Учимся с радостью

Виноградова Наталья Юрьевна

В последние годы словосочетание «ситуация успеха» стало обычным для педагогов. Никто не спорит, что именно позитивные эмоции становятся для ребенка важнейшим стимулом в учебной деятельности. Но иногда мы забываем о том, что в педагогике нет единого рецепта или правила, как же создать такую ситуацию. Ведь создавать ее нужно на основе индивидуального подхода, взвешено, с учетом многих факторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_s_radostyu.docx28.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учимся с радостью.

 Виноградова Н.Ю.  

ДШИ №3 им. Т.И. и А.Я. Волосковых г. Ржева

Если ребенка лишить радости, веры в себя, то трудно надеяться на его светлое будущее. «Педагогика – это наука о творчестве воспитания», – писал С.Соловейчик.

В последние годы словосочетание «ситуация успеха» стало обычным для педагогов. Никто не спорит, что именно позитивные эмоции становятся для ребенка важнейшим стимулом в учебной деятельности. Но иногда мы забываем о том, что в педагогике нет единого рецепта или правила, как же создать такую ситуацию. Ведь создавать ее нужно на основе индивидуального подхода, взвешено, с учетом многих факторов.

Дети могут простить многое, но не безразличие со стороны педагога. Как же достичь такого успеха? Иногда это – «Искра Божья», чаще всего – мастерство, доведенное до искусства.

Следует различать понятия «успех» и «ситуация успеха»
Ситуация – это объединение условий, которые создают успех. Успех – результат воздействия этой ситуации. Именно педагог может создать ситуацию. Следует иметь ввиду: 

– одноразовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое состояние и самочувствие ребенка,

– может стать пусковым механизмом дальнейшего развития ребенка как личности,

– даст возможность почувствовать веру в собственные силы,

– появляется желание достичь лучших результатов,

– возникает чувство внутреннего благополучия, которое влияет на отношение к окружающему миру и людям.

На первый взгляд кажется, что педагог, создав несколько раз такие ситуации, достигает главного – мотивирует интерес к предмету, познавательную активность. Но есть и вторая сторона этого процесса – постоянная успешность может сформировать безразличие, пагубно влиять на волевые качества ребенка: он уже не в состоянии преодолевать препятствия, теряется в трудных ситуациях, и у него доминирует мотив «избегание неудач». Почему же возникает такой парадокс?

Во-первых, успех, доставшийся ценою незначительных усилий, может привести к переоценке или завышенной самооценке своих возможностей.

Во-вторых, вовремя переживания какой-то сильной эмоции обязательно следует релаксация. Именно в этот период нельзя предлагать ребенку следующее, более сложное задание. Эта деятельность будет меньше успешной, чем предыдущая. Нужен определенный период отдыха.

В-третьих, переживаний успеха может поблекнуть, если результат (важный, значимый для учащегося) не будет адекватно оценен другими.

В-четвертых, эмоция успеха не станет сильным переживанием, если результаты незначительны для ребенка (сдать реферат).

Снижая значимость успеха, взрослые воздействуют отрицательно на формирования отношения к предметам, а значит и на отношение к учебному процессу. Поэтому важно знать индивидуальные особенности каждого ребенка, с которым вы работаете. Ребят нужно подбадривать, если желаемый результат недостижим от природы или физического состояния ребенка. Для этого есть комментирование результата деятельности этого ребенка (отметить лучшее).

Цепочка действий для создания ситуации успеха:

• установка на деятельность (эмоциональная подготовка, проба, напоминание) – мотивационный этап,

• обеспечение деятельности (создание условий для успешного решения задания) – организационный этап,

• сравнение полученных результатов с ожиданиями учащегося – результативный этап.

Исследования психологов показали, что уровень усвоения ребенком знаний напрямую зависит от уровня формирования и мотивации обучения. Нам всем известен тезис о том, работа педагога на уроке без мотивации учащихся и их личностных обстоятельств – равноценна работе в пустом кабинете. Таким образом, перед каждым преподавателем стоит задача формирования установки у учеников на успешное выполнение задания, на чувство сотворчества и сопричастности к действию, преодоление трудностей, которые могут возникнуть на пути или в процессе действия.

На этапе мотивации учебной деятельности педагог, опираясь на эмоциональную память учащихся, организовывает ситуации с целью актуализации или нейтрализации эмоций для дальнейшей деятельности. Именно этот этап называют психологическим. Здесь полезным будет использование психолого-педагогических приемов:

1. Эффект Розенталя: Ты это сможешь, тебе это обязательно удастся. Если педагог будет убеждать ученика и на первых порах поддержит его (отследит, проконтролирует), то успех обязательно придет.

2. Прием «Эмоциональное поглаживание» - констатация любого даже малого успеха ребенка, который даст силу поверить в возможность получить положительный результат, вера в себя и свои силы, открытость педагога для доверия и сопричастности к успеху.

3. Прием «Анонсирование» - репетиция будущего действия, создающая психологическое настроение уверенности.

4. Прием «Равняйсь!» содержит такие шаги:

• психологическая атака;

• эмоциональное блокирование;

• выбор главного направления;

• выбор равных возможностей;

• неожиданное сравнение;

•стабилизация.
Этот прием заключается в том, чтобы педагог блокировал допущения о неудаче в одной отрасли деятельности ученика, отвлекалось его внимание от очередного неуспеха, учитель обязан найти тот вид деятельности, который ученику по силам,  и он сможет реализовать себя успешно, тем самым обеспечив себе успех.

Конкретные обстоятельства определяют выбор тех или иных приемов для создания ситуации успеха. К ним могут относиться и такие приемы, как:

• эмоциональное снятие напряжения, 

• смена видов деятельности, 

• «скорая помощь»,

• подсказка,

• подглядывание в учебник.

Помните! У каждого ребенка есть задатки, которые можно развить в способности. Сумейте  увидеть их и развить – это главное дело педагога!