Игра в ансамбле как одна из форм музыкального развития обучающихся

Тихонович Ольга Владимировна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок

 

«Игра в ансамбле как одна из форм

музыкального развития обучающихся».

Преподаватель МБУ ДО «Сосновская ДМШ»

Тихонович О.В.

Тема урока: «Игра в ансамбле как одна из форм музыкального развития обучающихся».

Тип урока: Урок повторения и закрепления пройденного материала.

Цель: Совершенствование исполнительского мастерства обучающихся, через привлечение их к совместному музицированию.

Задачи:

  1. Стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
  2. Формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
  3. Развитие чувства ансамбля;
  4. Обучение навыкам чтения с листа в ансамбле.

Знания:

-Знать виды ансамблей (смешанный, однородный, дуэт, трио и т.д.);

-Знать роль ведущей и сопровождающей партии в ансамбле;

-Знать главные особенности ансамблевого музицирования: синхронность, единство темпа, метро - ритма, штрихов, динамики;

Умения:

-Уметь слушать партнера или партнеров по ансамблю и помогать им в воплощении исполнительских намерений;

-Уметь контролировать и оценивать собственные и коллективные игровые действия;

Отношения:

-Формировать навыки общения в коллективе;

-Повышать мотивацию к обучению через ансамблевое музицирование;

-Проявлять активный интерес к занятиям;

Дидактические технологии:

а) Виды деятельности учащихся:

   - Исполнение на музыкальных инструментах;

   - Применение музыкальных знаний и знаний о музыке;

    -Анализ и характеристика музыкальных произведений.

б) Методы обучения:

     - словесный – рассказ, объяснение, беседа;

- метод показа на инструменте;

- метод тренировки;

          Ансамбль имеет большое значение для разностороннего музыкального воспитания обучащюихся. Как показала практика, занятия ансамблем нравятся почти всем учащимся без исключения.

        Известно, ансамблевая игра значительно расширяет музыкальный кругозор обучащюегося, развивает такие качества, необходимые музыканту, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, общее звучание всей музыкальной ткани пьесы; воспитывает умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо подчиниться его воле; активизирует фантазию и творческое начало; заостряет ощущение звукового колорита; повышает чувство долга и ответственности за знание своей партии, ибо совместное исполнительство требует свободного владения текстом, прививает учащимся чувство товарищества.

         Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.

          К основным ансамблевым навыкам можно отнести «чувство партнера», умение слышать солиста и помогать ему в воплощении исполнительских намерений, навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий.

         Одинаковые ощущения характера и темпа произведения, соответствие приемов звукоизвлечения – именно эти требования являются важнейшими для совместной игры. Игра в ансамбле требует от учащихся также умения передавать партнеру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани.

Вопрос: Итак, что же обозначает слово ансамбль?

       Ответы:

  1. Группа из двух и более музыкантов –  совместно исполняющих музыкальное произведение.
  2. Пьеса, предназначенная для исполнения несколькими участниками.
  3. Выражение “хороший ансамбль” означает стройное, сливающееся в единое целое звучание участвующих в ансамбле голосов или инструментов.

Вопрос: Какие виды ансамблей существуют?

Ответы:

-  дуэт, трио, квартет, квинтет, оркестр;

- однородные; смешанные; унисон.

Навыки ансамблевой игры ребёнок приобретает уже на начальном этапе обучения. Ученику предлагается упражнение или пьеса состоящая из одного или нескольких ритмически оформленных звуков. Педагог в это время исполняет основной музыкальный материал.

 Важным условием ансамбля является одновременная, синхронная игра. Для того,  чтобы игра была одновременной  - надо вместе начать играть. И для этого надо дать определенный сигнал к вступлению. У аккордеонистов таким сигналом является небольшой кивок головы, который состоит из двух моментов: взмах головы вверх – что означает «приготовиться» и четкое движение вниз – «начали». Обычно сигнал к вступлению дает тот, кто играет 1 партию.

Д.п. «Лиса», д.п. «У кота» исполняет Ветрова Анастасия 1кл.

В течение некоторого времени, когда ребёнок учится исполнять простейшие мелодии, педагог придумывает и подыгрывает ему несложные аккомпанементы. Тем самым слух ученика подготавливается к звучанию пьес, в которых одновременно  играются мелодия и аккомпанемент. Здесь важен и воспитательный момент: дети участвуют в творческом процессе вместе с учителем. Это способствует их большему взаимопониманию.

Работая над ансамблем с начинающими учениками, я не ставлю цель отшлифовать  произведение, а использую метод ознакомительного прохождения произведений, что способствует накоплению музыкально – слухового опыта ребенка и пополняет его музыкальный «багаж».

Другие цели ставлю перед ансамблем для выноса его на концертную эстраду. Во - первых в такие ансамбли я объединяю учеников, которые имеют уже определенные навыки и умения ансамблевой игры. С самого начала необходимо приучать детей, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит другого исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру.

А.Доренский «Прелюдия» исполняет дуэт аккордеонистов Чернюк Михаил и Квасов Вадим

Это произведение относится к лирическим произведениям. А что такое лирика? Это выражение чувств и переживаний человека.  Это произведение похоже на песню, поэтому вы должны стремиться к мягкому, полному, певучему звуку, свойственному человеческому голосу.  Чтобы у слушающих вас людей создавалось впечатление, что играет не музыкальный инструмент, а поет человек. С помощью чего мы можем на инструменте передать свои чувства и переживания в лирических произведениях? С помощью динамических оттенков и соблюдения музыкальных фраз. С чем мы можем сравнить музыкальную фразу? С морской волной, которая накатывает на берег, ударяется об него, и откатывает от берега.

Р.н.п. «Перевоз Дуня держала» исполняют Квасов Вадим и Чернюк Михаил

Здесь Вадим играет 1 партию, а Миша – сопровождение. Твоя партия имеет функцию фонового сопровождения, т. е. на фоне твоей партии получает развитие основная музыкальная тема.

 Мы говорили о роли партий в ансамбле, мы делали сравнение с живописью. И говорили о том, что в живописи есть понятие переднего и заднего плана. То, что видит человек вблизи  на картине – это передний план, то, что дальше от себя -  это задний план. Так же можно сказать и о партиях ансамбля. Та партия, которая исполняет мелодию – это передний план произведения, а твоя сопровождающая партия – это задний план. Не забывайте об этом и играйте свои партии соответственно.

В.Котельников «Танец» исполняет унисон балалаечников Балобаева Мария и Савинкин Михаил

Исполнение в унисон требует абсолютного единства – в метроритме, динамике, штрихах, фразировке. С этой точки зрения унисон является самой сложной формой ансамбля. Доказательством абсолютного единства при исполнении в унисон является ощущение, что во время игры вместе с другими учащимися  партия не прослушивается как самостоятельная. К сожалению, этой форме ансамблевой игры уделяется мало внимания в учебной практике. Между тем в унисоне формируются прочные навыки ансамбля, к тому же унисон интересен зрительно и в сценическом отношении.

Р.н.п. в обр. В.Городовской «Вдоль да по речке» исп. дуэт балалаечников Лукин Максим и Карапетян Даниил

Игра в ансамбле дает возможность детям чаще выступать, и более уверенно чувствовать себя на сцене, формирует ответственность за знание соей партии и стремление не подвести своего товарища.

Одной из интересных форм ансамблевой работы является игра под фонограмму

 При игре под фонограмму от ученика требуется предельная концентрация внимания, так как нужно точно совпадать с записанным сопровождением. Нужно контролировать игру, не допуская расхождения с фонограммой.

Такой вид работы позволяет развивать самостоятельность, так как есть возможность разучивать произведение и дома, а не только в классе с педагогом.

Примером вышеизложенного материала могут служить пьесы Р. Бажилина из альбома пьес для начальных классов ДМШ «Учимся играть на аккордеоне» Одним из важных компонентов при игре является метроритм. Именно он позволяет играть ученику синхронно  с записью. При нарушении метроритма рушится все исполнение. Также метроритм способствует техническому развитию ученика.

Р.Бажилин «Грибы» исполняет Печенин Данила

Такой репертуар несомненно, дополняет, расширяет содержание музыкального образования, способствует активизации учебного процесса. Играя под такой аккомпанемент, юный музыкант уже не начальном этапе сможет ощутить себя маленьким артистом, и это будет  стимулировать его занятия на инструменте. 

Во время исполнения, перед учеником поставить определенные задачи:

- точность  в темпе, ритме

-штрихи должны соответствовать характеру произведения

- динамические оттенки не должны конфликтовать с фонограммой, а должны быть выразительны.

А.Полонский «Цветущий май» - исполняет ансамбль народных инструментов

Это вид смешанного ансамбля, где у каждого инструмента есть свои функции.

Вопросы:

 - В партии какого инструмента проходит главная тема?

 - Какие инструменты играют аккомпанемент?

 - Какие инструменты играют подголоски?

 - Какова роль баса в ансамбле?

 - Какова роль ударных инструментов в ансамбле?

 Наш урок подходит  к концу.  Я хочу всех поблагодарить за добросовестную работу на уроке.    Мы подведем итог  урока. Скажите,  в чем заключаются трудности и в чем преимущества ансамблевого исполнения?

Дети говорят о синхронности исполнения в ансамбле, как  об одном из технических требований ансамбля, в этом и заключается трудность.

 А положительным моментом назвали радость от совместной работы, возможность чаще выходить на концертную площадку в составе ансамбля.

Определение результатов урока:

Ансамблевое исполнительство продолжает быть одной из важнейших форм обучения игре на народных инструментах и является неотъемлемой частью учебного процесса, делает его более интересным и увлекательным, помогая учащимся приобрести важные, разнообразные и полезные умения и навыки.

Список литературы:

1. Бажилин Р. Учимся играть на аккордеоне. М., 2006.

2. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.,1971.

3. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002.

4.   http://www.openclass.ru/node/330677

5.   http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library