Методическое пособие «Слушаем, поем, запоминаем, записываем»

Имамеева Раиса Анатольевна

Методические пособие "Слушаем, поем, запоминаем, записываем" разработано для развития музыкальной памяти учащихся на основе интонирования и  анализа музыкального материала, сгруппированного по семь мелодий разных жанров и авторов по годам обучения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Информационная карта методического пособия

 «Слушаем, поем, запоминаем, записываем»

ФИО педагога:

Имамеева Раиса Анатольевна

Название образовательной программы (углубленного типа):

«Сольфеджио»»

Разделы программы:

Диктант, ладотональность, слуховой анализ, метроритм

Темы:

  • 7 полек (2-6 годы обучения)
  • 7 маршей (3-6)
  • 7 вальсов П.Чайковского (2-6 годы обучения)
  • 7 танцев И.-С.Баха (2-6 годы обучения)
  • 7 тем ХТК И.-С.Баха(3-6 годы обучения)
  • 7 мелодий о любви Верди(5-6 годы обучения)
  • 7 мелодий (5-6 годы обучения)

Цель занятий: Развитие музыкальной памяти учащихся.

Задачи:

Образовательные:

  1. Знакомство с характерными чертами различных музыкальных жанров, стилей.
  2. Расширение музыкального кругозора.

Развивающие:

  1. Развитие интонационных навыков.
  2. Совершенствование навыка записи мелодий по слуху.
  3. Отработка навыка подбора аккомпанемента.
  4. Формирование надпредметных умений (сравнение, обобщение, анализ, оперирование понятиями).
  5. Развитие психических свойств, таких как память, произвольное внимание, концентрация.

Воспитательные:

1. Воспитание творческих навыков.

2. Достижение поставленной цели.

Методы и приемы

Словесные:

Беседа-диалог, объяснение.

Наглядные:

Показ, исполнение педагогом, устный анализ.

Практические:

Запись мелодий в классе, исполнение их с собственным аккомпанементом.

Используемые технологии:

  1. Информационно-компьютерные

Ожидаемый результат занятий:

  1. Сформированность навыка записи мелодий по слуху.
  2. Расширение музыкального кругозора
  3. Запись выученных мелодий, исполнение их сольфеджио (с названием звуков) и с аккомпанементом.

План проведения занятий

Этапы занятий

Содержание занятия

Организационный этап

  • Прослушивание 7 мелодий (из выбранной темы).
  • Просмотр фрагментов видеозаписей.
  • Постановка цели и формирование задач перед учащимися

Основная часть занятий

  1. Определение общего названия мелодий.
  2. Анализ жанровых  признаков, формы, стилевых особенностей, гармонии.
  3. Различные формы сольфеджирования:
  • сольмизация,
  • пение ритмослогами,
  • чередование сольного и коллективного пения,
  • пение со словами (при наличии вокального текста).
  1. Работа над запоминанием музыкального текста:
  • пение с частично закрытыми тактами (с использованием возможностей интерактивной доски),
  • устная реконструкция мелодий (пение образцов)  по заданному ритму (представленному на ИД),
  • устная реконструкция мелодий  по заданной звуковысотной линии (представленной на ИД без ритма),
  • собирание мелодий из пазлов (на ИД).

Завершающий

  1. Домашнее задание: выучивание мелодий на память (сольфеджирование).
  2. Запись мелодий в классе по памяти в течении 20-30 минут.

В зависимости от состава групп для записи в классе можно предложить 3 мелодии (3 год обучения), 4(4 год) и т.д. В старших классах возможна запись всех 7 мелодий.

Подобного типа занятия можно проводить в различные периоды учебного года. Они могут быть использованы как в текущей учебной работе, так и в конкурсных мероприятиях, в состязаниях между группами разных педагогов сольфеджио учреждения, а также как итоговые занятия в конце каждой  школьной четверти или полугодия.

Материальная база предполагает наличие учебного класса для проведения группового занятия. Класс должен быть оборудован стульями, партами, доской с нотным станом. Необходимы хорошо настроенный инструмент (фортепиано).

Учебная работа предполагает использование следующих технических средств: музыкального центра, компьютера.