Программа по Хоровому классу -Фортепиано 8 лет

Портнова Ирина Михайловна

Программа "Коллективное музицирование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_horovoy_klass_fort.otd_.8_let.doc797.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета «Хоровой класс» создана в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и «Положения о порядке и формам проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программа в области искусств» (утверждено Министерством культуры Российской Федерации  от 09.02.2012 №86).

Программа является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано». Учебный предмет «Хоровой класс» относится к обязательной части образовательной программы.

Возраст поступающих в первый класс - с шести лет шести месяцев до девяти лет. Срок освоения программы - 8 лет.

Программа составлена с учётом возрастных особенностей обучающихся и направлена на:

- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение обучающимися знаний, умений и навыков в области хорового пения, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Цель программы – создание условий для формирования яркой, творческой личности,  всестороннего развития начинающего музыканта через вокально-хоровое искусство.

Задачи программы:

- сформировать у обучающегося интерес к музыкальному искусству, коллективному хоровому исполнительству;

- развить музыкальную память, мелодический, ладогармонический, тембровый слух;

- сформировать и развить навыки владения различными видами вокально-хоровой техники, использования средств музыкальной выразительности;

- ознакомить с хоровым репертуаром, включающим произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями, художественно-исполнительскими возможностями хорового коллектива;

- сформировать представление  о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

 - научить  читать с листа несложные музыкальные произведения;

- развить исполнительскую культуру путем накопления музыкально-слуховых представлений, исполнительского репертуара, интеллектуального, эмоционального, технического и художественного совершенствования участников школьного хорового коллектива.

Программа предполагает индивидуальный подход к обучающимся.

        Форма проведения аудиторного занятия – групповой урок 40 минут.  Продолжительность занятия определяется учебным планом.

Объём учебного времени, предусмотренный

на реализацию учебного предмета

                 

Индекс, наименование учебного предмета

Трудоёмкость в часах

Распределение по годам обучения

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

5-й класс

6-й класс

7-й класс

8-й класс

количество недель аудиторных занятий

32

33

33

33

33

33

33

33

недельная нагрузка в часах

ПО.01. УП.01

Хоровой класс

Аудиторные  занятия (в часах)

 

345,5

0,5

0,5

0,5

1

1

1

1

1

Самостоятельная  работа (в часах)

131,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Максимальная

 учебная нагрузка по предмету

477

1

1

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

Консультации (часы в год)

60

4

8

8

8

8

8

8

8

Самостоятельная работа обучающегося включает в себя следующие виды внеаудиторной деятельности: выполнение домашнего задания, посещение концертов, участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности МАОУДОД «ДШИ №1» .     

Домашняя работа обучающегося состоит из: самостоятельного разбора музыкальных произведений, работы над хоровой партитурой (пение голосов),  выучивание литературного текста наизусть  и др. Увеличение количества часов, выделенных на самостоятельную работу в средних и старших классах, связано с усложнением  репертуара, необходимостью более тщательной работы над техническим, учебным и концертным материалом.

Консультации проводятся с целью подготовки  обучающихся к контрольным урокам, зачётам, экзаменам и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счёт резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающегося.

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план (в основном, для теоретических и исторических учебных предметов) должен отражать последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета, в том числе из расчета максимальной учебной нагрузки и самостоятельной работы обучающегося, а также аудиторных занятий.

В образовательном учреждении могут устанавливаться следующие  виды аудиторных учебных занятий: урок, мастер-класс, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие и др.

Учебно-тематический план может быть представленследующим образом:

№№

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторныезанятия

1.

Формирование вокально-хоровых навыков:

Певческая установка,дыхание,звуковедение,ансамбль и строй,дикция

159 ч.

30 ч.

129 ч.

2.

Учебно-художественная работа над репертуаром

-примение освоенных навыков;

-работа над произведением;

-накопление репертуара;

-концертная деятельность.

300 ч.

100 ч.

200 ч.

3.

Музыкально-теоретическая подготовка.

18 ч.

18 ч.

Содержание учебного предмета        

Программа учебного предмета «Хоровой класс» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе  освоения образовательной программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков в области хорового искусства:

- знания характерных особенностей хорового пения, вокально-хоровых  жанров и основных стилистических направлений хорового исполнительства;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах хорового и вокального коллективов;

- умения самостоятельно разучивать вокально-хоровые партии;

- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

- навыков чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений;

Содержание программы по учебному предмету «Хоровой класс» соответствует  федеральным государственным требованиям к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано»

 и направлено на:

- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации,

- приобретение навыков творческой деятельности,

- формирование умения планировать свою домашнюю работу,

- осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью,

- формирование умения давать объективную оценку своему труду, навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе,

- формирование уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, понимания причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности,

- формирование навыков определения наиболее эффективных способов достижения результата.

Требования к уровню подготовки обучающихся

1 год обучения 

Приобретение навыков певческой установки. Умение делать короткий, спокойный, бесшумный вдох и экономный выдох. Петь ясно, округлым звуком, четко и коротко произносить согласные. Научиться добиваться активного унисона, ритмической устойчивости, соблюдения динамической ровности и одинакового произношения текста.

Ознакомиться с пониманием дирижерского жеста: «внимание», «дыхание», «начало», «окончание пения».

В течение года обучающиеся должны освоить 8-10 одноголосных песен – различных по содержанию и характеру.

Младший хор (2-4 год обучения)

Знакомство  с общими понятиями анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса: гортань – как источник звука, органы дыхания (диафрагма, как главная дыхательная мышца), резонаторы (головной, грудной).  Укрепление певческой установки. Научиться петь более продолжительные фразы на одном дыхании, брать дыхание соответственно характеру, освоить навык «цепного» дыхания при исполнении продолжительных музыкальных фраз.                         Уметь правильно формировать гласные в их чередовании. Освоение гармонического ансамбля. Развивать свободу артикуляционного аппарата, пение легким, мягким звуком.  Понимать дирижерский жест, касающийся агогических и динамических изменений. 

В течение года в младшем хоре обучающиеся должны освоить 8-10 произведений, как одноголосных, так и двухголосных с сопровождением и без сопровождения.

Старший хор (5-8 год обучения)

Продолжается знакомство с правилами пения и охраны голоса. Разностороннее воспитание и развитие музыкально-певческих способностей. Закрепление навыков певческой установки, приобретенных в младшем хоре. 

Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ, языка. Выработка навыка активного и четкого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах пиано и пианиссимо. Развитие навыков пения без сопровождения в трех-, четырехголосном пении. Соответственно способностям, обучающийся должен овладеть подвижностью голоса, выявить красивый тембр, укрепить резонаторные ощущения. 

Совершенствование ансамбля и строя в произведениях различного склада изложения и с различными средствами музыкального языка. Выработка чистой интонации при двух-, трехголосном пении. Владение навыками пения без сопровождения.

Формирование исполнительских навыков.

В течение года в старшем хоре за год обучающимися должны быть освоены и пройдены 10-12 многоголосных произведений, как с сопровождением, так и a capella, различного склада и фактуры изложения.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы учебного предмета «Хоровой класс» является:

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, коллективному музыкальному исполнительству;

- умение самостоятельно разучивать и грамотно исполнять музыкальные произведения  различных жанров и стилей;

- знание хорового репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;

- знание профессиональной терминологии;

- умение читать с листа несложные музыкальные произведения;

-развитие исполнительской культуры путем накопления музыкально-слуховых представлений, исполнительского репертуара, интеллектуального, эмоционального, технического и художественного совершенствования участников школьного хорового коллектива;

- приобретение навыков по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению  анализа исполняемых произведений, владению различными видами вокально-хоровой техники, использованию художественно оправданных технических приемов;

наличие творческой  инициативы, сформированных представлений  о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

наличие навыков репетиционно - концертной работы.

        

Формы и методы контроля, критерии оценок 

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Виды контроля и учёта успеваемости: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.

Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в целях оперативного контроля за успехами обучающихся.

Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств и проводится с целью определения:

- качества реализации образовательного процесса;

- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;

- уровня знания, умений и навыков, сформированных у обучающегося на определённом этапе обучения.

Основными формами промежуточной аттестации являются:  контрольный урок.

В соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ промежуточная аттестация проходит в виде выступлений на академических концертах,  исполнения концертных программ.

Контрольные прослушивания проводятся в соответствии с графиком проведения. Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на академическом концерте.

Выступления обучающихся оцениваются характеристикой, в которой отражаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки, а также оценкой по пятибалльной системе, которая выставляется коллегиально.

Итоговая аттестация выпускников осуществляется с целью контроля (оценки) освоения дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в соответствии с федеральными государственными требованиями, установленными к минимуму содержания, структуре и условиям реализации указанных образовательных программ, а также срокам их реализации.

Итоговая аттестация проводится в форме концерта.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

-навыки коллективного хорового исполнительского творчества;

- исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений   отечественной и зарубежной музыки;

-знание профессиональной терминологии вокально-хорового репертуара;

По итогам выпускного концерта выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которая заносится в свидетельство об окончании школы.

График промежуточной и итоговой аттестации        

Класс

Вид контрольного прослушивания

Месяц проведения

Программные требования

1 год обучения

Контрольный урок

май

Четыре разнохарактерных произведения наизусть.

2-4 год обучения

Контрольный урок

декабрь

май

Восемь-десять разнохарактерных, разножанровых произведений наизусть.

5,6 год обучения

Контрольный урок

декабрь

май

Десять-двенадцать разнохарактерных, разножанровых произведений наизусть.

7 год обучения

Контрольный урок

декабрь

май

 Десять-двенадцать разнохарактерных, разножанровых произведений наизусть в составе коллектива.

 Умение наизусть исполнить:

-  свою партию сольно из двух произведений (одно из которых a capella)

- в составе хорового ансамбля (два  произведения трех-четырехголосной фактуры, одно из которых a capella)

      8 год обучения

Итоговая аттестация.

май

Десять-двенадцать разнохарактерных, разножанровых произведения наизусть в составе коллектива.

 Исполнение своей хоровой партии в трех произведениях из репертуара хора:

- народная песня

- произведение зарубежного композитора

- произведение отечественного композитора.

Критерии оценок текущего контроля успеваемости,  промежуточной и итоговой аттестации  обучающихся

Оценка «5» («отлично»):

-  артистичное поведение на сцене;

-  увлечённость исполнением;

-  художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;

-  слуховой контроль собственного исполнения;

-  свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;

-  убедительное понимание чувства формы;

-  выразительность интонирования;

-  единство темпа;

-  ясность ритмической пульсации;

-  яркое динамическое разнообразие.

Оценка «4» («хорошо»):

-  незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;

- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;

-  недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;  

-  стабильность воспроизведения нотного текста;

-  выразительность интонирования;

-  попытка передачи динамического разнообразия;

-  единство темпа.

Оценка «3» («удовлетворительно»):

-  неустойчивое психологическое состояние на сцене;

-  формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;

-  слабый слуховой контроль собственного исполнения;

-  ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;

-  темпо-ритмическая неорганизованность;

-  слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;

-  однообразие и монотонность звучания.

.Оценка «2» («неудовлетворительно»):

-  частые «срывы» и остановки при исполнении;

-  отсутствие слухового контроля собственного исполнения;

-  ошибки в воспроизведении нотного текста;

-  низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;

-  отсутствие выразительного интонирования;

-  метро-ритмическая неустойчивость.

Методические рекомендации

Предмет «Хоровой класс», наряду с другими предметами учебного плана дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Фортепиано», ставит перед собой цель - создание условий для формирования яркой, творческой личности,  всестороннего развития начинающего музыканта через вокально-хоровое искусство. Не менее важной целью  является подготовка наиболее талантливых детей к продолжению музыкального образования в средних специальных учебных заведениях. 

За время обучения в школе искусств обучающийся приобретает определённый программой объем знаний и практических навыков коллективного хорового исполнительского творчества, которые дают ему возможность понимать и выявлять художественную идею, стилистические и жанровые особенности исполняемой музыки.

Одним из современных направлений музыкальной педагогики является развивающее обучение. Работая в этом направлении, преподаватель должен выбрать главной целью своей деятельности - развитие музыкального мышления обучающегося. В начальный период обучения необходимо учить обучающегося чувствовать и понимать краски и смысл отдельного звука, интонации, фразы, мелодического оборота темы, отдельной части музыкального произведения и т.д., а затем, со временем – учить передавать средствами музыкальной выразительности различные настроения, образы, чувства.

Вокальная работа в хоре имеет свои особенности, которые включают в себя: чистое интонирование, слитность звучания голосов, ансамбль, строй, единую манеру звукообразования и звуковедения, организацию певческого дыхания и вокальной позиции звука, четкую дикцию и другое. Качество ансамбля, умение  петь вместе, чувствовать друг друга, добиваться единства поставленных задач для раскрытия  образа произведения             всегда в центре внимания работы педагога.

Серьезное вокально-хоровое воспитание обязательно основывается на знании руководителем певческих возможностей детей разных возрастных групп. Так, в младшем школьном возрасте (7-10 лет) механизм голосообразования совсем другой, чем у старших детей. Многообразие индивидуальных различий детского голоса (тембр, диапазон, динамические возможности) обуславливают индивидуальный подход в выборе принципов и методов обучения. 

Прежде чем приступить к работе над воспитанием вокально-хоровых навыков, необходимо приучить детей принимать правильную певческую установку, следить, чтобы они держались свободно, не напряженно. При пении стоя или сидя, корпус и шея выпрямлены, плечи несколько опущены, голова держится «гордо», подбородок слегка приподнят. Такая установка обеспечит удобное положение всего дыхательного и звукообразующего аппарата.

Известно, что подвижность и гибкость голоса нужно все время развивать и поддерживать, так как эти качества легко теряются при наличии перерыва в занятиях. В этой связи становится очевидной значимость самостоятельной работы хористов как важной части целостной системы обучения. Чтобы повысить эффективность самостоятельных занятий, педагог помогает обучающемуся спланировать распорядок дня, а также объясняет ему, как правильно распоряжаться временем. Методы правильной, рациональной работы необходимо постоянно демонстрировать обучающемуся в классе, чтобы убедить в их пользе и необходимости. Урок - самостоятельная работа обучающегося - концертное выступление являются той необходимой триадой музыкального образования, на которой базируется учебно-воспитательный процесс.

Каждый урок начинается с проверки домашнего задания, а заканчивается объяснением задания к следующему уроку. Рациональность и дисциплина самостоятельной работы могут быть выработаны только тогда, когда обучающийся понимает цель задания, знает, что он должен сделать, сколько времени на это потребуется, а также как необходимо заниматься, чтобы преодолеть трудности. Результаты своей работы обучающийся должен осознавать и уметь оценивать. Для реализации этого требования необходимо, чтобы домашнее задание соответствовало уровню развития ученика на данном этапе.

Как показывает практика, у каждого преподавателя в процессе педагогической деятельности формируются свои методы работы, однако важно, чтобы результатом обучения было развитие умений и навыков обучающихся, повышение их музыкальной культуры и образованности, накопление музыкальных впечатлений, формирование таких качеств, как творческая активность, фантазия, воображение, впечатлительность. Кроме того, специфика хорового пения, как коллективной формы исполнительства,  способствует развитию таких человеческих качеств, как уверенность в себе, раскованность, коммуникабельность, дружелюбие, ответственность, справедливость.

Постоянная тесная связь преподавателя с родителями, его информированность об условиях жизни каждого обучающегося, о «климате»  в семье являются одной из составляющих работы педагога. В беседах с родителями очень важно подчёркивать необходимость уважительных отношений к занятиям музыкой, поддержки стремления ребёнка к прекрасному, к духовности и культуре.

Основой учебно – творческого процесса в обучении хоровому пению является репертуар, который должен быть  разнообразным по жанру, стилю, эпохам. Его планомерное, последовательное освоение от простого к сложному, с учетом основных дидактических принципов - важный фактор, как обучения, так и воспитания хористов. Музыкальное произведение должно быть, прежде всего, доступным для исполнения, подразумевается доступность диапазона и  образного строя. Очень важно, чтобы   обучающимся было понятно и интересно то, о чем они поют.

Репертуарный план составляется в начале каждого полугодия. В процессе обучения  в репертуар могут быть внесены изменения.

Особого внимания преподавателя требуют вопросы межпредметных связей. Знания, полученные на уроках сольфеджио, музыкальной литературы, обязательно должны увязываться с материалом, изучаемым по специальности. Педагог должен интересоваться, что изучается по другим предметам, чтобы содействовать осуществлению комплексного подхода к обучению.

Хоровой коллектив целесообразно формировать таким образом, чтобы в совместном музицировании участвовали дети, обладающие примерно равными вокальными возможностями и навыками:

  1.  хор первого класса
  2.  хор вторых-четвертых классов (младший хор)
  3.  хор пятых-восьмых классов (старший хор).

В программе предлагается примерный перечень произведений, различных по уровню сложности, и  рекомендуемых для исполнения на академических концертах, экзаменах, концертах.

Очень важна работа по воспитанию сценического самочувствия обучающихся. Дело педагога – сформировать увлеченный коллектив единомышленников, для которых хоровое пение является важной духовной потребностью. Ясность исполнительского замысла, отточенность текста и выразительных средств, глубокая сосредоточенность – залог успешного концертного выступления.  

Примерный репертуарный список

  • Бах И. «За рекою старый дом»
  • Брамс И. «Божья коровка»
  • Гаврилов С. «Зеленые ботинки»
  • Гречанинов А. «Ночь»
  • Гречанинов А. «Про теленочка»
  • Гусева Г. «Русская зима»
  • Иванников В. «Весенняя сказка»
  • Калинников В. «Тень, тень»
  • Крылатов Е. «Мы маленькие дети»
  • Кюи Ц. «Осень»
  • Левина З. «Наш ручеек»
  • Люлли Ж. «Песенка»
  • Малевич М. «Пожелание на Рождество»
  • Моцарт В. «Весенняя»
  • Моцарт В. «Детские игры»
  • Парцхаладзе М. «Конь вороной»
  • Парцхаладзе М. «Кукла»
  • Попатенко Т. «Знакомый дом»
  • Попатенко Т. «Котенок и щенок»
  • Портнов Г. «Как ни странно»
  • Римский-Корсаков Н.  Хор из оперы «Сказка о царе Салтане» «Белка»
  • Славкин М. «Старая кукла»
  • Слонов Ю. «Скворушка»
  • Соснин С.  «Весело»
  • Соснин С. «Веселая поездка»
  • Французская народная песня «Братец Яков» обработка А. Александрова
  • Чичков Ю. «Одноклассники»
  • Шаинский В. «Песенка мамонтенка»
  • Шашкин И. «Осень золотая»
  • Шашкин И. «Снежок»

Примерные программы академических концертов

1 вариант        

  • Гречанинов А. «Ночь»
  • Калинников В. «Тень, тень»
  • Кюи Ц. «Осень»
  • Левина З. «Наш ручеек»

2 вариант

  • Моцарт В. «Весенняя»
  • Парцхаладзе М. «Конь вороной»
  • Попатенко Т. «Котенок и щенок»
  • Шашкин И. «Снежок»

      3 вариант

  • Бах И. «За рекою старый дом»
  • Гречанинов А. «Про теленочка»
  • Гусева Г. «Русская зима»
  • Крылатов Е. «Мы маленькие дети»

 4 вариант

  • Моцарт В. «Детские игры»
  • Римский-Корсаков Н.  Хор из оперы «Сказка о царе Салтане» «Белка»
  • Соснин С.  «Весело»
  • Французская народная песня «Братец Яков» обработка А. Александрова

Примерный репертуарный список

  • Белорусская народная песня «Весна красна» обработка А. Пономарева
  • Белорусская народная песня «Дудочка-дуда» обработка С. Полонского
  • Белорусская народная песня «Чаму ж мне не пець» обработка И. Шашкина переложение Е. Копыловой
  • Бетховен Л. «Пастушья песенка»
  • Вебер К. «Хоровая беседа»
  • Гаврилин В. «Колыбельная маме»
  • Гладков Г. «Песня о волшебниках»
  • Гречанинов А. «Песенка Феи»
  • Григ Э. «Песня Сольвейг» из второй сюиты «Пер Гюнт»
  • Гусева Г. «Я хочу узнать об этом очень»
  • Дубравин Я. «Голубой ручеек»
  • Зарицкая З. «Земля полна чудес»
  • Зацепин А. «Ты слышишь, море?»
  • Кабалевский Д. «Чудо-музыка»
  • Китов Ю. «Песня о семи нотах»
  • Крылатов Е. «Крылатые качели» из кинофильма «Приключение Электроника»
  • Лученок И. «Ave Maria»
  • Лученок И. «Поклонитесь, внуки, деду»
  • Марченко М. «Ангел»
  • Мендельсон-Бартольди «Воспоминание»
  • Моцарт В. «Цветы»
  • Никитин С. «Песенка о маленьком трубаче»
  • Русская народная песня «На зеленом лугу» обработка Л. Абеляна
  • Русская народная песня «Я посею ленку» обработка В.Попова
  • Славкин М. «Как мыши поймали кота»
  • Славкин М. Нотная песенка»
  • Смирнов С. «Не грусти, улыбнись и пой»
  • Соснин С. «Музыка всюду живет»
  • Фоменко Н. «Сара Барабу»
  • Чичков Ю. «Из чего же, из чего же, из чего же…»
  • Чичков Ю. «Учителя, Вы в нашем детстве остаетесь»
  • Шашкин И.«Христос воскрес!»
  • Шуберт Ф. «Майская песня»

                           Примерные концертные программы

1 вариант

  • Бетховен Л. «Пастушья песенка»
  • Гречанинов А. «Песенка Феи»
  • Григ Э. «Песня Сольвейг» из второй сюиты «Пер Гюнт»
  • Кабалевский Д. «Чудо-музыка»
  • Крылатов Е. «Крылатые качели» из кинофильма «Приключение Электроника»
  • Лученок И. «Ave Maria»
  • Никитин С. «Песенка о маленьком трубаче»
  • Русская народная песня «На зеленом лугу» обработка Л. Абеляна
  • Русская народная песня «Я посею ленку» обработка В.Попова
  • Чичков Ю. «Учителя, Вы в нашем детстве остаетесь»

                                                 

2 вариант

  • Гладков Г. «Песня о волшебниках»
  • Гусева Г. «Я хочу узнать об этом очень»
  • Дубравин Я. «Голубой ручеек»
  • Зарицкая З. «Земля полна чудес»
  • Лученок И. «Поклонитесь, внуки, деду»
  • Моцарт В. «Цветы»
  • Славкин М. «Как мыши поймали кота»
  • Славкин М. Нотная песенка»
  • Фоменко Н. «Сара Барабу»
  • Чичков Ю. «Из чего же, из чего же, из чего же…»
  •  Шашкин И. «Христос воскрес!»

Примерный репертуарный список

Произведения зарубежных композиторов

  • Бах И. С. «Весенняя песня», «Уходит день», «Желанный час»
  • Бетховен Л. «Походная песня», «Малиновка», «Весною»
  • Брамс И.    «Колыбельная» (перелож. А. Луканина), «Ночной костер» песня на основе венгерского танца №1
  • Вебер К.   «Вечерняя песня»
  • Гендель Г.«Хвала смеху», «Песни победы» из оратории «Иуда Маккавей», «Радость в мире»
  • Дворжак А. «Колыбельная», «Детская песня»,  «Славянские напевы»
  • Мендельсон Ф. «Весна расцветает»
  • Моцарт В. «Мы поем веселья песни» (хор из оперы «Похищение из Сераля»), «Летний вечер», «Откуда приятный и нежный тот звон» (хор из оперы «Волшебная флейта»)
  • Палестрина Дж. «День восходит в зенит»,  «Спадает долгий зной»
  • Перголези Д. «Stabat mater», №11, 12
  • Пуленк Ф. « Ave verum corpus»
  • Сен-Санс К. «Весна нам с тобой приносит цветы»
  • Форе Г. «Messa basse», Kyrie eleison, Sanctus, Benedictus, Agnus Dei  
  • Шуман Р.«На простор»,«Домик у моря»

Произведения современных зарубежных композиторов

  • Бочар И. (Венгрия) Три шуточные песни: Паровоз, Ладога, Гуси                        
  • Брёмер Ж. (Голландия) «Bambaya barabam»
  • Илиев К. (Болгария) «Белые птенчики»
  • Кодай З. (Венгрия)«День за окном лучится». Мадригал.
  • Караи И. (Венгрия) «Музыкальная побудка»
  • Курц И. (Германия) «Precatio»                              
  • Сорг Г. (Германия) «Agnus Dei»

 

Русские народные песни

  • «Во лузях» обработка В. Попова
  • «Во сыром бору тропина» обработка Л. Абелян
  • «Возле речки, возле мосту» обработка М. Иорданского
  • «Здравствуй, гостья-зима» обработка Н. Римского-Корсакова
  • «Земелюшка – чернозем» обработка А. Лядова
  • «Как волнистые туманы» обработка В. Попова
  • «Как на тоненький ледок» обработка Т. Потапенко
  • «Как о матери любимой» обработка В. Попова
  • «Как у нас во садочке» обработка В. Калиникова
  • «Летел соколик» обработка В. Попова
  • «Не летай, соловей» обработка А. Егорова
  • «Повянь, повянь, бурь – погодушка» обработка В. Соколова
  • «Русские страницы». Театрализованная кантата для детского хора по мотивам русского фольклора. Музыка А. Кулыгина

- Голубчик мой, Ванюша

- Не ясен сокол

- Метёлки

- Дрёма

- А я по лугу

  • «Скворцы прилетели» обработка В. Калистратова
  • «Ты не стой, не стой, колодец» обработка В. Соколова
  • «Уж вы, мои ветры» обработка А. Флярковского
  • «Я на камушке сижу» обработка Н. Римского-Корсакова
  • «Я пойду ли, молоденька» обработка А. Лядова

Песни народов мира

  • «Kiso-Bushi» народная японская танцевальная песня области Кисо
  • «В зелёном лесу» венгерская народная песня обработка В. Попов
  • «Веснянка» белорусская народная песня обработка В. Соколова
  • «Гимн солнцу» венгерская народная песня обработка У. Лассло
  • «До чего мне не везёт» эстонская народная песня обработка В. Тормиса
  • «Женчичок – бренчичок» украинская народная песня обработка М. Леонтовича
  • «Пой, пой, певунья птичка» польская народная песня обработка А. Свешникова
  • «Посадил полынь я» болгарская народная песня обработка Г. Димитрова
  • «Сел комарик на дубочек» белорусская народная песня обработка С. Полонского
  • «Тарантелла» итальянская народная песня обработка В. Сибирского
  • «Хороводная песня» эстонская народная песня обработка Х. Кальюсте
  • «Щедрик» украинская народная песня обработка М. Леонтовича

Произведения русских композиторов

  • Архангельский А. «Тебе поем» из заупокойной Литургии
  • Верстовский А. «Хор девушек»
  • Глинка М. «Славься» хор из оперы «Иван Сусанин»
  • Даргомыжский А.«Тише-тише!» хор из оперы «Русалка»
  • Ипполитов-Иванов М. «Горные вершины»            

        «Острой секирой»        

        «Утро»              

        «Ноктюрн»          

        «Благослови, душе моя, Господа» из Литургии №2

  • Кастальский А. «Тебе поем»
  • Кюи Ц.«Задремали волны»
  • Рахманинов С. Шесть хоров на стихи русских поэтов              

- «Слава народу»          

- «Ночка» сл. В. Ладыженского        

- «Сосна» сл. М. Лермонтова        

- «Задремали волны» сл. К. Р.          

- «Неволя» сл. Р. Цыганова        

- «Ангел»  сл. М. Лермонтова

  • Римский – Корсаков Н. «Колядка девчат» хор из оперы «Ночь перед Рождеством»    

- «Ночевала тучка»  

- Хор птиц из оперы «Снегурочка»

  • Рубинштейн А. «Горные вершины»            

- «Мелодия»

  • Танеев С. «Горные вершины»        

- «Вечерняя песня»

  • Чайковский П. «Вечер»              

- «На море утушка купалася» хор девушек из оперы «Опричник»  

- «Зеленый шум»  

- «Несжатая полоса»                  

- «Господи, спаси…» Трисвятое                  

- «Тебе поем»                  

- «Заступнице усердная»

  • Чесноков П. «Лотос»                  

- «Сельская пирушка»

     

Произведения советских композиторов

  • Бойко Р.   «Минуты»

                       «Заклинание змей»

  • Дунаевский И. «Пути – дороги»

                         «Колыбельная»

  • Жубинская В. «Дети одной планеты»
  • Крылатов Е.«Ласточка»
  • «Ваши глаза» из телефильма «Чехарда»
  • Лагидзе Р. «Весенняя песня»
  • Парцхаладзе М. «Весна»
  • Пахмутова А.«Утро, здравствуй!»
  • Петров А. «Я шагаю по Москве»
  • Ребиков В. «Облаком волнистым»

                        «Тёплый ветер»

  • Свиридов Г. «Ты, запой мне ту песню, что прежде…»

                            «Колыбельная»

  • Струве Г.  «Музыка»
  • Фрадкин М. «Как рождаются звезды»
  • Хромушин О. «Фантазия на тему еврейских народных песен»

                                - На рыбалке

                                -  Тум -балалайка

                                -   Хава нагила

  • Шебалин В. «Незабудка»
  • Щедрин Р. «К вам, павшие» (перелож. для детского хора В. Попова)
  • Эшпай А. «Песня о криницах»

Произведения отечественных современных композиторов

  • Гсель Г. «Детская месса»
  • Кадомцев И. «Сохрани, Господь, и спаси»

- «Два хора на стихи Муссы Джалиля»

- Кукушка,  Петушок

  • Кулыгин А. «Русские страницы» театрализованная кантата для детского хора по мотивам русского фольклора

- Голубчик мой, Ванюша

- Не ясен сокол

-  Метёлки

- Дрёма

-  А я по лугу

  • Молчанов К.  «Романс Женьки» из оперы «Зори здесь тихие»
  • Подгайц Е. «Три хора на стихи А. С. Пушкина»

- Роза, Младенцу,  Туча

  • Славкин М. «Христос с тобой!» вокальный триптих для детского хора и фортепиано на стихи К. Р.:

- Когда креста нести нет мочи

- Научи меня, Боже, любить (молитва)

-  Христос с тобой

         «Земля» вокальный цикл для детского хора на стихи Элинор Фарджен

- Полярная звезда

- Утренние звуки

- Снег

- Новый год

- Земля

          «Три миниатюры на стихи Эдуарда Межелайтиса»

- Лицо вечера,  Музыкальное упражнение, Мои облака

  • Шмидт Э. «Кукушка»

Примерные программы концертов  7 год обучения

1) Примерные концертные программы

        1 вариант

  • Венгерская народная песня «В зелёном лесу» обработка В. Попов
  • Кастальский А. «Тебе поем»
  • Кюи Ц.«Задремали волны»
  • Молчанов К.  «Романс Женьки» из оперы «Зори здесь тихие»
  • Пуленк Ф. « Ave verum corpus»
  • Русская народная песня «Я пойду ли, молоденька» обработка А. Лядова
  • Свиридов Г. «Ты, запой мне ту песню, что прежде…»
  • Славкин М. «Христос с тобой!» вокальный триптих для детского хора и фортепиано на стихи К. Р.:

                            - Когда креста нести нет мочи

- Научи меня, Боже, любить (молитва)

-  Христос с тобой

  • Японская танцевальная народная песня «Kiso-Bushi» области Кисо

2 вариант

  • Венгерская народная песня «Гимн солнцу» обработка У. Лассло
  • Жубинская В. «Дети одной планеты»
  • Ипполитов-Иванов М. «Горные вершины»            
  • Крылатов Е.«Ласточка»
  • Русская народная песня «Во лузях» обработка В. Попова
  • Русская народная песня «Во сыром бору тропина» обработка Л. Абелян      
  •   Славкин М. «Земля» вокальный цикл для детского хора на стихи Элинор Фарджен

                                 - Полярная звезда

- Утренние звуки

- Снег

- Новый год

                                 - Земля

  • Сорг Г. (Германия) «Agnus Dei»

         

2)  Примерные программы концертов

1 вариант

  • Шмидт Э. «Кукушка»
  • Кулыгин А. «Русские страницы» театрализованная кантата для детского хора по мотивам русского фольклора

- Голубчик мой, Ванюша

  • Форе Г. «Messa basse», Kyrie eleison
  • Струве Г.  «Музыка»

2 вариант

  • Кастальский А. «Тебе поем»
  • Славкин М. стихи Э. Межелайтиса «Лицо вечера»
  • Брамс И.    «Колыбельная» (перелож. А. Луканина), «Ночной костер» песня на основе венгерского танца №1
  • Вебер К.   «Вечерняя песня»

3 вариант

  • Русская народная песня «Как на тоненький ледок» обработка Т. Потапенко
  • Ребиков В. «Облаком волнистым»
  • Украинская народная песня «Щедрик» обработка М. Леонтовича
  • Моцарт В. «Мы поем веселья песни» (хор из оперы «Похищение из Сераля»),

4 вариант

  • Шебалин В. «Незабудка»
  • Щедрин Р. «Тиха украинская ночь»
  • Дж. Перголези «Stabat Mater» № 12
  • Фрадкин М. «Как рождаются звезды»

Примерные программы концертов  (8 год обучения)

1 вариант

  • «Тарантелла» итальянская народная песня обработка В. Сибирского
  • Дворжак А. «Колыбельная»
  • Даргомыжский А.«Тише-тише!» хор из оперы «Русалка»

2 вариант

  • «До чего мне не везёт» эстонская народная песня обработка В. Тормиса
  • Бетховен Л. «Походная песня»
  • Рубинштейн А. «Горные вершины»            

3 вариант

  • «Посадил полынь я» болгарская народная песня обработка Г. Димитрова
  • Шуман Р.«На простор»
  • Эшпай А. «Песня о криницах»

4 вариант

  • Гендель Г.«Хвала смеху»
  • Шебалин В. «Незабудка»
  • Хромушин О. «Фантазия на тему еврейских народных песен» - «На рыбалке»

Необходимое техническое оснащение занятий

Учебная аудитория для групповых занятий со специализированным оборудованием (подставками для хора), рояль или пианино, музыкальный центр, нотная и методическая литература.

Список нотной литературы

 

  • Аверина Н. «Русская духовная музыка в репертуаре детских хоров». М., «Владос» 2001г.
  • Адлер Е. «Детские и юношеские хоры». М., «Музыка» 1986г.  
  • «Аве Мария»  - сборник произведений для детского и женского хоров. М. 1990г.
  • Гладков Г.  «После дождичка в четверг»    издательство  «Дрофа»  2001г.
  • «Детские хоры»  хоры на  «бис»-  американская тетрадь.  Выпуск С.-П.  2004г.
  • «Западные классики – детям» М.  «Советский композитор»  1999г.       
  • «Зарубежная хоровая музыка» - хрестоматия  для детского  хора
  • Ионова О. «Поет «Дубна»». М., «Музыка»1980г.
  • «Композиторы-классики детям», М., 1963г.
  • «Композиторы классики для детского хора»  М. Ипполитов-Иванов  выпуск 6  М.  Музыка  2007г.
  • «Композиторы улыбаются»  сборник полифонической музыки для детей Ленинград.1997г.
  • Крыжановский С. «Произведения для детского хора». Киев, «Музична Украина» 1974г.
  • Куликов Б. «Хоры зарубежных композиторов. М., «Музыка» 1974г.
  • Локтев В. «Дети мира поют» Музгиз 1959г.
  • Марисова И. «Детский хор». Выпуск  9. М., «Музыка» 1990г.
  • Очаковская О. «Зарубежные песни». М., «Музыка» 1964г.
  • Парцхаладзе «Весна» М., «Советский композитор» 1986г.
  • «Полифонические произведения для детского хора» М.  издательство «Советский  композитор»  1983 г
  • Рахманинов С. «Избранные хоры» М., «Музыка» 1968г.
  • Репертуар детских и юношеских хоров. Выпуск 16. М., «Советский композитор» 1988г.
  • Русская хоровая литература. Выпуск 3. Музгиз 1961г.
  • Свешников А. «Песни и хоры западноевропейских композиторов». Выпуск 1. Музгиз 1961г.
  • Славкин М. «Поет детский хор «Преображение»» М, «Владос» 2001г.
  • Соколов В. «Край родной и любимый» М., «Советский композитор» 1960г.
  • Соколов В., Попов В., Абелян Л. «Школа хорового пения» Выпуск 2. М., «Музыка» 1978г.
  • Струве Г. «Школа хорового пения»    Москва  2000
  • «Советские композиторы для детского хора». Выпуск 1,2. М., «Музыка» 1986г.
  • «С песней весело шагать» популярные песни для детей (Выпуск 3) М., издательство «Советский композитор», 1989.
  • «Сборник русских народных песен». М. 1987 г.
  • Федорова О. «Пташка – ласточка». М., «Музыка» 1977г.
  • Хрестоматий по хоровой литературе. Выпуск 3. Музгиз 1961г.
  • Хрестоматия для хорового класса. Выпуск 3. Составитель В. Минин.М., «Музыка» 1980г.
  • Хоры без сопровождения для начинающих хоровых коллективов, вып. 1, Музгиз, М., 1965г.
  • Шереметьев В. «Поет «Мечта»». Томск, ТОУМЦКИ 2006г.
  • Школа хорового пения, вып. 1, Музыка, М., 1973г.

Список методической литературы

  1. Виноградов К. П. Работа над детским хором.— М., 1967.
  2. Вопросы вокальной педагогики.— М.. 1962.— Вып.1; М., 1964.— Вып.2; М., 1967.—Вып.3; И, 1969.— Вып.4; И, 1976.—Вып.5; М., 1982.—Вып.6.
  3. Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете: Межвузовский сборник научных трудов МГПИ им. В. И. Ленина.— М., 1985.
  4. Голубе в П. Советы молодым Педагогам-вокалистам. - М., 1963.
  5. Детский голос/Под ред. В. Н. Шацкой.— М., 1970.
  6. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики.— М., 1968.
  7. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М., 1972.
  8. Здабович А. П. Некоторые вопросы вокальной методики.— М., 1965.
  9. Кочнева И. С., Яко А. С. Вокальный словарь—Л., 1986.
  10. Львов М.Л. Русские певцы. - М. 1965.
  11. Львов М. Л. Из истории вокального искусства.— М., 1964.
  12. Луканин А Перепедкива А. Вокальные упражнения на уроках в общеобразовательной школе—М., 1964.
  13. Мализина Е.М. Вокальное воспитание детей.— М.— Л., 1967.
  14. Менабени А.Г. Методическая подготовка студента при обучении в классе сольного пения на музыкальном факультете//Музыкально-педагогическая подготовка учителя. - М., 1973.
  15. Менабени А.Г. Учебный материал при индивидуальной вокальной подготовке учителя музыки общеобразовательной школы//Теория и практика вокально-хоровой подготовки учителя музыки общеобразовательной школы.— М., 1980.
  16. Морозов К.П. Тайны вокальной речи—М., 1967.
  17. Морозов В. П. Вокальный слух и голос. - М.— Л., 1965.
  18. Морозов В. П. Биофизические основы вокальной речи.— Л., 1977.
  19. Музыкальное воспитание. В 1976 г.— Вып.11; М., 1978.— Вып.13; М., 1982.— Вып.15.
  20. О детском голосе/Под ред. Н. д. Орловой. - М., 1966.
  21. Пашкина Л.Я. К вопросу об активизации профессиональной направленности обучения в классе постановки голоса на музыкально-педагогическом факультете//Теория и практика вокально-хоровой подготовки учителя музыки общеобразовательной школы.— М., 1980.
  22. Пашкина Л.Я. Вокально-педагогическая практика как средство совершенствования профессиональной подготовки студентов//Вопросы теории и практики музыкального воспитания школьников.— М., 1982.
  23. Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе.— Саратов, 1985.
  24. Совершенствование подготовки учителя музыки и пения. - Свердловск, 1975.— Вып.1.
  25. Чишко О. Певческий голос и его свойства.— М, 1966.
  26. Ярославаева Л. К. Зарубежные вокальные школы,— М., 1981.