Программы для групп раннего развития детей
Программы для развития детей 4-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по музыке общееэстетического отделения 5 лет | 50.8 КБ |
Программа по музыке общееэстетического отделения 4 года | 41.19 КБ |
Программа по сольфеджио 6 лет | 48.12 КБ |
Программа по хору 6 лет | 48.37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования г. Нижневартовска
«Детская школа искусств № 1»
Рассмотрена на заседании методического совета МАУДО г. Нижневартовска «ДШИ № 1» Протокол № ____ от «___» ___. 2015 г | Принята на педагогическом совете МАУДО г. Нижневартовска «ДШИ № 1» Протокол № 2 от «___» ___. 2015 г | Утверждаю: Директор МАУДО г Нижневартовска «ДШИ № 1» ___________ И.В. Чижевская Приказ №_______ от «___» ___. 2015 г |
Дополнительная общеразвивающая программа в области раннего эстетического развития
Рабочая программа по учебному предмету
«Музыка»
Для детей в возрасте 4 лет
Срок реализации программы 1 год
Составитель:
преподаватель
Портнова И.М.
Нижневартовск
2015
СОДЕРЖАНИЕ
№ раздела | Наименование раздела |
I. | Пояснительная записка |
II. | Учебно-тематический план |
III. | Содержание предмета «Музыка» |
IV. | Предполагаемые результаты |
V. | Программно-методическое обеспечение |
- Пояснительная записка
Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Музыка играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, эмоциональной и познавательной сторон личности человека.
Непосредственное влияние музыки на эмоциональную сферу ребенка способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей.
Современными исследователями доказано, что формировать музыкальные способности нужно начинать как можно раньше. Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой. Многие специалисты утверждают, что дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования музыкальных способностей. Развитие музыкального слуха, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как часть его духовной культуры в будущем.
Предмет «Музыка» представляет собой целую систему музыкального развития: формирование звуковысотного слуха, чувства лада, чувства метроритма, музыкальных представлений. Поэтому так важен предмет «Музыка» в развитии детей дошкольного возраста.
Срок реализации предмета «Музыка» 1 год при нагрузке 2 академических часа в неделю, т.о. для реализации данной программы необходимо 72 часа. В связи с дошкольным возрастом учащихся продолжительность' урока 30 минут.
Возраст учащихся 4 года.
Основной формой занятий является групповой урок. В группах занимаются от 10 до 15 человек.
Цель предмета «Музыка» - способствовать развитию заинтересованности, восприимчивости и интереса к музыке и к различным видам музыкальной деятельности (пение, слушание).
Задачи:
- выявление музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкальнослуховые представления, музыкально-ритмическое чувство, память, воображение);
- привитие навыков правильного звукоизвлечения, работа над диапазоном голоса;
- приобщение ребенка к народной, классической, и современной музыкальной культуре;
- развитие навыка слушания музыки, ее наблюдения и простейшего анализа;
приобретение детьми необходимых знаний, умений, навыков, обеспечивающие базу для последующего знакомства с музыкой.
Предмет «Музыка» включает в себя такие разделы как слушание музыки, музыкальная грамота и сольфеджио.
Слушание музыки - вид музыкальной деятельности, который обеспечивает развитие ребенка как в плане музыкального, так и общего психического. Он знакомит детей с разнообразием мира звуков; звуков, которые час окружают (звуки музыкальные и шумовые, низкие и высокие, громкие и тихие и т.д.); выразительными и изобразительными возможностями музыки. Происходит знакомство с простейшими жанрами, с их признаками и разновидностями; со средствами музыкальной выразительности и их роли в создании музыкального образа. Знакомство с инструментами.
Музыкальная грамота и сольфеджио - это разучивание детских песен, попевок без аккомпанемента и с аккомпанементом педагога на различные типы мелодического движения, умение чисто интонировать в пределах октавы, слышать направление мелодии. Пение разучиваемых песен с прохлопыванием ритмического рисунка и метрических долей, чтение ритмослогов, ритмическая импровизация. А также изучение основных теоретических понятий посредством сказок, стихов, игр, наглядных пособий.
Для успешной реализации данной программы необходимы следующие материально-технические условия и ресурсы:
- учебный кабинет, рассчитанный на группу 10- 15 детей - хорошо освещенный, проветриваемый;
- доска, удобные парты и стулья;
- фортепиано;
- теле-, видео- и аудиоаппаратура
- Учебно-тематический план
№ темы | Название темы | Общий объем часов | ||||
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ | ||||||
1. | Звуки, которые нас окружают
| 4 | ||||
2. | О чем рассказывает музыка?
| 10 | ||||
3. | «Три кита» в музыке
| 8 | ||||
4. | Как рассказывает музыка? 4.1 Мелодия
| 6 | ||||
5. | Музыкальные инструменты
| 8 | ||||
ИТОГО: | 36 | |||||
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА И СОЛЬФЕДЖИО | ||||||
1. | Нотная грамота | 8 | ||||
2. | Лад | 2 | ||||
3. | Ритм и метр | 6 | ||||
4. | Сольфеджирование | 20 | ||||
ИТОГО: | 36 | |||||
ИТОГО: | 72 |
- Содержание предмета «Музыка»
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
ТЕМА 1
Звуки, которые нас окружают /4 часа/
Знакомство с разнообразным миром звуков. Звуки музыкальные и немузыкальные. Отличие музыкальных звуков и немузыкальных. Высота и окраска звуков. Высота звука и зрительный образ. Долгие и краткие звуки в окружающем мире. Музыкальные долгие и краткие звуки. Звуки громкие и тихие.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
- Л.Николаев «Ученый медьедь»
- К. Лонгшамп-Друшкевичова «Воробышек»
- К.Сен-Санс «Слоны», «Петухи и куры», «Кенгуру», «Аквариум», «Осел» /«Карнавал животных»/
- Д. Кабалевский «Ежик», «Клоуны»
- Э.Григ «В пещере горного короля»
- М.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» /»Картинки с выставки»/
- К.Дебюсси «Колыбельная Джимбо»
- Е.Тиличеева музыкальная сказка «Три медведя», «Гроза», «Мама поет»
ТЕМА 2
О чем рассказывает музыка? /10 часов/
Музыка как вид искусства, передающая настроение, чувства людей и их смену. Понятия изобразительность и выразительность музыки. Выразительные возможности музыки. Способность музыки изображать. Наблюдение этого в музыке. Отражение в музыке различных сторон жизни, душевного мира человека. Мир чувств человека, портреты людей, картины природы, мир животных, сказочные образы.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
- Л.Бетховен «Весело-грустно»
- П.Чайковский «Детский альбом» /пьесы по выбору/
- Д. Кабалевский «Три подружки»
- К.Сен-Санс «Карнавал животных» /пьесы по выбору/
- ' АЛядов «Дождик-дождик», «Дождь и радуга»
- Н. Римский-Корсаков вступление к опере «Садко»
- С. Майкапар «Сказочка»
- П.Чайковский «Баба Яга»
- Д. Кабалевский «Труба и барабан», «Трубач и эхо»
- Р.Шуман «Смелый наездник»
- С.Прокофьев «Шествие кузнечиков»
- А.Аренский «Кукушка»
- Э.Григ «Весной»
- Г.Свиридов «Колдун»
ТЕМА 3
«Три кита» в музыке /8 часов/
Рассказ о «трех китах в музыке».
Знакомство с жанром песни. Песни разного характера, темпа. Содержание песен. Характерные черты песенного жанра: слово и музыка, пение и инструментальное сопровождение. Разновидность песни - колыбельная. Ее особенности. Песни без слов.
Марш. Отличия марша от песни. Особенности жанра марш. Связь музыки с движением. Разновидности марша: детский, сказочный, военный.
Танец. Особенности жанра танец. Связь музыки с движением. Танцы - камаринская, полька, вальс.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
- Г.Гладков «Как львенок и черепаха пели песню»
- В. Шаинский /песни по выбору/
- П. Чайковский «Колыбельная песня в бурю»
- П.Чайковский «Старинная французская песенка», «Русская песня», «Неаполитанская песенка», «Марш деревянных солдатиков», «Камаринская», «Полька» /»Детский альбом»/
- Р.Шуман «Марш»
- Р.Шуман «Солдатский марш»
- С.Прокофьев «Марш» /»Детская музыка»/
- С. Майкапар «Вальс»
ТЕМА 4
Как рассказывает музыка? /6 часов/
Основные выразительные средства музыки. Роль их в создании музыкальных образов, портретов, передаче чувств, настроений.
Мелодия как основа музыки. Мелодическая линия, восходящее и нисходящее движение, скачкообразное и поступенное движение мелодии.
Динамика, ее виды. Понятия - форте и пиано, крещендо и диминуэндо.
Темп, его разновидности. Понятия быстрый темп, медленный темп.
Понятие регистра, виды - низкий, средний, высокий.
Лад - мажор и минор.
Понятие тембра.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
- Л.Бетховен «Весело-грустно»
- Д. Кабалевский «Клоуны»
- С. Майкапар «Эхо в горах»
- М. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»
- Э.Григ «В пещере горного короля», «Птичка»
- С. Прокофьев «Болтунья», тема Птички и Волка из симфонической сказки «Петя и волк»
- Е. Каменоградский «Медведь»
- Н. Тер-Саркисян «Колыбельная»
ТЕМА 5.
Музыкальные инструменты /8 часов/
Русские народные инструменты. История происхождения инструментов
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
- Образцы звучания РНИ, оркестра РНИ
Инструменты симфонического оркестра. История происхождения инструментов. Устройство оркестра. Дирижер.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
- С.Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк»
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
ТЕМА 1/8 часов/
Нотная грамота
Названия звуков. Нотный стан. Скрипичный ключ. Знакомство с клавиатурой фортепиано и регистрами. Длительности - восьмая (Ти), четвертная (Та). Понятие паузы.
ТЕМА 2 /2 часа/
Лад
Понятия мажор и минор.
ТЕМА 3/6 часов/
Ритм и метр
Понятие доли, пульса в музыке. Сильные и слабые доли. Метр и ритм.
СОЛЬФЕДЖИО /20 часов/
Пение простых народных песен, попевок, прибауток с сопровождением и без него, передавая их настроение и характер, без напряжения и внятно произнося слова. Пение несложных упражнений для изучения и закрепления пройденного теоретического материала. Пение простейших мелодий, включающих в себя движение вверх и вниз, поступенные ходы, повторность звуков. Например, «Солнышко-ведрышко» Красева, рус. нар. прибаутка «Петушок», рус. народная мелодия «Ладушки», рус. народ, песня «Как на тоненький ледок» и др.
- Предполагаемые результаты:
В результате изучения предмета «Музыка» учащиеся должны:
- проявлять интерес к музыке и к различным видам деятельности;
- эмоционально реагировать на музыку, испытывать при этом радость;
- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
- внимательно слушать музыкальное произведение;
- слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнавать ее характерные образы;
- определять на слух простейшие жанры музыки (песня, танец, марш);
- определять к какому жанру (марш, песня, танец) принадлежит прослушанное произведение и на каком инструменте оно исполняется;
- уметь выражать свои впечатления от прослушанной музыки;
определять общее настроение, характер музыкального произведения.
V. Программно-методическое обеспечение
При создании программы «Музыка» учитывался возраст детей (4 года), возрастные особенности и особенности становления личности дошкольника.
На начальном этапе музыкального воспитания детей учитывается содержание и форма каждого урока. Урок должен строиться не просто по плану, а по сценарию, предполагающему драматургическое развитие «действия»: логика появления каждой формы занятий, движение к кульминации, а также взаимосвязь уроков - «сцен» между собой.
На уроках ребята знакомятся с небольшими по объему, несложными для запоминания музыкальными произведениями, с историей происхождения некоторых музыкальных инструментов. Время звучащей музыки небольшое, т.к. маленькие ученики еще в силу возраста не могут долго концентрировать свое внимание и быстро утомляются. Постепенно вводятся произведения более протяженные. Для того, чтобы дети усвоили отдельные элементы музыкального языка, необходима подготовительная работа в форме различных игровых упражнений. Прослушивая музыкальные произведения, необходимо акцентировать внимание детей на определенных средствах музыкальной выразительности. Педагогу важно пробудить фантазию и интерес у каждого ребенка. У детей дошкольного возраста преобладает образное восприятие музыки, поэтому основной материал это программные произведения, образно яркие произведения. Важно научить ребенка не только непосредственно реагировать на прослушанное произведение, но и овладеть навыком словесного определения характера музыкального произведения и его выразительных средств. Музыкальные понятия и термины дети усваивают постепенно. Вначале ребята не употребляют их в речи, а лишь учатся понимать. Педагог разъясняет новые понятия, иллюстрирует их музыкой, образным словом, зрительной наглядностью. В дальнейшем некоторые термины входят в активный словарь детей.
Анализируя музыкальные произведения, ребенок учится внимательно вслушиваться в детали и охватывать произведение в целом.
Для того, чтобы теоретический материал хорошо закреплялся у детей, необходимо постоянное возвращение к пройденному на новом уровне. В работе с дошкольниками важны два методических подхода - принцип повторяемости и принцип «от простого к сложному». Накопление знаний происходит постепенно, необходимо сохранять баланс между эмоциональным восприятием музыки и теоретическими понятиями.
Чтобы учебный процесс был для детей увлекательным и интересным, на уроках музыки используется много наглядных и учебно-дидактических пособий (карточки, игры, рисунки).
Основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста - это игра. Ребенок по своим психологическим возрастным особенностям не может трудиться как взрослый человек. Наиболее полно он раскрывает свои возможности в игре. Игра помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным, раскрывает способности детей, активизирует их творческие наклонности.
Детское воображение, запоминание формируется в процессе игры, поэтому важно использовать игровую форму на уроках. Именно в игровых ситуациях происходит непроизвольное запоминание теоретического материала, который в процессе игры вызывает у детей интерес и активную реакцию. Игровая форма заданий, занимательность помогают без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные музыкальные понятия и представления.
Список литературы и средств обучения
- Алексеева Л.Н. Введение в музыкальную грамоту. Серия: Музыкальная грамота в нотных прописях. Тетрадь первая.(Приложение к «Игровому сольфеджио»). - М.: Московская Государственная консерватория, 1998.
- Алексеева Л.Н. Игровое сольфеджио для малышей в 2-х частях. Часть 1. — М.:
1998.
- Алексеева Л.Н. Музыкальная грамота в нотных прописях. Тетрадь третья. (Приложение к «Игровому сольфеджио»). - 2-е изд. - М.: 1997.
- Боровик Т. Звуки, ритмы и слова. Часть - 1. - Мн.: Книжный Дом, 1999.
- Боровик Т. Ти-ти ТА и ди-ли ДОН: Игровая теория музыки для детей 4-6 лет. - Город: Издательство, 2008.
- Домогацкая И.Е. 90 поурочных планов по предметам «Развитие музыкальных способностей» и «Развитие речи». К учебному курсу для детей 3-5 лет. - М.: Классика- XXI, 2004.
- Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки: Учебное пособие с аудиоприложением для учащихся отделений раннего эстетического развития, подготовительных классов детских музыкальных ттткол и школ искусств. - М.: Классика-ХХ1, 2011.
- Домогацкая И.Е. Программа по предмету «Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет». - М.: Классика-ХХ1, 2004.
- Домогацкая И.Е. Учусь вместе с мамой: Музыкальный альбом в картинках. - М.: Классика-ХХ1, 2001.
- Жигалко Е., Казанская Е. Музыка, Фантазия, Игра: Учебное пособие по ритмике, сольфеджио и слушанию музыки для детей 5-8 лет. Часть 1. - С.-Пб.: Композитор, 1999.
- Жигалко Е., Казанская Е. Музыка, Фантазия, Игра: Учебное пособие по ритмике, сольфеджио и слушанию музыки для детей 5-8 лет. Часть 2. - С.-Пб.: Композитор, 2009.
- Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. М.:
1972.
- Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. - М.: Таланты-ХХ1 век, 2004.
- Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках: Кн. для учащихся и учителей. - М.: Просвещение, 1994.
- Ларионова Г.П. Программа развития и обучения дошкольника. Я учу нотную грамоту. Для детей 4-6 лет. - СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2002.
- Метлов Н.А. Музыка - детям: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. - М.: Просвещение, 1985.
- Мухина В. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. 2-е изд., испр. и доп. - М.: ВЛАДОС,
1997.
- Раабен Т. Музыкальный паровозик: пособие для занятий музыкальной грамотой с детьми 3-4 лет. - С.-Пб.: Издательство «Союз художников», 2009.
- Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
Предварительный просмотр:
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей г. Нижневартовска
«Детская школа искусств № 1»
Рассмотрена на заседании методического совета МАУДО г. Нижневартовска «ДШИ № 1» Протокол № ____ от «___» ___. 2015 г | Принята на педагогическом совете МАУДО г. Нижневартовска «ДШИ № 1» Протокол № 2 от «___» ___. 2015 г | Утверждаю: Директор МАУДО г. Нижневартовска «ДШИ № 1» ___________ И.В. Чижевская Приказ №_______ от «___» ___. 2015 г |
Дополнительная общеразвивающая программа в области раннего эстетического развития
«Сольфеджио»
Для детей в возрасте 6 лет
Срок реализации программы 1 год
Составитель:
преподаватель
Портнова Ирина Михайловна
Нижневартовск
2015
СОДЕРЖАНИЕ
№ раздела | Наименование раздела |
I. | Пояснительная записка |
II. | Учебно-тематический план |
III. | Содержание предмета «Сольфеджио» |
IV. | Предполагаемые результаты |
V. | Методические рекомендации |
- Пояснительная записка
Активное формирование музыкальных способностей, творческих и исполнительских навыков у детей младшего возраста в условиях музыкального учебного заведения, в частности, в подготовительных группах музыкальных отделениях школ искусств является одним из важнейших факторов, определяющих успех дальнейшего музыкального обучения. Раннее приобщение детей к музыке создает необходимые условия для всестороннего гармонического развития личности ребенка, а так же помогает выявлению детей, обладающих профессиональными музыкальными данными.
Специфика музыкального воспитания в подготовительных группах определяется возрастными особенностями в развитии и восприятии детей дошкольного возраста. Дошкольникам свойственна конкретность мышления, непосредственность и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни; их внимание неустойчиво, что постоянно требует смены впечатлений. Учитывая это, необходимо уметь быстро переключаться на различные виды деятельности, постоянно вводя в урок что-либо новое (в формах работы, методических приемах, репертуаре), чередуя упражнения, требующие сосредоточенности, с легкими заданиями и игрой, которая является самым эффективным методом в работе.
Работа по сольфеджио строится по тематическому и концентрическому принципу (темы изучаются в течении всего курса обучения).
Детям дошкольного возраста свойственна свободная творческая деятельность, которая проявляется интуитивно в играх, движении под музыку, фантазировании различных мелодий. В процессе занятий педагог руководит творческими поисками детей, стимулирует и направляет их фантазию. Используя способность детей к подражанию, педагог умело организует детское творчество, показывая для начала возможные варианты выполнения заданий. Это способствует пробуждению инициативы и воспитанию самостоятельности у детей. Практические навыки, приобретенные в процессе интуитивной творческой деятельности, постепенно подводит детей к осознанному творчеству.
В процессе обучения широко используется дидактический материал в виде различных наглядных пособий, помогающих освоению программных требований по сольфеджио. Так же, на уроках используется учебное пособие “Моя первая музыкальная пропись” в тетради. Данное пособие – попытка объединить целый ряд методических разработок и учебных пособий, используемых преподавателями теоретических дисциплин на уроках сольфеджио в подготовительных классах и группах раннего эстетического развития и результат обобщения собственного опыта работы. «Пропись-раскраска» обладает главным условием – красочностью, наличием знакомых образов окружающего ребёнка мира, сказочных героев. Даёт возможность не только визуально, но и практически овладеть учебно-развивающим материалом. Тетрадь поможет педагогу в проведении урока, так как представляет собой комплекс наглядных пособий, разовьёт мелкую моторику руки, сэкономит время на уроке, организует выполнение домашней работы ученика. В пособии большое внимание уделено развитию ритмических и вокальных навыков, формированию образного и абстрактного мышления, представлений о звуковом пространстве, характеристике звука. Пропись в доступной, игровой форме знакомит дошкольников с азами нотной грамоты.
Актуальность программы – данная программа позволяет более качественно подготовить учащегося к дальнейшему обучению в музыкальной школе и на музыкальных отделениях в школах искусств.
Назначение программы – обучение детей младшего дошкольного возраста. Программа адаптирована к условиям обучения в детской школе искусств.
Новизна программы состоит в том, что обучение нотной грамоты возможно в более ранний срок. Курс программы позволяет более углубленно и основательно изучать музыкальный материал. Концентрический метод прохождения тем позволяет безболезненно вливаться в учебный процесс вновь прибывших учащихся. Направленность программы - художественно-эстетическая.
Цель программы – создание условий для формирования навыков и умений путем развития у учащихся стабильного интереса к музыкальным занятиям.
Перед курсом сольфеджио в подготовительных группах музыкальных школах ставятся следующие задачи:
Образовательные:
выявление и всестороннее развитие музыкальных способностей детей, формирование первоначальных музыкальных представлений и навыков;
Развивающие:
приобретение элементарных сведений по музыкальной грамоте;
Воспитательные:
привитие детям любви интереса к музыке, накопление музыкальных впечатлений и воспитание художественного вкуса.
Возраст обучающихся– 6 лет.
Организация образовательного процесса. Программа предусматривает групповую форму учебной работы с учащимися. Групповая работа позволяет оптимизировать учебный процесс и облегчает проведение урока. Освоение учащимися комплекса знаний, приобретение ими умений и навыков возможно при условии постоянной фронтальной работы со всей группой по всем разделам программы, что требует разумного планирования учебного процесса в целом и детальной подготовки к каждому уроку. В процессе обучения используется тематическая форма учебных занятий. Используется принцип чередования разных видов работы на уроке. Наполняемость групп - в среднем 15 человек.
Режим занятий: 1 час (30 минут) в неделю для учащихся 6 лет.
Сроки и этапы образовательного процесса – программа рассчитана на 1 год обучения. Объём программы – 36 часа (1час в неделю).
- Учебно-тематический план
- Содержание предмета «Сольфеджио»
Музыкальная грамота
Понятие высоты звука. Другие характеристики звука.
Временное понятие звука, его долгота. Восьмые и четверти.
Обозначение темпа : быстро – медленно.
Обозначение динамики: форте и пиано.
Ступеньки ЗО,ВИ,РА,Ё. Ручные знаки. Движение мелодий по трезвучию ЗО-ВИ-Ё.
Ознакомление с различными музыкальными инструментами.
Музыкальные жанры: песня, танец, марш.
Мажор и минор.
Клавиатура. Октавы. Клавиши. Ноты. Ключи.
Интонационное развитие
Подготовка голосового и артикуляционного аппарата к правильному звучанию. Упражнения на правильное вокальное и речевое дыхание. Овладение упражнениями «Вдох-выдох». Овладение навыками произвольного и непроизвольного интонирования.
Последовательное овладение интонациями ЗО-ВИ, РА-ЗО, ЗО-Ё, ЗО-ВИ-Ё, РА-ЗО-ВИ-Ё в разных комбинациях по пособию «Моя первая музыкальная пропись» и на слух.
Ритмическое развитие
Временные понятия кратких (коротких) и долгих (длинных) звуков. Обозначение кратких и долгих звуков – восьмые и четверти. Остинатное движение ровными длительностями в песенках и ритмическом аккомпанементе.
Овладение навыками ритмического инструментального аккомпанемента.
Использование движений рук для показа длительностей.
Понятие скорости музыкального движения – темп. Быстрый и медленный темп.
Творческие задания
Двигательные импровизации, соответствующие характеру и образу произведений.
Средства, необходимые для реализации программы: учебное пособие «Моя первая музыкальная пропись», наглядные пособия, учебно-методическая литература, нотная литература, фортепиано, аудио- материалы.
- Предполагаемые результаты:
В результате освоения данной программы учащиеся
должны знать:
элементы нотной грамоты;
первоначальные теоретические знания.
должны уметь:
читать и записывать знаки нотного письма;
интонировать мелодию;
воспроизводить и записывать ритмический рисунок стихотворного и музыкального текста;
элементарно музицировать.
Знания и умения, приобретаемые учащимися в течении учебного года оцениваются преподавателем данной дисциплины на каждом уроке, в конце каждой четверти и учебного года, фиксируются записями в школьном журнале, дневнике учащегося.
Пение — основная форма деятельности в подготовительном классе. Это и исполнительская практика, развивающая эмоционально-волевую сторону психики ребенка, его произвольное внимание, навык самоконтроля.
Именно через пение происходит самовыражение дошкольника.
Педагоги, работающие с детьми, прекрасно знают, с каким количеством плохо интонирующих детей им приходится сталкиваться, особенно в дошкольной группе. Поэтому формирование ладового чувства детей, их звуковысотных представлений является важнейшей задачей начального этапа обучения. Именно в подготовительном классе возможно заложить также фундаментальные основы таких форм как пение с листа, сольфеджирование, пение в ансамбле и т. д.
Работа над чистой интонацией у детей связана с выработкой вокальных навыков.
Педагог-сольфеджист должен знать основные приемы воспитания певческих навыков и владеть ими, эта форма работы должна быть в центре его внимания на протяжении всех лет обучения. Формирование певческих навыков сводится к следующему:
1. Следить за положением корпуса, головы; дети должны сидеть ровно, не сутулиться, корпус держать прямо, упираясь ногами в пол; руки свободно лежат на коленях, голова в естественном положении;
2. Формировать правильное певческое дыхание. «Искусно петь — мудро дышать в это время» (С. Запорожец).
Схема дыхания — спокойный вдох, экономный выдох, смена дыхания между фразами;
3. Учить правильному звукообразованию, связанному с воспитанием бережного отношения к своему голосу; нельзя позволять детям петь громким, форсированным, открытым звуком; работать над кантиленой сначала на коротких мелодических фразах. Медленное, распевное, связное пение позволяет ребенку вслушиваться в исполнение и легче осознавать ладовые связи мелодии, удерживать тональность;
4. Учить правильному формированию гласных а, о, у, и, мягкому округленному их интонированию (рот открывать свободно, губы и язык не скованы, активны);
5. Работать над хорошей артикуляцией, дикцией, учить четкому произнесению согласных.
Последовательность прохождения песенного репертуара может быть следующей:
1. Вначале это короткие мелодии-попевки узкого диапазона: соль — ми — ля (центральная зона звучания детского голоса). Например, песенки «Два кота», «Маленькая Юлька», «Мокрые дорожки»;
2. Затем песни, включающие устойчивые ступени лада с прилегающими к ним звуками, т. е. песни, помогающие освоению мажорного звукоряда в пределах тонической квинты: песенки «Ехали медведи», «Белка пела», «Шалуны», «К нам гости пришли»;
3. Песни-упражнения на правильное формирование гласных:
а — «Барабан», «Курица» Тиличеевой, «Гуси-гусенята» Александрова;
о — «Конь» Тиличеевой;
у — «Дятел» Леви, «Труба», «Кукушка», «Эхо» Тиличеевой;
я — «Балалайка» Тиличеевой;
4. Постепенное расширение диапазона мелодий, усложнение внутри-ладового содержания:
«Елка» Ковнера, «Капельки» Павленко, немецкая народная песня «Хохлатки», «До, ре, ми» Островского.
Содержание песенного репертуара может быть следующим:
1. Сопоставление одноименных мажора и минора: народные песенки «Закатилось солнышко» и «День и ночь»;
2. Параллельные тональности: «Простая песенка» Дементьева, «Подарки» Кравченко, «Помогите муравью» Тиличеевой;
3. Минорные песенки: «Листопад» Попатенко, «Осенняя песенка» Васильева-Буглая, «Серенькая кошечка» Витлина.
Для развития гармонического слуха следует включать в репертуар песни-игры с элементами двухголосия, например: «Гости» Кабалевского, «Восковой замок» Паулса, игра «Хватай-держи» (песня «Хитрые мыши»).
Понятийное содержание
Клавиатура, клавиши. Звуки высокие, низкие, средние. Октавы. Нотоносец.
Ключи: скрипичный, басовый.
Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар. Ключевые знаки.
Лады: мажор, минор.
Тон, полутон. Строение мажорной гаммы.
Звукоряд, тональность.
Гамма, ступени. Тоника, вводные звуки.
Устойчивые ступени. Опевание.
Устойчивое, неустойчивое окончание фраз.
Интервал. Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, октава.
Воспитание чувства метроритма
Воспитание чувства метроритма является одной из важнейших задач на начальном этапе обучения детей.
Ключом к воспитанию и развития чувства метроритма могут служить слова Б. Теплова: «чувство метроритма имеет эмоциональную природу. В основе его лежит восприятие выразительности музыки, поэтому вне музыки чувство музыкального ритма не может ни пробудиться, ни развиваться. И даже музыкально-ритмическое чувство развивается только в процессе музыкальной деятельности».
Восприятие музыкального ритма — активный процесс, и, по выражению Б. Теплова, является не только слуховым, но всегда слуходвигательным. Поэтому первоначальное восприятие музыки вызывает у детей непроизвольную и еще неосознанную двигательную реакции. Ребенок в игре бессознательно использует основные ритмические единицы: четверти, восьмые.
Понятийное содержание
Темп, доли, равномерная пульсация, сильная и слабая доли, акцент. Длительности: половинная, четверть, восьмая, шестнадцатая. Такт, тактовая черта, затакт. Двудольный и трехдольный размеры. Паузы: четверть и восьмая.
Дирижирование в размере 2/4 (в продвинутых группах — на 3/4). Ритмический рисунок, фермата.
Формы работа и музыкальный материал
1. Отхлопать метрические доли в прослушанном музыкальном произведении (размеры 2/4, 3/4):
а) всем классом;
б) одна группа отхлопывает только сильные доли, другая — все доли;
в) одна группа отхлопывает доли, а другая — ритмический рисунок.
В этих упражнениях можно использовать ударные инструменты: бубен, ложки, тамбурин и т. д.
2. Дирижируя на 2/4 (в продвинутых группах на 3/4) или отмечая метрические доли, проговаривать ритмослогами ритмический рисунок.
3. Одной рукой отстукивать метрические доли, а другой рукой — ритмический рисунок.
4. Повторить ритмический рисунок целиком или по фразам:
а) хлопками или «умными» ладошками (условными движениями): четвертная длительность — удар ладошкой по столу, восьмые — хлопки в ладоши, половинная — руки на пояс;
б) ритмослогами.
5. Узнать песню по ритмическому рисунку:
а) записанному на доске;
б) выложенному ритмическими карточками;
в) прохлопанному преподавателем или одним из детей.
6. Проанализировать ритмический рисунок песни:
а) записать или выложить карточками ритмический рисунок песни; Первоначально используются карточки одного цвета.
На более позднем этапе, когда будет наработано ощущение сильной доли, можно использовать карточки, на которых сильная доля отмечена другим цветом.
«Капельки»: сильную долю дети фиксируют хлопками в ладоши, слабые доли «сбрасывают» кистями рук.
Развитие музыкально-слуховых представлений
Данный раздел программы — интегральный центр, осуществляющий межпредметные связи. Восприятие музыкального языка произведений, исполняемых на специальности, хоре, прослушанных на ритмике или в записи на уроке сольфеджио, — вот основа данного раздела, а так как в подготовительной группе обычно учатся дети, занимающиеся на разных инструментах, возникает необходимость знакомства с произведениями, разнообразными по исполнительскому составу и тембровому содержанию. Эта форма работы, связанная с восприятием, важна в подготовительном классе еще и потому, что расширяет эмоциональную палитру дошкольника. Радость, удивление, волнение, восхищение, интерес, грусть и т. д. — вот та эмоциональная гамма, которая начинает «звучать» на уроках сольфеджио.
Понятийное содержание
Характер музыкального произведения. Использование слов эмоционально-эстетического значения (весело, бодро, бойко, живо, задорно, игриво, празднично, радостно, ярко и т. д.; грустно, безутешно, жалобно, тоскливо, уныло, задумчиво и т. д.).
Форма работы и музыкальный материал
1.Определение темпа, характера, формы, используемых регистров. Нахождение связи между характером произведения и ладом. Определение контрастности и повторности частей.
2. Определение жанра прослушанных инструментальных пьес. Указать признаки жанров: темп, размер, характер, особенности фактуры, метроритмические особенности. Различать на слух танцевальные жанры: менуэт, гавот, польку, вальс и другие.
3. Узнавание знакомых тембров в прослушанных ансамблевых и оркестровых произведениях с яркими сольными партиями, например: «Шутка» Баха, «Карнавал животных» Сен-Санса («Слон», «Лебедь»), «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» Чайковского, «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро» и другие.
4. Узнавание пройденных произведений при повторном прослушивании («музыкальная викторина»).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Берак О.Л. Школа ритма. Часть 1. М; 2007
2. Берак О.Л. Школа ритма. Часть 2. М; 2007
3. Боровик Т.А. Изучение интервалов на уроках сольфеджио. М; 2006
4. Бырченко Т. Спесенкой по лесенке. М; 1984
5. Вогралик Т. Метроритмический букварь. С-Пб; 2008
6. Домогацкая И. Музыкальные прописи. М; 1995
7. Ефремова Л. Учиться интересно. С-Пб; 2006
8. Железнова Е. Бим! Бом! М;2008
9. Зебряк Т. Музыкальная грамота в сказках и сказочках. М; 2002
10. Калинина Г. Сольфеджио. Рабочая тетрадь
11. Камаева Т., Камаев А. Азартное сольфеджио. М; 2004
12. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. С-Пб; 2005
13. Ковалевская М. Музыкальная гимнастика для пальчиков. С-Пб; 2008
14. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М; 1986
15. Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио. Подготовительная группа. С-Пб; 2004
16. Москалькова И., Рейниш М. Уроки сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ. М; 1998
17. «Моя первая музыкальная пропись» пособие для учащихся подготовительных групп 4-5 лет. Регистрационный номер 414 от 25.09.09. ГОУКК КУМЦ
18. «Моя первая музыкальная пропись» пособие для учащихся подготовительных групп 5-6 лет. Регистрационный номер 414 от 25.09.09. ГОУКК КУМЦ
19. Поплянова Е. Королева Гамма. Ч; 2009
20. Поплянова Е. Уроки господина канона. С-Пб;2009
21. Середа В.П. Каноны. М; 2009
22. Фролова Ю. Сольфеджио. Подготовительный класс. Р-Д;2002
23. Червоная М. Интервалы мы поем. С-Пб;2004
Методическая литература
1. Давыдов Е. Методика преподавания сольфеджио. М; 1986
2. Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. Л; 1970
3. Сборник статей «Воспитание музыкального слуха». М; 1999
4. Серединская В. Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио. М; 1962
5. Синяев Л. Воспитание метроритмических навыков на уроках сольфеджио. М; 1988
Предварительный просмотр:
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей г. Нижневартовска
«Детская школа искусств № 1»
Рассмотрена на заседании методического совета МАУДО г. Нижневартовска «ДШИ № 1» Протокол № ____ от «___» ___. 2015 г | Принята на педагогическом совете МАУДО г. Нижневартовска «ДШИ № 1» Протокол № 2 от «___» ___. 2015 г | Утверждаю: Директор МАУДО г. Нижневартовска «ДШИ № 1» ___________ И.В. Чижевская Приказ №_______ от «___» ___. 2015 г |
Дополнительная общеразвивающая программа в области раннего эстетического развития
«Хор»
Для детей в возрасте 6 лет
Срок реализации программы 1 год
Составитель:
преподаватель
Портнова Ирина Михайловна
Нижневартовск
2015
СОДЕРЖАНИЕ
№ раздела | Наименование раздела |
I. | Пояснительная записка |
II. | Учебно-тематический план |
III. | Содержание предмета «Хор» |
IV. | Предполагаемые результаты |
V. | Методические рекомендации |
- Пояснительная записка
Хоровой класс на подготовительном отделении в детской музыкальной школе занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Хоровое пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня, развитию творческого потенциала учащихся.
Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. «Пение — основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие».[1]
Задача руководителя хорового класса на подготовительном отделении - привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение – наиболее доступный вид музыкальной деятельности.
На протяжении обучения педагог следит за формированием и развитием вокально-хоровых навыков (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей. Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты, как всего произведения, так и отдельных его частей.
В хоровом коллективе должна быть создана атмосфера творчества, дружбы, ответственности каждого за результаты общего дела. Такая атмосфера способствует формированию личности ребенка, помогает ему поверить в свои силы, воспитывает чувство взаимопомощи, ибо именно в этом залог высоких художественных результатов хора.
Цель программы: создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области музыкальной культуры и хорового искусства, развитие у детей способностей к созданию художественного исполнительского образа.
Основные задачи
Обучающие:
- приобретение и расширение знаний об основах музыкальной грамотности, физиологии голосового, речевого, опорно-двигательного и дыхательного аппаратов;
- формирование у детей вокальных навыков правильного и естественного звукоизвлечения, певческого дыхания, верной артикуляции, четкой дикции, мягкой атаки звука, чистой интонации и т.д.;
- формирование навыка адекватного и выразительного исполнения ;
- обучение детей приемам сценического движения, актерского мастерства;
- обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, творческой деятельности и самообразования.
Развивающие:
- развитие пластической выразительности, чувства ритма и координации движений;
- развитие и совершенствование тонкой артикуляционной моторики
- развитие творческого мышления детей;
- развитие активности детей и самостоятельности обучения;
- укрепление голосового аппарата, увеличение объема дыхания.
Воспитательные:
- формирование общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе;
- формирование музыкально-эстетического вкуса обучающихся;
- воспитание уверенности в себе;
- укрепление физического и духовного здоровья детей;
- создание комфортного психологического климата;
Основные направления работы в хоровом классе подготовительной группы
1. Певческая установка и дыхание.
2.Звуковедение, дикция.
3. Ансамбль и строй
4. Формирование исполнительских навыков
Формы реализации задач хорового класса
- коллективное пение;
- концертные выступления перед родителями;
- просветительская деятельность.
На занятиях можно использовать знание нотной грамоты и навыки сольфеджирования, т. к. пение по нотам помогает учащимся овладевать музыкальным произведением сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания.
Учебная нагрузка по дисциплине «хоровое пение» в подготовительном классе составляет 1 час в неделю. В течение учебного года в подготовительном классе должно быть пройдено 10-14 произведений
- Учебно-тематический план
Содержание и виды работы | Общее кол-во часов | теория | практика |
1. Организация музыкальных интересов учащихся: | |||
Беседы о музыке | 1 | 1 | - |
Пение преподавателя | 2 | - | 2 |
Слушание музыки на концертах и в записи | 1 | - | 1 |
(акцент переносится на домашнюю работу) | |||
2. Развитие певческих данных и формирование вокально-хоровых навыков: | |||
Певческая установка и дыхание (в т.ч. «цепное») | 2 | 0,5 | 1,5 |
Звукообразование, звуковедение, дикция | 2 | 0,5 | 1,5 |
Ансамбль и строй Вокально-хоровые упражнения | 2 | 0,5 | 1,5 |
Исполнительские навыки (динамика, агогика) | 2 | 0,5 | 1,5 |
3. Работа над репертуаром: | |||
Работа над развитием мастерства, применение | |||
освоенных навыков и приемов | 6 | 2 | 4 |
Работа над произведением | 5 | 1 1 | 4 |
Накопление репертуара Воспитание просветительско-артистической | 2 2 | 2 1 | |
направленности (концертная деятельность) | |||
Работа в сводном составе | 9 | 9 | |
Итого | 36 | 7 | 29 |
- Содержание предмета «Хор»
Программа учебного предмета «Хор» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков в области хорового искусства:
- знания характерных особенностей хорового пения.
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах хорового и вокального коллективов;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
- навыков чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
- навыков публичных выступлений;
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации,
- приобретение навыков творческой деятельности,
- формирование умения планировать свою домашнюю работу,
- осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью,
- формирование умения давать объективную оценку своему труду, навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе,
- формирование уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, понимания причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности,
- формирование навыков определения наиболее эффективных способов достижения результата.
Приобретение навыков певческой установки. Умение делать короткий, спокойный, бесшумный вдох и экономный выдох. Петь ясно, округлым звуком, четко и коротко произносить согласные. Научиться добиваться активного унисона, ритмической устойчивости, соблюдения динамической ровности и одинакового произношения текста.
Ознакомиться с пониманием дирижерского жеста: «внимание», «дыхание», «начало», «окончание пения».
В течение года обучающиеся должны освоить 10-14 одноголосных песен – различных по содержанию и характеру
- Предполагаемые результаты:
Результатом освоения программы учебного предмета «Хоровой класс» является:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, коллективному музыкальному исполнительству;
- знание профессиональной терминологии;
- умение читать с листа несложные музыкальные произведения;
-развитие исполнительской культуры путем накопления музыкально-слуховых представлений, исполнительского репертуара, интеллектуального, эмоционального, технического и художественного совершенствования участников школьного хорового коллектива;
– наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
– наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
– наличие навыков репетиционной работы на уроке и концертных выступлений.
V. Методические рекомендации
Пение — одна из форм деятельности в подготовительном классе. Это и исполнительская практика, развивающая эмоционально-волевую сторону психики ребенка, его произвольное внимание, навык самоконтроля.
Именно через пение происходит самовыражение дошкольника. Педагоги, работающие с детьми, прекрасно знают, с каким количеством плохо интонирующих детей им приходится сталкиваться, особенно в дошкольной группе. Поэтому формирование ладового чувства детей, их звуковысотных представлений является важнейшей задачей начального этапа обучения. Именно в подготовительном классе, возможно, заложить также фундаментальные основы таких форм как пение с листа, сольфеджирование, пение в ансамбле.
Задачи, которые ставит педагог при обучении пению детей дошкольного возраста:
• формирование у детей певческих умений и навыков;
• обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью педагога и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;
• развитие музыкального слуха, т. е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;
• развитие у ребёнка координации между слухом и голосом.
Формируя певческие навыки, необходимо научить детей различать характер песен. Но самое главное – научить детей петь интонационно чисто.
Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Дети слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения.
Пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Это один из основных видов музыкальной деятельности на уроке. Песенный репертуар должен, в первую очередь, приносить ребёнку радость и удовольствие. Желательно, чтобы песни были доступными по содержанию, имели несложную, запоминающуюся мелодию. Диапазон песен должен соответствовать возрастным возможностям ребёнка. Желательно использовать в работе популярные и любимые детьми песенки из мультфильмов, а также знакомить с произведениями современных авторов. Как вариант можно применять пение под фонограмму.
Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого тем, что он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка. Гортань с голосовыми связками в два — два с половиной раза меньше гортани взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие. Поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. Диапазон в подготовительном классе «ре» 1 октавы - «до» 2 октавы.
При обучении дошкольников пению надо следить за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот. Разучивают песни дети сидя. Выученные песни лучше петь стоя, так как при этом дыхательные мышцы, работают лучше и звучность пения заметно улучшается. Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком. Обращать внимание детей на правильное звукообразование, связанное с воспитанием бережного отношения к своему голосу; нельзя позволять детям петь громким, форсированным, открытым звуком; работать над кантиленой сначала на коротких мелодических фразах. Медленное, распевное, связное пение позволяет ребенку вслушиваться в исполнение и легче осознавать ладовые связи мелодии, удерживать тональность. Учить правильному формированию гласных а, о, у, и, мягкому округленному их интонированию (рот открывать свободно, губы и язык не скованы, активны);
Дыхание. Формировать правильное певческое дыхание. «Искусно петь.— мудро дышать в это время» (С. Запорожец). Схема дыхания — спокойный вдох, экономный выдох, смена дыхания между фразами. На музыкальных занятиях дыхание детей укрепляется и углубляется при помощи пения; педагог следит за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не в середине слова. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого что не умеют им управлять. Достаточно педагогу показать, как надо петь, не прерывая дыхания, где его брать, и ребенок легко справляется с этим.
Чтобы помочь детям научиться брать дыхание, используются различные дыхательные упражнения. Для тренировки дыхания полезно бывает пропевание продолжительных фраз на одном звуке, который длится на протяжении одного взятого дыхания. Например, «а-а-а» или «о-о-о». Звуки тянутся на удобной для детей высоте — в диапазоне «ми» — «соль».
А можно научить детей еще одному виду тренинга — скороговорке, которая вся должна произноситься на одном звуке, без дополнительного взятия дыхания.
На первых порах исполняются песни с короткими музыкальными фразами. От правильного дыхания зависит: чистота интонации, правильная фразировка, выразительность исполнения, слитность звучания. При обучении детей пению педагог не должен объяснять им всю сложность дыхания, а может наглядно показать, как надо дышать в процессе исполнения. Следит, чтобы дети при вдохе не поднимали плеч, чтобы он был бесшумным, спокойным. Подводит их к медленному выдоху, умению брать дыхание в зависимости от строения фразы песни, предложения.
Дикция. Добиваясь четкой и ясной дикции, педагог должен учить детей отчетливо произносить согласные и чисто пропевать гласные звуки, что требует от артикуляционного аппарата постоянных упражнений, ведь большинство детей говорят недостаточно ясно, активно, зажимая нижнюю челюсть. Детям нужно понять, что плохая, вялая дикция отрицательно влияет на качество пения, на звукообразование и чистоту интонации и, наоборот, ясно произнесенное слово способствует выразительному исполнению песни, помогает овладеть наиболее важным качеством пения — кантиленой. С этой целью могут быть использованы русские народные попевки, прибаутки, скороговорки. Пропевание каждого звука с четким, ясным произношением согласных приносит большую пользу, оказывает благотворное влияние на процесс звукообразования.
Интонация. Чистота вокальной интонации это интонационно точное воспроизведение мелодии. Чистота интонации зависит от степени развитости музыкального слуха и от объема слуховых представлений. Для достижения чистой интонации огромное значение имеет правильное дыхание, умение сосредоточиться на мелодии, различать и воспроизводить голосом звуки разной высоты.
В каждой возрастной группе встречаются дети, поющие фальшиво. Причины этого различны: у одних — не в порядке голосовой аппарат, другие не обладают устойчивым вниманием, третьи застенчивы. Часто у детей бывает слабо развит музыкальный слух, голос (маленький диапазон). Некоторым детям мешают нарушения в артикуляционном аппарате, неумении извлечь звук.
Чистота интонации зависит также от музыкального окружения ребенка. Для достижения чистоты интонации необходимо:
• выбирать песни, удобные по диапазону для данной группы детей; с короткими фразами, между которыми можно брать дыхание;
• давать детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и детей;
• систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения;
• петь детям не только всем вместе, но и небольшими подгруппами и по одному, тогда дети лучше слышат себя и друг друга;
• вырабатывать у детей умение себя слушать, осознавать качество своего исполнения;
• фальшиво поющим детям уделять особое внимание; для этого их лучше размещать на музыкальных занятиях так, чтобы они сидели ближе к преподавателю, лучше слышали его исполнение, наблюдали за его артикуляцией, слышали чисто поющих детей, сидящих рядом (в работе с такими детьми полезно отмечать, поощрять каждое достижение);
• транспонировать мелодию в ту тональность, в которой детям удобно петь, и постепенно, по полутонам, довести ее до нужного уровня.
Для достижения более высокого звучания кроме репертуарных песен можно давать детям короткие упражнения на небольших интервалах (секунда, терция, кварта) в виде подражанию пению кукушки («ку-ку»), крику гусей («га-га»), игре на дудочке («ду-ду»), балалайке («ля-ля») и т. д.
Для распевания даются короткие попевки от разных звуков на гласные или с текстом.
Добиваться естественного свободного звука без крика и напряжения (форсировки). Использовать преимущественно мягкую атаку звука, округление гласных. Пение non legato и legato. Нюансы – mf, mp, p, f.
Обязательным условием на этом этапе является развитие речи путем «дикционного распевания», упражнений на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации по методике В. Емельянова.
Ансамбль. Стройное, чистое, согласованное пение в унисон закладывает основы ансамбля — целостности, слитности звучания. В пении хором необходимо приучать детей слушать себя и других и сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Это достигается добросовестным и кропотливым разучиванием песни, слушанием хорошо поющих детей, вниманием педагога к тому, что бы дети одновременно по его знаку вступали, выдерживали общий темп, вместе начинали и заканчивали пение фраз. Большое влияние на стройность и согласованность пения оказывает объединяющее детей настроение. Чувство ансамбля вырабатывается постепенно.
Для того чтобы научить детей стройному согласованному пению, необходимо, прежде всего, перед началом пения сконцентрировать внимание детей. Уже в подготовительном классе дети должны реагировать на основные дирижерские жесты: «внимание», «дыхание», «начало», «окончание» пения;
понимание требований, касающихся агогических и динамических изменений.
Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей, соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком.
Устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе.
Все певческие навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, чувство ансамбля) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно с выделением какого-либо одного навыка. Все упражнения на занятиях в подготовительном классе должны выполняться в игровой, свободной форме и иметь яркую эмоциональную насыщенность.
Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает тщательная работа педагога над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла. При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, умение почувствовать и выделить кульминационные моменты, как всего произведения, так и его отдельных частей.
Особое внимание следует уделять куплетной форме, как наиболее часто встречающейся в репертуаре хорового класса. Заложенный в самой ее природе принцип многократного повтора музыкального материала таит в себе опасность внутреннего ощущения статичности, преодолеть которую можно лишь с помощью разнообразных приемов варьирования, основанных, как правило, на принципе развития поэтического содержания. Опираясь на него, можно выявлять в каждом куплете все новые оттенки общего смыслового и эмоционального содержания песни.
Работа над песней.
Новое произведение исполняется целиком, максимально выразительно. После прослушивания проводится краткая беседа, в которой обращается внимание детей на характер музыки, дети рассказывают о содержании песни, обязательно останавливаемся на непонятных словах. В процессе разучивания обсуждаем движение мелодии, скачки, плавность.
При разучивании необходимо чётко показывать необходимые штрихи, дыхание.
Разучивание проходит частями: фразы, предложения, куплеты. Перед началом пения необходимо 2-3 раза пропеть детям фрагмент, предназначенный для разучивания, при этом необходимо высотное тактирование, чтобы детям было легче запомнить движение мелодии. Каждый раз перед пропеванием ставятся новые задачи перед детьми: пропой про себя с учителем; определи, какие слова являются главными в смысловом отношении и т. д.
В работе используется метод заучивания по слуху. После разучивания по фразам необходимо спеть весь куплет целиком, при этом у детей должен остаться целостный образ. Выученная песня исполняется хором, группами, индивидуально (по желанию детей), цепочкой по фразам, с фортепианным сопровождением, a capella или с применением детских музыкальных инструментов. Целиком произведение выучивается за 2-3 урока - сюда входит и не только выучивание текста и чистое интонирование, но и выполнение всех общих задач.
На одном занятии успеваем проработать 2-3 песни. На одном уроке про-исходит совмещение разных произведений и разных этапов работы над ними.
В каждом произведении - ставятся различные цели и задачи. В одной песне - первое знакомство и разучивание, в другой - работа над фразировкой, дыханием и т.д.
Примерный репертуар
- Бел. нар. песня «Сел комарик на дубочек»
- В.Витлин «Дождинки»
- С.Гаврилова «Зелёные ботинки»
- Струве «Маленькая мама»
- Чешская нар. песня. «Гусята»
- Г. Эрнесакс. Волгина. «Паровоз»
- Ж.Металлиди Песни из авторских сборников
- Е.Поплянова Песни из авторских сборников
- Я.Дубравин Песни из авторских сборников
- Е.Казановский «Вышел дождик на парад»
- Е.Казановский «Мышка, гусь и свинка
- «Жил-был у бабушки серенький козлик»-сборник детских песенок
- Игры-оперы для детей: О.Геталова «Сказка о глупом мышонке», Ж.Металлиди «Как найти дорожку», Н.Голещанов «Репка», М.Красев «Муха-Цокотуха».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Тевлина В.К. «Вокально-хоровая работа» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Выпуск 15 Москва 1982 год.
2. Гладкая С. «О формировании певческих навыков на уроках музыки в на-чальных классах» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Выпуск 14. Москва 1989 год.
3. Черноиваненко Н. «Формирование творческих способностей младших школьников в певческой деятельности» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Москва «Просвещение»1989 год.
4. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. «Методика музыкального воспитания в школе». Москва «Просвещение» 1989 год.
5. Виноградов К.П. «Работа над дикцией в хоре». Москва «Музыка» 1967 год.
6. Сергеев А.А. «Воспитание детского голоса». Москва «Академия педагогиче-ских наук РСФСР» 1950 год.
7. Урбанович Г. «певческий голос учителя музыки» в кн. «Музыкальное воспи-тание в школе» выпуск 12.Москва 1977 год.
8. «Из истории музыкального воспитания». Составитель-Апраксина О.А. Мо-сква «Просвещение»1990 год.
9. Стулова Г.Г. «Хоровой класс» Москва «Просвещение» 1988 год.
10. «Музыка в школе». Составители: Т. Бейдер, Е. Критская, Л. Левандовская. Москва 1975 год.
11. «Планета детства». Составитель - Озерова Н. Н. Санкт-Петербург 1994 год.
12. «Хрестоматия по методике музыкального воспитания». Составитель-Апраксина О.О. Москва «Просвещение» 1987 год.
[1] Метлов Н. Музыка-детям М., «Просвещение», 1985, стр.19