Роль и место хорового пения в системе музыкального образования.

Скляренко Светлана Евгеньевна

Хоровое пение - активная форма музыкальной деятельности, в которую включены все важнейшие психофизиологические системы человека, что определяет огромные возможности этого вида искусства в процессе становления личностных качеств человека. Оно может и должно решать важные и актуальные задачи художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.problemy_muzykalnogo_obrazovaniya.docx20.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль и место хорового пения в системе музыкального образования.

Скляренко С. Е.                                    

     Музыкальный руководитель МАДОУ № 106,

  хормейстер МБУ ДО ЦРТД и Ю 

                               

      Проблема формирования целостной духовно развитой личности, воспитанной на принципах общечеловеческой морали, испокон веков волновало человечество и по сей день сохраняет свою актуальность. Несмотря на происходящий рост общественной активности детей, участие подростков в художественно – культурной деятельности, уделяется недостаточное внимание воспитанию высокой роли  музыкально - хорового  искусства, которое позволяет решить ряд социальных и духовно – нравственных проблем подрастающего поколения, а именно:                                             

  • Низкий уровень духовной культуры детей и подростков
  • Снижение роли высокого искусства в среде детей, подростков и        молодежи
  • Второстепенная роль предметов художественно – эстетического цикла
  • Ухудшение здоровья детей в школьном возрасте
  • Проблема правильного профессионального развития
  • Недостаток урочного времени в общеобразовательных школах

Современный социальный заказ на образование обусловлен и задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования, в которой подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.

«как гимнастика выпрямляет тело,                                                                                так музыка выпрямляет душу   человека».                                                              В.Сухомлинский

Хоровое пение - активная форма музыкальной деятельности, в которую включены все важнейшие психофизиологические системы человека, что определяет огромные возможности этого вида искусства в процессе становления личностных качеств человека. Оно может и должно решать важные и актуальные задачи художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения. В толковом словаре Владимира Даля хор определяется как собрание певчих для согласного пения. Хор — это особая «ячейка общества», как большая семья, где каждый, обладая своим уникальным голосом, вкладывает частичку в создание общей гармонии. Хор учит познавать себя и чувствовать окружающих.

«Хор – это прообраз идеального общества, основанного на едином устремлении и слаженном дыхании, общества, в котором важно услышать другого, прислушаться друг к другу, общества, в котором индивидуальность не подавляется, но раскрывается в полной мере».
                                                                                                                  Г. Струве

Музыкальное искусство возникло в глубокой древности…..

В античные времена отношения к музыке было как к занятию, не уступающему по важности медицине. Ученик Аристотеля - Аристоксен говорил, что «тело очищает врачевание, а душу - музыка, как искусство пения со словом». Участвовать в хоре в те времена считалось «божественное и небесное занятие, укрепляющее все хорошее и благородное в человеке», это один из элементов образования, и слово «необразованный» трактовали, как «не умеющий петь в хоре». Аристотель отмечал влияние хоровой музыки на человеческую этику и психику и утверждал, что «обучение пению следует начинать с молодого возраста».

Со времен самых древних цивилизаций людям известна целительная сила звуков произносимых собственным голосом. Современная медицина давно уже обратила внимание на то, что пение, особенно профессиональное занятие вокалом, оказывает благотворное влияние на здоровье человека. Пение – тот самый необходимый инструмент, позволяющий найти не только радость жизни, но и значительно улучшить свое здоровье. По образному выражению ученых гортань – второе сердце человека. Голос, оздоравливаясь в процессе вокальной тренировки, оздоравливает весь организм. Существует множество методик лечения различных заболеваний и недугов.

Хоровое пение с давних времён существует в России как часть жизни. Люди пели в моменты отдыха и за работой, во время торжеств все пели огромным хором, даже цари пели в хоре. Пела вся Россия, пели рабочие и учёные, пели на заводах и фабриках, в университетах и дворцах, в городе и деревне, пели везде. Хоровое искусство, дойдя до наших дней, претерпело  значительные изменения. Оно не носит столь массовый характер, но остается важной неотъемлемой частью музыкального наследия. Приобщая все новые и новые поколения, хоровое искусство определяет свою значимость в системе духовно –культурных ценностей. Хоровой коллектив становится для подростка своеобразным социумом, в котором он моделирует свои отношения с людьми.

Хоровому пению свойственны следующие положительные особенности:

- участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные, так и поведенческие;

- работая в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и для хора;

- хоровая деятельность, активная и социально-ценная, представляет существенный фактор, обеспечивающий становление в сознании ученика необходимости единства слова и дела, полезного намерения и личностных средств его осуществления;

- в процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества, так необходимые ученику, музыкальная деятельность переключает его внимание на полезное дело, значимое и для него и для остальных участников коллектива;

- в хоровом пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально-воспитательные средства, положительно воздействующие на ученика, что усиливает познавательные влияния и нейтрализует отрицательные;

- в хоровом, коллективном пении можно с большой степенью достоверности выявить подлинную структуру межличностных отношений учащихся, социальный статус основной массы членов малых групп в хоре, их отношений с «верхушкой» группы, с её лидером.

- в хоровом пении, наконец, успехи и недостатки явственно могут быть прослежены и соответствующим образом отмечены поощрением или замечанием; кстати, участники хора самым положительным образом оценивают успех сверстника, если он был достигнут упорным трудом и волей; значительно меньшим энтузиазмом хористы встречают поощрения и награды, полученные лишь благодаря природным данным.

Таким образом, хор - идеальное место для развития детей. Именно из учащихся, которые успешно сочетали учёбу в школе и занятия в развивающем хоре, часто вырастают высокоорганизованные и трудолюбивые люди с крепким характером, чувством цели, интересные и разносторонние личности. Посредством хорового пения дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе хоровой деятельности у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор, дети становятся чуткими к красоте в искусстве и в жизни.

Именно школьный возраст важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления. Следовательно, занятия хоровым пением способствуют гармоничному физиологическому и психическому развитию ребёнка школьного возраста.

Моя задача, как педагога дополнительного образования,  построить свою  педагогическую деятельность в соответствии с основными  принципами и подходами к построению содержания программы по «Хоровому пению»:

  1. Комплексность, понимаемая как согласованное взаимодействие образовательного учреждения, родителей, учреждений культурно – массового значения.
  2. Аксиологичность, способствующая формированию у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку, окружающей среде, культуре, которые являются ориентирами и регуляторами их поведения.
  3. Многоаспектность, направленная на сочетание различных векторов целевой профилактической деятельности, включающей следующие аспекты: социальный, психологический, образовательный.
  4. Последовательность (этапность) понимания как последовательное, постепенное, с учетом возрастных и физиологических особенностей.
  5. Здоровье – сберегающие технологии, направленные на знание  охраны здоровья голоса .

Методическая литература:

  1.  Багадуров В. А. Вокальное воспитание детей. М., 1953.
  2. Попов В.,ТихееваЛ.   Школа хорового пения.  вып. 1.- М. ,1986
  3. Школа хорового пения. Сост. В. Соколов, В. Попов, Л. Абелян. М.: Музыка, 1987. Вып. 2.
  4. Интернет ресурсы.