Проект - "Диалог поколений"
Вся история фортепианного ансамбля генетически связана с известным тезисом о преемственности поколений. Первые сочинения для ансамбля клавиров – тройные концерты И.С. Баха были написаны им для исполнения со своими старшими сыновьями – Вильгельмом Фридеманом и Карлом Филиппом Эммануилом.
данный проект предусматривает ансамблевое музицирование родителей, в свое время окончивших музыкальную школу у преподавателя по классу фортепиано, и их детей, обучающихся в этой же школе у этого же преподавателя, а также самого преподавателя с учащимися своего класса (в данном случае автора проекта).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 411.44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное Образовательное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования Детей «Детская Школа Искусств Всеволожского района» пос.им. Морозова.
ПРОЕКТ
«Диалог поколений
в фортепианном ансамбле».
Автор-составитель: преподаватель Никольская О.К.
2013г.
Аннотация
- Проект «Диалог поколений в фортепианном ансамбле».
- Предметная область: «Ансамбль в классе фортепиано», «Развитие музыкальных способностей», «Развитие музыкального мышления», «Исполнительская практика».
- Участники проекта: учащиеся 1-3 класса по общему фортепиано и их родители.
- Возраст учащихся: 7-10 лет.
- Идея проекта: вся история фортепианного ансамбля генетически связана с известным тезисом о преемственности поколений. Первые сочинения для ансамбля клавиров – тройные концерты И.С. Баха были написаны им для исполнения со своими старшими сыновьями – Вильгельмом Фридеманом и Карлом Филиппом Эммануилом. Первое замечательное произведение для четырехручного дуэта, созданное Й.Гайдном, называлось «Учитель и ученик». Шедевр классической дуэтной литературы – Соната Ре мажор В.А. Моцарта предназначалась автором для совместного исполнения со своей ученицей.
Идея «диалога поколений» в фортепианном ансамбле получила широкое распространение в 20 веке. Вспомним дуэтные выступления Э. Гилельса с дочерью, П. Бадуры – Скоды – с сыном, союз Н. Петрова со своим учеником А. Гиндиным, концерты В. Крайнева с воспитанниками своего класса. Знаменитая Марта Аргерих в последнее время часто концертирует с молодыми пианистами (Е. Кесин, А. Могилевский). Выдающийся французский пианист Р. Казадезюс написал концерт для трех фортепиано с оркестром – для себя, жены и сына.
- Краткое описание проекта: данный проект предусматривает ансамблевое музицирование родителей, в свое время окончивших музыкальную школу у преподавателя по классу фортепиано, и их детей, обучающихся в этой же школе у этого же преподавателя, а также самого преподавателя с учащимися своего класса (в данном случае автора проекта). Разучиваются пьесы с учетом уровня музыкальных способностей учащихся для ансамбля в 4 руки. Проводится концерт в классе или камерном зале школы. Приглашаются все желающие. Заранее печатается афиша с датой и временем проведения мероприятия.
- Цель: самореализация учащихся через развитие творческих и интеллектуальных способностей, гармоничного развития учащихся в современном обучении игре на фортепиано посредством игры в ансамбле по принципу «взрослый и ребенок».
- Задачи:
В обучении:
- обучить навыкам домашнего музицирования;
- обучить практическим умениям и навыкам коллективного музицирования;
- самостоятельно работать;
- подхватывать партию партнера в непредвиденных случаях, гибко реагировать на изменение фактуры;
- уметь непрерывно вести музыкальную линию.
В развитии:
- развитие основных музыкальных способностей
(гармонический, мелодический, полифонический, тембро-динамический слух);
- развитие чувства ритма;
- способствовать развитию аналитической, логической рациональной памяти;
- развитие образного мышления и воображения учащихся;
- развитие чувства ритма и более сложных метро-ритмических категорий (агогика, пауза и др.).
В воспитании:
- воспитание интереса к музыкальному искусству;
- воспитание уважительного отношения к другой личности, иному мнению и художественно-эстетическим взглядам;
- воспитание музыкального вкуса, самостоятельности суждений, личной активности;
- создание на занятиях комфортной эмоционально-психологической атмосферы взаимодоверия, успешному сценическому исполнению музыкальных произведений;
- воспитание черт характера (доброжелательность, чувство такта и партнерства, собранность, аккуратность, трудолюбие, усидчивость, целеустремленность).
- Ресурсы обеспечения проекта:
Информационные: учебная и методическая литература.
Технические: фотоаппаратура, музыкальный центр.
- Ключевые слова: фортепианный ансамбль, гармоничное развитие, воспитание, концертная деятельность.
- Автор: Никольская Ольга Константиновна, преподаватель фортепиано, «ДШИ Всеволожского района» , пос.им. Морозова.
Актуальность данного проекта:
заключается в том, что учащийся пропускает процесс привыкания ансамблистов друг к другу в психологической сфере и морально-этических взаимоотношениях, так как родители и педагог являются авторитетом для ребенка, и нет более близкой связи, чем родитель и ребенок. Оригинальность же такого подхода к ансамблевому музицированию состоит в том, что в этом процессе происходит общий подъем музыкально- интеллектуальных действий, двигательные навыки развиваются значительно интенсивнее и закрепляются прочнее. Также это оптимальная форма музицирования для детей с хрупкой, неустойчивой психикой. Совместная игра с близким взрослым человеком существенно снижает уровень сценического стресса исполнителя и подчас является единственной возможностью выступления на публике для таких учащихся.
Ожидаемые результаты.
Игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, учит считать паузы, «пустые» такты и вступать вовремя, совершенствует умение читать с листа, то есть является незаменимой с точки зрения выработки технических навыков, необходимых для игры в любом ансамбле. Музицирование с родителем или преподавателем является средством достижения оптимизации взаимодействия детей и взрослых. Помогает родителям увидеть мир с позиции ребенка, лучше узнать его сильные и слабые стороны, отказаться от сравнения с другими детьми, а также быть заинтересованными в дальнейшем обучении и развитии своих детей.
Программа проекта.
Занятия проходят в учебном классе.
Андреев Степан, 3 класс, с мамой (Елена Олеговна окончила музыкальную школу по классу фортепиано у О.К. Никольской в 1988г.) исполняют пьесу «Колыбельная Светланы» Т.Хренникова.
Расторгуева Анастасия, 3 класс, с О.К. Никольской исполняют пьесу «Танец утят» Т.Веренра.
Владимирова Дарья, 1 класс, с О.К. Никольской исполняют пьесу «Тема вариаций» В.Моцарта.
Концерт проходит в камерном зале школы.
Мохнаткин Иван, 2 класс, с мамой (Анастасия Викторовна окончила музыкальную школу по классу фортепиано у О.К. Никольской в 1993г.) исполняют «Мелодию» А. Рубинштейна.
Учебно-методические материалы.
- Учебно-методическая литература.
II. Нотная литература.
III. Учебная программа.
Различные формы подведения итогов.
Основной формой учета успеваемости является выставление оценок по результатам:
- контрольных уроков (в конце каждого полугодия);
- текущих уроков;
- концертов с участием родителей и преподавателя.
Об авторе проекта.
- Никольская Ольга Константиновна, Заслуженный работник культуры РФ;
- Стаж трудовой деятельности – 49 лет, педагогической деятельности – 45 лет;
- С 1973 г. по 2008 г. в должности директора школы;
- С 1973г. по настоящее время преподаватель класса фортепиано;
- С 1992г. по 2008 г. художественный руководитель самодеятельного вокального ансамбля «Улыбка», в 2000г. ансамблю присвоено звание Народного коллектива;
- Мини – сайт: nsportal.ru, Никольская Ольга Константиновна;
- E-Mail: OlaNik11.03@mail.ru;
- Место работы: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ВСЕВОЛОЖСКОГО РАЙОНА», пос. им. Морозова.