Статья на тему: "Экология души"

Сащихина Наталия Сергеевна

Статья на тему: "Экология души"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare.docx20.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре

Тема: «Экология души»

Приступая к подготовке своего выступления на круглом столе, для меня стало важным понять, а какое отношение моя сфера деятельности оказывает на  душу человека. И уже в который раз я прихожу к выводу, что искусства, в том числе и музыка  - это «почва» на которой можно вырастить средствами художественных произведений "плоды" нравственного очищения личности в нашем современном обществе.

Свою педагогическую деятельность хочу выразить, обозначить следующей концепцией: " Экология души - Экология искусства ". Художественно-педагогическую идею этой концепции я выражаю следующим содержанием: "Природа — великий учитель, помогающий настоящим педагогам воспитывать детей исследователями, поэтами, гуманистами". Эта идея близка к целям и задачам занятий музыкой.

Встает вопрос: на что воздействует музыка? (слайд с 3 вариантами: разум, чувства, воля). Я думаю, что все дали правильный ответ. Конечно музыке подчинена чувственно-эмоциональная сфера. Но есть важнейший принцип философского течения сенсуализма: «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах», а это значит, что через эмоции музыка воздействует на душу человека в целом. А следовательно, от того  какой музыкой увлекается человек, зависит тип его личности. Соответственно очень важным становится возраст детства, когда человека можно познакомить с лучшими образцами культуры и дать ему возможность выбора.

Поэтому нравственное, эстетическое, патриотическое, гуманистическое воспитание учащихся на современном этапе должно опираться на благодатную "почву" высокого музыкального искусства, представленного лучшими образцами и шедеврами различных музыкальных направлений и стилей: классической, народной,духовной,эстрадной,джазовой,поп-рок-музыкой. Музыку, формирующую высокий художественный вкус слушателя, я имею смелость назвать "экологически чистой музыкой". Именно такая "экологически чистая почва" искусства даст "всходы" и "плоды" в образовании и воспитании человека, в формировании его внутреннего мира, экологии его души. "Плодом" такого подхода будет являться воспитание музыкально грамотного человека, любящего искусство, ценителя с высоким художественным вкусом, имеющего активную жизненную позицию, направленную на созидание.

Осуществляя на музыкальных занятиях в детском саду и уроках музыки в школе воспитание, необходимо решать следующие задачи:

1.Эстетические: пробуждая прекрасное - пробуждаем доброе в душе человека, от красоты и правды искусства — к красоте чувств и мыслей и далее к красоте творений человека, к красоте и правде жизни.

2.Гуманно-нравственные: воспитание любви к Природе, ко всему живому, к людям, чувства долга, ответственности, дисциплинированности.

3.Патриотические: "С чего начинается Родина?" - эти строки из песни Матвея Исааковича Блантера заставляют задуматься и понять, что то место, где родился человек — это не только его дом, семья, но и родные края, матушка-земля, луга, поля, реки, озера, пение птиц, шум ветра, смена времен года, словом все то, что свято и дорого.

4.Интернациональные: осознание того, что люди разных национальностей живут в одном большом доме на планете Земля. Охрана природной среды планеты, ее воздушного, водного бассейна, ее недр, климата -это долг современного человека перед будущими поколениями.

Музыка поднимает огромные пласты жизненно важных тем, дает представления и формирует отношение детей к природе, любви, несчастью, семье, долгу. Наш русский педагог Павел Петрович Блонский говорил, что не жизнь надо сужать до урока, а урок расширять до жизни». У нас педагогов гуманитарной направленности (музыки, литературы, истории, мировой художественной культуры) есть уникальная возможность, средствами своего предмета  расширить урок и ввести детей в жизнь.

Я это делаю с помощью музыки. Приведу несколько примеров, которые являются для меня очень важными при работе с детьми.

Тема природы очень часто звучит в музыкальной деятельности детей. Начиная с дошкольных учреждений,  малыши учат песни и танцы, проводят праздники, посвященные всем временам года, знакомятся с природными явлениями, формируют в своей душе добрые  чувства к природе. Далее в школе на урокам музыки продолжается погружение в образы природы, но уже больше с опорой на шедевры классической музыки, в процессе слушательской деятельности и знакомства с таими композиторами как П. Чайковский, С. Прокофьев, Э. Григ, М. Мусоргский и другими. Но надо отметить, что для более целостного восприятия необходимо сочетание музыки с изобразительным искусством и с художественной литературой. Природа всегда была источником вдохновения для творчества художников, писателей, композиторов, особенно фольклора.

Музыкальная деятельность дошкольников и школьников также сталкивает ребят с образами народной жизни. Каждая народная песня — это пример того, как люди через одушевление природы, воспевание ее красоты выражали свои чувства и мысли, рассказывали о своей судьбе. Вот примеры таких русских песен: "Родина", "Эй, ухнем", "Ты взойди, солнце красное", "На зоре было на зореньке", "Ой, да ты, калинушка", "Степь да степь кругом", "Тонкая рябина", "Зеленая рощица" и многие другие. Обогащение программы через музыкальный фольклор, возрождение национальных традиций, через совершенствование культуры русского языка — это еще один путь воспитания души, её экология.

Тема духовной жизни человека. Наиболее полно стала раскрываться после перестройки 90-х годов, когда спал запрет на духовную музыку. На сегодняшний день школьники знакомятся с понятиями «внутренний мир» человека, его сохранность, поднимаются вопросы души, добра и зла. Благодаря композиторам С. Рахманинову, П. Чеснокову, И. Баху, Дж. Перголези для детей открывается огромный пласт культуры России и зарубежных стран, связанных с храмовой музыкой. А ведь долгие годы, до революции 1917 года, образование и воспитание подрастающего поколения велось именно в этом направлении. На мой взгляд, стоит воспользоваться наработками, созданными педагогами того времени.

Вернемся к термину "Экологически чистая музыка". Это - музыкальные произведения высокого художественного вкуса, выражающие общечеловеческие идеалы красоты, добра, истины, веры, надежды, дружбы и любви. Эти произведения должны представлять различные музыкальные стили и направления. Очень важно, чтобы найден был баланс их включения в уроки, соответствие теме, их педагогическая и художественная целесообразность, воспитательное значение.

В наше время музыкальный мир для многих представляет собой поток, в котором преобладает развлекательная музыка не лучшего качества. Нередко ее коммерческое значение бывает важнее художественного содержания и исполнительского мастерства. Именно такая, более простая и примитивная музыка может быть названа "грязной" музыкой. Она путем многократного механического воспроизведения "зацикливает" восприятие и сознание слушателя, снижает и объединяет его культуру, его художественный вкус, засоряет музыкальный кругозор. Пути и способы борьбы с такими явлениями сложны и долговременны, но необходимы и важны. И уж кто, как не музыкальные работники и учителя детских дошкольных учреждений, общеобразовательных и музыкальных школ, преподаватели училищ, концертные исполнители руководители оркестров, а также средства массовой информации должны заниматься пропагандой произведений высокого музыкального искусства различных жанров, создавая этим предпосылки для воспитания богатого внутреннего мира человека, экологии его души, формирования человеческого сознания и улучшения общественного строя.

Рост числа великодушных людей за счет сокращения количества бездушных, равнодушных, малодушных — таковы должны быть результаты этой целенаправленной работы."