Рабочая программа творческого объединения "Солнышко" (хореография)
Рабочая программа составлена для учащихся 1-4 классов. срок реализации программы 3 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_tvorcheskogo_obedineniya_solnyshko.doc | 254 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Боочинская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» На заседании МО классных руководителей Протокол № __ от «__» _______ 20__г. Руководитель _______/Ечешева А.А./ | «Согласовано» Заместителем директора по УВР _______ /Мекечинова Г.Т./ «___» _______ 20__г. | «Утверждаю» Директор __________ /Ямпунова С.В./ «___» _______ 20__г. М.П. |
Рабочая программа
творческого хореографического объединения
«Солнышко»
Составитель: Бобокова Карлагаш Айдаровна
руководитель творческого
хореографического
объединения «Солнышко»
Боочи, 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015); - Приказом Министерства образования России от 17.012.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 25 декабря 2013 года);
- Уставом МБОУ «Боочинская средняя общеобразовательная школа» и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов внеурочной деятельности и педагогов дополнительного образования детей;
- Положение о разработке рабочей программы курсов по внеурочной деятельности МБОУ «Боочинская СОШ»
Данная программа творческого объединения «Солнышко» направлена на воспитание и развитие у детей танцевальной техники и имеет художественно-эстетическую направленность.
Хореография – искусство, любимое детьми. Хореография таит в себе огромное богатство для успешного художественно-нравственного воспитания, она сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, но и приносит радость, как исполнителю, так и зрителю. Трудолюбие, терпение, упорство в достижении результата, уверенности в себе, самостоятельность, открытость, помощь и взаимовыручка, общение друг с другом – ведущие моменты в процессе обучения.
Одна из основных задач педагога – выявление и развитие творческой индивидуальности каждого учащегося.
Данная программа содержит несколько разделов: ритмика, детский танец, элементы классического танца, элементы народного танца, элементы современных танцевальных стилей и в мире танцев.
Программа предусматривает межпредменые связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством.
Новизна программы творческого объединения «Солнышко» заключается в комплексном использовании трех методов: метода музыкального движения, метода хореокорреции и методики партерного экзерсиса и рассчитана на работу с детьми независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.
Направленность программы.
В процессе обучения танцу происходит формирование и развитие хореографических способностей
Учащихся через овладение художественными средствами выразительности,
(такими как, техника исполнения движения, пластичность, артистичность),
что свидетельствует о художественно-эстетической направленности программы.
Актуальность программы.
Танец - активно развивающийся вид искусства, которому свойственны физическая сила и выносливость, гибкость и координация, дисциплина и командный дух, грация и стиль. Выбирая танец как вид деятельности, обучающиеся получают социальный опыт творческой деятельности, приобщение личности к общечеловеческим и культурным ценностям.
Танец – огромнейшее явление, соприкасающееся с широким аспектом понятий, касающихся искусства, спорта, целого ряда наук, таких как педагогика, психология, эстетика, этика, социология, философия.
Цели и задачи программы.
Цель программы: формирование творчески активной личности учащихся через обучение танцам.
Для осуществления поставленной цели необходимо решать следующие задачи.
Учебно – музыкальные задачи:
- дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;
- опираться в обучение на основные принципы педагогики;
- научить взаимосвязи музыки и движения;
- научить детей мыслить, слушать и слышать педагога, уметь исправлять неточности в исполнении;
- привить детям любовь к танцу, формировать их танцевальные способности (музыкально-двигательные, художественно – творческие).
Развивающие задачи:
- развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку;
- развивать танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве;
- пробуждать фантазию, способность к импровизации;
- развивать артистизм, умение исполнять ролевые танцы.
Воспитательные задачи:
- воспитывать художественный вкус, интерес к танцевальному искусству разных народов;
- сплотить коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества;
- принимать участие в концертной жизни школы.
Отличительные особенности программы.
Программа рассчитана на 6 лет обучения, проводится в три этапа, возраст детей с 7-13 лет.
Первый этап – освоение азов ритмики, основы классического танца, несложных элементов народного танца, разучивание детских танцев. Возраст детей 7-9 лет.
Задачи первого этапа обучения:
Образовательные – обучить навыкам музыкально- двигательного движения.
Развивающие – развить музыкально-ритмическую координацию, мышечное чувство, осанку, стопу, музыкально-двигательную память.
Воспитательные – воспитать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку.
Ожидаемый результат:
- уметь точно воспроизводить, правильно выполнять преподаваемый материал;
- уметь различать динамические изменения в музыке, создавать музыкально-двигательный образ;
- научиться внимательно слушать музыку.
Второй этап – совершенствование полученных знаний, продолжение изучения классического экзерсиса (как основы правильного физического развития и ритмического воспитания ребенка), изучение и исполнение народных танцев, знакомство с современными танцевальными направлениями. Продолжение начатой на первом этапе работы по развитию актерского мастерства и воспитанию способностей к танцевально-музыкальной импровизации.
Этим этапом можно завершить так называемый танцевальный всеобуч для некоторых категорий детей. Те же из них, которые проявили интерес и способности к отдельным хореографическим жанрам, высказали желание продолжить свое образование, могут перейти к третьему этапу обучения. Возраст детей 9-11 лет.
Задачи второго этапа обучения:
Образовательные – обогатить детей новыми выразительными средствами.
Развивающие – совершенствовать приемы музыкально-двигательной выразительности, осанки, работы стоп, развить пластику тела, развить двигательное воображение.
Воспитательные – воспитать чувство ответственности, стремление к четкому, правильному, красивому выполнения задания, что в свою очередь требует организованности, активности, внимания.
Ожидаемый результат:
- уметь самостоятельно действовать и создавать;
- уметь правильно владеть приемами музыкального движения, средствами пластики выражать задаваемый образ;
- уметь общаться в коллективе, проявлять творческую инициативу
Третий этап предполагает специализированные занятия для детей, проявивших определенные способности к танцу. Совершенствуя свои знания в избранном жанре, дети активно осваивают репертуар. Педагогу на этом этапе работы необходимо либо осуществлять самостоятельные постановки, либо прибегнуть к помощи специальной литературы и видеоматериалов. Возраст детей 11-13 лет.
Предлагаемая программа, с этой точки зрения, будет инновационной. Она сориентирует педагога на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.
Задачи третьего этапа обучения:
Образовательные – решать постановочные и художественные задачи средствами сценической и пластической выразительности.
Развивающие – совершенствовать технику танца.
Воспитательные – сформировать осознанное отношение к занятиям.
Ожидаемый результат:
- владеть танцевальной терминологией;
- владеть элементами сценического действия как средствами выражения своих мыслей, чувств и физических ощущений;
- уметь доказывать свою точку зрения на обсуждаемую тему, правильно оценить увиденный художественный результат.
Программа дана по годам обучения, в течение которых занимающимся следует усвоить определенный минимум умений, знаний, навыков, сведений по искусству танца. Программа предусматривает преподавание материала по “восходящей спирали”, то есть каждый год в определенных темах мы возвращаемся к пройденному на более высоком и сложном уровне.
Сроки реализации и диагностика эффективности реализации образовательной программы
Первый этап обучения(1,2 год обучения)
Программа на начальном этапе обучения рассчитана на два года. В этот период среди основных задач педагога можно выделить:
- развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости);
- развитие танцевальных данных (гибкости, прыжка, шага, устойчивости и координации), изучение танцевальных элементов;
- развитие ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности;
- воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.
В основу обучения детей младшего школьного возраста необходимо положить игровое начало.
Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы – игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе.
Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетания.
Длительное изучение, проработка небольшого количества материала дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем явится прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.
Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений.
Хореографическая тренировка (экзерсис) – это достаточно длительный процесс выработки большого числа все усложняющихся музыкально – двигательных навыков. Позы, положения, движения и их комбинации в различных вариантах – это новые для организма двигательные навыки, новая психологическая и физическая нагрузка.
Педагогической психологией введен основной закон усвоения материала: воспринять, осмыслить, запомнить, применить, проверить результат.
В этой связи предлагается следующая формула: от ощущений к чувствам; от них к привычке. Следовательно, формулу необходимо применить в такой последовательности:
воспринимая - ощущай
осмысливая - чувствуй
запоминая - действуй, пробуй
проверяя результат - показывай другому
Образованию пластического стереотипа каждого двигательного навыка способствуют условные раздражители. Они могут быть разнообразными: словесно-речевые объяснения и замечания учителя; профессиональный показ телодвижений учителем – зрительное созерцание и осмысление; наблюдение за собой в зеркальном отражении.
Принципиальный подход к усвоению танцевальных движений таков: движение, исполненное многократно, становится простым и доступным.
Умение – это первая ступень овладения действием, при котором оно выполняется, но относительно медленно, неэкономично, с весьма большим количеством ошибок и поправок и при непрерывном контроле сознания. Навык – это уже более совершенная форма владения действием.
Условно различают три стадии в образовании динамического стереотипа любого двигательного навыка.
Второй этап обучения(3,4 год обучения)
Ученики уже владеют определенным запасом танцевальной техники, первоначальной координацией движения, развито их внимание к восприятию нового материала. Однако в средней возрастной категории есть свои трудности, особенно в работе с мальчиками. Мальчики начинают увлекаться различными видами спорта.
Учитывая эти сложности, педагог должен поддерживать интерес детей к танцу, продолжать изучение танцев-игр, делать акцент на изучение танцевальных новинок, вводить в уроки соревновательный момент, включать в занятия элементы новой танцевальной техники – джаз – танца и современной пластики, использовать для музыкального сопровождения популярные среди подростков современные произведения.
Можно познакомить учеников с основными элементами актерского мастерства – сценическим вниманием, воображением, понятием «предлагаемые обстоятельства».
Одним из необходимых элементов актерской техники является освобождение мышц, добиться которого можно при изучении основ джаз – танца и современной пластики.
Познакомив детей с элементами актерской техники, следует добиваться от них комплексного сочетания этих элементов при исполнении этюдов.
Важным компонентом обучения на данном этапе является пополнение знаний основ музыкальной культуры, следует объяснить детям выразительные возможности музыки, познакомить с произведениями разных жанров и стилей.
Дети должны понять, что любой танец есть эмоциональное пластическое выражение музыки.
Продолжается более углубленное изучение классического экзерсиса.
Репертуар танцев подобран с учетом степени заинтересованности детей, полезности с точки зрения художественного и физического развития.
Итогом обучения на втором этапе должно стать умение учащихся грациозно и органично двигаться, общаться с партнером, соотносить свои движения с услышанной музыкой.
Для второго этапа обучения желательно увеличить количество часов в неделю.
Третий этап обучения(5,6 год обучения)
Третий этап обучения детей хореографии предполагает специализированные занятия в избранном жанре хореографического искусства, изучение нового репертуара и совершенствование исполнительского мастерства. Закрепляются и развиваются полученные хореографические навыки, идет интенсивное пополнение знаний.
Занятия, как правило, организуются в системе дополнительного образования в форме детских хореографических коллективов. Работа коллектива строится на стабильных и периодичных учебных занятиях.
Подробно излагать методику, принципы построения занятий и учебных программ, на третьем этапе работы вряд ли целесообразно. Педагог, в силу своих знаний, опыта, интересов и творческих устремлений сможет организовать процесс занятий по своему усмотрению.
Наиболее сложной задачей для педагога – руководителя на третьем этапе обучения является постановочная работа. При создании постановок, новых номеров, следует помнить об основных законах построения хореографического произведения. Первостепенное значение имеет музыкальный материал. Грамотно выстроенная драматургия танцевального номера предполагает наличие экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки. Логике драматургии должен соответствовать рисунок танца, его композиция и хореографический текст. Все эти слагаемые в сумме приведут к наиболее точному пластическому выражению хореографического образа , смысла и содержания танца.
Репертуар коллектива должен соответствовать исполнительским возможностям и возрастным особенностям учащихся.
Формы и структура занятий.
Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.
Структура занятия.
Большое значение в хореографической работе с детьми имеет хорошо организованное и интересно проведенное занятие. К началу занятия дети переодеваются в танцевальную форму и выстраиваются. Это дисциплинирует детей и создает рабочую атмосферу. Под музыку марша, начиная с правой ноги, дети идут по кругу и выстраиваются в колонны, исполняют поклон преподавателю (здороваются). Затем преподаватель сообщает тему занятия.
Во избежание растяжения мышц, проводится разминочный тренаж, чтобы все мышцы тела были разогретыми и готовыми к разучиванию сложных элементов танца.
В ходе разминки, включающей упражнения и игры, преподаватель следит за тем, чтобы каждый ученик выполнял разминку в полную силу.
После тренажных упражнений разучиваются танцевальные упражнения или их отдельные элементы. Далее разучиваются этюды, движения и комбинации, входящие в запланированную постановку.
К окончанию занятия дети должны занять исходные рабочие места для исполнения поклона (до свидания).
Ожидаемые результаты.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
1 этап обучения
1 год обучения
1. Построение занятия танца
2. Представление о жанрах хореографического искусства
3. Историю возникновения и развития танца
2 год обучения
1. Хореографический экзерсис у станка и на партере
2. Хореографическую разминку на середине зала
3. Знать репертуар танцев
2 этап обучения
3 год обучения
1.Основы актерского мастерства
2.Характер музыкального сопровождения
3.Знать репертуар танцев
4 год обучения
1. Анализ музыкального произведения
2. Знать репертуар танцев
3 этап обучения
5 год обучения
1.Специализированные построения занятия в изданном жанре хореографического искусства
2.Знать репертуар танцев
6 год обучения
1.Совершенствование исполнительского мастерства
2. Понимать значимость хореографического искусства в современной жизни молодежи
3. Знать репертуар танцев
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
І этап обучения
1 год обучения
1.Контролировать себя через ощущение (направление движения)
2.Согласовывать движения с музыкой
3.Формировать слушать музыку понимать настроение, её характер
2 год обучения
1. Выполнять движения с музыкальным настроением и темпоритмом
2. Правильно исполнять движения
ІІ этап обучения
3 год обучения
1.Развивать творческую фантазию
2.Сочетать элементы актерской техники при исполнении этюдов
4 год обучения
1.Творчески подходить к занятиям , к концертной программе , к постановочной работе
2.Эмоционально воспринимать , чувствовать гармонию музыки и движения
ІІІ этап обучения
5 год обучения
1.Грациозно и органично двигаться
2.Общаться с партнером в танце
6 год обучения
1. Соотносить свои движения с услышанной музыкой
2. Владеть мастерством в технике классического, народного, эстрадного танцев
Уровень усвоения программы и способы определения их результативности.
Учебная программа рассчитана на 6 лет обучения, но предполагает два уровня освоения: общекультурный и углубленный. Это обусловлено тем, что на первом и втором этапе обучения (ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЙ уровень) у ребенка сохраняется "зона неопределенности": он может поменять коллектив, изменить профиль своей деятельности, если в этом есть необходимость.
На третьем этапе обучения (УГЛУБЛЕННЫЙ уровень) дети включаются в художественно-постановочную работу, принимают участие в конкурсах, концертах, фестивалях. Оценивается результат их деятельности, который связан с их активностью, поиском, творческим ростом.
1-й уровень - ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЙ - расширение художественного кругозора детей, развитие творческих способностей, формирование эстетического вкуса, общей и танцевальной культуры. Учитываются индивидуальные возможности детского коллектива, его отдельных исполнителей.
2-й уровень - УГЛУБЛЁННЫЙ - освоение техники исполнения разнохарактерных танцев, а также сценического мастерства.
ФОРМЫ и МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Формы организации деятельности обучающихся.
Используются групповая и индивидуальная форма, а также работа с частью коллектива.
Формы проведения занятий.
- учебное занятие;
- беседа;
- игра;
- музыкальное соревнование;
- занятие-праздник;
- концерт;
- конкурс;
- фестиваль.
Методы, используемые при работе:
- метод комбинированных движений, переходящих в небольшие учебные этюды;
- метод расклада, обуславливающийся следующими задачами:
проработка и закрепление пройденного программного материала;
раскрытие индивидуальности кружковца через творческое самовыражение;
воспитание художественного вкуса;
создание хореографических композиций;
выявление и развитие способностей среди участников самодеятельного ансамбля, развитие техничности.
- метод повторения;
- метод коллективного творчества;
- метод объяснения;
- метод ускорения замедления;
- метод заучивания;
- метод «одного па»;
- метод многократного повторения всевозможных движений.
Учебно-тематический план
№ | Темы | Количество учебных часов | Теоретических | Практических |
1 этап обучения 1 год обучения(2 часа в неделю) | ||||
1. | Ритмика | 12ч. | 2ч. | 10ч. |
2. | Элементы классического танца | 10ч. | 2ч. | 8ч. |
3. | Элементы народного танца | 11ч. | 6ч. | 5ч. |
4. | Детские танцы | 15ч. | 5ч. | 10ч. |
5. | В мире танцев | 10ч. | 1ч. | 9ч. |
Итого | 58ч. | 16ч. | 42ч. | |
2 год обучения(2 часа в неделю) | ||||
1. | Ритмика | 11ч. | 2ч. | 9ч. |
2. | Элементы классического танца | 11ч. | 2ч. | 9ч. |
3. | Элементы народного танца | 10ч. | 3ч. | 7ч. |
4. | Детские танцы | 15ч. | 2ч. | 13ч. |
5. | В мире танцев | 11ч. | 2ч. | 9ч. |
Итого | 58ч. | 11ч. | 47ч. | |
2 этап обучения 3 год обучения(3 часа в неделю) | ||||
1. | Элементы классического танца | 11ч. | 1ч. | 10ч. |
2. | Элементы народного танца | 11ч. | 1ч. | 10ч. |
3. | Элементы современных танцевальных стилей | 11ч. | 1ч. | 10ч. |
4. | В мире танцев | 25ч. | 2ч. | 23ч. |
Итого | 58ч. | 6ч. | 52ч. | |
4 год обучения(2 часа в неделю) | ||||
1. | Элементы классического танца | 13ч. | 1ч. | 12ч. |
2. | Элементы народного танца | 15ч. | 1ч. | 14ч. |
3. | Элементы современных танцевальных стилей | 14ч. | 1ч. | 13ч. |
4. | В мире танцев | 16ч. | 1ч. | 15ч. |
Итого | 58ч. | 4ч. | 54ч. | |
3 этап обучения 5 год обучения(2 часа в неделю) | ||||
1. | Элементы классического танца | 14ч. | 1ч. | 13ч. |
2. | Элементы народного танца | 14ч. | 1ч. | 13ч. |
3. | Элементы современных танцевальных стилей | 14ч. | 1ч. | 13ч. |
4. | В мире танцев | 16ч. | 1ч. | 15ч. |
Итого | 58ч. | 4ч. | 54ч. | |
6 год обучения(2 часа в неделю) | ||||
1. | Элементы классического танца | 14ч. | 1ч. | 13ч. |
2. | Элементы народного танца | 14ч. | 1ч. | 13ч. |
3. | Элементы современных танцевальных стилей | 15ч. | 1ч. | 14ч. |
4. | В мире танцев | 15ч. | 1ч. | 14ч. |
Итого | 58ч. | 4ч. | 54ч. |
Содержание изучаемого курса
1 этап обучения
Тема: Ритмика
Знакомство происходит в процессе урока на музыкально-танцевальных упражнениях, музыкальных играх, танцевальных композициях.
Происходит знакомство с характером музыки, темпом, ритмом, музыкальным размером.
Позволяет с наименьшими затратами динамическими оттенками в музыке, характером исполнения и эмоциональной выразительностью.
энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц, а также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развивать гибкость, эластичность стоп.
Тема: Элементы классического танца
В классическом экзерсисе происходит постановка корпуса, а также позиций ног и рук, как на середине зала, так и у станка.
Тема: Элементы народного танца
В народном экзерсисе происходит изучение положение рук, ног, а также основных движений русского, украинского и белорусского танцев.
Тема: Детские танцы
Для освоения детских танцев необходимо ознакомить учащихся с наиболее характерными рисунками танца. Важно также научить их переходу из одного построения в другое.
Тема: В мире танцев
Знакомство учащихся с танцами.
1 год обучения
Тема: Ритмика(12ч.)
Теория:
1.Характер музыки, темп(подскоки, галоп, разные виды бега), ритм, динамические оттенки в музыке(форте, пиано), характер исполнения(легато, стаккато), длительность звука, такт, фраза, предложение, эмоциональная выразительность. Строение музыкальной речи(вступление, окончание вступления, начало и окончание части, периода, предложения, фразы), метроритм(2-4,3-4,4-4)(1ч.)
2. Маршевая и танцевальная музыка. Игровые этюды(«Песенка крокодилы Гена», «Я-чайник»)(1ч.)
Практика:
1. Поклон. Ходьба. Ходьба под музыку.(1ч.)
2. Ходьба с координацией рук и ног. Ходьба с остановкой.(1ч.)
3. Ходьба с приставным шагом. Ходьба на пятках и на носках, не сгибая колени.(1ч.)
4. Ходьба вперед и назад. Ходьба с движениями рук.(1ч.)
5. Ходьба с высоким подниманием колен и легкий бег на носках.(1ч.)
6. Бег. Бег на носках мелкими шагами.(1ч.)
7. Бег с хлопками.(1ч.)
8. Ходьба, подскоки, остановка.(1ч.)
9. Подскоки переменным шагом с продвижением вперед. Упражнения на подскоки.(1ч.)
10. Закрепление.(1ч.)
Теоретических занятий-2 час., практических-10 час.
Тема : Элементы классического танца(10ч.)
Теория:
1. Позиции ног(1,2,3). Для заучивания и закрепления позиций ног можно использовать игру «Ножки, ножки…».(1ч.)
Эту игру можно также использовать при заучивании позиции рук.
2. Позиции рук(1,3,2)(1ч.)
Практика:
1. Demi-plie.(1ч.)
Это упражнение заставляет сдерживать мускулы, приседая, не выпячивать ягодицы, вся фигура более сконцентрирована.
2. Battement tentu.(2ч.)
Это упражнение вырабатывает надёжную и прочную выворотность, чтобы впоследствии, в прыжках, ноги сами при нимали правильную, отчётливую позицию.
3. Port de bras(первое).(1ч.)
4. Port de bras(третье).(2ч.)
Это упражнение лежит в основе великой науки рук в классическом танце. Руки, ноги и корпус воспитываются в отдельности особыми упражнениями; развивается мускулатура ног, манера держать корпус, но только правильное нахождения своего места для рук завершает художественный облик и дает полную гармонию танцу, голова окончательно отделывает его, дает красоту всему рисунку, а завершает его взгляд.
5. Releve.(1ч.)
6. Закрепление.(1ч.)
Теоретических занятий-2 час., практических-8 час.
Тема: Элементы народного танца(11ч.)
Теория:
1 год обучения включает в себя следующие движения:
1. Позиции ног: пять открытых(1,2,3,4,5); пять прямых(1,2,3,4,5): пять свободных и две закрытые(1,2). Положения ноги: нога вытянута, нога присогнута, подъем вытянут, подъем сокращен, положение скошенного подъема, нога на ребре стопы, нога на ребре каблука, низкие полупальцы, средние полупальцы, высокие полупальцы, нога на носке.(1ч.)
2. Позиции рук(1,2,3,4,5,6,7). Положения рук: подготовительное, 1 и 2 положение.(1ч.)
3. Положения корпуса: корпус ровный, вперед, назад, в сторону.(1ч.)
4. Положения головы: голова прямо, повёрнута(вправо, влево), наклонена(вперед, направо или налево), назад.(1ч.)
5. Положения кисти: кисть ладонью вниз, вверх, кисть опущена вниз, кисть поднята вверх.(1ч.)
6. Направления движения: основные и производные(1ч.)
Практика:
Занятия народного танца у станка, особенно в начале обучения, выстраиваются не сразу. Постепенно из отдельных элементов, движений складываются учебные комбинации. Новое движение разучивается лицом к станку, исполняется с одной, затем с другой ноги. При составлении занятия необходимо учитывать, в какое время дня проводится занятие, какая температура в классе и многое другое, что может повлиять на состояние учащихся. Занятия включают 8-9 упражнений, построенных по принципу чередования: упражнения плавные, мягкие чередуются с упражнениями быстрыми, резкими.
Важен практический показ каждого упражнения под музыку. Должен сохраняться единый темп занятия. Объяснения упражнения не должно быть продолжительным, так как затянувшаяся пауза между разучиваемыми движениями приводит к переохлаждению физического аппарата исполнителей. Слишком высокий темп проведения занятия, большое число повторений комбинаций также недопустимы, так как это может привести к перезагрузкам тех или иных групп мышц, а порой- к их заболеванию. Для отдыха можно исполнить одно-два танцевальных движения на середине зала. Разнообразие материала, его умелое чередование и последовательность освоения, умеренная нагрузка на суставно-связочный аппарат-залог успешного проведения занятия и достижения главной цели.
1.Приседания: полуприседания .(2ч.)
2.Приседания: полные приседания.(2ч.)
3.Закрепление.(1ч.)
Приседания вводят в работу коленные, голеностопные и тазобедренные суставы, укрепляют икроножные и ягодичные мышцы, мышцы бедра, пяточное сухожилие, суставы стопы, развивают мягкость, эластичность движений, силу ног. Музыкальный размер 3/4, 2/4, 4/4, 6/8.
Эти упражнения подготавливают учащихся к освоению прыжковых движений.
Теоретических занятий-6 час., практических-5 час.
Тема: Детские танцы(15ч.)
Теория:
Для освоения детских танцев необходимо ознакомить учащихся с наиболее характерными рисунками танца. Важно также научить их переходу из одного построения в другое :
1.круг, полукруг, два круга(1ч.)
2.колонна по одному, по два, по четыре, шеренга(1ч.)
3. цепочка, змейка, круг, звездочка, шахматное построение колонны(1ч.)
4. круг в круге, корзиночка(1ч.)
5. воротца, карусель(1ч.)
Практика:
После усвоения рисунков танца и построений создаются небольшие композиции:
1.Веселая зарядка: полька(2ч.)
2.Приглашение: композиция танца состоит из двух фигур. Первая фигура исполняется в медленном темпе, вторая- в быстром.(2ч.)
3.Смени пару: полька(2ч.)
4.Лошадки: в основе игрового, образного танца- имитация движений запряженных в тройку лошадей.(2ч.)
5.Закрепление.(2ч.)
Теоретических занятий-5 час., практических-10 час.
Тема: В мире танцев(10ч.)
Теория:
1.Знакомство о истории возникновения хореографии.(1ч.)
Практика:
1.Разучивание детских танцев.(4ч.)
2.Отработка позиций рук, ног, корпуса, головы в танце.(2ч,)
3.Отработка исполнительской техники(2ч.)
4.Подготовка танцевальных костюмов. Понятие о макияже. Создание сценического макияжа.(1ч.)
Теоретических занятий-1 час., практических- 9 час.
2 год обучения
Тема: Ритмика(11ч.)
Теория:
1.Знакомство с видеоматериалом партерного экзерсиса.(2ч.)
Практика:
Партерный экзерсис позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Мышцы и суставы подготавливаются к классическому и народному экзерсису у станка, требующим высокого физического напряжения. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развивать гибкость, эластичность стоп.
Упражнения на гибкость выполняются плавно, без рывков, в медленном темпе, до появления ощущения легкой болезненности.
Тема включает в себя:
1.Упражнения для улучшения гибкости шеи. Упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов. (1ч.)
2.Упражнения для улучшения подвижности локтевого сустава и эластичности мышц плеча и предплечья. Упражнения для увеличения подвижности лучезапястных суставов, развития эластичности мышц кисти и предплечья(1ч.)
3.Упражнения для улучшения подвижности суставов позвоночника. Упражнения для улучшения подвижности тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра.(1ч.)
4.Упражнения для улучшения подвижности коленных суставов. Упражнения для увеличения подвижности голеностопного сустава и эластичности мышц голени и стопы.(1ч.)
5. Упражнения у палки для растяжки и формирования танцевального шага. Упражнения для исправления осанки.(1ч.)
6. Прыжки со скакалкой.(1ч.)
7.Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава. Упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов.(1ч.)
8.Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса. Упражнения на улучшение гибкости позвоночника.(1ч.)
9. Упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага. Упражнение на исправление осанки.(1ч.)
Теоретических занятий-2 час., практичексих-9 час.
Тема : Элементы классического танца(11ч.)
Теория:
1.Знакомство с историей русского балета, через просмотр видеоматериала.(2ч.)
Практика:
1.Double battement tentu.(2ч.)
2.Battement tentu jete(2ч.)
Это движение имеет громадное воспитательное значение, и его необходимо исполнять очень точно, следя за выполнением классических правил.
3.Rondde jambepar terre en dehors(1ч.)
4.Saute(1ч.)
5.Sur le cou-de-pied(обхватное).(1ч.)
6.Sur le cou-de-pied(основное).(1ч.)
7.Закрепление.(1ч.)
Теоретических занятий-2 час., практических-9 час.
Тема: Элементы народного танца(10ч.)
Теория:
1.Знакомство с культурой, бытом и традициями народной хореографии, через показ видеоматериала.(3ч.)
Практика:
Упражнения этой темы способствуют развитию подвижности голеностопного сустава. Движение заключается в переводе стопы с носка на пятку и обратно, при этом колени обеих ног вытянуты. Исполняются варианты упражнения, включающие в себя сочетания основного движения с другими- полуприседанием на опорной ноге в момент перевода работающей ноги с носка на пятку; полуприседанием в момент возвращения работающей ноги в позицию и т.д.
2 год обучения включает в себя:
1.Подготовительное упражнение(1ч.)
2.Перевод ноги с носка на пятку и обратно: основной вид(1ч.)
3.Перевод ноги с носка на пятку и обратно: с полуприседанием на опорной ноге(1ч.)
4.Перевод ноги с носка на пятку и обратно: с полуприседанием в момент возвращения ноги в позицию(1ч.)
5.Перевод ноги с носка на пятку и обратно: с подъёмом пятки опорной ноги(1ч.)
Музыкальный размер 2/4,3/4, 6/8.
6.Затем после усвоения движений разучиваются комбинации.(1ч.)
7.Закрепление.(1ч.)
Теоретических занятий-3 час., практических-7 час.
Тема: Детские танцы(15ч.)
Теория:
Повторение рисунков танца и их построении:
1.Круг, полукруг, два круга. Колонна по одному, по два, по четыре, шеренга(1ч.)
2.Цепочка, змейка, круг, звездочка, шахматное построение колонны (1 ч.)
Практика:
После повторения рисунков танца и их построении продолжаем изучать детские танцы:
1.Полкис: финский танец близок польке(7ч.)
2.Сударушка: танец основан на стилизованных движениях хореографического фольклора(6ч.)
Теоретических занятий- 2 час, практических- 13 час.
Тема: В мире танцев(11ч.)
Теория:
1.Показ видео материала с разнохарактерными танцами.(2ч.)
Практика:
1.Разучивание танцев.(3ч.)
2.Отработка позиций рук, ног, корпуса, головы в танце.(3ч,)
3.Отработка исполнительской техники(2ч.)
4.Подготовка танцевальных костюмов. Понятие о макияже. Создание сценического макияжа.(1ч.)
Теоретических занятий- 2 час, практических-9 час.
2 этап обучения
Тема: Элементы классического танца
Продолжение изучения позиции ног, а также основных движений классического танца.
Тема: Элементы народного танца
Продолжение изучения движений рук и основных движений русского танца. А также изучаются движения разнохарактерных танцев.
Тема: Элементы современных танцевальных стилей
Знакомство учащихся с изолированными движениями, с координацией движений и с танцевальными комбинациями.
Тема: В мире танцев
Знакомство учащихся с разнохарактерными танцами
3 год обучения
Тема : Элементы классического танца(11ч.)
Теория:
1.Позиции ног(5 и 4). Первый aradesque. Третий arabesque. (1ч.) Это одни из основных поз современного классического танца. В движении решающую роль играет спина.
Практика:
1.Battement fondu(1ч.)
Это движение принадлежит к стадии более сложных упражнений, так как и та нога, на которой стоит учащийся, принимает участие в работе.
2.Battement frappe(2ч.)
3.Battement releve lent(1ч.)
4.Passe(2ч). Соответствует своему названию- проходящее, переводящее. В танце служит оно как вспомогательное движение, переводящее ногу из одного положения в другое.
5.Grand battement jete(1ч.)
В этом движении корпус не должен производить никаких движений, никаких содроганий, происходящих от неправильных усилий.
6.Port de bras(2)(1ч.)
7.Port de bras(5)(1ч.)
8.Закрепление.(1ч.)
Теоретических занятий-1 час., практических-10 час.
Тема : Элементы народного танца(11ч.)
Теория:
1.Знакомство с культурой, бытом и традициями народных танцев, через печатные источники.(1ч.)
Практика:
Упражнения этой темы развивают подвижность в коленном и голеностопном суставах, укрепляют икроножные мышцы.
При исполнении движения на полуприседании в работу включается пятка опорной ноги, которая при броске работающей ноги опускается на пол, а в момент возвращения её в позицию, переводится на полупальцы. Маленькие броски исполняются резко, четко, с небольшой фиксацией работающей ноги в воздухе. Комбинации составляются из разных видов упражнения, а также в сочетании с другими движениями: «каблучными упражнениями», «дробными выстукиваниями», «подготовкой к «веревочке»». Выполняют упражнение в русском, белорусском или украинском характере. Музыкальный размер 2/4,3/4.
3 год обучения включает в себя следующие движения:
1. Подготовительные упражнения(2ч.)
2. Маленькие броски: основной вид(1ч.)
3. Маленькие броски: с касанием пола вытянутым носком работающей ноги(1ч.)
4. Маленькие «сквозные» броски: основной вид.(2ч.)
5. Маленькие броски с подскоком на опорной ноге.(1ч.)
6. После усвоения материала разучиваются танцевальные комбинации.(2ч.)
7.Закрепление(1ч.)
Теоретических занятий-1 час., практических- 10 час.
Тема : Элементы современных танцевальных стилей(11ч.)
Теория:
1.Знакомство с работой современных танцевальных коллективов, через видеоматериал.(1ч.)
Практика:
Прежде чем приступить к разучиванию упражнений, нужно познакомить учащихся с понятием мышечного напряжения и расслабления. Когда учащиеся овладеют техникой расслабления и напряжения, осознавая степень напряженности каждой группы мышц, они смогут ощутить необходимую меру напряжения при выполнении того или иного движения. Такие упражнения можно выполнять как домашнее задание, самостоятельно. Постоянные тренировки помогут достигнуть того уровня, когда излишнее мышечное напряжение будет сниматься само по себе, органически.
Изолированные движения:
1.Движения головы(наклоны, повороты, квадрат, круг, полукруг)(1ч.)
2.Движения плеч(подъем, опускание, вытягивание плеч)(1ч.)
3.Движения плеч(раскрытие, закрытие, полукруг полный круг)(1ч.)
4.Движения бедрами(квадрат)(1ч.)
5.Движения бедрами(круг, полукруг)(1ч.)
6.Движения бедрами(покачивание вперед-назад, покачивание в сторону)(1ч.)
7.Движения корпуса(прямые наклоны, глубокий наклон вперед)(1ч.)
8.Движения корпуса(перегиб)(1ч.)
9.Координация движения(после освоения изолированных движений соединяем их в различные комбинации)(1ч.)
10.Закрепление.(1ч.)
Теоретических занятий-1 час., практических-10 час.
Тема : В мире танцев(25ч.)
Теория:
1. Показ видео материала с разнохарактерными танцами.(2ч.)
Практика:
1.Разучивание танцев.(10ч.)
2.Отработка позиций рук, ног, корпуса, головы в танце.(2ч,)
3. Навыки выразительного движения. (3 ч.)
3.Отработка исполнительской техники(3ч.)
4.Подготовка танцевальных костюмов. Понятие о макияже. Создание сценического макияжа.(5ч.)
Теоретических занятий- 2 час, практических-23 час.
4 год обучения
Тема : Элементы классического танца(13ч.)
Теория:
1.Знакомство с историей русского балета. Знакомство с биографией русских балерин, через печатные источники и показ видеоматериала.(1ч.)
Практика:
1.Battement developpe(1ч.)
Это движение, которому присущ медленный темп, его следует исполнять с задержкой на крайней точке. При исполнении движения нужно следить за выворотностью, стараться удерживать опорную ногу и корпус на вертикальной оси.
2.Pas de bourre(с переменой ног, без перемены ног)(2ч.)
Это движение относится к связующим движениям и часто применяется на занятиях и в танцевальных композициях для перехода от одних движений к другим или перемены ног между движениями. Также это движение в классическом танце используют для передвижения чеканно танцевальным шагом.
3.Полуповорот на двух ногах(1ч.)
4.Полный поворот на двух ногах(1ч.)
При исполнении поворота следует мысленно представить себе вращение корпуса точно вокруг оси. Взгляд на мгновение задержать в точке начала поворота, а затем, как бы обгоняя поворот, быстро перевести в точку завершения поворота.
5.Changement de pieds(1ч.)
По мере усвоения темп ускоряется, прыжок исполняется из затакта, без пауз. Прием вырабатывает мягкость и эластичность прыжка, устраняя малейшую его жесткость.
6.Pas echappe(1ч.)
По мере усвоения темп ускоряется, прыжок исполняется из затакта, без пауз
7.Pas assemble(1ч.)
Этот прыжок является существенным началом для выработки. По мере усвоения темп ускоряется, прыжок исполняется из затакта, без пауз.
8.Pas ballonnee(в сторону с подменной ноги)(1ч.)
При исполнении движения корпус и руки должны оставаться при прыжке в неподвижном состоянии принятой позы, чтобы не чувствовалось усилия и передергивания в руках в виде мнимой помощи прыжку.
9.Pas glissade(1ч.)
10.Temps lie(2ч.)
Теоретических занятий-1 час., практических- 12 час.
Тема : Элементы народного танца(15ч.)
Теория:
1.Знакомство с историей, культурой и бытом народной хореографии, через печатные источники.(1ч.)
Практика:
Движения данной темы являются важной составной частью занятия народного танца у станка. При исполнении круговых движений ступня работающей ноги проводится ребром внешней стороны от пятки до носка опорной ноги и далее вытянутым подъемом проводится по полукругу до 2 позиции или назад. В результате попеременного сокращения мышц внутренней и наружной стороны голеностопного сустава, развиваются и укрепляются мышцы стопы, вырабатывается подвижность в голеностопном и тазобедренном суставах. Движения могут усложняться полуприседанием на опорной ноге, поворотом пятки опорной ноги, «восьмеркой», «растяжкой». Музыкальный размер ¾,2/4.
4 год обучения включает в себя следующие движения:
1.Круговые движения по полу носком: основной вид.(2ч.)
2.Круговые движения по полу носком: с полуприседанием на опорной ноге.(1ч.)
3.Круговые движения по полу носком: с поворотом пятки опорной ноги.(1ч.)
4.Круговые движения по полу носком: с полуприседанием и поворотом пятки опорной ноги.(1ч.)
5.Круговые движения по полу пяткой: основной вид.(1ч.)
6.Круговые движения по полу пяткой: с полуприседанием на опорной ноге.(1ч.)
7.Круговые движения по полу пяткой: с поворотом пятки опорной ноги.(1ч.)
8.Круговые движения по полу пяткой: с полуприседанием и поворотом пятки опорной ноги.(1ч.)
9. «Восьмерка»: основной вид.(1ч.)
10. «Восьмерка»: с полуприседаниями на опорной ноге.(1ч.)
11. «Восьмерка»: в сочетании с «растяжкой».(1ч.)
12. После усвоения движений разучивается танцевальная комбинация.(2ч.)
Теоретических занятий-1 час., практических-14 часов.
Тема : Элементы современных танцевальных стилей(14ч.)
Теория:
1.Знакомство с работой современных танцевальных коллективов, через видеоматериал.(1ч.)
Практика:
Занятия начинаются с освоенных изолированных движений, после чего переходят к их координации»от простого-к сложному». Постепенно в занятии вводятся танцевальные комбинации с использованием хорошо усвоенных элементов.
Танцевальные комбинации:
1.Полуприседание(1ч.)
2.Четвертные повороты(1ч.)
3.Икс(1ч.)
4.Пружинка(1ч.)
5.Скольжение. Перекат (1ч.)
6.Двойное покачивание с восьмеркой руками(1ч.)
7.Променад(1ч.)
8.Твист с кругом руками(1ч.)
9.Буратино. Пульсар (1ч.)
10.Кик с перескоком. Шассе с перескоком(1ч.)
11.Лягушонок. Челнок (1ч.)
12.Затем заучивается танцевальная разминка, которая передает гибкость суставам и мышцам, улучшает кровообращение и дыхание, повышает тонус мышц всего тела, улучшает осанку.(1ч.)
13.Закрепление.(1ч.)
Теоретических занятий-1 час., практических-13 час.
Тема : В мире танцев(16ч.)
Теория:
1. Показ видео материала с разнохарактерными танцами.(1ч.)
Практика:
1.Разучивание танцев.(9ч.)
2.Отработка позиций рук, ног, корпуса, головы в танце.(2ч.)
3.Отработка исполнительской техники(3ч.)
4.Подготовка танцевальных костюмов. Понятие о макияже. Создание сценического макияжа.(1ч.)
Теоретических занятий- 1 час, практических-15 час.
3 этап обучения
Тема: Элементы классического танца
Помимо движений изученных на 1 и 2 этапах обучения у станка и на середине зала, дополнительно изучается еще ряд движений. Ряд движений у экзерсиса исполняются на полупальцах.Все движения классического экзерсиса исполняются на середине зала,как en face,так и в позах.
Тема: Элементы народного танца
Помимо материала, освоенных на предыдущих этапах обучения, добавляются более сложные элементы знакомых народных танцев, а также включаю новый материал по своему выбору.
Тема: Элементы современных танцевальных стилей
Продолжение изучения изолированных движений, координаций движений, танцевальных комбинаций. Изучение современного танца.
Тема: В мире танцев
Знакомство учащихся с разнохарактерными танцами.
5 год обучения
Тема : Элементы классического танца(14ч.)
Теория:
1.Знакомство с историей зарубежного балета, через печатные источники и демонстрационный материал.(1ч.)
Практика:
Помимо движений изученных на 1 и2 этапах, дополнительно изучаются следующие элементы: 1.grand plie(1ч.)
2.petit battement sur le cou-de-pied(2ч.)
3.pirouette по 5 и 2 позициям(1ч.)
4.pas tombee на месте и с продвижением(2ч.)
5.grand battement jete balancoire(2ч.)
6.pirouettes, поворот soutenu на месте и с продвижением(1ч.)
7.pas glissade en tourmant(1ч.)
8.pas de bourre dessus(1ч.)
9.pas de bouree balloted(2ч.)
Теоретических занятий-1час., практических-13час.
Тема : Элементы народного танца(14ч.)
Теория:
1.Знакомство с культурой, бытом и традициями народных танцев, через печатные источники.(1ч.)
Практика:
Упражнения этой темы исполняются на полуприседании. При этом участие в выполнении упражнения принимают обе ноги. Работающая нога раскрывается на пятку и возвращается в позицию, а пятка опорной ноги то опускается на пол, то вновь поднимается над полом. Каблучные упражнения можно разделить на низкие, средние и высокие. Они развивают подвижность в коленных, тазобедренных суставах, укрепляют голеностоп, ахиллесово сухожилие, икроножную мышцу, мышцы бедра. Могут сочетаться с переступаниями, «ковырялочкой», прыжком. Комбинируются с «маленькими выстукиваниями», «подготовкой к «веревочке»». Музыкальный размер 2/4.
5 год обучения включает в себя следующие движения:
1. Каблучные упражнения низкие: основной вид(1ч.)
2. Каблучные упражнения низкие: с поочередным переводом ноги с пятки на носок и обратно(1ч.)
3. Каблучные упражнения средние: основной вид(1ч.)
4. Каблучные упражнения средние: со скользящим ударом полупальцами работающей ноги(1ч.)
5. Каблучные упражнения средние: с переступаниями на полупальцах(1ч.)
6. Каблучные упражнения средние: с «ковырялочкой»(1ч.)
7. Каблучные упражнения высокие: основной вид(1ч.)
8. Каблучные упражнения высокие: с перескоком и раскрыванием в прыжке ноги на пятку.(1ч.)
9. Каблучные упражнения из 1 прямой позиции(1ч.)
10.После усвоения материала разучивается танцевальная композиция.(1ч.)
Помимо каблучных упражнений разучиваются дробные выстукивания, которые подготавливают учащихся к исполнению дроби на середине зала. Дробные выстукивания исполняются всей ступней, каблуком и т.д. Движения развивают четкость, ритмичность, силу ног, укрепляют мышцы стопы, икроножные мышцы. Могут комбинироваться с «каблучными упражнениями». Музыкальный размер 2/4, 3/4.
Включают в себя движения:
11..По 1 прямой позиции: всей ступнёй, каблуком, каблуком и полупальцами, из 1 прямой позиции вперед.(1ч.)
12.По 3 открытой позиции: всей ступней, каблуком и полупальцами.(1ч.)
13.После усвоения материала разучиваются танцевальные комбинации.(1ч.)
Теоретических занятий-1час., практических-13час.
Тема : Элементы современных танцевальных стилей(14ч.)
Теория:
1.Знакомство с работой современных танцевальных коллективов, через видеоматериал.(1ч.)
Практика:
1.Изолированные движения(2ч.)
Повторяются ранее разученные движения отдельными частями тела с целью совершенствования техники изоляции.
2.Координация движения(2ч.)
Разученные ранее соединения однонаправленных движений усложняются за счет вовлечения трех и более центров с движениями рук, перемещением на простых или приставных шагах, подскоках, шассе. Упражнения усложняются также за счет введения оппозиционного направления движений различных частей тела.
3.Спираль(2ч.)
Движения исполняются слитно, одно за другим, как бы по спирали вниз.
4.Волна вперед.(2ч.)
Желательно изучать это движение у станка или представить себе, что учащийся стоит перед стеной, которой он касается последовательно коленями, бедрами, грудью, плечами и головой.
5.Боковая волна.(3ч.)
6.Ступенчатое расслабление.(2ч.)
Теоретических занятий-1час., практических-13час.
Тема : В мире танцев(16ч.)
Теория:
1. Показ видео материала с разнохарактерными танцами.(1ч.)
Практика:
1.Разучивание танцев.(10ч.)
2.Отработка позиций рук, ног, корпуса, головы в танце.(2ч,)
3.Отработка исполнительской техники(3ч.)
4.Подготовка танцевальных костюмов. Понятие о макияже. Создание сценического макияжа.(1ч.)
Теоретических занятий- 1 час, практических-15 час.
6 год обучения
Тема : Элементы классического танца(14 часов)
Теория:
1.Знакомство с биографией зарубежных балерин, через печатные источники.(1ч.)
Практика:
1.Tour en dehors c degage.(1ч.)
2.Tour en dedans c coupe.(1ч.)
3.Tour chaine.(1ч.)
Позы arabesques, attitudes на 90 градусов,
4.4 arabesques.(1ч.)
5.4 и 6 port de bras.(1ч.)
6.temps lie на 90 градусов.(1ч.)
Pas jete в различных вариантах.
7.Pas sissonne ouverte.(1ч.)
8.Pas sissonne fermee.(1ч.)
9.Pas de chat. Pas emboite.(1ч.)
10.Pas sissone simple en tournant.(1ч.)
11.Entrechats-quatre.(1ч.)
12.Royale.(1ч.)
13Pas echappe battu.(1ч.)
Теоретических занятий-1час, практических-13 час.
Тема : Элементы народного танца(14 часов)
Теория:
Знакомство с историей, культурой и бытом народных танцев, через печатные источники и демонстрационный материал.(1ч.)
Практика:
Упражнения этой темы включает в себя: низкие и высокие развороты ноги. Упражнения развивают прежде всего плавность движений, подвижность в коленных и тазобедренных суставах, укрепляют икроножные мышцы, мышцы бедра. Важным является чередование медленных и быстрых разворотов ноги, которые могут усложняться подъемом на полупальцы, наклонами и перегибаниями корпуса, «растяжками», прыжком. На занятии низкие и высокие развороты ноги комбинируются с «круговым движениями», с «раскрываниями ноги на 90 градусов». Музыкальный размер ¾, 6/8, 2/4.
6 год обучения включает в себя движения:
1. Подготовительное упражнение(1ч.)
2. Низкие развороты медленные: основной вид, с подъёмом на полупальцы (1ч.)
3. Низкие развороты ноги быстрые: основной вид, с подъёмом на полупальцы (1ч.)
4. Высокие развороты ноги медленные и быстрые (1ч.)
5. Наклоны и перегибы корпуса: основной вид, с подъемом на полупальцы (1ч.)
6. После усвоения материала разучиваются танцевальные комбинации.(1ч.)
Помимо низких и высоких разворотов ноги разучивается подготовка к «веревочке». Упражнения развивают подвижность в коленном и тазобедренном суставах, подготавливают учащегося к исполнению на середине зала. Музыкальный размер 2/4.
Включает в себя движения:
7.Основной вид: с полуприседанием, с подъёмом на полупальцы, с поворотами согнутой в колене ноги к станку и от станка(1ч.)
8.Основной вид: с поворотами колена и подъёмом на полупальцы, с прыжком.(1ч.)
9.Повороты работающей ноги из выворотного положения в невыворотное и обратно: с полуприседанием(1ч.)
10. Повороты работающей ноги из выворотного положения в невыворотное и обратно: с подъёмом на полупальцы(1ч.)
11.Подготовка к «веревочке» с поворотом пятки опорной ноги: основной вид, с подъемом на полупальцы (2ч.)
12.После усвоения материала изучается танцевальная комбинация.(1ч.)
Теоретических занятий-1час, практических-13час.
Тема : Элементы современных танцевальных стилей(15 часов)
Теория:
Знакомство с работой современных танцевальных коллективов, через видеоматериал.(1ч.)
Практика:
Разучивание танцевальных комбинаций:
1.Уголки.(1ч.)
2.Сброс плеч.(1ч.)
3.Припадание.(1ч.)
4.Бамп.(1ч.)
5.Маятник.(1ч.)
6.Мим.(1ч.)
7.Равновесие.(1ч.)
8.Пирамида.(1ч.)
9.Каратэ.(1ч.)
10.Выпад-battement.(1ч.)
11.Скольжение с отскоком.(1ч.)
12.Battement вперед.(1ч.)
13.Battement назад.(1ч.)
14.Ребус.(1ч.)
Теоретических занятий-1час., практических-14час.
Тема : В мире танцев(15 часов)
Теория:
Знакомство с историей, культурой и бытом народов, через показ видеоматериала.(1ч.)
Практика:
1.Разучивание танцев.(7ч.)
2.Отработка позиций рук, ног, корпуса, головы в танцах.(3ч.)
3.Отработка исполнительской техники(3ч.)
4.Подготовка танцевальных костюмов. Понятие о макияже. Создание сценического макияжа.(1ч.)
Теоретических занятий-1час., практических-14час.
Методическое обеспечение программы.
Любой танец воздействует на зрителя лишь тогда, когда искусство танцовщика основывается на выразительном, а не механическом жесте, реалистическом, а не абстрактном действии.
Следовательно, внеучебной работе надо подвести учащихся к тому,чтобы они стремились выполнять каждое движение не только технически грамотно и физически уверенно, но и творчески увлеченно, музыкально.
Методика учебно – воспитательной работы не может быть единой для всех творческих объединений, так как коллективы отличаются друг от друга творческим направлением, численностью, возрастным составом, интеллектуальным уровнем учащихся.
Метод работы по данной программе предполагает:
➢ Поэтапное, вариативное обучение детей.
➢ Присутствие игрового момента на первоначальном этапе обучения.
➢ Поиск интересного музыкального материала.
➢ Творческий подход к работе.
Освоение элементов программы происходит постепенно и от опыта и интуиции педагога зависит, когда и насколько усложнить движение. Необходимо выбирать оптимальный режим усложнения, опираясь на индивидуальные и возрастные особенности учащихся.
В целях создания положительной мотивации необходимо использовать игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.
В процессе освоенияпрограммынеобходимоиспользоватьследующие методы разучивания танцевальных движений:
➢ метод разучивания по частям (движение делится на простые части и каждая часть разучивается отдельно);
➢ целостный метод разучивания (заключается в разучивании движения целиком, в замедленном темпе);
➢ метод временного упрощения движения (сложное упражнение сводится к простой структуре и разучивается в таком виде, затем движение постепенно усложняется, приближаясь к законченной форме).
Для достижения цели, задач и содержании программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие хореографические принципы:
- принцип формирования у детей художественного восприятия через танец;
- принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;
- принцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность, пластичность.
Принципы дидактики:
- принцип развивающегося и воспитывающего характера обучения;
- принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства;
- принцип движения от простого к сложному, как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений, элементов народного танца;
- принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;
- принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип доступности и посильности;
- принцип прочности обучения как возможность применять полученные знания во внеурочной деятельности, в учебных целях.
Методы применяемые для реализации программы
в работе с учащимися
1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения - образы.
2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др.
3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.
4. Метод практического обучения, где в учебно - тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.
Приемы:
- комментирование;
- инструктирование;
Техническое и дидактическое обеспечение занятий.
Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально - технического обеспечения:
- наличие специального зала, оснащенного зеркалами, тренировочными станками;
- качественное освещение в дневное и вечернее время;
- музыкальная аппаратура, аудиозаписи;
- специальная форма и обувь для занятий (для занятий партером - коврик);
- костюмы для концертных номеров (решение подобных вопросов осуществляется совместно с родителями).
Список используемой литературы
1. Т. Барышникова «Азбука хореографии». Айрис пресс «Рольф»
Москва 1999г.
2. А.Я. Ваганова «Основы классического танца». Санкт-Петербург 2002г.
3. Г. Я. Власенко «Танцы народов Поволжья». Издательство «Самарский университет» 1992г.
4. Г.П. Гусев « Методика преподавания народного танца» ГИЦ « Владос»
Москва 2002г.
5. М.Я. Жорницкая «Танцы народов севера». Москва «Советская Россия» 1988г.
6. С.И. Мерзлякова « Фольклор – музыка – театр» ГИЦ «Владос»
Москва 1999г.
7. Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная « Учите детей танцевать
Гуманитарный издательский центр « Владос» Москва 2003г.
8. «Танцуем, играем и поем». Молодежная эстрада 1-2000г.
9. «Учимся танцевать» шаг за шагом. «Попурри» Минск 2002г.