Методическая разработка

Петренко Гульназ Флуровна

Методы работы с обучающимися на занятиях вокального ансамбля

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_raboty_s_obuchayushchimisya.doc122 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 9» городского округа Самара

Методы работы с обучающимися

на занятиях эстрадного вокала

методическая разработка

                                                                                         

                                                                                       

Автор-составитель:

педагог  дополнительного

образования

Г.Ф. Петренко

Самара, 2018

        

1.Эффективные методики в современном образовательном процессе

Существует множество методических подходов к развитию детского певческого голоса. Выбор наиболее эффективно влияющего на процесс его формирования - дело педагога. Для этого ему надо не просто выбрать наиболее эффективные методики, а найти среди них те, которые более органично будут подходить к индивидуальности педагога, т.е. будут отвечать уровню его квалификации, его темпераменту, уровню владения методическими приемами и средствами, его кругозору и профессиональной компетентности.

В какой обстановке учить?

Прежде чем приступить к непосредственной работе над развитием голоса, педагогу важно сформировать доверительную атмосферу взаимоотношений с обучающимися, «сделать» их своими единомышленниками и помощниками, радостно вступающими на путь формирования вокалиста. Фонопедические упражнения легко исполняются певцами различного возраста, ведь у педагога есть возможность использования игры и фантазии. Тогда вокальные трудности   воспринимаются юными вокалистами как интересные творческие задачи. Важно, чтобы обучающемуся нравился учебный процесс, предлагаемый комплекс упражнений и последующие произведения, в которых он сможет показать свои вокальные возможности. Комфортные условия сотворчества и сотрудничества будут способствовать максимальному развитию певческого, голосового потенциала обучающегося.

Современные гаджеты- хорошо или плохо?

Сегодняшние обучающиеся резко отличаются от тех, которые приходили в вокальный коллектив десять лет назад. Это ребята с телефонами, планшетами, с которыми они не расстаются и на занятиях. Важно педагогу использовать возможности современной технической оснащенности и развернуть прежнее негативное к ним отношение как к средствам, способствующим решению узко специфических задач:

  • развитие слушательской культуры (прослушивание на занятиях произведений в исполнении образцовых детских и взрослых вокальных коллективов);
  • пополнение певческого репертуара (знакомство с музыкальными новинками);
  • запись и прослушивание собственного исполнения как упражнений, так и произведений с течение занятия;
  • развитие слухового опыта (проведение обучающимися самоанализа и анализа качества исполнения).

Использование в учебном процессе возможностей интернета, еще один путь к повышению интереса к предмету. Не зависимо от педагога, обучающиеся уже знакомы с его возможностями и ему остается направить ребят на путь поиск и познания в огромном мире вокальной музыки.

 Концентрический метод М.И. Глинки

Среди различных методов, влияющих на  развитие певческого голоса, выделяется концентрический метод основоположника русской вокальной школы М.И. Глинки. Главное в нем- это развитие певческого дыхания.

В этом методе обращается внимание на  плавное кантиленное пение, протягивание -пение гласных на одном звуке в одной динамике. Именно это будет формировать навык сохранения стабильного подскладочного давления при ровном целенаправленном выдохе. Выполнение этого упражнения будет напрягать и тренировать дыхательную (брюшную) мускулатуру.  

Для развития дыхания необходимо пение гамм на mf с  постепенным концентрическим расширением диапазона от примарных тонов. Это упражнение способствует развитию дыхания, которое будет удерживать положение гортани и певческую позицию на одном уровне.

се упражнения «Школы» Глинка рекомендовал петь на округлом «А», legato, без аккомпанемента, звуком естественным – не очень громко и не очень тихо – с предельной концентрацией внимания. При этом самое важное – следить за ровностью линии как в динамическом, так и в тембральном отношении.

«Итальянский метод вокализации на какой-либо гласный звук во времена Глинки противопоставлялся французскому способу – основанному на сольфеджировании – пении с названием нот. Но только посредством вокализации можно овладеть правильным исполнением legato. На выработку связного пения и направлены упражнения Глинки. Плавный переход от одной ноты к другой при сохранении гласного без изменений в тембре осуществляется сначала при поступенном движении в медленных темпах. От упражнения к упражнению увеличиваются интервалы, задачи усложняются.

Глинка в своем методе уделял большое внимание развитию навыков пения трели. Именно  через освоение трели голос становится более подвижным, легким, способным преодолевать быстрое движение, сохраняя интонационную точность каждой ноты и четкость ритмического рисунка. Кроме того, достичь полного ракрепощения гортани от ненужных мышечных напряжений легче всего через упражнения на трель.

Особенно нужно обратить внимание на упражнение:

В котором переменное чередование ударений то на нижней, то на верхней ноте трели приводит к их уравнению в тембре, а, следовательно, и в способе извлечения.

Большинство вокальных упражнений Глинки строится по принципу поступенного движения и опевания ступеней  вспомогательными нотами в мажорном звукоряде. Ему был хорошо знаком распространенный метод транспонирования упражнений в виде секвенций по полутонам, но он отдавал предпочтение упражнениям построенным в едином ладу, без вспомогательных знаков альтерации. Ладовое чувство – важнейшая особенность музыкального слуха, способность различать устойчивый и неустойчивый характер звуков, их тяготение друг к другу.

«Школа пения» предназначена для взрослых певцов. Однако эти упражнения могут с успехом применяться и в работе с детьми - как в индивидуальных, так и в ансамблевых, хоровых занятиях. Старшеклассникам они доступны в оригинальной тональности и полном диапазоне, в средних и младших классах возможно их частичное использование в более компактном диапазоне или в более удобной тональности»[1].

Фонетический метод

Свобода фонации, без усилий и гримас, так же учит спокойному, плавному и ровному выдоху. Каждая фонема создаёт свои динамические и акустические условия для работы голосовых связок. Развитие дыхания с использованием данного метода наиболее эффективно в пении на одном звуке разных гласных. Важно  добиваться от обучающихся такого качества выполнения упражнения, при котором одна гласная как бы незаметно «перетекала» в другую, на ровном выдохе, без потери воздуха.

Объяснительно-иллюстративный метод

Объяснительно-иллюстративный метод хорошо сочетается с методом сравнительного анализа. При выполнении упражнения педагог должен положительно оценить старания ученика и вместе с ним проводить анализ качества, искать возможные пути исполнительского совершенства.  Добиваться образного исполнения, наполнять смыслом звук, вот то, к чему должен стремиться юный певец.

Фонопедический метод в работе вокального ансамбля

Узнав о фонопедическом методе развития голоса Е.Е. Емельянова, приступила к изучению его технологических подходов, основанных на физиологической целесообразности и энергетической экономичности, на акустической эффективности голосового аппарата в пении. С помощью фонопедических упражнений стимулируются мышцы, участвующие в голосообразовании и эффективно готовят голосовой аппарат к вокальной работе. Благодаря систематическому воздействию на детские голосовые связки с помощью предлагаемых В.В. Емельяновым фонопедических упражнений, он приобретает новые качественных характеристики:

  • расширяется певческий диапазон голоса;
  • увеличивается сила его звучания;
  • голос приобретает насыщенную тембральную окраску и плотность;
  • появляется певучесть, легкость и свобода звучания;
  • формируется вибрато и раскрепощенность певческого звучания.

 

Фонопедический комплекс состоит из 6 групп упражнений, каждая из которых имеет свое особое значение, но все эти группы взаимосвязаны.

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика состоит из 21 упражнения, где работают язык, губы, мышцы лица, применяется массаж лица. Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта необходимо контролировать с помощью зеркала. В дальнейшей работе также желателен визуальный контроль.

Интонационно- фонетические упражнения

Основная цель упражнений - активизация фонационного выдоха, т.е. связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от обычного речевого.

1 упражнение. Состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в определенной последовательности. Необходимо обращать внимание на прекращение звука, чтобы не происходило дополнительного озвученного выброса воздуха («В-в-в-ы», «3-з-з-ы»).

2 упражнение. Последовательность гласных, которые произносятся без видимых движение губ и челюстей. Для детей это упражнение называется «Страшная сказка», так как последовательность гласных звуков можно рассматривать как псевдослова, которые складываются в псевдо-фразы.

3 упражнение. Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей «Вопрос - ответ»).

4 упражнение. Исходное положение: мышцы лица расслаблены, Это связано с включением расслабляющего регистра голоса, не имеющего фиксированной звуковысотности (в немецкой терминологии - «штро - бас»). Упражнение состоит в переходе от штро-баса к грудному голосу на разных последовательностях гласных и затем, в соединении в одном движении трех регистров: штро-баса, грудного и фальцетного.

5 упражнение. Обратное предыдущему. В грудном регистре гласные переводятся одна в другую в установленной последовательности с переходом в штро-бас.

6 упражнение. Является тренировочным материалом для соединения навыка перехода из грудного в фальцетный регистр и обратно с произношением согласных.

7 упражнение. Аналогично предыдущему с включением звонких согласных.

8 упражнение. Кроме появления в контексте упражнения сонорных согласных и уже знакомого штроу-баса, упражнение исполняется еще с двумя приемами: извлечение звука одновременно с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые трубочкою губы и имитацией звука «Р» вибрацией губ. Упражнение исполняется только в грудном регистре.

Голосовые сигналы доречевой коммуникации

Упражнения этой группы объединяет работа над громкостью звучания голоса в разных регистрах, по выявлению максимальных возможностей. Упражнения дают возможность осознать все режимы работы гортани в их естественном, незамаскированном эстетической обработкой виде, механизмы перехода из регистра в регистр и сопутствующие голосо-телесные ощущения.

1-4 упражнения - Работа над выдохом (бесшумный, со звуком, шипящий и так далее)

5 упражнение - «Волна».

6 упражнение - «От шепота до крика».

7  упражнение - «А!!!»

8 упражнение - «Крик - вой»

9 упражнение - Соединение упражнений «Волна» и «Крик - вой» на одном движении.

10 упражнение - «Крик - вой - свист».

11 упражнение - «Волна с криком чаек» (в одном движении упражнение (В одном движении упражнения № 9 и 10)

4-6

Тренировочные программы

4.Тренировочные программы предназначены для   грудного    (не фальцетного) регистра детского голоса

5. Тренировочные программы на переход из грудного регистра в фальцетный с использованием регистрового порога - «п»

6. Тренировочные программы для фальцетного регистра детского голоса

Приемы и упражнения фонопедического метода должны быть прочно освоены. Скорость освоения зависит от доли внимания к нимсамого педагога, от затраченного на занятии времющихся и при работе с детьми младшего возраста большая доля отводится игровому методу и меньше тренировочному.  Осваивание с детьми 5-7 лет  вибрато и нейтральных гласных должно проходить очень медленно, не добиваясь акустического результата, а тренируя подготовительные шаги программ.

Обучающиеся среднего и старшего возраста могут работать сразу над 4-6 группах упражнений, прибегая ко 2-й и 3-й только в силу необходимости, если прием не получается сразу и его надо освоить в более простой координации.

Многие нюансы метода познаются в процессе практической работы и теоретического погружения в изложение методики автором, но важно, чтобы весь первый комплекс фонопедического метода  был исполнен за время от 15 до 30 минут, в зависимости от темпа исполнения и времени, затрачиваемого педагогом на показ упражнения, или напоминание их последовательности, или индивидуальную проверку качества исполнения.

Литература

  1. Емельянов В.В.Развитие голоса. Координация и тренинг Учебное пособие Год выпуска: 2003 Издательство: Лань ISBN: 5-8114-0207
  2. Концентрический метод. "Школа пения" М.И.Глинки http://meta-music.ru/method/koncentricheskiy-metod-shkola-peniya-miglinki


[1] Концентрический метод. "Школа пения" М.И.Глинки