МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «МУЗЫКАЛЬНОЕ ДЕТСТВО»

Гарькавая Валентина Петровна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "МУЗЫКАЛЬНОЕ ДЕТСТВО" ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx21.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«МУЗЫКАЛЬНОЕ ДЕТСТВО» ПО

 ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО.

ВВЕДЕНИЕ.

    Музыкальная школа является воспитательным и образовательным учреждением, где педагогу отводится роль посредничества между искусством и учеником. Обучение детей музыке представляет собой многогранный и сложный процесс. Период от пяти до семи лет —это лучшее время для начала занятий музыкой. Раннее музыкальное обучение является эффективным средством развития интеллектуальной и психической сферы. Музыка всегда, проходя через душу ребенка, обогащает его духовно.

    Методическая разработка «Музыкальное детство» посвящена работе с самыми маленькими музыкантами, дошкольниками (5-6 лет). Занятия музыкой я ввожу в жизнь маленького ребенка естественным путем, не отрывая его от привычной детской жизни, это что то вроде новой интересной игры. Раннее погружение малыша в музыку я провожу бережно, неторопливо, эмоционально, делая для ребенка интересным начальные занятия, избегая скуки, которая может вызвать у него неприязнь к музыке.     Я стараюсь не отпугнуть ребенка чем-то слишком серьезным, сложным.   Основное в первоначальном обучении считаю привитие интереса и любви к музыке, «заразить» малыша желанием научиться игре на фортепиано, чтобы музыка стала интересным и любимым занятием.

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО.

- воспитать интерес к музыкальным занятиям;

- вводить ребенка в мир музыки, развивать восприятие музыкального языка, знакомить с произведениями различных жанров и характеров;

- научить выполнять  упражнения  развивающие ритм, память, слух;

-познакомить с азами музыкальной грамоты;

- подготовит и организовать аппарат пианиста;

- знание строения клавиатуры и регистров;

- обучить первым двигательно-техническим навыкам;

-осваивать приёмы звукоизвлечения: nonlegato, staccato, legato;

-учить выполнять творческие заданий: сочинение коротких мелодий, стишков, рисунки к пьесам;

-умение играть по нотам.

ИГРА - КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.

«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А.Сухомлинский.

Исходя из  физиологических и психических особенностей дошкольного возраста, как основное зерно для обучения я беру на вооружение игру, она является наиболее активной и творческой деятельностью малыша, ее то я и использую как эмоциональный рычаг для восприятия музыка. Музыкальная игра - это  методически организованная деятельность ,нацеленная на развитие музыкальных способностей и определенных музыкальных навыков. Я стараюсь чтобы игровое ощущение  было радостным и ребенок вместе со знаниями получал заряд оптимизма, бодрости и хорошего  настроения. Игра приводит к оживлению и увлеченности ученика, повышает интерес к музыкальным занятиям. Ее назначение не только развлекать и веселить, а является средством обучения навыкам выполнения учебных заданий.

    МУЗЫКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА.

Ученик - малыш очень любит двигаться под музыку. Его желание я использую для развития ритмичности в игровой форме с красочными наголовниками, шапочками, мне очень его эмоциональный отклик на создание образа в музыке. Я стараюсь околдовать ребенка музыкой, чтобы каждый урок становился увлекательной игрой. Стараюсь будить его воображение, связывая сказку фантазию с музыкой. Так, если мы, знакомясь с регистрами слушаем высокие и тонкие звуки, мы посещаем скрипичное государство со скрипичным королем, а низкие звуки – басовое государство с королевой, причем лучше если это обыгрывается красочным наглядным пособием. Для усвоения нумерации пальцев правой и левой руки, рассказываю сказку о пяти братьев и старшем брате Гвидоне (3 палец), играем в игру «Позови игрушку», объясняя погружение пальца в клавишу – игра «Поцелуй с карандашиком». Теоретические познания я тоже преподношу в форме сказок: сказка «Песнь соловья» (о нотах), сказка «Медвежья песня « (о басовом ключе), сказка «Кошка и пианино» ( о извлечении мягкого звука), «музыкальный дом» (о размере), сказка «Неразлучные друзья» ( о паузах). Очень часто применяю в работе стихотворные четверостишия о музыке:

-жили-были нотки круглые сиротки,

-но сыграл их вместе я – стала дружная семья.

-Мама рада, папа горд,

- наш сынок сыграл аккорд!

Все подготовительные упражнение к игре на фортепиано я тоже провожу в игре. Домашнее задание порой носит игровой характер: сочини колыбельную песенку своей кукле, покажи на инструменте звуки как поет мама, дедушка, изобрази в звуках рычание льва, щебетанье соловья, тем самым побуждая ребенка к творчеству. Дома разукрашиваем картинки проигранным пьесам, рисуем музыкальные образы.

Упражнения, развивающие  музыкальные способности:

-«лесенка» - развитие ладового чувства,

-«труба и эхо»- динамические оттенки,

-«дедушка и внук»- темповые оттенки,

-«поезд», « волчек»- ускорение, замедление,

-«папа  и мама разговаривают», «петух и кукушка»- гармонические созвучия.

Игровые упражнения  для подготовки  аппарата к игре:

-«часики», «маляр», «дровосек», «море», «мельница», «шалтай-болтай», «птичка», «колобок», «мячик», «заводная кукла», «радуга», «дорожка», «мостики», «гномы».

-для рук: «пальчики»- угадай палец, «иди ко мне»-цифровое обозначение пальцев 1,2,3,4,5.

Сказки для связи фантазии с музыкой и развития творческих способностей детей:

-«три поросенка», «Аленушка и лиса», «Курочка-ряба», «страшный Пых», «коза-дереза», «глупая лисичка».

Особое место в обучение малыша занимает песня, их мы распеваем всегда и ни один урок не заканчивается без веселой песни, ученик уходит довольный и радостные с урока и хочет снова прийти поиграть и попеть. Песни подразделяются в соотношении со временем года. Осенью мы поем о школе, прощаемся с улетающими птицами, радуемся богатому урожаю. Зимой - встречаем зиму с веселым праздником и приходом Деда Мороза. Весной-поем о проснувшейся природе. К мелодиям мы сочиняем подтекстовки, которые помогают раскрытию характера музыкального произведения, инсценируем песни в образах, что помогает педагогу определить эмоциональный порог малыша. Именно любовь к музыке становиться  главным помощника в работе с детьми.

В методике существует понятие «рабочий урок» и урок «восхищения и радости», когда не приобретают новых знаний и навыков, а закрепляют приобретенные. Девочки приносят куклы и на основе пройденного материала музыкально фантазируют, мальчики играют в солдатики под музыку марша деревянных солдатиков композитора Чайковского,  распевают мальчишечьи песни. Такие раскрепощенные уроки приносят детям удовлетворение, радость, не омрачая их детство и не отягощая их грузом тяжких сухих познаний, а учителю дают возможность убедится насколько успешно был преподан материал.

Я ищу свой путь в педагогическом труде, прорабатываю много литературы, нотного материала, пособий ищу индивидуальной подход к каждому ученику, развивая его музыкальные способности, ведь труд педагога - вечный поиска новых путей к совершенству. Полюбив хорошую музыку ученики всегда будут стремиться к красоте и гармонии во всех сторонах жизни.

ЛИТЕРАТУРА.

1.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. Москва, 1961.

2.Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. Москва. Советский композитор. 1985.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. Москва. Музыка. 1985. Музыкальное воспитание. Москва. Просвещение. 1981.

4. Геталова О.А., Визная И.В. В музыку с радостью. СПб. Композитор. 2006.

5. Милич. Б.Е. Воспитание ученика- пианиста. 2002.

6. Хереско Л.П. Музыкальные картинки. Ленинград. Советский композитор. 1989.

7. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я — детский
педагог. 1996. Музыка и вся жизнь. 2007.

8. Баренбойм Л.А. Путь к музыке. Ленинград. Советский композитор. 1988. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. Сб. статей под редакцией Баренбойма. Москва. 1978.

9. Королева Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках.2001.