« Работа над полифоническими пьесами и пьесами с элементами полифонии с учениками младших классов, обучающихся по предпрофессиональной программе.»

Фурсова Инна Владимировна

Тематический открытый урок,посвященный  работе над полифоническими произведениями в младших классах ДМШ и ДШИ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного    образования     "Детская школа искуссв №1 г.Рассказово"      

                 

Зональные педагогические чтения

  Фортепианное отделение

Открытый урок

Преподавателя МБУДО "ДМШ №1 города Рассказово"

по классу фортепиано Фурсовой И В

«  Работа над полифоническими пьесами и пьесами с элементами полифонии с учениками младших классов, обучающихся по предпрофессиональной программе.»

г. Рассказово

   2018 г.

Наименование дисциплины: урок специальности

Цель занятия: Закрепить теоретические знания о полифонии, применить полученные знания, навыки и умения в исполнении полифонических произведений.

Тип урока:  развивающе-обобщающий

Форма урока: открытое индивидуальное занятие

Порядок проведения урока: исполнение полифонических пьес и показ методов работы над ними в процессе изучения

Технические средства: Фортепиано, ноты музыкальных произведений

План урока:

1. Приветствие. Организационный этап.

2. Краткое изложение темы,теоритическая часть.

3. Порядок исполняемых произведений:

"Во поле береза стояла"

" Щебетала пташечка"

И.С.Бах Ария ре-минориз "Нотной тетради А.М.Бах"

И.С Бах Менуэт ре-минор из "Нотной тетради А.М.Бах"

И.С.Бах Маленькая прелюдия До-мажор

4. Подведение итогов урока.

Урок проводится с ученицами фортепианного отделения:

  Резник Дарьей(1класс),  Ивановой Надеждой(2класс), Гудковой Ксенией(3 класс) .

Ход урока:

Введение

Первые годы обучения музыке,как известно,оказывают глубокое воздействие на ученика и считаются самым решающим и ответственным этапом в формировании будущего пианиста. Именно здесь воспитывается интерес и любовь к музыке,следовательно и любовь к полифонии.

Развитие полифонического слуха и полифонического мышления является одним из важнейших моментов воспитания музыкальной культуры учащегося.Уже с первых шагов обучения, ученик проходит пьесы,в которых есть эллементы полифонии. Если ученику правильно и в доступной форме приподнести полифонический репертуар,он воспринимается им осмысленно и содержательно.

В результате работы над такими произведениями у учеников накапливаются нужные навыки,позволяющие перейти  к изучению в средних классах  более сложных полифонических произведений.

 

 Большая часть музыки, написанной для фортепиано, полифонична. Насыщенность фортепианной литературы полифонией выдвигает перед пианистом труднейшую задачу одновременного проведения нескольких голосов и их сочетания в единое целое. Изучение многоголосной музыки – основа основ воспитания и обучения пианиста. Одна из главных задач – уметь слышать и исполнять многоголосную ткань таким образом, чтобы каждый голос имел свою тембровую окраску, свою фразировку, свое динамическое развитие, но вместе с тем, чтобы сохранилась целостность интерпретации произведения. Умение слышать и исполнять полифоническое произведение связано с воспитанием внутреннего слуха и полифонического мышления. Если ученик не слышит полифонической ткани, то его игра не будет художественно полноценной и мы не получим впечатления от живого звучания произведения. Хорошо известна антипатия многих учащихся – и не только начинающих к полифонии. Причина этого – восприятие ими полифонических пьес только лишь как трудных и скучных упражнений на соединение различных движений в двух руках. Ученик полюбит полифонию лишь тогда, когда она станет для него сочетанием выразительных мелодий певучего или танцевального склада. Поэтому особо важно выбирать для каждого ученика доступные и привлекательные  по музыкальной образности полифонические пьесы.

Основная часть

Наш сегодняшний урок посвящен полифонии, и в начале этого занятия мы поговорим о том, что такое полифония.

Вопросы к ученицам:

1. От слияния каких двух греческих слов произошло слово «полифония»? (poly – много, phone – звук, голос)

2. Что такое полифония? (многоголосье)

3. Сколько голосов может быть в полифонии? (два и более)

4. Есть ли в полифониях аккомпанемент? (нет)

5. Сколько видов полифонии ты знаешь? (три)

6. Перечисли три вида полифонии. (подголосочная,контрастная, имитационная )

Правильно.«Полифония» - греческое слово. В переводе на русский язык оно означает «многоголосие». Каждый голос в полифонической музыке мелодически самостоятелен, поэтому все голоса выразительны и напевны..С элементами полифонии учащиеся сталкиваются уже в первоначальном периоде обучения. Необходимо знать, какие бывают виды полифонии и в чем их сущность. Сегодня мы будем говорить о каждом виде полифонии.

 1 кл.  Резник Даша

Первый  вид полифонии – подголосочная полифония.

Вопросы к ученице:

1. Что характерно для этого вида полифонии? (Здесь главный голос в правой руке-поет основной мотив песни,в левой руке: голос поддерживает и дополняет,усиливает распевность.Здесь есть подголоски-эхо основного мотива.) – запевала, остальные – подголоски, делают мелодию более красочной, выразительной)

Для начинающих самой доходчивый по содержанию учебный материал-это мелодии детских и народных песен в одноголосных переложениях. Песни необходимо выбирать простые, но содержательные, с яркой интонационной выразительностью, с четкой кульминацией. Далее привлекаются чисто инструментальные мелодии. Таким образом, в центре внимания ученика мелодия, которую надо сначала выразительно спеть, затем выразительно сыграть на фортепиано. Сначала работа ведется над полифоническими обработками народных песен подголосочного склада. Рассказать: начинал песню запевала, затем подхватывал хор («подголоски», варьируя ту же мелодию.

Обработка рус нар. песни " Во поле березка стояла"

 - так называется  произведение, которое мы сейчас покажем.

(ученица исполняет пьессу)

Вопросы к ученице:

1. Кто написал эту пьесу?

2. Сколько частей в этом произведении? (две)

3. Какая рука исполняет главный голос? (правая)

4. Что играет левая рука? (подголоски)

5. Сколько голосов в подголосках? (два)

6. Какая тональность?

Методы работы над подголосочной полифонией

 Надо разделить роли. Ученик поет и играет запевалу, педагог- хоровую партию на фортепиано. Затем поменяться ролями, выучив предварительно все голоса наизусть. Ученик ощущает самостоятельную жизнь каждой партии и слышит всю пьесу целиком, в сочетании обоих голосов. Далее, обе партии играет ученик, это создает образное восприятие голосов.Соединяем двумя руками. Прорабатываем трудные места.

Второй вид полифонии, о которой мы сегодня будем говорить, имитационная полифония.

Вопросы к ученице:

1. Что такое имитация? (подражание). В основе имитационной полифонии лежит какая-либо тема (мелодия), которая звучит поочередно во всех голосах.

Ученица исполняет "Щебетала Пташечка"

Вопросы к ученице:

1. Сколько раз проводится тема? (четыре)

2. В каких регистрах проводится тема? (средний, нижний, верхний, средний)

Методы работы над имитационной полифонией :

1. Учим тему сначала со счетом, затем с пением нот (показ).

2. Играем все проведения темы (показ). Чтобы ученик слышал не только сочетание двух голосов, но и Сразу приучать ученика к ясности в поочередном вступлении голосов и к четкости их проведения и окончания. Верхний голос - f, эхо – p, т. е. необходимо контрастное динамическое воплощение каждого голоса.различную их окраску.

3. Учим противосложение, отрабатываем двухголосие левой рукой в конце (показ).

4. Соединяем двумя руками, слушаем вступление и проведения темы. Особо прорабатываем второе проведение темы (в басу): левой рукой играем громко тему, правой – противосложение, слегка прикасаясь к клавишам (показ).

(исполнение всего произведения еще раз)

КОНТРАСТНАЯ ПОЛИФОНИЯ – что это за вид полифонии? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, что такое контраст. Контраст – это резкое отличие между чем-либо. В русском языке контрастными являются слова, противоположные по значению, слова-антонимы: сладкий – горький, горячий – холодный, белый – черный. В музыке так же есть контрасты: регистр: верхний – нижний; длительности: долгие – короткие; штрих: легато – стаккато; динамические обозначения: форте – пиано, крещендо – диминуэндо.

Итак, в контрастной полифонии мы имеем два голоса, каждый из которых ведет свою самостоятельную мелодию, и, при этом, эти голоса контрастируют между собой (сильно отличаются друг от друга).

1. Какие произведения обычно относятся к контрастной полифонии? (старинные танцы: менуэт, полонез, сарабанда, куранта, жига и др.)

2. Какое произведение из тех, что мы выучили в этом году, относится к контрастной полифонии? (Менуэт Иоганна Себастьяна Баха)-

Иоганн Себастьян Бах – старинный немецкий композитор, величайший полифонист.

Менуэт – старинный танец, в умеренном темпе, в размере три четверти. Танцевали менуэты во дворцах, на балах, характерные движения – поклоны, приседания( презентация)

Примером может послужить Ария ре минор из "Нотной тетради А.М.Бах"

Вопросы к ученице:

1.Что такое Ария?

2. Какой характер этого произведения?

3.Чем отличаются голоса друг от друга?

Показ начального освоения муз.произведения:Игра в дуэте с преподавателем по голосам.Отмечаем особенности фразировки и дыхания между фразами.

Иванова Надя 2класс

исполнит другое произведение из этого сборника :

Менуэт ре-минор, который мы изучаем, написан Бахом не для того, чтобы под эту музыку танцевали, а как учебное произведение, для жены Анны Магдалены. Характер менуэта – напевный, мягкий, плавный, больше похож на песню. Форма – двухчастная, каждая часть повторяется с разными окончаниями. Тональность – ре минор.

(ученица исполняет произведение)

Вопросы к ученице:

В чем заключается контраст голосов в этом произведении? (регистры, длительности, направление движения голосов, протяженность мелодических фраз, динамические оттенки)

Методы работы над контрастной полифонией:

Основная задача при изучении полифонии – научиться слышать и вести самостоятельные мелодические линии голосов, поэтому каждый голос требует тщательной проработки. Работаем кусочками по четыре такта:

1. Учим каждый голос сначала со счетом, затем – с пением нот (показ).

2. Ученик играет и поет один голос, педагог играет другой голос, затем – наоборот (показ).

3.Ученик играет верхний голос, педагог – нижний в октавном удвоении (показ).

4.Ученик играет оба голоса, но увеличивает расстояние между голосами (показ).

При работе над каждым голосом анализируем построение мелодии, развитие, кульминацию, отрабатываем отдельные элементы.

(К презентации)

«Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» (датируется 1725 годом) предназначалась для домашнего музицирования и обучения детей игре на инструменте. Рукой жены Баха Анной Магдаленой, детским почерком записывались пьесы не только самого И.С. Баха, но и пять пьес сына композитора Филиппа Эммануила, «Рондо» Куперена, «Менуэт» Бема, «Арих» Джованни.

Пьесы, вошедшие в этот музыкальный альбом семьи И.С.Баха, были и лёгкие, и трудные. Распределены они здесь не по степени трудности, но явно использовались в качестве учебного материала.

При внимательном рассмотрении «Нотной тетради» мы найдём здесь примеры транспонирования, задачи на гармонизацию. Так в «Песне Фа минор №12» были записаны только верхний и нижний голоса, а ученику предлагалось самому дополнить средние голоса. Задачи такого рода развивали творческие способности ученика. «Хорал» Си минор №39 был записан в 4-х ключах, и ученики Баха знали, что это сопрановый, альтовый, теноровый. Вошло в эту тетрадь и вокальное сочинение «Речитатив и ария», что способствовало развитию аккомпанемента и ансамблевой игре.

В «нотную тетрадь» вошли основные музыкальные жанры – это близкие, понятные детям танцы, марши, песни (арии) – три кита, о которых говорил Кабалевский, на которых строится вся музыка.

В сборнике девять менуэтов и это не случайно. Менуэт был очень распространённым танцем. Его танцевали и в домашней обстановке, и на светских балах. По описаниям Руссо: «Характер менуэта – элегантная и благородная простота, темп скорее умеренный, чем быстрый, можно сказать, что из всех родов танцев, которые применяются на наших балах, менуэт наименее весёлый». С конца XVII века его исполняли во время торжественных дворцовых церемоний, в XVIII веке он стал модным аристократическим танцем, которым увлекались чопорные придворные аристократы в белых пудреных париках с буклями. Танцевали менуэт с большой торжественностью, приседаниями и реверансами. В соответствии с этим музыка менуэта отражала в своих мелодичных оборотах плавность и важность поклонов, низких церемонных приседаний и реверансов. Конечно, Бах писал свои менуэты не для танцев, но от них заимствовал танцевальные ритмы и форму, наполнив эти пьесы самыми разнообразными настроениями.

Следующей,более сложно ступенью является сборник"Маленькие прелюдии и фуги И.С.Баха". Написанные со скромной целью - быть упражнениями для учеников - «Маленькие прелюдии и фуги» тем не менее в полной мере отразили всю мощь баховского гения. Этот цикл чудеснейших миниатюр, органически воплощающий мир типичных образов композитора, далеко не так легок для исполнения, как обычно кажется на поверхностный взгляд.

 Бах часто сравнивал музыку с речью и пытался применить теории риторики к музыке. Так три принципа риторики: правильно, чисто, красиво, по его словам являлись условиями хорошего исполнения музыкальных произведений.

Неоднократно подчеркивая необходимость певучего исполнения клавирной музыки, Бах требовал ясности артикулирования мотивов и фраз.

Динамика при исполнении произведений Баха должна быть прежде всего направлена на выявление самостоятельности каждого голоса, т.е. пользуясь терминологией И. Браудо необходимы «инструментовочные» динамические оттенки. В то же время каждый голос должен обладать «мелодическими» динамическими оттенками, быть выразительно проинтонирован.

Гудкова Ксения 3кл 

 В Маленькой прелюдии №2 До мажор (1ч.) ученик встречается с имитацией,уже знакомой ему в начальном периоде обучения.

Вопросы к ученице:

1.Какой характер этой музыки?

(Торжественно-праздничный, мужественный характер определяется инструментовкой. Верхний голос – торжественная и звонкая труба, в нижнем – виолончель).

2.Покажи основные проведения темы.

(Тема состоит из 3-х восходящих мотивов.)

Методы работы :

Полезно проучить мотивы отдельно, находя выразительные вершины, транспонировать. Затем учить с цезурами, тщательно интонируя и делая тенуто в конце каждого мотива.

Мелодика движется по тонам аккордов, усиливая блеск и пышность линий.Прием «восьмушки»: восьмые – легато, четверти - нон легато.

Познакомить ученика с особенностями баховской динамики: террасообразной, движущейся по ступенькам. Пройдя 3 ступени, тема приходит к своей кульминации. В такой же динамике нуждается 2-е проведение темы (8-11 т.), но перед этим нужно сделать пиано (7 т.), чтобы начать новый подъем. Кульминация всего произведения 13 такт, завершается радостно-ликующей каденцией. Подобная каденция в  говорит о импровизационно-прелюдийном начале. Нужно отделять каденции цезурами от окружающих построений.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НА СЛУХ ПРОЙДЕННЫХ ВИДОВ ПОЛИФОНИИ

Ученицы слушают музыкальные произведения в исполнении педагога и на слух определяет виды полифонии.

Подведение итога урока.

Накопленный педагогический репертуар полифонических пьес для ДШИ предоставляет широкий выбор для педагога, позволяя составить индивидуальный маршрут знакомства с различными видами полифонии для каждого ученика.

В методической литературе по изучению полифонии в ДШИ содержится множество рекомендаций, как выстроить процесс обучения таким образом, чтобы работа над полифоническими произведениями способствовала развитию мышления, совершенствованию личностных качеств ученика и совершенствованию пианизма.

Таким образом, целесообразно включать полифонические пьесы в репертуар юных пианистов с самых ранних этапов обучения, учитывая то, что полифонияявляется универсальным средством развития личности ученика, его мышления, а также музыкального вкуса и пианистических навыков.