Методический доклад "Значение репертуара в работе с оркестром русских народных инструментов"
Успешная работа с оркестром народных инструментов во многом зависит от правильно подобранного репертуара
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_doklad.doc | 36.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методический доклад
Значение репертуара в работе с оркестром русских народных инструментов
Составил: Говердовская В.П
Содержание:
- Подбор репертуара
- Тематика репертуара
- Значение репертуара
Репертуар является важным средством художественно – эстетического воспитания участников детского народного оркестра. Грамотно подобранный репертуар является основой творческого роста и перспективой развития всего коллектива.
При всем богатстве музыкальной литературы,выбор репертуара для школьного оркестра представляет значительные трудности, особенно в начальной стадии работы. Важно подчеркнуть, что репертуар требует к себе творческого подхода и в разучивании, и в его улучшении.
Репертуар – совокупность произведений, исполняемых тем или иным музыкантом или коллективом. Выбор репертуара представляет для педагога главную, стратегическую линию в его работе. Педагог учитывает целый комплекс условий и факторов: репертуар должен соответствовать исполнительскому уровню оркестра, быть интересным для участников, достаточно разнообразным, представлять художественно – эстетическую ценность, быть педагогически целесообразным и т.д.
Если недооценивать или игнорировать педагогическую направленность репертуара, его роль в соблюдении строгой последовательности решения учебных задач, репетиционные занятия детского народного оркестра могут превратиться лишь в накопление концертной программы.
Существуют определенные критерии подбора репертуара для детского народного оркестра:
Одним из важнейших критериев является соответствие репертуара психофизиологическим возможностям детей. При выборе репертуара важным моментом является его соответствие возрастным возможностям и интересам детей. По психофизиологическим особенностям детей, занимающихся в детском оркестре, можно условно объединить в две возрастные группы: младшую от 7 до 11 лет и старшую от 11 до 15 лет. В младшем школьном возрасте активно развиваются познавательные способности, повышается эффективность осмысленного запоминания, и в то же время для этой группы характерно неумение самостоятельно организовать свою умственную деятельность. Для подростков в старшей группе характерно интенсивное физическое и интеллектуального развития, стремление к познанию. В этот период складывается система оценочных суждений, активно проявляются творческие, в том числе и музыкальные способности.
Репертуар детского оркестра должен быть доступен участникам интеллектуально, психологически, эмоционально, с точки зрения исполнительских возможностей. Доступность репертуара предполагает также образное восприятие детьми исполняемого произведения. Очень важно, чтобы учащиеся испытывали интерес к эмоциональной образности разучиваемых произведений, чтобы им было понятно и интересно то, что они играют.
Не менее важно соответствие технических трудностей конкретного произведения исполнительским возможностям, как отдельных исполнителей, так и коллектива в целом. Количество исполнителей влияет на силу звучности, поэтому, если взять партитуру насыщенного звучания для исполнения небольшим составом, вряд ли она прозвучит убедительно; здесь может возникнуть опасность форсированного звука, перенапряжения исполнительского аппарата. «Главный вопрос – о составе оркестра по инструментам и их репертуарной направленности. Эти два понятия неотделимы: выбор той или иной пьесы для оркестра определяется составом оркестра по инструментам и степенью технической подготовленности его участников. Критерием творческого успеха служит соответствие звучания пьесы авторскому замыслу ».
Технические трудности выбираемого произведения должны соответствовать исполнительским возможностям юных участников детского оркестра, в противном случае художественный образ произведения не будет в достаточной мере воплощен детьми и неизбежно поставит под угрозу качество исполнения. Кроме того, если репертуар будет завышен по степени трудности, ребенок может потерять интерес к разучиваемым произведениям, а то и вообще к занятиям в коллективе.
Критерий от простого к сложному касается различных аспектов обучения и воспитания и, в конечном счете, обусловливает творческий, исполнительский, интеллектуальный и образовательный рост как каждого из участников, так и коллектива в целом.
Осуществление этого критерия представляет собой комплексную, перспективную программу постепенного усложнения содержания, средств музыкальной выразительности произведений, исполнительских навыков, необходимых для их воплощений.
Не менее важным в составлении репертуара является критерий художественно – эстетической ценности исполняемых произведений. Высокий уровень художественных достоинств – один из основных ориентиров отбора музыкального материала в педагогической деятельности. Выбор учебного материала требует от педагога профессионализма и педагогического такта, поскольку умело подобранный репертуар формирует и воспитывает музыкально – эстетический вкус юных исполнителей.
Произведения, составляющие репертуар детского оркестра, должны отличаться разнообразием жанров, форм и тематики. При выборе репертуара стоит задача развития эстетического кругозора детей, в частности, формирование интереса к музыкальным произведениям различных жанров и тематики. Юные участники должны как можно больше знать об искусстве, иметь возможность познакомиться в практической исполнительской деятельности с музыкой разных эпох, стилей, композиторов, жанров. Так, песню, марш, танец в дальнейшем сменят фантазии и увертюра, пьесы, написанные в простых формах, уступят место произведениям, имеющим более сложную форму и т.д.
«Оркестр – большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальное произведение». Прежде чем приступить к занятиям, педагог должен решить ряд вопросов, одним из которых является соблюдение в оркестре пропорции между инструментами. Между группами и внутри каждой группы инструментов в отдельности должна существовать определенная количественная пропорция. Правильный пропорциональный подбор голосов даст в оркестре стабильное, хорошее звучание.