Музыкально-ритмическое чувство детей дошкольного возраста
Методы и направления развития музыкально-ритмического чувства у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalno_-_ritmicheskoe_chuvstvo_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ПОЧИНКОВСКОГО РАЙОНА» ШАТАЛОВСКОЕ ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
СТАТЬЯ
Музыкально - ритмическое чувство детей дошкольного возраста
Выполнила:
преподаватель ДШИ
первой квалификации
Исламова Анжелика Григорьевна
ШАТАЛОВО
2017 г.
Музыкально - ритмическое чувство детей дошкольного возраста, строится на музицировании, включающей в себя три взаимосвязанных направления:
- учебное музицирование - обучение простейшим элементам музыкального языка и умению их практически применять, формирование устойчивых слуховых представлений по основным выразительным средствам музыки и накопление у детей активных словарей музыкальных элементов для их дальнейшего самостоятельного использования;
- творческое музицирование - спонтанное, импровизированное обращение детей со знакомым материалом, умение его использовать по-своему, комбинировать в различных вариантах;
- концертное музицирование - исполнение ансамблем детей созданной им музыки, а также классической и детской, специально подобранной и аранжированной для этой цели.
Используется в работе два основных метода:
- метод активизации творческих проявлений, подразумевающий направляемое педагогом детское творчество, создание ситуаций для него;
- метод моделирования музыкального языка, позволяющий показать и дать почувствовать ребенку ритмические и звуковысотные отношения, динамику, тембр, форму, фактуру.
Взаимодействие с дошкольниками строится посредством использования приемов побуждения, предложения, совместного поиска, наблюдения, помощи.
Музыкально-ритмическое обучение у детей дошкольного возраста, осуществляется в следующей последовательности:
- хлопки, движения под музыку (притопы, шлепки);
- ознакомление со звучащими инструментами;
- творческое исследование тембро-динамических возможностей инструментов с помощью таких приемов: показ педагога («дирижер»); импровизационная игра детей; вопросы, стимулирующие к изобретательности («Как еще можно поиграть на инструменте?»); свободный обмен инструментами по желанию детей;
- разучивание музыкальных произведений с опорой на музыкально-слуховые представления дошкольников о средствах выразительности (создана система упражнений, направленных на освоение ребенком за инструментом каждого из средств музыкального языка);
- формирование представления о мажорном и минорном ладах, их выразительных возможностях.
Обучение осуществляется на уроке фортепиано.
Эффективным средством привлечения детей к музицированию и развития у них умения музыкально-ритмически импровизировать являются игры: «Я маленький композитор», «Эхо», импровизационно-двигательная игра «Веселые шляпы» и др.; озвучивание потешек, дразнилок, считалок, песен.
Музыкально - ритмическое чувство детей дошкольного возраста может развиваться только в процессе игровой музыкальной деятельности: музыкальное занятие начинается, как правило, с подчёркнуто ритмизованного произнесения собственных имён, фамилий, считалок, песенок. Затем к декламации присоединяются хлопки и притопы, щёлканье пальцами, идёт «развязывание» ритма. С помощью таких, действий ребёнок вводится в мир ритма. Во время декламации целесообразно направлять внимание ученика, прежде всего на ритмический метр: это достигается при помощи включения детей в игру.
1. Игра «Шаги под музыку». Дети шагают под музыку марша. За основную единицу времени берётся четверть, которая наиболее соответствует двигательной энергии и психологически естественна для ребёнка.
2. Игра в «оркестр». Дети выполняют хлопки, притопы с последующим
перенесением этих ритмических рисунков на ударные инструменты, естественно переходящая в другую игру.
Перенесение ритмических рисунков, освоение нотной записи.
Для развития чувства ритма также используется технология прохлопывания ритмических рисунков при помощи ритмослогов: «та», «ти - ти». Использование ритмослогов, для ребёнка на начальном этапе проще, чем понятия «четверть», «восьмая». Включение понятий «четверть», «восьмая» должно происходить тогда, когда будут усвоены и прочувствованы ритмические формулы при помощи ритмослогов.
3. Игра «Ритмическая графика».
Рекомендуется сразу с освоением ритмической графики учить детей выкладывать палочками простейшие партитурки.
Игра на музыкальных инструментах неразрывно связана с освоением
музыкальной грамоты. Эта связь позволяет делать исполнение активным и
осмысленным для ребёнка. Именно в это время в игровой манере идёт освоение музыкальной грамоты с опорой на живое звучание: от практики музицирования - к азам теории музыкальной грамоты.
Заключение
Итак, все специализированные программы, так или иначе освещающие проблемы музыкального развития, пересекаются в определении репертуара для детей дошкольного возраста в пении и подпевании, в музыкально-ритмических движениях, танцах и играх. Большая свобода наблюдается при подборе репертуара.
Важно не отступать от программы по музыкальному воспитанию и использовать все виды детской музыкальной деятельности на занятиях. Только при соблюдении всех требований к занятиям по программам, у дошкольников будут проявляться и развиваться основные музыкальные способности, формироваться эстетический вкус и чуткость к красоте в искусстве и в жизни.