Интересное сольфеджио
Работа представлена в виде урока по сольфеджио в младших классах, раскрывающего многообразие форм работы и возможность сделать предмет увлекательным и доступным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок-презентация | 63.5 КБ |
prilozhenie_no8.pdf | 239.6 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДПО ВО «Учебно-методический центр сферы культуры и искусства»
Областной конкурс методических работ преподавателей сольфеджио и ритмики
МБУДО ДШИ №13 г. Воронеж
Номинация: «Урок (учебное занятие)»
«Интересное сольфеджио» (различные формы работы на уроках сольфеджио в младших классах)
Бондаренко Татьяна Игоревна
преподаватель сольфеджио и ритмики
2018 год
Пояснительная записка
Возраст обучающихся: 8 лет - 2 класс (8-9 лет обучения).
На уроке реализуется «Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано», «струнные инструменты».
Цель урока: повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у учащихся путём применения различных форм работы на уроках, в том числе игровых (с использованием инновационных технологий).
Задачи:
Образовательные – формировать первичные знания, умения и навыки по предмету сольфеджио.
Развивающие: развивать слуховые представления, вокально-интонационные навыки, мелодический слух, способствовать воспитанию метроритма, музыкальной памяти, мышления и творческих способностей учащихся.
Воспитательные: воспитать музыкально-художественный вкус, а также интерес к предмету сольфеджио.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: групповая (6-8 человек)
Методы реализации поставленных задач:
- словесный (беседа, объяснение)
- наглядный (показ, исполнение педагогом)
- практический (пение упражнений, песен – одноголосно и двухголосно, игра на
инструменте);
- игровой
Формы работы:
а) вокально-интонационные упражнения;
б) практические задания;
в) слуховой анализ;
г) запись мелодий;
д) чтение с листа;
е) творческие задания
Оборудование:
- наглядные пособия (плакаты с рисунками, клавиатура);
- шумовые инструменты;
- фортепиано;
-ноутбук;
-проектор;
- доска;
- презентации;
- нотный материал
Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста – конкретность мышления, неустойчивость внимания, эмоциональное восприятие явлений окружающей жизни, на уроке приходится быстро переключаться с одной формы работы на другую. Вопросы учителя: «Что такое гамма? Сколько ступеней в гамме? Назвать устойчивые и неустойчивые ступени? Что такое тоника, доминанта?» вовлекают учащихся в активную мыслительную деятельность, приводя к новым знаниям, предварительно уже полученными на практике (определение на слух и пение). Активное участие детей в процессе урока, развитие творческого воображения (эмоциональный отклик на музыку, сочинение ритма на текст, сочинение мелодии в форме вопроса-ответа) формирует принцип сотрудничества: «учитель-ученик». Используя в работе метод наглядности (дидактические пособия, ТСО – ноутбук, презентации), опираясь на образы и сравнения, ученики выходят на более высокий уровень обучения и закрепления полученных знаний. Включение в урок игровых моментов («Музыкальная зарядка», «Шумовой оркестр») повышает интерес к занятиям сольфеджио, активизирует их творческую деятельность, а использование несложных движений и жестов под музыку (исполнение ритмического рисунка хлопками или с помощью шумовых музыкальных инструментов, жестов, связанных с определённым образом или понятием) создают положительный эмоциональный фон. Дети легко и быстро воспринимают то, к чему испытывают искренний интерес, который наиболее ярко проявляется в игре. Также на первоначальном этапе обучения большое значение имеет правильно подобранный песенный материал, отличающийся простотой, музыкальной выразительностью и запоминающимися текстами, понятными детскому восприятию. Только тогда учебный процесс для детей становится комфортным и качественным.
План урока:
1. Организационный момент. Обозначение цели занятия для учащихся (2 м).
2. Слуховая работа вне лада (8 м).
3. Вокально-интонационная и слуховая работа (14 м).
4. «Музыкальная зарядка» (1м).
5. Вокально-интонационная и слуховая работа (продолжение) (12 м).
6. Минутка творчества (2 м).
6, Шумовой оркестр (3 м).
7. Анализ урока (3м).
Организационный момент, настройка внимания учащихся
Урок начинается с приветствия педагогом учащихся и гостей. Перед детьми ставится ряд задач: быть внимательными, активными и работать так, как на обычном уроке сольфеджио. Помогает в их достижении песенка-настройка «Ручки как у нас лежат». Она настраивает детей на работу, активизирует их внимание, вырабатывает правильную посадку во время пения (приложение №1.jpg).
Слуховая работа вне лада
а) исполнение песенок-попевок на простые интервалы помогает детям запомнить их названия и интонационные особенности, а наглядный метод и ассоциативные образы способствуют развитию творческого мышления, помогают лучше усвоить материал и подготавливают к слуховому восприятию (приложение №2.mp4 – презентация);
б) «зарядка для ушек» - определение на слух простых интервалов (м2, б3, ч5, тритон и т.д.) (приложение №3.jpg);
в) «зарядка для глазок» - определение визуально всех простых интервалов, записанных педагогом на доске (приложение №4.jpg);
отличие малых интервалов от больших, «превращение» больших интервалов в малые и наоборот (при построении вверх «волшебный» знак диез делает интервал больше, а «волшебный» знак бемоль – меньше);
работа над интервалом терция (дети называют и играют сначала большие терции, по белым клавишам, – до-ми, фа-ля, соль-си, а затем малые, добавляя к верхней ноте знак бемоль, или малые – ре-фа, ми-соль, ля-до, си-ре, а затем большие, добавляя к верхней ноте знак диез) (приложение №5.jpg);
г) «разминка для ушек» - определение на слух аккордов из трёх звуков (Б53, Ув.53, М53, Ум.53, Б6, М6, Б64, М64): по образам ассоциациям (Ум.53, Ув.53) и «дорожкам» (допевание до тоники нижнего голоса): короткая «дорожка» - Б6 и М6, длинная «дорожка» - Б64 и М64, «на месте» - Б53, М53 (приложение №6.jpg).
Вокально-интонационная и слуховая работа
Работа в тональности Ре мажор. Определение и запись на доске ключевых знаков (фа- диез и до-диез).
Звучит гамма Ре мажор в ритме вверх. Дети поют на слоги, определяют размер, пишут ритм на доске. Звучит гамма Ре мажор в ритме вниз. Дети поют на слоги, определяют размер, пишут ритм на доске. Одна группа детей поёт гамму в ритме с дирижированием вверх, затем другая группа – в ритме с дирижированием вниз (приложение №7.jpg).
Песня про тонику и доминанту (приложение №8.pdf); педагог называет ноту, дети ступень или педагог ступень, а дети ноту; поют ступени вверх, вниз (помощь педагога «ручными знаками»), Т53 вверх, вниз (ступени I -III -V-устойчивые, остальные неустойчивые – II, III, VI, VII). Педагог поёт неустойчивую ноту, дети устойчивую (разрешение – вверх или вниз: показ педагогом). Педагог играет разрешение неустойчивых звуков в устойчивые – детям надо услышать и спеть (приложение №9.jpg).
Угадать «секрет записи» - на доске мелодия из двух фраз (дети читают её на слоги, затем нотами с дирижированием), узнают «секрет записи» - это секвенция (повторение мелодического оборота от разных звуков). Поют по записи, а затем продолжают самостоятельно от последующих звуков (по одному «цепочкой»). Находят в секвенции движение по интервалу «терция» (определяют терции, которые входят в тоническое трезвучие – на I и III ступенях (устойчивые)) (приложение №10.jpg).
«Слуховой тренинг» - педагог играет отдельные звуки (учащиеся поют за педагогом); знакомые мелодические обороты, опевание устойчивых ступеней, небольшие попевки, которые дети должны запомнить и спеть нотами (приложение №11.jpg).
Запись незнакомой песни на доске с предварительным разбором. Определить размер песни «Бегемотик» (спеть на слоги и продирижировать), записать ключевые знаки, поставить размер. Настройка на Т53: спеть первую фразу (разбирается вид повторения – секвенция (похожая уже была сегодня на уроке)); движение по интервалу «терция» - на III и IV ступенях, какая из них устойчивая?). Один ребенок записывает на доске ноты, другой ритм. Спеть вторую фразу и записать на доске (ноты, ритм). Все дети поют песню по записи с дирижированием. Педагог играет песню с нижним (вторым) голосом (что я добавила к мелодии?). Спеть нижний голос с дирижированием (педагог «выделяет» его) и подписать под верхним штилями вниз. Поём на два голоса (педагог верхний – дети нижний и наоборот) (приложение №12.jpg).
«Музыкальная зарядка «Хлоп, топ»»
Дети выполняют различные движения под музыку, показывая метрическую пульсацию (приложение №13.jpg). Такого рода задания дают минутку отдыха детям и восстанавливают положительный энергетический тонус.
Вокально-интонационная и слуховая работа (продолжение)
Игра и определение на слух главных и побочных трезвучий в ладу. Педагог играет, а дети определяют на слух и называют главные трезвучия (T – I, S – IV, D – V – в мажоре они мажорные) и побочные (II, III, VI – минорные, VII – уменьшённое) (приложение №14.mp4 – презентация). Затем один ученик играет главные, другой побочные трезвучия (приложение №15.mp4 – помощь в подготовке домашнего задания по данной теме). Педагог играет, а дети угадывают и называют последовательности из главных и побочных трезвучий (T S II D T; T T II D T; VI VI S D D T), пропевая затем в каждой из них нижний голос. Таким образом, идёт подготовка к теме «обращения главных и побочных трезвучий».
Подбор аккордов к песне «Осёл» (домашнее задание) –пение с дирижированием (размер 3/4), игра аккомпанемента ребенком (пение группой), игра аккомпанемента и пение мелодии одним учеником (приложение №16.jpg).
«Хроматические змейки» или гуляем по белым и чёрным клавишам (понятие «полутон» - при движении вверх звуки повышаем (диез), при движении вниз - понижаем (бемоль); если звук со знаком «диез» – при понижении «бекар»). Поём «хроматические змейки» по записи на доске (приложение №17.jpg).
Угадать знакомую песню «Телёнок» в исполнении педагога. Пение со словами и дирижированием. Пение нотами по фразам (предварительный анализ – количество фраз, повторения, движение в мелодии по интервалу «терция» - устойчивые и неустойчивые; поиск «хроматических змеек») (приложение №18.jpg).
Минутка творчества
Сочинить ответ на слова: «Ой, ой, ну дела, к нам улитка приползла» (в размере 2/4), «У дороги встал репей, ищет он себе друзей» (в размере 3/4) (приложение №19.jpg).
Шумовой оркестр
Исполнение ритмической партитуры к детской песне «Тяпа» (сильная доля – барабан, метрическая пульсация – румба, молоточки; ритмический рисунок восьмыми – маракас) (приложение №20.jpg).
Анализ урока
Оценить работу всей группы и каждого учащегося, озвучить выполнение задач и достижение цели, наметить перспективу дальнейшей работы.
Список литературы
1. Нитецкая И. Сольфеджио (рабочая тетрадь первый и второй класс), редактор: Улезько А. – Воронеж, 2010
2. Рогальская О. Сольфеджио. Мелодии-этюды (учебное пособие для детской музыкальной школы). – изд. «Композитор» С.-П., 2011
3. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для I-II классов ДМШ – изд. «Кифара», 2006
4. Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поём (для 2 класса ДМШ –учебное пособие). – изд. «Композитор» С.-П., 1998
5. Варламова А., Семченко Л. Сольфеджио 1 класс. – Москва. ВЛАДОС, 2015
6. Панова Н. Справочные листы по сольфеджио (1, 2 класс). – изд. «Престо» Москва, 2017