Программа "В риитме танца"
Рабочая программа "В ритме танца". 1 год обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_ritme_tantsac.doc | 165.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБУ ДО «Свердловский центр детского творчества»
Рабочая программа
« В ритме танца»
Педагога дополнительного образования
Подделковой Н.А.
2018
Пояснительная записка.
Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку,- тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка, и возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки.
Программа нацелена на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться и варьироваться в зависимости от возможности детей.
Доказано, что занятия движениями под музыку для детей имеет особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследования Н.А.Бернштейна, В.М.Бехтерева, методика М.Фильденкрайза и др.) В то же время, движения под музыку являются для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию.
В процессе музыкально-ритмических занятий наряду с задачами общего физического развития, оздоровления детей решаются задачи эстетического воспитания ребенка. Музыка, хорошо подобранная к движениям, помогает занимающимся закреплять мышечное чувство, а слуховым анализаторам запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Все это постепенно воспитывает музыкальную память, закрепляет привычку двигаться ритмично, красиво. Овладевая новыми всё более сложными музыкальными движениями, занимающиеся стремятся соразмерять их во времени и пространстве, подчинять ритмическому рисунку, требованиям пластики и внешней выразительности.
Возможность использования бесконечных вариаций движений (по форме, структуре, последовательности выполнения). В зависимости от создаваемого музыкального образа позволяет занимающимся расширить представления о двигательных возможностях организма, познавать закономерности движений во взаимосвязи с музыкой и таким образом практически осуществлять связь между умственным образованием и физическим воспитанием.
Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения красивее, энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение занимающихся.
В работе с младшими школьниками уделяется особое внимание освоению имитационных и образно-игровых движений. С этих движений начинается развитие образного мышления и фантазии, развитие двигательных качеств, пластичности, ловкости. Например: игровые упражнения «зайчики», «мячики», «пружинки», «часики с кукушкой» - движения головы и шеи, «кошечка» - упражнения на гибкость спины, и т. д. Эти движения могут предлагаться с музыкальным сопровождением, под слово, в игровых ситуациях, а также в танцевальных композициях. Например: танцевальная композиция на детскую песенку « Кузнечик». Сначала мы разучиваем песню, дети представляют и показывают персонажей песни, как они понимают их роль. Затем по куплету разучиваются движения танца
Развитие творческого мышления связано с развитием психических процессов: восприятия, памяти, воображения и речи. Во многих композициях сочетается исполнение движений по показу, и свободное, самостоятельное выполнение движений .В танце-шутке «Путешествие в зоопарк» наряду с повторением движений дети сами придумывают, каких животных они увидели в зоопарке и показывают их, комментируя их характер: «грустный жираф», «весёлая обезьяна», «добрый медведь», т.п. Переход от подражания к самостоятельности требует включения самоконтроля, волевых усилий, быстроты реакции, психологической раскрепощенности. Не все дети могут сразу импровизировать, некоторым необходимо время, чтобы привыкнуть к музыке, обдумать движения. Задача педагога подбадривать, стимулировать творческую деятельность, подобрать сравнения, характеризующие игровой образ. Чтобы добиться успеха, необходимо сформировать установку на исполнение композиции. Наилучшим образом это удается, если совпадают музыка и содержание композиции с интересами индивидуальностью ребёнка. Разнообразные музыкально-ритмические композиции требуют разных установок, опоры на различные образы. Например: творческое задание «Осенний лес»: исполнение требует игры воображения, представления образов осенней природы, шороха листьев, обилия грибов, ягод, затихающих животных и птиц .И совсем иная установка на исполнение композиции «Оркестр» она преподносится как игра в будущих музыкантов .В творческих заданиях нет цели идеального исполнения танцевальных движений, главное чтобы ребёнок с удовольствием мог проявить фантазию, оригинальность мышления, выдумки и не боялся быть в центре внимания. Главное- активизировать внимание детей, пробуждение и поддержание у них интереса к творчеству, развитию творческого воображения. Например, композиция «Хоровод» включается в занятия через рассказ о русских народных традициях, пение хороводной песни, а также танцевальную импровизацию под музыку. С целью более эффектного, эмоционального и выразительного исполнения учащимся предлагается атрибутика, элементы костюмов.
Цели и задачи обучения.
Цель программы - формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений способностей, качеств личности; развитие образного мышления и фантазии.
Задачи:
1.Обучающие:
-знакомство с историей и особенностями бального и народного танца;
-знакомство с понятиями и терминологией;
-овладение основными движениями и фигурами танца;
-обучение основам музыкальной грамотности;
2.Развивающие:
-развитие общей культуры личности путём приобщения ребёнка к ритмике;
-развитие двигательных, координационных и музыкальных данных детей;
-развитие воображения через умение сформировать танец на основе простейших танцевальных движений;
3.Воспитывающие:
-формирование коммуникативной культуры через знание и умение взаимодействовать с партнёрами на танцевальной площадке;
-формирование навыков творческой деятельности у учащихся, проявляющих увлечённость;
4.Специальные:
-оптимизация роста и развития опорно-двигательного аппарата ребёнка;
-совершенствование психомоторных способностей детей;
-развитие творческих и созидательных способностей детей;
- сохранение и укрепление здоровья.
Принципы обучения.
Процесс обучения в курсе хореографии в основном построен на peaлизацию дидактических принципов.
Принципы сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу.
Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений.
Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.
Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий.
Принцип гуманности в воспитательной работе выражает:
- безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка;
- глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей;
- создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;
Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.
Методы и методические приемы обучения.
Игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей младшего школьного возраста является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста.
Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на уроке, а о том, чтобы пронизывать урок игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.
Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.
Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.
Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения.
Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой.
Организация образовательного процесса.
На предмет «Ритмика» согласно программе внеурочной деятельности отводится 4ч в неделю. Курс рассчитан на 1 год.
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.
Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами: муз. грамота, беседы о хореографическом искусстве.
Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.
Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На этих занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях.
Обучение танцевальным движениям происходит поэтапно:
1 этап – начальное разучивание.
На этом этапе формируются двигательные представления о действии в каждой опорной точке и выполнении движения в целом.
2 этап – детализированное обучение.
Формируется полная развернутая основа движения, уточняются действия по частям. Движения отрабатываются с помощью многократных повторов элементов и движения в целом.
3 этап – закрепление и дальнейшее совершенствование. Разученные танцевальные движения объединяются в этюд, танец, сцену. Учащиеся проявляя творчество самостоятельно придумывают композиции из разученных элементов. Применяют их в играх.
На этом этапе ставятся задачи:
- добиться техники выполнения движения без отклонений от нормы и совершенствование её
- добиться оптимальной свободы и выразительности действий
- развивать эмоциональность при выполнении танцевальных движений, работать над образом в танце
Структура урока ритмического воспитания:
- Построение, поклон, объявление задач урока.
- Подвижная разминка в традиционной форме или игровой.
- Повторение и разучивание новых элементов танцев.
- Музыкальная или ритмическая игра.
- Построение, игра на внимание.
- Подведение итогов урока, поклон.
Если форма урока- конкурс, то сразу после разминки начинается конкурсный показ на лучшее исполнение танцевальных композиций и в конце урока подводятся итоги.
На уроке- фестивале после разминки дети показывают группами, парами, по одному заранее приготовленные или из ранее изученных танцевальные этюды с элементами костюмов. В конце урока подводится итог.
Предполагаемые результаты.
Универсальные:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в ритмических движениях;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;
— технически правильно выполнять музыкально-ритмические действия, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные:
- музыкальность - способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, ритмом и темпом.
- двигательные умения:
а) координация, ловкость движений- точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе (а также в других общеразвивающих и танцевальных видах движений)
б) гибкость, пластичность- мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения («лодочка», « лягушка», «берёзка»)
- подвижность (лабильность) нервных процессов - проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки.
Критерии определения результативности
1 год обучения | |
Высокий уровень | Ребенок самостоятельно находит свое место в строю, принимает правильное исходное положение, умеет держать интервал, четко выполнять инструкции педагога, выполнять несложные движения в соответствии с темпом, ритмом, динамикой музыкального произведения. |
Средний уровень | Ребенок допускает ошибки, которые исправляет с помощью учителя. Выполняет несложные движения вместе с педагогом. Находит место в строю, не всегда держит дистанцию, не соотносит свое положение по отношению к другим. |
Низкий уровень | Ребенок не ориентируется в пространстве, не понимает инструкции педагога, не успевает за темпом мелодии, ему требуется постоянная помощь. |
Основной показательный результат уроков ритмики наглядно демонстрируется школьниками на смотрах самодеятельности, отчетных концертах, мероприятиях.
Содержание программы «В ритме танца»
Содержание программы
1 четверть (18 часов)
1. Период адаптации – введение в предмет, чем занимаются на занятиях хореографии.
2. Подвижные игры, игры-забавы, сюжетные занятия.
3. Строевые приемы: построение в шеренгу, нахождение своего места в строю, движения врассыпную.
2 четверть (14 часов)
1. Ритмико-гимнастические упражнения. Упражнения с предметами, упражнения на развитие мелкой моторики, несложные ритмические упражнения.
2. Обучение танцам. Танцевальные шаги, ходьба с акцентом, разучивание элементов танца «Петушок»
3. Игры под музыку. Имитация движений зверей и птиц, игра, сидя на стульчике, театрализация.
3 четверть (18 часов)
1. Ритмико-гимнастические упражнения. Упражнения на ориентировку в пространстве, коррекционные упражнения на исправление осанки.
2. Обучение танцам. Изучение несложных танцевальных движений, танец «Гуси».
3. Игры под музыку. Сюжетные игры под музыку.
4 четверть (16 часов)
1. Ритмико-гимнастические упражнения. Строевые упражнения, музыкально-ритмическая разминка «Если весело живется», «Часики».
2. Обучение танцам. Разучивание несложных ритмичных движений, поскоки, приседания, повороты на месте и в движении.
3. Игры под музыку. Игра «Эхо», «Кто быстрее»
- Мягкий шаг;
- Марш;
- Сценический бег;
- Высокий острый бег;
- Ходьба на высоких, низких полупальцах;
- Ходьба на пятках, в полуприсяде;
- Ходьба с высоким подниманием бедра;
- Высокий острый бег;
- Галоп;
- Прыжки на двух, смешанные;
- «Гармошка»;
- «Ёлочка»;
- Положения рук в разных характерах;
- Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц, различный характер и способ движения, на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости координации;
- Имитационные упражнения (разнообразные образно-игровые движения, жесты);
- Плясовые движения (элементы эстрадного, народного, детского танца, разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические движения);
- Развитие умений ориентироваться в пространстве (самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, в пары, в шеренгу, в 2, 3 шеренги, в несколько кругов и др.);
- Музыкальные игры.
Рекомендуемый репертуар: «Буги-вуги», «Летка-енка», «Попрыгушки», «Хоровод», «Танец маленьких утят», «Приветствие», диско-танцы, музыкальный, стирка, Матросский танец».
Календарно-тематическое планирование по ритмике.
Первый год обучения .
1 четверть | ||||||
№ | Программный материал | Кол-во часов | Сроки | Наглядность | Коррекционные задания | Формы контроля |
1 | Урок-знакомство «Здравствуй, это Я!» | 1 | Музыкальные инструменты, фонограммы, популярные детские песни. | Упражнения на расслабление мышц. | Педагогическое наблюдение | |
2 | Урок-путешествие «По стране игрушек». | 1 | Музыкальные инструменты, фонограммы, популярные детские песни. | Упражнения на снятие мышечного напряжения. | Педагогическое наблюдение | |
3 | Урок-экскурсия «Удивительное рядом» (посещение концерта) | 1 | Знакомство с музыкальным и хореографическим творчеством. | Педагогическое наблюдение | ||
4 | Сюжетный урок «Путешествие в Кукляндию» | 1 | Мячи, обручи, фонограммы песен. | Упражнения на взаимодействие в паре. | Педагогическое наблюдение | |
5 | Урок-игра «Ты, я, он, она – вместе дружная семья!» | 1 | Костюмы, маски, фонограммы. | Упражнения на снятие мышечного напряжения. | Педагогическое наблюдение | |
6 | Сюжетный урок «Веселая карусель» (знакомство с русскими народными инструментами) | 1 | Музыкальные инструменты, фонограммы, популярные детские песни. | Упражнения на развитие слухового восприятия | Педагогическое наблюдение | |
7 | Урок-экскурсия «Времена года». | 1 | Фонограммы, видеосюжеты. | Наблюдение за изменениями в природе, прослушивание музыкальных произведений. | Педагогическое наблюдение Итоговое занятие | |
8 | Урок-игра «Разноцветная семейка» (знакомство с русскими народными инструментами) | 1 | Мячи, обручи, фонограммы песен, музыкальные инструменты. | Упражнения на развитие слухового восприятия | Педагогическое наблюдение | |
9 | Урок-путешествие «Играй – город» | 1 | Костюмы, маски, фонограммы. | Упражнения на развитие внимания. | Итоговый урок |
2 четверть | |||||||
№ | Программный материал | Кол-во часов | Сроки | Повторение | Наглядность | Коррекционные задания | Формы контроля |
1 | 1. Перестроение из одной шеренги в другую, упражнения с флажками. Перекаты в положении «лежа», «стоя», «сидя». 2. Разучивание элементов русской пляски. 3. Музыкально-подвижная игра «Сидя на стульчике» | 2 | Ходьба по периметру зала с четкими поворотами. | Музыкальные инструменты, фонограммы, популярные детские песни, флажки. | Упражнения для коррекции осанки. | Педагогическое наблюдение | |
2 | 1. Ритмико-гимнастические упражнения с мячами. Упражнения на развитие гибкости стопы. 2. Ритмический танец «Петушок» 3. Музыкально-подвижная игра «Цапля и лягушки» | 2 | Разминка для мышц рук. | Мячи большие, мячи маленькие, фонограммы песен, музыкальные инструменты. | Упражнения на профилактику плоскостопия. | Педагогическое наблюдение | |
3 | 1. Акцентированная игра с выделением сильной доли, ритмико-гимнастические упражнения на развитие пластики. 2. Ритмический танец «Петушок». 3. Музыкально-подвижная игра. | 3 | Повороты головы. | Игрушки, фонограммы песен, музыкальные инструменты. | Упражнения на развитие слухового восприятия. | Педагогическое наблюдение Итоговое занятие |
3 четверть | |||||||
№ | Программный материал | Кол-во часов | Сроки | Повторение | Наглядность | Коррекционные задания | Формы контроля |
1 | 1. Ходьба по диагонали, прыжки, упражнения с обручем. 2. Разучивание танца «Стульчик». 3. Музыкально-подвижная игра «Карусель». | 2 | Построение в шеренгу, круг. | Музыкальные инструменты, фонограммы, популярные детские песни. | Упражнения на развитие внимания. | Педагогическое наблюдение | |
2 | 1. Ходьба по залу «змейкой», коррекционно-развивающие упражнения на исправление осанки. 2. Танец на стульчике. 3. Музыкально-подвижная игра «Карусель» | 2 | Строевые приемы. | Фонограммы песен, музыкальные инструменты. | Упражнения ориентировку в пространстве. | Педагогическое наблюдение | |
3 | Сюжетный урок «На лесной опушке» | 2 | Комбинации движений, закрепление пройденного. | Фонограммы песен, музыкальные инструменты. | Упражнения на развитие образного мышления. | Педагогическое наблюдение | |
4 | 1. Танцевально-ритмическая разминка «Если весело живется» 2. Приставной шаг. 3. Музыкально-подвижная игра «Шла коза по лесу». | 3 | Движения по залу со сменой направления. | Фонограммы песен, музыкальные инструменты. | Коррекционно-развивающие упражнения на исправление осанки. | Педагогическое наблюдение Итоговое занятие |
4 четверть | |||||||
№ | Программный материал | Кол-во часов | Сроки | Повторение | Наглядность | Коррекционные задания | Формы контроля |
1 | 1. Движения по залу со сменой характера мелодии, разучивание танцевально-ритмической разминки «Часики». 2. Приставной шаг в разных направлениях. 3. Музыкально-подвижная игра «Шла коза по лесу». | 2 | Ходьба с четкими поворотами, смена направлений движения. | Музыкальные инструменты, фонограммы, популярные детские песни. | Упражнения на развитие мелкой моторики. | Педагогическое наблюдение | |
2 | 1. Движение по залу в соответствии с динамикой мелодии, танцевально-ритмическая разминка «Часики». 2. Галоп по кругу в разных направлениях. 3. Музыкально-подвижная игра «Эхо». | 2 | Построение в одну колонну. | Фонограммы песен, музыкальные инструменты. | Упражнения на снятие мышечного напряжения. | Педагогическое наблюдение | |
3 | 1. Построение в одну колонну, в две колонны в движении. 2. Поскоки на месте с движением, разучивание элементов танца полька. 3. Музыкально-подвижная игра «Кто быстрее». | 2 | Ходьба по залу с движениями рук. | Фонограммы песен, музыкальные инструменты. | Упражнения на развитие слухового восприятия. | Педагогическое наблюдение | |
4 | 1. Движение «гусеницей», упражнения на координацию. 2. Танец Полька. 3. Музыкально-подвижная игра «Кто быстрее». | 1 | Разминка для мышц шеи. | Фонограммы песен, музыкальные инструменты. | Упражнения на координацию движений. | Педагогическое наблюдение | |
5 | Сюжетный урок «Вместе весело шагать» | 1 | Итоговое занятие |
Список литературы.
1. Вайзман, Н.П.
Психомоторика умственно отсталых детей [текст] / Н.П. Вайзман. - М.: Аграф, 1997. – 128с.
2. Детские забавы [текст] : Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. – М.: Просвещение, 1991. – 64с.
3. Детские подвижные игры [текст] / Сост. В.И. Гришков. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1992. – 96с.
4. Детский фольклорный праздник [текст] : Учебно-методическое пособие /сост.: Л.В. Фибих, Н.В. Курботова. – Кемерово: 1997. – 79с.
5. Ермолаев, Ю.А.
Народные подвижные игры [текст] : Учебное пособие / Ю.А. Ермолаев,
Ю.Ю. Ермолаева – М.: 1990.-130 с.
6. Игры на каждый день [Текст] : Пособие для организаторов развивающего досуга / авт.-сост.: А.А. Данилков, Н.С. Данилкова. – 2-е изд., стер. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. – 144с.
7. Коган, М.С.
С игрой круглый год в школе и на каникулах [Текст] / М.С. Коган. – 2-е изд., стер. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. – 151с.
8. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития [текст]: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / под общ. ред. д.м.н. Е.М. Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002. – 192с. - (Развитие и воспитание школьника).
9. Монахова, Е.Г.
Программа по хореографии для учащихся V-IX классов детских домов и школ-интернатов [текст] / Е.Г. Монахова. - Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2003. – 51с.
10.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный и 1-4 классы [текст] / А. Айдарбекова, В.Н.Белов, О.П. Гаврилушкина, И.А. Грошенков, И.В.Евтушенко, В.С.Кувшинов, С.Л.Мирский, В.М.Мозговой, Н.Н.Павлова, М.Н.Перова, Н.Д.Соколова, В.В.Эк; под ред. В.В.Воронковой - 2-е изд. – М.; Просвещение, 2001. – 192с.
11. Фирилева, Ж.Е.
«СА-ФИ-ДАНСЕ» Танцевально-игровая гимнастика для детей [текст]: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений / Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина. - СПб.: «Детство-пресс». - 352с.