МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «МУЗЫКАЛЬНОЕ ДЕТСТВО»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "МУЗЫКАЛЬНОЕ ДЕТСТВО" ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 21.32 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«МУЗЫКАЛЬНОЕ ДЕТСТВО» ПО
ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО.
ВВЕДЕНИЕ.
Музыкальная школа является воспитательным и образовательным учреждением, где педагогу отводится роль посредничества между искусством и учеником. Обучение детей музыке представляет собой многогранный и сложный процесс. Период от пяти до семи лет —это лучшее время для начала занятий музыкой. Раннее музыкальное обучение является эффективным средством развития интеллектуальной и психической сферы. Музыка всегда, проходя через душу ребенка, обогащает его духовно.
Методическая разработка «Музыкальное детство» посвящена работе с самыми маленькими музыкантами, дошкольниками (5-6 лет). Занятия музыкой я ввожу в жизнь маленького ребенка естественным путем, не отрывая его от привычной детской жизни, это что то вроде новой интересной игры. Раннее погружение малыша в музыку я провожу бережно, неторопливо, эмоционально, делая для ребенка интересным начальные занятия, избегая скуки, которая может вызвать у него неприязнь к музыке. Я стараюсь не отпугнуть ребенка чем-то слишком серьезным, сложным. Основное в первоначальном обучении считаю привитие интереса и любви к музыке, «заразить» малыша желанием научиться игре на фортепиано, чтобы музыка стала интересным и любимым занятием.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО.
- воспитать интерес к музыкальным занятиям;
- вводить ребенка в мир музыки, развивать восприятие музыкального языка, знакомить с произведениями различных жанров и характеров;
- научить выполнять упражнения развивающие ритм, память, слух;
-познакомить с азами музыкальной грамоты;
- подготовит и организовать аппарат пианиста;
- знание строения клавиатуры и регистров;
- обучить первым двигательно-техническим навыкам;
-осваивать приёмы звукоизвлечения: nonlegato, staccato, legato;
-учить выполнять творческие заданий: сочинение коротких мелодий, стишков, рисунки к пьесам;
-умение играть по нотам.
ИГРА - КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А.Сухомлинский.
Исходя из физиологических и психических особенностей дошкольного возраста, как основное зерно для обучения я беру на вооружение игру, она является наиболее активной и творческой деятельностью малыша, ее то я и использую как эмоциональный рычаг для восприятия музыка. Музыкальная игра - это методически организованная деятельность ,нацеленная на развитие музыкальных способностей и определенных музыкальных навыков. Я стараюсь чтобы игровое ощущение было радостным и ребенок вместе со знаниями получал заряд оптимизма, бодрости и хорошего настроения. Игра приводит к оживлению и увлеченности ученика, повышает интерес к музыкальным занятиям. Ее назначение не только развлекать и веселить, а является средством обучения навыкам выполнения учебных заданий.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА.
Ученик - малыш очень любит двигаться под музыку. Его желание я использую для развития ритмичности в игровой форме с красочными наголовниками, шапочками, мне очень его эмоциональный отклик на создание образа в музыке. Я стараюсь околдовать ребенка музыкой, чтобы каждый урок становился увлекательной игрой. Стараюсь будить его воображение, связывая сказку фантазию с музыкой. Так, если мы, знакомясь с регистрами слушаем высокие и тонкие звуки, мы посещаем скрипичное государство со скрипичным королем, а низкие звуки – басовое государство с королевой, причем лучше если это обыгрывается красочным наглядным пособием. Для усвоения нумерации пальцев правой и левой руки, рассказываю сказку о пяти братьев и старшем брате Гвидоне (3 палец), играем в игру «Позови игрушку», объясняя погружение пальца в клавишу – игра «Поцелуй с карандашиком». Теоретические познания я тоже преподношу в форме сказок: сказка «Песнь соловья» (о нотах), сказка «Медвежья песня « (о басовом ключе), сказка «Кошка и пианино» ( о извлечении мягкого звука), «музыкальный дом» (о размере), сказка «Неразлучные друзья» ( о паузах). Очень часто применяю в работе стихотворные четверостишия о музыке:
-жили-были нотки круглые сиротки,
-но сыграл их вместе я – стала дружная семья.
-Мама рада, папа горд,
- наш сынок сыграл аккорд!
Все подготовительные упражнение к игре на фортепиано я тоже провожу в игре. Домашнее задание порой носит игровой характер: сочини колыбельную песенку своей кукле, покажи на инструменте звуки как поет мама, дедушка, изобрази в звуках рычание льва, щебетанье соловья, тем самым побуждая ребенка к творчеству. Дома разукрашиваем картинки проигранным пьесам, рисуем музыкальные образы.
Упражнения, развивающие музыкальные способности:
-«лесенка» - развитие ладового чувства,
-«труба и эхо»- динамические оттенки,
-«дедушка и внук»- темповые оттенки,
-«поезд», « волчек»- ускорение, замедление,
-«папа и мама разговаривают», «петух и кукушка»- гармонические созвучия.
Игровые упражнения для подготовки аппарата к игре:
-«часики», «маляр», «дровосек», «море», «мельница», «шалтай-болтай», «птичка», «колобок», «мячик», «заводная кукла», «радуга», «дорожка», «мостики», «гномы».
-для рук: «пальчики»- угадай палец, «иди ко мне»-цифровое обозначение пальцев 1,2,3,4,5.
Сказки для связи фантазии с музыкой и развития творческих способностей детей:
-«три поросенка», «Аленушка и лиса», «Курочка-ряба», «страшный Пых», «коза-дереза», «глупая лисичка».
Особое место в обучение малыша занимает песня, их мы распеваем всегда и ни один урок не заканчивается без веселой песни, ученик уходит довольный и радостные с урока и хочет снова прийти поиграть и попеть. Песни подразделяются в соотношении со временем года. Осенью мы поем о школе, прощаемся с улетающими птицами, радуемся богатому урожаю. Зимой - встречаем зиму с веселым праздником и приходом Деда Мороза. Весной-поем о проснувшейся природе. К мелодиям мы сочиняем подтекстовки, которые помогают раскрытию характера музыкального произведения, инсценируем песни в образах, что помогает педагогу определить эмоциональный порог малыша. Именно любовь к музыке становиться главным помощника в работе с детьми.
В методике существует понятие «рабочий урок» и урок «восхищения и радости», когда не приобретают новых знаний и навыков, а закрепляют приобретенные. Девочки приносят куклы и на основе пройденного материала музыкально фантазируют, мальчики играют в солдатики под музыку марша деревянных солдатиков композитора Чайковского, распевают мальчишечьи песни. Такие раскрепощенные уроки приносят детям удовлетворение, радость, не омрачая их детство и не отягощая их грузом тяжких сухих познаний, а учителю дают возможность убедится насколько успешно был преподан материал.
Я ищу свой путь в педагогическом труде, прорабатываю много литературы, нотного материала, пособий ищу индивидуальной подход к каждому ученику, развивая его музыкальные способности, ведь труд педагога - вечный поиска новых путей к совершенству. Полюбив хорошую музыку ученики всегда будут стремиться к красоте и гармонии во всех сторонах жизни.
ЛИТЕРАТУРА.
1.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. Москва, 1961.
2.Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. Москва. Советский композитор. 1985.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. Москва. Музыка. 1985. Музыкальное воспитание. Москва. Просвещение. 1981.
4. Геталова О.А., Визная И.В. В музыку с радостью. СПб. Композитор. 2006.
5. Милич. Б.Е. Воспитание ученика- пианиста. 2002.
6. Хереско Л.П. Музыкальные картинки. Ленинград. Советский композитор. 1989.
7. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я — детский
педагог. 1996. Музыка и вся жизнь. 2007.
8. Баренбойм Л.А. Путь к музыке. Ленинград. Советский композитор. 1988. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. Сб. статей под редакцией Баренбойма. Москва. 1978.
9. Королева Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках.2001.