синтезатор в музыкально-педагогической деятельности ДМШ
Успех художественно –творческой деятельности любого вида во многом определяется пониманием природы ее инструментария. Каждый музыкальный инструмент обладает особенной индивидуальностью, и овладеть им в совершенстве – значит глубоко проникнуться этой индивидуальностью.
В последние годы, в пору стремительно растущего научно-технического прогресса, многие учащиеся музыкальных школ проявляют большой интерес к клавишному синтезатору. Дети и подростки с увлечением осваивают поистине неисчерпаемые возможности электронного инструмента. И в настоящее время синтезаторы являются полноправными спутниками акустических и цифровых фортепиано.
В связи с этим, появилась необходимость в изменении системы дополнительного обучения: преподавателям необходимо увлечь учащихся, используя в своей работе новые технологии, развивать у учеников навыки самостоятельной работы и активизировать мыслительную деятельность. Увлеченные процессом работы на новом инструменте, некоторые преподаватели и концертмейстеры в заинтересованности не уступают своим учащимся и начинают мыслить креативно, максимально используя свой творческий потенциал.
В данной работе будут рассмотрены возможности использования клавишного синтезатора в музыкальном образовании в рамках детской музыкальной школы, а также некоторые специфические особенности и возможности преподавателя при обучении игре на синтезаторе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klavishnyy_sintezator_v_dmsh_skripal.doc | 709 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
городского округа Королев Московской области
«Детская хоровая школа «Подлипки» им. Б.А. Толочкова
РЕФЕРАТ
Клавишный синтезатор как инструмент музыкально-педагогической деятельности в ДМШ
Преподаватель Скрипаль Т.В.
г. Королёв
Московская область
2019 г.
Содержание.
Введение____________________________________________________________3
1. История создания клавишного синтезатора_____________________________4
2.Устройство клавишного синтезатора, его функции и особенности_________9
3.Роль клавишного синтезатора в развитии современного музыкального образования детей___________________________________________________10
4. Использование клавишного синтезатора в работе преподавателя ДМШ______________________________________________________________12
Заключение_________________________________________________________19
Список литературы__________________________________________________19
«Синтезатор-как зеркало над миром, он такой же по своей природе»
Вангелис, Греческий композитор, один из первых исполнителей электронной музыки. Из интервью журналу "Keyboard", 1982 г.
Это – мастер на все руки.
В нем живут любые звуки:
Пианино, барабан,
Скрипка, дудочка, баян…
И еще один момент,
Автоаккомпанемент,
Спецэффектов в нем не счесть,
MIDI-выход даже есть,
Клавиши и генератор.
Что же это? - …
Синтезатор
Введение.
Успех художественно – творческой деятельности любого вида во многом определяется пониманием природы ее инструментария. Каждый музыкальный инструмент обладает особенной индивидуальностью, и овладеть им в совершенстве – значит глубоко проникнуться этой индивидуальностью.
В последние годы, в пору стремительно растущего научно-технического прогресса, многие учащиеся музыкальных школ проявляют большой интерес к клавишному синтезатору. Дети и подростки с увлечением осваивают поистине неисчерпаемые возможности электронного инструмента. И в настоящее время синтезаторы являются полноправными спутниками акустических и цифровых фортепиано.
В связи с этим, появилась необходимость в изменении системы дополнительного обучения: преподавателям необходимо увлечь учащихся, используя в своей работе новые технологии, развивать у учеников навыки самостоятельной работы и активизировать мыслительную деятельность. Увлеченные процессом работы на новом инструменте, некоторые преподаватели и концертмейстеры в заинтересованности не уступают своим учащимся и начинают мыслить креативно, максимально используя свой творческий потенциал.
В данной работе будут рассмотрены возможности использования клавишного синтезатора в музыкальном образовании в рамках детской музыкальной школы, а также некоторые специфические особенности и возможности преподавателя при обучении игре на синтезаторе.
1. История создания клавишного синтезатора.
Появление электронного инструментария обусловлено двумя основными причинами.
Первая из них – извечное стремление музыкантов выйти за рамки традиционного звукового материала с тем, чтобы обогатить палитру своего музыкального творчества, находить новые краски, придумывать новые тембры.
Вторая причина связана с историческим совершенствованием музыкального инструментария, который всегда опирался на передовые достижения науки и техники. Поэтому изобретение приборов, создающих звук с помощью электричества, дало мощный импульс в создании новых электро-музыкальных инструментов.
Современный мир насыщен электронными звуками. Но так было не всегда. Электронные музыкальные инструменты самые молодые в истории.
Очень часто в фильмах, в мультфильмах, мы слышим необычное звуковое оформление. Не каждый звук можно извлечь из традиционных инструментов. Современное кино трудно представить без электронной музыки, а ведь когда-то оно было немым. Люди смотрели немое кино под грохот кинопроектора. Через некоторое время их стали показывать под музыкальное сопровождение тапёра (пианист, сопровождавший своей игрой немые фильмы). Постепенно техника совершенствовалась, появилась возможность записывать звуки на плёнку. В старых фильмах чаще озвучивал симфонический оркестр. Но когда стали экранизировать фильмы писателей-фантастов, то тут оказалось, без электронной музыки не обойтись и на помощь пришли синтезаторы. Теперь можно было создавать совершенно нереальную фантастическую обстановку.
Идея синтеза звука, — то есть получение сложного звука, состоящего из основного (тона) и дополнительных к нему (обертонов), — зародилась задолго до открытия электричества. Уже в регистрах обычного орга́на использовался так называемый «микстурный регистр», в котором одна труба давала основной тон, а несколько дополнительных трубочек добавляли к нему обертоны. Это и был синтез, — составление звука из нескольких компонентов, — но ещё не электрический.
Возможность генерировать синтетический звук в специальных студиях с помощью специальной аппаратуры уверенно предсказал в книге «Новая Атлантида» (1627) английский философ XVII века Фрэнсис Бэкон:
« Есть у нас Дома Звука для опытов со всевозможными звуками и получения их. Нам известны неведомые вам гармонии, создаваемые четвертями тонов и ещё меньшими интервалами, и различные музыкальные инструменты, также вам неизвестные и зачастую звучащие более приятно, чем любой из ваших; есть у нас колокола и колокольчики с самым приятным звуком. Слабый звук мы умеем делать сильным и густым, а густой — ослабленным или пронзительным; и можем заставить дрожать и тремолировать звук, который зарождается цельным. Мы воспроизводим все звуки речи и голоса всех птиц и зверей. Есть у нас приборы, которые, будучи приложены к уху, весьма улучшают слух. Есть также различные диковинные искусственные эхо, которые повторяют звук многократно и как бы отбрасывают его, или же повторяют его громче, чем он был издан, выше или ниже тоном; а то ещё заменяющие один звук другим. Нам известны также способы передавать звуки по трубам различных форм и на разные расстояния».
В 50-е годы XIX века немецкий учёный Герман Гельмгольц впервые провёл опыты со звуком и электричеством, приспосабливая электромагнитные возбудители к камертонам. В опытах Гельмгольц использовал камертоны разных размеров и получал звуки, звучащие гораздо приятнее — из-за богатства обертонов, порождаемых электрическими колебаниями.
В 1876 году американский инженер Элиша Грей (создатель телефона) продемонстрировал так называемый «музыкальный телеграф» — обычный телеграф, наборные клавиши которого были подключены к динамикам, настроены на две октавы и при нажатии издавали «мелодию набора сообщения». Этот аппарат, созданный как концепт-макет в сфере связи и практического значения не имевший, называют первым принципиальным прототипом современных электрических синтезаторов.
Телармониум Кэхилла, 1987 г.
Первый уже исключительно музыкальный электрический синтезатор создал в 1897 году американский изобретатель Тадеуш Кэхилл из Айовы. Инструмент, имитировавший обычный церковный орга́н, подключался к 145 динамо-машинам и весил около двухсот тонн, — для его перевозки в Нью-Йорк, где Кэхилл организовал показательные концерты, понадобилось 30 грузовых вагонов. Инструмент задумывался как приложение к телефонным станциям, дававшее абонентам возможность слушать органную музыку по телефону и поэтому получил название «Телармониум» (телефон+филармония).
Однако оказалось, что телармониум генерирует серьёзные помехи в телефонной сети, а желающих слушать Баха по телефону не так уж и много, — было изготовлено всего три экземпляра, самый простой из которых весил всё же 7 тонн. Вынужденная громоздкость электрических музыкальных синтезаторов и, как следствие, их астрономическая цена оставались серьёзными препятствиями к их развитию вплоть до эпохи транзисторов.
Первый музыкальный синтезатор, «получивший заслуженное признание и практическое применение во всём мире», изобрёл в 1920 году двадцатичетырёхлетний русский физик Лев Терме́н. Изобретение в его честь назвали «Терменвокс» (лат. «Голос Термена»).
Лев Термен и терменвокс
Инструмент представлял собой уже довольно простую и вполне мобильную конструкцию; звук управлялся движением рук в зоне чувствительности специальных антенн, — это единственный музыкальный инструмент, на котором играют, даже не касаясь его. Технически вполне успешный, терменвокс оказался довольно сложным в управлении, требующим выдающихся слуховых данных и немалой сноровки. Помимо этого звук выходил весьма специфичным, своеобразным, — хотя именно за этот звук инструмент ценился и продолжает цениться музыкантами.
Изобретение терменвокса не остановило поиски других, более оптимальных, форм электрического звукоизвлечения. В 1920-е—1930-е годы появлялись всё новые и новые синтезаторы — «Виолена» В. А Гурова (1922), «Ильстон» композитора И. Г. Ильясова (1920-е), «Волны Мартено» французского учителя М. Мартено (1928), электроорган французских изобретателей Эдуарда Е. Купле и Ж.А. Живле (демонстрировался на Всемирной выставке в 1929 году), «Сонар» Н. С. Ананьева (1929), «Траутониум» немецкого инженера Ф. Траутвейна (1930), «Вариофон» искусствоведа Е. А. Шолпо (1931), «Экводин» А. А. Володина (1932), американский «Электроорган Хаммонда» (1934), «Эмиритон» А. В. Римского-Корсакова (1935), «АНС» Е. А. Мурзина - первый в мире многоголосный музыкальный синтезатор (назван в честь А. Н. Скрябина, 1938; первая рабочая модель закончена в 1958).
Волны Мартено́ - монофонический (одноголосный) «АНС» Е. А. Мурзина – многоголосный
Каждый из этих синтезаторов имел свои достоинства и недостатки; какие-то экземпляры не покидали лабораторий, другие исчезали после выставок, третьи находили ограниченное использование в концертах экспериментальной музыки, в стремительно развивавшихся кино- и радио-студиях; но только орган Хаммонда имел бесспорный коммерческий успех и стал производиться серийно, развиваясь во всё более и более приемлемый по цене и качествам инструмент — его использовали в церкви, в джазе (например, у Джимми Смита) и в других разновидностях неакадемической музыки (например, у «The Beatles», «Deep Purple» и «Yes»).
После войны эпохальные открытия в области радиоэлектронных и электромагнитных технологий позволили постепенно решить проблему габаритов и цены музыкальных синтезаторов. Если очередной революционный синтезатор «Mark I», выпущенный в 1955 году, стоил $175 000, то в следующем поколении этих инструментов, — отцом которого в 1964 году стал американский бакалавр в области электротехники Роберт Муг, — хороший синтезатор стоил уже $7 000, а в 1970 появился и его революционный синтезатор «Minimoog» — всего за $1 500. В каком-то смысле «Minimoog» предопределил моду на электронные клавишные в начале 1980-х, возникновение музыки так называемой «Новой волны».
В 1980-х годах развитием синтезаторов стали ромплеры — уже без генераторов, воспроизводящие заранее записанные семплы.
В 1990-х годах появились цифровые синтезаторы. Первым был «Nord Lead» от компании Clavia.
Исполнители на клавишном синтезаторе, в отличие от других музыкантов (скрипачей, пианистов, балалаечников и т.д.), до сих пор не имеют краткого наименования. Связано это с трудностью образования удачного краткого наименования для играющих на синтезаторе. В 2015 году преподавателем клавишного синтезатора Кунгуровым А.В. было предложено наименование «синтезёр», впрочем, этот неологизм в России не прижился.
В советское время многие музыканты начинали играть на отечественных (советских) синтезаторах. Самыми популярными были Аэлита, Перле, Алиса, Юность, Форманта, Лель, Поливокс.
Советский аналоговый синтезатор «Поливокс»
С появлением новых технологий, инструменты усовершенствовались, и появилась возможность создать недорогой инструмент с простым интерфейсом (дисплей, набор кнопок, переключателей и правила управления ими), который завоевал популярность не только у профессионалов, но и у любителей музыки. С этого момента (80е годы XX века) началась эпоха широкого применения электронного инструмента в исполнении музыкальных произведений. Но до прихода их в музыкальные школы пройдет еще немало времени. В то время первые, примитивные модели синтезатора были «в диковинку», а в настоящее время представляют собой уже почти игрушку, развлечение для маленьких детей. Некоторые фирмы, например, CASIO, продолжают выпускать простые в использовании модели клавишных синтезаторов.
2.Устройство клавишного синтезатора, его функции и особенности.
Наверняка, кто-то считает, что синтезатор – переносное фортепиано. Но это далеко не так…Их связывает только клавиатура, а в остальном синтезатор–многоплановый и многофункциональный инструмент.
Синтезаторы представляет собой некую творческую мастерскую с готовыми электронными банками тембров, темпов, ритмов, рисунков сопровождения; обладают функцией автоаккомпанемента, которая облегчает музицирование и завоевала большую популярность у учащихся музыкальных школ и музыкантов - любителей.
Помимо автоаккомпанемента современные синтезаторы имеют другие полезные в музыкальной деятельности возможности. Например, MIDI. Этот интерфейс содержит информацию: о взятии или отпускании ноты, ее высоте, вибрации, тембре, о режиме передачи данных по MIDI- каналам. Таким образом, можно осуществлять запись и воспроизведение фонограммы, происходит управление звуковым синтезом в процессе исполнения музыкального произведения.
Оснащение синтезаторов цифровыми технологиями позволило не только обогатить и оживить их звучание, а также сделать более удобным процесс управления ими, частично автоматизировать музыкальную деятельность –передать часть ее рутинных функций той или иной хранящейся в памяти инструмента программе.
Основные функции синтезатора:
-многотембровость;
-автоаккомпанемент;
-секвенсер (для создания своих паттернов);
-мультипанель (готовые или созданные музыкальные фрагменты, которые
могут воспроизводиться в нужный момент нажатием одной кнопки);
-регистрационная память (для сохранения настроек);
-звуковой синтез (создание звуков исполнителем);
-MIDI (соединение с внешними устройствами).
Современные синтезаторы являются, по сути, музыкальными компьютерами. И эта специфика определяет особенности музыкально-творческой деятельности. В чем же состоят эти особенности?
Клавишный синтезатор имеет большой функционал, легкое и понятное управление, компактность и мобильность. Особый интерес возникает с возможностью собственного оригинального создания или интерпретации известного музыкального произведения. Занятия на электронном инструменте создают условия для развития исполнительских, композиторских, звукорежиссерских способностей. Синтезатор имеет выход на наушники и встроенные громкоговорители, которые воспроизводят «концертное» звучание произведения. Благодаря такому количеству возможностей, синтезатор стал доступным и необходимым инструментом и для учащихся, и для взрослых любителей музыки.
3.Роль клавишного синтезатора в развитии современного музыкального образования детей.
Нынешний XXI век - век технологического прогресса, век новых компьютерных технологий и новых возможностей. Сейчас непросто представить свою жизнь без этих технологий – они прочно вошли в нее. Каждый человек так или иначе связан с компьютером – будь то просмотр фильмов или прослушивание музыки, отдых за компьютерными играми или написание статей и рефератов, создание музыкальных произведений или работа в текстовых редакторах, - все это дает большие возможности для человека, делает его жизнь насыщеннее, интереснее, позволяет раскрыть его творческий потенциал.
В общеобразовательных школах давно в обиход вошли компьютерные технологии. Практически на всех уроках используются презентации как дополнительный материал или как объяснение новой темы. Широко применяется компьютерное тестирование, компьютерное репетиторство.
В детских музыкальных школах и школах искусств новые технологии применяются в основном на теоретических предметах, таких как сольфеджио, музыкальная литература или иных предметах. На уроках по специальности компьютерные технологии в большинстве не используются и этому есть немало причин. Одна из них касается материальных затрат – нужен компьютер с необходимыми программами, а также подключенная миди-клавиатура или синтезатор. Другая причина состоит в том, что педагог сам не хочет или не умеет общаться с новыми технологиями или не считает это продуктивным.
Компьютер, как и синтезатор – умный и музыкальный помощник, который может значительно облегчить труд преподавателя, увлечь учащегося и дать новые возможности для развития как преподавателя, так и ученика. Важно знать, что именно можно использовать, ведь сам по себе компьютер ничего не предоставит.
Основоположником использования синтезатора в современном музыкальном образовании детей и одним из первых авторов учебных материалов, программ и пособий является И.Красильников. Впоследствии эти вопросы стали развивать и популяризировать А.Алемская, И.Клип, Н.Михуткина, Е.Будкина, В.Чудина. Ежегодно преподаватели музыкальных школ стали посещать семинары и курсы повышения квалификации «Совершенствование педагогического мастерства и методики обучения учащихся по специальности «Синтезатор». Но все же в школах работает немного преподавателей, владеющих всеми возможностями синтезатора.
Обучение игре на синтезаторе можно начинать с 5-6 лет, в ДМШ и ДШИ оно осуществляется на полупрофессиональном инструменте (Yamaha или Casio). Подобные инструменты имеют дисплей, на котором отображаются настройки и происходящие действия. Пятиоктавная клавиатура имеет функцию чувствительности к нажатию, как на фортепиано, что требует от учащихся даже на ранних этапах обучения аккуратного нажатия клавиш и гибкого, мягкого запястья.
Современные дети с легкостью овладевают различными техническими новинками и для них не составляет особого труда понять принцип работы синтезатора. В дошкольном и раннем школьном возрасте дети любознательны и с интересом посещают занятия. В процессе обучения они учатся использовать функции инструмента, которые хорошо развивают чувство ритма, слух, память. В этом большим подспорьем является игра с автоаккомпанементом.
Не меньший интерес у учеников вызывает поиск интересных звуков и шумовых эффектов, которые они используют для собственной интерпретации музыкальных произведений. Функциональные возможности синтезатора с большим разнообразием стилей и тембров дает учащимся возможность экспериментировать, не боясь проявлять свои творческие способности.
Использование демонстрационных средств клавишного синтезатора может обогатить традиционную исполнительскую деятельность учащихся в ДМШ, создать предпосылки для более продуктивной работы за фортепиано в целом. Привлечение синтезатора в качестве помощника расширяет возможности преподавания фортепиано, способствует активизации внимания ученика и музыкального мышления в целом.
В последние десятилетия в профессиональной деятельности учителя музыки происходят значительные изменения. Границы традиционных уроков чрезвычайно расширились благодаря современным информационно-коммуникационным технологиям. Учитель получает мощную информационную поддержку в связи с содержательной частью своей работы. Не менее важны возможности профессионального общения, обмена методическим опытом с коллегами при помощи Интернет-ресурсов. Наконец, нельзя не сказать о значении подобного рода технологий для пополнения нотных и звуковых материалов.
Музыкальные произведения напрямую воздействуют на эмоции ученика, вызывает яркие образы, прокладывает наиболее короткий путь к сфере душевного отклика на музыку.
Известно, что успех урока складывается из различных составляющих. Среди них особое место занимает владение учителем искусством исполнения на музыкальном инструменте. Яркое, образное, «живое» исполнение учителем произведения, способно вызывать более глубокие чувства и эмоции, объединяя учителя и ученика в творческом процессе.
Сегодня многие педагоги-музыканты применяют в своей работе клавишный синтезатор, что объясняется многообразием функциональных возможностей этого инструмента. Сотни тембров, наличие функций автоаккомпанемента, автогармонизации мелодии, арпеджиатора (функции, позволяющей воспроизводить различные типы арпеджио, построенных на основе заданного с клавиатуры аккорда), возможность осуществления звукозаписи и многое другое делают синтезатор незаменимым помощником в реализации творческих идей педагога и его учеников.
4. Использование клавишного синтезатора в работе преподавателя ДМШ.
Рассмотрим несколько понятий, в работе над которыми можно эффективно использовать синтезатор: темп, ритм, тембр, жанр, стиль.
Для определения темпа, указанного в произведении композитором или редактором, можно применять традиционный метроном. Но не все ученики могут играть под метроном. Однако, если подходить к процессу творчески (а это один из способов мотивирования ученика), то целесообразнее использовать темповые возможности синтезатора.
Например, многие произведения классической и современной музыки написаны в темпе Allegro. Если этюд или пьеса написаны в размере двух или четырех четвертей, можно выбрать из банка соответствующий ритм и сыграть композицию под аккомпанемент синтезатора. Примером могут служить танцевальные ритмы (полька, фокстрот, квикстеп), джазовые (регтайм, баллада, свинг), ритмы рок-музыки (рок, твист, буги-вуги и другие). Причем можно давать темп в сравнении, проиллюстрировать, как звучит это произведение в медленном, умеренном темпах, как меняется его характер и как влияет темп на образное содержание композиции. Размер три четверти подразумевает обращение к жанру вальса (можно джаз-вальса). Соответственно выбирается и ритм. Пьесы в медленном темпе требуют другого ритмического сопровождения. Здесь уместно обратиться к медленным балладам, серенадам, медленным вальсам, которых достаточно много в программах любого клавишного синтезатора. Параллельно ученику преподносятся знания о стилевом разнообразии музыки.
Некоторым ученикам не свойственно природное чувство ритма и воспитывать его с помощью синтезатора просто необходимо. Применение приема темпо-ритмического сопровождения игры обучающегося дает ему колоссальный опыт слушания и понимания ритма как системы комбинации различных длительностей. Воспитывается и ощущение сильной доли, что немаловажно для начинающего пианиста. Игра на фортепиано превращается в процесс совместного исполнения музыки, причем синтезатор не дает ученику отклоняться от темпа и учит играть ритмично. Ритмы можно менять, экспериментировать, учитывая интерес и мнение ученика, а темп устанавливать по мере технической подготовки на данный момент. Даже изучение гамм (которые ученики не очень любят играть) под темпо-ритмическое сопровождение можно превратить в занимательную игру и каждое техническое упражнение станет «живым» и интересным.
Конечно, не стоит часто использовать этот вид работы с учеником -это вспомогательный способ обучения, который приносит результат в виде частично сформированных в сознании ученика и на слуховом уровне метро-ритмических ощущений. После этого начинается процесс, когда обучающийся играет на фортепиано только на основе полученных знаний, слуховых представлений и формирующегося музыкального вкуса. И даже темп он должен выбрать самостоятельно, предполагая при этом некоторые отклонения (агогику), моменты кульминации и спада, движения вперед и замедления, которые необходимы для создания цельного образа исполняемого музыкального произведения.
Изучая полифонию или пьесы с элементами полифонии, преподаватель обязательно должен рассказать ученику в какую эпоху они были написаны, какие в то время звучали инструменты, дать краткие сведения о сопрано, альте, теноре и басе. Ученику предлагается поиграть полифоническое произведение по голосам, воспроизвести тембры клавесина, органа, струнного оркестра, услышать и запомнить окраску каждого голоса, а затем воспроизвести звуковые образы на фортепиано, приблизившись к тембру только что услышанного инструмента. И тогда игра ученика начинает приобретать совсем другое содержание.
При изучении сонаты учащемуся обязательно говорится об оркестровом слушании фактуры, и здесь простор для фантазии безграничен. Синтезатор показывает эту красочную музыкальную палитру во всем великолепии различных тембров. Играть на синтезаторе все элементы фактуры в звучании различных инструментов – это значит приблизиться к оркестровке произведения.
Владение кантиленой, «певучей» манерой игры на фортепиано всегда считалось признаком профессионализма. Преодолевать ударную природу инструмента, умению «петь», обучают с самых первых занятий. Как правило, ребенку приводятся сравнения с игрой на струнных инструментах, когда звук тянется долго и протяжно. Используя звуковые тоны синтезатора, можно сразу же сыграть музыкальный пример, охарактеризовать окраску инструмента и попытаться найти нужный тембр вместе с учеником на фортепиано. Процесс поиска тембра очень долгий и требует особого внимания, но именно он дает неповторимость звучанию и учит хорошему качественному пианизму, развивает слуховой контроль, пробуждает воображение.
Процесс работы за клавишным синтезатором на уроке.
Рассмотрим основные термины, касающиеся нашей работы. Для начала определим суть понятия «клавишный синтезатор». В работе Е. Ю. Гундоровой и А. А. Корневой дается такое определение: «Синтезатор – это универсальный электронный клавишный музыкально-компьютерный инструмент, обладающий многотембровостью, полифункциональностью, синтезирующий звук с помощью одного или нескольких генераторов звуковых волн».
Музыкальная аранжировка – «процесс подготовки музыкального произведения для представления его в форме, отличной от оригинала». Так, в процессе аранжировки могут изменяться многие составляющие музыкального языка: темп, метр, гармония, фактура, форма, могут применяться модуляции, добавляться вступления и заключения. Т. е. аранжировка придает произведению новый облик при условии сохранения узнаваемости оригинальной идеи.
Аккомпанемент – инструментальное сопровождение мелодии.
Автоаккомпанемент – функция клавишного синтезатора, позволяющая озвучивать партию сопровождения в одном из стилей, запрограммированном создателями электронного инструмента. В большинстве режимов автоаккомпанемента исполнителю необходимо правой рукой играть мелодию, а левой – извлекать аккорды (или комбинации клавиш, соответствующие аккорду) для управления гармонической основой музыкальной ткани.
Для педагога необходимо умение создавать аранжировки произведений, используемых на уроке. Процесс создания аранжировки, безусловно, творческий процесс. Вместе с тем, можно выделить определенную последовательность действий, или алгоритм действий музыканта-аранжировщика. Основные направления этих действий таковы:
- выбрать произведение в соответствии с методическими задачами урока или внеурочного мероприятия;
- если нотный текст не сопровождается цифрованным обозначением аккордов, следует провести подробный гармонический анализ партии сопровождения.
Если аккомпанемент в произведении вовсе отсутствует (аранжировщик располагает только мелодией в одноголосном изложении), следует гармонизовать мелодию, поскольку для дальнейшей работы будут необходимы мелодия и аккорды для озвучивания автоаккомпанемента. В связи с вопросами гармонизации заметим, что главной задачей аранжировщика на этом этапе является «подбор наилучших в художественном плане вариантов аккомпанирующих аккордов. Это решение определяется жанром оригинала, стилистической направленностью и уровнем авторизованности аранжировки». Кроме того, исполнителю на синтезаторе необходимо знать принятую в джазовой и популярной музыке систему цифрованного обозначения аккордов, которая имеет отличия от традиционной системы, применяемой в музыке академического направления;
- выбрать стиль автоаккомпанемента – специфической и наиболее часто используемой функции синтезатора. В современных моделях электронных клавишных инструментов более сотни различных стилевых фактурных заготовок – паттернов, на использовании которых и строится работа с автоаккомпанементом. Важно помнить, что выбор стиля автоаккомпанемента во многом предопределяет успех воплощения творческого замысла. В случае, когда жанровая принадлежность произведения очевидна, остается выбрать наиболее подходящий стиль из тех, что имеются в синтезаторе. При необходимости можно отредактировать его: уменьшить громкость всех партий или отдельных дорожек, заменить некоторые тембры, отключить ударные и т. д. Сложнее, когда приходится выбирать стиль самостоятельно. Здесь важно обратить внимание на его соответствие мелодическому рисунку. Не менее важно внимательно прослушать встроенные в каждый стиль модели вступления и заключения, во избежание тембрового несоответствия между солирующими инструментами во вступлении и тембрами в основной части. Следует помнить, что чрезмерное ускорение или замедление темпа (относительно предустановленных параметров) приводит к искаженному, неестественному звучанию;
- в соответствии с выбранным стилем, а также с учетом характера и особенностей развития образов, осуществить выбор тембров. В современных моделях синтезаторов тысячи различных тембров, многочисленные параметры которых можно изменять. В работе с тембрами акустических инструментов важно знать диапазоны их звучания, иметь представление о способах звукоизвлечения, особенностях звучания инструмента относительно регистра, его динамических и технических возможностях. В работе с синтезированными тембрами и звуками в некоторых случаях помогают их «говорящие» названия («Вертолет», «Морской берег» и др.). В остальных случаях аранжировщику приходится подбирать необходимое звучание опытным путем. При работе с тембрами следует обратить внимание на тембры, звучащие в различных элементах выбранного паттерна (Intro, Ending). Следует тщательно соотнести тембры мелодии и сопровождающих голосов во избежание их несоответствия. В современных моделях синтезаторов тембры во вступлении и заключении можно изменить путем редактирования предустановленного стиля;
- придать аранжировке целостность, законченность формы. На этом этапе намечаются такты, где будут уместны ритмические вставки (fill-in), а также моменты переходов в вариационную модель паттерна (Variation) и обратно (Normal);
- сохранить в ячейках регистрационной памяти синтезатора выбранные настройки для смены тембровых, стилевых и иных изменений;
- осуществить запись собственного исполнения в секвенсор синтезатора, при необходимости перенести данные на компьютер или иной цифровой носитель.
Обозначенные последовательные этапы создания аранжировки универсальны и применимы как в работе с электронными клавишными инструментами, так и с универсальными музыкальными компьютерными программами.
Занятия в классе по специальности начинаются с донотного периода, где большое значение уделяется дидактическому материалу. Это всевозможные иллюстрации к регистрам (например, высокий регистр – птички, зайчики, а низкий – медведь, слон), к музыкальным интонациям или попевкам (например, ”Та-та, два кота” – иллюстрация котов), к музыкальным образам (например, образы Зайчика, Лисы), к длительностям и т.д. Все эти иллюстрации можно найти на просторах Интернета или отсканировать нужные изображения и, выстроив их в нужной последовательности, создать из них презентацию в таких программах, как Power Point, Pinnacle и т.д. Кроме этого, на занятиях в начальный период обучения можно использовать в качестве дополнительного материала компьютерные уроки с определенными темами – такими, как Звукоряд, Длительности, Гамма и т.д. (данные уроки можно найти в таких программах как, например, “Музыкальный класс”).
Использование презентаций в перечисленных программах открывает перед преподавателем широкие возможности в более ярком, образном раскрытии изучаемого материала. Все эти программы позволяют включать в себя текст о произведении или авторе, также в них можно вставить нотные фрагменты, музыкальные фрагменты и даже видеофрагменты. Это могут быть слайды об определенном произведении (например, Менуэт – кто его придумал, как его танцевали, что носили, представление об эпохе и вставки музыкальных фрагментов), о музыкальном стиле или направлении. Довольно часто учащиеся играют произведения, имея слабое представление об эпохе, в которую оно было создано и об его авторе. В этом также могут помочь данные программы – нужно составить подборки по заданному материалу и потом ими пользоваться.
Если нет возможности и времени составлять самому такие файлы, то можно воспользоваться всевозможными музыкальными энциклопедиями, в которых рассказывается о композиторах, стилях и жанрах музыки. Это такие энциклопедии как “Шедевры музыки”, “Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия” и другие.
Начальный период является самым важным в процессе обучения, так как в нем закладываются основные навыки не только игры на инструменте, но и навыки импровизации, сочинительства и творческого отношения к музыке. Подключенная клавишная клавиатура к компьютеру дает прекрасные возможности для подобного творчества. Процесс импровизации и творчества начинается в основном с музыкальных интонаций или придумывания разнообразных музыкальных сказок, где каждому герою учащийся дает музыкальную характеристику. Открываем компьютерную программу, например Band–in–a-Box, ученик играет музыкальный персонаж, а после этого вместе с преподавателем начинает “колдовать” над образом: подбирает наиболее подходящий звук и инструмент (например, медведь – туба или фагот, колобок - кларнет), вместе с педагогом подбирают подходящий стиль музыки и делают гармонизацию.
На своих уроках специальности для этих целей я использую синтезатор и всех персонажей записываем вместе с учащимся на панель multiPad, а потом подбираем стиль и вместе рассказываем музыкальную сказку. В результате такого творческого процесса получаются не только замечательные музыкальные сказки, песни, но учащиеся расширяют свой музыкальный кругозор, знакомятся с инструментами, стилями музыки, получают практические навыки сочинения, импровизации и гармонизации произведений.
Проблема чтения с листа всегда стояла перед преподавателями и учащимися. Научить читать с листа достаточно тяжело. Как правило, учащиеся начального звена относительно легко справляются с этой задачей, а в средних классах этот навык теряет свою востребованность из-за большого нотного текста основных произведений по специальности. В этом случае на уроках можно уделять по 5-10 минут на чтение с листа на синтезаторе. В основном это мелодии с буквенно-цифровым обозначением. Учащийся сразу подбирает необходимые по звучанию инструменты к мелодии, а потом делает аранжировку: подбирает к ним стили, Multi-Pad.
Ансамблевое исполнительство также можно разнообразить с помощью компьютера и синтезатора. Каждый ребенок хочет играть не просто с одним инструментом – будь то гитара, фортепиано или скрипка, но и с целым оркестром. В Интернете есть множество популярных, детских, эстрадных и других песен, которые знакомы ребенку. Находим эти произведения в файлах с расширением midi, в программах по типу Sonar заглушаем мелодию и ребенок играет свою партию вместе с сопровождением оркестра. Если ученик играет на синтезаторе, то данное произведение можно записать непосредственно в User Song инструмента.
Возможен и другой вариант, когда педагог целенаправленно сам или вместе с учеником создает фонограмму для исполнения в ансамбле либо записывают недостающую партию для занятий дома. Каждая партия в ансамбле с одной стороны целостна и самостоятельна, а с другой, она является частью целого – ансамбля. И для ученика очень важно слышать все произведение в целом. И в этом очень помогает записанная другая партия на цифровом носителе. Ученик приходит домой, загружает файл в медиа-проигрыватель и начинает вместе с ним играть в ансамбле.
Особую помощь компьютер может оказать в изучении полифонии. Полифонические произведения сложны для детского восприятия тем, что есть отдельные голоса, которые нужно не просто играть, но и вести развитие каждого голоса. В большинстве случаев полифония воспринимается как что-то громоздкое, непонятное и очень скучное.
Работу над полифоний можно начинать с написания нотного текста полифонического произведения в нотном редакторе – например, Sibelius, Finale, Cakewalk Overture и другие. Каждый голос ученик пишет на отдельном нотном стане, на уроке этому можно уделять по 7-10 минут. По окончании написания нотного текста, ученик подбирает каждому голосу наиболее подходящий тембр музыкального инструмента. Параллельно с этим учит на своем родном музыкальном инструменте голосоведение. Затем происходит синтез – ученик играет на своем инструменте один голос, а компьютер играет остальные голоса.
Положительные стороны в этой работе состоят в том, что ученик довольно быстро запоминает нотный текст, у него развивается тембральный слух для каждого голоса, он четко представляет развитие каждого голоса и у него формируется представление о произведении в целом. Кроме этого есть еще один большой плюс – ученик дома самостоятельно играет и слышит, как должно быть. На уроках специальности часто встречается такая картина – на уроке выучили, а дома играли неточно, итог – приходится переучивать. А переучить полифонию достаточно проблематично.
Синтезатор также может озвучить полифонию разными голосами с помощью режима Split. Но использование синтезатора больше подойдет для учащихся фортепианного отделения, так как не все учащиеся других отделений играют на клавишных инструментах.
В работе над танцевальными произведениями можно сделать аранжировку в нужном стиле (проставить аккорды, подобрать стиль) и записать в разных темпах на диск. Это даст учащемуся более точное представление о характере произведения, его ритмических особенностях. Запись в разных темпах позволит “не заболтать” произведение и сделает игру более разнообразной и увлекательной, чем работа с метрономом.
Работа над виртуозными произведениями, в частности над этюдами, может также включать в себя игру под подобранную аранжировку – проставляем аккорды карандашом, выбираем подходящий стиль и записываем в компьютер. Аккорды можно записать в программах по типу Band–in–a-Box. Я на своих уроках запись делаю не в компьютерных программах, а на синтезаторе, а потом пересылаю на компьютер, а с него на цифровой носитель.
Занятия с компьютерными технологиями удобны тем, что все сделанное не проходит бесследно. Сделали аранжировку – ученик играет под нее дома. В нужном темпе, без замедлений и ускорений. Работает над полифонией – дома он слышит как должно быть и сам стремится к этому. Слышит голосоведение каждого голоса, его развитие и роль в произведении, а также все произведение в целом.
Заключительный этап работы над произведением сложен. Нотный текст выучен, темп держит ученик, а преподаватель все к нему “цепляется”: то динамики нет, то штрихи неверные. А ученик не слышит себя со стороны и ему кажется, что он все играет правильно. В этом случае может помочь запись и прослушивание произведения на компьютере. После прослушивания своего исполнения учащийся сам слышит свои ошибки и старается их исправить. Для записи на компьютер можно воспользоваться услугами звукозаписывающей студии, если такая есть в школе, либо воспользоваться несколькими вариантами. Самый первый и самый простой – записать игру на магнитофон, правда, качество записи будет не очень хорошим. Второй вариант - записать непосредственно на компьютер с помощью микрофона. Устанавливаем микрофон, подсоединенный к компьютеру, включаем запись в программе Sound Forge, после записи прослушиваем и анализируем. Этот вариант имеет преимущества в том, что посторонние шумы всегда можно устранить, а качество записи останется хорошим.
Говорить об использовании новых технологий на уроках по специальности можно бесконечно. Этот вопрос еще долго будет вызывать споры о том, надо ли это применять, что педагоги загружены, что это все громоздко, непонятно. Только непонятно это все порой только нам, преподавателям, а детям это все естественно и близко. И как-то “неумно” не использовать такие богатые возможности, какие предлагают нынешние музыкально-компьютерные технологии. Нужно пробовать, искать и тогда все будут довольны – и педагоги, и дети, и их близкие.
Возможности синтезатора в изучении окраски звука и инструментария велики. В современных инструментах демонстрируются разнообразные наборы тембров и шумов. Несомненно, преподаватель должен разъяснить учащемуся, что тембры синтезатора - это аналоги, подобие тембров классических, акустических инструментов. Но они никогда не заменят их истинное звучание. Использование синтезатора на уроках специальности в музыкальной школе – это современное направление, которое можно и необходимо внедрять в музыкальную учебную практику.
Заключение.
Любое музыкальное творчество полезно для развития интеллекта учащихся. А привлечение клавишного синтезатора как дополнительного средства обучения детей способствует развитию их музыкальных способностей, логики, пианистического аппарата, музыкального вкуса.
Детская музыкальная школа сегодня как никогда призвана заинтересовать ребенка, сделать занятия музыкой интересными, перспективными, ожидаемыми. С помощью уроков игры на синтезаторе у учащихся появляется гораздо больше возможностей для творчества и самовыражения.
Введение новых методов и интерпретаций, наполнения содержания образовательного процесса – залог полноценной жизнедеятельности ДМШ.
Список литературы.
1.Красильников И.М. «Методика обучения игре на клавишном синтезаторе».- М.: Экон-Информ, 2011.
2.Красильников И.М. «Хроники музыкальной электроники».-М.: Экон-Информ, 2010.
3.Красильников И.М, Алемская А.А., Клип И.Л. «Школа игры на синтезаторе: учебное пособие для учащихся младших, средних и старших классов детских музыкальных школ и школ искусств».-М.: Владос, 2010.
4.Пешняк В. «Курс игры на синтезаторе. Учебное пособие для детских музыкальных школ.-М.: Композитор, 2000.
5. Корнева А.А. Синтезатор: музыкальный инструмент или машина? / А.А. Корнева, Е.Ю. Гундорова // Музыка в школе. – 2011. – № 5. – С. 68–73.
6. Богданов М.Г. Принципы аранжировки популярной музыки для цифровых клавишных инструментов Yamaha / М.Г. Богданов, П.Баартманс. – М.: Музиздат, 2014. – 256 с.