Семинар-практикум "Концертная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков учащихся в условиях реализации ФГТ"

Мальцева Татьяна Геннадьевна

Семинар-практикум "Концертная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков учащихся в условиях реализации ФГТ"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств»

(МАУ «Школа искусств»)

г. Когалым

Тема педагогического опыта: Концертная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков учащихся в условиях реализации ФГТ

Преподаватель по классу скрипки

Мальцева Татьяна Геннадьевна  

2016г

Содержание

  1.Актуальность и перспективность опыта______________________  

    2.Условия формирования опыта_______________________________

            3. Теоретическая база опыта___________________________________

            4.Технология опыта___________________________________________

              4.1. Наблюдение

4.2. Интерактивные педагогические приёмы

4.3. Интеграция

4.4. Создание нестандартных ситуаций

4.5. Парно-групповая работа

4.6.  Проблемное обучение

4.7. Использование ИКТ

4.8. Внеурочная деятельность

              5. Анализ результативности опыта____________________________

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта_____

7. Адресные рекомендации по использованию опыта____________

              8. Приложения

 Приложение 1  - Участие учащихся в концертной деятельности

Приложение 2 – Результаты академических концертов

Приложение 3 – Участие учащихся в конкурсах, фестивалях

Приложение 4 – Профессиональная компетентность выпускников

Приложение 5

 Семинар - практикум «Внеурочная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков учащихся в условиях реализации ФГТ»

Мастер – класс «Игра как средство интерактивного обучения в развитии ансамблевых навыков у юных музыкантов»

« Педагогический процесс только тогда хорошо, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу,  необходимую для дальнейшего роста и становления личности» 

Ш.А. Амонашвили.

1.Актуальность и перспективность опыта

 Основные направления модернизации и развития  образования в России включают требования  не только о необходимости овладения учащимися  исполнительскими навыками игры на инструменте,  развитие их творческих способностей, но и активного привлечения семьи к процессу обучения,  формирование коммуникативных навыков. Проблема формирования института семьи составляла и составляет ценностную систему нравственных ориентиров и идеалов, всегда была наиболее сложных и актуальных в педагогике. Поэтому  в теоретических и методических работах  обращается внимание на то, что обучение и воспитание подрастающего поколения должны быть ориентированы на формирование интеллектуально- творческой личности, так как она является тем условием и той движущей силой, которая способствует профессиональному и личностному становлению будущего поколения.

Анализ различных учебных программ, учебных планов, планов воспитательной работы школ искусств и других учреждений дополнительного образования детей, показывает, что в системе по воспитанию и развитию интеллектуально-творческой личности  уделяется недостаточное внимание такой форме, как концертная деятельность. Между тем, активное участие учащихся в концертной деятельности, стимулирует творческую деятельность, формирует коммуникативность.

 Проблема  воспитания учащихся в процессе концертной деятельности не может быть разрешена без опоры на творческий потенциал  работ в отечественной педагогике – Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, В. Е. Новаторова, В. В. Туева, В. Е. Триодина и др. Анализ литературы относительно организации, форм, методов концертной работы позволил выделить ряд литературных источников, имеющих значение для эффективности  подготовки  к концертному выступлению. Так, различные формы этой деятельности рассматриваются Н.Кречковской. Особенности концертной деятельности, как общения между слушателем и исполнителем, раскрываются в работах Л.Мордковича. Специфика концертной деятельности различных музыкальных коллективов выявляется в работах В.Крюковой, П.Басенко, В.Григорьева. Различные направления концертной деятельности для младших школьников и детей дошкольного возраста рассматриваются в методических рекомендациях С. Тимофеевой, Е. Мельниковой, О. Колобашкиной. Однако, тот же анализ позволил сделать заключение о том, что проблема активного включения в концертную деятельность учащихся  авторами почти не исследовалась. Не уделялось должное внимание  вопросу   развитию коммуникативных навыков общения учащихся в процессе концертной деятельности. Таким образом, можно констатировать, что творческое развитие и  формирование коммуникативных навыков, является актуальной проблемой.

Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность в педагогике послужили основанием для определения темы: «Концертная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков учащихся в условиях реализации ФГТ».

Цель: разработать, теоретически обосновать и реализовать систему концертной деятельности как средства формирования коммуникативных навыков учащихся в условиях реализации ФГТ.

Объект исследования – подготовка учащихся школ искусств, а так же  в системе дошкольного и общего образования.

Предмет исследования – система концертной деятельности как средство формирования коммуникативных навыков учащихся в условиях реализации ФГТ.

Анализ психолого-педагогической литературы, результаты изучения концертной практики  позволили сформулировать гипотезу исследования: концертная деятельность будет являться средством формирования коммуникативных навыков учащихся в условиях реализации ФГТ:

– система концертной деятельности в системе образования, будет состоять из определенных подсистем, каждая из которых направлена на выявление возможностей творческой реализации учащихся;

– формами осуществления концертной деятельности будут являться такие, которые позволят учащимся с разным уровнем исполнительской подготовки, обучающимся по разным специальностям и направлениям участвовать в ее реализации (разножанровые концерты, лекции-концерты, концерты-беседы,  конкурсы и фестивали различного уровня);

– в основу технологии активного обучения и воспитания будут положены идеи креативного и системного подходов.

 Предмет исследования и выдвинутая гипотеза позволили сформулировать следующие задачи:

- на основе изученной литературы уточнить содержание понятий «формирование коммуникативных навыков», «концертная деятельность учащихся»;

- теоретически обосновать систему концертной деятельности как средство формирования коммуникативных навыков;

-  выявить, теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить технологию активного обучения и воспитания  учащихся в системе образования.

  Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современной российской школы. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.

Согласно стандартам второго поколения учитель должен развивать у школьников умение учиться, т. е. формировать универсальные учебные действия, создавать такие условия, которые позволят развивать у учащихся разные стороны активности: интеллектуально-творческую, личностную, социальную.

2.Условия формирования опыта

На идею формирования опыта оказали влияние следующие факторы:

  • требования ФГТ
  • изучение методической литературы
  • изучение опыта коллег
  • курсы повышения квалификации
  • участие в работе городских методических объединений

       Полученные эмпирические данные последних лет показывают, что у значительной части учащихся, сегодня, наблюдается  «эстрадное волнение», в следствии чего, понижается качество исполненной программы, угнетённое состояние психики и даже может в последствии сформироваться комплекс, мешающий музыкальному развитию.

Количество учащихся, желающих выступить на концертной сцене перед публикой  уменьшается по мере их взросления с первого по пятый  класс, включительно, с 90% до 30%, что затрудняет успешное решение приоритетных задач, стоящих перед школой.

       Это наталкивает на поиск путей и средств связанных с качественной подготовкой к концертному выступлению.

        Что должен делать преподаватель, чтобы концертное выступление или встреча с публикой вызывало восторженно-воодушевляющее состояние и стала фактором максимального раскрытия творческих способностей  ребёнка?  

В современном обществе  по последним данным наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Резкое расслоение общества на богатых и бедных обусловливает и характер внутрисемейных отношений. Увеличивается число разводов и воспитательная функция передаётся бабушкам и дедушкам. Как показали исследования – 83% детей являются единственными в семье, 25% - из неполных семей, лишь 20% - живут в полноценной семье и имеют хорошее здоровье. Что можно и нужно сделать, чтобы формирование коммуникативных навыков и взаимодействие учителя и ученика побуждали и развивали желание творить? Как пробудить у ребёнка интерес к познанию нового и сделать так, чтобы он не погас на протяжении всей его жизни?

3.Теоретическая база опыта

Концертная деятельность имеет различные формы. В начале ХХ века в России была популярна такая форма культурного просвещения народных масс, как концерт-митинг. В педагогике музыкального образования широко практикуется такая форма концертной деятельности с детьми, как концерт-беседа. В частности, концерты-беседы нашли яркое воплощение в музыкально-просветительской деятельности Д. Б. Кабалевского («Музыкальные вечера ровесников»). Создатели учебных программ по предмету «Музыка» для общеобразовательной школы, – Д. Б. Кабалевский, Э. Б. Абдуллин, Г. П. Сергеева и др., – обосновали необходимость введения в массовое музыкальное образование такой формы, как урок-концерт. В последнее время в практике эстетического воспитания детей и юношества появились такие концертные формы, как тематический концерт, состоящий из произведений одной тематической направленности, и монографический разножанровый концерт, состоящий из произведений одного автора. На эстраде концертная деятельность может проявляться в такой форме, как разножанровый концерт просветительской направленности, когда его программу составляют различные исполнители: танцоры, певцы, музыканты-исполнители  и т. д.

Так как концертное выступление – это выход на сцену, встреча с публикой. Чтобы оно было успешным, наиважнейшим фактором является – психологическая подготовка учащихся. У любого исполнителя , ученика или маститого артиста с огромным концертным опытом, встреча с публикой вызывает особое, очень сложное, восторженно-воодушевляющее или подавленное состояние, так называемое «Эстрадное волнение». Волнуются перед выступлением все, но проявляется это волнение у каждого по-своему. Это, конечно же, зависит от индивидуальных особенностей человека. Вдумчивому педагогу в предконцертной и концертной обстановке, нужно изучить психологические особенности своих учеников.

Практика показывает, что ученики младшего возраста ничего не знают об эстрадном волнении и не испытывают его, пока не попадают в обстановку, где эти переживания обсуждаются. Почему не волнуются?

1.Ребёнок не может объективно оценить – удачное или не удачное выступление.

2.Для детей от 6 до 9 лет выступление на концерте привлекает праздничностью атмосферы(как утренники в д/с), они артисты выходящие на сцену, которым аплодируют, поздравляют, дарят цветы и т.д.

Предконцертное и концертное состояние имеет чёткую периодичность, состоящую из 5 фаз:

  1. Длительное предконцертное состояние, которое наступает когда становится известна дата выступления. В зависимости от подготовленности к нему волнение периодически то возникает, то успокаивается. Чем ближе выступление, тем больше становится волнение.
  2. Непосредственное предконцертное состояние имеет 3 типа:
  • волнение подъём – сопровождается нетерпеливым желанием скорее выйти на сцену, мысленным планированием своего исполнения. Это наиболее желательное предконцертное состояние;
  • волнение паника -  связано с сильным перевозбуждением, проявляется в суетливости движений, отсутствии сосредоточенности, когда мысли перескакивают с одного предмета на другой, руки потеют, тревожность вырастает до страха. Такое волнение приводит к случайностям, но с ним справиться можно. Я стараюсь переключить внимание ученика с его самочувствия на музыкальное произведение, оговорить темп, динамику и т.д;
  • отрицательных результатов можно ожидать и от волнения  апатии – угнетённого и подавленного состояния, когда в сознании одна мысль – скорее бы всё это кончилось.

3. Самая короткая. Это выход на сцену. Ученик остаётся один и педагог уже ничем не может помочь. Эта фаза чаще всего проходит как в тумане и редко остаётся в памяти выступающего. Важно во время уроков оговорить и отработать, все действия на сцене. Эти действия помогают сосредоточиться и создать спокойное и деловое настроение у выступающего.

4. Начало исполнения. Важно подготовиться, представить темп, динамику, пропеть начало пьесы. Если программа хорошо подготовлена и отрепетировано предконцертное поведение, исполнение будет успешным.

5. Это послеконцертное состояние. К сожалению оно часто недооценивается многими педагогами. Переживания, насыщенное эмоциональными перегрузками, не может пройти мгновенно после ухода со сцены. Это может быть радостный подъём после удачного выступления или недовольство собой. В этот момент важна спокойная уверенность педагога, его поддержка. Очень важно, чтобы разочарование после неудачного выступления не превратилось в комплекс, мешающим последующим выступлениям.

С.М.Майкопар считал причиной волнения неправильную работу и непродуктивные домашние занятия ученика, поэтому неуверенность и тревога. Но часто бывает, что и ученик прилежный, и отработанно всё тщательно, а выступление неудачное. Эстрадное волнение овладевает всеми. Но волнение не всегда угнетает. Оно имеет положительную и стимулирующую сторону. Оно полезно и необходимо ученику, так как позволяет ему раскрыть такие потенциальные возможности, которые в домашних и классных условиях могут и не проявиться. Они являются необходимой профессиональной проверкой возможности ученика. Устранить волнение сложно и не нужно. Нужно научиться приспосабливаться к исполнению в экстремальных условиях. Нужно научиться «спокойно волноваться».

Концертное выступление – это итог совместной работы ученика и педагога.

4. Технология опыта

       К. Д. Ушинский писал: «Главная задача учителя – не просто излагать материал, а пробудить способности детей, привлечь их активное внимание». Активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения интереса к этой деятельности. Технология активного обучения и воспитания,  должен стать мотивом обучения и стойкой чертой характера ученика. Педагогический опыт накопил богатый и ценный арсенал методов такого побуждающего обучения: словесные — наглядные — практические – репродуктивные – поисковые – индуктивные – дедуктивные — самостоятельная работа.

Изучив ряд источников, я определила следующие цели и задачи.

Цель моего опыта: решение проблемы по формированию коммуникативных навыков через концертную деятельность.

Задачи:

1) формировать положительную мотивацию учения;

2) обеспечить интеллектуально-творческое развитие ребёнка;

3) развивать у учащихся и родителей целостное и эмоционально-образное восприятие мира;

4) способствовать развитию навыков по преодолению эстрадного волнения;

5) создавать условия для формирования коммуникативных навыков общения учащихся.

       Одним из важнейших факторов качественной подготовки к концертному выступлению является  развитие интереса к учению,  понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития  интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного предмета. Поэтому перед тем как приступить к изучению какой-нибудь темы, много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок, ибо урок, по словам В. А. Сухомлинского, первая искра, зажигающая факел любознательности. Применяя в работе технологию развивающего обучения и воспитания, которая способствует наиболее эффективному процессу обучения.

       Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. Чтобы активизировать мыслительную деятельность детей, надо привнести элемент занимательности как в содержание, так и в форму работы, придать материалу увлекательный характер, делать его живым и интересным.

       Педагогики – классики утверждают: «Смертельный грех учителя – быть скучным».  Я, как и многие учителя, ищу способы, «оживляющие»  уроки, привлекающие учеников к активной работе. Сохраняя основную форму урока,  применяю оригинальные, нестандартные приемы, творчество и креативность, повышая этим интерес школьников к учебному процессу. Обычно на таких уроках дети увлечены, работоспособны, и, конечно же, результативность в классе возрастает.

        Я попытаюсь проанализировать то, что дало положительный результат, насколько эффективными оказались методы и приёмы, используемые мною в период подготовки к концертному выступлению, тем самым  формируя у учащихся коммуникативность.

 

1.Наблюдение


        Зная мотивы учения, легче организовать учебную и воспитательную деятельность  учащихся.  Для того, чтобы выявить уровень интереса у учащихся я  наблюдаю и анализирую каждый  этап обучения. В процессе наблюдения выясняется, что более интересует  школьников:          - сам ли процесс учебной работы или содержание учебного материала;

- какие виды учебной деятельности наиболее интересуют учащихся и какова роль каждого из них в формировании  учебных интересов;

- при каких условиях учащиеся проявляют наибольшую активность на уроке, во внеклассной деятельности;

- каким предметам отдают приоритет.

Представляется больше возможности для изучения психологических особенностей каждого ученика. Это помогает мне наметить образовательный и воспитательный маршрут для своих подопечных. Ведь самая главная задача учителя:

 •    быть внимательным к каждому ребенку;
 •    уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне  учебной работы;
 •    создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.

2.Интерактивные педагогические приёмы

   Игровая деятельность - обучающие игры.

 Игра для  школьников — любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Как показала многолетняя практика, дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. 
           Создание игровой  атмосферы на уроке помогает преодолевать волнение и не решительность, развивает  интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание, формирует коммуникативность. Диалоговое общение усиливает эффект заинтересованности в изучении, развивает чувство общности и инициативности, активизирует внимание и реакцию.

 При использовании игры ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества.  

Дидактические игры и другой занимательный материал (загадки, пословицы, ребусы, кроссворды, головоломки) применяю на разных уроках. Это даёт положительный результат.  Дети играют и непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания по предмету.

Я считаю, что обучающие игры являются наиболее эффективной формой детской деятельности при решении задач формирования коммуникативных навыков у детей разного возраста.

3.Интеграция


        Важным методом активизации учебной и воспитательной деятельности является осуществление интеграции. Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Интеграция помогает расширить тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов.

       Процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных  связей конечно же сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.

       На  своих уроках я активно использую межпредметные связи. Так на уроках музыкальной литературы  обращают внимание  на историю развития музыки,  изучают формы  музыкальных произведений ит.д.   Часто интегрирую уроки музыкальной литературы  и сольфеджио. Всё это развивает, активизирует, стимулирует, мотивирует  снижает утомление и напряжение на уроке.

4.Создание нестандартных ситуаций

Многолетний опыт работы и углублённое изучение реальным проблем в обучении и воспитании, побудило меня искать новаторские подходы  в решении традиционных задач, а именно, к формированию механизмов развития личности

        Создание нестандартных ситуаций на уроке способствует развитию  интереса и внимания к учебному материалу, формированию коммуникативных качеств, активности учащихся и снятию усталости. В своей практике часто использую такие приёмы, как  урок-сказка, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-игра. Каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний. 

5.Парно-групповая работа

       Создать благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке помогают мне групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное; в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения, где у каждого ребенка есть возможность проявить умственную самостоятельность и инициативность.  Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать на практике и представлять найденный совместно результат.

Данная форма работы - одна из эффективных в детской деятельности, способствующая формированию коммуникативных навыков детей.

6. Проблемное обучение

       Отличительной чертой моих методов  является  развитие оригинального мышления у учащихся, то есть,  умение находить нестандартные, непохожие на другие решения. А это возможно, если обучение приобретёт проблемный характер.
          Проблемное обучение–решение поисковых задач, постановки перед учащимися задач проблемного типа. Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию. Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения. Данный метод включает в себя: выдвижение проблемного вопроса, создание проблемной ситуации на основе высказывания, создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу, решение задач познавательного характера.

Задача учителя - учить думать, рассуждать, анализировать, сравнивать, делать сопоставления и выводы. Я стараюсь придерживаться принципа: «Плохой учитель тот, который  преподносит истину, хороший — учит её находить». На каждом уроке создаю какую-то трудность, проблему, которую дети решают в процессе урока.
 

7.Использование ИКТ

Развитие  активности учеников на уроке зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для их восприятия является учебный материал. Известно, что у школьников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. Компьютерные технологии дают учителю такие возможности, стирая грань между учебой и игрой и превращая изучение самых трудных тем в увлекательное путешествие по стране знаний.

Применение ИКТ позволяет:

  • повысить уровень мотивации учащихся;
  • повысить эффективность урока;
  • вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения;
  • использовать большое количество наглядного материала;
  • успешно осуществлять контроль знаний;
  • развивать поисковую деятельность, инициативность, творчество, коммуникативность.

8.Внеурочная деятельность

       Коммуникативность  развивается не только в учебной деятельности, но и во внеклассной работе. Усилить интерес к предмету помогает внеурочная деятельность, традиционные концертные мероприятия класса, школы, города праздники, конкурсы, мероприятия для родительской общественности  способствуют развитию интеллекта, словарного запаса, творческих и художественных способностей каждого ученика, вносит в процесс обучения радость и удовлетворённость собой.

       Все учащихся моего класса занимаются внеурочной  деятельностью, являются активными участниками творческих  конкурсов, культурно-просветительских  и других внеклассных мероприятий.

5.  Анализ результативности опыта

        Работа по данной проблеме дает определенные позитивные результаты: изменились количественные показатели учебной деятельности учащихся (академические концерты) и заметен качественный рост личности ученика.

       Результаты учебной деятельности – академические концерты (см. Приложение 2)

       Ребята принимают активное участие в  школьных, городских, региональных, всероссийских и международных  конкурсах, где нередко становятся победителями и призёрами (см. Приложение 3, приложение видеозаписи №1, 2, 3)

Учащиеся класса являются  активными  участниками   в классных, общешкольных, городских мероприятиях. (см. Приложение1, приложение видеозаписи №4, 5)

     

Личность начинает формироваться с рождения в результате общения с близкими взрослыми. Приобщение ребенка к общественным нормам и правилам поведения происходит через такие социальные институты, как семья, образование, культура и религия. 
Каждый ребенок уникален, неповторим и способы взаимодействия с ним не могут быть универсальными. Организуемая взрослыми практика общения с детьми обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. То, что мы заложили в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы, педагоги, призваны решить данную проблему. Здесь очень важно соблюдать правило - «быть рядом, но чуть-чуть спереди»- общение на равных, но с определенной дистанцией. В ребенке нужно уважать личность, равную себе (но не вы опускаетесь до уровня ребенка, а, наоборот, его поднимите до своего уровня).

6.  Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Так как Человек – это активное, устремлённое в будущее творческое создание, он сам выбирает свою судьбу в соответствии со своими ценностями, что даёт ему свободу.

По мнению американского психолога А.Маслоу, человек в процессе развития непрерывно движется к идеалу возможного совершенства. Чем совершеннее результаты его деятельности, тем глубже личность переживает процесс развития.

       Учитель имеет все возможности, чтобы разбудить в ребенке те скрытые «сокровища», которыми он обладает. У него есть возможность развить возможности детей, чтобы они в дальнейшем в полной мере реализовали себя в современном мире. Для этого учителю необходимо выражать детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех.

С целью формировать  у детей коммуникативные навыки учителю необходимо:

  • объединять информационно-коммуникативные и эффективно-коммуникативные умения;
  • учить ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;
  • создавать на уроке мотивацию доброжелательного общения;
  • оценивать результативность общения;
  • принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;
  • контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
  • создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной и внеклассной деятельности.

      А трудность опыта  в том и состоит, что учитель должен учитывать все условия непременно и в комплексе, добавляя ко всему этому большую чашу любви к детям.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта

       Проведённая мною работа подтвердила актуальность проблемы, её сложность и многоплановость, позволила сделать и сформулировать основные теоретические выводы:

1)  Формируя коммуникативные навыки, воспитываем стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.

2)  Вопросы развития  качественного концертного выступления  актуальны, важны для каждого педагога, который заинтересован в формировании интеллектуально-творческой личности своих учеников.

       В заключении мне хочется сказать о том, что профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к самому себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут иногда казаться и невнимательными, и ленивыми, и агрессивными, и слабыми, и заносчивыми. Но учительская задача состоит в том, чтобы вооружить их знаниями, навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то лучшее, что делает человека человеком.

Данные методы и формы работы универсальны, эффективны,  имеют общепедагогическую значимость, так как, именно эти формы демонстрируются педагогам дополнительного, общего и дошкольного образования на школьном и муниципальном уровне – на конференциях, мастер-классах, семинарах, круглых столах, в концертной и издательской деятельности.

8.  Приложения

№1 Участие учащихся в классных, общешкольных, городских мероприятиях

( приложение видеозаписи №4, 5)

     

№2 Академические концерты

№3 Результаты участия учащихся в конкурсах, фестивалях (приложение видеозаписи №1, 2, 3)

№4 Профессиональная компетентность выпускников

№5 Семинар - практикум «Внеурочная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков учащихся в условиях реализации ФГТ»

Мастер – класс «Игра как средство интерактивного обучения в развитии ансамблевых навыков у юных музыкантов»