Работа с ансамблем скрипачей над произведением малой формы. (В рамках подготовки ко дню Победы)

Потапова Татьяна Анатольевна

Технологическая карта открытого урока

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города  Кызыла «Детская школа искусств имени Нади Рушевой»

Технологическая карта

открытого урока преподавателя первой квалификационной категории музыкального отделения по классу скрипки

 Потаповой Татьяны Анатольевны

Тема: Работа с ансамблем скрипачей над произведением малой формы.

(В рамках подготовки ко дню Победы)

2018г.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формирование и развитие традиций патриотического воспитания обучающихся на примерах лучших образцов песенного творчества.

Задачи урока:

1. Развивать творческую мыслительную деятельность учащихся при применении методов активного обучения.

2. Воспитывать способности согласовывать свои исполнительские намерения с действиями других участников ансамбля.

3. Добиваться точности  интонирования, ритма, исполнения характера штрихов, темпа.

4. Исполнять свою партию в соответствии с художественной трактовкой произведения;

5. Получить навыки чтения с листа.

Средства обучения и оборудование: скрипки, пульты для нот, смычки, ноты, фортепиано, видеопроектор.

 Структура урока.

I   Вступительная часть

II Основная часть урока

III Показ слайдов и  видео

IV Заключительная часть

Ход урока.

I   Вступительная часть

  •  Организационный момент –(4 мин.)

 Настройка скрипок, подготовка пультов и нот. Эмоциональный настрой.

  • Вводное слово.

Сообщение темы урока, цель и задачи урока.

II Основная часть урока

  • С информационным сообщением о песне выступает учащаяся Сучок Анастасия (Приложение)
  • Игра гаммы в унисон, каноном, тонического трезвучия.
  • Проверка пройденного материала - (в течение урока)

Краткий опрос учащихся:

  1. Что вдохновляет композиторов на создание музыки?
  2. Что означает понятие  «переложение» в музыке?
  3. Назовите тональность песни «Соловьи».

4.  Какая форма этого произведения?

5.  Что такое секвенция? В какой части произведения она встречается?

6. Какой характер в первой части пьесы?

7. Почему меняется характер исполнения средней части «Соловьи»? При помощи какого ритма это происходит?

8. Какой характер в третьей части? Почему он отличается от первой?

 

  • Работа над темпо – ритмической пульсацией: включает исполнение по группам, исполнение составом каждой группы по одному (по двое) в сопровождении фортепиано.
  •  Работа над формой произведений. Определение кульминаций и движения музыки к ним, подкрепленное динамикой. Использование различной динамики в главных мотивных построениях и мотивах сопровождения. Выстраивание баланса звучания.
  • Работа над интонированием. В аккордах следует опираться на интонацию октав, квинт, кварт; терцовые созвучия пристраивать к звучанию этих ступеней.
  • При исполнении пьес каждый участник ансамбля должен достичь качественного звучания, верного распределения смычка, верных штрихов. Во время урока некоторые места в произведениях отрабатываются отдельно с постановкой определенной задачи.

III Показ видео -6 мин.

IV Заключительная часть – 10 мин

1. Закрепление. Проигрывание пьесы от начала до конца, как на концерте. В этом пункте работы производится коллективный анализ исполнения.

2. Подведение итогов урока. Анализ ошибок и положительных моментов в исполнении. В обсуждении участвуют дети, аккомпаниатор и преподаватель. 3. Домашнее задание. Песню «Соловьи» - выучить наизусть, работа над нюансами, работа над интонацией, темпом, пунктирным ритмом. Еще раз обратить внимание на качество звукоизвлечения в кантилене и штриховой технике, а также на динамику.

 3. Самоанализ.

         

Список используемой литературы:

 1.В.В. Крюкова «Музыкальная педагогика».

2. Г.Мищенко «Методика обучения игре на скрипке».

3. О.Щукина «Ансамбль скрипачей с азов».

4. Г. С. Турчанинова «Об организации работы скрипичного ансамбля».

5. А.В. Олифер « Методическая работа с ансамблем скрипачей в детской

музыкальной школе».

6. М.Берлянчик «Основы воспитания начинающего скрипача».

7. В.Ф.Третьяченко «Ансамблевое музицирование как средство

воспитания и коммуникации».

Приложение.

В песне «Соловьи», написанной на исходе военного лихолетья, сурово и просто и вместе с тем очень задушевно высказано то, что было на душе у каждого солдата в дни, когда Победа была уже близка, но война еще не окончена.

В одной из давних радиопередач автор стихов, на которые написана песня «Соловьи», замечательный советский поэт Алексей Иванович Фатьянов (1919—1959), в шинели рядового прошагавший трудными военными дорогами, рассказывал:

«Помню фронт. В большой зеленой роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолетов, во все горло, как бы утверждая жизнь, защелкал соловей! И это вошло в песню «Пришла и к нам на фронт весна» (таким было первоначальное название “Соловьев”).

В архиве поэта сохранился черновик стихотворения «Пришла и к нам на фронт весна», датированный 1942 годом. В каких только фронтовых переделках не побывал этот исчерканный рукой Фатьянова листочек! Поначалу поэт сам придумал мелодию к своим стихам. Но потом он показал песню своему другу и соавтору композитору В. П. Соловьеву-Седому, который за один день написал известную всем мелодию.

Чтобы песня пошла в народ, чтобы полюбили ее и запомнили, она должна быть не просто исполнена, а спета сердцем, спета душой. В этом отношении «Соловьям» очень повезло: песню впервые исполнил замечательный певец, с голоса которого запомнились, полюбились людям многие песни, — Георгий Павлович Виноградов. Его исполнение «Соловьев» вместе с Краснознаменным ансамблем в далеком  1945 году было да, пожалуй, и по сей день остается, непревзойденным образцом проникновения в творческий замысел авторов.

Секрет успеха этой песни, думается, очень точно объяснил прославленный полководец Великой Отечественной войны Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков. В канун 25-летия Победы над фашистской Германией на просьбу корреспондента «Комсомольской правды» Василия Пескова назвать любимую песню, он ответил: «Мои вкусы, я думаю, не расходятся со вкусом многих людей: «Вставай, страна огромная!», «Дороги», «Соловьи»… Это бессмертные песни! Потому что в них отразилась большая душа народа!»

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят.

Пришла и к нам на фронт весна,
Солдатам стало не до сна 
Не потому, что пушки бьют,
А потому, что вновь поют,
Забыв, что здесь идут бои,
Поют шальные соловьи.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят.

Но что война для соловья!
У соловья ведь жизнь своя.
Не спит солдат, припомнив дом
И сад зеленый над прудом,
Где соловьи всю ночь поют,
А в доме том солдата ждут.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат.
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят.

А завтра снова будет бой,
Уж так назначено судьбой,
Чтоб нам уйти, не долюбив,
От наших жен, от наших нив;
Но с каждым шагом в том бою
Нам ближе дом в родном краю.