Произведения современных петербургских композиторов в репертуаре вокального ансамбля «Волшебство» МХС «Галактика» (на примере музыки Ю. Н. Корнакова)
В данной статье рассматриваются особенности современной музыки на примере творчества петербургского композитора Ю.Н. Корнакова и разбора его произведения оперы"Кнут-музыкант", написанной для детского вокального ансамбля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dubeyko_statya_knut-muzykant.docx | 19.7 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дубейко Татьяна Владимировна,
педагог дополнительного образования,
ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района СПб «Академический»
Произведения современных петербургских композиторов в репертуаре вокального ансамбля «Волшебство» МХС «Галактика»
(на примере музыки Ю. Н. Корнакова)
Творческая жизнь вокального ансамбля «Волшебство» насыщена и репертуар разнообразен, охватывает множество стилей и жанров. Одно из направлений – работа над произведениями современных петербургских композиторов. Ансамбль является первым исполнителем ряда сочинений. Опера-сказка Ю. Н. Корнакова «Кнут-музыкант» по мотивам произведения С. Топелиуса является одним из них.
Работу над этим произведением композитор закончил 28 февраля 2001 года. Произведение создавалось специально для детского коллектива вокального ансамбля «Волшебство» МХС «Галактика», с учетом возможностей исполнителей – учащихся студии. Либретто написали дети – Любовь Паршина – учащаяся ЦВР «Академический» и Дарья Добровольская – ученица Гимназии А. А. Ахматовой (г. Пушкин). Премьера оперы-сказки состоялась в 2001 году в Доме Архитекторов.
Ю. Н. Корнаков прекрасно знал специфику деревянных духовых инструментов, для которых охотно писал музыку мелодически и ритмически яркую. «Самыми любимыми инструментами для него всегда были флейта и фортепиано. Чистый, прозрачный, легкий тембр флейты, её изящная виртуозная подвижность сродни дарованию композитора. Для него флейта – естественный, древний первозданный голос природы, прародительницы Музыки» - пишет Л. Белякаева-Казанская в своей статье, посвященной творчеству Ю. Н. Корнакова[1]
Возможно, именно потому композитор с таким энтузиазмом взялся за работу над этим произведением – ведь главным «персонажем» спектакля является волшебная тростниковая дудочка.
Опера-сказка состоит из вступления, четырех картин:
1. Встреча с Королем лесов и гор
2. Встреча с Королем снегов и льдов
3. Королева эльфов
4. Королева Ель
и заключения.
Как в настоящей опере автор использует многообразные вокальные и хоровые формы: песня Кнута, песня лесных пауков, ариетта Кнута, ариозо Короля лесов и гор, дуэт Королевы и эльфов, а также многочисленные речитативы (речитатив Кнута, Короля снегов и льдов). Благодаря такому жанровому разнообразию, появляется возможность задействовать в составе исполнителей участников разного возраста от самых маленьких (эльфы, пауки) до выпускников студии и профессиональных вокалистов (Король лесов и гор, Королева эльфов).
Ю. Н. Корнаков хорошо знал возрастные вокальные особенности юных исполнителей. Так партия Кнута написана в удобной тесситуре с учетом диапазона дисканта (10-12 лет).
Тема Песни Кнута (написана в характере марша) очень точно характеризует главного героя – смешного, озорного мальчишки. Но в то же время «простая» мелодия песни требует хорошего музыкального слуха и вокальной подготовки: своеобразные мелодические обороты, красочные гармонии, передающие скандинавский колорит музыки, непростой ритмический рисунок, многочисленные короткие паузы во фразе, пунктирный ритм в сочетании с триолями в сопровождении являются технически сложными.
Также представляют вокальную сложность скачки на кварты и квинты в среднем разделе песни, воссоздающие образ звучания тростниковой дудочки. Здесь тесситура на протяжении короткого мелодического отрезка (два такта) охватывает полторы октавы (ми-бемоль2 – си бемоль м), что требует мастерского владения интонацией.
Сопровождающие партию солиста хоровые двухголосные подпевки, являются непростыми для хора. Красочные, но необычные для детского восприятия гармонии и ритм требуют большой слуховой и ансамблевой работы.
С огромным удовольствием учащиеся исполняют «Песню лесных пауков», написанную в куплетной форме, близкой и понятной детям. Здесь используется не сложное двухголосие, и очень эффектна партия сопровождения – виртуозная, с острым ритмом, скачками, быстрой сменой регистров.
Яркими по образу являются партии ведущих персонажей.
В «Дуэте Королевы и эльфов» экспрессивная, насыщенная хроматизмами мелодия солистки в среднем разделе перемещается в нижнюю тесситуру и переплетается с призрачным пением эльфов, напоминающим фантастический хорал. Исполнение этого номера также требует от детей хорошего чувства ансамбля, как с взрослым исполнителем-солистом, так и внутри хоровой партитуры, и интонационной чистоты.
Для характеристики своих героев композитор использует разнообразную палитру выразительных средств. Так, партия Короля снегов и льдов, написанная с большим юмором, в корне отличается от холодной, фантастической партии Королевы эльфов.
Король снегов и льдов появляется в сопровождении хореографической свиты (льдинки). Его партия звучит в низком регистре – баритон. Гротескно грозный, надменный характер персонажа передается короткими резкими фразами. Но как только Король околдованный дудочкой пускается в пляс, он становится комичен, неуклюж и здесь композитор использует скачкообразную с множественными акцентами танцевальную мелодию в вокальной партии персонажа. Подпевки хора сопровождаются ритмизованными хлопками в ладоши, прописанными в партитуре, что делает сцену еще забавнее и веселее.
В музыке композитор с большим мастерством изобразил картины скандинавской суровой природы и нашел много новых, интересных звуковых приемов. В эпизоде «Странный, страшный лес дремучий» пение с закрытым ртом имитирует завывание ветра, мрачные гармонии в низком регистре точно отображают атмосферу темного волшебного леса. Скованность от холода передают прерывающиеся, как бы дрожащие шестнадцатые на одном звуке.
Помимо вокальных номеров, в сказке также присутствует множество речитативов и литературного текста, что дает возможность юным артистам не только показать свои вокальное мастерство, но и раскрыть актерские способности.
В опере есть несколько хореографических эпизодов – картина «Море» во вступлении, «Вальс эльфов» в 3-ей картине, «Королева Ель» в 4 картине.
Особенностью этого произведения является законченность музыкальной формы каждого эпизода, поэтому опера может исполняться отдельными картинами. Это является большим преимуществом, т. к. позволяет включать небольшие фрагменты в любую концертную программу. Наш коллектив вновь и вновь обращаться к этому интересному, высокохудожественному современному произведению. Отдельные сцены из оперы «Кнут музыкант» постоянно исполняются на лучших концертных площадках города – в Капелле, Малом зале Филармонии, Доме Композиторов.
Огромным преимуществом в работе над оперой-сказкой явилась возможность сотрудничества непосредственно с автором. Юрий Николаевич Корнаков очень любил детей и с большим уважением относился к юным исполнителям. Композитор не жалея времени и сил репетировал с нашими учащимися. Будучи блестящим композитором и пианистом, он ставил высокую исполнительскую планку перед детьми и перед педагогами. А исполнители, конечно, старались максимально приблизиться к авторскому замыслу. Яркая, самобытная, образная музыка сразу полюбилась детям.
Юрий Николаевич Корнаков оказал огромное влияние на творческий рост нашего коллектива. Сотрудничество с ним обогатило стиль исполнения, расширило художественный кругозор, а также создало условия для раскрытия новых исполнительских возможностей ансамбля.
[1] Юрий Корнаков в воспоминаниях современников. Статьи, эссе, интервью./ ред.-сост. Марина В. В. – СПб.: Композитор, 2018. С. 9