Проект - "Диалог поколений"

Вся история фортепианного ансамбля генетически связана с известным тезисом о преемственности поколений. Первые сочинения для ансамбля клавиров – тройные концерты И.С. Баха были написаны им для исполнения со своими старшими сыновьями – Вильгельмом Фридеманом и Карлом Филиппом  Эммануилом.

данный проект предусматривает ансамблевое музицирование родителей, в свое время  окончивших музыкальную школу у преподавателя по классу фортепиано, и их детей, обучающихся в этой же школе у этого же преподавателя, а также самого преподавателя с учащимися своего класса (в данном случае автора проекта).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx411.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное Образовательное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования Детей «Детская Школа Искусств Всеволожского района» пос.им. Морозова.

ПРОЕКТ

«Диалог поколений  

в фортепианном ансамбле».

Автор-составитель: преподаватель Никольская О.К.

2013г.

Аннотация

  • Проект «Диалог поколений в фортепианном ансамбле».
  • Предметная область: «Ансамбль в классе фортепиано», «Развитие музыкальных способностей», «Развитие музыкального мышления», «Исполнительская практика».
  • Участники проекта: учащиеся 1-3 класса по общему фортепиано и их родители.
  • Возраст учащихся: 7-10 лет.
  • Идея проекта: вся история фортепианного ансамбля генетически связана с известным тезисом о преемственности поколений. Первые сочинения для ансамбля клавиров – тройные концерты И.С. Баха были написаны им для исполнения со своими старшими сыновьями – Вильгельмом Фридеманом и Карлом Филиппом  Эммануилом. Первое замечательное произведение для четырехручного дуэта, созданное Й.Гайдном, называлось «Учитель и ученик». Шедевр классической дуэтной литературы – Соната Ре мажор В.А. Моцарта предназначалась автором для совместного исполнения со своей ученицей.

Идея «диалога поколений» в фортепианном ансамбле получила широкое распространение в 20 веке. Вспомним дуэтные выступления Э. Гилельса с дочерью, П. Бадуры – Скоды – с сыном, союз Н. Петрова со своим учеником А. Гиндиным, концерты В. Крайнева с воспитанниками своего класса. Знаменитая Марта Аргерих в последнее время часто концертирует с молодыми пианистами (Е. Кесин, А. Могилевский). Выдающийся французский пианист Р. Казадезюс написал концерт для трех фортепиано с оркестром – для себя, жены и сына.

  • Краткое описание проекта: данный проект предусматривает ансамблевое музицирование родителей, в свое время  окончивших музыкальную школу у преподавателя по классу фортепиано, и их детей, обучающихся в этой же школе у этого же преподавателя, а также самого преподавателя с учащимися своего класса (в данном случае автора проекта). Разучиваются пьесы с учетом уровня музыкальных способностей учащихся для ансамбля в 4 руки. Проводится концерт в классе или камерном зале школы. Приглашаются все желающие. Заранее печатается афиша с датой и временем проведения мероприятия.
  • Цель: самореализация учащихся через развитие творческих и интеллектуальных способностей,  гармоничного развития учащихся в современном обучении игре на фортепиано посредством игры в ансамбле по принципу «взрослый и ребенок».
  • Задачи:

В обучении:

  • обучить навыкам домашнего музицирования;
  • обучить практическим умениям и навыкам коллективного музицирования;
  • самостоятельно работать;
  • подхватывать партию партнера в непредвиденных случаях, гибко реагировать на изменение фактуры;
  • уметь непрерывно вести музыкальную линию.

В развитии:

  • развитие  основных музыкальных способностей

(гармонический, мелодический, полифонический, тембро-динамический слух);

  • развитие чувства ритма;
  • способствовать развитию аналитической, логической рациональной памяти;
  • развитие образного мышления и  воображения учащихся;
  • развитие чувства ритма и более сложных метро-ритмических категорий (агогика, пауза и др.).

В воспитании:

  • воспитание интереса к музыкальному искусству;
  • воспитание уважительного отношения к другой личности, иному мнению и художественно-эстетическим взглядам;
  • воспитание музыкального вкуса, самостоятельности суждений, личной активности;
  • создание на занятиях комфортной эмоционально-психологической атмосферы взаимодоверия, успешному сценическому исполнению музыкальных произведений;
  • воспитание черт характера (доброжелательность, чувство такта и партнерства, собранность, аккуратность, трудолюбие, усидчивость, целеустремленность).

  • Ресурсы обеспечения проекта:

Информационные: учебная и методическая литература.

Технические: фотоаппаратура, музыкальный центр.

  • Ключевые слова: фортепианный ансамбль, гармоничное развитие, воспитание, концертная деятельность.
  • Автор: Никольская Ольга Константиновна, преподаватель фортепиано, «ДШИ Всеволожского района» , пос.им. Морозова.

Актуальность данного проекта:

заключается в том, что учащийся пропускает процесс привыкания ансамблистов друг к другу в психологической сфере и морально-этических взаимоотношениях, так как родители и педагог являются авторитетом для ребенка, и нет более близкой связи, чем родитель и ребенок.  Оригинальность же такого подхода к ансамблевому музицированию состоит в том, что в этом процессе происходит общий подъем музыкально- интеллектуальных действий, двигательные навыки развиваются значительно интенсивнее и закрепляются прочнее. Также это оптимальная форма музицирования для детей с хрупкой, неустойчивой психикой. Совместная игра с близким взрослым человеком существенно снижает уровень сценического стресса исполнителя и подчас является единственной возможностью выступления на публике для таких учащихся.

Ожидаемые результаты.

     Игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, учит считать паузы, «пустые» такты и вступать вовремя, совершенствует умение читать с листа, то есть является незаменимой с точки зрения выработки технических навыков, необходимых для игры в любом ансамбле. Музицирование с родителем или преподавателем является средством достижения оптимизации взаимодействия детей и взрослых. Помогает родителям увидеть мир с позиции ребенка, лучше узнать его сильные и слабые стороны, отказаться от сравнения с другими детьми, а также быть заинтересованными в дальнейшем обучении и развитии своих детей.

Программа проекта.

Занятия проходят в учебном классе.

Андреев Степан, 3 класс, с мамой (Елена Олеговна окончила музыкальную школу по классу фортепиано  у О.К. Никольской в 1988г.) исполняют пьесу «Колыбельная Светланы» Т.Хренникова.
J:\DCIM\141___11\IMG_3777.JPG

Расторгуева Анастасия, 3 класс,  с О.К. Никольской исполняют пьесу «Танец утят» Т.Веренра.
J:\DCIM\141___11\IMG_3806.JPG



Владимирова Дарья, 1 класс, с О.К. Никольской исполняют пьесу «Тема вариаций» В.Моцарта.
J:\DCIM\141___11\IMG_3820.JPG

Концерт проходит в камерном зале школы.

Мохнаткин Иван, 2 класс, с мамой (Анастасия Викторовна окончила музыкальную школу по классу фортепиано у О.К. Никольской в 1993г.) исполняют «Мелодию» А. Рубинштейна.
J:\DCIM\141___11\IMG_3794.JPG

Учебно-методические материалы.

  1. Учебно-методическая литература.

   II.     Нотная литература.  

   III.    Учебная  программа.

Различные формы подведения итогов.

Основной формой учета успеваемости является выставление оценок по результатам:

  • контрольных уроков (в конце каждого полугодия);
  • текущих уроков;
  • концертов с участием родителей и преподавателя.

Об авторе проекта.

  • Никольская Ольга Константиновна, Заслуженный работник культуры РФ;
  • Стаж трудовой деятельности – 49 лет, педагогической деятельности – 45 лет;
  • С 1973 г. по 2008 г. в должности директора школы;
  • С 1973г. по настоящее время преподаватель класса фортепиано;
  • С 1992г. по 2008  г. художественный руководитель самодеятельного вокального ансамбля «Улыбка», в 2000г. ансамблю присвоено звание Народного коллектива;
  • Мини – сайт: nsportal.ru, Никольская Ольга Константиновна;
  • E-Mail:   OlaNik11.03@mail.ru;
  • Место работы: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ВСЕВОЛОЖСКОГО РАЙОНА», пос. им. Морозова.