Программа обучения игре на фортепиано XXI века.
Музыка - это средство общения между людьми, особый язык, который не требует перевода, но требует определённых знаний. Научить понимать его и пользоваться им основная цель новой программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Программа «Радужная музыка» - новая парадигма музыкального образования.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям, неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать, мало того, необходимо, чтобы усвоение знаний было не механическим, а осмысленным.
Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, помочь им ориентироваться в безграничном, разнообразном и противоречивом мире необходимо позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них универсальных учебных действии, которые обозначены в ФГОС РФ.
Именно школа формирует базис художественной культуры личности, в первую очередь - художественный вкус. Последняя определяет содержательность досуговой деятельности индивида, меру его активности по отношению к искусству, взгляд на мир с духовно-ценностных нравственных позиции.
Не секрет, что музыка - это мощное средство, действующее на подсознание человека. Определенные виды музыки опасны в нравственном, эмоциональном и духовном отношении, а также побуждают к насилию и антиобщественным поступкам. Тяжелая музыка уничтожает в человеке человеческое: способность понимать прекрасное и создавать прекрасное, способность сострадать и делать добро. Но существует и такая музыка, которая обогащает жизнь, окрыляет человека эмоционально и духовно.
Музыкальное искусство многофункционально. В работах В.Н. Холоповой наряду с гармонизующей, познавательно-просветительской, коммуникативной, этической, эстетической функциями определены антикатартическая, гедонистическая и прагматическая.
Сложилась ситуация, когда встреча с музыкой стала неизбежной для каждого человека. Готов ли он к такой встрече, что предпочтет слушать, а может быть останется безразличным? В одних случаях человек вынужден слушать музыку принудительно, в других - она служит лишь фоном повседневной жизни, но только избирательный подход, сознательный выбор тех или иных образцов музыкального искусства свидетельствует о формировании определенных вкусов. Все дело в том, какую музыку предпочитает слушатель, что привлекает его - возможность развлечься, весело провести досуг или потребность испытать высокие эстетические переживания. Позиция, которую займет человек в мире музыки, обладая абсолютной свободой выбора, имеет существенное значение и для человека, и для общества. Свобода же выбора возможна только тогда, когда ребенку дали возможность познакомиться с разными видами музыкальной деятельности, такими как: слушание музыки и анализ услышанного, а также собственно исполнение музыкальных произведении.
Семь «свободных искусств» - грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Древние греки были убеждены, что познав эти науки, человек не только начинает обладать определенной суммой знаний, но становиться универсальным, способным к неустанному творчеству, действенно-активным.
Но в нашем веке, превозносящем знания в области точных наук, очень мало внимания уделяется изящным искусствам, эмоционально развивающим личность. Только небольшой процент людей, окончивших музыкальные, художественные школы или хореографические студии, прикоснулись к духовной сфере жизни, и в нашем обществе они становятся «белыми воронами» или «не от мира сего». Порой музыкальное образование в общеобразовательной школе сводится к разучиванию на уроках музыки песен. Но этого совсем недостаточно!
Надо развивать слух ребенка, обогащать его музыкальный опыт, воспитывать эстетический вкус, вырабатывать чувство ритма, знакомит с многообразием музыкального языка: все это поможет ему отличить плохую музыку от хорошей. Что такое «хорошая музыка»? Это такая музыка, которая поддерживает в человеке жизненную энергию: в нужный момент даст ему отдых и успокоение и, напротив, помогает сконцентрировать свои силы для подвига.
Радужная музыка
Музыка - это средство общения между людьми, особый язык. Научить понимать его и пользоваться им - основная цель музыкальных занятий в общеобразовательной школе. Основное средство достижения этой цели - постоянные и систематические встречи учащихся с музыкой, изучение ее законов, основных элементов.
«Там, где кончается слово, там начинается музыка», - сказал великий музыкант Фредерик Шопен.
Музыкальный язык на «бытовом» уровне доступен всем, потребность в музыке есть у всех. Основные воспитательные задачи музыкальных занятий - это:
- пробудить любовь к высокому искусству,
- заложить основу эстетического вкуса у детей.
Для этого необходимо создать такие условия, при которых
школьники могли бы накапливать опыт, впечатления от общения с
лучшими образцами искусства, от класса к классу овладевали бы
знаниями о музыке, без которых невозможно глубокое постижение
музыкальных произведений.
Основная особенность программы – в методе подачи и изучении материала, в формах работы и средствах обучения.
Особенности программы.
1. Форма урока - диалог с главным Персонажем.
В программе обозначен главный объект изучения - звук. Главные признаки звука, которые дают возможность узнать его - это высота, длительность, сила. Они являются «тремя китами», в программе «Радужная музыка».
Звук на уроке музыки становится и главным Персонажем, и основным предметом изучения. Он получил материальное воплощение. Для детей 6-8 лет слова «музыка» и «звук» абстрактны и непонятны. Но, когда перед ними появляется кукольное воплощение звука, которое разговаривает, которое можно погладить, а затем нарисовать его, то звук оживает, становится доступным и понятным.
3. Усвоение материала опирается на работу не только слуховых, но и активную работу зрительных и двигательных анализаторов. Программа названа «Радужная музыка», потому что цвет в ней является основным из вспомогательных средств, активизирующих процесс мышления учащихся.
Каждому звуку соответствует определенный цвет. Об этом дети узнают на уроке. Сочетание звука и цвета усиливает эмоциональное воздействие, приводит в гармонию весь процесс восприятия.
На уроках должны быть использованы наглядные средства: изображения цветных звуков, радуга, цветные карточки, цветная клавиатура. Всем детям необходимо иметь нотные тетради, цветные карандаши. Предполагается, что в классе имеется фортепиано и другие музыкальные инструменты.
Таблица соответствия цветов и звуков.
До - красный
Ре - оранжевый
Ми - желтый
Фа - зеленый
Соль - голубой
Ля - синий
Си - фиолетовый
Положительные эмоции учащихся вызывает участие в непосредственном воплощении полученных на уроках музыки знаний, т.е. пение и игра на музыкальных инструментах. Очень важно, чтобы каждый ребенок осуществил такую деятельность, т.к. способности развиваются только на практике. И если кто-то в раннем возрасте не получил такую возможность, то это не значит, что у него не было способностей. Это говорит о том, что задатки не получили своего развития. Следовательно, мы не можем говорить о гармонично развитой личности.
Программа «Радужная музыка» - один из кирпичиков в фундаменте программы общеобразовательной школы, способствующей развитию всесторонне образованной личности, которая может творчески осуществлять поставленные перед собой задачи.
«Симфонией разума и высоких чувств, входит в наш мир музыка». Это строки из документов Правительства о массовом музыкальном воспитании. Но до сих пор высокая музыка в нашем мире остается лишь «случайной гостьей». Почему так происходит? Почему людям не знакомы шедевры музыки такие как: опера Бородина «Князь Игорь», кантата Прокофьева «Александр Невский», «Торжественная увертюра 1812 года» Чайковского и многие другие? Как часто мы слышим от знакомых фразы: «Я ничего не понимаю в музыке» или «Мне медведь на ухо наступил». Ведь это результат крайне поверхностного музыкального образования. Скорее всего, уроки музыки в школе были недостаточно эмоционально впечатляющими и малосодержательными.
Своей программой я хочу восполнить это упущение, наполнить занятия музыкой яркими эмоционально-эстетическими образами.
Как предостеречь подрастающего человека от бездуховной жизни, как наполнить его жизнь возвышенным содержанием? Надо как можно раньше приобщить и научить его понимать язык прекрасного, передать сущностные знания, необходимые для обеспечения эволюционной деятельности в социальной действительности.