краткая аннотация Чесноков "Альпы" без нотных примеров
Хоровое произведение «Альпы» написано на стихи замечательного русского поэта Федора Ивановича Тютчева ( 1803- 1873гг.). Родился в семье из старинного дворянского рода и детство провел в имении в Орловской губернии. Юные годы Тютчева прошли в Москве. Он рано проникся литературным интересом, стал следить за русской поэзией. Знание латыни и новых языков открыло ему широкий доступ к литературам древнего мира и новоевропейским.
С 1819 – 1821гг. Тютчев обучался в Московском Университете , на словесном отделении. С 1822 года началась его служба в Министерстве иностранных дел.
Глубочайшие и лучшие силы личности Тютчева ушли в лирическую поэзию. Здесь он наедине с самим собою, без давления извне.
Он жил заодно с природой, сливался с нею, а через природу – с большим миром, с его стремлениями. В лирике своей Тютчев находит самого себя, и, что существенно, заодно он вступает в широкий мир исторической жизни, современный ему. Как человеческая личность он необыкновенно возвышается в своих лирических стихотворениях « Люблю грозу в начале мая …»(1828г.)
В стихотворениях Тютчева природа, словно живое существо, радуется и грустит , чувствует и дышит . Такое одушевление природы обычно в поззии. Но для Тютчева это не просто литературный прием: величие и красоту природы он « принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину»
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит…
Судьба Тютчева как поэта не совсем обычна. С 15 лет он уже поэт, который печатается, но все же долгие годы остается без читателей.
Важным событием в литературной судьбе поэта стала публикация его произведений в пушкинском « Современнике» в 1836 году. 24 стихотворения под заголовком « Стихи, присланные из Германии» принесли Тютчеву известность.
В конце 40- х годов начинается новый подъем лирического творчества Тютчева. И.С.Тургенев и Н.П. Некрасов ставят его в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым. В «Современнике» опубликовано 92 стихотворения Тютчева, а в одном из номеров статья Тургенева « Несколько о стихотворениях Тютчева», содержащая пророчество: «Тютчев создал речи, которым не суждено умереть».
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
( 1851г.)
Позже критики различных литературных направлений выскажут высокую оценку поззии Тютчева. Это означало, что к поэту пришла, хоть и поздняя, но подлинная слава.
В данном произведении используется стихотворение Тютчева «Альпы», написанное четырехстопным хореем.
Сквозь лазурный сумрак ночи
Альпы снежные глядят;
Помертвелые их очи
Льдистым ужасом разят.
Властью некой обаянны,
До восшествия зари
Дремлют грозны и туманны,
Словно падшие цари…
Но восток лишь заалеет,
Чарам гибельным конец-
Первый в небе просветлеет
Брата старшего венец.
И с главы большого брата
На меньших бежит струя,
И блестит в венцах из злата
Вся воскресшая семья!...
(1830г.)
Тютчев в стихотворении описывает, как рождается в Альпах утро- после тяжкого распада, происходившего ночью, опять складывается светлый, блистающий альпийский пейзаж.
Чувство тревоги особенно обостряется ночью. Когда исчезает призраннная преграда- видимый мир – между человеком и «бездной» с её « страхами и мглами». У лишённого зрения ночью человека обостряется слух, то слышит он «гул непостижимый или вой ветра ночного», который напоминает ему о «родимом», но не менее от того жутком изначальном хаосе.
О том как остро ощущал поэт, что «ночь страшна», красноречиво свидетельствует стихотворение «Альпы», лишённое в отличие от других произведений на тему «дня и ночи» филосовского звучания, но тем более поражающее мрачными образами, найденными Тютчевым для спящих гор:
Помертвелые ох очи
Льдистым ужасом разят.
В отношении к природе Тютчев являет как бы две ипостаси: бытийную, созерцательную, стремящуюся за видимым покровом угадать тайну природы.
В этой аннотации мы рассмотрим одно из светских произведений Павла Григорьевича Чеснокова – миниатюру « Альпы».
По жанру рассматриваемое произведение представляет собой хоровую миниатюру. Для музыки этого жанра характерны компактное изложение , лаконичность выразительных средств, использование небольшого по объёму литературного текста с определённой идеей.
Хоровая миниатюра написана в двухчастной форме. Части контрастны по отношению друг к другу, что обусловлено содержанием литературного текста. Сочинение начинается в соль- миноре на динамике piano(тихо) – слова «Сквозь лазурный сумрак ночи» требуют от композитора именно такой трактовки художественного образа.
Невесомость, лёгкость звучания создаётся благодаря отсутствию басовой партии в общем балансе. С первых же тактов угадывается «чесноковская» необычная гармония. Темп – медленный. На слова «Альпы снежные глядят» в единое слитное звучание на динамике ppp «вливаются» басы – их низкие октавы будто высвечивают массивные горы, тускло мерцающие в ночи.
Фраза завершается на тонике , в которой отсутствует терцовый тон - таким образом, в музыку привносится пустота.
Следующая фраза – «Помертвелые их очи льдистым ужасом разят» начинается с октавного вступления в басах, которым и отдана мелодия. Остальные голоса лишены мелодической подвижности, они звучат на тоническом органном пункте ; лишь ближе к концу построения – на слова «ужасом разят»- у альтов появляются хроматизмы. Первое предложение 1 части носит повествовательный характер и заканчивается на доминанте.
Второе предложение -«Властью некой обаянны…»начинается с полифонического развития в тональности D – dur. Композитор использует элементы подголосочной полифонии , тем самым создавая образ начала рассвета.Органный пункт в басу ( «ре» большой октавы) с изменчивой гармонией остальных голосов подготавливают тихую кульминацию первой части – весь хор , кроме сопрано , повторяет « словно падшие цари» на динамике ppp. Ре- мажорный аккорд в низкой тесситуре передаёт образ застывших гор и одновременно подготавливает начало второй части, являясь доминантой к соль- мажору, который будет тональностью следующего раздела.
Контрастность второй части проявляется не только в тональном, но и в метроритмическом плане- этому способствует новый темп ( «Оживлённо»).Тональные краски – важный фактор эмоциональной выразительности в музыке Чеснокова. Динамизируя вторую часть , композитор насыщает её отклонениями. Вторая часть звучит в одноименной тональности – G – dur. Композитор не случайно выбрал смену тональности в одноименный мажор. Это наиболее ярко изображает картину смены дня и ночи.
Затактовое вступление, элементы имитации в теноровой партии привносят в музыку торжественность и внутреннюю устремлённость. Общехоровое crescendo начинается на слова «первый в небе..» и на динамике mf торжественно вступают басы ( ход на квинту вниз на слова «брата старшего венец»). К этому моменту завершается модуляция, целью которой стало появление новой тональности A – dur , которая насыщает гармонию 2 части яркими, торжествующими красками возрождающейся жизни.
На forte начинается второе предложение – « И с главы большого брата». Чесноков опять использует приём полифонической имитации( канона), которая способствует подходу к кульминации всего произведения в целом.
Поэтическая кульминация соответствует кульминации в музыке. Кульминация всего произведения в целом приходится на слова «И блестит в венцах из злата вся воскресшая семья», где плотно насыщенная аккордовая фактура, яркая динамика, тесситурное повышение и доминантовый органный пункт в каденции создают величественный образ каменных исполинов.
Произведение заканчивается на ля- мажорном аккорде.
Мелодический рисунок в этом произведении подчиняется тенденциям романтической эпохи. Мелодия в разное время звучит в разных голосах- преимущественно, у сопрано и тенора; остальные хоровые партии в это время создают гармоническое заполнение аккордов. В мелодии нет особых скачков, она развивается плавно и поступенно. Наибольшей экспрессией обладает мелодический рисунок кульминации второй части, где развитие темы, происходящее за счёт скачков, подчёркивается сменой гармонических функций.
Трёхдольный размер(3/4) помогает создать таинственный и в то же время торжественный образ. Оживлённый темп 2 части придаёт музыке танцевальность , но это не вальс, это скорее менуэт, лёгкий и изящный, часто подчёркивается вторая доля.
Фактура произведения – смешанная, так как все голоса связаны между собой чёткими гармоническими вертикалями( аккордовая фактура изложения); за исключением имитационных фрагментов ( полифоническая фактура изложения).
Произведение исполняется смешанным хором a capella ( сопрано, альт, тенор, бас с divizi в каждом голосе). Смешанный хор выбран композитором не случайно – разнообразные тембры мужских и женских голосов способны донести до слушателя гамму художественных образов, заложенную в этом сочинении.
Диапазон хоровых партий:
Сопрано: d – a
Альты: c – h
Тенора: d – g
Басы: C – h
Общий диапазон хора :C –a (почти 4 октавы)
Как видим, у всех голосов приблизительно одинаковый ширины диапазон( от септимы до квартдецимы).
Наиболее удобная тесситура в партии альтов, так как мелодия движется плавно по секундам и терциям.
Партия сопрано , в основном, поют в средней тесситуре. Голосоведение плавное , за исключением нескольких скачков на Ч4 и Ч5, которые необходимо интонировать устойчиво.
В партии теноров встречаются неудобства в начале произведения – довольно высокие тесситурные условия. Таким образом , их звучание должно быть «прикрытым» и динамически тише остальных голосов, чтобы их «специфический» тембр не выделялся.
Партия насыщена различными хроматизмами, исполнение которых требует высокой вокальной подготовки певцов.
Партия басов – фундамент всего хора, поэтому она очень важна для интонирования, низкая нота «до» контроктавы предназначена для басов- октавистов, что придаёт хору богатое звучание.
В партии басов используется часто divizi( временное разделение партии) и октавные удвоения, что придаёт музыке ощущение пространства, широты и высоты гор.
Следует обратить внимание на такие трудности ,как: «опевание» звуков, движение мелодии по полутонам( хроматизмы), секвенция – всё это передаёт интонацию грусти, печали.
Гармонический язык красочен, разнообразен и довольно сложен. Композитор использует трезвучия и септаккорды основной и побочной ступени и их обращения, а также альтерированные аккорды S и D группы. Например, в первой части встречается доминантсептаккорд, в котором основной тон интонируется устойчиво, терцовый как минорный- низко,квинтовый – устойчиво, а септимовый- высоко.
Для более полного отражения поэтического текста в музыке композитором выбрано два вида темпа – медленный и оживлённый, что представляет собой контрастное соотношение 2-х частей и смену характера.
Ритмический рисунок непостоянный. Характерно преобладание четверти с точкой на сильных долях такта. Мелодическая линия партий хора в целом несколько раз прерывается , но не более чем на восьмую или четвертную паузу( в партиях более значительное паузирование). Остановки эти естественны, они ассоциируются с кратковременным отдыхом во время неторопливого лирического высказывания. Их можно сравнить со своеобразным прослушиванием тишины природы, уместным в данном произведении.
В хоровом произведении « Альпы» используется дыхание на паузах( имитации) , по фразам, цепное дыхание в первой части(медленно) , требующее вокальной подготовки певцов.
Звуковедение legato(связно) в первой части и non legato во второй( оживлённо). Связность во многом зависит от дикции.
Текст, слово является неотъемлемой частью любого хорового произведения. Необходимо следить за чётким произношением слогов в долю, а также присоединениям согласных к последующим гласным, что достигается посредством максимального протяжения гласных и максимально коротких согласных.
Особое внимание следует уделить согласным , особенно где есть скопление ; произносить их следует чётко, даже немного утрируя: восшествие, струя.
Следует также обратить внимание на редуцирование безударных гласных: о[а]баянны, ве[и]нец, ко[а]нец, во[а]сток.
Немаловажно чёткое произношение точно в долю шипящих согласных, произносить их следует коротко: словно, чарам, воскресшая, падшие, восшествие.
Встречающиеся в произведении «р» должны исполняться раскатисто: лазурный сумрак, помертвелые, разят, заря, грозны, цари и т.д.
Необходимо сделать небольшую цезуру между гласными: помертвелые их очи, грозны и туманны, из злата.
В целом, текст сложен в исполнении и требует предельно чёткого произношения.
Дирижёру очень трудно сделать эту миниатюру цельным произведением- единым, законченным, глубоким по содержанию. Хоровая миниатюра должна звучать как самостоятельное произведение, а не отрывок; за короткий отрывок времени слушатель должен проникнуться всеми чувствами, которые вложил в этот хор композитор. Вообще, любая миниатюра сложна для исполнения именно в плане цельности формы, глубины. А для этого дирижёру необходимо продумать и техническую, и художественную стороны произведения.
Основными трудностями является чистота интонирования, правильное и чёткое произношение- дикция, наличие хроматизмов, исполнение точных имитаций. Всё это требует высокой вокальной подготовки певцов, гибкости голосов, чуткого, тонкого исполнительского мастерства, поэтому хор П.Г.Чеснокова «Альпы» может исполняться только профессиональными коллективами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
аннотация Чесноков Альпы | 85.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Хоровое произведение «Альпы» написано на стихи замечательного русского поэта Федора Ивановича Тютчева ( 1803- 1873гг.). Родился в семье из старинного дворянского рода и детство провел в имении в Орловской губернии. Юные годы Тютчева прошли в Москве. Он рано проникся литературным интересом, стал следить за русской поэзией. Знание латыни и новых языков открыло ему широкий доступ к литературам древнего мира и новоевропейским.
С 1819 – 1821гг. Тютчев обучался в Московском Университете , на словесном отделении. С 1822 года началась его служба в Министерстве иностранных дел.
Глубочайшие и лучшие силы личности Тютчева ушли в лирическую поэзию. Здесь он наедине с самим собою, без давления извне.
Он жил заодно с природой, сливался с нею, а через природу – с большим миром, с его стремлениями. В лирике своей Тютчев находит самого себя, и, что существенно, заодно он вступает в широкий мир исторической жизни, современный ему. Как человеческая личность он необыкновенно возвышается в своих лирических стихотворениях « Люблю грозу в начале мая …»(1828г.)
В стихотворениях Тютчева природа, словно живое существо, радуется и грустит , чувствует и дышит . Такое одушевление природы обычно в поззии. Но для Тютчева это не просто литературный прием: величие и красоту природы он « принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину»
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит…
Судьба Тютчева как поэта не совсем обычна. С 15 лет он уже поэт, который печатается, но все же долгие годы остается без читателей.
Важным событием в литературной судьбе поэта стала публикация его произведений в пушкинском « Современнике» в 1836 году. 24 стихотворения под заголовком « Стихи, присланные из Германии» принесли Тютчеву известность.
В конце 40- х годов начинается новый подъем лирического творчества Тютчева. И.С.Тургенев и Н.П. Некрасов ставят его в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым. В «Современнике» опубликовано 92 стихотворения Тютчева, а в одном из номеров статья Тургенева « Несколько о стихотворениях Тютчева», содержащая пророчество: «Тютчев создал речи, которым не суждено умереть».
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
( 1851г.)
Позже критики различных литературных направлений выскажут высокую оценку поззии Тютчева. Это означало, что к поэту пришла, хоть и поздняя, но подлинная слава.
В данном произведении используется стихотворение Тютчева «Альпы», написанное четырехстопным хореем.
Тютчев в стихотворении описывает, как рождается в Альпах утро- после тяжкого распада, происходившего ночью, опять складывается светлый, блистающий альпийский пейзаж.
Чувство тревоги особенно обостряется ночью. Когда исчезает призраннная преграда- видимый мир – между человеком и «бездной» с её « страхами и мглами». У лишённого зрения ночью человека обостряется слух, то слышит он «гул непостижимый или вой ветра ночного», который напоминает ему о «родимом», но не менее от того жутком изначальном хаосе.
О том как остро ощущал поэт, что «ночь страшна», красноречиво свидетельствует стихотворение «Альпы», лишённое в отличие от других произведений на тему «дня и ночи» филосовского звучания, но тем более поражающее мрачными образами, найденными Тютчевым для спящих гор:
Помертвелые ох очи
Льдистым ужасом разят.
В отношении к природе Тютчев являет как бы две ипостаси: бытийную, созерцательную, стремящуюся за видимым покровом угадать тайну природы.
В этой аннотации мы рассмотрим одно из светских произведений Павла Григорьевича Чеснокова – миниатюру « Альпы».
По жанру рассматриваемое произведение представляет собой хоровую миниатюру. Для музыки этого жанра характерны компактное изложение , лаконичность выразительных средств, использование небольшого по объёму литературного текста с определённой идеей.
Хоровая миниатюра написана в двухчастной форме. Части контрастны по отношению друг к другу, что обусловлено содержанием литературного текста. Сочинение начинается в соль- миноре на динамике piano(тихо) – слова «Сквозь лазурный сумрак ночи» требуют от композитора именно такой трактовки художественного образа.
Невесомость, лёгкость звучания создаётся благодаря отсутствию басовой партии в общем балансе. С первых же тактов угадывается «чесноковская» необычная гармония. Темп – медленный. На слова «Альпы снежные глядят» в единое слитное звучание на динамике ppp «вливаются» басы – их низкие октавы будто высвечивают массивные горы, тускло мерцающие в ночи.
Фраза завершается на тонике , в которой отсутствует терцовый тон - таким образом, в музыку привносится пустота.
Следующая фраза – «Помертвелые их очи льдистым ужасом разят» начинается с октавного вступления в басах, которым и отдана мелодия. Остальные голоса лишены мелодической подвижности, они звучат на тоническом органном пункте ; лишь ближе к концу построения – на слова «ужасом разят»- у альтов появляются хроматизмы. Первое предложение 1 части носит повествовательный характер и заканчивается на доминанте.
Второе предложение -«Властью некой обаянны…»начинается с полифонического развития в тональности D – dur. Композитор использует элементы подголосочной полифонии , тем самым создавая образ начала рассвета.
Органный пункт в басу ( «ре» большой октавы) с изменчивой гармонией остальных голосов подготавливают тихую кульминацию первой части – весь хор , кроме сопрано , повторяет « словно падшие цари» на динамике ppp. Ре- мажорный аккорд в низкой тесситуре передаёт образ застывших гор и одновременно подготавливает начало второй части, являясь доминантой к соль- мажору, который будет тональностью следующего раздела.
Контрастность второй части проявляется не только в тональном, но и в метроритмическом плане- этому способствует новый темп ( «Оживлённо»).Тональные краски – важный фактор эмоциональной выразительности в музыке Чеснокова. Динамизируя вторую часть , композитор насыщает её отклонениями. Вторая часть звучит в одноименной тональности – G – dur. Композитор не случайно выбрал смену тональности в одноименный мажор. Это наиболее ярко изображает картину смены дня и ночи.
Затактовое вступление, элементы имитации в теноровой партии привносят в музыку торжественность и внутреннюю устремлённость. Общехоровое crescendo начинается на слова «первый в небе..» и на динамике mf торжественно вступают басы ( ход на квинту вниз на слова «брата старшего венец»). К этому моменту завершается модуляция, целью которой стало появление новой тональности A – dur , которая насыщает гармонию 2 части яркими, торжествующими красками возрождающейся жизни.
На forte начинается второе предложение – « И с главы большого брата». Чесноков опять использует приём полифонической имитации( канона), которая способствует подходу к кульминации всего произведения в целом.
Поэтическая кульминация соответствует кульминации в музыке. Кульминация всего произведения в целом приходится на слова «И блестит в венцах из злата вся воскресшая семья», где плотно насыщенная аккордовая фактура, яркая динамика, тесситурное повышение и доминантовый органный пункт в каденции создают величественный образ каменных исполинов.
Произведение заканчивается на ля- мажорном аккорде.
Мелодический рисунок в этом произведении подчиняется тенденциям романтической эпохи. Мелодия в разное время звучит в разных голосах- преимущественно, у сопрано и тенора; остальные хоровые партии в это время создают гармоническое заполнение аккордов. В мелодии нет особых скачков, она развивается плавно и поступенно. Наибольшей экспрессией обладает мелодический рисунок кульминации второй части, где развитие темы, происходящее за счёт скачков, подчёркивается сменой гармонических функций.
Трёхдольный размер(3/4) помогает создать таинственный и в то же время торжественный образ. Оживлённый темп 2 части придаёт музыке танцевальность , но это не вальс, это скорее менуэт, лёгкий и изящный, часто подчёркивается вторая доля.
Фактура произведения – смешанная, так как все голоса связаны между собой чёткими гармоническими вертикалями( аккордовая фактура изложения); за исключением имитационных фрагментов ( полифоническая фактура изложения).
Произведение исполняется смешанным хором a capella ( сопрано, альт, тенор, бас с divizi в каждом голосе). Смешанный хор выбран композитором не случайно – разнообразные тембры мужских и женских голосов способны донести до слушателя гамму художественных образов, заложенную в этом сочинении.
Диапазон хоровых партий:
Сопрано: d – a
Альты: c – h
Тенора: d – g
Басы: C – h
Общий диапазон хора :C –a (почти 4 октавы)
Как видим, у всех голосов приблизительно одинаковый ширины диапазон( от септимы до квартдецимы).
Наиболее удобная тесситура в партии альтов, так как мелодия движется плавно по секундам и терциям.
Партия сопрано , в основном, поют в средней тесситуре. Голосоведение плавное , за исключением нескольких скачков на Ч4 и Ч5, которые необходимо интонировать устойчиво.
В партии теноров встречаются неудобства в начале произведения – довольно высокие тесситурные условия. Таким образом , их звучание должно быть «прикрытым» и динамически тише остальных голосов, чтобы их «специфический» тембр не выделялся.
Партия насыщена различными хроматизмами, исполнение которых требует высокой вокальной подготовки певцов.
Партия басов – фундамент всего хора, поэтому она очень важна для интонирования, низкая нота «до» контроктавы предназначена для басов- октавистов, что придаёт хору богатое звучание.
В партии басов используется часто divizi( временное разделение партии) и октавные удвоения, что придаёт музыке ощущение пространства, широты и высоты гор.
Следует обратить внимание на такие трудности ,как: «опевание» звуков, движение мелодии по полутонам( хроматизмы), секвенция – всё это передаёт интонацию грусти, печали.
Гармонический язык красочен, разнообразен и довольно сложен. Композитор использует трезвучия и септаккорды основной и побочной ступени и их обращения, а также альтерированные аккорды S и D группы. Например, в первой части встречается доминантсептаккорд, в котором основной тон интонируется устойчиво, терцовый как минорный- низко,квинтовый – устойчиво, а септимовый- высоко.
Для более полного отражения поэтического текста в музыке композитором выбрано два вида темпа – медленный и оживлённый, что представляет собой контрастное соотношение 2-х частей и смену характера.
Ритмический рисунок непостоянный. Характерно преобладание четверти с точкой на сильных долях такта. Мелодическая линия партий хора в целом несколько раз прерывается , но не более чем на восьмую или четвертную паузу( в партиях более значительное паузирование). Остановки эти естественны, они ассоциируются с кратковременным отдыхом во время неторопливого лирического высказывания. Их можно сравнить со своеобразным прослушиванием тишины природы, уместным в данном произведении.
В хоровом произведении « Альпы» используется дыхание на паузах( имитации) , по фразам, цепное дыхание в первой части(медленно) , требующее вокальной подготовки певцов.
Звуковедение legato(связно) в первой части и non legato во второй( оживлённо). Связность во многом зависит от дикции.
Текст, слово является неотъемлемой частью любого хорового произведения. Необходимо следить за чётким произношением слогов в долю, а также присоединениям согласных к последующим гласным, что достигается посредством максимального протяжения гласных и максимально коротких согласных.
Особое внимание следует уделить согласным , особенно где есть скопление ; произносить их следует чётко, даже немного утрируя: восшествие, струя.
Следует также обратить внимание на редуцирование безударных гласных: о[а]баянны, ве[и]нец, ко[а]нец, во[а]сток.
Немаловажно чёткое произношение точно в долю шипящих согласных, произносить их следует коротко: словно, чарам, воскресшая, падшие, восшествие.
Встречающиеся в произведении «р» должны исполняться раскатисто: лазурный сумрак, помертвелые, разят, заря, грозны, цари и т.д.
Необходимо сделать небольшую цезуру между гласными: помертвелые их очи, грозны и туманны, из злата.
В целом, текст сложен в исполнении и требует предельно чёткого произношения.
Дирижёру очень трудно сделать эту миниатюру цельным произведением- единым, законченным, глубоким по содержанию. Хоровая миниатюра должна звучать как самостоятельное произведение, а не отрывок; за короткий отрывок времени слушатель должен проникнуться всеми чувствами, которые вложил в этот хор композитор. Вообще, любая миниатюра сложна для исполнения именно в плане цельности формы, глубины. А для этого дирижёру необходимо продумать и техническую, и художественную стороны произведения.
Основными трудностями является чистота интонирования, правильное и чёткое произношение- дикция, наличие хроматизмов, исполнение точных имитаций. Всё это требует высокой вокальной подготовки певцов, гибкости голосов, чуткого, тонкого исполнительского мастерства, поэтому хор П.Г.Чеснокова «Альпы» может исполняться только профессиональными коллективами.