Программа учебного предмета ПО.01.УП.04 «Хоровой класс»

Савилова Мария Владимировна

Содержание

 

1. Пояснительная записка

-характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

-срок реализации учебного предмета;

-объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на  реализацию учебного предмета;

-форма проведения учебных аудиторных занятий;

-цели и задачи учебного предмета;

-обоснование структуры программы учебного предмета;

-методы обучения;

-описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

 

2.  Содержание учебного предмета

-сведения о затратах учебного времени;

-годовые требования по классам.

 

3. Требования к уровню подготовки обучающихся

 

4. Формы и методы контроля, система оценок

-аттестация: цели, виды, форма, содержание;

-критерии оценок;

-контрольные требования на разных этапах обучения.

 

5. Методическое обеспечение учебного процесса

-методические рекомендации педагогическим работникам;

-рекомендации по  организации самостоятельной работы обучающихся.

 

6. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

-списки рекомендуемой нотной литературы;

-списки рекомендуемой методической литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_horovoy_klass_predprof.1.docx76.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТАМБОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»

«Одобрено»

Научно-методическим советом

ТОГБПОУ  «Тамбовский колледж искусств»

Протокол № ____________________

«____»________________2017 г.  

Утверждаю:

Директор ТОГБПОУ  «Тамбовский колледж искусств»

 ______________  Ю. А. Толмачев

Приказ № ___________________

«____»________________2017 г.  

Программа учебного предмета

ПО.01.УП.04 «Хоровой класс»

дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ

в области музыкальных искусств:

«Фортепиано», «Струнные инструменты» «Народные инструменты»,

«Духовые и ударные инструменты».

2017г

Разработчик – Савилова М.В., преподаватель отделения «Музыкальное образование» ТОГБПОУ «Тамбовский колледж искусств».

Рецензент – Саранина Т.В., преподаватель кафедры музыкальной педагогики и художественного воспитания ТГМПИ им. С.В. Рахманинова                                                  

        Рецензент – Андреева Н.О., преподаватель отделения «Музыкальное образование» ТОГБПОУ «Тамбовский колледж искусств».


Содержание

1. Пояснительная записка

-характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

-срок реализации учебного предмета;

-объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на  реализацию учебного предмета;

-форма проведения учебных аудиторных занятий;

-цели и задачи учебного предмета;

-обоснование структуры программы учебного предмета;

-методы обучения;

-описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

2.  Содержание учебного предмета

-сведения о затратах учебного времени;

-годовые требования по классам.

3. Требования к уровню подготовки обучающихся

4. Формы и методы контроля, система оценок

-аттестация: цели, виды, форма, содержание;

-критерии оценок;

-контрольные требования на разных этапах обучения.

5. Методическое обеспечение учебного процесса

-методические рекомендации педагогическим работникам;

-рекомендации по  организации самостоятельной работы обучающихся.

6. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

-списки рекомендуемой нотной литературы;

-списки рекомендуемой методической литературы.

I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
       Программа учебного предмета «Хоровой класс» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства  «Фортепиано», может использоваться при реализации предмета «Хоровой класс» в рамках дополнительных  предпрофессиональных общеобразовательных программ «Струнные инструменты»,  «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты» в соответствии с объемом времени, предусмотренным на данный предмет ФГТ.
      Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности, учебный предмет «Хоровой класс» является предметом обязательной части, занимает особое место в развитии музыканта-инструменталиста.
      В детской школе искусств, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством

на любом музыкальном инструменте.

       Учебный предмет «Хоровой класс» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика.

2. Срок реализации учебного предмета «Хоровой класс»

       Срок реализации учебного предмета «Хоровой класс» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 (9) лет (с 1 по 8 (9) классы).

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Хоровой класс» к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства  «Фортепиано», «Струнные инструменты»: 

Таблица 1.                          Срок реализации 8 (9) лет

Срок обучения

8 лет

9 лет

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

477

559,5

Количество часов на аудиторные занятия

345,5

395

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

131,5

164,5

Таблица 2.

Год  обучения

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

6-й

7-й

8-й

9-й

Итого

часов

часов

Форма занятий

Аудиторная (в часах)

32

33

33

49,5

49,5

49,5

49,5

49,5

49,5

395

Реализация  учебного предмета «Хоровой класс» к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства: «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты»:

Таблица 3.                                 Срок реализации программ 8 (9) лет

Срок обучения

4 года

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

221,25

Количество часов на аудиторные занятия

147,5

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

73,75

 Таблица 4.

Год  обучения

1-й

2-й

3-й

4-й

Итого

часов

Форма занятий

Аудиторная (в часах)

32

33

33

49,5

147,5

Таблица 5.                                 Срок реализации программ 5 (6) лет

Срок обучения

1 год

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

48

Количество часов на аудиторные занятия

32

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

16

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
      Форма проведения учебных аудиторных занятий - групповая (от 11 человек) или мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Возможно проведение занятий хором следующими группами:

-младший хор: 1-2 классы;

-средний хор: 3-6 классы;

-старший хор 7-8 (9) классы.

      На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка.
5. Цель и задачи учебного предмета «Хоровой класс»
Цель:   развитие музыкально-творческих способностей учащегося, на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства.
Задачи:
•развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
•развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
•формирование умений и навыков хорового исполнительства;

•обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;

•приобретение обучающимися опыта хорового исполнительства и публичных выступлений.
6. Обоснование структуры учебного предмета «Хоровой класс»
       Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с обучающимися.

Программа содержит следующие разделы:

• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
•распределение учебного материала по годам обучения;
•описание дидактических единиц учебного предмета;

•требования к уровню подготовки обучающихся;

•формы и методы контроля, система оценок;
•методическое обеспечение учебного процесса.
     В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
7. Методы  обучения

        Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
-наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);
- прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
       Предложенные методы работы с хоровым коллективом в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового исполнительства.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Хоровой класс»

       Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

      Для реализации программы учебного предмета «Хоровой класс»  в учреждении созданы следующие материально-технические условия, которые  включают в себя:

концертный зал с концертным роялем, подставками для хора, пультами и звукотехническим оборудованием, учебную аудиторию для занятий по учебному предмету со специальным оборудованием (посадочные места  для хора, рояль или фортепиано).

        Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.

II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени,  предусмотренного на освоение учебного предмета «Хоровой класс», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия в рамках реализации предпрофессиональной программы «Фортепиано», «Струнные инструменты» (обязательная часть): 

- аудиторные занятия: с 1-3 класс – 1 час в неделю, с 4 по 8 класс («Струнные инструменты» вариативная часть)– 1,5 часа в неделю (аудиторная нагрузка распределена по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет федеральными государственными требованиями);

- внеаудиторные (самостоятельные занятия): с 1 по 8 класс – 0,5 часа в неделю.
       В рамках реализации предпрофессиональной программы «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты» 8(9) лет обучения: с 1-3 класс -1 час в неделю,  4 класс -1,5 часа в неделю (вариативная часть); 5(6) лет обучения 1 класс -1 час в неделю.

С целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения проводятся консультации. Консультации могут проводиться рассредоточено  (в форме сводных репетиций) или в счет резерва учебного времени.

        Учебным планом предусмотрено проведение сводных репетиций по 2 часа в месяц.

        Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего времени, предусмотренного на учебный предмет федеральными государственными требованиями.

Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
2. Требования по годам обучения

       В течение учебного года планируется ряд творческих показов: концерты на родительских собраниях, отчетные концерты, участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях. За учебный год в хоровом классе должно быть пройдено примерно следующее количество произведений: младший хор инструментальных отделений –10-12, средний  и старший хор инструментальных отделений – 8-10 (в том числе a cappella).

Основные репертуарные принципы:
1. Художественная ценность произведения (необходимость расширения музыкально-художественного кругозора детей).
2. Решение учебных задач.
3. Классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с современными композиторами и народными песнями различных жанров).
4. Содержание произведения.
5. Музыкальная форма (художественный образ произведения, выявление идейно эмоционального смысла).
6. Доступность:
а) по содержанию;
б) по голосовым возможностям;
в) по техническим навыкам;
7. Разнообразие:
а) по стилю;
б) по содержанию;
в) темпу, нюансировке;
г) по сложности.

Вокально-хоровые навыки

Певческая установка и дыхание

Младший хор

       Певческая установка, положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки пения сидя и стоя.

       Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения. Смена дыхания в процессе пения; различные приемы (короткое и активное дыхание в быстром темпе, спокойное и активное в медленном). Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания.

Средний  хор

       Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Различная атака звука. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато).
Старший хор

       Закрепление навыков, полученных ранее. Совершенствование навыков «цепного» дыхания. Развитие навыков хорового исполнительства и артистизма.

Звуковедение и дикция
Младший хор

        Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах. Пение non legato и legato. Нюансы – mf, mp, p, f.    Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.

Средний  хор

Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Развитие свободы и подвижности артикулярного аппарата за счет активизации работы губ и языка.              

Старший хор

        Закрепление навыков, полученных ранее. Выработка навыка активного и четкого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах p и pp.

Ансамбль и строй
Младший хор

       Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей, соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмической устойчивости в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком.  

       Устойчивое интонирование одноголосной партии при сложном аккомпанементе.    

Средний хор

      Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Развитие навыков пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосых песен без сопровождения.

Старший хор

       Совершенствование ансамбля и строя в произведениях более сложной фактуры и музыкального языка. Выработка чистой интонации при двух, трехголосном пении. Владение навыками пения без сопровождения.

Формирование исполнительских навыков
Младший хор

        Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.

Средний и старший хор 

        Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения.
Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы.
Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат.

Репертуарный список произведений для младшего хора

Произведения современных композиторов

Александров А. «Ласточки»;

Барток Б. «Я иду»;

Блантер М. Морские волки»;

Бойко Р. : «Улетели журавли», «Пляска»;

Ботяров Е. «Песенка о солнышке».

Веврик Е.: «Шел медведь», «Жили, были два кота» из хорового цикла

«Забавки»;

Герчик В.: «Праздничное солнышко», «Капризный бычок», «Весенний лес»,

«Подснежник», «Осенние листья», «Песенка дружбы»;

Гладков Г.: Морошка», «Звонок веселый»;

Гурьев Ю. «Подорожник»;

Гусейнов М.: «Весной», «Наш сад»;

Дементьев Н. «Простая песенка»;

Долуханян А. «Прилетайте птицы»;

Дубравин Я. «Задорные чижи»;

Дунаевский И. Спой нам, ветер.

Егорова О.: «Горница – узорница», «Первоклассник», «Сладкая песенка»;

Жарковский Е. «Веселая дорожка».

Жилинский А. «С дудочкой»;

Жубинская В. «Чудак», Песенка»;

Журбин А. «Смешной человечек»;

Иорданский М. «Утка пестрая грудка.

Кабалевский Д. «Звездочка», «Три песни игры», «Подснежник», «Мы дети  

земли», «Две песенки» из кинофильма «Первоклассница», «Как на речке на  

лужочке»;

Карасев В. «Лягушка»;

Раухвергер М. «В гостях у вороны», «Егор» (дразнилка);

Ройтерштейн М. «Петушок», «Рано утром вечерком», из цикла «Хоровые

забавки»;

Рыбкин Е.: «Это очень интересно», «Новогодняя ночь», «Колыбельная»,  

«Свирель», «Жираф и поросенок», «Дедушка», «Пеликан»;

Савинцев П. «Помогите бегемоту»;

Славкин М. «Праздник бабушек и мам», «Наоборот», «Старушка и пират»,

«Сверчок», «Почему сороконожки опоздали на урок», (из цикла живой

уголок);

Слонов Ю. «Зарядка», «Будь всегда в цвету», «Скворушка»;

Солодухо Я.: «Грустный кондитер. «Петух. «В деревянном башмаке», из

норвежской поэзии цикл детских песен;

Соснин С.: «Ступеньки сентябрей», «Солнечная капель», «Перепляс»,

«Лунный зайчик», «Веселая поездка», «Добрый еж», «Подснежник»;

Старокадомский М.: «Восемнадцать рыбаков», «Веселые путешественники»;

Стемпеневский С. : «Ручеек», «Здравствуй первый класс»;

Струве  Г. «Веселый колпачок»;

Туликов С. «Пятнадцать сестер»;

Тульчинская И.: «Вилли-Винки», «Почему»;

Филлипенко А. «Вот какие чудеса»;

Френкель Я.: «Погоня», «Послушай» (обр. В. Попова).

Хачатурян А. «Мелодия»;

Ходош В. «Котауси и Мауси»;

Чичков Ю.:«Праздничная песенка», «Наташка первоклашка», «Звенит

звонок», «Одноклассники», «Самая счастливая, «Сосна»  (из сюиты «Родные

проселки». «Песня  о дружбе» (из мультфильма «Шелковая кисточка»);

Шаинский В. «По секрету всему свету»;

Эрнисакс Г. «Паровоз»;

Якушенко И. «Давайте рисовать»;

Произведения русских классиков

Аренский А.: «Спи дитя мое, усни», «Там в дали за рекой», «Птичка летит,

летает», «Расскажи, мотылек»;

Гречанинов А.: «Про теленочка», «Пришла весна», «Дон-дон» (прибаутки),

«Маки-маковочки» (игровая);

Калинников В.: «Весна», «Киска», «Тень-тень», «Журавель»;

Кюи Ц.: «Майский день», «Белка», «Лето», «Зима», «Весенняя песенка»;

Лядов А.: «Колыбельная», «Зайчик», «Петушок», «Сорока»,  «Забавная»;

Чесноков П. «Нюта-плакса».

Песни зарубежных композиторов

Бах И. С. «Волынка»;

Брамс И.: «Божья коровка», «Петрушка», «Колыбельная»;

Бетховен Л.: «Весною», «Край родной», «Походная песня»;

Вебер К. «Вечерняя песня»;

Моцарт В. «Цветы»;

Шуман Р.: «Совенок», «Домик у моря», «Весенняя».

Народные песни

«На зеленом лугу», русская народная песня, гармонизация А. Березина;

«Весна», немецкая народная песня, музыкальная редакция В. Каратыгина,

слова С. Каратыгиной;

«Мой конек», чешская народная песня, обработка Д. Дятеловской, перевод Н.

Найденовой;

«Зайчик», украинская народная песня, обработка М. Стаценко, перевод М.

Клоковой;

«Веселые гуси», украинская народная песня, обработка М. Красевой слова М.

Клоковой;

«Веснянка», украинская народная песня, обработка Г. Лобачева;

«Не летай соловей», русская народная песня обработка А. Егорова;

«Коровушка», русская народная песня, гармонизация В. Шипулина;

«Сел комарик на дубочек», белорусская народная песня, перевод Н.

Найденовой;

«Гусята», немецкая народная песня, обработка Т. Попатенко, перевод А.

Кузнецовой;

«Пение птиц», польская народная песня, слова Л. Глазковой;

«Во поле береза стояла», русская народная песня.

«Как на тоненький ледок», русская народная песня, обработка М.

Иорданского;

«Калина», русская народная песня гармонизация А. Березина;

«Как под наши ворота», русская народная песня гармонизация А.

Гречанинова;

«Ходила младешенька», русская народная песня, гармонизация Н. Римского-

Корсакова;

«Яблочко», русская народная песня, слова А. Пушкина;

«Журавель», украинская народная песня, гармонизация В. Шипулина;

«Добрый мельник», литовская народная песня, гармонизация В. Шипулина;

«Два цыпленква», литовская народная песня, гармонизация В. Шипулина;

 «Как у наших, у ворот», русская народная песня, обработка А. Луканина;

«Кукушечка», русская народная песня, слова народные;

«Кораблик и юнга», французская народная песня, обработка В. Локтева

русский текст В. Тверского;

«Перепелочка», белорусская народная песня, обработка С. Полонского.

«Пастушка», французкая народная песня, обработка Ж. Векерлена, слова Т.

Сикорской;

Репертуарный список произведений для среднего хора

Народные песни

«Здравствуй гостья зима», русская народная песня, обработка Н. Римского-

Корсакова;

«Соловей, соловеюшка», русская народная песня, обработка А. Луканина;

 «В темном лесе», русская народная песня;

«Вдоль по улице  молодчик идет», русская народная песня, обработка

Д.Яичкова;

«Выходили, красны девицы», русская народная песня, обработка А. Лядова;

 «Веснянка», украинская народная песня, обработка А. Луканина, русский

текст Н. Френкель;

«Охотничья шуточная», польская народная песня, русский текст Н.

Добржанской;

«Мой конь», чешская народная песня, обработка М. Красевой, перевод Л.

Некрасовой;

«Пастушья песня», французская народная песня, обоработка Колэ, слова Т.

Сикорской;

«На горе-то  калина», обработка С. Прокофьева;

«Ой, по-над Волгой», обработка В. Локтева;

«Маки, маковочки», обработка А. Гречанинова;

«Уточка», обработка В. Иванникова;

«Дунай», обработка Н. Потоловского;

«Как по полю», обработка В. Герчик.

Произведения русских классиков

Потоловский Н.: «Метель», «Восход солнца»;

Римский-Корсаков Н.: Репка», «Проводы зимы», «Белка»;

Чайковский П.: «Мой садик», «Осень», «Хор мальчиков» (из оперы «Пиковая

дама»), «Песня о счастье» (из оперы «Орлеанская дева», обр. В. Соколова);

Гурилев А. «Внутренняя музыка»;

Алябьев А. «Зимняя дорога»;

Булахов П. «Серенада»;

Глинка М. обработка Е. Подгайца, «Жаворонок»;

Балакирев М. «Колыбельная песня»;

Бородин А. «Спесь»;

Мусоргский М., обработка Н. Авериной, «Стрекотунья-белобока»;

Произведения зарубежных композиторов

Бетховен Л.: «Весною», «Край родной», «Походная песня», «Разум», «Хвала

природе»;

Гайдн Й.: «За рекой играет флейта», «Пастух», «Колыбельна», «Скиталец»;

Моцарт В., «Фиалка», «Жил-был на свете мальчик», «Светлый день»,

«Колдун», «Утром ранним»;

Шуберт Ф.: «К музыке», «Литания», «Альпийский охотник», «К весне», «В

путь», «Форель»;

Шуман Р.: «Песочный человечек», «Счастье», «Весенняя ночь», «Аve Maria»,

«Приход весны»;

Брамс Й.: «Как нежно льются звуки», «Ночь», «Колыбельная»;

Мендельсон Ф.: «Хотел бы в единое слово», «Осенняя песня».

Произведения современных композиторов

Блантер В. «Морские волки»;

Журбин А.: «Планета детства», «Дружная песенка»;

Пахмутова А.:  «Дарите радость людям»;

Паулс Р. «Пять сказочек»;

Пьянков В. «Я хочу, чтоб птицы пели»;

Соснин С. «Солнечная капель»;

Струве Г. «Музыка», «Матерям погибших героев»;

Лепин А. «Песня о Москве»;

Туманян Е.: Кукушка на часах», Прилетайте, скворушки»;

М. Лазарев М.: песни из цикла «Музыкальная валеология»: Вредная еда.

Микробы, песни из цикла «Разноцветные песенки»: Белая, Черная, Красная,

Оранжневая, Фиолетовая;

Чичков Ю.: «Песенка про жирафа», «Родная песенка»;

Шаинский В.: «Вместе весело шагать», «Зимняя сказка»,  «Каникулы»,

«Взрослые и дети», «Песенка про папу»;

Подгайц Е.: «Речкина песня», Цикл миниатюр на стихи В. Степанова,

«Облака», Муха-чистюха», «Зеленая музыка»;

Славкин М.: «Утренние звуки», «Снег».

Репертуарный список произведений для старшего хора

Народные песни

«Как в лесу, лесу, лесочке», русская народная песня, обработка С.

Полонского;

«Лен зеленой», русская народная песня;

«Вышел как-то поздно ночью», болгарская народная песня;

«Кукушка», польская народная песня;

«Сад», русская народная песня;

«Тарантелла», итальянская народная песня;

«Камертон», норвежская народная песня;

 «Во лузях», русская народная песня (обр. В. Попова);

«Милый мой хоровод», русская народная песня (обр. В. Попова);

«Пойду ль, выйду ль я», русская народная песня (обр. В. Соколова);

«Как у нас во садочке», русская народная песня (обр. В. Калинникова) ;

«Скворцы прилетели», русская народная песня (обр. В. Калистратова);

«Ты не стой, колодец», русская народная песня (обр. В. Соколова).

 «Посадил полынь я», болгарская народная песня (обр. И. Димитрова)

Произведения русских классиков

Римский-Корсаков Н., обработка Н. Авериной, «Эхо»;

Рубинштейн А., «Туча»;

П. Чайковский, обработка Н. Авериной, «Весна»;

Ц. Кюи, обработка Н. Авериной, «Жаворонок»;

Ц. Кюи, обработка Н. Слонова, «Вечерняя заря»;

Ц. Кюи, «Весна»;

Аренский А. «Тихо все средь чарующей ночи»;

Танеев С. «Сосна»;

Бородин А. «Улетай на крыльях ветра» (хор из оперы «Князь Игорь»);

Борнтянский Д.: «Славу поем», «Утро», «Вечер»;

Глинка М.: «Разгулялися, разливалися» (хор из оперы «Иван Сусанин»),

«Попутная песня» (перел. В. Соколова»), «Патриотическая песня», «Славься»

(хор из оперы «Иван Сусанин»);

Гречанинов А.: «Пчелка», «Весна идет», «Васька», «Урожай»;

Даргомыжский А. «Тише-тише» (Хор русалок из оперы «Русалка»);

Ипполитов-Иванов М.: «Горные вершины», «Ноктюрн», «Крестьянская

пирушка», «В мае», «Утро», «Сосна», «Острою секирой»;

Калинников В. «Жаворонок», «Зима»;

Кюи Ц. «Задремали волны»;

Рахманинов С.: «Славься», «Ночка», «Сосна» («6 песен для детского хора и

фортепиано» соч. 15);

Римский-Корсаков Н.: Хор птиц из оперы «Снегурочка», «Ночевала тучка

золотая»

Стравинский.И. «Овсень» ;

Танеев С.: «Вечерняя песня», «Сосна», «Горные вершины»;

Чайковский П.: «Весна», «Осень», «Вечер», «На море утушка купалась» (Хор

девушек из оперы «Опричник»);

Чесноков П.: «Несжатая полоса», «Лотос», «Зеленый шум», «Распустилась

черемуха»

Прокофьев С. «Многая лета»;

Рубинштейн А.: «Квартет», «Горные вершины»;

Анцев М. «Задремали волны»;

Свиридов Г. «Колыбельная»;

Произведения зарубежных композиторов

Бетховен Л. «Весенний призыв», «Гимн ночи», «Восхваление природы

человеком»;

Брамс И. «Колыбельная», «Холодные горы», «Канон»;

Гайдн Й. «Пришла весна», «Kyrie» (Messa brevis);

Лассо О. «Тик-так»;

Кодай З. «День за окном лучится», «Мадригал»;

Перголези Д. «Stabat Mater» №№ 11, 12;

Перселл Г. «Вечерняя песня» (перел. для детского хора В. Попова);

Форе Г. «Sanctus» (Messa basse);

Грубер Ф. «Ночь тиха, ночь свята»;

Сен-Санс Ш. «Ave Maria»;

Бах  И. Хорал № 7 из кантаты «Иисус - душа моя», Хорал № 381 из кантаты

«Моей жизни последний час», «Весенняя песня» (перел. В. Попова);

Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен»;

Моцарт В. «Откуда приятный и нежный тот звон» (хор из оперы «Волшебная

флейта»);

Мендельсон Ф. «Воскресный день»;

Произведения современных композиторов

Подгайц Е.: «Речкина песня», Цикл миниатюр на стихи В. Степанова,

«Облака», Муха-чистюха», «Зеленая музыка»;

Славкин М.: «Утренние звуки», «Снег»;

Дубравин Я.: 2 хора из кантаты «Хлеб остается хлебом», «Ты откуда,

музыка», «Песня о земной красоте»;

Новиков А. «Эх, дороги»;

Струве Г. «Матерям погибших героев»;

Глагогин А. «Обелиск»;

Рабст Г. «Lets swing»;

Гладков Г. «Песня друзей»;

Калныньш А. «Музыка».

Примерные программы выступлений

Младший хор

Аренский А. «Комар»;

Кабалевский Д. «Подснежник»;

Русская народная песня «Как на речке, на лужочке»;

Бетховен Л. «Край родной»;

Гречанинов А. «Дон-дон»;

Полонский С. «Сел комарик на дубочек»;

Итальянская народная песня «Макароны» (обр. В. Сибирского);

Гайдн Й. «Пастух»;

Дунаевский И. «Спой нам, ветер».

     Средний хор

    «Здравствуй гостья зима», русская народная песня, обработка Н. Римского-

     Корсакова;

    «Соловей, соловеюшка», русская народная песня, обработка А. Луканина;

     Гурилев А. «Внутренняя музыка»;

     Алябьев А. «Зимняя дорога»;

     Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен»;

     Моцарт В. « «Жил-был на свете мальчик»;

     Шуман Р. «Песочный человечек»;

     Блантер В. Морские волки;

     Журбин А. Планета детства.

Старший хор

Глинка М. «Славься» (хор из оперы «Иван Сусанин, перел. А. Луканина);

Моцарт В. «Откуда приятный и нежный тот звон» (хор из оперы «Волшебная флейта»);

Русская народная песня «Ты не стой, колодец» (обр. В. Соколова);

Дубравин Л. «Песня о земной красоте»;

Глинка М. «Жаворонок»;

Мендельсон Ф. «Воскресный день»;

Русская народная песня «Милый мой хоровод» (обр. В. Попова)

Калныньш А. «Музыка»;

Гайдн Й. «Пришла весна»;

Болгарская народная песня «Посадил полынь я» (обр. И. Димитрова);

Гладков Г. «Песня друзей».

III. Требования к уровню подготовки обучающихся
      Результатом освоения программы учебного предмета «Хоровой класс», являются следующие знания, умения, навыки:

-знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

-знание  профессиональной терминологии;
-умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органичного сочетания слова и музыки;

-навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
-сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
-наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.

IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

      В программе обучения используются две основных формы контроля успеваемости – текущая и промежуточная.
Методы текущего контроля:
- оценка за работу в классе;
- текущая сдача партий;
- контрольный урок в конце каждой четверти.
Виды промежуточного контроля: контрольный урок.
Методы текущего контроля:

-индивидуальный опрос партий;
- сдача партий в квартетах.
Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий.

       При оценке учащегося учитывается также его участие в выступлениях хорового коллектива. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
•оценка годовой работы ученика;
• участие в концертной деятельности хорового коллектива.
2.Критерии оценок

        По итогам исполнения программы на контрольном уроке выставляется оценка по пятибалльной системе:

Таблица 2

Оценка

 Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

-регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе;

-активная  эмоциональная работа на занятиях, участие на всех хоровых концертах коллектива

4 («хорошо»)

-регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин;

- активная работа в классе, сдача партии всей хоровой программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов (вокально-интонационная неточность), участие в концертах хора

3 («удовлетворительно»)

-нерегулярное посещение хора, пропуски без уважительных причин;

- пассивная работа в классе, незнание  наизусть некоторых партитур в программе при сдаче партий;

- участие в обязательном отчетном концерте хора в случае пересдачи партий.

2 («неудовлетворительно»)

-пропуски хоровых занятий без уважительных причин;

-неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы, недопуск к выступлению на отчетный концерт

       

V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам

       Задача руководителя хорового класса – пробудить у детей любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение – наиболее доступный вид подобной деятельности.
      На занятиях должны активно использоваться знания нотной грамоты и навыки сольфеджирования, так как работа по нотам, а затем и хоровым партитурам помогает учащимся воспринимать музыкальные произведения сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания. Пение по нотам необходимо сочетать с пением по слуху, так как именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти.

       На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.
       Отбирая репертуар, педагог должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение – мощное средство патриотического, художественно-эстетического, нравственного воспитания учащихся.

        Произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с произведениями современных композиторов и народными песнями разных жанров.

        Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты, как всего произведения, так и отдельных его частей.
Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар дополняется. Наряду с куплетной формой учащиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки. Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются руководителем хорового класса для выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора учащихся, помогают формировать их художественную культуру.

        Для учащихся инструментальных отделений хоровой класс является одним из обязательных предметов, способствующих формированию навыков коллективного музицирования. Всемерно используя возможности групповых занятий, предусмотренных действующими учебными планами, нельзя забывать о том, что хор – это коллектив. Лишь исходя из этого можно профессионально строить работу над всеми компонентами хорового звучания. Так, при организации учебного процесса в школе целесообразно руководствоваться интересами и возможностями коллективных форм занятий, координируя их с групповыми, мелкогрупповыми и даже индивидуальными. Такой организационный принцип будет способствовать успешной работе хорового класса как исполнительского коллектива.

2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
      Объем самостоятельной работы учащихся определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также  индивидуальные способности ученика.

        Необходимым условием самостоятельной работы учащегося в классе хорового пения является домашняя работа. Прежде всего, она должна заключаться в систематической проработке своей хоровой партии в произведениях, изучаемых в хоровом классе. Учащийся регулярно готовится дома к контрольной сдаче партий произведений. В результате домашней подготовки учащийся при сдаче партий должен уметь выразительно исполнять свой хоровой голос в звучании всей хоровой фактуры без сопровождения.
       Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться преподавателем и обеспечиваться партитурами и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, в соответствии с программными требованиями по данному предмету.


VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

Список  рекомендуемых нотных сборников

  1. Бандина А., Попов В., Тихеева Л. «Школа хорового пения», Вып. 1,2.

          М.,1966.

  1. «Каноны для детского хора», сост. Струве Г. М., 2001.
  2. «Песни для детского хора», Вып. 5. Хоровые произведения русских и  

          зарубежных композиторов, сост. Соколов В. М., 1963.

  1. «Песни для детского хора», Вып. 12, сост. Соколов В. М., 1975.
  2. «Поет детская хоровая студия «Пионерия», сост. Струве Г. М., 1989.
  3. «Поющее детство». Произведения для детского хора (сост. Мякишев

           И.), М., 2002.  

  1. Рубинштейн А. «Избранные хоры», М., 1979.
  2. Соколов В. «Обработки и переложения для детского хора». М., 1969
  3. Тугаринов Ю. «Произведения для детского хора», 2-е издание.

         «Современная музыка», 2009.

  1. «Хоры без сопровождения», для начинающих детских хоровых

          коллективов. Сост. Соколов В. Вып. 1, 2.  М., 1965.

Список рекомендуемой литературы

  1. Агарков О.М. Интонирование и слуховой контроль в сольном пении //  

         Вопросы физиологии пения и вокальной методики. – М., 1975.

  1. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей. – Воронеж,  

         1998.

  1. Апраксина  О.А. Методика музыкального воспитания в школе.- М.,  

         1983.

  1. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса: Учеб.пособие. –

         М., 1983.    

  1. Барсов Ю.А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы  

          М.И. Глинки. – Л., 1968.

  1. Белобородова В.К. Развитие музыкального слуха учащихся 1-х классов.

         - М., 1956.

  1. Беркман Т.Л., Грищенко К.С. Музыкальное развитие учащихся в

          процессе  обучения пению /  Под ред. Л.В. Занкова. – М., 1961.

  1. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре //

          Развитие детского голоса. М.,1963.

  1. Вильсон Д.К. Нарушение голоса у детей. – М., 1990.
  2. Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре. – М., 1967.
  3. Витт Ф.Ф. Практические советы обучающимся пению / под ред. Ю.А.  

          Барсова .- Л., 1968.

  1. Вопросы вокальной педагогики. Вып. 5- М., 1976.
  2. Дмитриев Л.Б Основы вокальной методики. – М., 1968.  
  3. Добровольская Н.Н. Вокально-хоровые упражнения. Вып. 1: 1-4 класс

          - М., 1980.

  1. Добровольская  Н.Н. Вокальные упражнения в хоре подростков. – М.,

         1959.

  1. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг.- С. П., 2000.

17.     Ефимов Т. Загрустила что-то Баба Яга. – Ярославль,  2004.

18.     Левидов И.И. Вокальное воспитание детей. – Л., 1936.

19.     Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.,1965.

20.     Мухин В. П. Вокальная работа в хоре // работа в хоре/ Под ред. Д.Д.

          Локшина.- М. 1960.

21.     Никольская-Береговская К.Ф. Начальный этап вокально-хоровой  

          работы с детьми. – 2-е изд.- М., 1968.

22.     Струве Г. Школьный хор. М.,1981.

23.     Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М.,  2002.

24.     Теория и практика хорового исполнительства: Певческое развитие

          ребенка / Сост. И.В. Калиш, науч. Ред. Л.П. Дуганова. – М., 1999.

25.    Чаплин В. Л.  Физиологические основы формирования певческого          

         голоса в аспекте регистровой приспособляемости. М., 2009.