Произведения современных петербургских композиторов в репертуаре вокального ансамбля «Волшебство» МХС «Галактика» (на примере музыки Ю. Н. Корнакова)

В данной статье рассматриваются особенности современной музыки на примере творчества петербургского композитора Ю.Н. Корнакова и разбора его произведения оперы"Кнут-музыкант", написанной для детского  вокального ансамбля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dubeyko_statya_knut-muzykant.docx19.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дубейко Татьяна Владимировна,

педагог дополнительного образования,

ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района СПб «Академический»

Произведения современных петербургских композиторов в репертуаре вокального ансамбля «Волшебство» МХС «Галактика»

(на примере музыки Ю. Н. Корнакова)

Творческая жизнь вокального ансамбля «Волшебство» насыщена и репертуар разнообразен, охватывает множество стилей и жанров. Одно из направлений – работа над произведениями современных петербургских композиторов. Ансамбль является первым исполнителем ряда сочинений. Опера-сказка  Ю. Н. Корнакова «Кнут-музыкант» по мотивам произведения С. Топелиуса является одним из них.

Работу над этим произведением композитор закончил 28 февраля 2001 года. Произведение создавалось специально для детского коллектива  вокального ансамбля «Волшебство» МХС «Галактика», с учетом возможностей исполнителей – учащихся студии. Либретто написали дети – Любовь Паршина – учащаяся ЦВР «Академический» и Дарья Добровольская – ученица  Гимназии А. А. Ахматовой (г. Пушкин). Премьера оперы-сказки состоялась в 2001 году в Доме Архитекторов.

Ю. Н. Корнаков прекрасно знал специфику деревянных духовых инструментов, для которых охотно писал музыку мелодически и ритмически яркую. «Самыми любимыми инструментами для него всегда были флейта и фортепиано. Чистый, прозрачный, легкий тембр флейты, её изящная виртуозная подвижность сродни дарованию композитора. Для него флейта – естественный, древний  первозданный голос природы, прародительницы Музыки» - пишет Л. Белякаева-Казанская в своей статье, посвященной творчеству Ю. Н. Корнакова[1] 

Возможно, именно потому композитор с таким энтузиазмом взялся за работу над этим произведением – ведь главным «персонажем» спектакля является волшебная тростниковая дудочка.

Опера-сказка состоит из вступления, четырех картин:

1. Встреча с Королем лесов и гор

2. Встреча с Королем снегов и льдов

3. Королева  эльфов

4. Королева Ель

и  заключения.

Как в настоящей опере автор использует многообразные вокальные и хоровые формы: песня Кнута, песня лесных пауков,  ариетта Кнута, ариозо Короля лесов и гор, дуэт Королевы и эльфов, а также многочисленные речитативы (речитатив Кнута, Короля снегов и льдов). Благодаря такому жанровому разнообразию, появляется возможность задействовать в составе исполнителей участников разного возраста от самых маленьких (эльфы, пауки) до выпускников студии и профессиональных вокалистов (Король лесов и гор, Королева эльфов).

Ю. Н. Корнаков хорошо знал возрастные вокальные особенности юных исполнителей. Так партия Кнута написана в удобной тесситуре с учетом диапазона дисканта (10-12 лет).

Тема Песни Кнута (написана в характере марша) очень точно характеризует главного героя – смешного, озорного мальчишки. Но в то же время «простая» мелодия песни требует хорошего музыкального слуха и вокальной подготовки: своеобразные мелодические обороты, красочные гармонии, передающие скандинавский колорит музыки, непростой ритмический рисунок, многочисленные короткие паузы во фразе, пунктирный ритм в сочетании с триолями в сопровождении являются технически сложными.

Также представляют вокальную сложность скачки на кварты и квинты в среднем разделе песни, воссоздающие образ звучания тростниковой дудочки. Здесь тесситура на протяжении короткого мелодического отрезка (два такта) охватывает полторы октавы (ми-бемоль2 – си бемоль м), что требует мастерского владения интонацией.

Сопровождающие партию солиста хоровые двухголосные подпевки, являются непростыми для хора. Красочные, но необычные для детского восприятия гармонии и ритм требуют большой слуховой и ансамблевой работы.

С огромным удовольствием учащиеся исполняют «Песню лесных пауков», написанную в куплетной форме, близкой и понятной детям. Здесь используется не сложное двухголосие, и очень эффектна партия сопровождения – виртуозная, с острым ритмом, скачками, быстрой сменой регистров.

Яркими по образу являются партии ведущих персонажей.

В «Дуэте Королевы и эльфов» экспрессивная, насыщенная хроматизмами мелодия солистки в среднем разделе перемещается в нижнюю тесситуру и переплетается с призрачным пением эльфов, напоминающим фантастический хорал. Исполнение этого номера также требует от детей хорошего чувства ансамбля,  как с взрослым исполнителем-солистом, так и внутри хоровой партитуры, и интонационной чистоты.

Для характеристики своих героев композитор использует  разнообразную палитру выразительных средств. Так, партия Короля снегов и льдов, написанная с большим юмором, в корне отличается от холодной, фантастической партии Королевы эльфов.  

Король снегов и льдов появляется в сопровождении хореографической свиты (льдинки). Его партия звучит в низком регистре – баритон. Гротескно грозный, надменный характер персонажа передается короткими резкими фразами.  Но как только Король околдованный дудочкой пускается в пляс, он становится комичен, неуклюж и здесь композитор использует скачкообразную с множественными акцентами танцевальную мелодию в вокальной партии персонажа. Подпевки хора сопровождаются ритмизованными хлопками в ладоши, прописанными в партитуре,  что делает сцену еще забавнее и веселее.

В музыке композитор с большим мастерством изобразил картины скандинавской суровой природы и нашел много новых, интересных звуковых приемов. В эпизоде «Странный, страшный лес дремучий» пение с закрытым ртом имитирует завывание ветра, мрачные гармонии в низком регистре точно отображают атмосферу темного волшебного леса. Скованность от холода передают прерывающиеся, как бы дрожащие шестнадцатые на одном звуке.

Помимо вокальных номеров, в сказке также присутствует множество речитативов и литературного текста, что дает возможность юным артистам не только показать свои вокальное мастерство, но и раскрыть актерские способности.

В опере есть несколько хореографических эпизодов – картина «Море» во вступлении, «Вальс эльфов» в 3-ей картине, «Королева Ель» в 4 картине.

Особенностью этого произведения является законченность музыкальной формы каждого  эпизода, поэтому опера может исполняться отдельными картинами. Это является большим преимуществом, т. к. позволяет включать небольшие фрагменты в любую концертную программу. Наш коллектив вновь и вновь обращаться к этому интересному, высокохудожественному современному произведению. Отдельные сцены из оперы «Кнут музыкант» постоянно исполняются на лучших концертных площадках города – в Капелле, Малом зале Филармонии, Доме Композиторов.

Огромным преимуществом в работе над оперой-сказкой явилась возможность сотрудничества непосредственно с автором.  Юрий Николаевич Корнаков очень любил детей и с большим уважением относился к юным исполнителям. Композитор не жалея времени и сил репетировал с нашими учащимися. Будучи блестящим композитором и пианистом, он ставил высокую исполнительскую планку перед детьми и перед педагогами.  А исполнители, конечно, старались максимально приблизиться к авторскому замыслу. Яркая, самобытная, образная музыка сразу полюбилась детям.

Юрий Николаевич Корнаков оказал огромное влияние на творческий рост нашего коллектива. Сотрудничество с ним обогатило стиль исполнения, расширило художественный кругозор,  а также создало условия для раскрытия новых исполнительских возможностей ансамбля.


[1] Юрий Корнаков в воспоминаниях современников. Статьи, эссе, интервью./ ред.-сост.  Марина В. В. –  СПб.: Композитор, 2018.  С. 9