Методический доклад на тему "Музыка народа Абхазии"
Абхазская музыка славится уникальным стилем пения. Хорошо узнаваемое многоголосие известно далеко за пределами страны. Фольклорные абхазские песни относятся к древнейшим временам. В них раскрываются темы охоты и труда, а также элементы верований и культов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музыка народа Абхазии | 37.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ ДО
ДШИ №7
Методический доклад
на тему: «Музыка народа Абхазии»
Выполнила:
преподаватель – концертмейстер
Реутова М.В
Курск – 2018 г.
Содержание
Введение___________________________________________________3
Глава I. Музыкальный фольклор абхазов _________________________5
Глава II. Народные музыкальные инструменты _________________________6
Глава III. Развитие музыкальной культуры абхазов в XX в___________ 9
Литература__________________________________________________11
Введение.
Абхазская музыка славится уникальным стилем пения. Хорошо узнаваемое многоголосие известно далеко за пределами страны. Фольклорные абхазские песни относятся к древнейшим временам. В них раскрываются темы охоты и труда, а также элементы верований и культов.
Абхазия своим географическим положением, благодатным климатом издавна привлекала многочисленных завоевателей: греков, римлян, византийцев, арабов, турок и других. Бесконечные войны с иноземными захватчиками воспитали в абхазах чувство патриотического долга и послужили рождению в сознании народа образа народного героя «афырхаца» — героя из героев, наделенного лучшими качествами,определяющими национальный характер.
О жизни «афырхаца» — героя из героев — рассказывает цикл песен «О ранении». «Песни ранения» обычно исполнялись тяжело раненными на поле боя, с этой же песней на устах «афырхаца» нередко уходил из жизни, достойно выполнив свой священный долг перед отечеством.
К героическим песням относится и цикл песен под названием махаджирских. Одним из самых тяжелых последствий войн и жестоких репрессий в XIX столетии было насильственное и вынужденное переселение абхазов в Турцию. Трагические страницы истории оставили глубокий след в народном творчестве абхазов и послужили рождению цикла песен и легенд «Махаджиры». Настроением глубокого горя и тоски проникнуты эти печальные повествования.
Эта песня-колыбельная, которую мать пела своему мертвому грудному ребенку. Люди, обезумев от жажды, стали пить морскую воду. Первыми начали умирать дети. Они гибли, как мотыльки в ненастную ночь. Во избежание и так бушующих эпидемий и голода всех мертвых выкидывали в море. Среди женщин находилась одна вдова. Ребенок этой несчастной женщины заболел и вскоре умер, но мать продолжала баюкать его, прижимая к груди. Если приближались матросы, она запевала колыбельную песню: «Баюшки-баю, баюшки-баю, усни, мой сыночек». До Турции не доплыли тысячи махаджиров.
Одной из самых характерных черт абхазов является «аламыс» (совесть).«Нравственность у абхазов стоит высоко, родителей и старых высоко почитают» (К. Ган).Отсюда чувство долга, верность традициям. Так, следуя адату, абхазка на людях не могла изливать свои чувства, оплакивать сына, мужа. Интересно отметить тот факт, что в музыкальном фольклоре абхазов отсутствуют женские песни, за исключением колыбельных и причитаний. Все это в совокупности и определило преобладание героических песен в музыкальном фольклоре абхазов и характерную для них строгость звучания.
К героическому жанру относится и ряд охотничьих песен. Непроходимые густые леса, неприступные скалы, каменистые ущелья, бурные потоки рек, головокружительной высоты водопады способствовали воспитанию выносливости и мужества абхаза-охотника.
Одно из главных мест в пантеоне божеств абхазов занимают покровители леса и охоты Ажвейпшаа и Айергь.«Песня Айергь» исполнялась и во время грозы, эпидемий, когда тушили старые огни и зажигали новый священный огонь. Представления об Ажвейпшьаа сходны с представлениями о Мазитхе — покровителе лесов и охотников, которому в жертву приносится белый козел. Сам Мазитха представлялся «белотелым и белоруким», поэтому нельзя было стрелять в животных и дичь белого цвета. В лесу же нельзя было разорять гнезд, убивать то, что не едят(несъедобное), что вообще не нужно, также нельзя ругаться в лесу; у деревьев тоже есть душа и напрасно, без надобности, рубить деревья нельзя.Даже без дела с топором в лес ходить не нужно, т.к. деревья пугаются, стонут, жалуются Мазитха .Чтобы охота была удачной, исполняли пляски, имитирующие движения того или иного дикого зверя. Очень древнее зрелище у абхазов представляют «Медвежьи пляски», сопровождаемые одноименной песней.
1.Музыкальный фольклор абхазов.
Лирические песни .
Наряду с эпикой в песенном фольклоре абхазов определенное развитие получила и лирика, хотя она значительно уступает первой. Популярны были в народе (да и сегодня еще встречаются их образцы) своего рода поэтические состязания двух известных певцов, особенно сатириков, двух сел, двух околотков и т. д. Основным объектом сатирического или юмористического изображения становились зять и теща, сноха и свекровь и другие, нередко девушки или юноши соседних сел намеренно принижались, и, наоборот, свои сельчане наделялись необыкновенной добродетелью.
Обрядовые песни .
Это своеобразное театрализованное действие, длившееся несколько дней. Традиционная абхазская свадьба складывалась из целого ряда сцен, сопровождавшихся песнями, танцами, конными состязаниями и стрельбой в цель. Символическое значение имела свадебная песня «Уауредада» (в Гудаутской Абхазии «Радеда»), исполняемая по пути в дом невесты и в момент вступления невесты в дом жениха. Эта песня, как и обряд прохождения жениха и невесты под клинками священных шпаг, связана была с пожеланием молодым счастья и, в то же время, она как бы оберегала их от дурного глаза.
Архаичностью, строгостью звучания отличаются и траурные песни абхазов «Ауоу» и «Азар». «Ауоу» исполнялась на похоронах, когда умирал глубоко почитаемый последний представитель рода или семьи. «Азар» исполнялась на больших годовых поминках. С песней «Азар» трижды обводили лошадь вокруг могилы, после чего начинались скачки. В них принимала участие и лошадь покойного. Интересно отметить, что обычно лошадь чутко реагировала на звуки песни «Азар». Она начинала как бы стонать. Не случайно абхазы говорят, что «у лошади человеческая кровь». Яркие, колоритные картины быта абхазов воссоздают хороводные песни, составляющие основу национальной хореографии: «Шаратын», «Айбаркра», «Ауарашьа», происхождение которых связано с божеством, олицетворяющим солнце. В народной хореографии абхазов широко распространен массовый танец воинов на пальцах. «Несколько молодых абхазцев в просторных черкесках, стянутых в талии, с саблей, в мягких сапогах без каблуков, в высокой папахе, расширенной кверху, исполняли великолепные бешеные абхазские танцы. Певцы образуют хоровод. Деревенская свирель, барабан и хлопки в ладоши оживляют танцы»,— писал Ромэн Роллан.
2.Народные музыкальные инструменты.
В песенном творчестве широко представлен пастушеский фольклор. По преданию, пастухи были изобретателями абхазской свирели — ачарпына, уверяя, что под звуки «Песни кормления стада» скот лучше ест и дает много молока. Происхождение этого обряда связано с верой в сберегательную силу музыки. Ачарпын изготавливают из стебля зонтичного растения, обычно из борщевика, который по-абхазски так и называется - ачарпын. Инструмент впоследствии стали изготовлять из бузины, дикой моркови, тыквенного стебля, а также из ореховой веточки или хурмы. Мелодиями ачарпына отвлекали от страданий заболевшего пастуха, считая, что этим они отгоняют от него злых духов. На ачарпыне играли при совершении обряда вылавливания души утопшего или упавшего с утеса. При поисках трупа утопшего абхазы, идя вдоль берега реки, играли, на нем и, как считалось, у того места, где лежит в воде утопленник, ачарпын затихает.
Самобытностью отличаются и другие музыкальные инструменты абхазов такие как : аюмаа, ахымаа и апхьарца. Самым излюбленным инструментом является апхьарца.
Апхьарца – старинный двухструнный смычковый инструмент народов Абхазии и Адыгеи, неизменный атрибут военно-патриотического быта. Чаще всего использовался для исполнения историко-героических песен, эпосов, плачей и сказаний. Под его аккомпанемент абхазы ходили в военные походы, вдохновляясь на подвиги и свершения. Название инструмента сложено из двух составляющих: апхьа – вперед и рца – побудительный аффикс, и переводится дословно как «то, что побуждает идти вперед». Игрой на апхьарца сопровождались также религиозные и целительные обряды. Согласно традиции, играют на апхьарца исключительно мужчины. В древности апхьарца изготавливался самим поэтом-исполнителем. В ход шли подручные материалы. Так, например, для изготовления деталей корпуса могла использоваться виноградная лоза или корень плюща, а для струн – крепкие растительные волокна. Позже стали использовать ольху, липу, тополь, пихту, клен, сосну и деревья других пород, произрастающих на территории Абхазии. Примечательно то, что до наших дней инструмент дошел практически в неизменном виде. Как правило, на апхьарце играют сидя, держа инструмент вертикально, под небольшим наклоном, с упором в колени. Апхьарца - это аккомпанирующий инструмент, с ярким, запоминающимся тембром. Он превосходно подчеркивает красоту и уникальность народного абхазского двухголосого пения.
Широкое распространение в Абхазии получил грузинский четырехструнный щипковый инструмент чонгури, который абхазы называют ачамгур. У него усеченный внизу грушевидный корпус, который переходит в длинную узкую ручку. Сверху корпус накрыт деревянной декой с множеством маленьких звуковых отверстий. Струны из конского волоса, их строй зависит от лада исполняемого произведения. Звук извлекается бряцанием. Ачамгур – аккомпанирующий инструмент, играют на нем только женщины.
Аюмаа . Угловая арфа– аккомпанирующий струнно-щипковый инструмент, практически вышедший из употребления. Аюмаа представляет собой дугу из липового дерева, нависшую над корпусом. Корпус долбленный, имеет форму полуцилиндра. Сверху он накрыт деревянной декой, которая прикреплена к нему посредством небольших полосок кожи, переходящих с деки на корпус. Вдоль деки по средней линии проходит деревянная планка, в которой проделано 14 маленьких круглых отверстий. В них продеваются завязанные узлом концы струн и закрепляются деревянными колышками, которые вбиваются в эти отверстия. Струны аюмаа из конского волоса. Во время игры исполнитель кладёт инструмент на правое колено и указательным и средним пальцами обеих рук защипывает струны: правой – дискантовые, левой – басовые. Звукоряд диатонический, звуки тихие, мягкие.Аюмаа служила главным образом для аккомпанемента при исполнении исторических и военных песен. Народная аюмаа вышла из употребления; вместо неё применяют усовершенствованные образцы с 15 шёлковыми струнами, дающие хроматический звукоряд в объёме ноны.
Ахымаа. Ахымаа представляет собой трапециевидную раму, пересеченную по центру перпендикулярно основаниям деревянной планки, под которой установлен корпус. Музыкальный инструмент Ахымаа согласно легенде возник как орудие для излияния горя. В легенде говорится, что отец, убивший случайно своего сына, натянул конские волосы на корыто, в котором купали в детстве ребенка. Конец этого корыта, приспособленный для изголовья, был расширен. На нем было три ручки, почему и назвали этот музыкальный инструмент ахымаа, что означает в переводе с абхазского «трехручье». Ахымаа изготавливают из липового дерева. Струны ахымаа из конского волоса.
К ударным инструментам относятся все те, из которых звук извлекается ударом по звучащему телу. Наиболее часто для этого и сейчас абхазы употребляют руки. Такой способ извлечения звука называется «Анапыеинкяра», что значит в переводе на русский язык «рукоплескание». К самозвучащим ударным инструментам абхазов относятся различные виды трещоток, например, акяпкяп с толстой рукояткой; ачыжь, применявшаяся во время танцев – ореховая квадратная рама, насаженная на толстую ручку граненную; аинкьага(хлопушка) – Он представляет собой 12 деревянных скрепленных пластинок (из инжира) в форме лопаток, одна из которых оканчивалась узкой округлой ручкой. Ныне сохранились только 2 пластинки: основная — с ручкой и вторая — без ручки. При исполнении аинкьага держали за ручку и путем резкого или плавного движения руки получали удары различной силы и разного ритмического рисунка. Применяли её для аккомпанемента танцам.
«Адаул» — сигнальный инструмент в виде одностороннего барабана. Это деревянный гнутый каркас из драни, с натянутой мембраной из козьей кожи. Кожу предварительно выдерживали в воде, а потом сушили на солнце. На деревянном каркасе просверливали отверстия. Играют на адауле разными приемами – пальцами и ладонями обеих рук, тем самым получают различные ритмы. Барабан – адаул широко используется в различных народных ансамблях Абхазии.
3.Развитие музыкальной культуры абхазов в XX в.
Музыкальный фольклор абхазов — значительная часть духовной культуры — был бережно принят Советской властью из рук народа. В 1925 году постановлением Высшего экономического Совета ЗСФСР Наркопросу Абхазии из резервного фонда Заксовнаркома было ассигновано 7 тыс. рублей. Из этой суммы по личному распоряжению Председателя Совнаркома Абхазии Н. Лакоба 2 тыс. рублей были отпущены на приобретение фонографа для записи абхазских народных песен. Так началась работа по собиранию, изучению и сохранению для потомков музыкального богатства, которое веками создавалось народом.
Первая экспедиция по записи народных песен абхазов была организована крупнейшим знатоком музыкального фольклора К. Дзидзария и композитором К. Ковачем. Последний из собранных песен составил два сборника: «101 абхазская народная песня» и «Песни кодорских абхазцев».
В 1930 году начинает работать абхазский государственный музыкальный техникум. Директором техникума стал К. Ковач, завучем — О. Димитриади, ставший впоследствии выдающимся дирижером с мировым именем. В период основания музыкального техникума и в последующие годы в нем работали выпускники Петербургской, Московской и Тбилисской консерваторий А. Касторский, М. Вепрейская, А. Позднеев, Анна и Мария Бубновы, М. Разумовский, Н. Сыроежин, М. Ливенцова, Ш. Горгадзе, В. Зиздо-Эмухвари.
При техникуме был открыт этнографический сектор, организованы струнный квартет, вокальный мужской квартет, духовой оркестр, а в 1933 году — Государственный симфонический оркестр, руководителем которого стал К. Ковач.
В 1930 году был организован Государственный этнографический хор, руководимый П. Панцулая. Очень быстро концерты хора принесли всенародную любовь и славу высокопрофессиональному коллективу. Блестящий музыкант, патриот, общественный деятель, П. Панцулая свято служил искусству, но недолго продолжалась жизнь этого замечательного человека. Репрессии 1937 — 1938 годов уничтожили талантливую молодежь, в том числе и Платона Панцулая, с гибелью которого навсегда прекратилась так блестяще начатая деятельность хорового коллектива.
В эти же годы перестал функционировать и Государственный симфонический оркестр Абхазии и лишь в 60-е годы он вновь возродился. Руководителем оркестра стал Л. Джергения. В 1966 году была организована Государственная хоровая капелла Абхазии. В настоящее время в Сухуми, кроме Государственного музыкального училища и культпросветучилища, работает пять музыкальных школ. Открыты они и во всех городах, и в некоторых селах Абхазии.
Не только в нашей стране, но и за рубежом известны Государственный заслуженный ансамбль песни и танца Абхазии, Государственный ансамбль танца «Шаратын», лауреат международной премии «Золотой Орфей» этнографический ансамбль долгожителей Абхазии «Нартаа». Пропагандистом народного творчества стал и певчий ансамбль народных инструментов «Гунда».
В 1971 году в Абхазии был создан Союз композиторов, в состав которого вошли: А. Чичба, Р. Гумба, М. Берикашвили, К. Ченгелиа, Т. Аджапуа, Л. Чепелянский, П. Петров, В. Чкадуа, музыковеды С. Кецба, Н. Церетели, М. Хашба.
Хорошо известны музыкальной общественности Абхазии произведения А. Чичба, Р. Гумба, М. Берикашвили, В. Чкадуа, Л. Чепелянского, К. Ченгелия, П. Петрова и Т. Аджапуа. Песни, кантаты, оратории, симфонические картины, поэмы абхазских композиторов вскормлены неиссякаемым источником народной музыки. Определенную лепту в развитие музыкальной культуры Абхазии внесли и композиторы-мелодисты И. Лакербай и И. Кортуа.
На абхазских мелодиях построены симфоническая картина «Азар» Ш. Мшвелидзе, симфоническая картина «Озеро Рица» А. Баланчивадзе, оперы «Мзия» А. Баланчивадзе и «Аламыс» Д. Шведова. Обе оперы написаны на либретто М. Лакербай. Музыкальный фольклор абхазов составляет основу миниатюр для струнного оркестра С. Цинцадзе и О. Тевдорадзе.
Продолжается и научное изучение музыкального фольклора. В 1976 году вышли в свет монография Инны Хашба «Абхазские народные музыкальные инструменты», получившая широкое признание, а в 1988 году опубликованы два сборника народных песен В. Ашуба и И. Шамба.
Список литературы:
По материалам И. Хашба. Монография «Абхазы», отв. ред. Ю. Д. Анчабадзе, Ю. Г. Аргун, 2007 г.
По материалам книги М.М.Хашба "Жанры абхазской народной песни", Сухум, 1983
https://news.rambler.ru/diy/38718416-abhazskie-natsionalnye-instrumenty/?updated
https://news.rambler.ru/diy/38718416-abhazskie-natsionalnye-instrumenty/?updated
http://abkhazia-apsny.ru/music-abkhazii.html
http://www.arrivo.ru/abhaziya/muzyka-abhazii.html
http://interesno-vse.ru/?p=11352
http://mus-instruments.ru/musical-instruments/strings/ayumaa/
http://mysoulcountry.ru/abkhaziya/o-strane/kultura-abkhazii
Р. А. Ханаху гурипп «Адыгея»