Как подобрать репертуар для детской вокальной студии
В рекомендациях раскрыты вопросы и проблемы, возникающие при подборе репертуара детского вокального объединения.
Главное внимание уделено требованиям к репертуару и характеристике различных сборников песен, которые педагог может использовать в работе с детьми-дошкольниками, подростками и старшими школьниками.
Рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования художественно-эстетического направления деятельности (профиль вокал). Они составлены на основе опыта разработки авторской образовательной программы по вокалу, опыту участия в фестивалях и конкурсах различного уровня в качестве руководителя вокальной студии «Улыбка» ДЮЦ "АРС".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_.docx | 43.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Как подобрать
репертуар
для детской вокальной студии
Методические рекомендации
Составила Крапивина Ирина Масгутовна,
Педагог дополнительного образования
МБУ ДО Детско-юношеского центра «АРС»
Кострома
Пояснительная записка
В рекомендациях раскрыты вопросы и проблемы, возникающие при подборе репертуара детского вокального объединения.
Главное внимание уделено требованиям к репертуару и характеристике различных сборников песен, которые педагог может использовать в работе с детьми-дошкольниками, подростками и старшими школьниками.
Рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования художественно-эстетического направления деятельности (профиль вокал). Они составлены на основе опыта разработки авторской образовательной программы по вокалу, опыту участия в фестивалях и конкурсах различного уровня в качестве руководителя вокальной студии «Улыбка» ДЮЦ "АРС".
Методические рекомендации
Как подобрать репертуар для детской вокальной студии
Вокальное искусство – массовый вид музыкального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей. Занятия в вокальных объединениях решают ряд важных задач:
-привлекают детей и подростков к занятиям в системе дополнительного образования, позволяя с пользой проводить свободное время, укреплять здоровье;
-развивают личность ребенка, его эстетические чувства в эмоциональном познании мира;
-способствуют воспитанию нравственности и гражданственности, активной жизненной позиции;
-содействуют социализации детей и подростков через формы коллективного творчества и внутристудийную жизнедеятельность;
-пробуждают в детях интерес к творческой жизни города, района, учреждения.
Проблемы подбора репертуара
Правильно подобранный репертуар позволяет эффективно решать задачи воспитания и развития ребенка в процессе занятий вокалом. Однако, как показывает опыт, его подбор представляет определенные трудности, причем не только для молодых педагогов, но и педагогов со стажем работы.
В чем состоит проблема подбора репертуара на сегодняшний день? Причин здесь несколько.
- В настоящее время выпускается слишком мало нотных сборников для детей от 4 до 18 лет.
- Имеющиеся нотные издания не всегда грамотно оформлены. Часто эти сборники – это песенники с прописанной мелодией, текстом, но без аккомпанемента и даже без гармонической поддержки. Педагоги же не всегда в совершенстве владеют навыками грамотного подбора сопровождения.
- Зачастую содержание песен не является актуальным, не соответствует запросам современных детей.
- Музыкальный материал не всегда яркий и насыщенный (мелодика, гармония, интонация оставляют желать лучшего).
- Время диктует необходимость использовать в работе не только живой аккомпанемент, но и минусовые фонограммы, что, в свою очередь, связано с немалыми финансовыми затратами.
- Работа с аудиосборниками тоже накладывает ряд трудностей – необходимо уметь грамотно и точно "снимать" звучащую песню для разучивания по нотам.
- Ощущается недостаток глубокого высокохудожественного песенного материала, несущего в себе яркие образы, нравственность, гражданственность.
Проблема отбора репертуара всегда была и остается острой и актуальной для любого руководителя вокального объединения. От выбора репертуара во многом зависит успешное развитие творческого коллектива. Существует целая "репертуарная политика". С одной стороны, в ней фокусируется музыкальный опыт, культура руководителя; с другой – особенности и интересы воспитанников. Мы считаем целесообразным включать в репертуар такие произведения, которые помогут в решении задач воспитания и развития.
- Нравственное воспитание обучающихся.
Пение, и прежде всего репертуар, является одним из основных механизмов, влияющих на формирование общечеловеческих ценностей детей. Музыка, песня является по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное начало, так как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства.
В повседневной жизни ребенок чаще всего дома и на улице слышит лишь образцы, причем далеко не лучшие, поп-музыки. Телевизионные передачи не могут не влиять на подрастающее поколение, поэтому подавляющее большинство детей, несмотря на усилия школы, вырастают в оторванности от лучших образцов песенного жанра.
Характерное для последнего времени разрушение духовности в нашем обществе крайне негативно сказывается на детях. Не все дети понимают, что такое чувство долга, сострадания, милосердия; понятие свободы воспринимается подчас как свобода от обязанностей перед близкими, перед обществом, в котором они живут. Решать эти проблемы помогут, в том числе и песни, в которых содержатся глубокие мысли, яркие образы, призывы. Содержание таких песен должно быть не абстрактным, а близким и понятным детям.
- Формирование художественного вкуса, эстетического восприятия действительности.
Помогая ребенку сформировать эстетическое отношение к миру через творчество, мы тем самым закладываем основу отношения к себе, как к художнику, творцу, созидателю. Поэтому прослушивание или исполнение вокальных произведений это воспитание художественного вкуса, музыкальной культуры, привитие интереса к искусству.
- Развитие музыкального слуха, певческих навыков, музыкальности в целом.
Наличие яркой, выразительной мелодии, способствующей и вокальному и нравственному воспитанию, является главным критерием отбора произведений.
Требования к репертуару
Репертуар детского вокального объединения должен отвечать следующим требованиям.
Носить воспитательный характер.
В умело и тщательно подобранном репертуаре наиболее полно прослеживается единство воспитания и обучения, единство процесса овладения знаниями, умениями и навыками и систематического целенаправленного воздействия на духовное развитие личности.
Подбирая репертуар, мы должны учесть, что произведение не обязательно должно носить явный "воспитывающий" характер. Хорошая лирическая песня, построенная на народных интонациях, сюжетное полотно, раскрывающее историческое прошлое народа, шуточная песня, наполненная здоровым народным юмором, – все это может послужить материалом для воспитательной работы в коллективе. Даже произведения созерцательной пейзажной лирики, воспевающие природу, способны пробудить такие чувства, как отзывчивость, доброта, мечтательность.
Быть высокохудожественным
Произведения репертуара могут быть разнообразны по жанру, стилю, тематике, но обязательна их принадлежность к классике, народной песне. Под "классикой" нужно понимать не только произведения, созданные в далеком прошлом, но и произведения современных авторов, которые отличает высокая художественность, глубина содержания и совершенство формы. Песня хороша тогда, когда хороши и мелодия, и слова, которые и без музыки звучат выразительно и проникновенно.
Выбирая репертуар, а затем, разучивая его с детьми и исполняя, мы воспитываем отношение к музыке, воспитываем "иммунитет против пошлости" (Д. Кабалевский), который так важен при формировании мировоззрения ребенка.
Соответствовать возрасту и пониманию детей.
При выборе репертуара следует учитывать возрастные особенности коллектива. Прежде всего это касается групп младшего возраста. Произведения должны по тематике соответствовать возрастному уровню и быть понятным юным исполнителям. Подбирая музыкальный материал для занятий, педагог следит, чтобы он был разнообразным и интересным для учащихся, доступным для понимания и исполнения. При выборе песенного репертуара опираемся на закономерности развития певческого голоса в разные возрастные периоды. Это обеспечит правильное развитие детей, создаст фундамент для постепенного укрепления голоса, накопления устойчивых навыков и умений.
Соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива.
То или иное произведение будет доступно для исполнения в зависимости от технической подготовки вокалистов, их индивидуальных особенностей. В песнях должен быть соответствующий диапазон, удобная тесситура. Решение технических задач исполнения не должно влиять на художественный уровень произведения.
Репертуар должен быть подобран по трудности, способствовать приобретению каких-либо навыков или закреплять их.
Нельзя допускать, чтобы на протяжен длительного времени репертуар был одного уровня сложности. На протяжении всего обучения по образовательной программе вокального объединении, дети должны идти от простого к сложному. Каждое новое произведение – это шаг вперед в овладении вокально-певческими навыками. Необходимо постоянно повышать требования к вокалистам, включая в репертуар произведения с новым более сложным материалом. Быть разнообразным по характеру, содержанию.
В репертуар любого певческого коллектива обязательно входят произведения различной тематики – это песни о родном крае, родном городе; о семье, о маме, о школе, дружбе и любви; шуточные песни, озорные и веселые, печальные и драматические. В этом разнообразии постигается вся гамма чувств, переживаний и эмоций.
Таким образом, репертуар должен быть подобран так, чтобы обеспечивать нравственно-эстетическое воспитание и социализацию учащихся, передавать образно-интонационное и жанровое богатство вокального искусства
.
Рекомендации по подбору репертуара
Из опыта работы в вокальной студии "Улыбка" ДЮЦ "АРС", участия в конкурсах и фестивалях различного уровня, можно порекомендовать педагогам использовать в работе музыкальные сборники, отвечающие современным требованиям, предъявляемым к репертуару детского вокального объединения.
Нотные сборники
Лариса Вихарева. "Коза-дереза". Песенки для детей от 3 до 7 лет. Иваново, 2006.
В сборник вошли песни ивановского композитора Л.П. Вихаревой на стихи Т. Шапиро. Тексты рассчитаны на детей младшего дошкольного возраста, не превышают двух четверостиший (за исключением песенки "Художник"), легко запоминаются благодаря образному содержанию, повторениям, простоте изложения. Тексты схожи по своему звучанию с детскими прибаутками и стихами А. Барто. Но, несмотря на их простоту, в них заложены новые для ребенка понятия, они поучительны, несут большой воспитательный заряд. Здесь и семейные традиции, уважение к старшим ("Бабушки", "Папа с Олежкой", "Художник"); любовь к природе ("Снеговик", "Дорога"), животным ("Лайка и балалайка", "У медведя", "Про щеночка", "Птица", "Коза-дереза"); приключения и праздники ("Клад", "Карнавал").
Невозможно не отметить великолепное слияние музыки и текста, что позволяет малышам легко их усваивать. Мелодия построена на примарных звуках детского голоса, имеет небольшой диапазон. Она имеет разную жанровую принадлежность (песня, танец, марш) и разную стилистику (колыбельная, считалка, частушка).
Таким образом, сборник предоставляет уникальную возможность через простой для восприятия ребенка музыкальный и поэтический материал знакомить малышей с основами песенного творчество, воспитывать в них лучшие нравственные качества, расширять кругозор.
Л. Вихарева. "Баба Нина". Эстрадные песни для детей. Иваново, 2002.
Сборник предназначен для детей младшего и среднего школьного возраста. Песни написаны на стихи Татьяны Шапиро, за исключением песни "Баба Нина", где авторами текста являются Римма Алдонина и Лариса Вихарева. Сборник посвящен внуку композитора.
Все песни отличаются яркой образностью, интересными сюжетами. Стихи и мелодия тесно слились в озорных и задорных россыпях звуков. Эти песни очень нравятся ребятам, они близки им по духу своим характером, понятны по содержанию. Здесь и первая любовь ("Не умею танцевать"), познание Музыки ("Музыка", "Баба Нина"), сказочная Страна Детства ("Продавец игрушек"), ожившие герои любимых сказок ("Сороконожка", "Добрый пес"), любовь к близким, семье ("Гороскоп").
Со времени первого знакомства нашего коллектива с данным сборником прошло несколько лет, почти все его песни спеты ребятами нашей студии. Эти песни современны по звучанию, дают детям возможность самовыражения, творческой реализации.
Сборник песен для детей 6-12 лет "Продолжение сказки". Москва, 2004.
Здесь собраны песни разных авторов различного содержания и тематики:
-для праздников ("Продолжение сказки", "Песенка для карнавала");
-на школьную тему ("Каникулы");
-лирико-патриотические ("Русская изба", "Журавли");
-о любви к маме ("Мамочка", "Наши мамы самые красивые");
-шуточные ("Фермер Джон");
-о характере животных ("Носорог", "Котята").
Такой подбор позволяет использовать данный материал для разных детских коллективов и исполнителей разного возраста на различных мероприятиях и концертах.
Сборник знакомит с творчеством композиторов от классиков песенного жанра (Ю. Чичков. Е. Птичкин) до современных детских композиторов. Музыка положена на стихи известных поэтов (С.Михалков, М. Пляцковский) и современных авторов (Я.Хомецкий, А. Волков, В Орлов, Л. Олиферов и др.).
А.В. Власов. "Я – солдат!" Сборник песен. Барнаул, 2006.
В сборнике представлены песни для детей от 7 до 17 лет различной тематики. Педагог может подобрать из этого сборника песни гражданственно-патриотического звучания ("Мой дедушка", "Чеченский вальс", "Вышивала бабушка"), военной тематики ("Я – солдат!", "Мой брат", "Ну, разве могут быть солдаты из девчонок?"), лирические песни ("Ассоль", "Прощай, детство!"). Сборник называется "Я – солдат!", но в нем есть и шуточные песни ("Модница", "Помощница"), и песни, обращенные к миру Сказки ("Домовенок", "Розовый какаду").
Тексты написаны в удобной тесситуре, с учетом различного диапазона в зависимости от возраста, для которого они предназначены. Прослеживается гармоничное слияние музыки и текста, что делает песни легко запоминаемыми, понятными исполнителям-школьникам и слушателям.
Песни данного сборника можно разучивать с коллективом и отдельно с солистами детского объединения. Отрадно отметить, что автор трепетно и проникновенно проносит через свое творчество уважение к старшему поколению, уважение к семейным традициям. Поэтому песни имеют большой воспитательный потенциал и помогут педагогу в процессе разучивания ненавязчиво обсудить с детьми многие важные проблемы.
Лариса Вихарева. "Россия". Лирико-патриотические песни. Иваново, 2004.
В сборник входят пять песен на стихи Ю. Шилова, И. Воронова, Ю. Малининой, В. Меркурьева, А. Прокофьева. Песни написаны для старшего школьного и юношеского возраста. Данные произведения могут исполнять и профессиональные музыканты зрелого возраста.
В каждой из песен сборника прослеживается глубокое содержание, высокий поэтический слог, яркие музыкально-художественные образы.
- "Солдат – солдат!"(ст. Ю. Шилова, Л.Вихаревой).
Написана в стиле казачьих песен-былин. Здесь широкая мелодия, классически традиционная гармония; ритм передает цокот копыт казачьих коней.
Песня предназначена для сольного исполнения, при желании ее можно петь ансамблем, добавив диалоги, что придаст ей еще больший эмоциональный накал.
- "Сказочная Русь" (ст. И. Воронова).
Песня отличается величавым характером, широким диапазоном. Фразировка произведения делает ее родственной протяжным русским народным песням. Мелодия песни так же просторна, как и сама Россия с ее бескрайними полями и лесами, соловьиными трелями, русской тройкой. Автор видит в России ее богатую удивительную историю и счастливое будущее.
Песня требует от исполнителей высокого вокального мастерства (построение фразы, звуковедение legato, крепкое певческое дыхание, навыки сглаживания регистров и др). На наш взгляд, эту песню можно исполнять не только с аккомпанементом, но и a'cappella, переложив сопровождение на многоголосное изложение.
- "Аисты" (ст. Ю.Малининой).
В произведении воспеваются светлые мирные идеалы, вера в любовь, мир, свет. Песня носит глубокий драматический характер: трагедия войны написана яркими поэтическими и музыкальными красками. Она волнует, трогает до глубины души каждого слушателя и исполнителя.
В нотах предложены аккорды для исполнения ансамблем. Прозрачное сопровождение подчеркивает эмоциональное напряжение. В то же время это позволяет расцвечивать разными красками палитру голосов.
- "Жажда" (ст. В.Меркурьева).
Песня посвящена защитникам Брестской крепости. Тематика говорит сама за себя: пронзительный текст, сложный размер, разнообразная динамика, необычные гармонические обороты, модуляции, широкий диапазон. Все это потребует от исполнителей-вокалистов хорошей технической подготовки, развитого образного мышления.
- "Россия" (ст. А. Прокофьева).
Как и все песни сборника, эта произведение несет глубокий патриотический заряд, идущий от самого сердца. Глубина мысли подчеркнута триольным изложением аккомпанемента в сочетании с дуолями в голосе. Хроматизмы, поступенное движение басов придает произведению величие и размах.
Сборник лирико-патриотической песни очень актуален для старших вокальных коллективов с хорошей музыкальной подготовкой.
Аудиосборники
Аудиосборник для детей от 1 года до 10лет "Песенки детские-деревенские". Автор Лидия Раздобарина. Москва, 2008 (из серии"Музыкальная азбука развития").
Сборник предназначен для слушания детьми от 1-го года до 3-х лет; для разучивания и исполнения детьми от 4-х до 10-ти лет. Песни представлены в исполнении детской эстрадно-театральной студии "Сказка".
Уникальность данного сборника в том, что в нем представлены песни и фонограммы (минусовки) песенок для малышей-дошколят. Все песни имеют интересный сюжет, посвящены решению важных для малышей проблем, причем делается это с неподдельной серьезностью. Дети остро переживают вместе с персонажами песенок их трудности, учатся искать выход из сложных ситуаций. Песенки учат сопереживать, любить животных, знакомят с окружающим миром; помогают фантазировать и играть, удивляться и радоваться.
Отдельные песни данного сборника: "Во дворе на солнышке", "Белая свечка", "Мышка и аппетит", "Маленькие ёжики", могут исполнять самые юные артисты-дошколята. Дети младшего школьного возраста могут разучить и исполнить песенки "Зонтики", "Черный кот", "Коровий блюз".
Песни данного аудиосборника разнообразны по образам, характеру, темпу, жанру, выразительным средствам. Их достоинство еще и в том, что все они могут быть интересно инсценированы.
Аудиосборник для детей 6-12 лет "Шел по лесу музыкант". Автор Сергей Суэтов. Москва, 2006 (из серии "Пойте с нами").
В сборник вошли 10 песен композитора из Карелии Сергея Суэтова на стихи Евгении Пекки и Ольги Ермаковой. Сборник назван по первой строчке открывающей его Лесной песенки, которая задает тон всему сборнику. Все произведения этого сборника пронизаны задорным, приподнятым настроением. Зовут в сказку, учат добру песни "Семь гномов", "Барышня", "Болотная невеста"; удивляют необычным сюжетом " Вы можете не верить", " Заливная рыба"; зовут за собой в путешествие " Ду-ду-ду" и " Лесная песенка"; знакомит с христианскими ценностями песня " Рождество".
Практически все произведения сборника имеют яркую, запоминающуюся мелодию, интересную аранжировку, очень нравятся ребятам.
Аудиосборник для детей младшего школьного возраста"Песенки Деда Мороза". Музыка Андрея Варламова. Москва, 2004 (исполняет шоу-группа "Улыбка").
В сборнике представлены песни новогодней тематики на стихи Р. Паниной, Б. Миротворцева, В. Степанова, Е. Авдиенко, А. Костакова, Е. Шкловского.
Выпуск данного сборника был своевременным и нужным. Долгое время круг новогодних песен для детей был очень узок. Данный сборник позволил наполнить Новый год – самый волшебный и добрый праздник – современными, разнообразными песнями. Дети с большим желанием слушают, разучивают и исполняют эти произведения.
До сих пор актуальна на новогодних праздниках, любима ребятами и взрослыми песня этого сборника "Российский Дед Мороз". То же самое можно сказать о песнях Пин-Гвин», "В новогоднем лесу", «Ёлка в Рождество», "Новый год", "Тик-так". Привлекает внимание острым юмором, яркими интонациями, неожиданным сюжетом "Песенка о помощнике"; зовет в сказку, мир фантазии песня "Если бы я стала ёлкой".
Отдельно хочется сказать о песне "Ёлка в Рождество". Много лет я использую эту песню в работе с воспитанниками, она позволяет окунуть даже неподготовленных духовно и технически детей в атмосферу праздника Рождества Христова. Рождественские колядки и песнопения доступны не всем самодеятельным детским коллективам. В песне "Ёлка в Рождество" свет и тайна Рождественской ночи раскрываются в простой мелодии и ясном тексте, что делает ее доступной для многих детей.
Произведения сборника "Песни Деда Мороза" – это украшение любого детского новогоднего праздника.
Аудиосборник для детей разного возраста "Пой о счастье ". Автор Татьяна Охомуш. Иваново, 2002 (в исполнении вокальной группы А+Б).
В сборник вошли 14 песен для детей разного возраста – от самых маленьких (5-6 лет) до взрослых (17-18 лет). Основная часть песен написана автором на собственные слова. За исключением песен "Ванечка, давай поженимся" (слова И.Денисова), "Как птица" (слова Ж. Соседова), "Муравьишка" (слова И. Лазарева).
Песни разнообразны по тематике:
- патриотические –"В городе Иваново", "Живи. Россия";
- лирические –"Колыбельная для мамы", "Мама";
-жизнеутверждающие – "Райская птица", "Пой о счастье";
-философские – "Покаяние", "Все слова любви";
-шуточные – "Ванечка, давай поженимся".
Несколько песен посвящены музыке ("Элла", "Папа играет на трубе"), воспитанию трудолюбия ("Муравьишка"), любви к животным ("Моя собака").
Творчество Татьяны Охомуш отличает яркая мелодика, ритмическое разнообразие, причастность к джазовому стилю. Песни написаны для эстрадного исполнения. В связи с этим основная часть мелодических оборотов расположена в удобной рабочей тесситуре, много синкоп, распевов, возможностей для импровизации.
Сборник "Пой о счастье" можно считать учебным пособием для технического совершенствования вокалистов. Песни записаны разными исполнителями в индивидуальной манере пения, с использованием приемов джазовой импровизации сольно и ансамблями.
Репертуар – лицо творческого коллектива
У каждого коллектива со временем складывается определенное репертуарное направление, накапливается репертуарный багаж, соответствующий составу участников, певческой манере, творческим задачам. Репертуар – лицо коллектива, его визитная карточка. Еще не слыша вокалистов, но зная их репертуар, можно в определенной мере судить о творческом лице коллектива, его эстетических и нравственных позициях.
Так и в нашей вокальной студии "Улыбка" сложился свой "золотой фонд". В него входят лучшие, любимые исполнительными и слушателями произведения. Многие из них, постоянно совершенствуясь, передаются от одного состава исполнителей к другому, расцвечиваются новыми красками.
Нашему коллективу особенно близки по духу и тематике произведения о родном городе, о России. Так, например, песня "Край ты мой соловьиный" И. Грибулиной на стихи А. Пржиалковского, которая стала гимном Костромской губернии, уже на протяжении многих лет с любовью исполняется разными составами вокальной студии "Улыбка". Мы находим в каждом новом варианте исполнения новую аранжировку, новое звуковедение, штрихи и динамику, нюансы и отношение, что позволяет не пресытиться этой музыкой, а напротив, каждый раз слышать в ней новые оттенки, открывать новые грани.
Многие песни нашего "золотого фонда" постоянно звучат на концертных площадках, с успехом исполняются на различных фестивалях и конкурсах (Приложение 1). В таблице представлены некоторые из этих песен.
Тематика | Название | Авторы | Возраст | Название конкурса |
Родной край | "Моя Кострома" | И. Грибулина А. Пржиалковский | 8-18 лет | Международный конкурс патриотической песни "Память сердца". |
"Край родной" | Е. Гомонова | 5-10 лет | Городской конкурс патриотической песни "Пока горит свеча" | |
"Песня о Костроме". | Н. Кузьмин Н. Лебедева | 10-16 лет | Областной конкурс "Флейта Леля" | |
"Кострома" | О. Голованов Р. Голованов | 10-14 лет | Международный конкурс "Роза ветров" | |
"Костромичка" | Н. Нагуманова Р. Панина | 6-12 лет | Российский конкурс "Жар-птица" | |
"В городе родном" | Т. Охомуш | 6-10 лет | Городской конкурс патриотической песни "Пока горит свеча" | |
"Костромской вальс" | В. Медведев | 14-18 лет | Международный конкурс "Роза ветров" | |
"Кострома – душа России" | А.Шаганов О. Каледин | 7-18 лет | Международный конкурс "Юность" | |
Россия | "Моя Россия" | А. Серко А. Иванов | 12-18 лет | Международный конкурс "Юность" |
"Моя Россия" | Г. Струве Н. Соловьева | 7-10 лет | Городской конкурс патриотической песни "Пока горит свеча" | |
"Живи, Россия" | Т. Охомуш | 14-18 лет | Российский конкурс юных исполнителей "Жар-птица" | |
"Красно солнышко" | П. Аедоницкий И. Шаферан | 10-18 лет | Всероссийский конкурс "Браво в Янтаре" | |
"Я люблю тебя, Россия" | Д. Тухманов М. Ножкин | 14-18 лет | Международный конкурс "Сердце России" | |
"Русский вальс" | А. Пахмутова А. Добронравов | 16-18 лет | Региональный конкурс "России верные сыны" | |
""Цесаревич | С. Бартенев А. Логвинов | 14-18 лет | Международный конкурс "Сердце России" | |
Война | "Офицеры" | А. Хозак В. Агранович | 12-18 лет | Городской конкурс патриотической песни "Пока горит свеча" |
"Майский вальс" | И. Лученок М. Ясень | 10-18 лет | Областной конкурс "Новые имена" | |
"Пришла Победа" | А. Осадчий А. Вратарев | 14-18 лет | Региональный конкурс "России верные сыны" | |
"Баллада о матери" | Е. Мартынов А. Дементьев | 16-18 лет | Российский конкурс юных исполнителей "Жар-птица" | |
"Казаки в Берлине" | Дм. И Дан. Покрассы Ц. Солодарь | 10-18 лет | Городской конкурс патриотической песни "Пока горит свеча" | |
лет | ||||
Семья | "Песенка о счастье" | П. Хайруллин И. Дубовик | 7-10 лет | Международный конкурс "Роза ветров" |
"Гимн семье" | И. Резник | 16-18 лет | Областной конкурс "Вифлеемская звезда" | |
"Ты не бойся, мама!" | М. Протасов Е. Шкловский | 5-10 лет | Городской конкурс патриотической песни "Пока горит свеча" | |
"Ах, мама, мамочка!" | Т. Охомуш | 12-16 лет | Региональный конкурс "Комета юность" |
Заключение
Первоочередная задача педагога вокального объединения – это донести до воспитанников нравственное восприятие, духовное созерцание произведения, т.к. наивысшее наслаждение от произведения искусства возникает тогда, когда человек постигает его смысл, выходит на ступень переживания – понимания.
Занятия вокалом, на наш взгляд, должны быть ориентированы не только на сумму знаний и обучение основам музыкальной грамоты, но прежде всего на развитие эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление. Это позволит включить занятия в системе дополнительного образования в общую систему духовного формирования личности человека. Правильный подбор репертуар во многом способствует решению этой задачи.
Песенный репертуар служит для ребенка путеводителем в мире музыкального искусства. Репертуар формирует и воспитывает музыкально-эстетический вкус маленьких певцов и их понимание музыкальной культуры в целом. Участвуя в исполнении произведений, они учатся воспринимать и чувствовать песню, ориентироваться в различных направлениях, жанрах и стилях классической и современной музыкальных культур.