Статья ""Проблемы развития музыкальной памяти"
Статья "Проблемы развития музыкальной памяти"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_problemy_razvitiya_muzykalnoy_pamyati.docx | 22.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проблемы развития музыкальной памяти.
Запоминание – это осмысливание,
и ни один хороший музыкант не
может обойтись без этого.
Л. Маккиннон
\ Музыкальная память представляет собой способность человека к запоминанию, сохранению (кратковременному и долговременному) в сознании и последующему воспроизведению музыкального материала.
Наряду с музыкальным слухом и чувством ритма музыкальная память образует триаду основных, ведущих музыкальных способностей. Ее значение для практики огромно: по существу, никакой род музыкальной деятельности не был бы возможен вне тех или иных функциональных проявлений музыкальной памяти.
Будучи по структуре способностью сложной,составной, музыкальная память взаимосвязывает в органическом единстве различные виды памяти.
Слухо-образную,эмоциональную,конструктивно-логическую и двигательно-моторную память. Названные виды памяти, к которым с известными оговорками может быт присоединена и зрительная память, имеющая определенное значение для какойто части исполнителей,могут выступать в самых разнообразных индивидуальных сочетаниях и комбинациях. Из жизненного опыта известно, что у многих исполнителей память своя,отличающаяся собственными типологическими характеристиками.В тоже время, необходимо подчеркнуть,что в нормально развитой и правильно организованной музыкальной памятивсегда будет первенствовать,играть доминирующую роль слуховой (слухо-образный)компонент. И действительно, поскольку музыка – искусство слуховых впечатлений и восприятий, музыкальная память представляет собой соответственно прежде всего слуховую память.
Тот факт, что приоритет в процессах музыкальной памяти принадлежит слуховому компоненту, наводит на мысль о существовании определенной взаимосвязи между способностью к запоминанию звукового материала, с одной стороны, и остальными музыкальными способностями – с другой. Специальные исследования, проведенные за последние годы, выявили прямую взаимосвязь между качеством музыкальной памяти учащегося и уровнем сформированности у него музыкального слуха и музыкально-ритмического чувства. Чем более развиты слух и чувство ритма, тем обычно эффективнее действуют механизмы музыкальной памяти и наоборот. В тоже время было бы неверно полностью отождествлять функции музыкальной памяти с функциями, определяемыми другими музыкальными способностями, ставить знвк равенства между первыми и вторыми, видеть в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения звукового материала одни лишь проявления музыкального слуха и чувства ритма. Доказано, что учащиеся, стоящие приблизительно на одном уровне слухового и музыкально – ритмического развития, подчас заметно отличаются друг от друга в отношении скорости, точности и прочности запоминания музыки. Это дает основания утверждать, что музыкальная память – особая специфическая способность.
Память музыканта вовлекается в работу, а следовательно, так или иначе совершенствуется в различных видах деятельности. Все- начиная со слушания музыки и кончая ее сочинением – в той или иной мере затрагивает сферу музыкальной памяти. Надо заметить в то же время, что условия, особо благоприятствующие ее формированию и развитию, создаются музыкально – исполнительскими действиями. Здесь необходимо принят во внимание следующие обстоятельства.
Первое. В отличии от тех, кто просто слушает музыку, анализирует ее, преподает либо сочиняет, музыкант-исполнитель (прежде всего вокалист) ставит, как правило прямой целью своей деятельности запомнить музыкальный материал, выучить его наизусть. Такого одно из главных и специфических требований, поскольку общепризнано, что «игра на память дает несравненно большую свободу выражения» (Бузони). Итак, исполнителю запоминать материал надо, причем учитывая, что он доносит до аудитории не только «дух», но и «букву» музыкального произведения, запоминать ему надлежит возможно более точно, полно и прочно. Иными словами, вовлечение в дейтвие музыкальной памяти определяется в данном случае характерными особенностями и свойствами самой музыкально-исполнительской деятельности.
Второе. Исполнитель практически, через конкретное игровое действие соприкасается со зуковым материалом, непосредственно воспроизводит его, и это обстоятельство так же имеет самое близкое отношение к проблеме развития музыкальной памяти. Суть в том, что фактором, в значительной мере определяющим успешность запоминания, влияющим на эффективность функционирования механизмов человеческой памяти вообще, является активность субъекта при восприятии им тех или иных явлений. Иначе говоря, кротчайший и более благодарный путь при запоминании – воспроизведение.
Третье. Воспроизведение музыки можно назвать в известном смысле и ее мысленное проигрывание, оживляющее и последовательно разворачивающее в сфере внутреннеслуховых представлений вереницу ранее воспринятых звуковых образов и картин. И в этом случае на музыкальную память возлагается определенная нагрузка, однако распределяется она тут явно неравномерно: в одних звеньях (слухо-образных) совершается усиленная работа, другие, прежде всего те, что связаны с движением, моторикой, -практически бездействуют. Совершенно иной становится ситуация, когда музыка реально проигрывается или поется- здесь активизируется и вовлекается в действие вся музыкальная структура снизу до верху, во всем богатстве и разнообразии ее компонентов. Педагог, желающий что-либо запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств – глаз, ухо, голос, чувства мускульных движений приняли участие в акте запоминания. Нетрудно заметить, что именно этому требованию и удовлетворяет, причем действительно полной мерой, музыкально-исполнительский процесс.
Вокруг проблемы запоминания музыкального материала издавна ведутся оживленные споры. Разделение мнений здесь между специалистами, коллегами по музыкальному исполнительству и педагогике, резче, чем по любому другому пункту в методике музыкального обучения. Тук, с точки зрения одних, запоминание музыки должно быть намеренным, произвольным, происходить в рамках решения заранее заданной, специально поставленной задачи. По мнению других, специфика музыкального искусства, в частности музыкального исполнительства и педагогики делает нецелесообразным выдвижение мнемической задачи в качестве самоцели; эффекту запоминания, считают они, надлежит здесь быть сопутствующим, возникающих параллельно с решением проблем иного порядка, а именно, художественно-интерпретаторских, исполнительских в прямом смысле слова. О чем свидетельствует этот любопытный факт? О том, что в вопросах, относящихся к видам и формам запоминания музыки, единого, однозначного решения нет, и видимо, быть не может. Практика служит конечной инстанцией в оценке их правильности.
Между тем со стороны некоторых педагогов-музыкантов и методистов предпринимались попытки обосновать преимущества одного вида запоминания над другим, чаще всего произвольного над непроизвольным. Полне возможна множественность индивидуальных вариантов, допустим различный подход к делу. Иными словами, произвольное или непроизвольное запоминание не главное в проблеме музыкальной памяти, точнее в дидактической сущности этой проблемы.
Главное – в содержании, характере, способах осуществления той деятельности, в русле которой протекает запоминание музыки, ставятся и решающие мнемические задачи. Имея ввиду конкретно учащегося исполнительского класса, главное- как, каким образом он работает над произведением в процессе его выучивания наизусть. Значительная часть учащихся, главным образом тех, чья природная музыкальная одаренность не слишком высока, строит свои повседневные занятия на основе многократных, однообразных, стереотипных повторений разучиваемого произведения. В ходе этих повторений музыкальный материал постепенно заучивается наизусть. Процесс заучивания в подавляющем большинстве случаев протекает стихийно, без сколько –нибудь заметной управляемости со стороны педагога и самого учащегося. В итоге задача мнемическая решается за счет познавательной; выученное наизусть в значительной мере лишено осмысленности и художественности. Нередко оказывается, что механическое, недостаточно осмысденное выучивание наизусть столь же малоэффективно, сколь и ненадежно. Современная педагогическая психология считает безусловно доказанным, что запоминание идущее от понимания материала, его осмысленное усвоение, при всех обстоятельствах превосходит в качественном отношении запоминание, в той или иной мере оторванное от понимания. Результат во всех случаях окажется одинаковым: логично скомпанованное, мелодически и ритмически организованное звукосочетание, - то что может быть понято, - запоминается гораздо проще, быстрее, прочнее, нежели музыкально бессодержательный набор звуков, - то, что не может быть понятно.
Можно сделать вывод: углубленное понимание музыкального произведения, его образно-поэтической сущности, особенностей его структуры, формообразования и т.д.-осознание того, что хотел выразить композитор и как он это сдедал, - основное, первоочередное по важности условие успешного, хужлдественно полноценного запоминания музыки. При этом способы работы над произведением одновременно становятся способами его рационального заучивания наизусть, процессы понимания выступают в качестве приемов запоминания. Только на фоне высокой художественно-интеллектуальной и эмоциональной активности, при использовании продуманных, содержательных методов работы над музыкальным произведением и происходит трансформация процессов пониманияматериала в приемы его выучивания наизусть(осознаю, потоиу и запоминаю).
В заключении укажем конкретные приемы и способы выучивания наизусть, которые могут облегчить запоминание, рационализировать этот процесс, улучшить его качество.
- При заучивании на память крупных, масштабных произведений предпочтительнее двигаться от общего к частному. В начале следует понять музыкальную форму в целом, осознать ее как некое структурное единство, и только затем уже переходить к дифференцированному усвоению составляющих ее частей.
- Смысловые единицы (фрагменты) запоминаемого музыкального материала не должны быть не слишком малыми, не чрезвычайно большими по объему.
- Исполнительская практика свидетельствует, что запоминание музыки во многом облегчается при выделении в тексте так называемых смысловых опорных пунктов. В качестве смыслового опорного пункта может выступить какая-либо интонация, аккордовое сочетание и т.д.
- Углубленному пониманию и запоминанию отдельных фрагментов разучиваемого произведения в большей мере способствует мысленное соотнесение (сравнение) этих фрагментов с уже известным учащемуся из его прошлого опыта музыкальным материалом. Сопоставляя новое со знакомым, опираясь на знакомое, мы запоминаем успешнее и быстрее.
- Одним из специфических способов выучивать музыкальных произведений наизусть, равно как и тренировать слухо-образную мухыкальную память вообще, является способ «умозрительного» запоминания, лишенного опоры на реальное звучание, основывающегося исключительно на внутреслуховых представлениях. Этот прием решения музыкально-мнемических задач, несколько варьируясь в различных музыкальных методиках, рекомендовался и о сей день рекомендуется некоторыми педагогами-методистами и музыкантами-практиками.