Музыкальное развитие ребенка в ДМШ и ДШИ как средство гармоничного воспитания его личности
В работе поднимаются вопросы значения музыки для общего и эмоционального развития детей, влияние ее на активизацию умственных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4._muz._razvitie_rebenka_18g.doc | 90 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
городского округа Королев Московской области
«Детская хоровая школа «Подлипки» им. Б.А. Толочкова
РЕФЕРАТ
Музыкальное развитие ребенка в ДМШ и ДШИ, как средство гармоничного воспитания его личности
Преподаватель Семенова Н.Ф.
г. Королёв
Московская область
2018 г
Содержание
Введение…………………………………………………………………………2
Значение музыки для развития детей:
1.Музыка как средство эстетического воспитания детей………………………………………………………………………………3
2.Влияние музыки на активизацию умственных способностей……………………………………………………………………..6
3.Значение музыки в эмоциональном развитии ребенка………………….8
Заключение…………………………………………………………….……….14
Список литературы……………………………………………………………15
Введение
Воспитание вообще не легкий и очень ответственный процесс. А воспитание гармоничной личности является идеалом и главной его целью. Вот если бы найти рецепт и четко знать, что же нужно сделать, чтобы Ваш ребенок гармонично развивался! Но мы никогда не найдем готового шаблона, который подойдет всем. Ведь каждый ребенок – индивидуальность. Для начала хотела бы процитировать слова из книги «Детская йога» авторов А. Богатова и С. Сергеева, которые мне очень близки: «Гармоничное развитие ребенка включает в себя – развитие тела, души и духа». Развитие тела – физическое развитие, сильное и выносливое тело, прекрасное здоровье. Развитие души – чувственный и эмоциональный опыт, овладение искусствами, восприятие искусства. Развитие духа – познание мира и себя.
Все эти три составляющие на самом деле тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Музыка является одним из средств гармоничного воспитания ребенка, она положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом. Поэтому, актуальность работы вызвана требованиями к музыкальному уровню развития детей, как составляющая гармоничного развития их личности.
- Таким образом, целью данной работы является:
- Определить значение музыки в эмоциональном развитии
- Определить важность музыкального развития ребенка в ДМШ и ДШИ, как средство гармоничного воспитания его личности.
В соответствии с целью определяются задачи:
- Рассмотреть музыку как средство эстетического воспитания детей.
- Проанализировать влияние музыки на активизацию умственных способностей ребенка.
Значение музыки для развития детей
- Музыка как средство эстетического воспитания детей.
Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует правильная организация музыкального воспитания детей. Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей ребенка: воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.
Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность. Каковы же основные признаки общей музыкальности?
Первый признак музыкальности — способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить. Услышав по радио печальную песню в исполнении взрослого, мальчик сказал: «Дядя о своем горе поет». Значит, ребенок почувствовал настроение песни, передающей душевное состояние человека. Музыкальное воспитание детей очень важно для их развития в раннем возрасте. Дети очень восприимчивы, поэтому слушание музыки оказывает благотворное влияние на развитие центральной нервной системы, не зря еще наши далекие предки пели своим детям колыбельные. Ребенок воспринимает материнскую песню вместе с её существом, её образом. И голос матери, и напев колыбельной песни остается в памяти навсегда. А песня эта мелодичная, душевная. Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.
Второй признак музыкальности — способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания. Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков: высокий и низкий, тембровое звучание рояля и скрипки; различают простейшую структуру музыкального произведения: запев песни и припев, три части в пьесе; отмечают выразительность контрастных художественных образов: ласковый, протяжный характер или энергичный, подвижный. Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.
Третий признак музыкальности — проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для бодро марширующих пионеров, тяжело ступающего медведя, подвижных зайчиков и т. д. Знакомые танцевальные движения применяются в новых комбинациях и вариантах.
С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы учителя, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения, определяет общий характер пьесы. Эти первые попытки эстетической оценки требуют активной умственной деятельности.
2. Влияние музыки на активизацию умственных способностей
Развитие эмоциональной сферы в свою очередь стимулирует работу мозга. И.И. Павлов писал, что «…главный импульс для деятельности коры полушарий головного мозга идёт от подкорки. Если исключить … эмоции, то кора лишается главного источника силы».
Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т. е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Когда взрослый ставит перед ребенком творческие задания, то возникает поисковая деятельность, требующая умственной активности. Например, в пении ребенок импровизирует, создает свой вариант мелодии. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово. При этом наблюдается определенная последовательность: ребята слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.
Как показывают исследования, под влиянием музыкальных впечатлений начинают разговаривать даже инертные дети, с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими усилиями не расшевелить.
Музыка развивает мышление. Музыка структурна и иерархична: крупные сочинения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиници Сузуки, не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, но зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Музыка ведет прямо к вершинам компьютерных наук, не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.
Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора-физики и профессора-математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба. Дети, занимающиеся музыкой, отмечают венгерские и немецкие учёные, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счёт, лучше ориентируются в пространстве. Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями.
Музыка и язык - близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший — музыка; потом младший - словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.
Из всего вышесказанного, пожалуй, самым важным аргументом для современных родителей в пользу того, что ребенка следует учить музыке, это тот факт, что занятия музыкой влияют на развитие умственных способностей.
- Значение музыки в эмоциональном развитии ребёнка.
Задача родителей и педагогов – привлечь внимание детей к красоте музыки, помочь ощутить её в полной мере. Потому что, постигая красоту в музыке, ребёнок учится ценить её в жизни, в человеческих отношениях. С восприятия и познания красоты начинается воспитание эмоциональной культуры, воспитание чувств. Это понимали ещё древние греки, и поэтому музыкальные занятия - слушание музыки, игра на лире, флейте, хоровое пение, были обязательны в программе древнегреческой школы.
Давным-давно люди знали о колоссальном воздействии музыки на человека. Так в первобытных племенах существовали половозрастные запреты на исполнение некоторых напевов, на игру на некоторых музыкальных инструментах. В древних государствах Передней Азии Вавилоне и Ассирии в честь музыкальных инструментов совершались жертвоприношения.
О влиянии искусства на душу и тело человека размышляли многие античные философы. Аристотель призывал использовать музыку для воспитания, очищения и интеллектуального развития. Пифагор усматривал могущество музыки в её воздействии на душу человека. Он глубоко изучал проблему воздействия мелодии, ритма и других средств музыкальной выразительности на улучшение человеческих нравов и душевной гармонии, дарованных человеку природой. Платон придавал музыке важное государственное значение, так как считал её мощным средством воздействия на сознания и чувства людей. Ведь музыка – это язык чувств и настроений. Недаром говорят: там, где кончается слово, начинается музыка.
В наше время в связи с развитием информационных технологий музыка стала доступна каждому. Вы заметили, как повзрослели наши дети? У них появляются новые потребности, суждения, интересы. Среди них – возросший интерес к музыке. Кажется, что здесь плохого? С развитием информационного общества музыка стала постоянным спутником жизни современного человека. Некоторые не расстаются с ней даже ночью. Плеер с наушниками – обязательный атрибут многих молодых людей. Первое объяснение: это модно, круто, помогает поднять собственную самооценку, авторитет среди сверстников. Ведь разбираться в модных течениях и направлениях современной музыки престижно. Второе объяснение: музыка поднимает настроение, повышает общий тонус, воздействуя на слушателя как своеобразный допинг.
И мы, родители, идём на поводу у своих подросших детей, поддаваясь общей тенденции. Если вам скажут, что вы оказываете своему ребёнку медвежью услугу, вы, пожалуй, обидитесь. Но давайте разберёмся. Так ли уж безобидна музыка, которую слушают наши дети?
Композитор Родион Щедрин с тревогой сказал о том, что «что когда музыка получает такую колоссальную аудиторию, с ней надо обращаться, как с током высокого напряжения,- очень осторожно».
В чём же таится опасность? Каковы механизмы воздействия музыки на человека?
Следует отметить, что музыкальное искусство весьма неоднородно и широко используется в очень разных функциях:
- Для воплощения высоких чувств и глубоких идей;
- Провоцирует чисто физиологическое возбуждение;
- Выражает политические установки: песни «Интернационал», «Марсельеза»;
- Выражает религиозные убеждения: месса;
Музыка – это искусства звука, у которого есть свои свойства: высота, сила, протяжённость. Звук несёт независимо от нашего желания определённую яркую информацию. Звуки, окружающие нас, ощущаются не сами по себе, они обязательно связаны с какими-то явлениями. И природа человека за тысячелетия выработала условный рефлекс: человек стал воспринимать звук как явление, которое этот звук вызвало.
Так, низкие, громкие и шумные звуки (раскаты грома, шум штормового ветра, грохот горного обвала) вызывают чувство опасности, тревоги. Негромкие высокие мелодичные звуки (пение птиц, журчание неглубокого ручья, звон капели, пересвист мелких животных) – чувство безопасности, покоя. А вот звуки краткие, резкие рождают в сознании человека представления о быстрых агрессивных действиях, которые несут опасность; звуки протяжные и плавные – о медленном и значит безопасном движении.
Связь звука и смысла порой противоречит логике. Например, от ворона и филина человеку одна польза. Но в народе бытует поверье: ворон беду накаркает, а филин уж совсем зловещая птица, обитающая в дремучем лесу в избе Бабы-Яги. И всё это потому, что птицы эти при крике издают низкие, громкие, немелодичные звуки, Это звуки страха, опасности.
Последовательность музыкальных тонов в определённых сочетаниях составляют музыку, которая вызывает у слушателя определённые образы, представления, эмоции. В свою очередь эмоции воздействуют на мышление, воображение, мотивируют поведение. Эмоциональная сфера соприкасается с глубочайшими бессознательными пластами духовного мира человека. Бессознательные образы, вступая в резонанс с музыкой, усиливаются и тем самым становятся доступными для осознания. Музыка приобретает для человека личностно-значимый смысл.
Эмоциональная реакция человека на музыку – это сложный психофизиологический процесс. Музыка воздействует на ритм дыхания, сердечнососудистую деятельность. Музыка способна регулировать выделение гормонов, снижать стресс. В начале XX века учёным-физиологом Бехтеревым были проведены опыты, которые доказали наличие активной двигательной реакции человека на музыку.
В настоящее время получены сведения о конкретных механизмах влияния музыки на мозг человека. Ритм работы мозга может меняться под воздействием внешних раздражителей, в том числе и звуковых. Таким образом, музыка как ритмический раздражитель позволяет регулировать ритм работы мозга и связанные с этими ритмами другие функции организма.
Каждый человек под воздействием музыки, которая ему нравится, становится зависимым от неё. Вспомните навязчивые мелодии, которые «не отпускают» нас порой целый день. Последние исследования учёных показывают, что музыка может вызывать у человека не только чувственно-эмоциональные и душевные переживания, но и значительный психический и биоэнергетический резонанс: потрясение, стресс, состояние оцепенения, успокоения, апатии или наоборот, перевозбуждение, агрессивность и даже толкнуть на антисоциальные проявления.
Вот почему так важно знать, какую музыку слушают наши дети, как формируются их музыкальные вкусы и предпочтения.
Какая же музыка звучит вокруг нас? Всю музыку, которая нас окружает можно условно разделить на четыре пласта:
- Народная музыка;
- Классическая музыка;
- Рок-музыка;
- Популярная музыка.
По их значимости эти составные части современной музыкальной культуры будут располагаться именно так, а вот по их влиянию и рейтингу среди слушателей совсем наоборот. Рассмотрим каждую из этих составляющих.
Популярная музыка, предназначенная для отдыха, развлечения широко рекламируется и насаждается средствами массовой информации.
Повальное увлечение эстрадным вокалом привело к появлению так называемой «Фабрики звёзд», которая штампует «полуфабрикаты» от попсы, насаждая не только музыкальное направление, но и стиль жизни, и образ мыслей.
Вот что думает по этому поводу Галина Павловна Вишневская - всемирно известная оперная певица и общественный деятель: «Не знаю, может, настоящие вокалисты теперь по кабакам поют или на приёмах у богатых людей, но вся эта муть всплыла наверх. Каждый ищет себе какой-то лёгкий кусок хлеба. Мама толкнёт свою дочку или сыночка в эту «Фабрику», да ещё денег даст, кому следует,- и звезда готова! Они же чуть ли не каждый день появляются, эти звёзды! Молоденькие, несчастные. Это даже не самодеятельность – это убожество. И я считаю, в подобном случае нужна цензура. Если редактор сам не понимает значит, над ним должен быть цензор. А иначе мы просто покатимся вниз».
Конечно, не всё так однозначно плохо в популярной музыке. Есть хорошие песни и профессиональные исполнители. Да и современному человеку, который подвергается бесконечным стрессам, музыка для отдыха нужна. И всё же, говоря о детях, у которых ещё не сформирован вкус, оценочное суждение, следует подчеркнуть особо негативное воздействие попсы на нравственность, на развивающуюся личность. Не имея ничего другого, эту яркую псевдореальность наши дети принимают за образец. Вот и стремятся мальчики и девочки в эстрадные звёзды…
Рок-музыка в этом смысле более содержательна. И всё же и в ней немало подводных камней. Дело в том, что основой рок-музыки является ритм, сильнейшее средство воздействия на психику человека, которое даёт рок-музыкантам колоссальную власть над аудиторией. В одном из интервью один из зачинателей рок-музыки Джимми Хендрикс сказал: «У вас есть определённый гипнотизирующий ритм. Большинство людей «сдаётся» в первую минуту. Вы повторяете ритм, скажем, в течение трёх, четырёх или даже пяти минут, если сможете, а затем в голове у человека что-то открывается и вы говорите то что хотите, в эту маленькую брешь».
Что же говорят рок-музыканты? Мик Джаггер вокалист группы «Rolling Stones»: «Наши усилия направлены к тому, чтобы управлять мыслью и волей людей. Большая часть групп занимается тем же».
Вы хотите, чтобы вашим ребёнком манипулировали?
Среди рок-исполнителей есть хорошие музыканты, которые пишут хорошую музыку. Задача взрослых – помочь детям разобраться в этом огромном звуковом потоке.
«Когда же нам этим заниматься»,- спросите вы? При современном ритме жизни и занятости современных родителей это почти невозможно!
Однако существует музыка, которая никогда не навредит вашему ребёнку, это музыка классическая и народная. Она проверена многими поколениями людей, проверена временем. К сожалению, народной музыки во всём её богатстве и разнообразии всё меньше остаётся в нашей жизни, это результат развития человеческой цивилизации. А вот живое общение вашего ребёнка с классической музыкой зависит только от вас, дорогие родители.
Как показали социологические исследования у нас и за рубежом, увлечение музыкой у большинства любителей и профессиональных музыкантов начиналось под влиянием семьи.
В душе каждого ребёнка есть искра любви к прекрасному. От окружающих взрослых зависит, чтобы она не погасла, а разгорелась ярким пламенем. Если никто в семье не имеет музыкального образования, не поёт и не играет на каком-нибудь музыкальном инструменте, то решающим является отношение родителей к музыкальному воспитанию. Первое и самое важное, что требуется от семьи, — это создать атмосферу предельного уважения к хорошей музыке - инструментальной, симфонической, оперной, балетной, джазовой. Музыка развивает эмоциональную сферу детей. Эмоции требуют обязательного развития. Так, в домах ребенка физически нормальные дети отстают в развитии из-за недостатка этого эмоционального общения. Музыка создает возможность для возникновения самых разнообразных чувств в процессе восприятия произведений.
Сам собой напрашивается вывод: музыка должна стать частью повседневной жизни каждого ребёнка. И кто как не родители могут поспособствовать этому! «Хорошие родители важнее хороших педагогов», — так считал известный пианист и педагог Г.Г. Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если равнодушны к музыке родители. Именно папы и мамы должны «заразить» ребёнка любовью к музыке, проявить интерес к его музыкальным занятиям.
Заключение
Музыка является одним из богатейших и действенных средств воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы и является важным элементом гармоничного развития ребенка.
Музыка обогащает детей новыми представлениями об окружающем мире, о жизни людей, раскрывая свои богатые познавательные возможности. Участие в различных видах музыкальной деятельности способствует развитию воображения, фантазии, уверенности в себе. Еще Н.К. Крупская говорила, что «музыка помогает яснее мыслить и глубже чувствовать».
Считаю, что процесс воспитания гармоничной личности бесконечен. Можем ли мы, взрослые с уверенностью сказать о себе, что мы гармоничны и совершенны? Поэтому вижу очень важной задачей воспитания гармоничной личности в создании фундамента для способности к самообразованию и самосовершенствованию.
Гармоничное сочетание умственного и физического воспитания, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует музыкальное развитие детей.
Закончить свою работу хочется словами замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребёнка».
Список литературы
1.Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1982. 270с.
2.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1978. 150с.
3.Кузин В.С. Психология. М.: Просвещение, 1978. 90с.
4.Теплов Б.М. Избранные труды. М.: Педагогика, 1981.222с.
5.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М.: Просвещение, 1977.269с.
6.Метлов Н.А. Музыка – детям. М.: Просвещение, 1985.112с.
7.Назайкинский Е.В. О психологии музыкального воспитания. М.: Просвещение, 1972. 49с.
8.Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования. М.: Просвещение, 1986. 215с.