Конспект открытого урока Педагога дополнительного образования по классу гитары МБУ ДО«ДШИ №3 «Младость»г.о. Самара Призимирской Анны Владимировны «Создание и развитие художественного образа в процессе работы над музыкальным произведением».
Конспект открытого урока
Педагога дополнительного образования по классу гитары МБУ ДО«ДШИ №3 «Младость»г.о. Самара
Призимирской Анны Владимировны
«Создание и развитие художественного образа
в процессе работы над музыкальным произведением на уроке гитары».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx | 275.12 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
Педагога дополнительного образования по классу гитары МБУ ДО«ДШИ №3 «Младость»г.о. Самара
Призимирской Анны Владимировны
«Создание и развитие художественного образа
в процессе работы над музыкальным произведением на уроке гитары».
Дата проведения: 14.11.2018 г.
Обучающиеся: ансамбль гитаристов «Струнная радуга» (10 человек)
Цель урока:
- Максимально активизировать творческую фантазию и образное мышление обучающихся с помощью освоения музыкально-технических навыков на примере двух разнохарактерных произведений ( РНП обр.Е.Лебедева «Комаринская» и О.Копенкова «Лирическая зарисовка).
Задачи:
Обучающие:
- Проработать и закрепить приёмы звукоизвлечения (арпеджио, натуральный флажолет, апояндо) и артикуляции (легато, портаменто), соответствующие образным характеристикам выбранных произведений.
- Проработать ритмический план, динамические оттенки и штриховые особенности пьес.
- Определить форму, фразировку, кульминацию пьес.
Развивающие:
- Привить навыки полноценного художественного восприятия идейно-образного содержания музыкального произведения.
- Познакомить учащихся с понятием русской плясовой песни, манерой ее исполнения.
- Расширить представление обучающихся о тембровом разнообразии гитары.
- Закрепить навык самостоятельного анализа изучаемого произведения.
- Развить навык игры в ансамбле.
Воспитательные:
- Углубить интерес обучающегося к многообразию исполнительской техники гитариста.
- Воспитать толерантность и коммуникабельность, взаимопомощь и поддержку товарища.
- Средства обучения:
- Инструменты (гитары 9 шт., бубен, треугольник), стулья, подставки для ног, пульты, нотные пособия, ноутбук, интерактивный экран, доступ к интернету.
Форма учебного занятия: групповая
Тип учебного занятия: комбинированное занятие с использованием ИКТ
1.Начальный этап.
Цель для обучающихся - подготовка рабочего места, настройка инструментов, принятие удобной правильной посадки.
Задача учителя - подготовить учащихся психологически к открытому уроку; создать дружелюбную, располагающую к творчеству обстановку, заинтересовать темой урока, настроить учеников на активную работу.
Знакомство с планом урока:
- Игра упражнений и гамм для разогрева исполнительского аппарата;
- Проверка домашнего задания;
- Основная тема урока;
- Закрепление учебного материала;
- Задание на дом.
1 Этап.
На первоначальном этапе ученикам даётся возможность разыграться на пройденном материале, исполнение Д.Фортеа «Вальса» из репертуара прошлого года.
2 Этап.
Совместная работа учителя и учеников над РНП «Камаринская».
У учащихся было задание отработать в медленном темпе свои партии. Всего 3 партии, по 3 человека в каждой партии и один ученик на ударно-шумовых инструментах (бубен, треугольник). Для совместной игры (сведения партий) каждый учащийся должен без ошибок и ритмично играть свою партию.
Задача преподавателя, не перебивая внимательно выслушать учеников, затем отметить наиболее удачные моменты в их исполнении. Предлагая им самим проанализировать собственное исполнение, можно плавно перейти к менее удавшимся фрагментам и попробовать их исправить, заново более тщательно прорабатывая материал. Прослушивание отдельно по париям (вначале играют ребята на 1-й партии, потом на второй, на третьей, возможно варьированное прослушивание отдельных детей выборочно- один ученик играет 1-ю, второй- 2-ю, чтобы дети могли вслушаться в сочетание голосов каждой партии).
3.Основной этап
Цель основного этапа – активизировать творческую фантазию учащихся. Задача преподавателя – вызвать интерес детей к произведению, открыть новые грани его исполнения. Тогда эмоциональное состояние учащихся будет положительно влиять на прилежание, способствовать целенаправленной настойчивой работе над звуком, темпом, нюансами, штрихами. В результате произведение прозвучит более ярко, осмысленно.
Учитель рассказывает ребятам о жанре русской народной плясовой песни. Для создания яркой картины детям демонстрируются картинки с изображением народных гуляний, проведение русских народных праздников, ярмарок.
Для полноты образа дети прослушивают исполнение русских плясовых в исполнении оркестра русских народных инструментов, гитарных ансамблей.
https://www.youtube.com/watch?v=fY0R9eV4SF0
https://www.youtube.com/watch?v=-V25t0paDTM
https://www.youtube.com/watch?v=z-T3yVUWNGs
После просмотра видео учитель спрашивает у детей, какой характер у пьесы? Ученики активно отвечают: «Весёлый, задорный, игривый, праздничный» и т.д. В реакции учеников прослеживается заинтересованность в пьесе, желании исполнить ее подобным образом.
Вместе с учениками определяется строение пьесы. Она состоит из 4-х частей плюс повтор первой части. Для того чтобы пьеса звучала интереснее, мы написали партию для ударно-шумовых инструментов (бубен и треугольник). В первой части играют только гитары. Во второй части вступает бубен на слабую долю такта. В третьей части на сильную долю звучит треугольник. В 4-й части снова бубен, повторяет ритмический рисунок партии гитаристов. Учитель объясняет роль ударного инструмента в ансамбле.
После словесного разбора пьесы по частям, ребятам предлагается в среднем темпе сыграть пьесу от начала до конца с привлечением партии ударных. После исполнения ребята делятся впечатлениями, обсуждают удачные и неудачные моменты, точность передачи образа плясовой, веселой и зажигательной мелодии. Далее идет работа отдельно над каждой частью произведения. Итог: для закрепления пьеса исполняется в соответствующем характере от начала и до конца с использованием партии ударных инструментов.
4. Закрепление учебного материала.
Самостоятельная работа учеников.
Для закрепления данного материала разберём пьесу О.Копенкова «Лирическая зарисовка»
Задача учащихся – сделать самостоятельный художественно-теоретический разбор пьесы. Определить фразы, кульминацию, технические сложности, увидеть в музыке развитие Задача преподавателя - закрепить навык самостоятельного анализа изучаемого произведения. Повышать самооценку учеников, отмечая наиболее удачные моменты. В случае «зажатости» детей, преподавателю необходимо задавать наводящие вопросы, иллюстрировать на инструменте музыкальные фрагменты, объясняя и показывая их эмоциональную окраску.
В конце занятия очень важно подвести итог проделанной на уроке работы. Осознавая важность художественно-эмоциональной окраски исполняемой музыки, произведение, исполняемое учащимися, обретёт объёмное звучание, наполнится смыслом, переживаниями. Юные музыканты быстрее найдут духовную связь с окружающим миром, повысят свой интеллект.
5.Домашнее задание.
1.Продолжить работу над произведениями, привнося в исполнение эмоционально-художественную окраску.
2.Записать не менее пяти прилагательных или словосочетаний, характеризующих каждое произведение (исключить: тихо, громко, грустно, весело).
3.Посмотреть в Интернете записи с исполнением пьес О.Копенкова, в том числе «Лирической зарисовки.
Задания можно делать вместе с родителями. Это укрепит психологическую и эмоциональную связь в семье.
Цель преподавателя – закрепление знаний и умений, полученных на уроке.