«Николай Андреевич Римский-Корсаков и русская народная песня»
Проект был представлен в виде лекции-концерта в Доме-музее Николая Андреевича Римского-Корсакова для детей детских садов и младших школьников.
Цель проекта:
-знакомство с жизнью и творчеством Римского-Корсакова;
-воспитание чувства гордости за свою «малую» родину;
Задачи проекта:
- познакомить детей с жанрами русской народной песни;
- продемонстрировать музыкальный инструмент флейту;
-выяснить где зародилась у будущего композитора любовь к народной песне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rinskyi_korsakov_i_rysscayi_narodnay_pesnya.doc | 163.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ,
посвящённый 170-летию со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова
«Николай Андреевич Римский – Корсаков и русская народная песня».
Проект рассчитан на детей подготовительных групп детских садов и младших школьников.
Информационная карта проекта.
Тема проекта: «Николай Андреевич Римский-Корсаков и русская народная песня»э
Мотивация проекта: начать знакомство детей дошкольного и младшего школьного возраста с жизнью и творчеством великого земляка композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Автор проекта: Афанасьева Надежда Сергеевна, преподаватель и концертмейстер «Детской школы искусств имени Николая Андреевича Римского-Корсакова» г. Тихвин
Цель проекта:
-знакомство с жизнью и творчеством Римского-Корсакова;
-воспитание чувства гордости за свою «малую» родину;
Задачи проекта:
- познакомить детей с жанрами русской народной песни;
- продемонстрировать музыкальный инструмент флейту;
-выяснить где зародилась у будущего композитора любовь к народной песне.
Участники проекта:
Бордовский Алексей – учащийся 2 класса «ДШИ имени Н.А.Римского-Корсакова»
Старцева Ирина Сергеевна – преподаватель по классу флейты «ДШИ имени Н.А.Римского-Корсакова»
Афанасьева Надежда Сергеевна – преподаватель по классу фортепиано и концертмейстер «ДШИ имени Н.А.Римского-Корсакова»
Ведущая концерта – Афанасьева Надежда Сергеевна
Аннотация:
Проект был представлен в виде лекции-концерта в Доме-музее Николая Андреевича Римского-Корсакова для детей детских садов и младших школьников.
Этапы работы:
- Подбор музыкального материала;
- Разучивание программы и подготовка учащегося к выступлениям;
- Подбор теоретического материала;
- Сотрудничество с работниками Дома-музея и детских садов.
Сценарий.
Звучит русская народная песня «Во поле берёза стояла». ( Исполняет учащийся 2 класса Алёша Бордовский)
Ведущий: Ребята, кто может сказать, что мы сейчас услышали?
Ответ детей.
Ведущий. Сейчас Алёша нам исполнил русскую народную песню «Во поле берёза стояла».
Как вы думаете, почему она называется «русская народная песня»?
Ответы детей.
Ведущий: Да, у этой песни нет конкретной фамилии авторов стихов и музыки. Эту песню написал русский народ. Потому она и называется «русская народная». Русский народ создал за свою историю много разных песен. Ведь в то время не было радио и телевизоров, магнитофонов и компьютеров. Но люди каждое своё действие сопровождали песней. Пели во время работы, во время отдыха. Отсюда и песни были самые разные. Песни подразделялись на лирические и игровые, хороводные и исторические, были песни обрядовые.
Но почему мы с вами собрались сегодня в этом зале. Вы пришли сегодня в гости в музей великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. В марте этого года мы отмечали 170 лет со дня его рождения. В этом доме прошли детские годы композитора. Много песен он услышал от своей матери Софьи Васильевны и дяди Петра Петровича, от няни Авдотьи Ларионовны. Слушал он эти песни и от простого русского народа, которые веселились на Красном лугу, или приходили помолиться в монастырь. Запомнились эти песни маленькому Николеньке с сохранилась у него любовь к народной песне на всю жизнь.
Став композитором, уже сам сочиняя музыку, он всё равно не забывал народную песню. И однажды крупный чиновник Филиппов предложил ему записать с голоса различные русские народные песни и составить сборник с фортепианным аккомпанементом. ( Вот для вас первое незнакомое слово - «фортепианный аккомпанемент».) И Николай Андреевич создал такой сборник. Работа над ним продолжалась в течение двух лет. Друзья оказывали ему помощь, отыскивая для него старинные сборники с песнями «простолюдинов», как они тогда назывались. Именно в это время они получили название «народные». Песни в сборнике размещались по разделам: исторические, лирические, игровые, хороводные. Давайте мы сейчас с вами начнём с колыбельных песен. Что такое колыбельная песня? Это песенка, которую поют деткам, когда их усыпляют. Скажите, пожалуйста, какие они по характеру должны быть весёлые или спокойные?
Ответ детей.
Ведущий: Давайте послушаем одну колыбельную песенку из сборника Николая Андреевича. ( Звучит «Колыбельная») в исполнении Алёши Бордовского . Инструмент, на котором играет Алёша, называется блок-флейта, он очень похож на дудочку. Именно такие и подобные им инструменты и были у народа в те времена, когда создавались эти песни. Мне кажется, что вы тоже очень хорошо знаете эту песенку. Кто может напеть слова этой песенки?
Один из разделов сборника представлял игровые песни. Вы все хорошо знаете, что это такое. На своих занятиях и развлечениях вы также очень часто исполняете игровые песни. Игровые – это те песни, которые исполнялись во время игр. Слова песни подсказывают, что должны делать участники игры.
Алёша нам исполнит песню «Сидел Ваня»
Большое место в сборнике занимает раздел «Лирические песни», который Николай Андреевич назвал «Песни голосовые». Эти песни выражали мысли исполнителя, его чувства и настроения. Вот послушайте песню «Голова ль ты моя, головушка».
Ещё одна лирическая песня «Во поле туман затуманился»
И ещё одна лирическая песня «Во горнице, во светлице».
Картинка природы изображена в песне «Не разливайся мой тихий Дунай». Послушайте её.
Есть в сборнике и детские песенки. Вот одна из них песня-закличка. Послушайте. Вы наверное тоже пользуетесь иногда словами этой песенки. (Звучит детская песенка)
Узнали песенку про божью коровку?
А сейчас мы послушаем ещё одну детскую песенку. Но сначала давайте подумаем, а зачем же собирал эти народные песни композитор? А оказывается, он их использовал в дальнейшем в своём творчестве. Он их аранжировал ( опять новое трудное для вас слово). Это означает, что в исполнении этих песен он использовал самые разные инструменты оркестра. Вот, например эту детскую песенку Николай Андреевич использовал в опере «Сказка о золотом петушке». Она даётся для характеристики петушка. В оркестровом сопровождении он использовал флейту, инструмент с высоким голосом, который очень часто используется для изображения птичьего пения. Вот послушайте, пожалуйста, эту песенку. Её исполнит Старцева Ирина Сергеевна, А инструмент, на котором она будет играть и называется флейта. Это духовой инструмент, на котором звуки исполняются при помощи дыхания. В дальнейшем на наших занятиях вы подробно познакомитесь с различными музыкальными инструментами и с флейтой в том числе.
Один из разделов посвящён плясовым песням. Наверное, вам не надо объяснять, что это за песни. Кто может нам рассказать, для чего создавались плясовые песни?
Ответ детей.
Ведущая: Сюда же относятся и хороводные песни. То есть это песни, которые объединяют в себе песенное народное творчество и хореографию или танец.
Сейчас мы послушаем в исполнении Алёши плясовую песню «Ай на горе дуб, дуб».
И ещё одна плясовая, только теперь хороводная песня «Ходила младёшенька по борочку».
И в заключении концерта послушайте «Колыбельную Волховы» из оперы «Снегурочка». Она также написана по мотивам русских народных песен.
Звучит «Колыбельная Волховы» в исполнении Старцевой Ирины Сергеевны.
Давайте завершим наше занятие. Кто мне скажет:
- о каком композиторе мы сегодня говорили?
- какие песни по разделам есть в сборнике «Русских народных песен» созданном Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым?
- где маленький Ника познакомился с русской народной песней?
- на каком инструменте сегодня исполнялась музыка?