Инновационные технологии и их использование в образовательном процессе в ДШИ.

Бондаренко Татьяна Игоревна

Данная публикация освещает новые методы и подходы к обучению детей в ДШИ посредством внедрения компьютерных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon инновационные технологии в ДШИ51.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ и их использование в образовательном процессе в ДШИ.

В современном быстро развивающем мире интернет-технологии активно внедряются в сферу музыкального образования и оказывают значительную помощь в творческой деятельности преподавателей и учащихся ДМШ и ДШИ. Задача преподавателей – раскрыть творческую индивидуальность каждого ученика с помощью современных образовательных технологий.

Инновационные педагогические технологии; интернет-ресурсы; музыкальное образование; личностно-ориентированное обучение; мотивация; средства арттерапии; здоровьесберегающие технологии; ансамбль русских народных инструментов; творчество.

Обновление и развитие образования требует от преподавателей школ искусств и детских музыкальных школ знания инновационных педагогических технологий и владения современной техникой, освоения новых форм и методов обучения.  Один из показателей современных, творчески работающих педагогов - использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе. В нашем быстро развивающимся мире обычные, наиболее распространённые схемы обучения часто уступают место более эффективным. В работе с учащимися ДШИ и ДМШ используются цифровые и электронные ресурсы: аудио, видеоматериалы, всевозможные графические, текстовые и др. документы, возможности Интернет.  Интернет-технологии активно внедряются и в сферу музыкального образования и оказывают значительную помощь в творческой деятельности преподавателей и учащихся. И-Т могут применяться в работе для сбора, анализа информации учащимися, знакомства с видео- и аудиоматериалами и др. Эта работа организуется и контролируется педагогом,- даются ссылки на конкретные, изученные сайты,- создавая тем самым, эффект вовлечения в современные мировые процессы и стимулируя интерес учащихся к процессу обучения в ДШИ.  Личность ученика, ее индивидуальность является основополагающим в обучении и развитии детей и находится в центре внимания педагога. Личностно-ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход: учет уровня интеллектуального развития учащегося, его задатков и способностей, особенностей психического склада, характера и темперамента. Сегодняшнее поколение детей достаточно свободно владеет компьютером, поэтому, начиная с младших классов, даются задания прослушать с помощью Интернет-ресурсов изучаемое произведение в исполнении разных мастеров-профессионалов, а также ровесников - учащихся ДШИ; прослушать, как звучит данное произведение в исполнении на других музыкальных инструментах, с последующей беседой-сравнением.

Важную роль играет заинтересованность со стороны родителей.  Пользуясь Интернет-ресурсами, учащиеся могут составлять рефераты по музыкальной литературе, находить интересные факты творчества композиторов.  Важно лишь компетентно сформировать мотивацию творческой деятельности, начиная с малого. В совместном творчестве преподавателя и учащихся при подготовке мероприятий с использованием мультимедийной техники, - подборка видеоряда, соответствующего характеру музыки, подбор музыкальных эпизодов к живописным полотнам, взятым из Интернета, - можно проследить связь музыки с другими видами искусства, такими как живопись, литература, поэзия.

Задача преподавателей ДШИ и ДМШ -  заглянуть во внутренний мир каждого ученика и раскрыть его творческую индивидуальность с помощью современных образовательных технологий.  Наша работа будет успешной, если к безграничным возможностям Интернета, к исследовательской работе учащихся добавить собственный искренний интерес, сделать учеников своими творческими партнерами, учиться вместе с детьми, а иногда и у них.

Большинство детей, которые посещают школу искусств, учатся с желанием. Даже если они не делают больших успехов в концертной и конкурсной деятельности, то все равно любят музыкальное творчество, формирующее их внутренний мир. Часто учащиеся старших классов интересуются современной музыкой, поэтому во время занятий вместе с ними можно делать аранжировки мелодий из фильмов, компьютерных игр, отдавая при этом предпочтение инициативе детей. Такая работа способствует получению новых знаний, развитию умения анализировать, сопоставлять и делать необходимые выводы.

Кроме знаний и умений, юные музыканты получают заряд положительных эмоций, яркие впечатления от классических и современных произведений. Таким образом, возникает союз рационального мышления и эмоционального восприятия, что очень важно для подготовки как к экзамену, классному или общешкольному концерту, так и к серьёзным конкурсам. Использование интернет- технологий становится мощным фактором повышения учебной мотивации.      

При возникновении особого контакта между педагогом и учеником ребёнок раскрепощается, уходят психологическая скованность и зажатость. Ученик осознает, что учитель проявляет особую заинтересованность конкретно к нему, к его индивидуальности, к его творческому потенциалу. И вот юный музыкант уже готов к качественно другому восприятию музыки, к плодотворной работе над музыкальным произведением.

Полезно применять в работе с детьми средства арттерапии, здоровьесберегающие технологии. На занятиях можно использовать такие упражнения как:

  • физические упражнения, снимающие мышечные зажимы;
  •  импровизационные упражнения как средство отображения настроения;
  • игры, развивающие интонационный слух детей, фантазию, повышающие самооценку;
  • упражнения для концентрации, умения сосредоточиться, для расслабления, снятия стресса.

Одним из приемов, развивающих коммуникативные навыки является коллективное музицирования (оркестр, ансамбль). Ему принадлежит огромная роль в процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах. Вариантов организации коллективов может быть множество: в классе одного педагога по инструменту или в сотрудничестве с другими педагогами.

Наряду с традиционными однородными ансамблями, актуальными в последнее время, появляются разнотембровые сочетания инструментов.

В каждой школе в настоящее время существует детский ансамбль русских народных инструментов.  Благодаря Интернет-ресурсам, проблем с репертуаром нет. Партии для каждого инструмента можно набирать в программе Finale. Коллективная игра в ансамбле приносит огромную пользу на всех ступенях обучения и развития учащихся. Известные педагоги всегда придавали большое значение участию учеников в ансамблях.

Занятия в классе ансамбля отвечает современным задачам ДМШ и ДШИ:

  • формирование начальных умений и навыков, работа с музыкальным текстом с целью приобщения, учащихся к различным жанрам музыкальной культуры.
  • подготовка одаренных детей к участию в концертах и конкурсах с целью совершенствования профессионального мастерства, сохранение традиций национальной музыкальной культуры.

В классе ансамбля формируются следующие умения и навыки:

  • умение слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельными группами, слышать звучание темы, подголосков, сопровождения;
  • умение исполнять свою партию грамотно, следуя замыслу композитора и руководителя ансамбля;
  •  умение рассказать об исполняемом произведении;
  • умение применять и совершенствовать исполнительские навыки;

-использовать современные технологии для прослушивания и анализа произведений в исполнении выдающихся музыкантов.

Включение в занятия современных образовательных и информационных технологий способствует реализации этих задач.

Современные педагогические технологии позволяют не только проводить исследовательскую работу, но и развивают творческое воображение, способствуют росту исполнительского мастерства учащихся.

Ребенок развивается в деятельности: только 20% должен делать педагог, а остальное учащийся. Важно создать среду для творчества. Доверительность, строгость, обаяние, требовательность являются основой отношений педагога и ребенка.  Ведь не зря Ф. А. Фрадкин в своей статье выражал надежду, что «школе предстоит стать гуманной, «теплой» для ребенка и при этом открытой к диалогу и сотрудничеству со всеми социальными институтами общества; она научится организовывать педагогический процесс с ориентацией на интересы и потребности  как ребенка, так и общества, в котором он живет; она станет беречь интимность семейных отношений и поймет, что педагог может объяснять, рекомендовать, советовать, но никогда не навязывать родителям готовых решений...»  

Литература:

  1. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Фрадкин Ф.А.  Школа в системе социализирующих факторов. -Педагогика.1995.

P.S. Для моей педагогической практики внедрение в работу компьютерных технологий - это большая находка. Учебники из интернета, картинки для учебных пособий, рабочие тетради (отсканированные) можно распространять по электронной почте. Часто дети загружают их в планшеты и приносят на урок.

В интернете можно найти много программ по развитию слуха (музыкальный экзаменатор, репетитор по сольфеджио в режиме онлайн, музыкальная грамота, диктанты одноголосные и двухголосные (как домашнее задание)).

Освоение нотного редактора finale, аудио запись песен для 1-2 класса (с появлением на сайте нашей школы ссылки «дистанционное обучение») значительно облегчило доступ детей к учебному материалу.

Новые формы проведения выпускных экзаменов по сольфеджио – тесты (теоретические и с использованием музыкального материала, затрагивающие вопросы анализа формы, интервалов, аккордов), экзамен в форме открытого урока (без билетов), используя творческие задания (подбор, аккомпанемент по буквенным обозначениям, анализ периода), сделал итоговые испытания для детей интересными и наиболее полно раскрывающими полученный ими багаж знаний.

Большую помощь в подготовке к занятиям оказывает аудио-приложение к учебнику по сольфеджио Калмыкова, Фридкина.

В помощь к подготовке домашних занятий по сольфеджио мною была создана группа «До-Ре-Ми-Фа-Солька» в социальной сети ВК, где к каждому уроку выкладываются домашние задания с методическими рекомендациями в виде фотографий, аудио и видео записей.

Интересной формой в работе по сольфеджио являются олимпиады, в том числе дистанционные (Российская лига творческих инициатив «Вперед к успеху» организует творческие конкурсы для детей (всероссийская олимпиада «Квинтовый круг», международная олимпиада «DOREMI»)), центр Арт-образование (международная олимпиада по сольфеджио «Vivo solfeggio»), Свердловский мужской хоровой колледж (международная олимпиада по музыкальной грамоте и теории музыки «Четыре четверти»).