аннотация Танеев "Вечерняя Песня"
Историко-стилистический анализ.
Сергей Иванович Танеев (1986 - 1915) – русский пианист, дирижер, педагог, композитор.
В 1875 году окончил Московскую консерваторию у Н. Г. Рубинштейна (фортепиано) и П. И. Чайковского (композиция). Выступал в концертах как пианист-солист и ансамблист.
Танеев первый исполнитель многих фортепианных произведений Чайковского (например, первый исполнитель Второго и Третьего фортепианных концертов, доработал последний после смерти композитора), исполнитель собственных сочинений. Работал в Московской консерватории, где вёл классы гармонии, инструментовки, фортепиано, композиции, полифонии, музыкальной формы.
В 1905 году покинул консерваторию в знак протеста против консервативных методов руководства. Продолжал заниматься с учениками частным образом. Был одним из основателей и педагогов Народной консерватории, участвовал в работе Пречистинских рабочих курсов для рабочих, изучал музыкальный фольклор.
Убеждённый последователь классики (в его музыке нашли претворение традиции М. И. Глинки, П. И. Чайковского, а также И. С. Баха, Л. Бетховена), Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX века. Его творчество отмечено глубиной и благородством замыслов, высокой этичностью и философской направленностью, сдержанностью высказывания, мастерством тематического и полифонического развития.
Создал композиторскую школу, воспитал многих музыковедов, дирижёров, пианистов (продолжая фортепианные традиции Николая Рубинштейна). Среди учеников: Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Николай Метнер, Рейнгольд Глиэр, Константин Игумнов, Георгий Конюс, Сергей Потоцкий, Всеволод Задерацкий, Болеслав Леопольдович Яворский.
Хорам Танеева свойственны: мелодическая выразительность языка, красочность и насыщенность гармоний, полифоническое мастерство, монументальность формы, знание вокальных возможностей голосов, совершенство голосоведения, принцип - хору подвластно все. Танеев - один из первых композиторов, который начал создавать русскую полифоническую музыку. Он объединял русскую песенность, музыкальность с западными структурами - фуга, канон.
Хоровые произведения С.И.Танеева
· Кантаты: «Памятник» (1880), «Иоанн Дамаскин» (1884), «По прочтении псалма» (1912-1914)
· Хоры без обозначения опуса: «Венеция ночью», «Ноктюрн», «Веселый час» —1880 год; «Песня короля Регнера», «Вечерняя песня» —1882 г.
· Ор. 8. «Восход солнца». (1898).
· Ор. 10. «Из края в край». (1898).
· Ор. 15. Два хора a capella для четырех смешанных голосов (1900-1902): № 1. «Звезды»; № 2. «Альпы»
· Ор. 23. «Ночи». Три терцета a capella для сопрано, альта и тенора. Могут исполняться также и хором (1907): № 1. «Сонет Микель-Анджело»; № 2. «Рим ночью»; № 3. «Тихой ночью».
· Ор. 24. Два квартета a capella для двух сопрано, альта и тенора. Могут исполняться также и хором (1907): № 1. «Монастырь на Казбеке»; № 2. «Адели».
· Ор. 27. Двенадцать хоров a capella для смешанных голосов (1909): № 1. «На могиле»; № 2. «Вечер»; № 3. «Развалину башни»; № 4. «Посмотри, какая мгла»; № 5. «На корабле»; № 6. «Молитва»; № 7. «Из вечности музыка вдруг раздалась»; № 8. «Прометей»; № 9. «Увидал из-за тучи утес»; № 10. «Звезды»; № 11. «Ио горам две хмурых тучи»; № 12. «В дни, когда над сонным морем».
· Ор, 35. Шестнадцать хоров a capella для мужских голосов (1914): № 1. «Тишина»; № 2. «Призраки»; № 3. «Сфинкс»; № 4. «Заря»; № 5. «Молитва»; № 6. «В пространствах эфира»; № 7. «И сон и смерть»; № 8. «Небесная роса»; № 9. «Мертвые корабли»; № 10. «Звуки прибоя»; № 11. «Морское дно»; № 12. «Морская песня»; № 13. «Тишина»; № 14. «Гибель»; № 15. «Белый лебедь»; № 16. «Лебедь».
· Посмертные издания — хоры «Сосна» и «Фонтан»— ранние произведения (1877 и 1880), впервые опубликованные в журнале «Советская музыка», 1940, № 7.
Хомяков Алексей Степанович (1804 – 1860), русский религиозный философ, поэт, публицист. Получил домашнее образование, сдал экзамен в Московском университете на степень кандидата математических наук. Был близок московскому кружку "любомудров".
Сотрудничал в журнале "Европеец", "Москвитянин", "Русская беседа", был председателем общества любителей русской словесности при Московском университете.
Творчеству Хомякова свойственна полемическая направленность (критика католицизма, протестантизма, западников, немецкого классического идеализма и др.). В центре его воззрений — учение о "соборности" ("кафоличности", цельности, внутренней полноте), характеризующей природу не только христианской церкви, но также человека, общества, процессов познания и творчества
Поэтические произведения Хомякова — стихотворные трагедии "Ермак" и "Дмитрий Самозванец", лирические стихотворения — тесно связаны с его философскими и историческими воззрениями, проникнуты гражданским пафосом.
Музыкально-теоретический анализ.
Жанр произведения – хоровая миниатюра.
Форма произведения – простая трехчастная с кодой. Несмотря на малые масштабы частей, умеренный темп и наличие большого количества долей в такте (размер 12/8) позволяют трактовать форму именно как трехчастную. Так же на принадлежность к трехчастности указывает контрастный музыкальный материал крайних частей и середины.
Первая часть представляет собой малый период, количество тактов в каждом предложении нечетное – 3+3.
Предложения повторного строения, так как второе предложение начинается с музыкального материала первого. С гармонической точки зрения период является однотональным – музыкальный материал не выходит за рамки основной тональности.
Интерес представляют собой серединная и заключительная каденции данного периода – они, по сути, идентичны – на выдержанном тоническом аккорде движение продолжает лишь партия Баса, которая тоже останавливается на тонике. Таким образом, период имеет серединную совершенную каденцию:
И заключительную неполную совершенную каденцию, подготовленную по аналогии с первым предложением основными трезвучиями: S64 - II2 – S64 – T:
Вторая часть – середина – контрастна первой. По форме представляет собой малый квадратный период с дополнением. Период повторного строения – второе предложение развивает музыкальный материал первого.
Первое предложение имеет серединную каденцию на тоническом трезвучии в мелодическом положении квинты:
Каденция подготовлена (D-dur) – II65 – T6 – Sg – VII7 – T.
Второе предложение оканчивается неполной совершенной каденцией (D-dur) – T – Sg – II43– Sg – T:
Дополнение возникает вследствие достаточно динамичного развития музыкального материала середины и в связи со сменой размера 12/8 – 9/8. При этом функция дополнения – модуляция в основную тональность произведения с доминантовой тональности – T=D – S – D64 – D.
Из выше изложенного видно, что ре-мажорный аккорд, являющийся тоническим в середине, в первой доле такта приравнивается к доминанте в основной тональности. Окончание дополнения совпадает с началом репризы:
Реприза в данном произведении используется с расширением. По форме представляет собой малый квадратный период (4+4) неповторного строения. Расширение же происходит Историко-стилистический анализ.
Сергей Иванович Танеев (1986 - 1915) – русский пианист, дирижер, педагог, композитор.
В 1875 году окончил Московскую консерваторию у Н. Г. Рубинштейна (фортепиано) и П. И. Чайковского (композиция). Выступал в концертах как пианист-солист и ансамблист.
Танеев первый исполнитель многих фортепианных произведений Чайковского (например, первый исполнитель Второго и Третьего фортепианных концертов, доработал последний после смерти композитора), исполнитель собственных сочинений. Работал в Московской консерватории, где вёл классы гармонии, инструментовки, фортепиано, композиции, полифонии, музыкальной формы.
В 1905 году покинул консерваторию в знак протеста против консервативных методов руководства. Продолжал заниматься с учениками частным образом. Был одним из основателей и педагогов Народной консерватории, участвовал в работе Пречистинских рабочих курсов для рабочих, изучал музыкальный фольклор.
Убеждённый последователь классики (в его музыке нашли претворение традиции М. И. Глинки, П. И. Чайковского, а также И. С. Баха, Л. Бетховена), Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX века. Его творчество отмечено глубиной и благородством замыслов, высокой этичностью и философской направленностью, сдержанностью высказывания, мастерством тематического и полифонического развития.
Создал композиторскую школу, воспитал многих музыковедов, дирижёров, пианистов (продолжая фортепианные традиции Николая Рубинштейна). Среди учеников: Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Николай Метнер, Рейнгольд Глиэр, Константин Игумнов, Георгий Конюс, Сергей Потоцкий, Всеволод Задерацкий, Болеслав Леопольдович Яворский.
Хорам Танеева свойственны: мелодическая выразительность языка, красочность и насыщенность гармоний, полифоническое мастерство, монументальность формы, знание вокальных возможностей голосов, совершенство голосоведения, принцип - хору подвластно все. Танеев - один из первых композиторов, который начал создавать русскую полифоническую музыку. Он объединял русскую песенность, музыкальность с западными структурами - фуга, канон.
Хоровые произведения С.И.Танеева
· Кантаты: «Памятник» (1880), «Иоанн Дамаскин» (1884), «По прочтении псалма» (1912-1914)
· Хоры без обозначения опуса: «Венеция ночью», «Ноктюрн», «Веселый час» —1880 год; «Песня короля Регнера», «Вечерняя песня» —1882 г.
· Ор. 8. «Восход солнца». (1898).
· Ор. 10. «Из края в край». (1898).
· Ор. 15. Два хора a capella для четырех смешанных голосов (1900-1902): № 1. «Звезды»; № 2. «Альпы»
· Ор. 23. «Ночи». Три терцета a capella для сопрано, альта и тенора. Могут исполняться также и хором (1907): № 1. «Сонет Микель-Анджело»; № 2. «Рим ночью»; № 3. «Тихой ночью».
· Ор. 24. Два квартета a capella для двух сопрано, альта и тенора. Могут исполняться также и хором (1907): № 1. «Монастырь на Казбеке»; № 2. «Адели».
· Ор. 27. Двенадцать хоров a capella для смешанных голосов (1909): № 1. «На могиле»; № 2. «Вечер»; № 3. «Развалину башни»; № 4. «Посмотри, какая мгла»; № 5. «На корабле»; № 6. «Молитва»; № 7. «Из вечности музыка вдруг раздалась»; № 8. «Прометей»; № 9. «Увидал из-за тучи утес»; № 10. «Звезды»; № 11. «Ио горам две хмурых тучи»; № 12. «В дни, когда над сонным морем».
· Ор, 35. Шестнадцать хоров a capella для мужских голосов (1914): № 1. «Тишина»; № 2. «Призраки»; № 3. «Сфинкс»; № 4. «Заря»; № 5. «Молитва»; № 6. «В пространствах эфира»; № 7. «И сон и смерть»; № 8. «Небесная роса»; № 9. «Мертвые корабли»; № 10. «Звуки прибоя»; № 11. «Морское дно»; № 12. «Морская песня»; № 13. «Тишина»; № 14. «Гибель»; № 15. «Белый лебедь»; № 16. «Лебедь».
· Посмертные издания — хоры «Сосна» и «Фонтан»— ранние произведения (1877 и 1880), впервые опубликованные в журнале «Советская музыка», 1940, № 7.
Хомяков Алексей Степанович (1804 – 1860), русский религиозный философ, поэт, публицист. Получил домашнее образование, сдал экзамен в Московском университете на степень кандидата математических наук. Был близок московскому кружку "любомудров".
Сотрудничал в журнале "Европеец", "Москвитянин", "Русская беседа", был председателем общества любителей русской словесности при Московском университете.
Творчеству Хомякова свойственна полемическая направленность (критика католицизма, протестантизма, западников, немецкого классического идеализма и др.). В центре его воззрений — учение о "соборности" ("кафоличности", цельности, внутренней полноте), характеризующей природу не только христианской церкви, но также человека, общества, процессов познания и творчества
Поэтические произведения Хомякова — стихотворные трагедии "Ермак" и "Дмитрий Самозванец", лирические стихотворения — тесно связаны с его философскими и историческими воззрениями, проникнуты гражданским пафосом.
Музыкально-теоретический анализ.
Жанр произведения – хоровая миниатюра.
Форма произведения – простая трехчастная с кодой. Несмотря на малые масштабы частей, умеренный темп и наличие большого количества долей в такте (размер 12/8) позволяют трактовать форму именно как трехчастную. Так же на принадлежность к трехчастности указывает контрастный музыкальный материал крайних частей и середины.
Первая часть представляет собой малый период, количество тактов в каждом предложении нечетное – 3+3.
Предложения повторного строения, так как второе предложение начинается с музыкального материала первого. С гармонической точки зрения период является однотональным – музыкальный материал не выходит за рамки основной тональности.
Интерес представляют собой серединная и заключительная каденции данного периода – они, по сути, идентичны – на выдержанном тоническом аккорде движение продолжает лишь партия Баса, которая тоже останавливается на тонике. Таким образом, период имеет серединную совершенную каденцию:
И заключительную неполную совершенную каденцию, подготовленную по аналогии с первым предложением основными трезвучиями: S64 - II2 – S64 – T:
Вторая часть – середина – контрастна первой. По форме представляет собой малый квадратный период с дополнением. Период повторного строения – второе предложение развивает музыкальный материал первого.
Первое предложение имеет серединную каденцию на тоническом трезвучии в мелодическом положении квинты:
Каденция подготовлена (D-dur) – II65 – T6 – Sg – VII7 – T.
Второе предложение оканчивается неполной совершенной каденцией (D-dur) – T – Sg – II43– Sg – T:
Дополнение возникает вследствие достаточно динамичного развития музыкального материала середины и в связи со сменой размера 12/8 – 9/8. При этом функция дополнения – модуляция в основную тональность произведения с доминантовой тональности – T=D – S – D64 – D.
Из выше изложенного видно, что ре-мажорный аккорд, являющийся тоническим в середине, в первой доле такта приравнивается к доминанте в основной тональности. Окончание дополнения совпадает с началом репризы:
Реприза в данном произведении используется с расширением. По форме представляет собой малый квадратный период (4+4) неповторного строения. Расширение же происходит
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
taneev_vechernyaya_pesnya.docx | 2.23 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно