Методическая разработка
Методы работы с обучающимися на занятиях вокального ансамбля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_raboty_s_obuchayushchimisya.doc | 122 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 9» городского округа Самара
Методы работы с обучающимися
на занятиях эстрадного вокала
методическая разработка
Автор-составитель:
педагог дополнительного
образования
Г.Ф. Петренко
Самара, 2018
1.Эффективные методики в современном образовательном процессе
Существует множество методических подходов к развитию детского певческого голоса. Выбор наиболее эффективно влияющего на процесс его формирования - дело педагога. Для этого ему надо не просто выбрать наиболее эффективные методики, а найти среди них те, которые более органично будут подходить к индивидуальности педагога, т.е. будут отвечать уровню его квалификации, его темпераменту, уровню владения методическими приемами и средствами, его кругозору и профессиональной компетентности.
В какой обстановке учить?
Прежде чем приступить к непосредственной работе над развитием голоса, педагогу важно сформировать доверительную атмосферу взаимоотношений с обучающимися, «сделать» их своими единомышленниками и помощниками, радостно вступающими на путь формирования вокалиста. Фонопедические упражнения легко исполняются певцами различного возраста, ведь у педагога есть возможность использования игры и фантазии. Тогда вокальные трудности воспринимаются юными вокалистами как интересные творческие задачи. Важно, чтобы обучающемуся нравился учебный процесс, предлагаемый комплекс упражнений и последующие произведения, в которых он сможет показать свои вокальные возможности. Комфортные условия сотворчества и сотрудничества будут способствовать максимальному развитию певческого, голосового потенциала обучающегося.
Современные гаджеты- хорошо или плохо?
Сегодняшние обучающиеся резко отличаются от тех, которые приходили в вокальный коллектив десять лет назад. Это ребята с телефонами, планшетами, с которыми они не расстаются и на занятиях. Важно педагогу использовать возможности современной технической оснащенности и развернуть прежнее негативное к ним отношение как к средствам, способствующим решению узко специфических задач:
- развитие слушательской культуры (прослушивание на занятиях произведений в исполнении образцовых детских и взрослых вокальных коллективов);
- пополнение певческого репертуара (знакомство с музыкальными новинками);
- запись и прослушивание собственного исполнения как упражнений, так и произведений с течение занятия;
- развитие слухового опыта (проведение обучающимися самоанализа и анализа качества исполнения).
Использование в учебном процессе возможностей интернета, еще один путь к повышению интереса к предмету. Не зависимо от педагога, обучающиеся уже знакомы с его возможностями и ему остается направить ребят на путь поиск и познания в огромном мире вокальной музыки.
Концентрический метод М.И. Глинки
Среди различных методов, влияющих на развитие певческого голоса, выделяется концентрический метод основоположника русской вокальной школы М.И. Глинки. Главное в нем- это развитие певческого дыхания.
В этом методе обращается внимание на плавное кантиленное пение, протягивание -пение гласных на одном звуке в одной динамике. Именно это будет формировать навык сохранения стабильного подскладочного давления при ровном целенаправленном выдохе. Выполнение этого упражнения будет напрягать и тренировать дыхательную (брюшную) мускулатуру.
Для развития дыхания необходимо пение гамм на mf с постепенным концентрическим расширением диапазона от примарных тонов. Это упражнение способствует развитию дыхания, которое будет удерживать положение гортани и певческую позицию на одном уровне.
се упражнения «Школы» Глинка рекомендовал петь на округлом «А», legato, без аккомпанемента, звуком естественным – не очень громко и не очень тихо – с предельной концентрацией внимания. При этом самое важное – следить за ровностью линии как в динамическом, так и в тембральном отношении.
«Итальянский метод вокализации на какой-либо гласный звук во времена Глинки противопоставлялся французскому способу – основанному на сольфеджировании – пении с названием нот. Но только посредством вокализации можно овладеть правильным исполнением legato. На выработку связного пения и направлены упражнения Глинки. Плавный переход от одной ноты к другой при сохранении гласного без изменений в тембре осуществляется сначала при поступенном движении в медленных темпах. От упражнения к упражнению увеличиваются интервалы, задачи усложняются.
Глинка в своем методе уделял большое внимание развитию навыков пения трели. Именно через освоение трели голос становится более подвижным, легким, способным преодолевать быстрое движение, сохраняя интонационную точность каждой ноты и четкость ритмического рисунка. Кроме того, достичь полного ракрепощения гортани от ненужных мышечных напряжений легче всего через упражнения на трель.
Особенно нужно обратить внимание на упражнение:
В котором переменное чередование ударений то на нижней, то на верхней ноте трели приводит к их уравнению в тембре, а, следовательно, и в способе извлечения.
Большинство вокальных упражнений Глинки строится по принципу поступенного движения и опевания ступеней вспомогательными нотами в мажорном звукоряде. Ему был хорошо знаком распространенный метод транспонирования упражнений в виде секвенций по полутонам, но он отдавал предпочтение упражнениям построенным в едином ладу, без вспомогательных знаков альтерации. Ладовое чувство – важнейшая особенность музыкального слуха, способность различать устойчивый и неустойчивый характер звуков, их тяготение друг к другу.
«Школа пения» предназначена для взрослых певцов. Однако эти упражнения могут с успехом применяться и в работе с детьми - как в индивидуальных, так и в ансамблевых, хоровых занятиях. Старшеклассникам они доступны в оригинальной тональности и полном диапазоне, в средних и младших классах возможно их частичное использование в более компактном диапазоне или в более удобной тональности»[1].
Фонетический метод
Свобода фонации, без усилий и гримас, так же учит спокойному, плавному и ровному выдоху. Каждая фонема создаёт свои динамические и акустические условия для работы голосовых связок. Развитие дыхания с использованием данного метода наиболее эффективно в пении на одном звуке разных гласных. Важно добиваться от обучающихся такого качества выполнения упражнения, при котором одна гласная как бы незаметно «перетекала» в другую, на ровном выдохе, без потери воздуха.
Объяснительно-иллюстративный метод
Объяснительно-иллюстративный метод хорошо сочетается с методом сравнительного анализа. При выполнении упражнения педагог должен положительно оценить старания ученика и вместе с ним проводить анализ качества, искать возможные пути исполнительского совершенства. Добиваться образного исполнения, наполнять смыслом звук, вот то, к чему должен стремиться юный певец.
Фонопедический метод в работе вокального ансамбля
Узнав о фонопедическом методе развития голоса Е.Е. Емельянова, приступила к изучению его технологических подходов, основанных на физиологической целесообразности и энергетической экономичности, на акустической эффективности голосового аппарата в пении. С помощью фонопедических упражнений стимулируются мышцы, участвующие в голосообразовании и эффективно готовят голосовой аппарат к вокальной работе. Благодаря систематическому воздействию на детские голосовые связки с помощью предлагаемых В.В. Емельяновым фонопедических упражнений, он приобретает новые качественных характеристики:
- расширяется певческий диапазон голоса;
- увеличивается сила его звучания;
- голос приобретает насыщенную тембральную окраску и плотность;
- появляется певучесть, легкость и свобода звучания;
- формируется вибрато и раскрепощенность певческого звучания.
Фонопедический комплекс состоит из 6 групп упражнений, каждая из которых имеет свое особое значение, но все эти группы взаимосвязаны.
Артикуляционная гимнастика | Гимнастика состоит из 21 упражнения, где работают язык, губы, мышцы лица, применяется массаж лица. Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта необходимо контролировать с помощью зеркала. В дальнейшей работе также желателен визуальный контроль. | |
Интонационно- фонетические упражнения | Основная цель упражнений - активизация фонационного выдоха, т.е. связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от обычного речевого. 1 упражнение. Состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в определенной последовательности. Необходимо обращать внимание на прекращение звука, чтобы не происходило дополнительного озвученного выброса воздуха («В-в-в-ы», «3-з-з-ы»). | |
2 упражнение. Последовательность гласных, которые произносятся без видимых движение губ и челюстей. Для детей это упражнение называется «Страшная сказка», так как последовательность гласных звуков можно рассматривать как псевдослова, которые складываются в псевдо-фразы. | ||
3 упражнение. Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей «Вопрос - ответ»). | ||
4 упражнение. Исходное положение: мышцы лица расслаблены, Это связано с включением расслабляющего регистра голоса, не имеющего фиксированной звуковысотности (в немецкой терминологии - «штро - бас»). Упражнение состоит в переходе от штро-баса к грудному голосу на разных последовательностях гласных и затем, в соединении в одном движении трех регистров: штро-баса, грудного и фальцетного. | ||
5 упражнение. Обратное предыдущему. В грудном регистре гласные переводятся одна в другую в установленной последовательности с переходом в штро-бас. | ||
6 упражнение. Является тренировочным материалом для соединения навыка перехода из грудного в фальцетный регистр и обратно с произношением согласных. | ||
7 упражнение. Аналогично предыдущему с включением звонких согласных. | ||
8 упражнение. Кроме появления в контексте упражнения сонорных согласных и уже знакомого штроу-баса, упражнение исполняется еще с двумя приемами: извлечение звука одновременно с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые трубочкою губы и имитацией звука «Р» вибрацией губ. Упражнение исполняется только в грудном регистре. | ||
Голосовые сигналы доречевой коммуникации | Упражнения этой группы объединяет работа над громкостью звучания голоса в разных регистрах, по выявлению максимальных возможностей. Упражнения дают возможность осознать все режимы работы гортани в их естественном, незамаскированном эстетической обработкой виде, механизмы перехода из регистра в регистр и сопутствующие голосо-телесные ощущения. 1-4 упражнения - Работа над выдохом (бесшумный, со звуком, шипящий и так далее) 5 упражнение - «Волна». 6 упражнение - «От шепота до крика». 7 упражнение - «А!!!» 8 упражнение - «Крик - вой» 9 упражнение - Соединение упражнений «Волна» и «Крик - вой» на одном движении. 10 упражнение - «Крик - вой - свист». 11 упражнение - «Волна с криком чаек» (в одном движении упражнение (В одном движении упражнения № 9 и 10) | |
4-6 | Тренировочные программы | 4.Тренировочные программы предназначены для грудного (не фальцетного) регистра детского голоса 5. Тренировочные программы на переход из грудного регистра в фальцетный с использованием регистрового порога - «п» 6. Тренировочные программы для фальцетного регистра детского голоса |
Приемы и упражнения фонопедического метода должны быть прочно освоены. Скорость освоения зависит от доли внимания к нимсамого педагога, от затраченного на занятии времющихся и при работе с детьми младшего возраста большая доля отводится игровому методу и меньше тренировочному. Осваивание с детьми 5-7 лет вибрато и нейтральных гласных должно проходить очень медленно, не добиваясь акустического результата, а тренируя подготовительные шаги программ.
Обучающиеся среднего и старшего возраста могут работать сразу над 4-6 группах упражнений, прибегая ко 2-й и 3-й только в силу необходимости, если прием не получается сразу и его надо освоить в более простой координации.
Многие нюансы метода познаются в процессе практической работы и теоретического погружения в изложение методики автором, но важно, чтобы весь первый комплекс фонопедического метода был исполнен за время от 15 до 30 минут, в зависимости от темпа исполнения и времени, затрачиваемого педагогом на показ упражнения, или напоминание их последовательности, или индивидуальную проверку качества исполнения.
Литература
- Емельянов В.В.Развитие голоса. Координация и тренинг Учебное пособие Год выпуска: 2003 Издательство: Лань ISBN: 5-8114-0207
- Концентрический метод. "Школа пения" М.И.Глинки http://meta-music.ru/method/koncentricheskiy-metod-shkola-peniya-miglinki
[1] Концентрический метод. "Школа пения" М.И.Глинки