Методическое сообщение: " Подбор репертуара к переводным экзаменам"
методический материал в помощь преподавателям фортепиано по подбору репертуара к переводным экзаменам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podbor_repertuara.docx | 20.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пермский государственный институт культуры
факультет повышения квалификации
Итоговая аттестационная работа
По дополнительной профессиональной образовательной программе
« Актуальные проблемы фортепианной педагогики»
Примерный репертуар для переводного экзамена
Выполнил: Вернидуб Ольга Алексеевна преподаватель МБУ ДО « Чернушинская ДМШ»
2016г.
Подбор репертуара – это всегда дело трудное, а выбор программы к экзамену – трудное вдвойне. Любой ребенок имеет сильные и слабые стороны. Я считаю задачей экзаменационной программы - предъявить комиссии все хорошее , что есть в ученике. Выбору программы предшествует анализ возможностей учащегося. Выбор произведений в соответствии с поставленными педагогическими целями и задачами, умение подобрать для данного ученика именно то музыкальное произведение, которое разовьет и продвинет его способности- главные задачи педагога-музыканта при выборе репертуара.
Примерный репертуар для переводного экзамена:
(Данная программа выбрана для ученицы 2 класса к переводному экзамену по ФГТ)
- И.С. Бах. Менуэт ре минор № 36( из нотной тетради Анны – Магдалены Бах)
- Н. Любарский. Вариации на тему р.н.п.
- С. Майкапар. Вальс Ре мажор
- К.Черни (под ред. Г. Гермера) Этюд№29
Ученица имеет средние музыкальные данные, активная, хваткая, хочет играть много, все и сразу, и трудное, и легкое. Отсюда- немного суетливая, невнимательна к деталям. Очень эмоциональна, темпераментна. Хорошо принимает критику, видит свои ошибки. Есть успехи в обучении. Доброжелательна, коммуникабельна. На уроках работает результативно, с отдачей. Публичные выступления неровные, есть и взлеты, и падения, в зависимости от настроя. Уровень технической подготовки – средний.
И.С.Бах.Менуэт ре минор (из нотной тетради Анны- Магдалены Бах)
На замену:
А. Гедике. Сарабанда ми минор
И. С. Бах.Менуэт соль минор№5 (из нотной тетради Анны- Магдалены Бах)
В течение первого и второго класса мы изучали некоторые легкие полифонические обработки народных песен подголосочного склада, близкие и понятные ребенку, пьесы, построенные на канонической имитации. Поэтому к экзамену решили взять более трудную полифоническую пьесу – менуэт ре минор И.С.Баха ( из нотной тетради Анны – Магдалены Бах). Эта полифоническая пьеса своей мелодичностью, напевностью напоминает больше песню, чем танец. При игре таких пьес нужно добиваться максимальной певучести, оставаясь в ритме танца. Это трудная задача. Темп пьесы неторопливый, сила звука и нарастает, и убывает. Считаю важным, что при этом мы учим ученика не столько играть немного тише и немного громче, - мы учим его передавать интонации и элементы танца. Главная задача – научить слышать два равноправных голоса в динамическом развитии, добиваясь координации движений (т.к. разные штрихи). Добиться гибкой фразировки – это тоже большая задача. Вообще, работа над полифонией развивает музыкальный слух, активизирует слуховой контроль детей, положительно влияет на общее музыкальное развитие. Но основная задача, о которой следует всегда помнить – это привить любовь у детей к полифонической музыке и с удовольствием над ней работать. Необходимо стремиться к тому, чтобы музыкальный язык полифонии стал для ученика привычным и понятным.
Н. Любарский. Вариации на тему р.н.п.
На замену:
А. Стоянов.Вариации.
И. Беркович. Вариации
Из произведений крупной формы я остановилась на вариациях. Во-первых, потому что на простом, доступном материале можно подготовить ученика к изучению классической сонатной формы. Во – вторых, т.к. ребенок эмоциональный, выразительный, то он, наверняка, приобретет разнообразные исполнительские навыки. Подобно миниатюре каждая отдельная вариация требует лаконизма выражения, умения в немногом сказать многое. В вариациях больше контрастов ладовых, темповых, штриховых, поэтому , я считаю, что вариации более благодатный материал для развития фантазии в осмыслении музыкальных образов.
К. Черни ( под ред. Г.Гермера) Этюд № 29
На замену:
К.Черни ( под ред. Г. Гермера) Этюд № 17
К. Гурлит. Этюд До мажор
Включение этого этюда в программу переводного экзамена неслучайно. Во – первых, считаю, что интеллектуальный уровень развития и уровень технической оснащенности ученика соответствует трудностям данного этюда.
Во- вторых, данный вид техники нам уже знаком. Кроме того, всем известно, что гаммы – это фундамент техники. А одна из задач этого этюда – работа как раз над гаммообразными пассажами. Цель – добиться их плавного, без толчков, ровного по звучанию исполнения в быстром темпе. Важнейшее значение имеет умение спокойно и плавно подкладывать ненапряженный первый палец. Поэтому надо следить за его подвижностью и свободой, развивать его ловкость, легкость. Научиться подкладывать незаметно, готовя заранее, стараясь не менять высоту кисти над клавиатурой.
Большое значение при работе над этюдом имеет слуховой контроль. Вообще, работа над этюдами – это не только упражнения для развития пальцев, это физическая тренировка для достижения выносливости всего пианистического аппарата. Эта работа вырабатывает у ученика чувство ритма, динамики, хорошее ощущение клавиатуры, ровный звук.
С. Майкапар. Вальс Ре мажор
На замену:
О. Гречанинов. Вальс Фа мажор
Д. Шостакович. « Шарманка»
Пьеса дает возможность ученику показать свои музыкальные достоинства и почувствовать себя исполнителем. Главная и конечная цель при изучении пьесы – достижение понимания замысла композитора и передача его учащимся на хорошем исполнительском уровне, то есть осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно. Одно из немаловажных достоинств данной пьесы – формирование координации. Функция аккомпанемента отдана в партию левой руки, партия правой – мелодическое начало. Помимо выполнения художественных исполнительских задач (образ, интонация) ребенок должен научиться координировать звучность аккомпанемента и мелодии, добиться независимой работы одной руки от другой. При этом каждая рука выполняет свою специфическую задачу. Работа над этой пьесой дает возможность познакомить ученика с простыми приемами аккомпанемента, который строится по принципу бас – аккорд (интервал). Правильно сформированный навык исполнения этого приема левой рукой непременно пригодится ученику в дальнейшем процессе обучения.
При этом развивается и укрепляется слабый от природы, часто проблемный пятый палец, вырабатывается навык исполнения интервалов (двойные ноты) и аккордов, закрепляется такое понятие как аппликатурная позиция, развивается координация и слуховой контроль при исполнении мелодии и аккомпанемента, совершенствуется навык владения метро - ритмом (сильная доля, пульсация).
Считаю, что данный репертуар соответствует программным требованиям, уровню музыкальных способностей, интеллекту ученика и его техническим возможностям, способствует развитию музыкально – пианистических навыков учащегося, позволяет показать ученика разнообразно и выявить его достижения.