ДОКЛАД Музыкальные способности и их развитие у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано

Эбубекирова, Мельха, Абрековна

Успех обучения игре на фортепиано младших школьников определяется не только своевременным распознаванием врожденных задатков, но и развитием музыкальных способностей: музыкальности в доступной художественно увлекательной для этого возраста форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обучение игре на фортепиано35.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРАСНОГВАРДЕЙСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ДОКЛАД

Музыкальные способности и их развитие у младших школьников

в процессе обучения игре на фортепиано

Подготовила преподаватель фортепиано:
Эбубекирова Мельха Абрековна

октябрь 2018 г.


Содержание:

Введение                                                                                                                                    3 стр.

1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста                                     4 стр.

2. Психологические предпосылки развития музыкальных способностей                        

младших школьников                                                                                                              5 стр.

3. Развитие   музыкальности в процессе обучения игре на фортепиано

младших школьников                                                                                                               6 стр.

4. Заключение                                                                                                                           9 стр.

5. Список литературы                                                                                                            10 стр.

 

Музыкальные способности и их развитие у младших школьников

в процессе обучения игре на фортепиано

Введение

     Обучение игре на фортепиано, предполагает не только приобретение практических, теоретических, интеллектуальных знаний, но и развитие музыкальных способностей: музыкальности у учащихся. Музыкальность определяется, как комплекс способностей, позволяющий учащимся активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности. Умение понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством. Музыкальные способности в сочетании с умением почувствовать содержание музыки составляют музыкальность. Педагогу- музыканту приходится иметь дело с двумя факторами – музыкой и личностью ученика, его особенностями, устремлениями, способностями. Репертуар – главное средство воспитания и развития учащихся, он должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю, фактуре. Важно, чтобы репертуар позволял педагогу систематически, последовательно, терпеливо осуществлять обучение, приводящее к эффективному и естественному развитию музыкальности учащихся. Объяснение, овладение теоретическими знаниями не может являться основной частью педагогического процесса. Характерна следующая форма работы: сначала практическая деятельность, а потом – теоретическая, которая способствует всестороннему развитию учащихся. На основании анализа методических пособий, предназначенных для обучения игре на фортепиано, подготовлен доклад на тему: «Музыкальные способности и их развитие у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано».

     Актуальность данной темы заключается в том, что музыкальное развитие детей стало острой проблемой, много времени дети уделяют компьютерным играм, становятся замкнутыми. А развитие музыкальных способностей: музыкальности оказывает влияние на общее, интеллектуальное, эмоциональное развитие учащихся. Не вызывает сомнения факт, что дети, которые занимаются обучением игре на фортепиано, более развиты, чем их сверстники.

Цель:

- Развитие музыкальных способностей у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано.

Из цели следуют следующие задачи.

Задачи:

- Обучать учащихся младшего школьного возраста образному мышлению, эмоциональному восприятию музыки.

- Развивать у учащихся младшего школьного возраста музыкальность, учитывая конкретность детского воображения.

-Воспитывать у учащихся младшего школьного возраста эстетический вкус, умение сопоставлять музыкальные образы с образами изобразительного, литературного искусства.

1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

     К данной категории относятся дети, возраст которых 6,5-11 лет. Доверительность, открытость, исполнительность - главные качества характера младших школьников. Время формирования адекватной самооценки. Дети сами оценивают свои возможности и способности, осознают, что успех больше зависит от старания, прилагаемых усилий, чем от имеющихся способностей. Формируется трудолюбие в двух основных видах деятельности: в учении и в труде. Учебная деятельность является ведущей в этот период, наряду с другими видами деятельности – игрой, общением, трудом. Главная особенность - безграничное доверие к взрослым, к учителям, подчинение, подражание им. Полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Доверительность, открытость к внешним воздействиям, исполнительность создают хорошие условия для воспитания, но требуют от взрослых, учителей большой ответственности, внимания за своими действиями. Самооценка зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку и его успехам в различных видах деятельности. Встречаются самооценки, различных типов: адекватные, завышенные, заниженные. Если взрослые, обладающие авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, формируется мотив избегания неудач, он не является стимулом достижения успехов. Рекомендовано: не использовать отметок, особенно низких, чтобы не вызвать тревожность и беспокойство, связанных с развитием мотива избегания неудач. Из опыта учебной, игровой, трудовой деятельности младший школьник осознает, что недостаток способностей можно компенсировать за счет трудолюбия. Психологические свойства получают развитие, формируются, закрепляются. Индивидуальность ребенка к этому возрасту проявляется в развитии познавательных процессов. Общие способности выражаются в скорости приобретения новых знаний, умений, навыков; специальные в глубине изучения предметов, в специфических видах деятельности, в том числе музыкальной. При обучении игре на фортепиано младших школьников большое значение имеют физиологические показатели.

- Костная система детей находится в стадии формирования, окостенение еще не произошло, много хрящевой ткани.

- Не заканчивается окостенение кисти и пальцев, следовательно, мелкие точные движения пальцев для детей этого возраста затруднены, утомительны.                                                 По ряду психологических показателей оптимальным для начала развития музыкальных способностей и музыкальности- признан младший школьный возраст.

Выделяют 4 вида активности:

- сенсорно- персептивная -это слуховое восприятие;

- моторная – позволяет «прожить», «отработать» движения разного типа, уровня, метроритмическую, временную природу музыки;

- эмоционально- выразительная –эмоциональное переживание музыки;

- интеллектуально - волевая – способствует возникновению внутренней мотивации и целеустремленному мышлению.

2. Психологические предпосылки развития музыкальных способностей у младших школьников.

      Способности – это индивидуальные особенности, от которых зависит приобретение знаний, умений, навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности не гарантируют, что ребенок будет музыкантом. Многие способности связаны с видами деятельности, которые требуют определенных особенностей организма. Строение слухового аппарата - для развития музыкального слуха; мышц рук – для развития исполнительского аппарата. Младшему школьнику свойственна большая подвижность эмоциональной сферы, сохраняется потребность в смене эмоциональных состояний, но «диапазон» эмоциональной восприимчивости ограничен. Музыкальный опыт, неорганизованный, преобладает роль зрелищно – событийных впечатлений. Нюансы, оттенки, переходные состояния даются с большим трудом.

     Способности – это индивидуальные особенности личности. Они не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения способами и приемами деятельности.                                                                         Творчество помогает младшему школьнику раскрыть его музыкальные способности: музыкальность. Главным показателем музыкальности является эмоциональная отзывчивость на образы музыкальных произведений. Воспитание музыкальной культуры учащихся происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей: музыкальности. Детальное описание специальных способностей принадлежит А.Г.Щапову:

- способность переживать содержание музыки;

- музыкальный слух и чувство ритма;

- память музыканта – исполнителя;

- двигательно- технические способности;

- способность управления игрой.

     

     Музыкальные способности бывают специальные: исполнительские, композиторские и общие, необходимые для осуществления любой музыкальной деятельности. Большую роль в изучении музыкальных способностей сыграли труды Б.М. Теплова. Он выделил основные музыкальные способности:

- ладовое чувство (эмоциональная отзывчивость на музыку);

- способность к слуховому представлению звуковысотного движения;

- музыкально-ритмическое чувство.

     Существуют приемы построения художественных образов, используемых композиторами в своей практике.

1) агглютинация (склеивание) –соединение частей различных предметов, процессов в новое художественное явление. Классическими примерами образов, полученных с помощью агглютинации, можно считать образы русалок, драконов, и других подобных сказочных или мифических персонажей. Они во множестве присутствуют в музыкальных произведениях;

2) аналогия – с помощью данного приема создается образ, имитирующий реально существующие объекты. В творчестве многих композиторов этот прием используется в виде звукового подражания голосам животных или явлениям природы;

3) акцентирование – использование данного приема в музыке приводит к формированию образов-гротесков. Они присутствуют во множестве музыкальных произведений, характеризуемых темами скерцозно-сатирического плана;

4) гиперболизация - прием используется для создания эффекта преуменьшения или преувеличения. Реализован во множестве музыкальных произведений в виде образов гномов, кикимор и других сказочных существ;

5) схематизация – прием используется при необходимости сгладить различия в характеристиках разных музыкальных образов, с целью выдвинуть на первый план черты их сходства;

6) типизация – художественный прием, требующий интенсивного аналитико-синтетического осмысления;

7) осмысление и корректировка – прием используется для формирования образов развертываемых во времени. Предполагает возможность перевода зрительных представлений в слуховые.

     Все названные приемы направлены на активацию художественного воображения учащихся.

Музыкальность определяется единством уровня развития трех ведущих качеств: ритмического слуха, творческого воображения, чувства целого.

     Музыкальные способности в сочетании с умением почувствовать содержание музыки составляют музыкальность. Музыкальность - это сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной деятельности. Характерные признаки:

– способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

– способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на средства выразительности.

- проявление творческого отношения к музыке.

3. Развитие музыкальности младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано.

     Музыкальное воспитание - это целенаправленное воспитание личности, путем воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического вкуса. Учащиеся успешно усваивают различные виды музыкальной деятельности, если учитываются их индивидуальные особенности, возрастные возможности. Воображение является основой наглядно-образного мышления младших школьников. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элемент фантазии, вымысла. Воображение – особая форма человеческой психики, занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением, памятью. Воображение младшего школьника оценивается по степени развитости: эмоциональной отзывчивости на прослушиваемую музыку, четкости двигательной реакции на ритмические образы, быстроте эмоциональной реакции на разнохарактерные музыкальные образы. Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество связано со всеми свойствами личности, и не исчерпывается какой – либо одной стороной. Психология творчества проявляется во всех конкретных его видах: музыкальном, литературном, художественном, и т.д. Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями, подкрепляется способностями. Младшим школьникам свойственна конкретность детского воображения, образы которого различаются по модальности: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, двигательные. Благодаря познавательной функции воображения, младшие школьники лучше узнают окружающий мир. Познавательное воображение формируется, при помощи отделения предмета от образа и обозначению последнего с помощью слова. Сложный процесс развития детского музыкального восприятия предполагает: краткие пояснения, применение различных наглядных приемов, показ иллюстраций, вычленение отдельных эпизодов из пьес, ярко раскрывающих музыкальный образ. Выразительное исполнение музыкальных произведений - это простота, точность. Недопустимы различного вида упрощения и искажения. Краткое пояснение должно быть ярким, образным, направленным на характеристику содержания произведения, средств музыкальной выразительности. Живое восприятие звучания не следует подменять лишними разговорами. Педагог должен разъяснить, раскрыть чувства, настроения, выраженные музыкальными средствами. Даже голос педагога при пояснениях, эмоционально окрашивается в зависимости от характера музыкального образа.

     Использование наглядных приемов, показ иллюстраций для активизации музыкального восприятия, зависит от источника дополнительной информации: литературные произведения, стихи, цитаты, загадки, пословицы. При развитии воображения, наглядный метод делится на две разновидности: наглядно-слуховой, наглядно-зрительный. Наглядно – слуховой метод имеет главное значение, а применение зрительной наглядности - вспомогательное значение. Цитаты музыкальные и литературные направлены на подчеркивание каких-либо характерных особенностей музыкальных произведений.

     Роль программной музыки в развитии музыкальных способностей- значительна. Это наиболее доступные и любимые детьми пьесы. На определенную программу могут указывать стихи, заглавие пьесы, картина, нарисованная рядом. Любая музыкальная пьеса способствует развитию отзывчивости, творческого воображения, поэтому в репертуар надо включать пьесы, не имеющие определенной программы. Репертуар начального периода обучения: пьесы, связанные с народно-жанровой основой: песня, танец, марш и пьесы, образного содержания. Изобразительность связана с средствами музыкальной выразительности, с помощью которых создан музыкальный образ: характер мелодических интонаций, ритмика, регистр, особенности гармонических созвучий, темпы, динамические оттенки. Нельзя навязывать учащимся представление о музыке, как об иллюстрации явлений. В пьесах, написанных для фортепиано, используется прием звукоподражания, а вместе с ним возникает стимул к развитию слухового воображения, музыкальных способностей и музыкальности. Это помогает определению эмоционально- образного содержания произведения. Например, «Веселые нотки»: для учащихся 1-2 классов ДМШ фортепиано под ред. С.А. Барсуковой. – это пьесы которые, основаны на приеме звукоподражания:

- звукам природы и другим явлениям окружающей действительности:

 «В часовой мастерской», «Гусиная песня», «Плакса», «Светлячки», «Незабудка», «Лентяи» и другие.

- звучанию различных музыкальных инструментов: ред. Г.Массон, французская песня «Три юных барабанщика», О. Хейри «Шарманка» и др.

     Звукоподражание – средство «превращения» изобразительности в выразительность исполнения музыкальных произведений. Прием звукоподражания – главный элемент развития слухового воображения. Важно, развивать собственное воображение младших школьников. Большую пользу могут оказать задания, связанные с «переводом» музыкального языка некоторых пьес, на язык других видов искусств. Это относится к рисункам на темы исполняемых пьес. Цвет в рисунке имеет большое выразительное значение: светлые тона соответствуют светлому, нежному, спокойному настроению; темные – тревожному, таинственному; яркие, сочные - веселому радостному характеру. Цвет – сильнейший фактор эмоционального восприятия, способствует развитию яркости воображения.

Барсукова С.А. Пора играть малыш! Для учащихся подготовительного и первого класса для фортепиано. Предлагаются иллюстрации к пьесам так, что их можно раскрашивать. С. Барсукова «Сон», «Чистюли», «Музыканты». Обработка С. Барсуковой песен «Путаница», «Колыбельная», «Курочка-рябушка». Устойчивое сознательное отношение к выразительному значению цвета свойственно младшим школьникам, которые проявили при раскрашивании рисунков – иллюстраций способность пользоваться цветом, как средством выражения содержания.

      Связанная со словом, определенным текстом, музыка детских песен передает конкретный образ, эти же песни становятся основой приобретения первых музыкально-слуховых представлений, пианистических навыков.

       Альбом ученика – пианиста: Подготовительный класс. Ноты для фортепиано И.С. Королькова / Г.Г. Цыганова. Автор использует музыкально – литературные образы, связанные со стихотворениями Агнии Львовны Барто, «Лошадка», «Зайка», «Мячик», «Козленок». Эти пьесы отличаются степенью конкретности образов и соответствуют конкретности детского воображения.

     Об условности границ между жанровыми и «характерными» пьесами можно судить при сравнении. Пьесам жанрового характера присуща картинность, сюжетность. Именно, подобные пьесы полезны для нахождения словесных определений музыкальных образов. При всей важности, полезности привлечения других видов искусств для наглядного раскрытия образного содержания, не заменимой остается роль музыкальных сопоставлений. Знакомство с другими произведениями, близкими по эмоциональному строю, этому соответствуют названия этих пьес. Например, Барсукова С.А. Веселые нотки для учащихся 1-2 классов;

– одноименные пьесы: К.Глэзер «Менуэт» (Bdur), Э.Вэлд «Менуэт Розы», В.Волков «Мазурка» (Adur и Ddur)

- пьесы-музыкальные сопоставления: В.Волков «Шуточка»; В.Пирумов «Юмореска».

- пьесы с противоположными образами: В.Волков «Ранним утром» и Э.Вэлд «Лунный свет»; В.Волков «Солнечный зайчик» и Л.Папп «Танец дождя»; В.Волков «Пришла весна» и «Осень».

     Педагог создает условия для развития ярких музыкальных впечатлений, учитывает возрастные особенности младших школьников. Каждая музыкальная задача должна быть выражена в звуке, темпе, ритме и соответствующих игровых приемах. Это будет работой над художественно- музыкальным образом, над приобретением игровых приемов – не абстрактных, а конкретных. В качестве материала следует выбирать пьесы доступные по трудности, разнообразные по характеру музыкальных и технических задач. Младшим школьникам близки и понятны музыкальные произведения, связанные с отражением конкретных, близких детскому сознанию явлений действительности: мир игрушек, животных, птиц, сказок. Эта тематика вызывает в детском сознании разные зрительные представления. Глубокое эмоциональное восприятие образов музыкальных произведений невозможно без зрительных ассоциаций. Создавать литературный сюжет рекомендуется только в таких случаях, когда музыкальный образ имеет изобразительный характер. Но и в этом случае сюжет не должен стать самоцелью, он служит развитию представлений, которые помогают воспринимать содержание музыкального произведения. Развитие восприятия музыки и формирования музыкально- слуховых представлений – один из методов обучения игре на фортепиано. Яркое восприятие музыки является одним из источников творческого исполнения.

Заключение

     

     «Основной признак музыкальности, по мнению Б.М. Теплова, переживание музыки, как выражение некоторого содержания. Музыкальное переживание, по самому существу своему, эмоциональное переживание, и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки, чтобы эмоционально пережить музыку нужно, прежде всего, воспринять саму звуковую ткань. Музыкальность предполагает также достаточно тонкое восприятие и «слышание» музыки. Эти две стороны музыкальности … эмоциональная и слуховая, не имеют смысла, взятые сами по себе, одна без другой». Младший школьный возраст - важный период в общем развитии ребенка. В принципах обучения старших дошкольников и начинающих, семилетних школьников сохраняются общие приемы наглядно-игрового восприятия. У первоклассников, отчасти у второклассников, доминирует наглядно – действенное, наглядно-образное мышление, а у учеников третьих, четвертых классов – словесно-логическое, образное. Наглядно-образное мышление, ведущее в поведении детей 6-7 лет, основной единицей является образ.

     Восприятие образов музыкальных произведений является ведущим видом деятельности, для его развития в репертуар включаются музыкальные произведения, основанные на приеме звукоподражания звукам природы и другим явлениям окружающей действительности, звучанию различных музыкальных инструментов, пьесы с образными названиями, пьесы - музыкальные сопоставления, одноименные пьесы, пьесы с противоположными образами. Составляющие восприятия: эмоциональная отзывчивость, сенсорная чувственность, музыкально-слуховая грамотность. Исполнительство и творчество базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Успех обучения игре на фортепиано младших школьников определяется не только своевременным распознаванием врожденных задатков, но и развитием музыкальных способностей: музыкальности в доступной художественно увлекательной для этого возраста форме.

Список литературы.

1. Барсукова С.А. Веселые нотки: для учащихся 1-2 классов ДМШ. Фортепиано. изд. 2-е.- Ростов на Дону: Феникс, 2009.

2. Барсукова С.А. Пора играть, малыш! Для учащихся подготовительного и первого класса - изд. 3-е. – Ростов на Дону: Феникс, 2008.

3. Барто А.Л. Чудеса – Омега-Пресс, 1998.

4. Вендрова Т.Е. / Пигарева И.В. Воспитание музыкой - М., 1991.                                                                                    

5. Королькова И.С. Альбом ученика – пианиста: Подготовительный класс для фортепиано 6. Альбом ученика-пианиста. Королькова И.С. / Г.Г. Цыганова. - 2-е изд., перераб.

(хрестоматия педагогического репертуара) - Ростов на Дону: Феникс, 2007.