Методическая разработка сценария открытого занятия - концерт класса вокального ансамбля Концерт «Музыкальный калейдоскоп»
Данный материал может быть полезен для педагогов, работающих в области вокала, вокального ансамбля.
Представленная методическая разработка может быть взята за основу для подготовки отчетного концерта класса, коллектива.
Основной темой методической разработки (и открытого занятия-концерта впоследствии) выбрана история - путешествие по музыкально-песенным образам персонажей (песни-картинки), детьми будет показан своеобразный театр песни (сюжетные песни-сценки).
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
еГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района Санкт — Петербурга
Музыкальный отдел
Методическая разработка сценария
открытого занятия - концерт класса вокального ансамбля
Концерт
«Музыкальный калейдоскоп»
Педагог дополнительного образования
Ларина Татьяна Альбертовна,
Соавторы: концертмейстеры –
Рахимзянова Н.Р.,Кошелева,О.Н.
Санкт-Петербург
2018
Информационная карта
1.Ф.И.О педагога: Ларина Татьяна Альбертовна
2.Место проведения: ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского р-на Спб
ул. Алтайская, 24, каб.43
3.Дата и время проведения: 21 ноября 2018 года, 18.00
4.Возраст детей: 7 – 15 лет
5.Форма организации деятельности детей: групповая.
6.Количество детей: 45 человек
7. Продолжительность занятия: 60 мин.
8. Форма занятия: концерт
9. Название занятия: «Музыкальный калейдоскоп»
Пояснительная записка
Идея: Поведение и владение собой на сцене, как важный элемент на пути к успеху.
Цель: Создание условий полученных знаний, умений и навыков детьми в процессе обучения вокально-ансамблевому пению.
Задачи:
а) обучающие:
- формирование умений концертного исполнения песенного репертуара;
- способствовать формированию чувства ансамбля во время коллективного выступления на сцене;
б) развивающие:
- развивать эмоциональную отзывчивость, исполнительские способности, выдержку, самообладание;
- развитие навыков ансамблевого и сольного пения;
в) воспитательные:
- формировать исполнительскую и слушательскую культуру обучающихся;
- воспитывать нравственные качества личности: чувство ответственности, доброжелательность, чуткость по отношению друг к другу и к зрителям, стремление донести свои чувства до слушателей;
- формирование общности интересов родителей и детей как важной семейной ценности;
- укрепление взаимопонимания в семье посредством совместного участия родителей и детей в организованном мероприятии;
Материально-техническое оснащение: Кабинет, рояль, стулья, концертные костюмы, платья, реквизит, мультимедиапроектор, экран, ноутбук (компьютер), звуковоспроизводящая аппаратура.
Методы.
-Наглядно-слуховой метод.
-Метод положительного примера.
-Метод эмоционального воздействия и стимулирования.
-Метод создания эффекта удивления и восхищения.
-Метод побуждения к поддержанию культурных ценностей.
Предполагаемый результат мероприятия.
Дети продемонстрируют:
- певческие умения и навыки: правильность звукоизвлечения, чистоту интонации, ансамбль, выразительное исполнение репертуара;
- знание текстов песен, стихов;
- чувство ритмической выразительности музыки и умение передавать ее в движениях;
- способность совместного переживания и выражения эмоций и настроений, заложенных авторами музыкальных произведений;
- ощущение эмоционально – психологического комфорта в процессе занятия.
Дети в большей степени проявят увлеченность и любовь к занятиям, будут сориентированы на позитивное отношение к семейным ценностям.
Родители повысят культуру воспитания ребенка-музыканта и приобретут возможность организовать совместный семейный досуг.
Участники.
Учащиеся класса вокального ансамбля, их родители, концертмейстеры, приглашённые педагоги и методисты.
Ведущие:
1- Ларина Т.А.педагог дополнительного образования,
2-Гончарук В.Е. педагог дополнительного образования ДЮЦ «Красногвардеец»,
Музыкальный материал:
- Г. Васильев «Калейдоскоп».
- Е. Шварц, А. Спадавеккиа «Добрый жук».
- Г. Гладков, Чиарди Д. «Мистер жук».
- С.В.Крупа-Шушурина «Оркестр на пруду»
- Ц. Кюи, сл.А.С. Пушкин «Царскосельская статуя»
- Ж.-Б. Векерлен «Времена года»
- Финская народная песня в обр. Вишкарева «По ягоды
- Л. Абелян, сл. В.Степанов «Про меня и муравья».
- Г.Гладков, сл.К.Чуковский «Муха в бане»
10.Е.Поплянова, сл.Н.Пикулева «Песенка про двух утят».
11. М.Матвеев, сл. Е. Руженцев «Как лечили бегемота»
12. Три песни из Музыкальной сказки Г.Портнова «Ухти-Тухти» - «Песня Курицы», «Песня Дрозда» , «Песня Кота-Полосатика.
13. «Песня собак» из Музыкальной сказки С. Горковенко «Огниво».
14. А. Кудряшов, сл. В. Гафт «Жираф».
15. Кадомцев, сл. И. Синявский, «Я хрю-хрюшка».
16. З. Левина, сл. Э. Мошковская «Митя».
17. З. Левина, сл. А. Милна, пер. с английского В. Познера. «ТИМОТИ ТИМ».
18. А. Островский, сл. З. Петрова «Галоши»
19. Муз. Д. Кабалевский, ст.С.Маршак «Сказка о старушке»
20. «Рассказ ведьмы» из Музыкальной сказки «Огниво» С. Горковенко
21. Г. Гладков, сл. В. Луговой «Песня о волшебниках»
Ход мероприятия
№ п/п | Ход концерта | Технические примечания | Слайды | Время |
Ведущий 1 –Добрый день, дорогие наши зрители! Мамы, папы, бабушки, дедушки и наши дети-исполнители. Ведущий 2 – Сегодня мы предлагаем вашему вниманию, программу музыкальных образов «КАЛЕЙДОСКОП». Ведущий 1 – И перед тем как начать программу, я хочу задать вопрос. С чем у вас, наши дорогие зрители, ассоциируется музыка? Ведущий 2 – А если это музыка от сказки? Что вы себе представляете? Ведущий 1 – Наверняка вам представляются образы сказочных героев. И насколько разная музыка звучит, настолько ваше воображение начинает парить, и фантазия уносит вас в сказочный музыкальный мир. Так же как и калейдоскоп будоражит ваше воображение зрительными образами. Ведущий 2 – Музыкальный образ - это частица жизни, эмоции, чувства, переживания, действия, мысли. | №1 | |||
Ведущий 2 – Музыка и слова Георгия Васильева «КАЛЕЙДОСКОП» исполняют все участники концерта. | ||||
1 | «КАЛЕЙДОСКОП» Исполнение | Фонограмма минус | 2:00 | |
Ведущий 2– Мы с вами отправляемся в путешествие по музыкальным образам, в чудесный мир песни. Ведущий 1 - И пусть музыкальный калейдоскоп расскажет нам о разных, красивых и ужасных, спящих и летящих, комических и сказочных музыкальных образах. Ведущий 2 –Музыка А. Спадавеккиа, слова Е. Шварца « Добрый жук» | ||||
2 | « Добрый жук» Исполнение (трио) | Муз.сопровождение | №2 | 1:30 |
Ведущий 1 –Музыка Гр. Гладкова, (слова Дж. Чиарди) перевод Р. Сефа «Мистер жук» | ||||
3 | «Мистер жук» Исполнение (дуэт) | Муз.сопровождение | №3 | 2:10 |
Ведущий 2 –Музыка С. Крупа-Шушариной, ст. О.И.Крупенчук-Вознесенской «Оркестр на пруду» | ||||
4 | «Оркестр на пруду» Исполнение ( ансамбль) | Муз.сопровождение | №4 | 0:30 |
Ведущий 2 – а теперь мы предлагаем вам, немного поменять ваше музыкальное восприятие на лирический музыкальный образ, который произошел от музыкального инструмента, под названием - Лира. Певцы, в древнем мире с помощью него передавали свои эмоции. Ведущий 1 – Музыку можно назвать живым искусством, объединяющим многие виды деятельности. Звуки передают чувства, переживания, действия тех или иных людей, различные природные проявления | ||||
Ведущий 1 - музыка Ц.Кюи, слова А.С.Пушкина «Царскосельская статуя» | ||||
5 | «Царскосельская статуя» Исполнение | Муз.сопровождение | №5 | 1:10 |
Ведущий 2 – Тема природы очень востребована в музыке. Показывая природу, композиторы изображают ее реальное звучание. Просто подражая голосам природы. Такие итальянские, немецкие и французские мастера, как Вивальди, Бетховен, Моцарт, Гайдн, Бизе, Векерлен.Музыка Ж.- Б. Векерлена, русск. текст Ц.Бернацкого «Времена года» | ||||
6 | «Времена года» Исполнение (соло) | Муз.сопровождение | №6 | 2:00 |
Ведущий 1 – Финская народная песня в обработке Вишкарева «По ягоды» | ||||
7 | «По ягоды» Исполнение (соло) | Муз.сопровождение | №7 | 1:30 |
Ведущий 2 –Музыка А. Абелян, сл. В. Степанова «Про меня и муравья» | ||||
8 | «Про меня и муравья» Исполнение (ансамбль) | Муз.сопровождение | №8 | 1:30 |
Ведущий 1 – Музыка Г.Гладкова, сл.Корнея Чуковского «Муха в бане» | ||||
9 | «Муха в бане» Исполнение (соло) | Муз.сопровождение | №9 | 1:30 |
Ведущий 2 –Музыка. Е.Попляновой, сл.Н.Пикулевой «Песенка про двух утят» | ||||
10 | «Песенка про двух утят» Исполнение (дуэт) | Муз.сопровождение | №10 | 1:30 |
Ведущий 1 – в музыке можно разглядеть яркие образы природы. Гроза, поля, леса. Образы животных бывают серьезные и забавные, и сейчас прозвучит один из этих образов. Ведущий 2 – Музыка М.Матвеева, сл. Е. Руженцева «Как лечили бегемота» | ||||
11 | «Как лечили бегемота» Исполнение ( ансамбль) | Муз.сопровождение | №11 | 2:10 |
Ведущий 1 – (4:00) Три песни из Музыкальной сказки Георгия Портнова «Ухти-Тухти» «Песня Курицы» | ||||
12 | «Песня Курицы» Исполнение (соло) | Фонограмма минус | №12 | 1:00 |
Ведущий 2 – «Песня Дрозда» | ||||
13 | «Песня Дрозда» Исполнение (соло) | Фонограмма минус | №13 | 1:00 |
Ведущий 1- «Песня Кота-Полосатика » | ||||
14 | «Песня Кота-Полосатика » Исполнение (соло) | Фонограмма минус | №14 | 1:30 |
Ведущий 1 –«Песня собак» из Музыкальной сказки С. Горковенко «Огниво» | ||||
15 | «Песня собак» Исполнение (соло) | Муз.сопровождение | №15 | 1:30 |
Ведущий 2 – О комических образах в музыке говорить сложно Задача комической музыки - исправлять смехом. Именно смех являются настоящими спутниками комической музыки. Музыка А. Кудряшова, слова В. Гафта «Жираф» | ||||
16 | «Жираф» Исполнение ( ансамбль) | Муз.сопровождение | №16 | 2:00 |
Ведущий 2 - Музыка Кадомцева, сл. И. Синявского «Я хрю-хрюшка» | ||||
17 | «Я хрю-хрюшка» Исполнение (соло) | Муз.сопровождение | №17 | 1:00 |
Ведущий 1 – каждый композитор, словно художник, пишет музыку. Людские судьбы, печали и радости, все это можно услышать в музыкальных произведениях. Ведущий 2 - Музыка З. Левиной, слова Э. Мошковской «Митя» | ||||
18 | «Митя» Исполнение (трио) | Муз.сопровождение | №18 | 1:30 |
Ведущий 1 -Музыка З. Левиной, | ||||
19 | «ТИМОТИ ТИМ» Исполнение (соло) | Муз.сопровождение | №19 | 1:30 |
Ведущий 1 – Драматический музыкальный образ. В переводе с греческого "драма" обозначает "действие". С помощью драматического произведения автор передает события через диалоги героев. Музыка А. Островского, сл. З.Петровой «Галоши». | ||||
20 | «Галоши» Исполнение (дуэт) | Муз.сопровождение | №20 | 2:00 |
Ведущий 2 – Эпические портреты в музыке. В переводе с греческого "эпос" имеет значение рассказа, слова, песни. В эпических произведениях автор повествует о людях, событиях, в которых они принимают участие. На первое место выдвигают характеры, обстоятельства, природная среда. К литературным эпическим произведениям относятся рассказы, легенды, былины, повести. Чаще всего для написания эпических произведений композиторы используют поэмы. Музыка Д. Кабалевского на стихи С. Маршака из цикла «6 Весёлых песен» «Сказка о старушке» | ||||
21 | «Сказка о старушке» Исполнение (соло) | Муз.сопровождение | №21 | 2:00 |
Ведущий 1 – Сказочное музыкальное изображение. В самом слове "сказочные" кроется сюжетная линия таких произведений. Самым ярким создателем сказочных творений можно назвать Римского-Корсакова. Еще со школьной программы дети узнают его знаменитую сказку-оперу "Снегурочка", "Золотой петушок", "Сказка о царе Салтане". «Рассказ ведьмы» из Музыкальной сказки «Огниво» С. Горковенко | ||||
22 | «Рассказ ведьмы» Исполнение (соло) | Муз.сопровождение | №22 | 3:00 |
Ведущий 1 – все мы немного волшебники, когда калейдоскоп нашей музыкальной фантазии пускается в путешествие. И, так же как и мы - музыканты, композиторы и исполнители, словно гениальные художники, пишут свои музыкальные картины. И они смотрят в свой волшебный калейдоскоп музыкальных образов. Ведущий 2 – Муз. Г. Гладкова, сл. В. Лугового «Песня о волшебниках» исполняют Ведущий 1,2(вместе) - Все участники концерта. | ||||
23 | «Песня о волшебниках» Исполнение | Фонограмма минус | №23 | 2:40 |
Ведущий 1 – вот и подошло к концу наше не обычное путешествие в сказочную страну музыки. Ведущий 2 – до новых встреч друзья. | ||||
Итого: | 60 мин. |