Конспект открытого урока Педагога дополнительного образования по классу гитары МБУ ДО«ДШИ №3 «Младость»г.о. Самара Призимирской Анны Владимировны «Создание и развитие художественного образа в процессе работы над музыкальным произведением».

Призимирская Анна Владимировна

Конспект открытого урока

Педагога дополнительного образования по классу гитары  МБУ ДО«ДШИ №3 «Младость»г.о. Самара

 Призимирской Анны Владимировны

«Создание и развитие художественного образа

в процессе работы  над  музыкальным произведением на уроке гитары».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx275.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

Педагога дополнительного образования по классу гитары  МБУ ДО«ДШИ №3 «Младость»г.о. Самара

 Призимирской Анны Владимировны

«Создание и развитие художественного образа

в процессе работы  над  музыкальным произведением на уроке гитары».

Дата проведения: 14.11.2018 г.

Обучающиеся: ансамбль гитаристов «Струнная радуга» (10 человек)

Цель урока:

  •      Максимально активизировать творческую фантазию и образное    мышление  обучающихся с помощью освоения музыкально-технических навыков на примере двух разнохарактерных произведений (  РНП обр.Е.Лебедева «Комаринская» и О.Копенкова «Лирическая зарисовка).

  Задачи:

Обучающие:

  • Проработать и закрепить приёмы звукоизвлечения (арпеджио, натуральный флажолет, апояндо) и артикуляции (легато, портаменто), соответствующие образным    характеристикам  выбранных произведений.
  • Проработать   ритмический план, динамические оттенки  и штриховые особенности пьес.
  • Определить форму, фразировку, кульминацию пьес.

 

Развивающие:

  • Привить навыки полноценного художественного восприятия идейно-образного содержания музыкального произведения.
  • Познакомить учащихся  с понятием   русской плясовой песни, манерой ее исполнения.
  • Расширить представление обучающихся о тембровом разнообразии гитары.  
  • Закрепить навык самостоятельного анализа изучаемого произведения.
  • Развить навык игры в ансамбле.

Воспитательные:

  • Углубить интерес обучающегося к многообразию исполнительской техники гитариста.
  • Воспитать толерантность и коммуникабельность, взаимопомощь и поддержку товарища.

  • Средства обучения:
  • Инструменты (гитары 9 шт., бубен, треугольник), стулья, подставки для ног, пульты, нотные пособия, ноутбук, интерактивный экран, доступ к интернету.

Форма учебного занятия:         групповая

Тип учебного занятия:  комбинированное занятие с использованием ИКТ

1.Начальный этап.

Цель для обучающихся  - подготовка рабочего места, настройка инструментов, принятие удобной правильной посадки.

Задача учителя - подготовить учащихся психологически к открытому уроку; создать дружелюбную, располагающую к творчеству обстановку, заинтересовать темой урока, настроить учеников на активную работу.

Знакомство с планом урока:

  1. Игра упражнений и гамм для разогрева исполнительского аппарата;
  2. Проверка домашнего задания;
  3. Основная тема урока;
  4. Закрепление учебного материала;
  5. Задание на дом.

1 Этап.

На первоначальном этапе ученикам даётся возможность разыграться на пройденном материале, исполнение Д.Фортеа «Вальса» из репертуара прошлого года.

2 Этап.

Совместная работа учителя и учеников над РНП «Камаринская».

У учащихся было задание отработать в медленном темпе свои партии. Всего 3 партии, по 3 человека в каждой партии и один ученик на ударно-шумовых инструментах (бубен, треугольник). Для совместной игры (сведения партий) каждый учащийся должен без ошибок и ритмично играть свою партию.

 Задача преподавателя, не перебивая внимательно выслушать учеников, затем отметить наиболее удачные моменты в их  исполнении. Предлагая им  самим  проанализировать собственное исполнение, можно плавно перейти к менее удавшимся фрагментам и попробовать их исправить, заново более тщательно прорабатывая материал. Прослушивание отдельно по париям (вначале играют ребята на 1-й партии, потом на второй, на третьей, возможно варьированное прослушивание отдельных детей выборочно- один ученик играет 1-ю, второй- 2-ю, чтобы дети могли вслушаться в сочетание голосов каждой партии).

3.Основной этап

         Цель основного этапа – активизировать творческую фантазию учащихся. Задача преподавателя – вызвать интерес детей к произведению, открыть новые грани его исполнения. Тогда  эмоциональное состояние учащихся  будет положительно влиять на прилежание, способствовать целенаправленной настойчивой работе над звуком, темпом, нюансами, штрихами. В результате произведение прозвучит более ярко, осмысленно.

Учитель рассказывает ребятам о жанре русской народной плясовой песни. Для создания яркой картины детям демонстрируются картинки с изображением народных гуляний, проведение русских народных праздников, ярмарок.

 ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу картинки русских народных гулянийКартинки по запросу картинки русских народных гулянийКартинки по запросу картинки русских народных гуляний

Для полноты образа дети прослушивают исполнение русских плясовых в исполнении оркестра русских народных инструментов, гитарных ансамблей.

https://www.youtube.com/watch?v=fY0R9eV4SF0

https://www.youtube.com/watch?v=-V25t0paDTM

https://www.youtube.com/watch?v=z-T3yVUWNGs

После просмотра видео учитель спрашивает у детей, какой характер у пьесы? Ученики активно отвечают: «Весёлый, задорный, игривый, праздничный» и т.д. В реакции учеников прослеживается заинтересованность в пьесе, желании исполнить ее подобным образом.

Вместе с учениками определяется строение пьесы. Она состоит из 4-х частей плюс повтор первой части. Для того чтобы пьеса звучала интереснее, мы написали партию для ударно-шумовых инструментов (бубен и треугольник). В первой части играют только гитары. Во второй части вступает бубен на слабую долю такта. В третьей части на сильную долю звучит треугольник. В 4-й части снова бубен, повторяет ритмический рисунок партии гитаристов. Учитель объясняет роль ударного инструмента в ансамбле.

После словесного разбора  пьесы по частям, ребятам предлагается в среднем темпе сыграть пьесу от начала до конца с привлечением  партии ударных.  После исполнения ребята делятся впечатлениями, обсуждают удачные и неудачные моменты, точность передачи образа плясовой, веселой и зажигательной мелодии. Далее идет работа отдельно над каждой частью произведения. Итог: для закрепления пьеса исполняется в соответствующем характере от начала и до конца с использованием партии ударных инструментов.

4. Закрепление учебного материала.

Самостоятельная работа учеников.

Для закрепления данного материала разберём пьесу О.Копенкова «Лирическая зарисовка»

 Задача учащихся – сделать самостоятельный художественно-теоретический разбор пьесы. Определить фразы, кульминацию, технические сложности, увидеть в музыке развитие Задача преподавателя - закрепить навык самостоятельного анализа изучаемого произведения. Повышать самооценку учеников, отмечая наиболее удачные моменты. В случае «зажатости» детей, преподавателю необходимо задавать наводящие вопросы, иллюстрировать на инструменте музыкальные фрагменты, объясняя и показывая их эмоциональную окраску.

В конце занятия очень важно подвести итог проделанной на уроке работы. Осознавая важность художественно-эмоциональной окраски исполняемой музыки, произведение, исполняемое учащимися, обретёт объёмное звучание, наполнится смыслом, переживаниями. Юные музыканты быстрее найдут духовную связь с окружающим миром, повысят свой интеллект.

5.Домашнее задание.

1.Продолжить работу над произведениями, привнося в исполнение эмоционально-художественную окраску.

 2.Записать не менее пяти прилагательных или словосочетаний, характеризующих каждое произведение (исключить: тихо, громко, грустно, весело).

3.Посмотреть в Интернете записи с исполнением пьес О.Копенкова, в том числе «Лирической зарисовки.

Задания можно делать вместе с родителями. Это укрепит психологическую и эмоциональную связь в семье.

Цель преподавателя – закрепление знаний и умений, полученных на уроке.