Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Гитары звонкие струны"

Черткова Полина Владимировна

Дополнительная общеразвивающая программа "Гитары звонкие струны" рассчитана на один год обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gitary_zvonkie_struny.doc240.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Итатский детско-юношеский центр»

Дополнительная общеразвивающая программа

художественной направленности  

«Гитары звонкие струны»

(стартовый уровень)

 

Итатский

2018

Управление образования

администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Итатский детско-юношеский центр»

                                                                             

                                                                                Утверждена приказом № 77 от «01» сентября 2018 г.

                                                                           с учётом мнения педагогического совета

                                                                                (протокол №3 от «31» августа 2018 года)

Директор центра _____________Н. Е. Воронов

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

художественной направленности  

«Гитары звонкие струны»

(стартовый уровень)

Педагог дополнительного образования

Черткова Полина Владимировна

Возраст учащихся: 12-17 лет

Срок реализации: 1 год

                                                           

Итатский

2018


СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка
  2. Задачи
  3. Формируемые предметные знания, учебные умения и универсальные учебные действия
  4. Ожидаемые результаты
  5. Учебный план
  6. Содержание учебного плана
  7. Календарный учебный график
  8. Методическое обеспечение
  9. Материально-техническое оснащение
  10. Литература
  11. Приложения

Приложение № 1. Оценка результатов освоения учащимися дополнительной общеразвивающей программы стартового уровня

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

  1. Дополнительная общеразвивающая программа «Гитары звонкие струны» (далее - программа) составлена в соответствии с
  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
  • СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41);
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008);
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
  • уставом учреждения;
  • Положением о порядке разработки, принятия, утверждения и единых требованиях к содержанию и оформлению документации, обязательной для ведения педагогами дополнительного образования.
  1. Программа является дополнительной общеразвивающей программой художественной направленности.
  2. Программа относится к стартовому уровню сложности освоения образовательных результатов. Она предусматривает освоение учащимися общих сведений об интересующем их виде деятельности, оказание им помощи в составлении представления о выбранной деятельности и оценке своих возможностей в её освоении.
  3. Актуальность программы заключается в востребованности услуг по развитию творческих способностей учащихся, формированию широкого музыкального кругозора, всестороннему развитию эстетических взглядов, музыкальных, творческих и исполнительских способностей.
  4. Назначение программы:
  1. дать учащимся общие сведения об интересующем их виде деятельности, помочь им составить представление о выбранной деятельности и оценить свои возможности в её освоении;
  2. сформировать у учащихся следующие обобщённые умения уровня элементарной грамотности:
  • рассказать о конкретном виде деятельности;
  • выполнять основные действия;
  • объяснить причины выбора данного вида деятельности.
  1. Цель – формирование и развитие у учащихся художественно-эстетической культуры как неотъемлемой части культуры духовной, их потребностей в культуротворческой деятельности через обучение игре на гитаре, как виду музыкального искусства, развитие их исполнительских и творческих способностей.
  2. Программа является модифицированной. В её основу заложены основные положения программы «Серебряные струны» Сандюк Е. Л., адаптированные к запросам учащихся и потенциалу образовательного учреждения и педагога.
  3. По структуре программа является сквозной, соизмеряющей учебный материал с возрастными особенностями учащихся, их количеством в группах и оценкой физического состояния.
  4. По содержанию деятельности программа является познавательной и содержит элементы деятельности, развивающей творческие способности учащихся.
  5.  По уровню формирования и развития личности программа является развивающей личность – информирующей о виде деятельности, нацеленной на получение сведений по предусмотренному виду деятельности, и формирование предметных учебных умений и универсальных учебных действий в этом виде деятельности, на совместную и самостоятельную деятельность в процессе обучения.
  6. Исходной теоретической основой программы являются положения о
  • предоставлении учащимся возможности выбора сферы деятельности в соответствии с их возрастными особенностями и диапазоном интересов и потребностей;
  • формировании устойчивого интереса к музыкальному искусству как форме нравственно-эстетического воспитания;
  • значимости умения играть на инструменте как неотъемлемой части воспитания музыканта.
  1. Главная идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе, позволяющем более полно приблизить формирование знаний, умений и навыков игры на инструменте к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого учащегося, способствовать развитию общей музыкальной грамотности учащегося и расширению его музыкального кругозора, а также воспитанию любви к классической музыке и музыкальному творчеству.
  2. Программа построена на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возможности, способности и склонности каждого учащегося.
  3. Срок реализации программы:
  • программа рассчитана на 1 год обучения;
  • общая продолжительность обучения составляет 36 учебных часов.
  1. Режим занятий:
  • занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 занятию продолжительностью 45 минут.
  1. На освоение программы принимаются все желающие без предъявления требований к уровню их образования и без вступительных испытаний (процедур отбора). Оценка готовности к освоению программы осуществляется на вводном занятии в форме беседы, позволяющей выявить уровень полученных учащимися знаний в рамках общего образования и осуществлять корректировку и индивидуализацию процесса её освоения.
  2. Возраст учащихся: 12-17 лет.
  3. Организационные формы обучения – индивидуальные аудиторные учебные занятия с созданием творческой атмосферы, стимулирующей повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
  4. Формы занятий: практические учебные занятия с изучением основ теоретических знаний.
  5. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости.
  6. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: участие в концертах Центра, посёлка и муниципального района.
  7. Программа реализуется по безоценочной системе в очной форме обучения.
  8. Формы подведения итогов реализации программы:
  • текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на формирование и закрепление учебных умений;
  • оценка результатов освоения программы проводится педагогом в конце учебного года без специально отведённого времени по методике, изложенной в приложении № 1. Оценка личностных и метапредметных результатов самостоятельным объектом оценки результатов образовательной деятельности не является. Они учитываются в контексте оценки предметных результатов.
  1. Организация обучения учащихся с умственной отсталостью осуществляется с предоставлением следующих специальных условий:
  • учёт нарушений в сфере отношений, отклонений в познавательной сфере (низкий уровень развития познавательных интересов, волевых проявлений, трудовой культуры, неразвитость потребностей), патологического развития характера;
  • использование коррекционно-развивающих методов и приёмов обучения;
  • привлечение при необходимости специалистов в области коррекционной педагогики;
  • создание других условий, без которых невозможно или затруднено освоение данной программы.

  1. Задачи программы

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

  1. личностные:
  1. формировать у учащихся собственную систему мотивов и направленности деятельности;
  2. формировать у учащихся общественную активность личности, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни;
  3. формировать у учащихся стремление к самореализации;
  4. обеспечить получение учащимися теоретических знаний и практических умений, необходимых для развития активной жизненной позиции личности;
  5. способствовать обогащению гуманитарного и социального опыта учащихся.
  1. метапредметные – формировать у учащихся умения:
  1. самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
  2. самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
  3. использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
  4. выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  5. владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
  6. самостоятельно находить методы решения научно-практических задач;
  7. продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  8. работать с информацией и использовать информационные технологии в своей деятельности. 
  1. образовательные (предметные):
  1. формировать у учащихся умение воспринимать различные виды искусства как специфическую форму познания и преобразования мира;
  2. расширить и углубить знания учащихся о творчестве деятелей отечественной и мировой культуры посредством её изучения и осмысления;
  3. формировать у учащихся готовность беречь, охранять и преумножать культурные ценности;
  4. формировать у учащихся потребности в обогащении знаний и умений в различных видах искусства и творческой деятельности;
  5. способствовать воспитанию у учащихся ценностного отношения к прекрасному в действительности, труде, общественной жизни;
  6. познакомить с происхождением и строением шестиструнной гитары;
  7. способствовать овладению основными приёмами игры на гитаре, развитию музыкального слуха и памяти, чувства ритма;
  8. обогатить знания учащихся в области бардовских, туристских и авторских песен;
  9. формировать у учащихся навыки игры в ансамбле.
  10. научить:
  • правильной постановке рук, пальцевой технике, приемам звукоизвлечения;
  • различным приемам игры на гитаре, ритму и стилю аккомпанемента;
  • читать нотный текст и табулатуры;
  • грамотно, выразительно исполнять (по нотам и наизусть) произведения.
  1. способствовать развитию:
  • музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма;
  • творческих и исполнительских навыков при исполнении песен под аккомпанемент гитары.

  1. Формируемые предметные знания, учебные умения

и универсальные учебные действия

Содержание программы обеспечивает формирование у учащихся

инвариантных предметных знаний:

  • о художественной деятельности как специфической форме познания и преобразования мира;
  • о выразительных средствах языка различных направлений творчества;
  • о прекрасном в действительности, труде, общественной жизни;
  • о творчестве деятелей отечественной и мировой культуры;
  • по программам эстетических курсов школьного образования (музыка, ИЗО).
  • о музыкальной и исполнительской культуре;
  • о выразительных и изобразительных интонациях, характерных чертах исполнительского искусства.

инвариантных учебных умений:

  • в моделировании и воплощении собственного художественно-творческого замысла с использованием выразительных средств художественного творчества;
  • в передаче средствами художественного образного языка своего отношения к шедеврам российского и мирового искусства, изображающим различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
  • в восприятии произведений художественного творчества, высказывании аргументированного суждения об их содержании, сюжете и выразительных средствах;
  • в использовании дополнительных источников информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете).
  • в соблюдении требований музыкальной и исполнительской культуры;
  • в реализации творческого потенциала при осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов.

специальных предметных знаний:

  • устройство гитары, разновидности гитар;
  • основные приемы звукоизвлечения;
  • нотная грамота и табулатуры;
  • аккорды и их буквенные обозначения;
  • различные музыкальные стили и жанры;
  • характер исполняемых произведений;
  • правила поведения во время концерта;

специальных учебных умений:

  • настраивать инструмент;
  • легко ориентироваться в расположении аккордов на грифе гитары;
  • подобрать несложную мелодию и аккомпанемент на слух;
  • исполнять произведения бардов-классиков и произведения по своему выбору;
  • исполнять произведения в ансамбле с педагогом или другим учащимся;
  • правильно вести себя на сцене.

Программа предусматривает дальнейшее формирование у учащихся следующих универсальных учебных действий:

  1. личностных универсальных учебных действий, обеспечивающих ценностносмысловую ориентацию учащихся:
  • умение соотносить поступки с принятыми этическими принципами;
  • знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;
  • умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
  1. регулятивных универсальных учебных действий, обеспечивающих учащимся организацию своей учебной деятельности:
  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
  • формирование эффективных способов достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач во внеурочной деятельности;
  • позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
  • овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров;
  1. познавательных универсальных учебных действий, включающих:
  • умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, поселка и др.;
  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • формирование доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, этических чувств;
  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
  1. коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих социальную компетентность:
  • учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми:
  • планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

  1. Ожидаемые результаты

Предметными результатами освоения программы являются:

инвариантными:

  1. учащиеся расширят и углубят знания:
  • о художественной деятельности как специфической форме познания и преобразования мира;
  • о выразительных средствах языка различных направлений творчества;
  • о прекрасном в действительности, труде, общественной жизни;
  • о творчестве деятелей отечественной и мировой культуры;
  • по программам эстетических курсов школьного образования (музыка, ИЗО).
  • о музыкальной и исполнительской культуре;
  • о выразительных и изобразительных интонациях, характерных чертах искусства игры на музыкальных инструментах;
  • о различных жанрах музыкального искусства;
  • о различных жанрах музыки в творчестве русских и зарубежных композиторов;
  • об основах музыкальной грамоты (ноты, ритм, лад, тональность, интонация, интервалы, аккорды).
  1. у учащихся продолжится формирование умений:
  • в моделировании и воплощении собственного художественно-творческого замысла с использованием выразительных средств художественного творчества, различных художественных материалов;
  • в передаче средствами художественного образного языка своего отношения к шедеврам российского и мирового искусства, изображающим различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
  • в восприятии произведений художественного творчества, высказывании аргументированного суждения об их содержании, сюжете и выразительных средствах;
  • в использовании дополнительных источников информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете);
  • в соблюдении требований музыкальной и исполнительской культуры;
  • в реализации творческого потенциала при осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов.
  1. у учащихся будет осуществляться воспитание:
  • ценностного отношения к прекрасному в действительности, труде, общественной жизни;
  • готовности беречь, охранять и преумножать культурные ценности;
  • потребности в обогащении знаний и умений в различных видах искусства и творческой деятельности.

специальными:

  1. учащиеся расширят и углубят знания:
  • о строении инструмента, его выразительных возможностях;
  • об основах нотной грамоты;
  • о правилах посадки за инструментом, положении корпуса, рук, ног;
  • об основных приемах звукоизвлечения, названиях основных динамических оттенков;
  • о произведениях разных жанров: народных и авторских песнях, пьесах песенного и танцевального характера, этюдах.
  1. у учащихся продолжится формирование умений:
  • ориентироваться в записи аккомпанемента песен;
  • правильно ставить аккорды;
  • осмысленно воспринимать, разбирать и выучивать нотный текст;
  • эмоционально воспринимать музыку;
  • передавать характер музыкального произведения;
  • исполнять осмысленно и выразительно несложные песни и пьесы.

  1. Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Положение рук при игре

4

1

3

наблюдение

3

Расположение нот на нотоносце

3

1

2

наблюдение

4

Слуховые различия простейших длительностей

3

1

2

наблюдение

5

Основные аккорды: определение, обозначение, схемы

6

1

5

наблюдение

6

Приемы звукоизвлечения

4

1

3

наблюдение

7

Индивидуальный подбор репертуара

14

-

14

наблюдение

8

Итоговое занятие

1

-

1

исполнение пьес

9

Итого

36

6

30

  1. Содержание учебного плана

Вводное занятие (1ч) Знакомство с планом работы объединения. Беседа по оценке готовности учащихся к освоению программы.

Положение рук при игре (4ч) Знакомство с инструментом. Беседа об устройстве гитары. Правила настройки. Правильная посадка при игре. Отработка приемов работы правой и левой рук.

Расположение нот на нотоносце (3ч) Нота и нотоносец. Нотная запись. Октавы.  Практические занятия.

Слуховые различия простейших длительностей (3ч) Длительности и счет. Понятие ритма. Знакомство с простыми ритмическими рисунками. Практические занятия.

Основные аккорды: определение, обозначение, схемы (6ч) Понятие аккордов. Буквенное обозначение, схемы. Табулатуры. Упражнения для левой и правой рук. Таблица аккордов. Аккорды с секстой, септаккорды. 

Приемы звукоизвлечения (4ч) Извлечение звука. Арпеджио (перебор). Щипки. Удары (бой). Практические занятия.

Индивидуальный подбор репертуара (14 ч) Закрепление пройденного на основе соответствующего репертуара. Практические занятия.

Итоговое занятие (1ч) Исполнение пьес.  

  1. Календарный учебный график

1.

Период освоения программы

15 сентября – 31 мая

2.

Продолжительность учебного года

36 недель

3.

Нерабочие праздничные дни

1-8 января – новогодние каникулы

7 января – Рождество Христово

23 февраля – День Защитника Отечества

8 марта – Международный женский день

1 мая – Праздник весны и труда

9 мая – День Победы

12 июня – День России

4 ноября – День народного единства

4.

Продолжительность освоения программы

1 год

5.

Общая продолжительность обучения

36 учебных часов

6.

Время проведения учебных занятий

ежедневно, включая выходные дни, с 8.00 до 20.00 по расписанию, утвержденному директором Центра

7.

Режим занятий

занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 занятию продолжительностью 45 минут

8.

Основная организационная форма обучения

индивидуальные аудиторные учебные занятия с индивидуальным подходом

9.

Формы проведения

аудиторные практические учебные занятия с изучением основ теоретических знаний

10.

Система и форма обучения

безоценочная система, очная форма обучения

11.

Формы подведения итогов реализации программы

  • текущий контроль, осуществляемый в процессе проведения каждого учебного занятия, направленный на закрепление материала по изучаемой теме и на формирование учебных умений;
  • оценка результатов освоения программы в конце учебного года без специально отведённого времени по методике, изложенной в приложении № 1.

Оценка личностных и метапредметных результатов самостоятельным объектом оценки результатов образовательной деятельности не является. Они учитываются в контексте оценки предметных результатов.

  1. Методическое обеспечение

Программа учебного курса строится в соответствии со следующими основными методами:

  • обучения – словесными, наглядными, практическими, объяснительно-иллюстративными, репродуктивными;
  • воспитания – убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

Формами организации образовательного процесса являются индивидуальные аудиторные учебные занятия с индивидуальным подходом и созданием творческой атмосферы, стимулирующей повышенную работоспособность учащихся и возможность активизации их индивидуального участия.

Формы занятий: аудиторные практические учебные занятия с изучением основ теоретических знаний.

В процессе реализации программы используются технологии индивидуализации обучения, дифференцированного и развивающего обучения, направленные на развитие у учащихся:

  • самостоятельности и креативности мышления;
  • исследовательских умений в теоретической и научно-практической деятельности;
  • коммуникативной культуры (умения участвовать в коллективном поиске, аргументировать свою позицию, публично представлять результаты творческих работ);
  • умения рефлексии и саморефлексии, волевых качеств;
  • потребности в непрерывном образовании.

Основная учебная единица, в которой реализуется программа, – учебное занятие, являющееся:

  • моделью деятельности педагога и ученического коллектива;
  • ограниченной временными рамками формой организации учебного процесса, предполагающей не только передачу предметных знаний, учебных умений и универсальных учебных действий учащимся по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала, но и, прежде всего, развитие;
  • временем, в течение которого учащиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.

Его цель – формирование и развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании в ходе реализации программы.

Задачей учебного занятия является формирование предметных знаний и учебных умений и универсальных учебных действий, предусмотренных программой.

Содержание учебных занятий определяется программой.

Учебное занятие должно:

  • быть динамичным, соответствовать современным научным достижениям, возрасту и уровню развития учащихся, новым педагогическим и информационным технологиям;
  • обеспечивать учащимся условия для развития познавательных возможностей и творческих способностей их личности и информационную безопасность в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
  • предоставлять учащимся право на свободу выбора и добровольность в творческой деятельности.

Для повышения эффективности учебного занятия педагог должен:

  • создавать и поддерживать высокий уровень познавательного интереса и активности учащихся;
  • целесообразно расходовать время занятия;
  • применять разнообразные педагогические средства обучения;
  • осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие с учащимися;
  • чётко продумывать практическую значимость полученных предметных знаний и учебных умений.

Учебное занятие должно представлять собой последовательность организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного этапов.

В ходе учебного занятия неукоснительно соблюдаются требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии, гигиены, пожарной охраны, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями.

Объектом деятельности на учебных занятиях должно быть исполнительское искусство как форма проявления жизнедеятельности учащегося. Музыкально-эстетическое воспитание учащихся должно происходить через вовлечение их в процесс художественного созидания.

Содержательными принципами построения учебных занятий как занятий творчества являются:

  1. создание у учащихся целостного представления об исполнительском искусстве;
  2. целостность теоретической и практической творческой деятельности. Причастность к самостоятельному (индивидуальному и коллективному) творчеству создаёт условия, включающие особые психические механизмы, которые обеспечивают способность учащихся к преобразовательной деятельности.
  3. построение занятий на основе принципов доступности, индивидуального и дифференцированного подхода, что позволит создать благоприятную для учащихся обстановку, располагающую к творчеству, стимулировать их творческую активность.

Тематика учебных занятий предусматривает:

  • поступательное движение в эмоционально-осознанном освоении непреходящих ценностей музыкального искусства, этико-эстетических богатств его художественных образов;
  • постепенное накопление опыта игры на инструменте;
  • воспитание внутреннего слуха, понимаемого как умение услышать партнёра и интонации автора.

Так как положительную роль в активизации творческих устремлений учащихся играют подготовка и проведение концертов, праздничных мероприятий и участие в конкурсах, необходимо всячески поощрять их активность, желание участвовать в этих конкурсах.

Большую роль в качественном усвоении учебного материала играет оборудование и оснащение учебного кабинета. Учебный кабинет должен быть обеспечен учебными и раздаточными материалами, необходимыми для выполнения учебной программы: задания и памятки, нотные сборники, нотные тетради, наглядные пособия (нотный стан, обозначения аккордов).

  1. Материально-техническое оснащение

  1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
  2. Наличие репетиционного зала (сцена).
  3. Гитара.
  4. Пюпитр.
  5. Ноутбук.
  6. Обучающие схемы, таблицы аккордов.
  7. Нотный материал, подборка репертуара.
  8. Аудиозаписи в формате MP3.
  9. Записи выступлений, концертов.
  10. Доступ к фондам районной и поселковой библиотек.
  11. Доступ к информационно-коммуникационным сетям.

  1.  Литература

  1. Агеев Д. В. Гитара. Уроки мастера для начинающих [Электронный ресурс] / текстовые данные (26 Мб). - СПб.: Питер, 2009.
  2. Букварь гитариста [Электронный ресурс] / текстовые данные (9,5 Мб). – М.: Аккорд, 2002.
  3. Ларичев Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. [Электронный ресурс]  / текстовые данные (10,2 Мб). - М.: Музыка, 2002.
  4. Николаев А. Г. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. [Электронный ресурс] / текстовые данные (1,3 Мб).
  5. Ноуд, Ф.  Самоучитель игры на гитаре [Электронный ресурс] / текстовые данные (45,9 Мб). -  М.: АСТ: Астрель, 2006.
  6. Сладкова О. В. Новый самоучитель игры на гитаре. [Электронный ресурс] / текстовые данные (5,7 Мб). -  М.: РИПОЛ Классик, 2010.

7. Суханов В. Ф. Гитара для всех. [Электронный ресурс] / текстовые данные (16,4 Мб). – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

Приложение 1

Оценка результатов освоения учащимися

дополнительной общеразвивающей программы стартового уровня

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности у учащегося оцениваемого качества

Количе ство баллов

Методы диагнос тик

I. Теоретическая подготовка:

1. Теоретические знания (по основным разделам учебного плана программы)

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

  • минимальный уровень (овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой);
  •  средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2);
  • максимальный уровень (освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой)

1

2-5

6-10

Наблю-дение

2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

  • минимальный уровень (как правило, избегает употреблять специальные термины);
  • средний уровень (сочетает специальную терминологию с бытовой);
  • максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

1

2-5

6-10

Наблю-дение

II. Практическая подготовка:

1.Учебные умения, предусмотренные программой (по основным разделам учебного плана программы)

Соответствие учебных умений программным требованиям

  • минимальный уровень (овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);
  • средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2);
  • максимальный уровень (овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой)

1

2-5

6-10

Наблю-дение

2.Владение специальным оборудованием и оснащением

Уровень использования  специального оборудования и оснащения

  • минимальный уровень умений (испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);
  • средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);
  • максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6-10

Наблю-дение

3.Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

  • начальный (элементарный) уровень развития креативности (в состоянии выполнять лишь простейшие задания педагога);
  • репродуктивный уровень (выполняет задания в основном на основе образца);
  • творческий уровень (выполняет задания с элементами творчества)

1

2-5

6-10

Наблю-дение

III. Общеучебные умения:

1. Учебно-интеллектуальные умения:

1.1 Умение использовать дополнительную литературу

Самостоятельность в использовании дополнительной литературы

  • минимальный уровень умений (испытывает серьезные затруднения при работе с дополнительной литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с дополнительной литературой с помощью педагога или родителей)
  • максимальный уровень (работает с дополнительной литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) 

1

2-5

6-10

Наблю-дение

1.2. Умение давать доказательные ответы на вопросы основных разделов учебного плана программы

Самостоятельность в подготовке доказательных ответов на вопросы основных разделов учебного плана программы

  • минимальный уровень умений (испытывает серьезные затруднения в самостоятельной подготовке доказательных ответов на вопросы основных разделов учебного плана программы, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (подготовку доказательных ответов на вопросы основных разделов учебного плана программы выполняет в основном самостоятельно с помощью педагога или родителей)
  • максимальный уровень (подготовку доказательных ответов на вопросы основных разделов учебного плана программы выполняет самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6–10

Наблю-дение

2. Учебно-коммуникативные умения:

2.1.Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

  • минимальный уровень умений (испытывает серьезные затруднения при восприятии идущей от педагога информации, нуждается в постоянной помощи педагога);
  • средний уровень (воспринимает идущую от педагога информацию с помощью педагога или родителей)
  • максимальный уровень (адекватно воспринимает идущую от педагога информацию, не испытывает особых трудностей) 

1

2-5

6–10

Наблю-дение

2.2.Умение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи учащимся подготовленной информации

  • минимальный уровень умений (испытывает серьезные затруднения при подаче учащимся информации, нуждается в постоянной помощи педагога);
  • средний уровень (подачу учащимся информации осуществляет с помощью педагога или родителей)
  • максимальный уровень (подачу учащимся информации осуществляет самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6–10

Наблю-дение

3. Учебно-организационные умения:

3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

  • минимальный уровень умений (готовит свое рабочее место к деятельности и убирает его за собой при постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (готовит свое рабочее место к деятельности и убирает его за собой с помощью педагога)
  • максимальный уровень (самостоятельно готовит свое рабочее место к деятельности и убирает его за собой)

1

2-5

6–10

Наблю-дение

3.2. Умение соблюдать в процессе деятельности правила безопасности

Соответствие реальных умений соблюдения правил безопасности программным требованиям

  • минимальный уровень умений (учащийся овладел менее чем ½ объема умений, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (реальные умения соблюдения правил безопасности в основном соответствуют программным требованиям);
  • максимальный уровень (реальные умения соблюдения правил безопасности соответствуют программным требованиям)

1

2-5

6–10

Наблю-дение

3.3. Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

  • минимальный уровень (учащийся овладел менее чем ½ объема умений);
  • средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2);
  • максимальный уровень (учащийся освоил практически весь объем умений, предусмотренных программой)

1

2-5

6-10

Наблю-дение

Документальное оформление результатов на каждого учащегося осуществляется в Карточке учета результатов образовательной деятельности учащихся:

Список учащихся

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Соответствие учебных умений программным требованиям

Владение специальным оборудованием и оснащением

Креативность в выполнении практических заданий

Список учащихся

Общеучебные умения

Самостоятельность в использовании дополнительной литературы

Самостоятельность в подготовке доказательных ответов на вопросы основных разделов учебно-тематического плана программы

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Свобода  подачи подготовленной информации

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его за собой

Соответствие реальных умений соблюдения правил безопасности программным требования

Аккурат-ность и ответственность в работе

Общие результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы подводятся по следующим показателям:

Всего учащихся, осваивающих дополнительную общеразвивающую программу –

из них достигли:

  • максимальный уровень – 61 – 120 баллов
  • средний уровень – 24 – 60 баллов
  • минимальный уровень – до 23 баллов включительно.