МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОМ ОТДЕЛЕНИИ ДШИ

 Ирина Алексеевна Кошиль

Статья из материалов научно-практической конференции УрГПУ, Екатеринбург

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл межпредметная интеграция на ЭДО27.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

               И. А. Кошиль

МОУДОД «Нижнетуринская школа искусств»

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОМ ОТДЕЛЕНИИ ДШИ

В последнее время мы всё чаще слышим об интеграционных процессах, которые затрагивают многие сферы жизни и дополнительное образование в том числе.            

Понятие интеграции относится к общенаучным понятиям и заимствовано педагогической наукой из философии, где интеграция понимается, как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. В 1993 году на сессии ЮНЕСКО было принято рабочее понятие интеграции как такой органической взаимосвязи, такого взаимопрониковения знаний, которое должно вывести ученика на понимание единой научной картины мира.    Необходимость связи между учебными предметами диктуется дидактическими принципами обучения и состоит в обеспечении многосторонних контактов между ними с целью развития гармоничного мышления и творческих способностей учащихся, более глубокому усвоению знаний. Интеграция вопросов из различных учебных дисциплин и объединение в одном задании знаний из разных областей является реализацией межпредметных связей в обучении.

        Исследования ученых все чаще напоминают, что человек по своей природе творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и реализуются лишь в малой степени. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям музыкой, можно разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Наиболее благоприятным для этого представляются межпредметные связи на занятиях музыкой.

             К сожалению, программы исполнительских отделений ДШИ не создаются с учётом межпредметных связей, нет такой согласованной программы, где знания и навыки давались бы параллельно, зачастую знания по одному предмету опережают или отстают в практическом применении на других занятиях. Мало отлажены межпредметные связи, которые помогали бы разобраться в самой сути музыкального языка. Так, например, на основных предметах "Фортепиано" и "Сольфеджио" представлены различные стороны музыкальной культуры. И даже при самом добросовестном отношении к учебе,  ученик чаще всего не может связать в единое целое разнообразные знания и умения, полученные на занятиях по этим дисциплинам. На практике, чаще всего, преподаватель сконцентрирован исключительно на своем предмете, и не всегда заботится о формировании комплексных знаний ученика и его творческом развитии в целом.  Существует проблема, которую не стоит отрицать.

Специфика  эстрадно-джазового   исполнительства    требует    от  музыканта-инструменталиста умения творчески, убедительно и не стандартно перерабатывать различный тематический материал, владеть навыками импровизации и основами композиции. В джазе, в отличие от академического музыкального искусства, импровизация имеет основополагающее значение. Поэтому программа эстрадно-джазовых отделений ДШИ должна быть построена с обязательным учётом межпредметных связей. Только благодаря межпредметной интеграции, учащиеся могут систематизировать изучаемый материал и целенаправленно переносить знания с одних предметов на другие.        

Музыкальная педагогика сравнительно недавно изучает проблемы современного обучения эстрадно-джазовому исполнительству с точки зрения комплексного развития музыканта. В настоящее время делаются попытки создания таких комплексных программ, которые ставят своей целью упорядочить систему обучения эстрадно-джазовому исполнительству. В качестве основы используют наиболее эффективные методики, положительно зарекомендовавшие себя в отечественной и зарубежной практике обучения.

В этой связи необходимо упомянуть опыт работы школы при Московском колледже импровизационной музыки, в основу которой положен принцип межпредметной интеграции. Преподавателями колледжа разработана и в течение четырёх десятилетий эффективно используется знаменитая методика «импровизационного сольфеджио» автора Н. Л. Серапионянц, где ремесло импровизации состоит в развитии навыка мгновенно грамотно излагать на инструменте или голосом музыку, «воображаемую» в уме. Основой методики   является вырабатывание слухо-зрительно-динамического стереотипа, который дает возможность свободного обращения с инструментом, подобно способности читать, сочинять или излагать услышанное словами или письмом. Поскольку важнейшим итогом программы  является подготовка музыканта-импровизатора, то и все предметы сфокусированы в этом направлении.

Хочется поделиться опытом работы с учащимися  эстрадно-джазового отделения    ДШИ г. Нижняя Тура, поскольку учебный план  эстрадно-джазового отделения    ориентирован     на программу школы при Московском колледже импровизационной музыки.

Практически все предметы направлены на развитие творческих навыков. Так, например, одна из форм работы на уроке сольфеджио и фортепиано – это анализ номеров для чтения с листа, музыкальных произведений из репертуара обучающихся и обязательное транспонирование этого материала, что значительно облегчает изучение и запоминание текста, помогает лучше ориентироваться внутри лада. На предмете «Сольфеджио» с первого класса учащиеся исполняют вокальную импровизацию номера для чтения с листа под собственный аккомпанемент на фортепиано. Транспонируют учащиеся, начиная с подготовительного класса и на уроках специального фортепиано и на уроках сольфеджио.

Предмет ансамбль по программе начинается со 2 класса, а с подготовительного класса, в работе над пьесами на уроках по фортепиано используются фонограммы аккомпанемента, которые подготавливают учеников к игре в ансамбле, способствуют обогащению пьес, придают им те или иные стилистические особенности, ощущение законченности формы. Начинающему пианисту, на первых шагах  доставляет огромное удовольствие исполнение пьес с аккомпанементом. Эта форма работы, так же, как и ансамблевая игра, активизирует музыкальное развитие детей: обогащает эмоциональную сферу, расширяет восприятие музыкальных образов, элементов музыкальной речи, способствует воспитанию метроритмической устойчивости учащихся.

                Упражнения по гармонии начинаются с первого класса и закрепляются на предмете «Синтезатор». Все упражнения по гармонии соответствуют  содержанию  курса сольфеджио.

 В соответствии с    планом технические основы импровизации начинают осваиваться учениками уже в подготовительном классе в рамках специального сольфеджио. Инструментальная импровизация вводится с 3 класса в рамках предмета «Введение в импровизацию», когда ученики накопили опыт в элементарной гармонии и приобрели некий опыт игры правильной аппликатурой.

Занятия по предмету «Введение в импровизацию» проводятся в ансамбле, в группе из трёх человек. В течение первого года обучения (3 класс) учащиеся овладевают основными навыками игры в ансамбле, импровизируя на заданные гармонические схемы. Меняясь, ученики играют любую партию в ансамбле: это линия баса, партия аккомпанемента, и мелодическая линия.

В 5 классе на предмете введение в импровизацию начинается работа по изучению ритмики свинга, блюза, ладов  и на сольфеджио так же начинается работа по  импровизации джазовых стандартов, состав ансамбля на предмете «Введение в импровизацию» меняется и представляет собой джазовое  трио: фортепиано, бас и ударные. 

Обучение по данной программе  приносит ощутимые результаты; дети занимаются с интересом. Анализ и характеристика межпредметных связей, методов проблемно-развивающего обучения, их систематизации, в основу которой положена художественно-познавательная деятельность на эстрадно-джазовом отделении, открывает возможность совершенствования целостного процесса подготовки юных музыкантов, единства общего и профессионального развития личности.

Литература

1.        Голосов Г., Козырев Ю. Введение в импровизацию. М.: Издательство «Кабур», 1994., 57 с.

2.        Глухов Л. В. Развивающее музыкальное обучение средствами импровизации: Программа курсов переподготовки учителей музыки Детских музыкальных школ и учреждений дополнительного образования. – Пермь, 2002.

3.        Козырев Ю. П. Импровизация – путь к музыке для всех.// Музыкальное воспитание в СССР, вып. 2, сост. Баренбойм Л. А. М.:   Советский       композитор, 1985. 271 с.

4.        Конен В. Д. Рождение джаза. М.: Сов. Композитор. 1984. 310с.

5.        Маркин Ю. Джазовая импровизация. М.: Издательство «Кабур», 1994. 79с.

6.        Никитин А. А. Начинающий джазовый пианист. Методические     рекомендации для педагогов ДМШ. Хабаровск, 1982. 20 с.