затронуть те струны души, которые впоследствии зазвучат прекрасной музыкой и будут звучат всю жизнь – в минуты радости и печали, в минуты нравственного выбора.
Для достижения столь высокой цели необходимо решение не менее сложных задач: научить человека слушать музыку, понимать ее, а самое главное – чувствовать. Чувствовать в музыке различные образы, картины, события – такие, как: восход солнца, птичьи трели, весеннее пробуждение природы, запах сирени, летнюю грозу, печаль и пышность осеннего увядания, бескрайность зимних просторов и звон бубенцов скачущей одиноко тройки лошадей, красоту окружающего мира; величие и героизм русского народа, силу его духа.
Программа по музыке с 1 по 8 классы, а также внеурочная деятельность разработана в соответствии с поставленной целью и задачами. Так, можно выделить следующие разделы духовно-нравственной направленности, к которым учащиеся возвращаются год из года, расширяя и углубляя свои познания:
музыкальное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка. Профессиональная церковная музыка. Молитва. Колокольный звон. Святые, в земле русской просиявшие. Стихиры, тропари. Музыкальные картины природы. Исторический подвиг как фактор формирования духовности. Творческий проект «Битва хоров».
- Музыкальное искусство Древней Руси.
Музыка всегда сопровождала человека на пути его формирования и становления, и Древняя Русь не исключение. Древнерусская музыка была тесно связана с обрядами и верованиями, а также с земледельческим трудом. Этим и объясняется большое разнообразие жанров. На площадях, в домах, на пирах исполнялись былины, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые, колыбельные и многие другие песни.
Многие музыканты выступали на пирах, воспевая доблесть русских витязей и князей. Образ подобного сказителя выведен в «Слове о полку Игореве» – знаменитый Баян.
После захвата Руси татаро-монголами центром культурной жизни стал свободный «господин Великий Новгород». Именно там получил развитие такой жанр как былина. Былины донесли до нас историю о знаменитом исполнителе и гусляре Садко, покорившем своей музыкой даже Морского царя. В былинах воспеваются богатыри, в образах которых воплотились лучшие качества народа и его героические подвиги.
Скоморохи (их еще называли «лицедеями», так как они не только пели и играли музыку, но и устраивали представления, зачастую импровизированные) были первыми профессиональными музыкантами на Руси. В своем творчестве они использовали такие музыкальные инструменты, как дудки, волынки, гусли, гудки, трубы, бубны, свирели.
Изучая народную музыку древней Руси, мы обращаемся к образам Баяна, Садко через прослушивание оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» М. Глинки. В концерте № 1 для фортепиано с оркестром П. Чайковский использовал в главной теме 1-й части напев, который он сам записал у лирников – украинских слепых певцов, аккомпанирующих себе на древнем инструменте – лире.
- Русская духовная музыка
2.1 Профессиональная церковная музыка.
Зарождение профессиональной музыки тесно связано с историей становления древнерусского государства – Киевской Руси (IX–XIII века). После Крещения Руси (988 год) и укрепления связей с Византией появились и первые церковные песни – духовная музыка.
В музыке Древней Руси сосуществовали два певческих стиля – кондакарный (сольный) и знаменный (хоровой) распев.
В 17 веке на смену знаменному распеву приходит партесное пение и со временем хор становится смешанным.
2.2 Молитва
Ярким примером профессионализма в сфере духовной музыки является духовный концерт М. С. Березовского «Не отвержи мене во время старости» (17 в.), написанный на слова 70-го псалма Давида из Ветхого Завета. Основа духовного концерта – молитва, обращение к Богу: «Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня….Боже! не удаляйся от меня; Боже мой! Поспеши на помощь мне»
Молитва, обращение к Господу Богу, звучит и в предсмертной арии Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки:
«В тот горький час
В тот страшный час
Господь, меня ты укрепи, ты укрепи»
«Утренняя молитва» - одна из пьес «Детского альбома» П. И. Чайковского.
«Молитва» - одна из частей симфонии-действа «Перезвоны» В. Гаврилина, смысловая кульминация всего произведения – торжественный монолог чтеца на фоне ударов большого колокола и песнопения хора. Искренне звучит текст молитвы. Каждая фраза чтеца глубоко содержательна и значима.
2.3 Колокольный звон
Четыреста лет тому назад иностранцы, путешествовавшие по России, дивились чуду русских колоколов, искренне считая, что ничего подобного этой редкости, великой, удивительной и единственной в мире нет, не было и не будет! Она превосходит силы человеческие!
Колокольный звон стал неотъемлемой частью творчества многих русских композиторов:
«Светлый праздник» - сюита для двух фортепиано С. Рахманинова.
Великий колокольный звон в опере «Борис Годунов» М. Мусоргского.
«Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского.
Набат, звучащий перед призывом «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева.
Колокольный звон в финале оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.
2.4 Святые, в земле русской просиявшие. Стихиры, тропари.
Во время изучения жизни и подвигов святых княгини Ольги, князя Владимира, Кирилла и Мефодия, Ильи Муромца, князя Александра Невского, Сергия Радонежского и других, учащиеся приобщаются к истории, культуре и религии своей Родины, постигают суть духовного подвига. Также знакомятся со стихирами и тропарями в честь русских святых.
3. Музыкальные картины природы.
Развитие у школьников правильного взгляда на окружающий мир, умения любоваться красотой природы также является важнейшей составляющей в формировании духовности. Обращаться вовне на уроках музыки мы можем через произведения П. Чайковского. Цикл «Времена года»; М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина»; Н. Римского-Корсакова «Океан-море синее». Вступление к опере «Садко»; М. Глинки «Венецианская ночь»; С. Рахманинова «Сирень», «Островок», «Здесь хорошо»; Г. Свиридова «Весна и осень», «Пастораль»; и др.
4. Исторический подвиг как фактор формирования духовности.
Обращение к историческим событиям, к героическим страницам истории русского народа играет важную роль в формировании духовности подрастающего поколения. Можно это делать и на уроках музыки. Так, важнейшими музыкальными произведениями, несущими историческую ценность являются:
виватные канты, опера «Иван Сусанин» М. Глинки, опера «Князь Игорь» А. Бородина, кантата «Александр Невский» С. Прокофьева, «Ленинградская симфония» Д. Шостаковича и др.
4.1 Творческий проект «Битва хоров».
Подвиг народа во время Великой Отечественной войны – тема творческого проекта «Битва хоров», в котором принимают участие учащиеся 1-8 классов. Проводится данное мероприятие накануне Великой Победы. Каждый класс выбирает песню на военную тематику, разучивает ее и исполняет на сцене единым хоровым коллективом. При исполнении приветствуется инсценировка и креативный подход.
Вывод:
таким образом мы можем сделать вывод, что средствами музыкального искусства возможно создание благоприятной среды для формирования духовной культуры школьников.