Мастерство хореографического аккомпанемента
Быть хорошим музыкантом – этого явно недостаточно для того, чтобы успешно работать в хореографическом классе. Практический опыт, приобретаемый концертмейстером за долгие годы работы, ничем нельзя заменить. Причина кроется в особенностях предмета, которые определяются закономерностями взаимосвязей музыки и танца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterstvo_horeograficheskogo_akkompanementa_-_kopiya.doc | 42.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Мастерство хореографического аккомпанемента»
Виноградова Н.Ю.
ДШИ №3 им. Т.И. и А.Я. Волосковых г. Ржева
Хореографическое искусство – синтетическое по своей природе – неразрывно связано с музыкой. Поэтому на любом этапе обучения хореографии участие в ней музыкантов обязательно.
В ДШИ концертмейстеры вносят свой вклад в подготовку учащихся-хореографов. На музыканта возлагаются весьма широкие по диапазону задачи. Можно с полной уверенностью сказать, что концертмейстер, наряду с преподавателем, несет ответственность за качество подготовки учеников.
Работа музыканта в хореографическом классе – это сфера музыкального творчества, требующая длительного обучения и совершенствования, специальных знаний, исполнительского опыта. До последнего времени почти не велись какие-либо серьезные теоретико-методические разработки в этой области, отсутствовала специальная учебная литература. Музыканты, впервые сталкиваясь с работой на уроках хореографии, вынуждены были осваивать специфику данной профессии самостоятельно. И в настоящее время на изучение различных сторон концертмейстерской деятельности в хореографическом классе музыкант затрачивает несколько лет серьезной работы. Далеко не все, даже опытные, концертмейстеры могут утверждать, что полностью овладели искусством хореографического аккомпанемента. Перед концертмейстером стоит весь комплекс исполнительских задач, способствующих раскрытию содержания исполняемого произведения: овладение всеми видами фортепианной техники, искусством фразировки, интонирования, педализации и т.д.
Быть хорошим музыкантом – этого явно недостаточно для того, чтобы успешно работать в хореографическом классе. Практический опыт, приобретаемый концертмейстером за долгие годы работы, ничем нельзя заменить. Причина кроется в особенностях предмета, которые определяются закономерностями взаимосвязей музыки и танца.
Для музыканта чрезвычайно важно получить представление об уроке классического танца, его построении и основных методических принципах, ведь именно урок «по классике» сосредоточил в себе большое количество разнообразнейших движений человеческого тела, как основных элементов языка танца. Урок классического танца состоит из трех частей: экзерсиса у балетного станка, экзерсиса на середине зала и Allegro (прыжки). Учебными заданиями для исполнения в классе являются сочиненные преподавателем комбинации. Основы школы классического танца закладываются в экзерсисе у станка, который строится на основе строгой закономерности и имеет четкую последовательность: Plie, Battement tendu, Battement tendu jete, Rond de jambe par terre, Battement fondu, Battement frappe, Rond de jambe en l’air, Petit battement, Adagio, Grand battement jete. Каждое упражнение подготавливает выполнение следующего по принципу «от простого к сложному». Вовремя исполнения экзерсиса у станка постепенно вводится в работу весь суставно-связочный аппарат, последовательно включаются в работу все группы мышц. Все движения экзерсиса у балетного станка выполняются и на середине зала. Музыкальное сопровождение этой части урока в основном аналогично предыдущей. Концертмейстеру необходимо прочное знание пластических и ритмических характеристик основных движений танца, умение грамотно в музыкальном отношении оформлять учебные занятия в любом танцевальном жанре и на любом этапе обучения танцевальному искусству.
Что же конкретно входит сегодня в понятие «мастерство хореографического аккомпанемента»? Концертмейстер немыслим без умения исходить в своей работе из образного содержания хореографических композиций, что требует от него постоянного совершенствования чувства танцевальности, то есть отточенного восприятия ритма, пластики формы, динамики движений.
Концертмейстер обязан иметь обширный репертуар, включающий произведения как классической, так и современной музыки, причем этот запас следует постоянно пополнять. Исходя из того, что специфика сопровождения учебных танцевальных композиций связана с определенной манерой игры и характерной подачей музыкального материала, исполнение должно обрести здесь пластическую рельефность и хореографическую образность. Хореографическая образность аккомпанемента возникает при условии, когда в музыке ярко выявляется ее танцевальная сущность. Пластическая рельефность музыкального сопровождения связана с певучестью и слитностью звукоизвлечения, но в то же время с отчетливостью и выпуклостью «произношения» интонаций, мотивов, фраз. Заложенные в музыке жанровые предпосылки, как исключительно важные моменты для сопровождения, надлежит выявлять особенно интенсивно и отчетливо.
Концертмейстер должен уметь разучивать программу в короткие сроки, ведя всю музыкальную часть урока. Музыкант должен быстро ориентироваться в музыкальном материале, реагировать на смену темпа, фактуры, тональности, без замедлений и остановок, даже если допущены ошибки.
От концертмейстера не зависит построение урока, это решает преподаватель-хореограф. А вот какова будет отдача, на каком эмоциональном уровне он пройдет, во многом зависит от музыканта, от подобранной и предложенной им музыки.
К учебному хореографическому материалу музыкальное сопровождение специально подбирается концертмейстером (в отличие от сценических форм танца, где музыка служит источником хореографического решения). Музыка формально должна подчиняться движению. Исполняемый на уроке музыкальный материал, как правило, соответствует определенным общепринятым требованиям. Целесообразнее использовать гомофонно-гармонический тип фактуры, характерный в целом для танцевальной музыки. Подобранное музыкальное сопровождение должно отличаться несложным тональным планом, метрической однородностью, интонационно-ритмической ясностью и простотой, сугубо квадратной структурой в пределах восьми или шестнадцатитактного периода повторного строения с четким делением на два симметричных предложения и симметричные фразы. Большое значение повторности и квадратности в музыкальном материале обусловлено структурными особенностями танцевальных движений и состоящих из них комбинаций.
По мере возрастания своего мастерства концертмейстер становится все более активным и гибким участником музыкально-хореографического ансамбля. Аккомпанируя, он стремится создать максимально благоприятные музыкальные условия для учеников-хореографов. Только полное понимание, творческая согласованность усилий концертмейстера и преподавателя способствуют созданию хореографических комбинаций, цельных по художественному замыслу, по музыкально-пластическому языку, по слитности видимого и слышимого образа.
От правильного подбора музыкального сопровождения во многом зависит воспитание хорошего музыкального вкуса у учеников. Обращение к творчеству Л.Минкуса, Р.Глиэра, П.Чайковского, С.Прокофьева, А.Хачатуряна, Д.Шостаковича и других композиторов способно сформировать у учащихся правильные эстетические ориентиры. Благодаря яркой музыке обогащается их эмоциональная сфера, расширяется музыкальный кругозор, повышается общая культура.
Литература:
- Ванслов В.В. Музыкально-эстетические проблемы балета. – Л.: Музыка, 1980.-198с.
- Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.: Музыка, 1996.-206с.