программа и ктп по музыке для 6 класса
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ,примерной программы по музыке для 6 кл.Музыка,6 кл.учебник под редакцией Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6klass.docx | 43.66 КБ |
ktp_6_kl.docx | 41.74 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты:
- формирование основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
2.Содержание программы предмета Музыка» 6 класс
тема I полугодия:
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 часов)
Урок 1. Удивительный мир музыкальных образов.
Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.
Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.
Урок 2. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.
Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс.
Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса.
Урок 3.-Урок 4.Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея
Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации.
Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.
Урок 5. «Уноси мое сердце в звенящую даль…».
Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов.
Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке.
Урок 6.Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин.
Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.
Урок 7. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.
Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).
Урок 8. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей.
Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.
Урок 9. Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».
Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.
Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.
Урок 10. Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.
Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.
Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.
Урок 11. Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.
Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт..
Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.
Урок 12. «Фрески Софии Киевской».
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.
Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.
Урок 13. «Перезвоны» Молитва.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.
Урок 14.- Урок 15.
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко.Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).
Образы духовной музыки Западной Европы.Небесное и земное в музы-ке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко.Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).
Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.
Урок 16. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.
Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.
Урок 17. Авторская музыка: прошлое и настоящее.нрк. Барды Осетии.
Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка.Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня .
Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.
Тема II полугодия:
«Мир образов камернойи симфонической музыки» (17 часов)
Урок 18. Джаз – искусство 20 века.
Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка.Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз -
спиричуэл, блюз.
Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.
Урок 19. Вечные темы искусства и жизни.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд.
Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна.
Урок 20. Образы камерной музыки.Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная.
Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра инструментальной баллады.
Урок 21. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.
Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная – инструментальная баллада.Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами.
Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в балладеРасширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа
Урок 22. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления
Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж
Урок 23. «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея.Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.
Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента
Урок 24. - Урок 25. Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов.
Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.
Урок 26.- Урок 27. Симфоническое развитие музкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.
Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.
Урок 28. - Урок 29.Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра.Классицизм в западноевропейской музыке.
Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.
Урок 30.- Урок 31.Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.
Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.
Урок 32. - Урок 33. Мир музыкального театра. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.
Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.
Урок 34 Образы киномузыки. Проверочная работа. - Урок 35. Образы киномузыки. Обобщающий урок.
Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.
Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию». Тестирование по темам года.
3.Учебно-тематическое планирование с указанием количества
часов, отводимых на освоение каждой темы.
Количество часов указано с учетом федеральных и региональных праздников.
№ п/п | № | Тема урока | Кол-во часов | В том числе: |
Контрольные работы. | ||||
тема I полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» | 17 | |||
1 четверть | ||||
1. | 1. | Удивительный мир музыкальных образов. | 1 | |
2. | 2. | Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков. | 1 | |
3. | 3. | Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. | 2 | |
4. | 4. | |||
5. | 5. | «Уноси моё сердце в звенящую даль…» | 1 | |
6. | 6. | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов Вечные истоки | 1 | |
7. | 7. | Музыкальный образ и мастерство исполнителя Оперный гений русского театра | 1 | |
8. | 8. | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. | 1 | 1 |
9. | 9. | Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь» | 1 | |
10 | 10 | Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. | 1 | |
11 | 11 | Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт. | 1 | |
12 | 12 | «Фрески Софии Киевской» | 1 | |
13 | 13 | «Перезвоны». Молитва. | 1 | |
14 | 14 | Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. | 1 | |
15 | 15 | Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. Хорал. | 1 | |
16 | 16 | Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. | 1 | 1 |
17 | 17 | Авторская песня: прошлое и настоящее.нрк. Барды Осетии. | 1 | |
тема II полугодия: «Мир образов камернойи симфонической музыки» | 17 | |||
18 | 1. | Джаз – искусство 20 века. | 1 | |
19 | 2. | Вечные темы искусства и жизни. | 1 | |
20 | 3. | Образы камерной музыки. | 1 | |
21 | 4. | Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. | 1 | |
22 | 5. | Инструментальный концерт. « Итальянский концерт». | 1 | |
23 | 6. | «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея. | 1 | |
24 | 7. | Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина | 2 | |
25 | 8. | |||
26 | 9. | Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен. | 2 | |
27 | 10 | 1 | ||
28 | 11 | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». | 2 | |
29 | 12 | |||
30 | 13 | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». | 2 | |
31 | 14 | |||
32 | 15 | Мир музыкального театра. | 2 | |
33 | 16 | |||
34 | 17 | Образы киномузыки. Проверочная работа. | 1 | 1 |
Предварительный просмотр:
№ | Название раздела (кол-во часов) темы урока | Кол-во часов | Дата
| ||||||
По плану | По факту | ||||||||
Тема I полугодия: “Мир образов вокальной и инструментальной музыки” | 17час. | ||||||||
Удивительный мир музыкальных образов. | 1час. | 05-06.09.18 | |||||||
Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс Отзовётся в музыке душа. | 1час. | 12-13.09.18 | |||||||
Два музыкальных посвящения Жемчужина вокальной музыки «И жизнь, и слёзы, и любовь…» А.С. Пушкин | 1час | 19-20.09.18 | |||||||
Портрет в музыке и живописи Картинная галерея «Где дух не водит рукой художника, там нет искусства» | 1час. | 26-27.09.18
| |||||||
Уноси мое сердце в звенящую даль… «Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне» И. Бунин | 1час | 03-04.10.18 | |||||||
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов Вечные истоки «Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой» А.С. Пушкин | 1час. | 10-11.10.18 | |||||||
Музыкальный образ и мастерство исполнителя Оперный гений русского театра «Мира восторг беспредельный Сердцу певучему дан…» А. Блок | 1час. | 17-18.10.18 | |||||||
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения Мир чарующих звуков «Голос, голос, Кто тебя не слышит, Тот без крыльев на земле живет…» В. Семернин | 1час. | 24-25.10.18 | |||||||
. Старинной песни мир Песни Франца Шуберта. | 1час. | 07-08.11.18 | |||||||
Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. | 1час. | 14-15.11.18 | |||||||
Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт. | 1час. | 21-22.11.18 | |||||||
Фрески Софии Киевской «Музыканты – извечные маги Вызывают виденья веков…» Б. Дубровин | 1час. | 28-29.11.18 | |||||||
«Перезвоны» «Всю жизнь несу родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько» В. Шукшин | 1час. | 05-06.12.18 | |||||||
Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное» в музыке Баха | 1час | 12-13.12.18 | |||||||
Образы духовной музыки Западной Европы Мастер полифонии «Не ручей, а море должно быть имя ему!» Л. Бетховен | 1час. | 19-20.12.18 | |||||||
Образы скорби и печали. «Stabatmater» Фортуна правит миром. «Кармина Бурана». | 1час. | 26-27.12.18 | |||||||
Авторская музыка: прошлое и настоящее. «Возьмёмся за руки, друзья, Чтоб не пропасть поодиночке» Б. Окуджава Тема II полугодия: “Мир образов камерной и симфонической музыки” | 1час. | 09-10.01.19 | |||||||
Вечные темы искусства и жизни Образы камерной музыки Могучее царство Шопена | 1час. | 16-17.01.19 | |||||||
Вдали от Родины Инструментальная баллада | 1час. | 23-24.01.19 | |||||||
Ночной пейзаж Ноктюрн | 1час. | 30-31.01.19 | |||||||
Инструментальный концерт. «Времена года» «Творец! Весна – Твоей любви изображенье… Дж. Томсон Итальянский концерт | 1час. | 06-07.02.19 | |||||||
Космический пейзаж «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея | 1час | 13-14.02.19 | |||||||
Образы симфонической музыки Музыкальные иллюстрации «Метель» | 1час | 20-21.02.19 | |||||||
Симфоническое развитие музыкальных образов «В печали весел, а в веселье печален» «Какая глубина, какая смелость и какая стройность» А. Пушкин | 1час | 27.28.02.19 | |||||||
Связь времен «Из всех великих композиторов я наиболее нежную любовь питаю к Моцарту» П.И. Чайковский | 1час | 06-07.03.19 | |||||||
Программная увертюра Образы борьбы и победы | 1час. | 13-14.03.19 | |||||||
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» «Нет повести печальнее на свете, Чем повесть о Ромео и Джульетте…» У. Шекспир | 1час. | 20-21.03.19 | |||||||
28. | Мир музыкального театра Балет «Ромео и Джульетта» | 1час. | 03-04.04.19 | ||||||
29. | Во имя любви «Они ушли во тьму, Но не исчез их след» У. Шекспир | 1час. | 10-11.04.19 | ||||||
30. | Мир музыкального театра | 1час | 17-18.04.19 | ||||||
31. | Мир образов вокальной и инструментальной музыки. Обобщающий урок. Проверочная работа. | 1час. | 24-25.04.19 | ||||||
32. | Образы киномузыки Музыка в отечественном кино | 1час. | 01-02.05.19 | ||||||
33. | Музыка моего края Образы Крыма в симфонической музыке | 1час. | 08-09.05.19 | ||||||
34. | Симфония «Море» А. Караманов Я и музыка Урок-концерт | 1час. | 15-16.05.19 |