Семинар-практикум "Технология развивающего обучения как основополагающий аспект в концертной деятельности учащихся для реализации ФГТ"
Семинар-практикум "Технология развивающего обучения как основополагающий аспект в концертной деятельности учащихся для реализации ФГТ"
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств»
(МАУ «Школа искусств»)
г. Когалым
Семинар-практикум
Технология развивающего обучения как основополагающий аспект в концертной деятельности учащихся для реализации ФГТ
Преподаватель по классу скрипки
Мальцева Татьяна Геннадьевна
2018г
Содержание 1.Актуальность и перспективность опыта______________________3 2.Условия формирования опыта_______________________________4 3. Теоретическая база опыта___________________________________5 4.Технология развивающего обучения__________________________7 4.1. Наблюдение 4.2. Интерактивные педагогические приёмы 4.3. Интеграция 4.4. Создание нестандартных ситуаций 4.5. Парно-групповая работа 4.6. Проблемное обучение 4.7. Использование ИКТ 5.Внеурочная деятельность___________________________________11 5.1. Формирование и подготовка творческих проектов 5.2. Планирование творческих проектов 5.3. Творческие проекты 6. Анализ результативности опыта_____________________________13 7. Трудности и проблемы при использовании данного опыта_____14 8. Адресные рекомендации по использованию опыта__________15 9. Приложения Приложение 1 - Концертная деятельность учащихся Приложение 2 – Результаты академических концертов Приложение 3 – Результаты участия учащихся в конкурсах, фестивалях Приложение 4 – Профессиональная компетентность выпускников |
« Педагогический процесс только тогда хорошо, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности»
Ш.А. Амонашвили.
1.Актуальность и перспективность опыта
Основные направления модернизации и развития образования в России включают требования не только о необходимости овладения учащимися исполнительскими навыками игры на инструменте, развитие их творческих способностей, через активные формы концертной деятельности.
Анализ различных учебных программ, учебных планов, планов воспитательной работы школ искусств и других учреждений дополнительного образования детей, показывает, что в системе по воспитанию и развитию интеллектуально-творческой личности уделяется недостаточное внимание такой форме, как концертная деятельность. Между тем, активное участие учащихся в концертной деятельности, стимулирует творческую деятельность, воспитывает компетентного музыканта-скрипача.
Проблема воспитания учащихся в процессе концертной деятельности не может быть разрешена без опоры на творческий потенциал работ в отечественной педагогике – Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, В. Е. Новаторова, В. В. Туева, В. Е. Триодина и др. Анализ литературы относительно организации, форм, методов концертной работы позволил выделить ряд литературных источников, имеющих значение для эффективности подготовки к концертному выступлению. Так, различные формы этой деятельности рассматриваются Н.Кречковской. Особенности концертной деятельности, как общения между слушателем и исполнителем, раскрываются в работах Л.Мордковича. Специфика концертной деятельности различных музыкальных коллективов выявляется в работах В.Крюковой, П.Басенко, В.Григорьева. Различные направления концертной деятельности для младших школьников и детей дошкольного возраста рассматриваются в методических рекомендациях С. Тимофеевой, Е. Мельниковой, О. Колобашкиной. Однако, тот же анализ позволил сделать заключение о том, что проблема активного включения в концертную деятельность учащихся авторами почти не исследовалась.. Таким образом, можно констатировать, что творческое развитие и формирование концертных навыков, является актуальной проблемой.
Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность в педагогике послужили основанием для определения темы: «Технология развивающего обучения как основополагающий аспект в концертной деятельности учащихся для реализации ФГТ»
Цель: использовать технологию развивающего обучения в системе концертной деятельности как средство формирования компетентной личности в условиях реализации ФГТ.
Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современной российской школы. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.
Согласно стандартам второго поколения учитель должен развивать у школьников умение учиться, т. е. формировать универсальные учебные действия, создавать такие условия, которые позволят развивать у учащихся разные стороны активности: интеллектуально-творческую, личностную, социальную
2.Условия формирования опыта
На идею формирования опыта оказали влияние следующие факторы:
- требования ФГТ
- изучение методической литературы
- изучение опыта коллег
- курсы повышения квалификации
- участие в работе городских методических объединений
Полученные эмпирические данные последних лет показывают, что у значительной части учащихся, сегодня, наблюдается «эстрадное волнение», в следствии чего, понижается качество исполненной программы, угнетённое состояние психики и даже может в последствии сформироваться комплекс, мешающий музыкальному развитию.
Количество учащихся, желающих выступить на концертной сцене перед публикой уменьшается по мере их взросления с первого по пятый класс, включительно, с 90% до 30%, что затрудняет успешное решение приоритетных задач, стоящих перед школой.
Это наталкивает на поиск путей и средств связанных с качественной подготовкой к концертному выступлению.
3.Теоретическая база опыта
Концертная деятельность имеет различные формы. В начале ХХ века в России была популярна такая форма культурного просвещения народных масс, как концерт-митинг. В педагогике музыкального образования широко практикуется такая форма концертной деятельности с детьми, как концерт-беседа. В частности, концерты-беседы нашли яркое воплощение в музыкально-просветительской деятельности Д. Б. Кабалевского («Музыкальные вечера ровесников»). Создатели учебных программ по предмету «Музыка» для общеобразовательной школы, – Д. Б. Кабалевский, Э. Б. Абдуллин, Г. П. Сергеева и др., – обосновали необходимость введения в массовое музыкальное образование такой формы, как урок-концерт. В последнее время в практике эстетического воспитания детей и юношества появились такие концертные формы, как тематический концерт, состоящий из произведений одной тематической направленности, и монографический разножанровый концерт, состоящий из произведений одного автора. На эстраде концертная деятельность может проявляться в такой форме, как разножанровый концерт просветительской направленности, когда его программу составляют различные исполнители: танцоры, певцы, музыканты-исполнители и т. д.
Так как концертное выступление – это выход на сцену, встреча с публикой. Чтобы оно было успешным, наиважнейшим фактором является – психологическая подготовка учащихся. У любого исполнителя , ученика или маститого артиста с огромным концертным опытом, встреча с публикой вызывает особое, очень сложное, восторженно-воодушевляющее или подавленное состояние, так называемое «Эстрадное волнение». Волнуются перед выступлением все, но проявляется это волнение у каждого по-своему. Это, конечно же, зависит от индивидуальных особенностей человека. Вдумчивому педагогу в предконцертной и концертной обстановке, нужно изучить психологические особенности своих учеников.
Практика показывает, что ученики младшего возраста ничего не знают об эстрадном волнении и не испытывают его, пока не попадают в обстановку, где эти переживания обсуждаются. Почему не волнуются?
1.Ребёнок не может объективно оценить – удачное или не удачное выступление.
2.Для детей от 6 до 9 лет выступление на концерте привлекает праздничностью атмосферы(как утренники в д/с), они артисты выходящие на сцену, которым аплодируют, поздравляют, дарят цветы и т.д.
Предконцертное и концертное состояние имеет чёткую периодичность, состоящую из 5 фаз:
- Длительное предконцертное состояние, которое наступает когда становится известна дата выступления. В зависимости от подготовленности к нему волнение периодически то возникает, то успокаивается. Чем ближе выступление, тем больше становится волнение.
- Непосредственное предконцертное состояние имеет 3 типа:
- волнение подъём – сопровождается нетерпеливым желанием скорее выйти на сцену, мысленным планированием своего исполнения. Это наиболее желательное предконцертное состояние;
- волнение паника - связано с сильным перевозбуждением, проявляется в суетливости движений, отсутствии сосредоточенности, когда мысли перескакивают с одного предмета на другой, руки потеют, тревожность вырастает до страха. Такое волнение приводит к случайностям, но с ним справиться можно. Я стараюсь переключить внимание ученика с его самочувствия на музыкальное произведение, оговорить темп, динамику и т.д;
- отрицательных результатов можно ожидать и от волнения апатии – угнетённого и подавленного состояния, когда в сознании одна мысль – скорее бы всё это кончилось.
3. Самая короткая. Это выход на сцену. Ученик остаётся один и педагог уже ничем не может помочь. Эта фаза чаще всего проходит как в тумане и редко остаётся в памяти выступающего. Важно во время уроков оговорить и отработать, все действия на сцене. Эти действия помогают сосредоточиться и создать спокойное и деловое настроение у выступающего.
4. Начало исполнения. Важно подготовиться, представить темп, динамику, пропеть начало пьесы. Если программа хорошо подготовлена и отрепетировано предконцертное поведение, исполнение будет успешным.
5. Это послеконцертное состояние. К сожалению оно часто недооценивается многими педагогами. Переживания, насыщенное эмоциональными перегрузками, не может пройти мгновенно после ухода со сцены. Это может быть радостный подъём после удачного выступления или недовольство собой. В этот момент важна спокойная уверенность педагога, его поддержка. Очень важно, чтобы разочарование после неудачного выступления не превратилось в комплекс, мешающим последующим выступлениям.
С.М.Майкопар считал причиной волнения неправильную работу и непродуктивные домашние занятия ученика, поэтому неуверенность и тревога. Но часто бывает, что и ученик прилежный, и отработанно всё тщательно, а выступление неудачное. Эстрадное волнение овладевает всеми. Но волнение не всегда угнетает. Оно имеет положительную и стимулирующую сторону. Оно полезно и необходимо ученику, так как позволяет ему раскрыть такие потенциальные возможности, которые в домашних и классных условиях могут и не проявиться. Они являются необходимой профессиональной проверкой возможности ученика. Устранить волнение сложно и не нужно. Нужно научиться приспосабливаться к исполнению в экстремальных условиях. Нужно научиться «спокойно волноваться».
Концертное выступление – это итог совместной работы ученика и педагога.
4. Технология развивающего обучения
К. Д. Ушинский писал: «Главная задача учителя – не просто излагать материал, а пробудить способности детей, привлечь их активное внимание». Активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения интереса к этой деятельности. Технология развивающего обучения и воспитания, должен стать мотивом обучения и стойкой чертой характера ученика. Педагогический опыт накопил богатый и ценный арсенал методов такого побуждающего обучения: словесные — наглядные — практические – репродуктивные – поисковые – индуктивные – дедуктивные — самостоятельная работа.
Одним из важнейших факторов качественной подготовки к концертному выступлению является развитие интереса к учению, понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного предмета. Поэтому перед тем как приступить к изучению какой-нибудь темы, много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок, ибо урок, по словам В. А. Сухомлинского, первая искра, зажигающая факел любознательности. Применяя в работе технологию развивающего обучения и воспитания, которая способствует наиболее эффективному процессу обучения.
Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. Чтобы активизировать мыслительную деятельность детей, надо привнести элемент занимательности как в содержание, так и в форму работы, придать материалу увлекательный характер, делать его живым и интересным.
Педагогики – классики утверждают: «Смертельный грех учителя – быть скучным». Я, как и многие учителя, ищу способы, «оживляющие» уроки, привлекающие учеников к активной работе. Сохраняя основную форму урока, применяю оригинальные, нестандартные приемы, творчество и креативность, повышая этим интерес школьников к учебному процессу. Обычно на таких уроках дети увлечены, работоспособны, и, конечно же, результативность в классе возрастает.
Я попытаюсь проанализировать то, что дало положительный результат, насколько эффективными оказались методы и приёмы, используемые мною в период подготовки к концертному выступлению.
Эффективные методы развивающего обучения
1.Наблюдение
Зная мотивы учения, легче организовать учебную и воспитательную деятельность учащихся. Для того, чтобы выявить уровень интереса у учащихся я наблюдаю и анализирую каждый этап обучения. В процессе наблюдения выясняется, что более интересует школьников: - сам ли процесс учебной работы или содержание учебного материала;
- какие виды учебной деятельности наиболее интересуют учащихся и какова роль каждого из них в формировании учебных интересов;
- при каких условиях учащиеся проявляют наибольшую активность на уроке, во внеклассной деятельности;
- каким предметам отдают приоритет.
Представляется больше возможности для изучения психологических особенностей каждого ученика. Это помогает мне наметить образовательный и воспитательный маршрут для своих подопечных. Ведь самая главная задача учителя:
• быть внимательным к каждому ребенку;
• уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы;
• создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.
2.Интерактивные педагогические приёмы
Игровая деятельность - обучающие игры.
Игра для школьников — любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Как показала многолетняя практика, дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Создание игровой атмосферы на уроке помогает преодолевать волнение и не решительность, развивает интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. Диалоговое общение усиливает эффект заинтересованности в изучении, развивает чувство общности и инициативности, активизирует внимание и реакцию.
При использовании игры ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества.
Дидактические игры и другой занимательный материал (загадки, пословицы, ребусы, кроссворды, головоломки) применяю на разных уроках. Это даёт положительный результат. Дети играют и непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания по предмету.
3.Интеграция
Важным методом активизации учебной и воспитательной деятельности является осуществление интеграции. Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Интеграция помогает расширить тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов.
Процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей конечно же сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.
На своих уроках я активно использую межпредметные связи. Так на уроках музыкальной литературы обращают внимание на историю развития музыки, изучают формы музыкальных произведений и т.д. Часто интегрирую уроки музыкальной литературы и сольфеджио. Всё это развивает, активизирует, стимулирует, мотивирует снижает утомление и напряжение на уроке.
4.Создание нестандартных ситуаций
Многолетний опыт работы и углублённое изучение реальным проблем в обучении и воспитании, побудило меня искать новаторские подходы в решении традиционных задач, а именно, к формированию механизмов развития личности
Создание нестандартных ситуаций на уроке способствует развитию интереса и внимания к учебному материалу, формированию коммуникативных качеств, активности учащихся и снятию усталости. В своей практике часто использую такие приёмы, как урок-сказка, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-игра. Каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний.
5.Парно-групповая работа
Создать благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке помогают мне групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное; в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения, где у каждого ребенка есть возможность проявить умственную самостоятельность и инициативность. Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать на практике и представлять найденный совместно результат.
Данная форма работы - одна из эффективных в детской деятельности, способствующая формированию коммуникативных навыков детей.
6. Проблемное обучение
Отличительной чертой моих методов является развитие оригинального мышления у учащихся, то есть, умение находить нестандартные, непохожие на другие решения. А это возможно, если обучение приобретёт проблемный характер.
Проблемное обучение–решение поисковых задач, постановки перед учащимися задач проблемного типа. Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию. Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения. Данный метод включает в себя: выдвижение проблемного вопроса, создание проблемной ситуации на основе высказывания, создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу, решение задач познавательного характера.
Задача учителя - учить думать, рассуждать, анализировать, сравнивать, делать сопоставления и выводы. Я стараюсь придерживаться принципа: «Плохой учитель тот, который преподносит истину, хороший — учит её находить». На каждом уроке создаю какую-то трудность, проблему, которую дети решают в процессе урока.
7.Использование ИКТ
Развитие активности учеников на уроке зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для их восприятия является учебный материал. Известно, что у школьников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. Компьютерные технологии дают учителю такие возможности, стирая грань между учебой и игрой и превращая изучение самых трудных тем в увлекательное путешествие по стране знаний.
Применение ИКТ позволяет:
- повысить уровень мотивации учащихся;
- повысить эффективность урока;
- вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения;
- использовать большое количество наглядного материала;
- успешно осуществлять контроль знаний;
- развивать поисковую деятельность, инициативность, творчество.
5.Внеурочная деятельность
Навыки свободного концертного исполнения развивается не только в учебной деятельности, но и во внеклассной работе. Усилить интерес к предмету помогает внеурочная деятельность, традиционные концертные мероприятия класса, школы, города праздники, конкурсы, мероприятия для родительской общественности способствуют развитию интеллекта, словарного запаса, творческих и художественных способностей каждого ученика, вносит в процесс обучения радость и удовлетворённость собой.
Все учащихся моего класса занимаются внеурочной деятельностью, являются активными участниками творческих конкурсов, культурно-просветительских и других внеклассных мероприятий.
1.Формирование и подготовка творческих проектов
Главным критерием отбора учащихся является желание ребенка реализовать на эстраде свои порой глубоко скрытые творческие возможности и резервы, которые могут способствовать достижению высоких результатов в учебном и воспитательном процессе, так же стимулировать состояние вдохновения.
Учащиеся учатся: достаточно эффективно владеть механизмами защиты от стресса, использовать определённые резервы различных сторон исполнительской деятельности – художественный, технологический, психологический «запасы» стабильности и мобильности процесса воссоздания произведения на эстраде. В послеконцертный период тщательно анализировать и осмыслить произошедшие неудачи и разного рода случайности, снизившие качественный уровень исполнения; проявлять инициативу, самостоятельность и ответственность при подготовке к концертным, внеклассным мероприятиям.
Эстрада – лучший учитель исполнителя. Она позволяет ему стать своеобразным экспериментатором, исследователем своего таланта, своих возможностей, своей игры. Лишь на эстраде исполнитель получает столь необходимый ему опыт концертирования, интуитивно постигает сложнейшие секреты исполнительского мастерства, тайны воздействия на аудиторию!
Необходимость данной формы проведения классного мероприятия возникла в связи с тем, что многие учащиеся полагают, что для подготовки полноценного выступления вполне достаточно тщательно выучить произведение. Однако ограничение задач лишь этим требованием далеко не всегда гарантирует успешность игры и творческое состояние на эстраде. В связи с этим, любое выступление даже в классе становится для многих учащихся серьезной проблемой.
С помощью проекта «Путешествие в мир музыки» невзирая на волнение, страх, повышенное чувство ответственности, юный исполнитель стремится на эстраду, чтобы отдать все свои творческие силы выступлению. Здесь ему со всей полнотой открывается Музыка, чтобы познать самого себя, бесконечно глубокий внутренний мир – Космос своей души.
2.Планирование творческих проектов
Планирование – это педагогическое моделирование деятельности классного руководителя, своеобразный прогноз воспитательной ситуации в классе. Значение планирования состоит в том, что оно позволяет не только уменьшить долю неопределённости в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий педагога, а также упорядочить процессы обучения и воспитания учащихся в коллективе, предвидеть развитие воспитательного процесса и его результативность.
План – это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность, сроки выполнения и предполагаемых ответственных (детей, педагогов, родителей).
Хорошо продуманный, обоснованный план позволяет: во-первых, чётко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания; во-вторых, целенаправленно разработать содержание и выбрать средства, организационные формы воспитательной работы; в-третьих, прогнозировать результаты своей деятельности.
3.Правила планирования
Правило первое. Планируемые мероприятия должны быть рассчитаны на определённый возраст учащихся, учитывая особенности ведущей деятельности как психологической основы данного возраста.
Правило второе. Каждое планируемое мероприятие должно быть нацелено на конечный результат и решать определённые задачи.
Правило третье. Планирование внеклассных мероприятий должно предполагать некую системность, а не спонтанность.
Правило четвёртое. Если классный руководитель начинает работу с классным коллективом впервые, он должен внимательно изучить систему воспитательных мероприятий предыдущего классного руководителя и по возможности продолжить дело начатое им в коллективе.
Правило пятое. Должен помнить, что мероприятия должны быть разнообразными и по форме, и по содержанию, интересными и развивающими.
Правило шестое. В составлении плана могут и должны участвовать как дети, так и родители. Это необходимо для того, чтобы чётко представлять себе уровень требований и притязаний взрослых и детей к себе и других, к жизни в классном коллективе.
4.Творческие проекты (сценарии)
Темы для учреждений дошкольного образования:
- «К нам в гости музыка пришла»;
- «Музыкальный алфавит»;
- «Волшебная страна музыки – это её музыкальные инструменты».
Темы для учащихся общеобразовательных школ:
- «Путешествие в мир ансамблевой музыки»;
- «В гостях у оркестровых инструментах».
Темы для посетителей социального центра «Жемчужина»:
- «Дарите людям доброту»;
- «Музыка – душа моя».
Темы для учащихся и родителей «Детской школы искусств»
- «Что за прелесть эта скрипка!»;
- «Хорошее настроение».
6. Анализ результативности опыта
Работа по данной проблеме дает определенные позитивные результаты: изменились количественные показатели учебной деятельности учащихся (академические концерты) и заметен качественный рост личности ученика.
Результаты учебной деятельности – академические концерты (см. Приложение 2).
Ребята принимают активное участие в школьных, городских, региональных, всероссийских и международных конкурсах, где нередко становятся победителями и призёрами (см. Приложение 3).
Учащиеся класса являются активными участниками в классных, общешкольных, городских мероприятиях. (см. Приложение1).
Личность начинает формироваться с рождения в результате общения с близкими взрослыми. Приобщение ребенка к общественным нормам и правилам поведения происходит через такие социальные институты, как семья, образование, культура и религия.
Каждый ребенок уникален, неповторим и способы взаимодействия с ним не могут быть универсальными. Организуемая взрослыми практика общения с детьми обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. То, что мы заложили в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы, педагоги, призваны решить данную проблему. Здесь очень важно соблюдать правило - «быть рядом, но чуть-чуть спереди»- общение на равных, но с определенной дистанцией. В ребенке нужно уважать личность, равную себе (но не вы опускаетесь до уровня ребенка, а, наоборот, его поднимите до своего уровня).
7. Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Так как Человек – это активное, устремлённое в будущее творческое создание, он сам выбирает свою судьбу в соответствии со своими ценностями, что даёт ему свободу.
По мнению американского психолога А.Маслоу, человек в процессе развития непрерывно движется к идеалу возможного совершенства. Чем совершеннее результаты его деятельности, тем глубже личность переживает процесс развития.
Учитель имеет все возможности, чтобы разбудить в ребенке те скрытые «сокровища», которыми он обладает. У него есть возможность развить возможности детей, чтобы они в дальнейшем в полной мере реализовали себя в современном мире. Для этого учителю необходимо выражать детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех.
С целью формировать у детей коммуникативные навыки учителю необходимо:
- объединять информационно-коммуникативные и эффективно-коммуникативные умения;
- учить ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;
- создавать на уроке мотивацию доброжелательного общения;
- оценивать результативность общения;
- принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;
- контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
- создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной и внеклассной деятельности.
А трудность опыта в том и состоит, что учитель должен учитывать все условия непременно и в комплексе, добавляя ко всему этому большую чашу любви к детям.
8. Адресные рекомендации по использованию опыта
Проведённая мною работа подтвердила актуальность проблемы, её сложность и многоплановость, позволила сделать и сформулировать основные теоретические выводы:
1) Формируя коммуникативные навыки, воспитываем стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.
2) Вопросы развития качественного концертного выступления актуальны, важны для каждого педагога, который заинтересован в формировании интеллектуально-творческой личности своих учеников.
В заключении мне хочется сказать о том, что профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к самому себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут иногда казаться и невнимательными, и ленивыми, и агрессивными, и слабыми, и заносчивыми. Но учительская задача состоит в том, чтобы вооружить их знаниями, навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то лучшее, что делает человека человеком.
Данные методы и формы работы универсальны, эффективны, имеют общепедагогическую значимость, так как, именно эти формы демонстрируются педагогам дополнительного, общего и дошкольного образования на школьном и муниципальном уровне – на конференциях, мастер-классах, семинарах, круглых столах, в концертной и издательской деятельности.
Публикации размещены на сайтах:
http://nsportal.ru/adutaniamalczewa.
9. Приложения
№1 Концертная деятельность учащихся
№2 Результаты академических концертов
№3 Результаты участия учащихся в конкурсах, фестивалях
№4 Профессиональная компетентность выпускников