Сценарий музыкальной гостиной «Мы играем джаз»
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа станица Советская»
Сценарий
Музыкальная гостиная
Тема
«Мы играем джаз»
Разработала и подготовила преподаватель
1 квалификационной категории
Храмешкина Ирина Павловна
Январь 2014 г.
Джаз многолик, история джаза - часть истории ХХ века. Когда начинаешь говорить о каком-то явлении, то всегда на что-то опираешься. Что же лежит в основе джаза? Каковы его корни, прежде всего, национальные?
Послушаем сообщение о джазе.
Появившееся в начале XX века слово jazz стало обозначать тип новой, зазвучавшей тогда впервые музыки, а также оркестр, который эту музыку исполнял. Что же это за музыка и как она появилась?
Джаз возник в США среди угнетенного, бесправного негритянского населения, среди потомков черных рабов, когда-то насильно увезенных со своей родины.
В начале XVII века прибыли в Америку первые невольничьи корабли с живым грузом. Его быстро раскупили богачи американского Юга, которые стали использовать рабский труд для тяжелых работ на своих плантациях. Оторванные от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение в музыке.
Негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощренно их чувство ритма. В редкие часы отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши,
ударами по пустым ящикам, жестянкам – всему, что находилось под рукой.
Вначале это была настоящая африканская музыка. Та, которую невольники привезли со своей родины. Но шли
годы, десятилетия. В памяти поколений стирались воспоминания о музыке страны предков. Оставались лишь стихийная жажда музыки, жажда движений под музыку, чувство ритма, темперамент. На слух воспринималось то, что звучало вокруг – музыка белых. А те пели, в основном, христианские религиозные гимны. И негры тоже стали петь их. Но петь по-своему, вкладывая в них всю свою боль, всю страстную надежду на лучшую жизнь хотя бы за гробом. Так возникли негритянские духовные песни спирячуэлс. Духовные песнопения североамериканских негров, так называемые "спиричуэлс", возникли в США уже во 2-й половине 18-го века, вследствие обращения негров в христианство. Как правило, это коллективная молитва с разделением функций проповедника и прихожан. Европейские жанры, послужившие основой спиричуэл, это в первую очередь гимны, светский и духовный англо-кельтский фольклор, псалмы с текстами, относящимися, главным образом, к содержанию Ветхого Завета. Ранние спиричуэл исполнялись без музыкального сопровождения, они существовали, как вокальное произведение для солиста и хора. Позже, во второй половине XIX века возникают концертные образцы культовой музыки, написанные композиторами и перенесенные на ноты.
Спиричуэлс и сейчас звучат с эстрады в исполнении классических и джазовых певцов, а лучшей исполнительницей их признана замечательная негритянская певица Махелия Джексон.
На протяжении всей истории своего развития джаз породил множество разных школ, направлений, стилей.Из всех форм негритянского вокального искусства самое существенное влияние на формирование и развитие джаза оказал блюз. Блюзы исполнялись соло в сопровождении гитары или губной гармошки. В них поется о потерянной любви и утраченном человеческом достоинстве, о горькой неволе и непосильном труде.
Рэгтайм, наряду с блюзом, является важнейшим источником, из которого возник джаз. Как популярная народная музыкальная форма, он получил известность в США примерно с 1870-х. Именно тогда уже менестрели исполняли афроамериканский танец кейкуон под аккомпанемент банджо, гитары или мандалины с характерными для рэгтайма ритмическими рисунками: синкопированным ритмом и краткими неожиданными паузами на сильных долях такта.
Джаз оказал влияние на другие формы музыкального искусства. Самый известный пример- творчество известного американского композитора Джорджа Гершвина. Сперва Гершвин стал известен своими джазовыми лирическими песнями, в которых уже ясно слышались связи с европейской музыкой. Но на этом он не остановился. Он поехал в негритянскую рыбацкую деревню в одном из штатов Америки, где изучил обряды, танцы, песни негров. Затем он сочинил оперу “Порги и Бесс”, в основу которой положил мысль, что черные заслуживают не меньшего уважения, чем белые. Это была первая опера в стиле
симфоджаза.Гершвин был первым, кто в основу своей музыки положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетая ее с приемами европейской симфонической музыки. Это было неожиданно, необычно и обратило на себя внимание во всем мире.Так возник стиль музыки, получивший название “симфоджаз”.Это слияние симфонической музыки и джаза.
В импровизационном джазе нет точной записи исполняемой музыки , есть лишь основа в виде какой –либо известной мелодии. Музыканты импровизируют свою партию, свободно варьируя эту мелодию, это требует от музыкантов не только исполнительского мастерства , но и творческого дара.
Примером вышесказанного может служить исполнение джазовой композиции русским музыкантом Даниилом Крамером
На сегодняшний день насчитывается порядка 30 направлений джаза, которые не похожи друг на друга. Джаз дал начало ритм-энд-блюзу, рок- н-роллу, открывшим дорогу многим певцам, в том числе и Элвису Пресли.
“Рок”, “фанк”, “соул”, эстрадная музыка, музыка кино и телевидения, симфоническая и камерная музыка (современная) тоже заимствовали многие элементы джаза.
Концертные номера:
1.Литвинова Полина – Шмитц «Марш гномиков»
2.Сердюк Кирилл – Д.Крамер «Япошёл гулять»
3.Гладковская Виолетта – Градески «Задиристые буги»
4.Руденко Лера – И.Бойко «Забавный блюз»
5.Вехова Ира – Питерсон «Зимний блюз»
6.Сарваров Али – И.Корнелюк – «Город»
7.Шаталова Даша – Н.Мордасов «Танец»
8.Сошко Аня – Н.Мордасов «Слушай ритм»
9.Шаталова Даша и Трегубенко Вика – Шмитц «Регтайм»
10. Шаталова Даша и Трегубенко Вика - Лихтенен «Летка-енка»
11. Сошко Аня и Ласкавцова Вика - Н.Мордасов «Регтайм»
12.Болвашенко Алина – Н.Мордасов «Встреча»
13.Храмешкина Оксана – М.Дворжак «Этюд»