Технологическая карта урока на тему «Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин».
Технологическая карта урока
на тему «Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka.docx | 26.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
на тему «Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин».
1.Ф.И.О. учителя: Макарова Любовь Константиновна
2. Класс 3, год обучения по предмету 2, общеразвивающая программа обучения.
3.Дата: 20 сентября 2017г.
4. Предмет: «Музыкальная литература»
5. Цель урока: Знакомство с оперой М. И. Глинки «Иван Сусанин».
6. Задачи:
Образовательные:
- познакомить с оперным творчеством М.И. Глинки;
- закрепить основные понятия оперного жанра;
- дать представление об оперном искусстве.
Развивающие:
- формировать интерес к творчеству М. Глинки;
- развивать способность к восприятию оперной музыки;
- развивать способность размышлять о музыке;
- Формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
Воспитательные:
- воспитывать потребность в ассоциативном мышлении;
- способствовать формированию позитивного отношения к музыке;
- средствами музыки воспитывать любовь и уважение к Родине, чувство патриотизма.
7. Методы обучения: для повышения мотивации и интеллектуальной активности учащихся использованы методы активного обучения:
частично – поисковый,
практический,
объяснительно-иллюстративный.
8. Дидактические средства:
для учителя:
– изобразительный ряд: иллюстрации, портреты композиторов, плакат-кроссворд, презентация.
- литературный ряд: стихи русских поэтов.
- музыкальный ряд: фрагменты видеофильма оперы «Иван Сусанин», аудиозапись.
Компьютер, музыкальный центр, фортепиано.
для учащихся: учебник, конспект, индивидуальный муз. словарь, нотный материал.
Характеристика этапов урока
№ | Название этапа, цель | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Мотивация к учебной деятельности. Осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки урока («могу»). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности (субъективный и личностный уровни). | Организационный момент. Вводная беседа: повторение основных этапов жизни и творчества М. И, Глинки | Звучит Полонез из оперы «Иван Сусанин» Приветствие Показ портретов рус. Композиторов. Блиц-вопросы. Презентация основных этапов жизни и творчества композитора. Выделение этапа создания и первой постановки оперы, как первой русской оперы. Предлагается заполнить часть кроссворда с вопросами о жизни и творчестве М. Глинки. | Дети входят в класс Учащиеся выбирают портрет композитора прозвучавшей музыки. Отвечают на блиц-вопросы в форме соревнования (кто больше наберет правильных ответов). Учащиеся частично отвечают на вопросы кроссворда |
2 | Учебно–познавательная деятельность. Актуализация и фиксирование задания и индивидуального затруднения в пробном действии. Организуется подготовка обучающегося к открытию нового знания, выполнение им пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Данный этап предполагает: 1. Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2. Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3. Мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; 4. Фиксирование обучающимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. Завершение второго этапа связанно с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия. | Знакомство с оперой «Иван Сусанин» Строение и либретто оперы. Ее главные герои. Сравнительная характеристика музыки русской и польской. Просмотр фрагментов видеофильма. Частичный анализ фрагментов оперы. | Вид и строение оперы, основа либретто. Учитель читает отрывок поэмы К.Ф.Рылеева «Дума». Главные герои, тембры их голосов, краткое содержание. Слушание мазурки и Трио из I акта. (видеофрагменты) Сравнительный анализ музыки польского акта и русских сцен с привлечением в работу учащихся. Понятие лейттемы. Черты сквозного развития оперы. Слушание сцены с поляками из IIIакта. (видеофрагмент.) Знакомство с героем Ваней. Особенность выбора композитором тембра голоса героя. Слушание Песни Вани(видеофрагмент). О чем поем Ваня? Почему такой характер у мелодии? Ее лад, фактура сопровождения, особенности ритма. Слушание Романса Антониды из IIIакта. Анализ мелодии. Интонационная связь с нар. песнями-причитаниями. Эпилог, хор «Славься». Его роль в опере. | Учащиеся рассматривают иллюстрации главных героев опер. Учащиеся слушают видеофрагменты оперы, составляют сравнительный анализ музыки польского акта и русских сцен. Краткий анализ мелодии песни по нотному тексту. Частичный анализ Романса Антониды. (ответы на вопросы) Учащиеся демонстрируют понимание материала (определения и объяснения учителя). |
3 | Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения. Учащиеся выделяют место и причину затруднения для этого они выполняют следующие учебные действия: 1. Восстанавливают выполненные операции и фиксируют место – шаг, где возникло затруднение; 2. Соотносят свои действия с используемым способом действий, и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. | Выявление трудных моментов и проблем поданной теме урока. | Вернуться к понятию сквозного развития и лейттемы. Слушание музыки и сравнительный анализ польских танцев мазурки и полонеза из IVакта и II акта (по вопросам учителя). | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, находят изменения в звучании польских танцев в другой трагической ситуации IV акта. |
4 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Используется индивидуальная форма работы: обучающиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Практическая работа учащихся. Расширить кругозор, Отработка приобретённых на уроке навыков; Закрепление учащимися знаний, необходимых для самостоятельной работы; Повысить уровень осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения; Повысить мотивацию к дальнейшему изучению творчества М. И. Глинки. | Учитель предлагает придумать и задать вопрос по данной теме урока. Учитель возвращает учащихся к кроссворду и предлагает ответить на оставшиеся вопросы. | Учащиеся придумывают вопросы по теме урока, одноклассники отвечают на них. Заполнение кроссворда недостающими ответами на вопросы. Краткая запись основных моментов новой темы в конспект и новых слов в муз. словарь. |
5 | Рефлексия учебной деятельности на уроке. Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. | Оценка собственной познавательной деятельности. Обеспечение усвоения обучающихся принципов саморегуляции и самоконтроля. | Опрос обучающегося: -Какие моменты урока заинтересовали больше всего? Что еще узнал нового на уроке? - Какие моменты были непонятны? Справились ли с данными трудностями? На что надо обратить внимание? - Что бы ты еще хотел узнать по данной теме? -Хотел бы ты посмотреть эту оперу полностью? - Как бы ты оценил свою работу на уроке? - На какие моменты в домашних занятиях нужно больше обратить внимание? Задает домашнее задание. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, анализируя работу на уроке, |
Литература:
1. Шорникова М. Музыкальная литература (Русская музыкальная классика), Ростов-на-Дону, Феникс, 2003
2. Козлова Н. П. Русская музыкальная литература. Третий год обучения. Учебник для детских музыкальных школ. М. 2003.
3. Хрестоматия по русской музыкальной литературе. Для 6-7 классов детской музыкальной школы. Составители Э. Смирнова, А. Самонов. М. 1993.
4. Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ. М, 1982
5. Лернер И. Дидактическая система методов обучения. М. 1980.
6.Лисянская Е.Б. Музыкальная литература: методическое пособие. Росмэн, 2001.
7. Соловцев А. Книга о русской опере. М., 1960.
8. М. И. Глинка. Летопись жизни и творчества, сост. А. Орловой. М., 1952.