Работа над ансамблем в классе фортепиано

Багаутдинова Алиса Талгатовна

Ансамбль - это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом. В этом жанре сочиняли почти все композхиторы. Это ансамбли предназначенные для домашнего музицирования, интенсивного обучения и концертных выступлений. Радость и удовольствие от совместного музицирования - залог устойчивого интереса к этому виду искусства. При совместной игре все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а двух исполнителей и реализуется их общими усилиями. В процессе длительных совместных репетиций участники ансамбля приобретают особую технику - ансамблевую, т.е. умение играть вместе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Багаутдинова А. Т.

преподаватель МБУ ДО «ДШИ»

Россия, г.Нефтеюганск

Работа над ансамблем в классе фортепиано

     Современные концепции гуманизации образования указывают на необходимость формировать личность через культуру, т.е. необходимо воспитать человека так, чтобы он мог ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры. Работа эта сложна и многогранна, требует от преподавателя не только профессиональных знаний и навыков, но и творческой активности в поисках новых путей приобщения учащихся к искусству.

    В современных условиях ДШИ и ДМШ являются одной из основных баз широкого распространения музыкальной культуры. Зачастую на фортепианном отделении поступают учиться дети со слабыми и средними природными данными, с различной степенью «одаренности». Приходится развивать сложнейшие исполнительские навыки, укладываясь в жесткую норму времени занятий, и постоянно показывать результат. Проблема музыкального развития учащихся со средними и слабыми природными данными не является новой. Таким образом, являясь начальным звеном в музыкальном образовании, ДШИ и ДМШ не ставят своей задачей подготовку каждого учащегося к профессиональной деятельности. Значение школ – музыкально-эстетическое воспитание широкого круга учащихся, но, кроме того, необходимо выявить наиболее способных учеников и подготовить их для поступления в специальные профессиональные учебные заведения.

       В современном мире, в котором растут наши дети, постоянно меняются пристрастия, звуковая атмосфера. Музыка, которую они слышат, исполняют, определяет их вкус, формирует духовные склонности. Поэтому так важно раскрыть перед детьми диалектическую взаимосвязь между музыкальным наследием прошлого и современной музыкой, показать и помочь осмыслить развитие традиций и жанров, научить отбирать истинные ценности, которые есть в любом виде музыки, содействовать способности понимать умом и сердцем разницу между серьезной музыкой, с одной стороны, и легкой – с другой.

      Дети 5-8 летнего возраста приходят в школу, на первый урок с сияющими глазами, с огромным желанием, с безграничной любовью к незнакомому миру звуков и желанием играть на инструменте. Необходимо правильно и умело выстроить кропотливую работу и поддержать интерес не только способных детей, но и менее успешных.

        К каждому учащемуся необходимо находить свой отдельный подход, с каждым нужно обходиться на свой собственный лад.

        Преподавателю необходимо иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, которые помогут заинтересовать и увлечь процессом обучения игре на фортепиано.

      Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в ансамбле. Ансамбль – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом. В этом жанре сочиняли почти все композиторы. Это были ансамбли, предназначенные для домашнего музицирования, интенсивного обучения и концертных выступлений.

      Ансамблевое музицирование – одна из форм ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая, игровая атмосфера занятий предполагает активное участие в учебном процессе. Игра в ансамбле способствует формированию широкого музыкального кругозора, всестороннему развитию эстетических взглядов, музыкальных и творческих способностей учащихся. Умения и навыки помогают учащимся в занятиях по теоретическим дисциплинам, в овладении непосредственной игрой на фортепиано, а также закаляет характер.

        С рождения дети с большим любопытством воспринимают музыку, естественно и легко привыкают к ней, как и другим явлениям окружающего мира. В наше время музыка широко проникает в быт и сознание детей. Музыка из радио, телевидения, кино, компьютера, игр, звукозапись и т.п. постоянно воздействуют на слуховое развитие детей. Таким образом, у ребенка с годами формируется достаточно большой опыт восприятия музыки. И воспринимает он ее как прямую, естественную, непосредственную передачу чувств и мыслей, а отнюдь не как большую и тяжелую работу. Наиболее естественно для ребенка и самому пробовать себя в музыке как в легкой, доступной игре, которой можно отдаться так же самозабвенно, заинтересованно и эмоционально, как и другим любым играм. Используя естественную любознательность ребенка, в начале занятий музыкой его необходимо заинтересовать. Наиболее интересным и увлекательным занятием, является игра в ансамбле учитель – ученик. Первоначальным материалом для ансамбля могут служить уже накопленное сознанием и слухом детей отрывки из музыки к кинофильмам, мультфильмам, фольклорные песни из сказок, скороговорки, загадки и пр. Даже играя одну ноту, ребенок знакомится с названием клавиш, расположением нот, с диапазоном инструмента; осваивает ритмические закономерности, элементарную динамику, а также приобретает первоначальные игровые навыки на фортепиано, таким образом, с самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование. Исполняя музыку, которая на слуху, несомненно, будет побуждать ученика как можно лучше выполнять свои первые музыкальные обязанности.

     В дальнейшем одной из важных задач является подбор участников ансамбля, равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом. При этом желательно, насколько это возможно учитывать межличностные отношения участников ансамбля. Занятия будут проходить результативно, если участники ансамбля уважают и ценят друг друга, при таких отношениях, ученики чаще встречаются, интенсивнее репетируют, помогают и поддерживают друг друга.  Создается благоприятный морально-психологический климат в ансамбле способствующий успешной работе.        

     К сожалению, довольно часто не опытные преподаватели совершают ошибку, когда ансамблисты, не имея достаточной базы, выносят на зачеты и экзамены слишком сложные для них произведения при этом не получая от проделанной работы удовлетворения.  Начинать занятия надо с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а все внимание направляется на художественные цели. Учащиеся проявляют повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствуют собственной беспомощности, а получают удовольствие от результатов своей работы.

    При умелом подборе репертуара, у учащихся будет рождаться уверенность в своих возможностях, будет активизироваться рабочий процесс и интерес к исполняемому произведению. Радость и удовольствие от совместного музицирования – залог устойчивого интереса к этому виду искусства. Лучше разучить несколько нетрудных пьес и играть их на художественном высоком уровне, чем работать над одной сложной, так и не добравшись до творческой ее интерпретации. Следует часть урока посвящать чтению с листа несложных произведений. Часто предлагается учащему старших классов аккомпанировать младшему, читая свою партию с листа. Такой вид работы стимулирует старшеклассника к концентрации внимания, правильному исполнению своей партии, активности и ответственности, закреплению приобретенных знаний и навыков, заставляет быть ярким примером для младшего ученика.

     При совместной игре все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а двух исполнителей и реализуется их общими усилиями. В процессе длительных совместных репетиций участники ансамбля приобретают особую технику – ансамблевую, то есть умение играть вместе. Это касается в первую очередь синхронного ансамблевого звучания. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей, сбалансированности силы звука, согласованности штрихов, фразировки, динамики. Малейшее нарушение синхронности при совместной игре усиливается, так как музыкальная ткань оказывается разорванной, голосоведение гармонии искажается. Таким образом, синхронность является первым техническим требованием игры в ансамбле. Единое понимание и чувствование партнерами темпа и ритмического пульса, является результатом правильной работы над синхронностью.

     Еще одним из важных этапов в работе, работа над штрихами – это уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы ее выражения.

      В сфере фразировки одним из самых действенных выразительных средств является динамика. Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыкального произведения, его эмоционального содержания и конструктивные особенности формы. По-разному поставленные логические акценты меняют смысл музыкального произведения. Работая над динамикой, не следует забывать и о других средствах выразительности. Своеобразный ритмический рисунок или характерный штрих может выделить какой-либо голос из общего звучания более отчетливо, чем динамика.

       Одним из основных признаков художественной завершенности музыкального произведения является синхронность, слаженность, равновесие, а также соотношение частного с общим и наоборот, в результате чего устанавливается целостное восприятие формы.

     Главным показателем эффективности процесса обучения служит конечный результат. Для учащегося это публичное выступление, которое стимулирует и повышает результативность обучения, усиливает его привлекательность, воспитывает и концентрирует лучшие качества, помогает ощутить общественную значимость своего труда и увидеть его результат, повысить интерес и самооценку, передать свое отношение к музыке, наполнить игру смыслом созданным им самим.

       Таким образом, игра в ансамбле помогает музыканту преодолевать присущие ему недостатки: умение держать темп, вялый или излишне жесткий ритм; помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным.

       Задача преподавателя – поддержать, развить, умело направить, активизировать творческое начало личности учащегося. Главное в работе, чтобы творческая инициатива оставалась за учеником.

Книги и учебные пособия:

  1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. – М.: Советский композитор, 1997г.
  2. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. С-Петербург, 1997г.
  3. Готлиб И. Фактура и тембр в ансамблевых произведениях. – М., 1999г.
  4. Гусинская Л. Урок по специальности – основная форма художественного воспитания детей.- С-Петербург, 1999г.
  5. Достал Ян. Ребенок за роялем. Прага, 2000г.
  6. Зеленин В. Работа в классе ансамбля.- М., 2001г.
  7. Кабалевский Д.Б. Главное – любить музыку. М., 1999г.
  8. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону: «Феникс»,  2002г.
  9. Нейгауз Г.Г. Искусство фортепианной игры.- М., 1998г.
  10. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1999г.
  11. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. – М., 1999г.
  12. Шмит-Шкловская О воспитании пианистических навыков. – М., 1998г.
  13. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. – М., 2000г.