Развитие технических навыков у учащихся в классе аккордеона.Использование технологии модульного обучения.
Описание работы над техникой и способов применения модульного обучения в классе аккордеона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tehnicheskih_navykov_v_klasse_akkordeona.odt | 89.6 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическое сообщение на тему
"Развитие технических навыков у учащихся в классе аккордеона . Использование технологии модульного обучения".
Побежимова Н.М.,
преподаватель МБУ ДО "Музыкальная школа"
г. Ирбит, 2018г.
Один из вопросов, который всегда волновал и продолжает волновать педагогов – музыкантов, - это вопрос о воспитании технических навыков учащихся. Он в равной степени актуален на разных ступенях обучения. Ведь игра на аккордеоне – искусство практическое, требующее определенных технических навыков. Поэтому культура работы над техникой относится к наиболее важным вопросам методики обучения игре на аккордеоне.
Когда говорим о развитии технических навыков у учащихся, то имеем в виду ту сумму знаний, умений, навыков, приемов игры на аккордеоне, при помощи которых учащийся добивается нужного художественного, звукового результата. Вне музыкальной задачи техника не может существовать.
«Техника без музыкальной воли - это способность без цели, а становясь самоцелью, она никак не может служить искусству», - писал Иосиф Гофман, один из крупнейших пианистов. Таким образом, если техника - это сумма средств, позволяющих передать музыкальное содержание, то всякой технической работе должна предшествовать работа над пониманием этого содержания. «Чем яснее то, что надо сделать, тем яснее и то, как его сделать», - говорит Генрих Густавович Нейгауз.
Понятие «техника» вовсе не сводится к понятию быстрой, ловкой и громкой игры. Это понятие гораздо шире, объемнее, ибо техника игры на аккордеоне по преимуществу есть техника художественного выражения. Она включает в себя не только быстроту и ловкость, которые сами по себе являются немаловажными предпосылками всякой хорошей техники, но и ритм исполнения, динамику, артикуляцию и т. д.
Как бы далеко от музыки ни уводила учащегося необходимость учить медленно, крепко, он всегда должен иметь перед собой музыкальный идеал. Не терять идеал из виду, всегда стремиться к содержательному исполнению - вот основная установка для работы над техникой. И тогда встречающиеся на пути аккордеониста многочисленные и кажущиеся такими непреодолимыми трудности окажутся побежденными, и работа над техническим воплощением музыкального замысла будет успешной. Если же мысленный идеал отсутствует или исчезает, техническая работа учащегося превращается в рисование вслепую, с закрытыми глазами. Увидеть, что должно получиться - основа технической работы и писателя, и художника, и композитора, и актера, и музыканта.
Не надо думать, однако, что повседневная работа над развитием
технических навыков никак не влияет на исполнительский замысел. Она со своей стороны помогает глубже понять изучаемое произведение, конкретизирует, улучшает, уточняет первоначальное представление о нем.
Соотношение музыкальных и технических задач в работе учащегося- музыканта, их последовательность можно сформулировать таким образом: от понимания музыки к технической работе, и затем в процессе технической работы - к более высокому пониманию музыки. В тех случаях, когда изучаемая пьеса «выходит», эти две, так ясно различимые вначале, стороны работы музыканта сливаются в единый исполнительский процесс.
Техника аккордеониста, многие ее виды настолько сложны, что без специальной многолетней работы овладеть ею невозможно. Эта работа начинается с момента первого знакомства с инструментом и продолжается у аккордеонистов всю жизнь. Не случайно учиться на аккордеоне сейчас начинают с 6 – 8-летнего возраста, что в первую очередь связано с трудностями приобретения технических навыков.
В методической литературе существуют различные варианты классификации исполнительской техники. Можно взять за основу элементы технического развития Г.Нейгауза:
- Взятие одной ноты.
Работа над этим исполнительским элементом является важной составной частью занятия, так как всякая работа над звуком есть работа над техникой. При игре действие пальца на клавишу - толчок, нажим, удар -может быть лёгким или тяжёлым, глубоким, коротким или протяжным. Пальцевая артикуляция позволяет связывать звуки или разделять их. Большое влияние на характер звука оказывает артикуляция мехом, от неё зависит окраска атаки, момент ведения звука и окончание звука. Плавное ведение меха способствует мягкой атаке звука, и, наоборот, предварительное натяжение меха - более яркой и острой. В некоторых случаях необходимо пользоваться неполным нажатием клавиши. Например, чтобы не заглушить мелодическую линию. Владение таким приёмом значительно обогащает артикуляцию, делает гармоническую фактуру более ясной.
-Последовательное соединение рядом стоящих звуков
Для грамотного исполнения мелодии учащимся необходимо научиться соединять три, четыре или пять звуков в различных темпо-ритмах, с различными штрихами и нюансами.
- Репетиции
При исполнении репетиций важным показателем является не только быстрый темп исполнения, но и ровность метроритма. Здесь исполнитель сталкивается, прежде всего, с трудностями аппликатуры (подмена пальцев), преодоление которых необходимо для раскрытия художественного образа в произведении. Так, следует соблюдать последовательность пальцев от слабых к сильным.
-Гаммы
Наиболее важным этапом развития исполнительской техники является работа над гаммами. Основная трудность этого этапа заключается в том, что при восходящем и нисходящем движении мелодии необходимо овладеть навыком подкладывания пальцев. При восходящем движении подкладывается первый палец, при нисходящем - третий и четвёртый. Необходимо добиться плавного, естественного и свободного движения кисти во время подкладывания пальца. При этом нужно контролировать ровность звучания мелодии.
Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные особенности строения исполнительского аппарата каждого учащегося. Исходя из этих особенностей, нужно найти наиболее целесообразные движения руки при подкладывании пальцев.
- Арпеджио.
В начальной работе над техникой на ряду с гаммами нужно играть короткие и длинные арпеджио. Эта работа осложняется необходимостью быстротой смены положений правой руки. Начинать освоение коротких арпеджио рекомендуется с игры аккордов, обращая внимание при этом на одновременное нажатие клавиш и свободную, быструю перегруппировку пальцев перед следующим аккордом. Справившись с этой задачей можно переходить к арпеджированию.
- Двойные ноты.
Специфика исполнения двойных нот основывается на хорошо организованных и точных движениях пальцев. Кисть также участвует в игре двойных нот, но её движения носят вспомогательный характер. Обе ноты необходимо брать и снимать одновременно. Знания аппликатуры гамм и арпеджио применяются в игре двойных нот. Это помогает лучше связывать звуки мелодии.
- Октавы.
Игра октавы на начальном этапе может вызывать технические затруднения из-за отсутствия растяжки пальцев учащегося. Октава берётся первым-четвёртым и первым-пятым пальцами. Чтобы сыграть связанно мелодию в октаву, необходимо выполнить подкладывание пальцев. Например: 1-4, 1-5, 1-4. Как и при игре двойных нот, здесь нужно следить за одновременным нажатием клавиш и организованными, точными движениями пальцев. Движения кистью могут помешать игре в октаву, поэтому они должны быть крайне ограничены.
- Аккорды.
Культура исполнения аккордов, как и двойных нот, связана, прежде всего, со слуховым контролем атаки звуков аккорда и его снятия, а также точностью исполняемого штриха. Исполнение нескольких аккордов требует быстрой перегруппировки пальцев. Чередование аккордов в тесном и широком расположении делает задачу ещё более сложной. Важной предпосылкой точного звукоизвлечения является предварительное осознанное представление исполняемого аккорда. Исполнение нескольких аккордов потребует предварительного создания структурной модели этой взаимосвязи.
- Переносы кисти.
Овладение навыком переноса кисти во многом зависит от постановки рук и развития технического комплекса учащегося. Плавный перенос кисти применяется в медленном и умеренном темпе (спокойный, лирический характер музыки). Быстрый перенос («бросок») кисти используется в подвижных темпах, когда характер музыки требует более активной, энергичной работы кисти.
- Полифония.
Исполнение полифонических произведений не сразу вошло в концертную практику профессиональных аккордеонистов. В 60-х годах XXвека началось производство и распространение готово-выборных инструментов, что привело к расширению технических возможностей исполнителей. Таким образом, были созданы предпосылки для развития жанровых рамок. В настоящее время полифония как жанр занимает достойное место в репертуаре исполнителей-аккордеонистов. Полифонический склад многоголосия - одновременное сочетание и развитие самостоятельных мелодических линий - предъявляет ряд специфических требований музыканту. С первых шагов развития ученика необходимо воспитывать в нём умение слушать эти самостоятельные линии как в партии правой руки, так и в левой. Важную роль в исполнении полифонических произведений играет независимость пальцев. В связи с тем, что на аккордеоне динамически выделить какой-либо голос на одной клавиатуре невозможно, на первый план выступают навыки артикуляции, помогающие обособить каждый голос, сделать его достаточно ярким и индивидуальным.
- Технические упражнения
С тех пор как существует искусство игры
на музыкальном инструменте, технические упражнения в том или ином виде применяются в процессе обучения. некоторые технические навыки удобнее и легче развивать на специально предназначенных для этой цели упражнениях, чем на пьесах; упражнения несомненно способствуют технической выдержке и уверенности исполнения; без упражнений работа учащегося никогда не будет полной, упражнения не только содействуют поднятию техники на должную высоту, но и удерживают ее на этой высоте.
Одной из форм развития технических навыков у учащихся является технология модульного обучения. Модуль – это логически завершенная часть учебного материала, которая обязательно сопровождается контролем знаний и умений учащихся.
В модуле педагог четко определяет цель, задачу, уровень изучения того или иного материала. В модуле должны просматриваться навыки и умения, которыми должен овладевать учащийся.
В модульном обучении по развитию технических навыков учащихся все заранее запрограммировано: последовательность изучения учебного материала (упражнения - гаммы – этюды-пьесы), перечень основных понятий, навыков и умений, которыми необходимо овладеть, уровень усвоения и контроль качества усвоения. Одним из условий развития исполнительской техники аккордеониста является правильная постановка рук, а так же посадка, обеспечивающая рациональные и свободные игровые движения. Положение корпуса и постановки рук исполнителя не следует понимать, как нечто застывшее и неизменное.
Методика постановки правой руки аккордеонистов на начальном этапе основывается на тех же принципах, что и постановка рук у пианистов. История же фортепианной методики убедительно доказывает нам, что единственной абсолютно точной постановки не существует. Педагог с первых шагов обучения следит за тем, чтобы движения ученика были удобными и свободными. На протяжении последующих лет обучения нужно добиться самостоятельности в контроле учащегося над мышечной работой. Регулирование мышечной работы строится на фазах напряжения и релаксации.
Важным моментом технического развития является эластичные свободные движения левой руки. Плавное ведение меха в большинстве случаев обеспечивается предварительным началом движения локтя в сторону направления движения меха. Это разгружает работу кисти и обеспечивает тем самым условия для техничной работы пальцев. Короткие и резкие движения мехом требуют более активной работы предплечья и кисти.
В модуль по развитию технических навыков у учащихся в классе
аккордеона входят следующие разделы: технические упражнения, гаммы, этюды.
Технические упражнения.
Внимание учащегося все время должно быть сконцентрировано на
звуке, линии и ритме. Во время работы над упражнениями необходимо следить за качеством звукоизвлечения и меховедением. Развитие техники идёт успешно в том случае, если гаммы, упражнения(тем более этюды) играются при полном внимании и слуховом контроле над соблюдением динамических оттенков, ритма, штрихов. На начальном этапе ученику даются упражнения в игровой форме, с образными названиями ("Паучок","Лесенка", "Радуга", Курочка", "Кораблик" ит.д.)
Педагог с первых шагов обучения следит за тем, чтобы движения ученика были удобными и свободными. На протяжении последующих лет обучения нужно добиться самостоятельности в контроле учащегося над мышечной работой. Регулирование мышечной работы строится на фазах напряжения и релаксации.
Важным моментом технического развития является эластичные свободные движения левой руки. Плавное ведение меха в большинстве случаев обеспечивается предварительным началом движения локтя в сторону направления движения меха. Это разгружает работу кисти и обеспечивает тем самым условия для техничной работы пальцев. Короткие и резкие движения мехом требуют более активной работы предплечья и кисти.
Упражнения можно играть в различных темпах, однако время от времени возвращаться к медленной игре, она является "профилактическим условием" всякого упражнения. Начиная работать над упражнениями, учащиеся вначале разбирают их каждой рукой отдельно, лучше piano, ведь форсированный звук ведет к зажатости игрового аппарата.
Первый опыт приходит к ученику тогда, когда он сумеет сыграть легко и в быстром темпе упражнение в пределах одной позиции без подкладывания первого пальца. В дальнейшем, при переходе от простых позиций к сложным, усложняются и задачи учащегося, связанные с подкладыванием первого пальца. Но тут надо быть осторожным, не форсировать техническое продвижение ученика, не давать заданий, превосходящих по трудности возможности учеников. Это приводит к большому количеству ошибок и порождает неправильные приемы игры, а также переутомляет детей.
В учебном пособии Р. Бажилина «Искусство игры на аккордеоне XXIвек» предлагаются упражнения для ежедневных занятий с начинающими аккордеонистами Л. Колчина. Эти упражнения позволяют, играя в одной позиции, отработать все виды мелкой техники. Упражнения состоят из двух тактов, что помогает учащимся на начальной ступени обучения не «распылять» свое внимание и одновременно осваивать клавиатуру аккордеона.
Начиная с 4 - 5 класса можно играть упражнения Ганона на разные виды техники. Также обратить внимание на упражнения для аккордеона О.Блоха, где он все упражнения группирует на определённые виды техники и работу определёнными пальцами.
Гаммы
При изучении гамм можно ставить перед учениками множество задач. Игра гамм развивает слуховое восприятие, не говоря уже о том, что это «классический» тип пальцевого упражнения. Исполнения гамм требует ровности и точности звучания, помогает овладеть секретами динамики, равномерным распределением звучности от pianoк forte и от forte к piano. Гаммы являются прекрасным упражнением на координацию, акцентирование, вырабатывают определенные аппликатурные привычки, артикуляционные навыки, навыки ритмической организации.
Техника игры на аккордеоне имеет в своей основе так
называемые технические формы при игре гамм (гамма, арпеджио, аккорды), овладеть которыми должен каждый аккордеонист на ранних этапах своего музыкального образования. В первом классе учащиеся играют гамму Cdur каждой рукой отдельно, т.к. у аккордеона принципиально разные две клавиатуры. Гамму правой рукой дети осваивают всеми известными им штрихами: legato, staccato, смешанным штрихом. К седьмому классу учащиеся играют все мажорные и минорные гаммы четвертями, восьмыми,
риолями, шестнадцатыми. Весь материал рекомендуется изучать по линии возрастающей трудности. Каждый этап нужно объединить не только определенным уровнем трудности, но и определенным типом аппликатуры. Как показывает практика, подобная группировка (в частности одновременное изучение одноименных гамм) помогает более быстрому осмыслению и более точному усвоению материала. Тождество аппликатуры внутри каждого этапа вообще позволяет сэкономить немало времени и сил.
К занятиям по разучиванию гамм приступаем после того, как у ученика сформируются первоначальные слуховые навыки, наладится элементарная слухомоторная координация, появится опыт игры по слуху и по нотам небольших пьес и этюдов (последняя четверть первого класса). Введением в изучение гамм и арпеджио явятся подготовительные упражнения, которые являются первым разделом модуля.
Разучивание гамм и арпеджио можно начать с диапазона в одну октаву, сперва отдельно каждой рукой, затем – двумя. Изучение гамм и арпеджио, аккордов необходимо для развития технических навыков у учащихся. Как полезное сделать ещё и интересным? Нельзя забывать о конечной цели занятий техникой. Играя, казалось бы, сухие и элементарные последования звуков так, как будто это фрагменты музыкальных произведений.Можно варьировать штрихи и ритм, не забывать о динамических нюансах, экспериментировать с тембровыми красками, следить за двигательными ощущениями и контролировать слухом художественный результат. В результате игра гамм, арпеджио и аккордов становится занятием несравненно более полезным и к тому же по-настоящему увлекательным. Однако у детей нередко возникают трудности сыграть гамму двумя руками вместе. Поэтому при работе над гаммами параллельно изучаем пьесы, в которых встречаются гаммообразные пассажи в левой руке, что помогает закрепить изучаемый материал.
Этюды.
репертуар учащихся включаются этюды, которые содержат элементы гамм, арпеджио, различные гармонические фигурации. Главный критерий при отборе этюдов – их художественная и педагогическая ценность. Выбор этюда также связан с необходимостью устранения конкретных технических недостатков учащегося. Фразировка этюда и логика музыкального развития часто подсказывает мне выбор целесообразных технических приемов.
Необходимыми условиями в работе над этюдами являются:
• требование грамотного разучивания текста;
• ритмическая точность и организованность;
• отчетливость игры каждой фразы
• знание наизусть.
Не стоит слишком долго играть в медленном темпе,т.к. медленный темп не научит быстрому.Во время пробной игры в быстром темпе сразу обнаруживаются слабые недоученные места. Их требуется проучить отдельно, различными вариантами штрихов, добиваясь свободного исполнения в быстром темпе. Потом этюд учащийся играет полностью, темп исполнения становится все более быстрым. В
процессе работы над этюдом постепенно вырабатывается неутомимость, техническая свобода и легкость игры. Необходимо обратить внимание ученика на партию левой руки, которая не только гармонически окрашивает этюд, но и придает ему правильный метроритм, ритмическую упругость.
Но очень сложно ребенка с темпераментом флегматика или меланхолика научить играть этюды в быстром темпе, поэтому каждый этюд на начальном периоде обучения мы вначале проговариваем в быстром темпе, ведь замечено, если ребенок не может проговорить ноты в быстром темпе, он их никогда не сыграет.
Большое значение имеет систематичность и последовательность в
изучении этюдов. Они тоже эффективно служат учащимися для развития технических навыков. Этюдные сочинения К. Черни, Л. Шитте, Г. Беренса, А. Гедике, А. Лемуана, Т. Лака – в переложении для аккордеона просты и непритязательны, вместе с тем они мелодичны и даже элегантны.
Техническая задача поставлена в них исключительно ясно. Например, в этюдах К. Черни основное внимание уделяется именно типовым формулам фортепианной литературы XIX века, переложенные для аккордеона, они являются незаменимы в работе над технической подготовкой учащихся.
Последнее время появилось много этюдов современных композиторов, написанных для аккордеона и баяна. Например, этюды А. Доренского,которые обычны и уникальны, однозначны и многогранны. Все этюды состоят из восьми тактов, что помогает конкретизировать задачу учащегося, малыми средствами решить комплекс проблем. Этюды А. Доренского – художественные миниатюры, что расширяет образные представления учащихся, воспитывая у них понимания взаимосвязи образа – интонации – артикуляции – темпа – динамической среды – динамического развития, так как совсем не просто суметь выразить чувства определеннымисредсвами, ощущая их взаимосвязь, взаимоподчиненность.
Многие этюды отлично «тонизируют» руки, развивают гибкость и
эластичность межкостных ладонных мышц. Это те произведения, фактура которых требует попеременно то собранного, то раскрытого положения ладони: в пассажах таких этюдов происходит частая смена широкого расположения интервалов на тесное (этюды М. Двилянского). Работа над этюдами позволяет воспитывать у учащегося точные ритмические навыки, метроритмическую организованность.Четкая равномерная пульсация обуславливает столь же четкие двигательные представления и, в частности, пальцевую ровность. Появление нового фигурационного рисунка обычно сопряжено с изменением метроритмической организации аккомпанемента, что помогает быстро переключить внимание с одной технической формулы на другую. Метроритм таких случаях служит тем внутренним толчком, который способствует ольшей слуховой активности и более точным игровым ощущениям, ибо, как
известно, восприятие временных соотношений тесно связано с вигательными моментами.
Этюды не только содержат материал для технического совершенствования, но и ставит перед учащимися разнообразные
артикуляционные задачи. Слуховой контроль ученика имеет принципиально ажное значение при работе над этюдами. Поставленная в том или ином тюде технологическая задача может быть решена лишь при условии, что слуховое внимание юного аккордеониста будет активизировано.
Работа над этюдами - это не только упражнения для развития беглости .Это тренировка для достижения выносливости всего аппарата, укрепления пальцев. Эта работа вырабатывает у ученика чувство ритма, динамики, хорошее ощущение клавиатуры. Накопление технического материала необходимо для передачи содержания произведения. Другими словами можно сказать, что работа над этюдами воспитывает внимание к тексту и качеству звучания, к опоре, слуховому контролю, а это есть главные принципы в организации игрового аппарата и технических навыков
учащегося.
Технология модульного обучения
является одним из средств развития технических навыков учащихся, а создание модуля – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащегося и педагога, это последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных этапов, которое состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящего обучения и прогнозировать его результаты.
В модуле должны быть представлены основные смысловые единицы: термины, понятия, форма произведений, характер, фразировка, динамика, классические формы работы. Работать по
данной системе помогает учебник Г. Бойцовой «Юный аккордеонист», где каждая новая тема посвящена тому или иному навыку игре на инструменте.
Модуль должен содержать познавательную и учебно-профессиональную части. Первая формирует теоретические знания (знания терминов, кварто-квинтового круга тональностей, гармонический анализ и т.д.), вторая – профессиональные умения и навыки на основе приобретенных знаний (изобретательность в преодолении трудностей и своих недостатков, постановка перед собой музыкально-технических задач, стремление к выразительному, качественному исполнению и т. д.). Методических пособий по развитию техники аккордеонистов мало, поэтому можно использовать методическую литературу ведущих преподавателей фортепиано, преподавателей аккордеонистов - баянистов. Напиример : «Пять ступеней мастерства» А. Доренского, «Новые принципы звукоизвлечения на баяне и аккордеоне» Л.В. Варавиной, «Школа игры на аккордеоне» Р. Бажилина, «Юный аккордеонист» Г. Бойцовой, «Искусство игры на баяне» Ф. Липса, «Школа игры на аккордеоне» В. Лушникова, «Изучение клавирных произведений И.С. Баха» И. Браудо, «Путь к музицированию» Л. Баренбойма, «Работа над музыкальным произведением», «Занятия с начинающими музыкантами» В. Пурица и др.
Работа по созданию модуля для развития технических навыков у
учащихся должна строиться с учетом возрастных и психологических
особенностей развития ребенка. Она должна быть посильной и
последовательной на основе принципа наглядности, а точнее, показа педагогом изучаемого материала на инструменте.
Требования к ученикам должны быть строго дифференцированы, ведь успех преподавателя в большой мере определяется его умением индивидуально подойти к каждому ученику, для чего необходимо постоянно изучать личность каждого ребенка. Нужно помнить, что человек, особенно в детстве, способен быстро меняться, причем иногда в течение небольшого времени очень существенно. В каждом всегда есть и положительные, и отрицательные черты. Конечно, важно знать недостатки ученика и работать над их устранением. Но делать это лучше как бы обходными путями, на основе развития его сильных сторон. Ведь именно в юные годы закладываются основы настоящего исполнительского мастерства, упущенное в этот период порой уже нельзя наверстать.
Маленькие музыканты могут услышать свой репертуар, главным образом, в исполнении преподавателя.Поэтому необходимо на уроке играть ученику его репертуар. Также полезно записывать исполнение ученика, чтобы он сам анализировал свою игру, это помогает лучше осмыслить игру, исправить недостатки при исполнении.
Долгий путь развития технических навыков требует от учащегося и,
прежде всего от преподавателя большого терпения: доброжелательность преподавателя должна создавать спокойную атмосферу на уроке. Нельзя кричать, раздражаться, это плохо отражается на пластике движений учащегося, делает его скованным. Труд – залог успеха в работе над техникой.Регулярность в занятиях просто необходима для развития виртуозности, технического мастерства аккордеониста. Она приводит к потребности в занятиях, труд для учащегося становится необходимостью и, видя его результаты, он начинает любить этот труд, ведущий к настоящему искусству.
Используемая литература:
1. Алексеев И. «Методика преподавания игры на баяне»
2. Бажилин Р. "Школа игры на аккордеоне"
3. Булах Л.П. "Обобщение педагогического опыта"
4. Ковальчук Е. "Развитие техники в классе баяна"
5. Булах Л.П. "Обобщение педагогического опыта"