Технологическая карта урока на тему «Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин».

Макарова Любовь Константиновна

Технологическая карта урока

на тему «Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka.docx26.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

на тему «Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин».

1.Ф.И.О. учителя: Макарова Любовь Константиновна

2. Класс 3, год обучения по предмету 2, общеразвивающая программа обучения.

3.Дата: 20 сентября 2017г.            

4. Предмет: «Музыкальная литература»

5. Цель урока: Знакомство с оперой М. И. Глинки «Иван Сусанин».

6. Задачи:

 Образовательные:

- познакомить с оперным творчеством М.И. Глинки;

- закрепить основные понятия оперного жанра;

-  дать представление об оперном искусстве.

 Развивающие:

-  формировать интерес к творчеству М. Глинки;

- развивать способность к восприятию оперной музыки;

- развивать способность размышлять о музыке;

- Формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

 Воспитательные: 

-  воспитывать потребность в ассоциативном мышлении;

- способствовать формированию позитивного отношения к музыке;

- средствами музыки воспитывать любовь и уважение к Родине, чувство патриотизма.      

7. Методы обучения: для повышения мотивации и интеллектуальной активности учащихся использованы методы активного обучения:

частично – поисковый,

практический,

объяснительно-иллюстративный.

8.  Дидактические средства:

для учителя:

 – изобразительный ряд: иллюстрации, портреты композиторов, плакат-кроссворд, презентация.

-  литературный ряд: стихи русских поэтов.

-  музыкальный ряд: фрагменты видеофильма оперы «Иван Сусанин», аудиозапись.

Компьютер, музыкальный центр, фортепиано.

для учащихся: учебник, конспект, индивидуальный муз. словарь, нотный материал.

                                         Характеристика этапов урока

Название этапа, цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Мотивация к учебной деятельности.

Осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

3) устанавливаются тематические рамки урока («могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности (субъективный и личностный уровни).

Организационный момент.

Вводная беседа:

повторение основных этапов жизни и творчества М. И, Глинки

Звучит Полонез из оперы «Иван Сусанин»

Приветствие

Показ портретов рус. Композиторов.

Блиц-вопросы.

Презентация основных этапов жизни и творчества композитора.

Выделение этапа создания и первой постановки оперы, как первой русской оперы.

Предлагается заполнить часть кроссворда с вопросами о жизни и творчестве М. Глинки.

Дети входят в класс

Учащиеся выбирают портрет композитора прозвучавшей музыки.

Отвечают на блиц-вопросы в форме соревнования (кто больше наберет правильных ответов).

Учащиеся частично отвечают на вопросы кроссворда

2

Учебно–познавательная деятельность. Актуализация и фиксирование задания и индивидуального затруднения в пробном действии.

Организуется подготовка обучающегося к открытию нового знания, выполнение им пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Данный этап предполагает:

1. Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

 2. Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

 3. Мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

 4. Фиксирование обучающимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Завершение второго этапа связанно с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.

Знакомство с оперой «Иван Сусанин»

Строение и либретто оперы. Ее главные герои.

Сравнительная характеристика музыки русской и польской.

Просмотр фрагментов видеофильма.

Частичный анализ фрагментов оперы.

Вид и строение оперы, основа либретто. Учитель читает отрывок поэмы  К.Ф.Рылеева «Дума».

Главные герои, тембры их голосов, краткое содержание.

Слушание мазурки и Трио из I акта. (видеофрагменты)

Сравнительный анализ музыки польского акта и русских сцен с привлечением в работу учащихся.

Понятие лейттемы. Черты сквозного развития оперы.

Слушание сцены с поляками из IIIакта. (видеофрагмент.)

Знакомство с героем Ваней. Особенность выбора композитором  тембра голоса героя.

Слушание Песни Вани(видеофрагмент).

О чем поем Ваня?

Почему такой характер у мелодии? Ее лад, фактура сопровождения, особенности ритма.

Слушание Романса Антониды из IIIакта.

Анализ мелодии. Интонационная связь с нар. песнями-причитаниями.

Эпилог, хор «Славься». Его роль в опере.

Учащиеся рассматривают иллюстрации главных героев опер.

Учащиеся слушают видеофрагменты оперы, составляют

сравнительный анализ музыки польского акта и русских сцен.

Краткий анализ мелодии песни по нотному тексту.

Частичный анализ

Романса Антониды.

(ответы на вопросы)

Учащиеся демонстрируют понимание материала (определения и объяснения учителя).

3

Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения.

Учащиеся выделяют место и причину затруднения для этого они выполняют следующие учебные действия:

1. Восстанавливают выполненные операции и фиксируют место – шаг, где возникло затруднение;

2. Соотносят свои действия с используемым способом действий, и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Выявление трудных моментов и проблем поданной теме урока.

Вернуться к понятию сквозного развития и лейттемы. Слушание музыки и сравнительный анализ польских танцев мазурки и полонеза из IVакта и II акта (по вопросам учителя).

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, находят изменения в звучании польских танцев в другой трагической ситуации IV акта.

4

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Используется индивидуальная форма работы: обучающиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Практическая работа учащихся.

Расширить кругозор, Отработка приобретённых на уроке навыков; Закрепление учащимися знаний, необходимых для самостоятельной работы;

Повысить уровень осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения;

Повысить мотивацию к дальнейшему изучению творчества

М. И. Глинки.

Учитель предлагает придумать и задать вопрос по данной теме урока.

Учитель возвращает учащихся к кроссворду и предлагает ответить на оставшиеся вопросы.

Учащиеся придумывают вопросы по теме урока, одноклассники отвечают на них.

Заполнение кроссворда недостающими ответами на вопросы.

Краткая запись основных моментов новой темы в конспект

и новых слов в муз. словарь.

5

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Оценка собственной познавательной деятельности. Обеспечение усвоения обучающихся принципов саморегуляции   и   самоконтроля.

Опрос обучающегося:

-Какие моменты урока заинтересовали больше всего? Что еще узнал нового на уроке?

- Какие моменты были непонятны? Справились ли с данными трудностями?

На что надо обратить внимание?

- Что бы ты еще хотел узнать по данной теме?

-Хотел бы ты посмотреть эту оперу полностью?

- Как бы ты оценил свою работу на уроке?

- На какие моменты в домашних занятиях нужно больше обратить внимание?

Задает домашнее задание.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, анализируя работу на уроке,

Литература:

1. Шорникова М.  Музыкальная литература (Русская музыкальная классика), Ростов-на-Дону, Феникс, 2003

2. Козлова Н. П. Русская музыкальная литература. Третий год обучения. Учебник для детских музыкальных школ. М. 2003.

3. Хрестоматия по русской музыкальной литературе. Для 6-7 классов детской музыкальной школы. Составители Э. Смирнова, А. Самонов. М. 1993.

4. Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ. М, 1982

 5. Лернер И. Дидактическая система методов обучения. М. 1980.

 6.Лисянская Е.Б. Музыкальная литература: методическое пособие. Росмэн, 2001.

  7. Соловцев А. Книга о русской опере. М., 1960.

  8. М. И. Глинка. Летопись жизни и творчества, сост. А. Орловой. М., 1952.